Научная статья на тему 'Наука на экономическом факультете: прошлое, настоящее и будущее'

Наука на экономическом факультете: прошлое, настоящее и будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука на экономическом факультете: прошлое, настоящее и будущее»

ВЕСТН. МОСК УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2005. № 1

НАУКА НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ:

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

I. Экономическая наука в Московском университете

Сегодня уже никто не подвергает сомнению тот факт, что успешное функционирование всех сфер жизнедеятельности общества напрямую зависит от развития инновационных технологий, причем в динамике эта зависимость экономики от науки становится все сильнее и очевиднее1. Однако следует заметить, что инновационный цикл проходит несколько этапов, а начинается не с производственных технологий и рыночных товаров, а с фундаментальных исследований, т.е. исходным этапом инновационного цикла является фундаментальное открытие.

Следующий этап цикла нововведений — прикладная наука. На этом этапе выясняется возможность и целесообразность использования фундаментального результата в практической сфере. В нашей области это связано с моментом апробирования теории в виде спецкурсов, далее — в виде учебных дисциплин, а также с написанием учебников по новому экономическому направле-нию2, что способствует обогащению экономических знаний. В этом суть неразрывности науки и образования.

Образование в его неразрывной, органической связи с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства. Следует отметить, что в этом процессе основную роль играет человек и собственно его интеллектуальный капитал.

Теория человеческого интеллектуального капитала явилась результатом приложения принципов экономической теории к проблемам экономики образования, здравоохранения и культуры. Суть ее в том, что вложения в образование создают "интеллектуальный человеческий капитал", подобно тому как затраты на оборудование и материалы создают "материальный физический капитал".

1 Инновации обрели характер каскадов, а их диффузия в обществе протекает намного быстрее, чем раньше. К примеру, четверть населения США имела автомобили через 35 лет, телефон — через 39 лет после их изобретения, персональным компьютером четверть населения страны обзавелась уже за 18 лет, мобильными телефонами — за 13 лет, а к сети Интернет подключалась всего за 7 лет.

2 Абдулов А.Н. Проблемы развития инновационной экономики в Российской Федерации // Россия и современный мир. 2004. № 1 (42). С. 25—62.

Одной из основных проблем, которая в настоящее время стоит перед экономикой России, является проблема преобразования богатства, полученного от эксплуатации природных ресурсов, в инвестиции, в том числе и в инвестиции в интеллектуальный человеческий капитал, базирующийся на знании. Ее решение во многом определяется потенциалом системы образования в целом и в частном аспекте3. Остановимся на частном аспекте — истории появления экономической науки в университете и на факультете, ее состоянии и будущем.

Традиции. В Московском университете 200 лет назад впервые в России началось преподавание экономических дисциплин и была организована кафедра политической экономии. Двухсотлетний период позволяет говорить об определенных традициях. Прежде всего это тесная связь с международным научным сообществом. Это, в частности, проявляется и в том, что уже на раннем этапе экономические науки в Московском университете развиваются на основе наиболее передовой в то время концепции А. Смита. Пропагандистами ее выступают профессора И.А Третьяков и С.Е. Десницкий, которых можно назвать учениками Смита. Связь с международными научными кругами проявляется и в широком привлечении в университет зарубежных ученых-экономистов.

Следует отметить высокий авторитет экономической науки в Московском университете. Это в известной мере определяет и высокий рейтинг университета в стране и мире. Экономическую науку в нашем университете представляли ученые с мировым именем: И.В. Вернадский и И.К. Бабст, А.И. Чупров и Н.А. Каблуков. В достаточно сложные периоды истории МГУ его ректорами работали профессора-экономисты А.А. Мануйлов и И.Д. Удальцов. Одна из характерных черт экономической науки в МГУ — особое внимание к проблемам фундаментальной экономической теории. Не случайно МГУ — один из первых вузов страны, где открылся экономический факультет с подобной ориентацией4.

Для экономического факультета МГУ всегда было характерно тесное единство фундаментальности в развитии экономической теории и в образовании. Эти два аспекта взаимно питают и обусловливают друг друга.

3 Семеко Г.В. Образование как фактор экономического роста // Экономические и социальные проблемы России. 2004. № 2. С. 105—138.

4 См.: Груневеген П. "Политическая экономия" и экономическая наука. Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. М., 2001. С. 680—688; Глин Эн. Марксистская экономическая теория // Там же. С. 529—542.

Наконец, нельзя не сказать о постоянной нацеленности экономической науки в МГУ на анализ и решение наиболее актуальных проблем российской действительности. Это важная черта, связанная во многом с тем, что условия экономического развития России существенно отличались от условий Запада, откуда, как правило, черпались передовые экономические идеи. Их учет предполагал обязательное внесение известных корректив, отражающих специфику российской реальности и исторические традиции России. Сочетание общего и особенного в российской экономической науке — ее характерный признак и условие эффективности.

Некоторые современные проблемы развития экономической теории. Развитие экономической теории должно происходить на базе адекватного отражения экономической деятельности. Последняя выделяется в совокупности различных сфер общественной деятельности человека. Экономическая деятельность — особая и определяющая сфера в жизнедеятельности людей. Это единственная сфера, в которой происходит непосредственное взаимодействие человека с природой. В этом смысле в экономической деятельности выделяются две стороны: 1) преобразующая, технико-технологическая сторона, которая реализуется в определенных результатах, совокупности благ, и 2) отношения между людьми по присвоению и использованию полученного "результата" для удовлетворения своих потребностей (экономические или производственные отношения)5.

Несколько слов следует сказать об адекватности (или наоборот — неадекватности) экономической теории своему объекту — экономической деятельности применительно к актуальным российским проблемам, которые, конечно, вырастают из экономических преобразований последних лет. Неадекватность проявила здесь свое негативное воздействие следующим образом. Преобразования предполагали опору на соответствующую теорию переходной экономики, но таковая теория отсутствовала6. В этой связи была использована теория рыночной (зрелой) экономики, конечно, не отвечающая условиям России. Любопытно, что в наше время до известной степени повторилась ситуация полуторавековой давности. Тогда идеи А. Смита, поддержанные многими российскими экономистами, также не были адекватны реалиям российской экономики. Следствием этого стало стремление "расширить" его

5 См.: Радаев В.В. Важное условие развития экономической теории // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2004. № 3.

6 См.: Кушлин В. Диапазон стратегических решений // Экономист. 2004. № 10. С. 3—11.

