Научная статья на тему 'Наука как «Форма жизни» и «Бесформенное»'

Наука как «Форма жизни» и «Бесформенное» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
263
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА / НАУКА / ЖИЗНЬ / НАЧАЛА / ПОНИМАНИЕ / МИРОВОСПРИЯТИЕ / FORM / SCIENCE / LIFE / FUNDAMENTALS / UNDERSTANDING / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шапошникова Юлия Владимировна

Статья посвящена раскрытию смысла понятия науки как «формы жизни» в противовес жизни как таковой, или «бесформенного», рассмотрению основных черт мировосприятия современной эпохи, конституированного новоевропейской наукой. Автор указывает на ряд кризисных явлений, происходящих в науке, и на необходимость осознания наукой своих начал, как для сохранения целостности научного знания, так и для благосостояния человечества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Science as “a Form of Life” and the Formless

The article focuses on the concept of science as “a form of life” as opposed to the concept of life as “the Formless”. It analyses the main characteristics of modern science and the worldview it has produced. It points out some symptoms of a crisis in science and attempts to find its reasons. It also calls for taking a close look at the fundamentals of the modern science – both for the sake of its own stability and for the welfare of all the mankind.

Текст научной работы на тему «Наука как «Форма жизни» и «Бесформенное»»

УДК 168.522 Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2012. Вып. 4

Ю. В. Шапошникова

НАУКА КАК «ФОРМА ЖИЗНИ» И «БЕСФОРМЕННОЕ»

«Действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, — пишет М. Хайдеггер в работе "Наука и осмысление", — все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой», и далее: «Наука не есть просто культурное занятие человека. Наука — способ, притом решающий, каким для нас предстает все, что есть» [1, с. 239]. Мысль Хайдеггера словно подхватывает и развивает А. В. Ахутин: «Наука и связанное с ней техническое переустройство мира только потому заняли в европейской культуре Нового времени господствующее положение, что сама культура эта устроена познающим разумом, и человек этой культуры обретает образ своего бытия в том, что можно было бы назвать познающей экзистенцией даже тогда, когда он не занимается специально никаким познанием» [2, с. 77]. И Хайдеггер, и Ахутин указывают на одно и то же явление: современный мир, культура и реальность наукообразны, а отношение человека к сущему, т. е. сам модус его существования, даже если человек этот не ученый и не посвящает себя научной деятельности как таковой, имеет познавательный характер.

Э. Шпрангер был первым, кто ввел в лексикон гуманитарных наук понятие науки как формы жизни. Но что такое «жизнь»? Согласно Аристотелю, живое есть то, что «нельзя определить, не принимая в соображение движения» (Met. 1036 b 28) [3, с. 209]. И верно, обыденного опыта достаточно, чтобы сказать: жизнь подвижна и текуча, а застывшее мертво. Но удается ли нам, говоря нечто подобное, говорить по существу? Чем вызвано недоумение, в котором неизбежно замирает спросивший о сущности жизни? Продумывая формулу «наука есть форма жизни» всерьез, мы приходим к выводу, что за ответом на вопрос, что есть жизнь, следует обращаться к науке. Жизнь — нечто неопределенное и изменчивое, и в этом смысле бесформенное; наука, напротив, то, что придает ей форму, оформляет. О жизни в таком случае, пользуясь языком Аристотеля, можно говорить как о материи науки, чистой возможности быть оформленной. И если так, то неудивительно, что о жизни не удается сказать (а значит, и увидеть, и помыслить) ничего определенного, поскольку «материя, как нам говорит Аристотель, сама по себе не познается» (Met. 1036 a 8) [3, c. 207].

Как действительность рождается из соединения материи и формы, так человеческое существование есть пребывание среди сущего, согласно тому или иному способу его понимания. Для человека нет никакой возможности «просто быть» — вспомним хотя бы аристотелевское «все люди от природы стремятся к знанию» (Met. 980 a) [3, c. 65]. И в индейском племени, живущем «в согласии с природой», и в монашеской общине, «устроенной и хранимой божьим произволением», жизнь обладает формой, коренящейся в характере понимания сути вещей. В этом смысле жизнь всегда «наукообразна» в самом широком смысле этого слова. Явления мира нуждаются в том, чтобы их непрестанно удерживали от распадения и рассеяния. И эта задача отведена человеку.

© Ю. В. Шапошникова, 2012

4

Вместе с тем, говоря о характере современной эпохи и науке как ее форме, слово «наука» следует понимать более узко, а именно в значении науки Нового времени, следовательно, не как познавательное отношение человека к сущему вообще, а как своеобразное историческое явление. Фундаментальной чертой новоевропейской познавательной позиции, отличающей ее от предшествующих, является главным образом ее активизм по отношению к сущему, реализуемый в желании и готовности это сущее преобразовывать, оформлять и совершенствовать [см.: 4]. Человек во все времена ищет уразумения и в этом смысле себя разумеющего, но путь новой науки особый. Когда мыслитель античности не находит понимания, он обращается к созерцанию сущего, сказывающего о себе и себя раскрывающего, внимает и вслушивается. Когда ищет понимания христианин, он обращается к Богу с молитвой об очищении очей разума. Когда же перед необходимостью понимания встает новоевропейский человек, он не внимает и не просит, поскольку он одинок и обратиться ему не к кому. Дело познания он берет на себя, но не себя эмпирического, а себя мыслящего и в этом смысле богоподобного (тождество разумного и божественного в рамках новоевропейской традиции наиболее отчетливо эксплицировано в философии Гегеля). Отныне он сам должен прокладывать путь своему исследованию, сам ставить себе цели и избирать средства для их достижения. Речь идет о создании метода, неотъемлемого атрибута новой науки: «Для наук... следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и наконец к самым общим», — пишет Бэкон [5, с. 63].

