Научная статья на тему 'Научные основы стратегии инновационного развития образовательных программ инженерно-педагогического факультета'

Научные основы стратегии инновационного развития образовательных программ инженерно-педагогического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / EDUCATIONAL PROGRAM / PROFESSIONALLY-PEDAGOGICAL EDUCATION / PREPARATION PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косырев Василий Петрович

Рассматриваются результаты научных исследований и опыт подготовки профессионально-педагогических кадров на факультете с целью разработки, научно обоснованных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC BASES OF STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF ENGINEERING-PEDAGOGICAL FACULTY

Results of scientific researches and experience of preparation of is professional-pedagogical shots at faculty for the purpose of working out, scientifically well-founded educational programs are considered.

Текст научной работы на тему «Научные основы стратегии инновационного развития образовательных программ инженерно-педагогического факультета»

вании принципов формирования общетехнической компетентности, условий и средств их реализации при профессиональной подготовке инженера.

Исходя из поставленной проблемы создания педагогической системы обучения студентов общетехническим дисциплинам в инженерном вузе необходимо построить адекватную теоретическую модель и разработать педагогическую технологию. Это осуществляют посредством реализации прогностической деятельности — педагогического проектирования (проектирования педагогических систем).

Процесс проектирования начинается (после организационно-подготовительного этапа) с проектирования модели педагогической системы, которая при последующем этапе проектирования деятельности двух субъектов образовательного процесса (педагогической технологии) и дальнейшей реализации системы трансформируется в результат деятельности — специалист-инженер. Такой подход к педагогическому проектированию реализуется через формирование общетехнической компетентности, образующей свою подсистему в составе педагогической системы. Для повышения роли общетехнической подготовки в профессиональном образовании инженера необходимо к методике обучения отдельной общетехнической дисциплине подходить системно, а системообразующим фактором выступает формирование общетехнической компетентности.

Для достижения цели должна быть разработана адекватная педагогическая технология, предусматривающая прогнозируемый результат (гаранти-

рованный успех) в процессе обучения. Это означает, что при соблюдении определенных принципов, методов, средств реализации предписываемой технологии будет получен прогнозируемый результат (в количественных показателях достижения цели) или гарантированный успех (в качественных показателях достижения цели) при изучении общетехнических дисциплин.

Педагогическое проектирование становится необходимым видом работы преподавателя общетехнических дисциплин, в задачу которого входит создание в проекте всего того, что необходимо в образовательном процессе для достижения цели с прогнозируемым, предсказуемым результатом. Используя приведенные теоретические предпосылки и обоснованную методологию, преподаватель общетехнических дисциплин (и не только их) может разработать педагогическую систему на разном иерархическом уровне в другой когнитивной среде: по профессии, специальности, квалификации, по циклу учебных курсов, по отдельным предметам и дисциплинам; по учебному модулю, разделу, теме; на отдельное учебное занятие по конкретной теме.

Список литературы

1. Стайнов, Г.Н. Активизация познавательной деятельности при изучении педагогического спецкурса «Методика преподавания общетехнических дисциплин»: учеб. пособие / Г.Н. Стайнов. — М.: МГАУ, 1994. — 59 с.

2. Стайнов, Г.Н. Проектирование педагогической системы преподавания учебного предмета: методические рекомендации / Г.Н. Стайнов. — М.: МГАУ, 2002. — 57 с.

УДК 378

В.П. Косырев, доктор пед. наук, профессор

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Инженерно-педагогический факультет МГАУ, открытый в 1975 году на базе педагогического отделения МИИСП, имеет богатые традиции и опыт подготовки кадров для системы начального и среднего профессионального образования.