теорию за счет дополнительных — неэкономических — факторов. Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас. Отсюда недостаточный учет определяющей роли экономической деятельности не только в экономической теории, но и в современной экономической политике. В результате не получают приоритетного значения такие доминирующие факторы новой экономики, как наука, образова-

7

ние, здравоохранение7.

Политика "спасательных кругов" — решение краткосрочных проблем — оставляет в стороне фундаментальное требование экономики: необходимость общей структурной перестройки российской экономики при существенном увеличении в ней удельного веса наукоемких производств, высокотехнологичного комплекса. Обеспечиваемый сегодня экономический рост не отвечает требованиям качественного, эффективного роста, консервирует прежнюю нединамичную структуру экономики. К сожалению, не учитываются и такие простые "классические" факторы роста и совершенствования структуры, как широкое использование возможностей внутреннего совокупного спроса, а также быстрое развитие мелкого и среднего бизнеса и т.д.

В связи со сложившейся ситуацией важно обратить внимание на следующий момент. На протяжении длительного периода и особенно в последнее десятилетие в нашей науке фактически игнорируется проблема роста производительности и качества труда, повышения его интеллектуального уровня. Решение этой проблемы имеет большое практическое значение. Без него невозможно представить структурные преобразования экономики и придать новое качество экономическому росту. Если экономический рост не будет опираться на качественные изменения в характере и производительности труда, единственной базой роста останется наращивание сырьевой компоненты, но только при благоприятной конъюнктуре мирового нефтяного рынка. В таких условиях нельзя надеяться на удвоение ВВП в ближайшие годы.

В современных условиях серьезным недостатком многих разработок ученых становится недоучет исторического подхода, господство статического подхода в экономическом анализе и преобладающее рассмотрение явлений в краткосрочной перспективе. Серьезнейшим недостатком многих экономических исследований представляется принцип методологического индивидуализма и трактовка индивида как рационального максимизатора. Снятие этих недостатков позволит обогатить экономическую теорию и

7 См.: Селезнев А. Институциональные формы науки // Экономист. 2004. № 9. С. 24—36.

более четко определить место политической экономии и экономической науки в целом в историческом развитии человечества.

До настоящего времени наш факультет избегал крайностей, связанных с односторонним взглядом на экономическую реальность, когда за нее выдаются некие субъективные представления или модели. Формы такой подмены достаточно хорошо известны. Это концентрация теории и практики исключительно на рыночной экономике, между тем как современная экономика давно уже стала смешанной и реализует рыночные принципы при активизации роли государства в решении экономических задач и усилении социальной ориентации. Это и денежный фетишизм, который всем отношениям в обществе приписывает рыночный характер, подменяет предмет и метод экономической теории произвольными конструкциями, благодаря чему он размывает предмет и метод экономической теории. Разноплановый новый импульс последнему явлению придали современные информационные технологии по мере их проникновения в сферу финансовых спекуляций. Это, наконец, исключительное внимание к неоклассической версии рыночной экономики. Эволюция данного направления также чревата размыванием понятийной четкости экономической теории.

Исследования последних лет подтверждают тот факт, что западная модель развития начала постепенно подрывать свои собственные устои. Если эта тенденция сохранится, то в течение текущего столетия данная модель подорвет устои всеобщего развития на Земле. Вопрос в том, сумеет ли человек найти способ для поддержания устойчивого развития экономики? Поиском этого способа заняты многие ученые в мире, в том числе и ученые нашего факультета.

Продолжая 200-летнюю традицию развития экономической науки в МГУ, ученые факультета направляют свои усилия на поиск эффективного решения теоретических и практических проблем социально-экономического развития России в условиях глобализации и информатизации мирового хозяйства, поставленных реальной жизнью.

Значительное внимание учеными факультета уделяется изучению постиндустриального информационного общества и возможностей его построения и развития в России.

Научные школы экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Обращение к богатому научному наследию ученых-экономистов прошлого, сохранение преемственности фундаментального научного знания на нашем факультете создают плодотворную почву для исследований. Роль фундамента системы экономических знаний всегда принадлежала и продолжает при-

надлежать политической экономии. Исторически она всегда отличалась существованием различных школ и направлений, многообразие которых отражало сложность предмета изучения — реального развития экономической деятельности. Усложнение совокупности процессов и явлений в экономике способствует как росту значения экономической теории, так и появлению все новых отраслей экономической науки. Конструктивное взаимодействие и взаимообогащение различных подходов и научных школ является предпосылкой для объективного и всестороннего изучения реальности, способствующего эффективному использованию фундаментальных научных разработок и рекомендаций в практике управления экономикой.

За период существования факультета в стенах Московского университета сформировалось около десятка научных школ: школы профессора Н.А. Цаголова (политическая экономика), академиков В.С. Немчинова—С.С. Шаталина (математические методы анализа экономики), профессоров Д.И. Валентея (системное исследование народонаселения), С.К. Татура (хозяйственный расчет, учет и комплексный экономический анализ), академиков А.И. Анчишкина (прогнозирование экономических процессов) и Т. С. Хачатурова (экономические проблемы природ опользова-ния), и др.

Первой отличительной особенностью этих школ является анализ и объяснение закономерностей воспроизводственных процессов в области населения, экономики, экосистем через условия и формы их развития. Второй отличительной особенностью этих школ следует считать программно-целевой подход к проведению активной социально-эколого-экономической политики, который в настоящее время стал общепризнанным. Третья отличительная особенность этих школ — их международная значимость. И наконец, четвертой отличительной особенностью является соединение науки и образования в единый учебно-научный процесс на факультете.

Традиции школ продолжают развиваться как в области фундаментальных исследований, так и в сфере современной практической жизни на уровне микро- и макроэкономических процессов, тем самым содействуя развитию экономической науки и внедрению в практику хозяйствования предприятий новых форм и методов управления ими.

Основные направления научно-исследовательской работы. В свете исторических традиций и новых, современных требований к развитию экономической науки мы рассматриваем и основные направления научно-исследовательской деятельности на нашем факультете. Думается, что в ряду важнейших направлений этой

деятельности ведущее место закономерно занимают следующие: развитие методологии и экономической теории на основе системного анализа исторической и современной реальности; глобализация мирового хозяйства и Россия; вопросы институциональной организации экономических систем; разработка российской модели рыночной экономики. Среди актуальных современных проблем все возрастающее значение на факультете приобретает и анализ развития человеческого потенциала в России.