Принято считать, что научный взгляд является антиподом религиозного, однако если присмотреться, можно увидеть ряд параллелей в обеих традициях — научной и религиозной. Одна из них состоит в задаче очищения разума (или «души» в христианстве). Делу очищения разума служит избавление от идолов у Бэкона; у Декарта путь к нему лежит через процедуру сомнения, а затем следование «правилам для руководства ума»; заботу о чистоте проявляет и Кант в своей Первой критике. По сути дела речь идет об отказе науки от непосредственности в восприятии явлений, от эмпирического в познании. Согласно непосредственному опыту, отмечает В. Гейзенберг в работе «Шаги за горизонт», Земля покоится, а Солнце движется, легкие тела падают медленнее, а тяжелые быстрее. «Коперник, — пишет он далее, — дополнил непосредственный опыт совершенно новым элементом... который, во всяком случае, не имеет с непосредственным опытом ничего общего. О том же свидетельствует галилеевский закон падения тел» [6, с. 256]. Условия, в которых Галилей предлагает взглянуть на падение тел, уводят исследователя из области «природного» порядка вещей, имеющего в основании чувственное познание, в область умопостигаемого, или математического. Тем самым на место непосредственного опыта приходит некая его «идеализация», которая позволяет разглядеть стоящие за явлениями математические структуры, а может быть, скорее оформить согласно этим структурам как неким фигурам порядка многообразие явлений в их текучести. Понимание для новоевропейского способа познания, таким образом, сводится к исчислению и математизации, расчету и управлению. Согласно исходной установке Декарта, об истине невозможно говорить вне ясности, обозримости и наглядности. Вспомним в этой связи и слова Макса Планка: «действительно то, что поддается измерению» [1, с. 246].

Еще одна существенная черта новой науки — установка на поиск причинно-следственной взаимосвязи всего сущего. Естественной потребностью разума является

5

связывание разрозненного в единую цепь, говорит Бэкон, и видит в этой потребности возможную помеху в деле истинного познания (так называемый «идол рода»). Юм видит в этом привычку ума и ставит под сомнение возможность научного познания коль скоро основание ее так ненадежно. Между тем наука делает ставку на предположение причинной взаимосвязи явлений: по словам Гейзенберга, «цель науки (как классической, так и современной) — написать единое уравнение, из которого вытекали бы свойства всех элементарных частиц и тем самым поведение материи вообще» [1, с. 247]. Для науки природа — «взаимосвязанная система движения материальных тел» [6, с. 247].

Идеал новой науки требует от разума не только и не столько адекватного понимания, сколько возможности воздействовать на реальность. «Дело и цель человеческого могущества в том, чтобы производить и сообщать данному телу новую природу или новые природы, — пишет Бэкон. — Дело и цель человеческого знания в том, чтобы открывать форму данной природы или истинное отличие, или производящую природу, или источник происхождения» [5, с. 83]. Научное знание, по Бэкону, вообще есть знание форм: «Знание того, что знает причину какой-либо природы... только в некоторых предметах, несовершенно. Равным образом несовершенно могущество того, кто может производить действие только на некоторые материи... А кто знает только действующую и материальную причины... тот может достигнуть новых открытий в отношении материи, до некоторой степени подобной и подготовленной, но не затронет глубже заложенных пределов вещей. Тот же, кто знает формы, — тот охватывает единство природы в несходных материях. И следовательно, он может открыть и произвести то, чего до сих пор не было, чего никогда не привели бы к осуществлению ни ход природных явлений, ни искусственные опыты, ни самый случай и что никогда не представилось бы человеческому мышлению. Поэтому за открытием форм следует истинное созерцание и свободное действие» [5, с. 84]. Для Бэкона, таким образом, наука, как теоретическая, так и практическая, имеет дело с формами сущего и есть по преимуществу оформляющее и формирующее познание — природы, или самой жизни.