Подготовка преподавателей на педагогическом отделении МИМЭСХ была организована в 1934 г. из числа специалистов-практиков с высшим инженерным образованием. В течение почти 50 лет (1953-1999) на нем осуществлялась подготовка инженерно-педагогических кадров для сельскохозяй-

ственных техникумов и профессионально-технических училищ на базе высшего инженерного образования. И в настоящее время наряду с известными ведущими научно-образовательными центрами и научными школами по исследованию и подготовке профессионально-педагогических кадров в Екатеринбурге (РГППУ), Нижнем Новгороде (РГИПУ), Харькове (УИНА) на инженерно-педагогическом факультете МГАУ осуществляется подготовка профессиональнопедагогических кадров для системы профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

За 35 лет существования инженерно-педагогического факультета сложилась многоуровневая система подготовки инженерно-педагогических кадров, с различных ступеней которой выпущено достаточное количество квалифицированных специалистов для системы образования (более 3000 инженеров-педагогов, 100 бакалавров образования, 10 магистров образования, более 60 кандидатов педагогических наук, 6 докторов педагогических наук. Образовался слаженный высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, включающий 5 докторов и 15 кандидатов педагогических наук, сложилась научная школа и научные направления в области исследования проблем совершенствования подготовки кадров.

В результате многолетних исследований педагогических проблем подготовки кадров на факультете сложилась научная школа академика РАО В.С. Леднева, развивающаяся сегодня под руководством чл.-корр. РАО П.Ф. Кубрушко.

Научные исследования сотрудников, аспирантов и докторантов ИПФ внесли вклад в развитие теории и практики профессионального и профессионально-педагогического образования:

разработаны и дополнены фундаментальные основы профессионального и профессиональнопедагогического образования, включая: а) разработку современной концепции структуры содержания профессионального образования (В.С. Лед-нев); б) новый взгляд на теорию личности и ее структуру (В.С. Леднев, П.Ф. Кубрушко), в частности, доказана необходимость разработки динамической модели личности, позволяющей объяснить необходимость формирования и развития не только знаний, умений и навыков, но и воспитания профессионально важных качеств личности; в) научные основы теории структуры содержания профессионально-педагогического образования (В.С. Леднев, Н.М. Жукова, П.Ф. Кубрушко, Е.Н. Козлёнкова), способствующие обоснованию отбора и структурирования содержания профессионально-педагогического образования на уровне государственных образовательных стандартов, учебных планов и программку

уточнена и дополнена теория профессионально-педагогического образования, включая следующие направления исследований: историкометодологические: а) концептуально осмыслен исторический опыт подготовки профессионально-педагогических кадров как составляющая для принятия научно обоснованных (с опорой на историческое знание) решений по обновлению и совершенствованию системы профессионально-педагогического образования (Х.Ш. Тенчурина); б) обоснован состав функционально полной системы профессионально-педагогического образования

(ППО) (П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднев); технологические П.А. Силайчев (разработана концепция системы детерминирующих факторов технологий специальной подготовки педагогов профессионального обучения и критерия, позволяющие наиболее полно отразить в обучении все виды и аспекты профессиональной деятельности), Г.Н. Стайнов (разработана концепция и технология системного педагогического проектирования, позволяющая активизировать учебно-профессиональную деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки); определены дидактические основы научного образования (В.С. Леднев, П.Ф. Кубрушко, И.Ф. Кривчанский), рассматривающие научное образование как сквозную линию образования, проходящую через все звенья и составляющие их ступени, являясь обязательным компонентом последних (в учебных планах всех ступеней и уровней образования представлены в качестве творческого компонента подготовки — творческие работы, УИРС, НИРС, диссертации и т. д.);

разработаны дидактические основы подготовки инженеров-педагогов (Н.М. Жукова, П.Ф. Кубрушко, В.П. Косырев, П.А. Силайчев, Х.Ш. Тенчурина, О.А. Орчаков); дано обоснование состава и перечня видов деятельности, функций и функциональных единиц деятельности инженера-педагога, формирование которых рассматривается в различных видах подготовки (психолого-педагогической, профессионально-методической и отраслевой).