По первому направлению НИР сотрудниками факультета — представителями названных школ разрабатывалась теория переходной экономики. При этом трансформационные процессы в России оценивались в контексте мирового экономического развития. Выявлены объективно необходимые тенденции глобализации мировой экономики на пороге постиндустриальной эпохи и перспективы России в этом процессе. Раскрыты противоречивость российского трансформационного процесса, разрушительные результаты ошибочных решений в области экономической политики и выработаны рекомендации перспективного экономического раз-вития8.

На основе системного метода разрабатывалась модель формирования новой социально-экономической системы российской экономики. Выявлены и систематизированы органические и гетерогенные факторы становления новой системы, их связь с социально дифференцированными интересами. Сделаны теоретические выводы о том, что перспективный вектор развития России связан со слоями общества, заинтересованными в технологическом прогрессе. Гетерогенные интересы реализованы в необоснованном присвоении общественного богатства (собственности), в паразитических формах присвоения доходов и криминализации экономики.

По второму направлению в центре внимания находились исследования глобальных процессов мирового развития, проблемы становления постиндустриального общества с его социально-экономическим содержанием и последствиями. Результаты работ в рамках данного исследовательского направления сопровождались выводами применительно к России и были нацелены на выработку прогнозных оценок и рекомендаций перспективного технологического развития России. Вместе с тем были сформулированы

8 Кафедре политической экономии — 200 лет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2004. № 3; Экономическая теория: исторические корни, современная роль и перспективы развития // Российский экономический журнал. 2004. № 5—6. С. 50—55.

предостерегающие прогнозы возможного технологического отставания и сырьевой деформации российской экономики.

На основе исследования тенденций мировой экономики было также сформулировано положение об особом историческом этапе развития современного рыночного хозяйства. Обоснована концепция разработки курса экономической теории на основе идей:

а) "социального человека" вместо "экономического человека";

б) органической целостности экономической системы.

В рамках третьего направления в процессе исследования темы "Административные барьеры в экономике: институциональный анализ" разработаны типология и классификация административных барьеров, способы их идентификации. Выявлена цикличность в формировании, эксплуатации и разрушении административного барьера. Разработана схема разрушения административного барьера и на ее основе — схема программных мер по дебюрократизации экономики.

В рамках социальных тем на основе современных методов экономико-математического моделирования разработаны рекомендации по позиции Российской Федерации на переговорах по вступлению России в ВТО в области сельского хозяйства. Оценены возможные последствия присоединения к ВТО с учетом различных сценариев в целом для всей экономики, а также для отдельных отраслей агропромышленного комплекса.

Подготовлены рекомендации по использованию позитивных возможностей и преодолению негативных последствий присоединения России к ВТО.

По теме "Экономическая политика на втором этапе перехода к рыночной экономике" определены исторические условия развития инновационного процесса в экономике до уровня формирования национальных инновационных систем как целостного инновационного воспроизводственного контура, охватывающего все звенья воспроизводственного процесса, показаны основные различия между национальными инновационными системами в плановой и в рыночной экономиках, установлены причины и формы распада национальной инновационной системы плановой экономики и перспективы формирования национальной инновационной системы, основанной на рыночной экономике, выяснены основные проблемы формирования национального инновационного контура в российских условиях, показаны корни "затяжки" с формированием такого контура и возможные методы преодоления возникших трудностей.

Инновационная экономика базируется на новом технологическом укладе, в основе которого лежит всемерное стимулирование научно-технологического прогресса и повышение инновационной

активности, опережающее развитие приоритетных направлений научно-технического прогресса.

Задачи экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Стратегическая задача для факультета — усилить лидерство в этих научных направлениях и на этой основе поддерживать высокую конкурентоспособность в сфере экономического образования.

Актуальность научных исследований определяется необходимостью опережающего повышения конкурентоспособности факультета на рынке образовательных услуг. Конкуренция в этой области стала реальностью, и она будет усиливаться. Имеющиеся пока авторитет и популярность экономического факультета объясняются унаследованными и благоприобретенными факторами. Унаследовано статусное положение университета с мировым именем и признанием, которые добыты в основном усилиями естественных факультетов. Перестройка содержания образования в основном осуществлена за счет заимствованных курсов. Это был необходимый период первоначального накопления знаний в области рыночной экономики. Осваивались зарубежные курсы по зарубежным учебникам. Но этот период не может продолжаться долго. Более того, длительное почивание на чужих материалах и методиках может обернуться утратой авторитета и снижением престижа факультета.

Сейчас факультет находится на пороге новых инициатив, которые должны носить уже не вторичный и имитационный характер, а характер опережающих инноваций. Для этого созрели некоторые объективные и субъективные предпосылки:

1. Экономика России выходит из рецессионного состояния, и необходимы новые научные исследования и учебные курсы, посвященные содержанию, особенностям, модели и структуре национальной экономики.

2. Ведущие страны с рыночной экономикой переживают период стагнации и локальных кризисов. В них усилились поиски ответов на вызовы современных проблем национальной и мировой экономики.

3. В России и за рубежом усиливается критика основ неоклассической теории. Чаще стали появляться оценки ее кризиса и заявки на создание новой экономической теории.

4. Коллективы кафедр набрались опыта освоения зарубежных учебников, глубоко изучили российскую экономику, владеют методологией не только неоклассического, но и классического анализа.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что имеется не только необходимость, но и возможность организации на факультете упреждающих научно-исследовательских работ, которые

будут питать учебный процесс новыми и оригинальными материалами. Именно новые и оригинальные научно-исследовательские результаты и созданные на их основе учебно-методические материалы в состоянии реализовать девиз факультета: "Образование и достоинство". Образование по заимствованным программам, схемам, учебникам и материалам является достоинством любого учебного заведения. Но только выработка нового знания является безусловным достоинством учебного заведения, претендующего на лидерство в экономическом образовании. Кафедральная организация научной и учебной работы обеспечивает организационно-структурную базу для развертывания работ по выработке новых знаний и их использованию в учебном процессе.

В связи с этим мы должны обеспечить поиск приоритетов в едином образовательном и научном процессе, как об этом было сказано в Концепции участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки и образования, которая была обсуждена на факультете. Мы должны определить, на какие научные разработки какие деньги можно потратить, чем рациональнее заняться нам, что у нас получается лучше всего. Сложив все это, мы получим точные приоритеты развития.

