Научная статья на тему 'Научный межфакультетский семинар «Речевые исследования и технологии: настоящее и будущее», посвященный памяти В. И. Галунова'

Научный межфакультетский семинар «Речевые исследования и технологии: настоящее и будущее», посвященный памяти В. И. Галунова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Biological Communications
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научный межфакультетский семинар «Речевые исследования и технологии: настоящее и будущее», посвященный памяти В. И. Галунова»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 3 2008 Вып. 1

ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ

НАУЧНЫЙ МЕЖФАКУЛ ЫЕГСКИЙ СЕМИНАР

«РЕЧЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ», ПОСВЯЩЕННЫЙ ПАМЯТИ В. И. ГАЛУНОВА

27 февраля 2007 г. в здании 12 коллегий Санкт-Петербургского Государственного Университета состоялся межфакультетский семинар «Речевые исследования и технологии: настоящее и будущее», посвященный памяти профессора биолого-почвенного и филологического факультетов Валерия Ивановича Галунова. Организацию семинара провели сотрудники группы по изучению детской речи ФНИИ им. A.A. Ухтомского СПбГУ и компании в области исследований речи «ОДИТЕК».

Галунов Валерий Иванович родился 23 января 1938 г. в городе Ленинграде. В 1960 г. окончил физический факультет Ленинградского государственного университета, в 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1975 г.—диссертацию на соискание ученой степени доктора биологических наук. С 1961 по 1991 г. работал в «НИИ электроаппаратуры» (позже НПО «Дальняя связь») сначала в должности инженера, старшего инженера, затем—начальника лаборатории, начальника секгора и отдела. На протяжении данного периода времени принимал участие и руководил научно-исследовательскими работами, посвященными проблемам автоматического распознавания и синтеза речи, кодирования речи, определение эмоционального состояния человека по речи и т. д. С 1968 по 1989 г.—научный руководитель Всесоюзной программы «Автоматическое распознавание и синтез речи», с 1965 г.—ученый секретарь секции речевой акустики Российской Академии Наук. В 1991-2005 г. Валерий Иванович являлся основателем и научным директором ООО «ОДИТЕК», занимающейся речевыми технологиями, а также профессором биолого-почвенного и филологического факультетов. В. И. Галунов—автор более 200 научных публикаций, из них—5 монографий.

В работе семинара приняли участие сотрудники, аспиранты и студенты биолого-почвенного и филологического факультетов, института физиологии им. А. А. Ухтомского СПбГУ, Российской Акустической компании «ОДИТЕК», Института физиологии им. И. П. Павлова, Института уха, горла, носа и речи, Института эволюционной биохимии и физиологии им. И. М. Сеченова, кафедры рефлексотерапии МАГЮ.

Семинар состоял из двух частей. Научная часть была представлена докладами по основным направлениям научных интересов В.И. Галунова, которые в настоящее время продолжаются и развиваются его учениками, последователями, коллегами и друзьями. В ходе семинара также прозвучали сообщения, представляющие собой воспоминания о Валерии Ивановиче как о руководителе, учителе, друге. Валерий Иванович Галунов, физик по базовому образованию, кандидат и доктор биологических наук, «широкий лингвист», «ведущий речевик СССР», «блестящий и остроумный рассказчик», был одним из первых адептов комплексного мультидисци-плинарного подхода к речевым исследованиям.

Семинар открыл академик РАО Батуев Александр Сергеевич, почетный профессор кафедры Психофизиологии и ВНД биолого-почвенного факультета СПбГУ. В своем вступительном слове А. С. Батуев отметил значимую роль Валерия Ивановича Галунова в работе кафедры Психофизиологии и Высшей нервной деятельности. Будучи профессором кафедры, В. И. Галунов вел преподавательскую деятельность: длительное время читал курсы «Психофизиология речи», «Акустика речи», «Эволюция речи», руководил подготовкой докторских, кандидатских и магистерских диссертаций. Обширная научная деятельность В. И. Галунова явилась основой создания нового направления исследований на кафедре. Можно сказать, что именно с его помощью кафедра приобрела в своем названии новое слово — «психофизиология». Валерий Иванович предлагал

