Научная статья на тему 'Наука и человек в современном обществе'

Наука и человек в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
7812
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА / ЧЕЛОВЕК / ТЕХНИКА / КУЛЬТУРА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / POSTNONCLASSICAL SCIENCE / HUMAN / TECHNOLOGY / CULTURE / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зобов Роман Алексеевич

В современном обществе реализуются позитивные и негативные факторы, как способствующие формированию полноценного человека, так и ведущие к его деградации. Наука стимулирует как те, так и другие. В работе делается попытка выявить тенденции, способствующие достижению комфортного состояния человека в социуме. К сожалению, классическая наука способствует формированию односторонней личности, ориентированной на удовлетворение материальных потребностей. Постнеклассическая наука, ориентированная на этические нормы, приводит к возрастанию толерантности в отношениях между людьми в различных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science and man in contemporary society

Positive and negative factors are implemented in modern society, which contribute to the formation of a man or lead to his degradation. Science stimulates both groups of factors. This paper makes an attempt to find out the trends that contribute to an achievement of comfortable position of a man in society. Unfortunately, classical science makes it possible to form a one-sided person oriented to the satisfaction of material needs. Postnonclassical science focused on ethical standards leads to increasing of tolerance in human relations in various spheres of their activity.

Текст научной работы на тему «Наука и человек в современном обществе»

УДК 168 Р. А. Зобов

НАУКА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2012. Вып. 4

В наше время ни у кого не вызывает сомнения, что общество интенсивно изменяется. В этих условиях, конечно, меняется и человек, ибо он формируется в контексте того или иного социума. Наука создавалась людьми, и во все времена формировались специфические взаимоотношения между наукой и человеком.

Разумеется, не все люди непосредственно занимаются наукой. Однако с развитием общества количество ученых быстро возрастает, и в настоящее время оно составляет уже несколько миллионов. В западной цивилизации наука является важным элементом духовной культуры наряду с такими ее составляющими, как философия, искусство, религия и другие. Духовная культура представляет собой целостное образование, и поэтому приобщение к одной компоненте означает прямое или косвенное вхождение и во все другие.

В настоящее время уже становится очевидным, что признание других элементов культуры открывает широкие возможности для развития науки. Наука успешно развивается тогда, когда формируются новые идеи. Но эмпирический материал свидетельствует, что такие идеи появляются в тех случаях, когда ученый выходит за рамки существующей научной теории. Так, Г. Галилей считал, что природа говорит языком математики, а математика есть язык Бога. Известный физик П. Дирак сделал свои открытия на основе использования принципа красоты. Н. Бор, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и другие современные ученые постоянно указывают на то, что для успешного развития науки необходимо использовать другие компоненты духовной культуры [1].

Современное техногенное общество, в котором наука выдвигается на передний план, столкнулось с проблемой, заключающейся в том, что в результате развития науки и техники, сформировавшейся на ее основе, возникает ряд опасных тенденций в виде угрозы экологической катастрофы, разрушительных войн и пр. Возникают также острые социальные проблемы в виде формирования общества потребления, «общества риска». Жизнь в условиях большого города становится все более опасной для человека [2]. В этих условиях формируется новый человек с иными ориентациями и психологическими установками. Меняется и его отношение к науке.

Развитие социума естественно приводит и к изменению науки. В настоящее время уже просматриваются три ступени развития науки, качественно отличающиеся друг от друга: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Последний вариант предполагает включение в ее контекст этических норм. В современном мире это необходимо хотя бы потому, что ученый, работающий в рамках традиционных представлений, может быть источником опасности, если при решении тех или иных проблем он не ориентируется на этические нормы. Об этом свидетельствует все возрастающее количество техногенных катастроф, появление биологического оружия.

В последние десятилетия наука во все большей мере становится социальным институтом и попадает в зависимость от социума. Здесь часто возникают ситуации, которые

© Р. А. Зобов, 2012

48

все больше волнуют ученых. Прежде всего это касается естественных наук, которые в настоящее время уже не могут развиваться без поддержки социума. В результате наука попадает в критическую ситуацию, когда государство начинает требовать от нее решения проблем, лежащих за пределами ее интересов, зачастую ведущих к нарушению этических норм.

Следует также отметить, что наука в ее классическом варианте постоянно ориентировалась (и продолжает ориентироваться) на удовлетворение материальных потребностей человека. Эта ориентация значительно усиливается, когда наука становится социальным институтом. С помощью техники она во все большей мере направляется на преобразование природы в интересах человека. В этих условиях на передний план выдвигается человек, нацеленный преимущественно на удовлетворение своих материальных потребностей.