Активность новоевропейского разума проявляется в том, что «наука устанавливает действительное. Она добивается от действительного, чтобы оно всякий раз представало как результат того или иного действия, т. е. в виде обозримых последствий подведенных под него причин» [1, с. 245]. И в отношении самого себя (природного в себе), и в отношении природы новоевропейский субъект занимает позицию противостояния. Природное для разума — то, что надлежит преодолеть, осилить, преобразовать. Требуя обнаружения и отказа от идолов, очищения, объективности, а по сути дела ясного взгляда, новоевропейский разум борется с природой внутри себя, переделывая, выправляя и улучшая сущее, он борется с ней вне себя. Все сущее оказывается полем битвы, на котором разум силится одолеть природу в ее косности и неразумии. Последствия этого противостояния налицо: в планетарном плане — истощение ресурсов, в гуманитарном — внутренняя разорванность человеческого существа, раздор между природным и разумным в самом человеке, метафизическая потерянность и усталость, утрата опоры и понимания своего предназначения. По выражению В. В. Бибихина, «новоевропейский субъект, вообразив себя действующим среди окружения, с которым надо бороться и которое надо побеждать, допустил, что природа и жизнь действуют без нас и взаимодействие сводится только к тому, что мы себя образуем знанием. Для того чтобы доказать себе, что он неправ и участие человека в природе не наблюдательское, он должен был изобрести средства для уничтожения природы и жизни, вообще всей» [7, с. 198]. Тем

6

самым мы вынуждены констатировать, что человечество в своем познавательном энтузиазме, безусловно, додумалось до того, как умереть, но научилось ли оно жить? И если при всей технической оснащенности, облегчившей повседневное существование человека и открывшей множество новых источников увеселения его души, наука не сделала его ни здоровее, ни счастливее, то в каком смысле наука есть форма жизни?

«В науках ощущается обеспокоенность, но откуда она и по поводу чего, никто не в состоянии сказать несмотря на все разнообразные рассуждения о науках», — пишет Хайдеггер [1, с. 251]. Начиная с 20-х годов прошлого столетия наука трубит о кризисе своих оснований. Одна за другой подвергаются переосмыслению научные установки. Приведем, например, слова В. В. Розанова из книги «О понимании»: «Мнимая аксиома о существовании всеобщей причинной связи между явлениями есть не более как гипотеза...» [8, с. 94]. И далее: «Истинный признак ума, способного образовать науку, состоит не столько в умении связывать отдельные явления, сколько в понимании невозможности связать непосредственно явления...» [8, с. 94]. Что же случилось? Все дело, говорит Хайдеггер, в «постоянной обойденности недоступного необходимого», царящей в науке, к осмыслению которой ей следует обратиться, чтобы вернуться к своему основанию, к самой себе. Наука забыла о своем начале, о том, что безграничность исходнее границы и ограниченного. Кстати, об этом помимо Хайдеггера в XX столетии неустанно напоминал Л. Витгенштейн. Невыразимое изначальнее всякой попытки выражения, как безмолвие изначальнее слова: «Невыразимое (то, что кажется мне полным загадочности и не поддается выражению), пожалуй, создает фон, на котором обретает свое значение все, что я способен выразить» [9, с. 427].

Когда-то новоевропейский ученый решил, что может управиться с познанием мира самостоятельно, но пришло время тревожного подозрения: действительно ли исследование принадлежит исследователю? Уже Гегель говорил о «хитрости разума», а Шопенгауэр и Ницше — о человеке как «плесени» на поверхности реальности. Реальность науки — не последнее слово. Наука — лишь взгляд, правда, ясный и проницательный, но все-таки только взгляд. Наука — форма, определенным образом преобразующая (и выявляющая) саму материю жизни: природу — в случае естествознания и духа — в случае гуманитаных наук. Как «язык говорит без того, чтобы ему стать литературой» [1, с. 249], жизнь говорит не только посредством науки. Наука как форма жизни сама кладет себе предел, запирает себя в собой же созданные рамки, впадая в иллюзию адекватности самой реальности. А между тем тревожно звучит вопрос Хайдеггера и немедленно следующий за ним ответ: «Не правит ли в науке еще и нечто другое, помимо простой человеческой любознательности? Именно так оно и есть. Здесь властвует что-то другое» [1, с. 239].

Наука возникает как естественная потребность в опоре и форме. Но в бесформенном ни одна форма не гарантирована в своей долговечности. И поскольку жизнь полнее любого нашего конечного понимания, она, как полноводная река, которая время от времени, движимая скопившимся глубинным «возмущением», с треском разрывает и ломает плотину, может в любой момент разом уничтожить сколь угодно замысловатую конструкцию наших теоретических построений. Об этом нельзя забывать.

Литература

1. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие; Статьи и выступления / пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с.

7

2. Ахутин А. В. Экзистеция познания // Философия науки в историческом контексте. Сборник статей в честь 85-летия Н. Ф. Овчинникова. СПб.: РХГИ; ИД СПбГУ, 2003. С. 73-100.

3. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1975. 550 с.

4. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. 437 с.

5. Бэкон Ф. Книга вторая афоризмов об истолковании природы или о царстве человека // Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1972. 582 с.

6. Гейзенберг В. Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое. СПб.: Наука, 2005. 572 с.

7. Бибихин В. В. Лес. СПб.: Наука, 2011. 425 с.

8. Бибихин В. В. Чтение философии. СПб.: Наука, 2009. 536 с.

9. Витгенштейн Л. Культура и ценность // Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. 612 с.

Статья поступила в редакцию 7 июня 2012 г.

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.