изучать вопросы речевого общения, речи как коммуникации между матерью и ребенком с первых шагов жизни ребенка, что и придало кафедре своеобразный «оттенок». В настоящее время в Университете работает целая научная группа под руководством докт. биол. наук. Е. Е. Ляксо над проблемами, которые инициировал профессор В. И. Галунов. Идеи Валерия Ивановича продолжают жить и развиваться в разнообразных научных коллективах. В. И. Галунов серьезно относился к Проблемам кафедры, позволял себе только доброжелательную критику в адрес сотрудников; проявлял безотказность в человеческом плане-—Валерий Иванович приезжал в Университет из Петергофа читать лекции, беседовать со студентами, даже испытывая проблемы со здоровьем.

С первым научным сообщением «Цифровая обработка речевого сигнала. Современное состояние исследований в компании «ОДИТЕК» выступил Викторов Андрей Борисович, научный директор компании «ОДИТЕК», основателем и научным директором которой много лет был В. И. Галунов.

Вопросы развития современных речевых технологий были освящены в докладе Соловьева Алексея Николаевича, сотрудника компании «ОДИТЕК», научного сотрудника ФНИИ

A. А. Ухтомского СПбГУ, «Язык, Мышление и современные системы понимания речи». В докладе были затронуты некоторые основные идеи, интересовавшие В. И. Галунова: «Что такое язык? Как язык соотносится с мышлением? Возможно ли учитывать когнитивные механизмы в современных системах распознавания и понимания речи».

С докладом «Соотношение слуха и речи у детей. Речь при минимальных нарушениях слуха» выступила докт. биол. наук. Вартанян Инна Арамаисовна, профессор Института физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова. В своем докладе автор попыталась расширить понятие «речевые технологии». Цель исследования, представленного в докладе, заключалась в создании слухоречевых технологий — компьютерной коррекционной программы «Слушать и говорить слоги, слова, звуки» для обучения детей 3-7 лет со сниженным слухом, которая может быть использована при любой степени потери слуха.

В продолжение идеи о мультидисциплинарном подходе к речевым исследованиям выступила с докладом «Связь речевых технологий с биологическими науками» канд. биол. наук. Люблинская Валентина Владимировна, ведущий научный сотрудник отдела Психофизиологии речи Института физиологии им. И. П. Павлова.

Продолжила тему синтеза биологии и физики докт. пед. наук Королева Инна Васильевна, ведущий научный сотрудник ЛОР НИИ в докладе «Бионические аспекты в исследованиях

B. И. Галунова». Большую часть своего доклада И.В. Королева посвятила личности В. И. Галунова, его жизненным принципам и свойствам характера, среди которых она выделила необыкновенную любознательность и научное любопытство как способ существования до последних дней жизни, доброжелательность к молодым исследователям, отсутствие зависти и боязни конкуренции, способность генерировать идеи и увлекать других людей, быстрый ум, энциклопедические знания в разных областях, что является необходимым требованием для исследователя речи. Инна Васильевна освятила роль своего учителя Валерия Ивановича в ее жизни: формировании ее как личности, человека, исследователя.

Старший науч. сотрудник ФНИИ им. А. А. Ухтомского Макаров Алексей Константинович в докладе «Речевые технологии в лечении ДЦП» также, как и И. А. Вартанян расширил термин «речевые технологии», обозначив связь речевых технологий и медицины. Он отметил, что Валерий Иванович Галунов, будучи очень многосторонней личностью, увлекался и медициной. В 2000 г. он создал «Институт усовершенствования медицинских технологий», где он был первым директором. В беседах В. И. Галунов высказывал мысль, что поле для разработки новых медицинских технологий лежит в области системного анализа фундаментальных положений в медицине и биологии.

О последнем интересном и новом направлении исследований В. И. Галунова в своем докладе «Формирование акустического облика речевого сигнала в онтогенезе» рассказала докт. биол. наук, ведущий научный сотрудник НИИ физиологии им. А. А. Ухтомского Ляксо Елена Евгеньевна. Валерия Ивановича интересовала акустика детской речи. Каким образом и в каком временном интервале речь ребенка приобретает признаки, присущие речи взрослого, на основании каких признаков осуществляется ее распознавание взрослыми. Под его руководством в Институте физиологии им. акад. А. А. Ухтомского образовалась и продолжает работать группа по изучению детской речи. Основной идеологией группы является использование междисциплинарного

подхода, позволяющего рассматривать становление разных аспектов речи ребенка в онтогенезе в контексте одного исследования.

