Научная статья на тему 'Научный рейтинг как механизм повышения инвестиционной привлекательности науки'

Научный рейтинг как механизм повышения инвестиционной привлекательности науки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / НАУЧНЫЙ РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соляков О.В, Дианов Д.Н.

В работе рассматриваются основные проблемы (как внешние, так и внутренние), стоящие на сегодняшний день перед научными организациями. Сделана попытка предложить применение научного рейтинга для научных организаций, который может являться эффективным механизмом привлечения внешнего финансирования в научный сектор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научный рейтинг как механизм повышения инвестиционной привлекательности науки»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

По словам Т. Голиковой «в последнее время наше взаимодействие с правоохранительными структурами значительно усилилось. В 2014 году мы направили 139 материалов в Генпрокуратуру, Следственный комитет, МВД, ФСБ. В результате возбуждено 24 уголовных дела, а по 26 материалам проводятся доследственные проверки. Органами прокуратуры внесено свыше 150 представлений, опротестовано 10 незаконных правовых актов» [4, c.2].

То есть, наблюдается тесное взаимодействие органов контроля и правоохранительных органов, деятельность которых направлена на обеспечение экономической безопасности государства.

В условиях отсутствия апробированного, устоявшегося бюджетного законодательства, возрастания количества и степени общественной опасности преступных посягательств на бюджетные правоотношения государству важно не только наказать нарушителя финансовой дисциплины и восстановить государственные имущественные интересы, но также создать эффективную систему обеспечения экономической безопасности в части использования бюджетных средств.

Таким образом, укреплению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем создания комплексной системы контроля, уточнения классификации источника угроз экономической безопасности государства при использовании бюджетных средств, и формирование механизма противодействия этим угрозам.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998, № 145-ФЗ // Российская газета, № 153-14, 12.08.1998.

2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // "Российская газета", N 88, 19.05.2009.

3. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» // "Российская газета", N 89, 14.05.1996.

4. Зыкова Т. Счет в пользу. 13.01.2015. "Российская газета" - Федеральный выпуск № 6574 (3). Интернетресурс - .http:/www.ria.ru.

5. Литвиненко А.Н. Финансовая безопасность государства: проблемы управления рисками. СПб ИВЭСЭП, 2006. С. 4.

© Л.Н. Смирнова, 2015

УДК 330.101.8

О.В.Соляков,

проректор по научной работе, к.т.н., доцент

Д.Н.Дианов,

начальник Центра научных исследований на водном транспорте, к.ф.н., доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная академия водного транспорта»,

г.Москва, Российская Федерация

НАУЧНЫЙ РЕЙТИНГ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НАУКИ

Аннотация

В работе рассматриваются основные проблемы (как внешние, так и внутренние), стоящие на сегодняшний день перед научными организациями. Сделана попытка предложить применение научного

134

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

рейтинга для научных организаций, который может являться эффективным механизмом привлечения внешнего финансирования в научный сектор.

Ключевые слова

Наука, критерии оценки, научный рейтинг.

Начиная с 90-х гг. ХХ века, вопрос об инвестициях в науку ставится постоянно и на всех уровнях власти. С советских времен механизм финансирования науки остался неизменным (за редким исключением) - основная поддержка идет со стороны государства в виде бюджетных средств. Однако и объемы бюджетного финансирования не отвечают ни требованиям времени, ни запросам научной среды. С течением времени объем инвестиций (как иностранных, так и российских) в научный сектор не увеличился, а скорее уменьшился.

В сегодняшней непростой социально-экономической ситуации эти проблемы встают наиболее остро. Однако эта же ситуация способствует созданию благоприятных условий для формирования отечественной наукоемкой экономики, что позволит существенно снизить зависимость федерального бюджета от нефтяных цен и котировок. С другой стороны, - тенденция к импортозамещению открывает масштабные возможности для инвестиций в науку и, как следствие, должна способствовать увеличению объема отечественной наукоемкой продукции.

При этом роль федерального бюджета как одного из ведущих инструментов развития экономики государства должна повыситься. Проекты, финансируемые из бюджета, должны стимулировать экономический рост и частные инвестиции. Об этом говорил Президент Российской Федерации В. Путин на совещании по проекту бюджета РФ на 2016 год. «Расходы государства на здравоохранение, образование и науку должны в полной мере отвечать требованиям и запросам со стороны общества», - подчеркнул Президент.