На протяжении многих лет на факультете ведутся комплексные научные исследования эффективных систем и технологий подготовки специалистов. Разработанная в рамках данных исследований многоуровневая система непрерывного профессионально-педагогического образования агроинженер-ного профиля со структурой, построенной на основе планомерно-поэтапного, нарастающего по степени сложности и обобщенности освоения типовых функциональных единиц деятельности, была внедрена в систему агропедагогического образования по решению Министерства сельского хозяйства в 1993 г. А квалификационная характеристика инже-нера-педагога по механизации и по электрификации сельскохозяйственного производства, разработанная творческим коллективом кафедры педагогики и психологии в составе В.П. Косырева, О.А. Орча-кова, Н.М. Жуковой, П.А. Силайчевым под руководством декана ИПФ профессора П.Ф. Кубрушко, была принята Министерством образования в 1989 г. (тогда Государственным комитетом по образованию) в качестве базовой для всех отраслевых разновидностей и специализаций специальности «Профессиональное обучение».

Результаты исследований эффективности современных систем и технологий обучения, включая модульную технологию обучения, технологию

53

дистанционного обучения, матричную технологию, были внедрены в учебный процесс образовательных учреждений, в том числе МГАУ, СГАУ, МОСК и других учебных заведений, в виде учебных программ, учебников и учебных пособий, а также комплекса учебно-практических пособий для дистанционного обучения.

За многие годы на ИПФ создан научный потенциал с систематизирующей его деятельность кафедрой педагогики и психологии, способный решить многие проблемы разработки и совершенствования научных и образовательных программ инженернопедагогического факультета.

В настоящее время на факультете осуществляется подготовка специалистов по двум лицензированным направлениям (специальностям): «Профессиональное обучение (по отраслям)» и «Информационные технологии в образовании».

В современных условиях социально-экономических изменений, происходящих в Российской Федерации, появляются новые, перспективные области приложения квалификации выпускников инженерно-педагогических факультетов и вузов. Актуальность подготовки специалистов по направлению «Профессиональное обучение» сегодня не требует доказательств. Однако перечень образовательных программ, объединенных данной специальностью, кажется еще недостаточно полным и научно обоснованным. Тенденции развития образовательных программ ИПФ представлены в таблице.

Естественное расширение коммуникативной сферы, в том числе профессионального общения и взаимодействия с субъектами (агентами) отечественной и зарубежной экономики и иностранными коллегами; введение в учреждениях профессионального образования, кадровых службах предприятий должности психологов и специалистов по кадровой работе и управлению персоналом; в связи с организацией и проведением в учреждениях профессионального образования специальных мероприятий (выставки, конкурсы, книжные ярмарки, дни открытых дверей, смотры-конкурсы, встречи выпускников и т. д.), а также необходимостью осуществления организационно-управленческой деятельности внутри учреждений (составление расписания занятий, проведение вечеров и др.). Перед исследователями и практиками поставлена задача пересмотра и расширения перечня требований к профессиональной о готовности компетентности специалистов — выпускников вузов.

Проведенный анализ сферы профессиональной деятельности выпускников, требований работодателей, потребителей образовательных услуг, возможности лицензии МГАУ позволил установить следующие образовательные программы специальности «Профессиональное обучение»

54

по профилям: «Агроинженерия», «Экономика и управление», «Автомобили и автомобильное хозяйство».

По профилю «Экономика и управление» подготовка осуществляется по образовательным программам: «Менеджмент техники и технологий»; «Менеджмент профессионального образования и управления персоналом»; «Психология профессионального образования и управления персоналом». Выпускники данных образовательных программ подготавливаются к работе: организаторами образовательной деятельности в учебных заведениях; преподавателями специальных дисциплин на иностранных языках; переводчиками технической документации; менеджерами по работе с персоналом; психологами учреждений и предприятий; консультантами психологических служб; организаторами протокольных мероприятий; менеджерами по продажам.

Подготовка по профилю «Агроинженерия» осуществляется по образовательным программам: «Оборудование, техника и технологии в агробизнесе»; «Технический сервис в АПК»; «Электрооборудование и электротехнологии в АПК». Выпускники данных образовательных программ подготавливаются к работе в должностях: преподавателя, мастера и инструктора профессионального обучения, воспитателя, методиста, консультанта образовательных учреждений и др.