В своем докладе Е. Е. Ляксо отметила, что В. И. Галунов проявлял интерес ко всем направлениям в области исследования детской речи. Им был поднят очень широкий круг проблем, связанный с различными аспектами становления речи ребенка в онтогенезе. Его колоссальный опыт работы в области речевых технологий, широчайший кругозор, энциклопедические знания в различных областях языкознания, позволили не только начать новое в России направление исследований—изучение акустики детской речи, но и найти его место в общей системе речевых знаний.

С докладами выступили молодые специалисты кафедры фонетики филологического факультета СПбГУ: Д. А. Кочаров и В. В. Евдокимова. Кочаров Даниил Алексеевич в докладе «Автоматическая интерпретация звуков с использованием дифференциальных признаков фонем» говорил о том, что существенной проблемой использования фонетических характеристик является необходимость описания всех дифференциальных признаков, определяющих фонемы и их аллофоны данного языка.. В качестве решения этой проблемы можно предложить совместное использование фонетических и акустических характеристик.

Евдокимова Вера Вячеславовна в докладе «Особенности динамики отделов речевого тракта» на основе анализа состояния работ по моделированию речевого тракта изложила способ и методику построения динамической модели речевого тракта на базе обработки экспериментального материала частотных характеристик голосового источника артикуляционного аппарата.

Далее выступил докт. мед. наук, профессор Богданов Николай Николаевич, который познакомился с В. И. Галуновым заочно в 1978 г., когда на заседании отдела клинической нейрофизиологии Н. П. Бехтерева упомянула о Валерии Ивановиче, как о ведущем речевике СССР. Затем с 1981 г., когда В. И. Галунов пришел на курсы повышения квалификации в ГИДУВ изучать рефлексотерапию, началась их дружба. С точки зрения Николая Николаевича, взгляд Валерия Ивановича на различные научные направления можно описать следующим образом: есть лифт, который ездит по этажам. Каждый ученый описывает свой этаж, а В. И. Галунов охватывал все этажи и всю шахту, весь дом.

Докт. филол. наук, профессор Герд Александр Сергеевич, заведующий кафедрой математической лингвистики филологического факультета СПбГУ, отметил, что исторически сложилось, что кафедра фонетики филологического факультета занималась распознаванием речи, речевым сигналом, а кафедра математической лингвистики—письменным сигналом. Валерий Иванович настаивал на комплексном решении проблем распознавания—от фонетического до синтаксического уровня, не опуская ни один из уровней. В. И. Галунов на кафедре читал курс «Акустика речи», формировал связи кафедры с Институтом уха, горла, носа и речи, другими НИИ и зарубежными фирмами. Его можно назвать «широким лингвистом».

Остроухое Александр Викторович (компания «ОДИТЕК») говорил, что его знакомство с В. И. Галуновым состоялось в 1971 г. в НИИ «Дальняя связь», тогда НИИ «Электроаппаратура». Это была настоящая «научная школа». А. В. Остроухов поднял проблему утраты научных школ в современной российской науке, проблему безответственного отношения к родному языку широких масс населения.

В. В. Люблинская вспомнила о желании В. И. Галунова сформировать в Университете факультет подготовки специалистов-речевиков, поскольку в настоящее время даже на специализированных кафедрах недостаточно внимания уделяется изучению студентами акустической стороны речи.

В завершении семинара А. С. Батуев отметил, что работа семинара показала, что идеи В. И. Галунова находят активное развитие в трудах его учеников и последователей. Именно это свидетельствует о том, что Валерий Иванович был истинным Учителем и Ученым. А. С. Батуев предложил сделать данный семинар постоянно действующим.

О. В. Фролова—am. каф. Психофизиологиии Высшей Нервной Деятельности биолого-почвенного факультета СПбГУ

Е.Е. Ляксо—докт. биол. наук; ведущий научный сотрудник ФНИИ им. акад. А. А. Ухтомского СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.