Как ни парадоксально, но научный сектор является высоко рисковым как для государственного заказчика, так и с точки зрения инвестиционной привлекательности. Казалось бы, научные достижения и разработки должны двигать научно-технический прогресс и экономику России вперед, однако неразвитая институциональная база научного сектора, отсутствие высококвалифицированных кадров в виду слабого финансирования, устаревшая материально-техническая часть, - все это создает условия для того, что бизнес не рискует инвестировать капиталы в науку напрямую. Да и со стороны государства с каждым годом ужесточается контроль бюджетного финансирования и конкурсных процедур отбора научных проектов.

Для обеспечения бюджетного финансирования и привлечения инвестиций в форме кредитов и вложений в научные проекты наиболее важным для госзаказчика и инвестора являются способность исполнителя к своевременному и качественному выполнению взятых на себя обязательств.

В свете этого возникает вопрос о критериях отбора исполнителей НИОКР, и, соответственно, о повышении эффективности бюджетных расходов на науку. Одним из возможных инструментов такого отбора является объективная комплексная оценка способности исполнителя НИОКР к полному и своевременному выполнению обязательств. Эту оценку в полной мере отражает научный рейтинг.

Надо отметить, что на сегодняшний день отсутствует единые критерии оценки научной деятельности организации, как образовательной, так и собственно научной. Так, в комплексной оценке деятельности вузов рейтингового агентства «RAEX» есть раздел «Уровень научно-исследовательской активности», Федеральное агентство научных организаций разработало свои критерии оценки научной деятельности подведомственных ФАНО организаций и т.д.

Наличие научного рейтинга раскрывает объективные научно-технические возможности образовательного учреждения и научной организации, повышает его репутацию, инвестиционную привлекательность за счет открытости диалога с госзаказчиком и инвесторами. Очевидно, что достаточно высокий научный рейтинг, присвоенный специализированным рейтинговым агентством, повышает возможности вуза, позволяет ему заключать сделки на более выгодных для себя условиях.

Таким образом, научный рейтинг является эффективным механизмом привлечения внешнего финансирования в научный сектор, средством, при помощи которого организация заявляет о своем научном

135

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

потенциале и технических возможностях заинтересованным заказчикам и инвесторам. Кроме того, рейтинг - это неотъемлемая часть программы поддержания отношений с инвесторами, заказчиками НИОКР. Наличие высокого научного рейтинга будет способствовать:

1. Повышению шансов вуза в рамках конкурсных процедур отбора НИОКР.

2. Облегчению финансовых условий реализации долгосрочных проектов.

3. Расширению круга потенциальных заказчиков и инвесторов за счет появления интереса к вузу.

4. Рекламе вуза, созданию высокой научной репутации.

Вполне очевидно, что выход научных коллективов вуза на внешний, в том числе международный, рынок невозможен без научного рейтинга, присвоенного ведущими отечественными и международными рейтинговыми агентствами.

©О.В.Соляков, Д.Н.Дианов,2015

УДК 331.215.2

И.Н.Сычева

директор Института экономики и управления

Е.С.Пермякова

доцент

Н.Н.Кузьмина

старший преподаватель Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова г. Барнаул, Российская Федерация

ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются методологические подходы к организации заработной платы и стимулированию труда работников, соответствующих экономике инновационного развития, определяются направления по расширению воспроизводственных функций в оплате труда и социальной деятельности предприятий.

Ключевые слова

Заработная плата, трудовой потенциал, инновационное развитие.

Переход к инновационной модели развития усиливает потребность в выработке механизмов управления качеством трудового потенциала. Речь идет не только о новом качестве рабочей силы, способной к инновационным преобразованиям, но и о новом качестве трудовых отношений (2, с. 121).

Проблема деформации заработной платы и возмещения затрат труда в условиях инноваций представляет особый интерес. Для определения методологических подходов к организации заработной платы и стимулирования труда работников, соответствующих экономике инновационного развития, необходимо, прежде всего, сформулировать научную гипотезу исследования (4, с. 43). Проведенный анализ состояния заработной платы в отраслях (по видам деятельности) позволяет сказать, что в настоящее время разница в оплате труда не связана с возмещением стоимости потребления рабочей силы, а является следствием условий трансформации отношений собственности и роста цен на нефть и энергоресурсы, а также - нарастающего дефицита кадров. Особенно отчетливо такие последствия в разнице оплаты наблюдаются в машиностроении и электронике, где обострилась ситуация с нехваткой кадров.

Проблемы заключаются не только в образовавшемся дефиците кадров за период реформ. Дело в том, что на современном этапе (как и в течение всего периода реформ) не сложилось объективного возмещения

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.