Выводы. Весь опыт последнего столетия подтверждает, что на роль лидера в социально-экономическом развитии всегда претендовали страны, имеющие наиболее высокий уровень образования, науки, здравоохранения, культуры. Снижение темпов роста производства в России парализовало спрос на научные исследования и разработки, резко снизилась роль науки и научного обслуживания. Десятки и сотни тысяч научных сотрудников и инженеров были вынуждены переквалифицироваться в "челноков" и "брокеров".

Нельзя допустить, чтобы были утрачены те серьезные и далеко не полностью использованные заделы и возможности, которыми располагает наша страна. Поддержание и умножение научного потенциала России обходится сегодя крайне дорого, требует от общества огромных ресурсов. Но без этого потенциала нет и не может быть инновационного общества, независимого государства, способного к быстрому саморазвитию в современной весьма сложной геополитической и экономической обстановке. Можно сравнительно легко восполнить потерю части экономического потенциала, но нельзя рассчитывать на регенерацию, когда речь идет о фундаментальной науке, системе воспроизводства интеллектуальной элиты и высококвалифицированных кадров, об их социальном статусе. Интеллектуальная рента может быть превращена в фундаментальный источник социально-экономического

развития страны. Поэтому настоятельной представляется необходимость подвергнуть многостороннему обсуждению ближайшие перспективы восстановления и умножения научного потенциала как отдельных структур, так и страны в целом. Имеются в виду, главным образом, условия и формы организации исследований с учетом преемственности и исторического опыта9.

При написании данной части статьи использовались материалы многих сотрудников экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в частности А.А. Пороховского, К.А. Ху-биева, Э.П. Дунаева, С.В. Киселева, А.А. Аузана, Н.П. Иващен-ко, Е.Н. Жильцова, М.М. Крюкова и др..

II. Научно-исследователькая работа на экономическом факультете в период 1999—2004 гг.

Как реализуют названную выше стратегическую задачу ученые нашего факультета, используя современные способы финансирования и организации НИР?

Гранты. Учеными факультета только за период с 1999 по 2003 г. проведены научно-исследовательские работы по 95 грантам и 49 договорам и контрактам со сторонними организациями, в том числе по 14 международным. Была продолжена зародившаяся на факультете практика предоставления на конкурсной основе факультетских грантов для проведения перспективных научно-исследовательских работ. Ежегодно гранты экономического факультета получают 6—8 проектов.

При поддержке научно-исследовательских грантов экономического факультета был подготовлен целый ряд монографий, а также кандидатских и докторских диссертаций, впоследствии успешно защищенных. Это свидетельствует о высокой научной эффективности грантов факультета.

Особо следует отметить тот факт, что работы, выполненные в рамках проектов, отмеченных грантами факультета, легли в основу многих учебников и учебных пособий. Это один из важных путей решения проблемы создания собственной оригинальной учебной литературы. Таким образом, и здесь проявился характерный для нашего факультета принцип единства научно-исследовательского и учебного процессов.

По результатам конкурса междисциплинарных научных проектов МГУ им. М.В. Ломоносова в 2001 г. были утверждены два

9 Здесь и далее речь идет в основном о вузовской науке, не касаясь академической и отраслевой науки, которые играют огромную роль в общем развитии человечества на Земле. Более подробно об этой роли написано в статье М. Чемода-нова "Наука и государство" (Экономист. 2004. № 9. С. 17—23).

междисциплинарных проекта экономического факультета: 1. "Динамика населения России и ее регионов на рубеже веков: социально-экономические и биологические проблемы и перспективы" (руководитель проекта проф. В.А. Ионцев); 2. "Применение инструментов нелинейной динамики в экономике" (руководитель проекта проф. Ю.Н. Черемных).

Временные творческие коллективы. За указанный период проводилась работа по формированию межкафедральных временных творческих коллективов. В частности, был сформирован межкафедральный временный творческий коллектив по теме "Эволюция экономической роли государства в рыночной системе России" под руководством профессора А.А. Пороховского. Результатом этой работы стала монография "Рыночная система России: эволюция экономической роли государства", авторы которой поднимают актуальные проблемы повышения экономической эффективности деятельности государственных институтов в условиях наступившего XXI столетия.

В 2002 г. проводилась научно-исследовательская работа по двум межкафедральным временным творческим коллективам: 1. "Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России" (научный руководитель проф. В.П. Колесов); 2. "Неоэкономика: постиндустриальный мир России" (научный руководитель проф. А.В. Бузгалин).

Исследование проблем глобализации объединило представителей более десяти кафедр, результатом работы стала монография "Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России", вышедшая под редакцией В.П. Колесова (40 п.л.).

Результатом работы межкафедрального ВТК "Неоэкономика России" явилась публикация аналитического доклада проф. А.В. Буз-галина "Шансы России в глобальной неоэкономике" и монография проф. Э.П. Дунаева, проф. А.И. Колганова, Т.К. Кондра-шовой "Формирование структурных сдвигов, обеспечивающих движение России к неоэкономике".

В 2003 г. вышла в свет монография "Экономические проблемы природопользования на рубеже XXI века" под редакцией проф. К.В. Папенова. В ней рассматриваются формы прямого, косвенного и смешанного регулирования экологического поведения человека. Данная работа является итогом многолетнего труда кафедры экономики природопользования и лаборатории экономических проблем природопользования в рамках названных научных тем исследований не только на факультете, но и за его пределами. Достаточно сказать, что из почти пятидесяти членов авторского коллектива монографии 50% составляют ученые различных сторонних организаций.

Таблица

Количество защит кандидатских и докторских диссертаций с 1994 по 2004 г.

Год Кандидатские Докторские Итого

1994 66 12 78

1995 68 10 78

1996 39 10 49

1997 56 5 61

1998 45 13 58

1999 62 11 73

2000 93 19 112

2001 59 18 77

2002 60 9 69

2003 62 16 78

2004 82 11 93

ИТОГО 692 134 826

Защиты диссертаций. В настоящее время на экономическом факультете работает 8 советов по защитам докторских и кандидатских диссертаций:

— Д 501.001.08 Экономика и управление народным хозяйством (К.В. Папенов);

— Д 501.001.10. Финансы и денежное обращение (В.И. Рыбин);

— Д 501.001.17 Экономика и управление народным хозяйством (E.H. Жильцов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Д 501.001.18 Бухучет, статистика (А.Д. Шеремет);

— Д 501.001.23 Экономическая теория (А.А. Пороховский);

— Д 501.001.35 Математические и инструментарные методы экономики (М.В. Грачева);

— Д 501.002.03 Мировая экономика (М.В. Кулаков);

— Д 501.002.03 Экономика и управление народным хозяйством (О.С. Виханский) (табл.).