В результате сформировалось современное общество потребления. Здесь наиболее востребованным оказался человек, ориентированный на приобретение материальных благ, престижных вещей, высокого статусного положения и пр. В этой ситуации возникает ряд проблем, среди которых можно отметить следующие. Удовлетворение материальных потребностей на уровне европейских государств может быть реализовано на нашей планете только для одного миллиарда человек («золотой миллиард» Ф. Фуку-ямы). Недавно было подсчитано, что за последние 5 лет от голода погибло столько же людей, сколько во время всех войн, зафиксированных историей.

Другая опасность заключается в том, что рост количества «одномерных» людей, востребованных обществом, создает реальную угрозу формирования тоталитаризма [5], при котором складываются крайне неблагоприятные условия для развития науки и деятельности научных сообществ. Достаточно вспомнить «арийскую физику» нацистской Германии или ситуацию в России в послереволюционный период, где уничтожались научные школы, запрещались научные направления (психоанализ, генетика, кибернетика и другие), навязывались антинаучные концепции. Многие ученые либо подвергались репрессиям, либо высылались.

Социологические исследования последних лет показывают, что и сейчас многие люди, ориентированные на удовлетворение своих материальных потребностей на высоком уровне, даже при высокой оплате их труда, оказываются разочарованными (Э. Фромм). Они пытаются включаться в другие социальные структуры, пребывание в которых либо носит разрушительный характер (аутизм, наркомания и т. п.), либо порождает деструктивные тенденции в виде образования экстремистских организаций, криминальных структур и т. п. Дискомфортное состояние человека в таких структурах порождает негативное отношение к социальным структурам и окружающим людям.

В этих условиях значительно меняется соотношение науки и общества, что приводит к формированию нового человека. В социуме все взаимосвязано, и человек становится иным не только в рамках научного сообщества, но и в других социальных структурах. Возникает ряд проблем, затрагивающих человека во всех сферах деятельности.

Полноценный человек на всех этапах исторического развития органично сочетал в себе рациональные и иррациональные компоненты. В настоящее время сочетание таких компонентов приобретает особую актуальность, о чем свидетельствуют установки выдающихся деятелей конца прошлого и начала нашего столетия в самых разнообразных сферах деятельности [3]. Все они обеспокоены усиливающимся давлением рационализма в виде науки, техники и пр. и видят выход в форме их гармоничного сочетания

49

с другими компонентами духовной культуры. В такой ситуации изменяются характеристики всех компонентов духовной культуры, и прежде всего науки и техники.

Как уже говорилось, классическая наука ориентировалась на описание действительности с помощью рационалистических представлений. Основным объектом исследования здесь была неорганическая природа. Неклассическая наука изучает объекты, которые не поддаются описанию классическими методами. Поэтому новая теория рассматривается как абсурдная с точки зрения классических представлений (Н. Бор и др.). В этом контексте в наиболее продвинутых науках (физика и др.) формируется позитивное отношение ко всякого рода абсурдным утверждениям, т. е. к таким, которые не укладываются в рамки существующей теории. Такая ситуация приводит к расширению горизонта сознания и открывает возможности для включения в научные построения этических принципов. На этом пути открываются новые возможности для формирования постнеклассической науки.

Переход к постнеклассической науке приводит к существенным изменениям структуры научного сообщества. Творцы все более удаляются от исполнителей, предпочитающих пользоваться традиционными методами и все более ориентирующихся на развитие техники. В результате значительно меняется характер взаимоотношений между учеными разных уровней. При этом открываются новые возможности для сближения естественных наук с гуманитарными, ориентированными на иррациональные (образно-эмоциональные, эстетические и т. п.) компоненты.

Изначально наука формировалась в контексте стационарного общества. Природа, которая была объектом ее изучения, рассматривалась как нечто устойчивое, что позволяло формулировать законы, которым подчинялись также человек и общество. В современном социуме ситуация резко изменилась. Человек, который формировался в рамках устойчивых социальных структур, оказался в совершенно иных условиях и вынужден включаться в новые, зачастую непривычные для него системы отношений. В этих условиях постоянно меняется и его отношение к науке, которая приобретает все более динамичный характер.

Здесь человек стремится включаться в такие структуры, где он хоть в какой-то мере может сохранить свои прежние устойчивые установки и ориентации. Наиболее привлекательной для него оказывается деятельность в рамках ранее сформировавшихся традиций, которые в известной мере сохранились в области классической науки, техники, стереотипных производственных объединений, ориентированных прежде всего на удовлетворение материальных потребностей и т. п.

Быстрое изменение общества и отдельных социальных структур приводит к разочарованию людей, которым становится все труднее адаптироваться к меняющейся ситуации. Дело в том, что ранее они адаптировались к стабильным социальным структурам на уровне ментальности, т. е. с помощью установок на уровне сознания и подсознания. И до настоящего времени на формирование таких людей ориентируется воспитание и образование.