С 1994 по 2004 г. на экономическом факультете было защищено 826 диссертации (в том числе 692 кандидатских, 134 докторских). Сотрудниками факультета было защищено более 15 диссертаций.

Центральной научной проблемой, которая в той или иной степени рассматривалась в большинстве представленных советом диссертационных работ, является проблема экономики и управления народным хозяйством в рамках названных пяти направлений по 28 темам.

Практические результаты. Среди работ, выполненных на факультете и реализованных в практической области, следует отметить использование результатов НИР кафедры учета, анализа и аудита при подготовке нового плана счетов вневедомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета; программы

аттестации профессиональных бухгалтеров Аттестационной комиссией Минфина РФ; проекта федерального закона "Об аудиторской деятельности". В 2003 г. за личный вклад в развитие аудита и в связи с 10-летием государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации зав. кафедрой, проф. А.Д. Шеремету была объявлена благодарность Министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина.

За период с момента создания издательства "ТЕИС" ежегодный объем публикаций составил до 800 п.л. Общий объем публикаций за последние пять лет: монографии — 165 п.л., научные сборники — 115 п.л., учебники и учебные пособия — 175 п.л. В журналах "Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика", "Альманах", а также в "Сборнике научных трудов" ежегодно публиковалось более 50 статей.

Место экономического факультета в МТУ им. М.В. Ломоносова. В лаборатории экономического образования (руководитель лаборатории доцент Л.А. Карасева) разработана методология расчета агрегатных показателей оценки результативности учебной и научной работы, которая апробирована на базе данных по всем факультетам МГУ за 2000—2002 гг. Из общего числа учебных подразделений для проведения углубленного исследования выделены основные факультеты, от эффективной деятельности которых зависит результативность учебной и научной работы университета в целом. Число таких подразделений — 21. Их доля в общей численности научно-педагогических кадров МГУ составляла в 2000 г. 85,5%, увеличившись к 2002 г. до 86,3%.

К числу лидеров по показателям аспирантуры в последние годы следует отнести экономический факультет, который в 2001 г. был вторым, а в 2002 г. — третьим в рейтинге по рассматриваемому индексу.

Расчет результативного индекса научной деятельности в 2002 г. показал, что экономический факультет занял второе место среди всех подразделений Московского университета.

Анализ отдельных составляющих результативного индекса научной деятельности показывает, что максимальное значение индекса объема выполненных НИР увеличилось в 2002 г. по сравнению с 2000 г. почти на 25%.

Объем научных публикаций экономического факультета выше среднего уровня на гуманитарных факультетах. Экономический факультет в 2000—2001 гг. по этому показателю был на четвертом месте. В 2002 г. экономический факультет имел высокий рейтинг (третье место) по объему опубликованных монографий, учебников и учебных пособий. Рейтинг факультета по данному показателю за последние три года остается стабильным.

Уровень участия в конференциях также высок на философском, экономическом, физическом, геологическом, географическом факультетах. В 2002 г. экономический факультет по этому показателю занимал вторую позицию.

Лидером в области выполнения международных проектов в 2000—2001 гг. был факультет государственного управления, а в 2002 г. — факультет наук о материалах. В 2002 г. на второй позиции по этому показателю был экономический факультет, при этом уровень участия в международных проектах на нашем факультете был значительно выше среднего.

Международный проект. В 2002 г. результативный индекс научной деятельности на экономическом факультете МГУ превысил средний университетский уровень в 2 раза. В 2000 г. он составлял 86% от среднего уровня, а в 2001 г. — 90%. Высокое значение данного показателя в 2002 г. было обусловлено активным участием преподавателей и сотрудников факультета в научных конференциях, а также выполнением большого объема работ по международным проектам и грантам.

Так, например, в 2000—2004 гг. экономический факультет работал по проекту "Совершенствование высшего экономического образования в МГУ". Проект финансировался Всемирным банком и Правительством РФ. Непосредственным исполнителем проекта стал Национальный фонд подготовки кадров. Учебники, подготовленные в рамках проекта, уже начали выходить в издательстве "ИНФРА-М". Каждый учебник является частью учебно-методического комплекса, включающего также подробную учебную программу, календарный план, набор тестов, задания для самостоятельной работы, хрестоматию и зачастую пособие для преподавателей. Издаваемые учебные пособия и учебники полностью охватывают базовые экономические и управленческие дисциплины, изучаемые на программах бакалавра и магистра экономического факультета МГУ. Уже выпущены или до конца 2004 г. выйдут в свет 41 учебник и учебное пособие общим объемом более 600 п.л.

Переподготовка кадров. На факультете совершенствуется система переподготовки экономических кадров. Сама жизнь демонстрирует потребность в системе непрерывного образования через активное предъявление требований со стороны работодателей к специалистам, в том числе в области экономики и управления. По данным специальных исследований, до 50% студентов педагогических, аграрных, медицинских, военных и инженерных вузов не собираются искать работу по специальности. Этот факт означает, что в перспективе именно экономико-управленческие программы могут быть в первую очередь востребованы на рынке дополнительного образования.

2 ВМУ, экономика, № 1

17

Это создает объективную основу для развития всего комплекса дополнительного образования на экономическом факультете, а учитывая ряд обстоятельств, сложившихся к сегодняшнему моменту, делает это не только необходимым, но и возможным по следующим причинам:

— по ряду направлений развития теории и практики экономики и управления на факультете сформировались кадры опытных и квалифицированных преподавателей, потенциал которых не может быть полностью реализован в рамках академических (бакалавриат и магистратура) программ. Более того, часть из них реализует свой потенциал в других вузах Москвы;

— имеются определенные организационно-методические наработки в части дистанционного образования, что является крайне востребованным во всех формах дополнительного образования.

Осуществленные в 2003/2004 учебном году программы доказывают свою востребованность. Так, по программе профессиональной переподготовки "Экономика и управление" было выпущено около 100 человек, причем обучение проходило не только в Москве, но и в Уфе, на базе Уфимского университета сервиса. Получила высокую оценку программа повышения квалификации по ипотеке, проводившаяся совместно с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию.

Совет молодых ученых. На экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова действует Совет молодых ученых, объединяющий студентов, аспирантов и молодых ученых факультета, увлеченно занимающихся научной деятельностью.

С 1996 г. Совет ежегодно проводит конференции и научные семинары, конкурсы курсовых и дипломных работ (среди бакалавров и магистров), встречи с известными экономистами, оказывает содействие молодым ученым в осуществлении научных исследований.

Ежегодно в апреле в рамках Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам "Ломоносов" работает секция "Экономика", организуемая Советом молодых ученых экономического факультета. Число желающих принять участие в работе конференции год от года увеличивается. Так, если число выступивших на конференции в 1996 г. составляло 25 человек, то к 2004 г. число участников конференции достигло 480 человек. При этом если в 1996 г. в конференции приняли участие лишь молодые ученые экономического факультета МГУ, то в 2004 г. удельный вес участников из других вузов России и стран ближнего и дальнего зарубежья составил 67%. Если в 2000 г. география участников составляла около 30 городов России, стран СНГ и Европы, то к 2004 г. это число увеличилось до 70 (было представлено 137 вузов и других организаций). Вы-

ступая на конференции, молодые ученые могут проявить себя практически в любом направлении экономики, поскольку в рамках секции "Экономика" в настоящее время работает семь подсекций: "Проблемы национальной и глобальной экономики", "Экономическая теория и экономико-математические методы", "Финансы, бухучет и аудит", "Экономика фирмы", "Проблемы социально-демографического развития", "Государственное управление и региональная экономика", "Агроэкономика, экономика природопользования и охраны окружающей среды". До проведения конференции на основе отобранных ее оргкомитетом тезисов готовится и публикуется сборник тезисов. Лучшие доклады отмечаются почетными грамотами и публикуются в сборнике материалов конференции.

В 2005 г. Советом молодых ученых экономического факультета в масштабах МГУ будет осуществляться информационное и издательское обеспечение Международного молодежного научного форума "Ломоносов 2005", посвященного 250-летию основания Московского университета. В рамках форума предполагается проведение всероссийской очно-заочной олимпиады школьников, международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, всероссийского конкурса научных работ, исследовательских и инновационных проектов молодых ученых.

Кроме того, Совет молодых ученых принимает активное участие в организации межфакультетских научно-практических семинаров и конференций, а также семинаров и конференций с приглашением иностранных специалистов. Так, в 2001 и 2003 г. совместно с юридическим факультетом МГУ были проведены научно-практические семинары по инвестициям и интернет-трейдингу, в 2004 г. совместно с факультетом журналистики МГУ был проведен научно-практический семинар "Перераспределение отечественных брэндов: интеллектуальная собственность в образовании и культуре", в 2003 г. состоялась встреча с выпускником Массачусетского технологического института на тему "Современные финансовые рынки и финансовые инструменты; о работе на финансовых рынках США и, в частности, на рынках производных финансовых инструментов".

Молодые ученые экономического факультета МГУ принимают участие в конференциях других вузов. Представители Совета молодых ученых регулярно участвуют, в том числе с докладами, в молодежных конференциях, проводимых в Государственной Думе РФ и других организациях по финансам, налоговой системе, вопросам государственной политики в пореформенный период, устойчивому развитию. Так, в 2004 г. представители Совета молодых ученых принимали активное участие в международной кон-

ференции по нечетким множествам и мягким вычислениям в экономике и финансах в Санкт-Петербурге, а также в организации круглого стола "Развитие научно-технического творчества студентов" в рамках Второго всероссийского студенческого форума в Томске.

Совет молодых ученых поддерживает контакты со студенческими научными обществами Ростовского государственного университета, Ярославского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, а также с другими вузами России и других стран.

С 1999 г. Совет молодых ученых периодически выпускает альманах "Экономические исследования", в котором публикуются работы молодых ученых, студентов и аспирантов экономического факультета МГУ и других вузов. Ежегодно в первых номерах альманаха публикуются лучшие студенческие работы, отобранные по результатам конкурсов курсовых и дипломных работ, проводимых Советом молодых ученых в бакалавриате и магистратуре.

Ежегодно Совет молодых ученых выдвигает на конкурсы МГУ, РАН, соискание стипендий Президента РФ, фонда Потанина и т.д. научные работы молодых ученых-экономистов. За последние пять лет несколько представителей Совета молодых ученых были награждены медалями РАН, почетными грамотами, дипломами и стипендиями МГУ и других организаций. В 2004 г. члены Совета молодых ученых — аспиранты и студенты экономического факультета — были награждены благодарственными письмами и дипломами, подписанными ректором МГУ и Министерством образования и науки РФ. Кроме того, Совет молодых ученых выдвигает и оказывает информационную поддержку молодым ученым в рамках инновационных конкурсных программ научного парка МГУ (программы "Старт", "Формула успеха").

С 1999 г. под руководством председателя Совета молодых ученых канд. экон. наук, канд. физ-мат. наук, канд. юридич. наук В.Н. Сидоренко была открыта Интернет-страница Совета молодых ученых на сервере экономического факультета МГУ (http://smu.econ.msu.ru), на которой на русском и английском языках представлены информация о деятельности Совета, планируемых и проведенных мероприятиях, выходящих публикациях, аннотации к статьям альманаха "Экономические исследования молодых ученых" и др.

III. Научно-исследовательская работа на экономическом факультета в 2004 г.

Вначале несколько слов о ситуации, складывающейся в стране относительно перспективы науки и образования и роли участия государства в научной и образовательной сферах. В настоящее время в стране идет обсуждение нескольких документов, подготовленных Правительством России. В частности, рассматриваются такие документы:

1. "О разработке прогноза социально-экономического развития РФ на 2005 год в части, относящейся к ведению МОН РФ и о планах и показателях деятельности субъекта бюджетного планирования".

2. "Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки, образования и др.".