Людям, более или менее комфортно чувствующим себя в той или иной социальной структуре, легче воспринимать идеи, принципы, установки, касающиеся объектов, которые непосредственно входят в сферу их деятельности. Их отношение ко всему, что противоречит этим принципам, будет достаточно негативным, ибо оно может создавать ситуации, нарушающие комфортное состояние.

В быстро изменяющейся социальной ситуации комфортное состояние человека часто нарушается, и он гораздо легче принимает необычные идеи, представления,

50

установки и пр., среди которых имеются и такие, которые стимулируют развитие науки, совершенствование социальных структур и т. д. Действительно, многие новые идеи в науке формулировались учеными, которые дискомфортно чувствовали себя и в научном сообществе, и в социальных структурах, в которых они существовали. Разумеется, здесь присутствуют и негативные инновации, которые стимулируют деструктивные тенденции, зачастую представляющие значительную опасность для человека и общества.

Современная постнеклассическая наука оказывает все более значительное воздействие на общество, ориентируя его на совершенствование человека, функционирующего в тех или иных социальных структурах. В. С. Степин справедливо отмечал, что «техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегии научного поиска» [4, с. 166]. В таких условиях постнеклассическая наука формируется тогда, когда в основе крупных научно-технических программ лежат социально-гуманитарная и экологическая ориентации. Гуманистические ориентиры во все большей мере оказывают воздействие на стратегии научного поиска. А так как значение науки и техники в современном обществе быстро возрастает, она во все большей мере оказывает воздействие на формирование человека с новыми установками и ориентациями.

Ориентация же на этические нормы будет способствовать созданию наиболее благоприятных условий для формирования толерантной личности, когда на человека одновременно воздействуют и позитивные, и негативные факторы, но первые доминируют [5]. На этой основе возникают доброжелательные отношения между людьми и позитивное восприятие социальных структур, различных социальных общностей, конфессиональных ориентаций и пр. Взаимодействие человека с окружающим миром приобретает динамичный характер, позволяющий ему гармонично вписываться в различные социальные структуры и в социум как целое.

В современном динамичном обществе наука во все большей мере начинает оказывать воздействие на человека. Такое воздействие осуществляется по различным каналам. Прежде всего это касается научных сообществ, количество которых возрастает. Сильное воздействие науки осуществляется также через технику, во взаимодействие с которой также включается большое количество людей. Техника все больше внедряется в обыденную жизнь человека в виде компьютеров, интернета, бытовой техники и пр. Здесь открываются новые возможности общения между людьми, обмен информацией на более высоком уровне. Но при этом реализуются и негативные тенденции в виде жесткой привязанности к компьютерам, телевизорам и пр., а также приобщения к информации, которая оказывает негативное влияние на психику человека, навязывает стереотипы, ориентирующие на деструктивное поведение.

В результате под влиянием науки человек попадает в сложную ситуацию, когда на него оказывают воздействие различные факторы, как позитивные, так и негативные. В таком контексте возникает потребность их гармоничного сочетания. При этом наиболее благоприятным оказывается тот вариант, когда доминировать начинают позитивные. Ориентация на позитивные факторы возникает в тех случаях, когда научно-исследовательские программы основываются на этических нормах. Это приводит к тому, что наука начинает более интенсивно воздействовать на те компоненты действительности, которые приводят к формированию ситуаций, когда человек будет чувствовать себя комфортно. Естественные науки должны ориентировать технику на подавление природных компонентов, которые представляют опасность для человека.

51

Итак, можно констатировать, что в современном мире человек и наука все прочнее связываются друг с другом. Наука позволяет сохранить все позитивные моменты, которые сформировались в ходе исторического развития, и начинает все более интенсивно воздействовать на природную и социальную среду, в которых повышается уровень комфортности существования человека. Этические установки выдвигаются здесь на передний план, и таким образом достигается расширение горизонта сознания человека, что способствует росту его творческой активности.

Литература

1. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987. 368 с.

2. Казначеев В. П. Проблемы человековедения. М., 1997. 238 с.

3. Берлевен К. фон, Наумова Г. Книга знаний. Беседы с выдающимися мыслителями нашего времени. М., 2010.

4. Степин В. С. Научная рационализация в гуманистическом измерении // О человеческом в человеке. М., 1991. 384 с.

5. Зобов Р. А. Толерантность и интолерантность в условиях кризиса // Материалы XVIII международной научно-практической конференции / под ред. И. Л. Первовой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. 368 с.

Статья поступила в редакцию 7 июня 2012 г.

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.