Факультет принял активное участие в обсуждении этих документов и высказал по каждому из них свое мнение10. В частности, по второму документу было отмечено следующее:

— Концепция содержит ряд разделов и положений, в которых представлены актуальные цели и задачи развития российской науки. В ней отражены важнейшие стратегические цели и задачи РФ в сфере развития науки и технологий, включающие создание необходимых условий для перехода российской экономики к инновационному пути развития, повышение роли науки в экономическом развитии страны, сохранение и приумножение научно-технического потенциала страны, обеспечение его эффективного использования в интересах развития инновационной экономики и др.;

— в Концепции также указаны цели комплексного реформирования государственного сектора исследований и разработок в РФ, которые заслуживают всемерной поддержки. В частности, обеспечение прорыва на приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий, обеспечение конкурентоспособности отечественной науки и повышение ее роли в экономическом развитии страны, развитие кадрового потенциала науки;

— заслуживают также поддержки важнейшие направления функциональной перестройки в федеральном секторе науки, включающие интенсивное развитие национальной инновационной системы, научно-инновационной инфраструктуры; создание сети федеральных центров науки и высоких технологий по приоритетным направлениям науки и техники; построение сети базо-

10 Коллектив и отдельные сотрудники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в течение последнего десятилетия принимали активное участие в разработке государственных документов и в экспертизах самого высокого уровня.

вых институтов и университетов, ведущих фундаментальные исследования, как среды для расширенного воспроизводства знаний, а также для сохранения и активного использования созданного предыдущими поколениями задела и традиций в области фундаментальной науки как основы для развития образования и науки мирового уровня; развитие вузовской науки на основе интеграции образовательных и исследовательских организаций, создание научно-образовательных центров.

Научный состав. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова может и должен превратиться в научно-образовательный центр. На начало 2004 г. на факультете функционируют 11 научно-исследовательских лабораторий и 21 кафедра (в том числе три академические кафедры). В научно-исследовательской работе занято 326 сотрудников факультета: 175 научных сотрудников (из них 14 докторов и 72 кандидата наук) и 194 человека профессорско-преподавательского состава (63 доктора наук и 113 кандидатов наук). Таким образом, в научно-исследовательской работе принимали участие в текущем году 262 докторов и кандидатов наук (в том числе 77 докторов наук и 185 кандидатов наук).

Направление научно-исследовательской работы. Вся научно-исследовательская работа на факультете в 2004 г. ведется по 27 темам в рамках названных выше пяти научных направлений:

1. Развитие экономической теории на основе системного анализа исторической и современной реальности (4 темы).

2. Институциональная организация экономических систем (5 тем).

3. Российская модель рыночной экономики (10 тем).

4. Глобализация мирового хозяйства и Россия (3 темы).

5. Развитие человеческого потенциала и социальная политика России (5 тем).

Перечислим наиболее значимые результаты научно-исследовательской работы на факультете в текущем году.

Публикации. За 2004 г. опубликовано более 22 научных трудов: монографий, сборников материалов конференций, круглых столов, семинаров (общим объемом более 500 п.л.).

Всего в журнале "Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика" опубликовано в текущем году 33 научные статьи, третий номер журнала за 2004 г. посвящен 200-летию преподавания политической экономии в МГУ.

Конференции. За прошедший 2004 г. на экономическом факультете МГУ проведено более 10 научных конференций:

— 25—26 февраля прошла Международная научная конференция — Малый университетский форум "Глобальное и национальное в экономике". На этой конференции выступили с докладами и научными сообщениями около 150 человек из более чем 10 стран ближнего и дальнего зарубежья;

— в апреле и ноябре проведены научные конференции "Ломоносовские чтения";

— 10—11 июня в МГУ успешно прошел Международный экономический симпозиум в связи с 200-летием преподавания политической экономии в МГУ, посвященный 250-летию МГУ им. М.В. Ломоносова, в котором приняли участие 711 человек, из которых выступили на всех заседаниях 621 человек. Среди активных участников были ученые из 28 стран дальнего зарубежья, всех стран СНГ и всех федеральных округов России. Симпозиум обсудил и принял итоговый документ, который будет доведен до сведения вузовской и научной общественности;

— 28—29 июня успешно прошла VII международная конференция по истории управленческой мысли и бизнеса на тему "Научные концепции и реальный менеджмент". В этой конференции приняли участие более 60 человек. Среди участников — представители научного мира России, дальнего и ближнего зарубежья. В работе конференции приняли участие студенты, аспиранты, научные сотрудники и преподаватели экономического факультета;

— 26—28 октября в МГУ прошла международная научно-практическая конференция МГУ—СУНИ "Человек и окружающая среда". Из трех симпозиумов один полностью был обеспечен сотрудниками экономического факультета. Сотрудники факультета сделали 13 докладов;

— 8—9 ноября был проведен международный семинар "Демографические перспективы в странах—членах ОБСЕ. Вопросы экономического развития и безопасности" (Триест, Италия) с участием сотрудников экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;

— в рамках проведения мероприятий, посвященных 10-летию Аналитического вестника Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в апреле и ноябре 2004 г. на экономическом факультете был проведен семинар "Реалистическое моделирование" на тему: "Промышленная политика в России" и "Природная рента и управление использованием природных ресурсов" (докладчик — член-корреспондент РАН В.И. Данилов-Данильян). На этих семинарах присутствовали более 100 человек из многих государственных и общественных структур РФ: члены Совета Федерации, представители научной общественности и деловых кругов, авторы публикаций в Аналитических вестниках, сотрудники Аппарата Совета Федерации;

— сотрудники кафедры экономики труда и персонала экономического факультета приняли активное участи в разработке Концепции социального государства РФ. В соответствии с рекомендациями научно-практической конференции, посвященной данному вопросу, одобренная конференцией Концепция направлена Президенту РФ с просьбой рассмотреть ее на заседании Госсовета РФ;

— руководитель Центра изучения проблем народонаселения В.В. Елизаров принял участие в работе первого заседания политического клуба "Россия: вектор развития" (2004—2008);

— сотрудники экономического факультета провели обсуждение на Совете факультета цикла работ "Россия в современной Европе", представленного на соискание Государственной премии РФ авторским коллективом Института Европы РАН.

В целом же сотрудники экономического факультета в 2004 г. активно выступали с научными докладами на более чем 30 различных российских и международных конференциях и семинарах.

Работа докторантуры и аспирантуры. В настоящее время на факультете функционирует восемь Советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, на которых в 2004 г. было защищено 59 диссертаций (52 кандидатских и 7 докторских).

В аспирантуре обучается 426 аспирантов, из них очно 325, 101 заочно. Стипендию МГУ получает 91 аспирант. На контрактной основе обучаются 38 аспирантов, из них 27 очно, 11 заочно. В докторантуру зачислено 4 человека (из них двое получают стипендию МГУ, двое обучаются на контрактной основе). В должности старшего научного сотрудника для завершения работы над докторской диссертацией состоял один человек (М.Л. Лучко — кафедра экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей; в январе 2005 г. она успешно защитила диссертацию). В качестве соискателей к докторантуре прикреплены 9 человек, к аспирантуре — 57 человек. Стажеров-исследователей — 6 человек.

В первом полугодии защитили кандидатские диссертации 52 человека, из них 5 аспирантов защитились досрочно (3 аспиранта кафедры экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей, 1 — кафедры экономики природопользования, 1 — кафедры статистики). В первом полугодии докторские диссертации защитили 7 человек.

Ветераны войны и труда. В канун 60-летия Победы успешно работают на факультете ветераны войны и труда: проф. М.Н. Осьмова, В.Н. Черковец, К.С. Ремизов, П.А. Папулов, В.Д. Петруев и др. Ими подготовлены историко-монографичес-кие работы, посвященные юбилею.

Гранты. Выполнен целый ряд работ в рамках договоров и грантов. Традиционно в 2003 г. был объявлен конкурс факультетских грантов. В соответствии с решением Ученого Совета факультета от 28 ноября 2003 г. выделено шесть грантов экономического факультета на проведение научно-исследовательской работы. Выполнялись работы по девяти грантам РГНФ. Продолжалось выполнение трех хозяйственных договоров, заключенных в 2003 г., и двух договоров на оказание услуг.

Совет молодых ученых. В первом полугодии 2004 г. Совет молодых ученых принимал участие в следующих мероприятиях:

— на высоком научном и представительном уровне проведена конференция "Ломоносов—2004" в период с 12 по 15 апреля 2004 г. В оргкомитет экономической секции поступило более 600 тезисов, из которых были отобраны наилучшие (около 480) из 137 вузов и других организаций более чем из 70 городов России (400), Украины (41), Казахстана (20), Беларуси (11), Польши (4), Азербайджана (2), Узбекистана (2), Таджикистана (1), Франции (1), Германии (1), Эстонии (1), Латвии (1). Более 90 участников, из которых более 50 составили иногородние участники, были отмечены почетными грамотами за лучшие доклады. Среди них особенно были отмечены доклады семи участников (И.А Алешковский, Москва, МГУ; О.Г. Горелкина, Москва, МГУ; O.E. Ицхоки, Москва, МГУ; И.Г. Левина, Москва, МГУ; Е.В. Ли-пенко, Омск, ОГТУ; В.В. Носов, Саратов, СГАУ; Н.С. Тер-Самвелова, Пятигорск, ПГЛУ). Кроме того, И.А. Алешковский был награжден дипломом, подписанным ректором МГУ, а Е.В. Липенко — дипломом, подписанным министром образования и науки Российской Федерации, за высокие научные достижения. Все награжденные дипломами за лучшие доклады получили ценные подарки (книги, журналы и др.). До проведения конференции на основе отобранных оргкомитетом конференции тезисов был подготовлен и опубликован сборник тезисов докладов объемом около 44 п.л. и выпущен компакт-диск. В настоящее время готовится сборник статей, включающий статьи участников, отмеченных грамотами за лучшие доклады;

— проведено выездное заседание экономической секции в рамках конференции "Ломоносов-2004" в Казахстанском филиале МГУ им. М.В. Ломоносова, в котором приняли участие около 30 человек со второго и третьего курсов экономического факультета. Подготовлен сборник материалов конференции;

— совместно с кафедрой статистики Казахстанским филиалом МГУ им. М.В. Ломоносова и Евразийским национальным университетом им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Казахстан) организована городская олимпиада по экономической статистике и теории вероятностей, на которой команда экономистов Казахстанского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова заняла первое место;

— организовано участие наиболее талантливых студентов и аспирантов экономического факультета в первой российской международной конференции по нечеткой логике и мягким вычислениям (FSSCEF-2004, Санкт-Петербург);

— совместно с кафедрой экономики предприятия и основ предпринимательства проведено несколько встреч с представителями Научного парка МГУ в рамках программ "Старт" и "Формула успеха", рассчитанных на молодых ученых, квалифицированных специалистов и студентов. Подготовлен ряд инновационных проектов для участия в конкурсе в рамках программы "Старт",

финансируемой Фондом содействия развитию малых форм предприятий малого и среднего бизнеса (Фонд Бортника).

Получены благодарности: от докт. эконом. наук, проф. Н.Н. Грищенко — руководителя временного творческого коллектива ректора Академии труда и социальных отношений: проф. Р.П. Колосова за активное участие в разработке Концепции социального государства Российской Федерации; от академика В.А. Садовничего, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова: аспиранты А.Д. Камалова, Е.Д. Камалова за активное участие в организации и проведении XI международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов".

Выводы. Итак, факультет 12 лет назад провозгласил высокий принцип: "Образование и достоинство" и должен ему соответствовать. Выше уже говорилось о том, что современное экономическое образование в России выстроено в основном на заимствованных учебниках и учебных курсах. Такое образование предполагает изучение определенного объема готовых знаний. Однако еще раз подчеркнем, что конкурентное преимущество в этих условиях может быть достигнуто за счет опережающего приобщения к чужим источникам. Различные международные и внутри-российские школы и курсы позволили преподавателям факультета раньше других освоить зарубежные источники. Но данное конкурентное преимущество не может длиться долго. Пусть с некоторым опозданием, но и другие вузы освоят зарубежные программы и курсы. Сложно удержаться на лидирующих позициях и за счет методики преподавания — она доступна многим.

Во все времена подлинным достоинством и преимуществом образования было создание нового актуального и востребованного знания и приобщение к нему студентов. Досрочное конкурентное преимущество и лидерство в области образования обеспечивают научные исследования, питающие учебно-методический процесс новыми и оригинальными знаниями. Лидерство зарубежных университетов тоже основано на научном лидерстве. Лидерство экономического факультета в историческом аспекте также обеспечивалось прежде всего научным лидерством многих кафедр факультета, которые возглавляются видными учеными.

Социально-экономическая динамика России зависит от многих факторов, в числе которых текущее состояние хозяйства, направление и темпы экономических реформ, характер использования кадрового и производственного потенциала страны, возможности привлечения инвестиций. Для науки на экономическом факультете все это является не только предметом академического изучения. Это условия нашей жизни, потому что факультет, будучи малой частью страны, переживает те же процессы, что и Россия в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.