Подготовка по профилю «Автомобили и автомобильное хозяйство» осуществляется по образовательной программе «Фирменный автосервис». Выпускники подготавливаются к работе: менеджерами и консультантами по обслуживанию автотранспортных средств; переводчиками технической документации; преподавателями специальных дисциплин на иностранном языке.

Учебные планы данных образовательных программ (специализации) унифицированы и включают дисциплины четырех основополагающих циклов:

• базовой гуманитарной, социально-экономической, математической, естественно-научной подготовки;

• отраслевого (инженерного, экономического и др.);

• общепрофессионального (профессиональнопедагогического);

• языкового, психологического, инженерного и др. (в зависимости от профиля образовательной программы).

В связи с необходимостью обеспечения образовательного процесса интерактивными средствами обучения, а также развитием электронных изданий, информационно-образовательных ресурсов локальных и глобальных сетей в образовательных учреждениях с 2008 года на факультете осуществляется подготовка инженеров по специ-

Профессионально-педагогическое образование Специальности, специализации и квалификации студентов и выпускников ИПФ

Год Шифр специальности по классификатору Специальность (направление) Специализация Квалификация (степень)

1975-1987 1516 Сельское хозяйство Механизация с.-х. производства Преподаватель технических и специальных дисциплин

1988-1992 030100 Профессиональное обучение, технические и специальные дисциплины Механизация с.-х. производства Электрификация и автоматизациия с.-х. производства Инженер-педагог

1993-1999 030500 Профессиональное обучение Механизация с.-х. производства Электрификация с.-х. производства Инженер-педагог

1995-2000 030500 Профессиональное обучение Механизация с.-х. производства Электрификация и автоматизация с.-х. производства Инженер-педагог

540400 Профессиональное обучение Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации Бакалавр образования

1997-2000 030500 Профессиональное обучение Механизация с.-х. производства Электрификация и автоматизация с.-х. производства Инженер-педагог

540400 Профессиональное обучение Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации Психология профессионального образования Бакалавр образования

2000-2008 030500.01 Профессиональное обучение («Агроинженерия») Механизация с.-х. производства Электрификация и автоматизация с.-х. производства Педагог профессионального обучения

Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации Психология профессионального образования Переводчик в сфере профессиональной коммуникации

С 2009 года 050500.01 Профессиональное обучение (по отраслям: агроинженерия Машины, оборудование и технологии в агробизнесе Электрооборудование и электротехнологии в АПК Педагог профессионального обучения

экономика и управление Психология профессионального образования и управления персоналом Менеджмент профессионального образования и управления персоналом Менеджмент техники и технологий

автомобили и автомобильное хозяйство) Фирменный автосервис Переводчик в сфере профессиональной коммуникации

311900 Технология обслуживания и ремонта машин в АПК Технология обслуживания и ремонта машин в АПК Инженер

230202 Информационные технологии в образовании Управление образовательными системами и технологиями Инженер

альности «Информационные технологии в образовании». Выпускники подготавливаются к работе: системными администраторами и администраторами локальных сетей; тьюторами (консультантами); разработчиками программных средств обучения; инженерами по эксплуатации и обслуживанию ИКТ.

Все реализуемые факультетом образовательные программы востребованы на рынке труда и совершенствуются с учетом меняющихся условий.

Требования современного рынка труда, предъявляемые к подготовке специалистов-педагогов и частично сформулированные в современной нормативной документации, обусловили актуальность подготовки студентов на факультете по новым (образовательным программам) специализациям. Для повышения уровня профессиональной готовности и мобильности выпускников ИПФ необходимо формирование научно обоснованной концепции и стратегии развития образовательных программ.

55

Стратегия инновационного развития образовательных программ инженерно-педагогического факультета определяет миссию факультета, направления образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности.

Основной миссией инженерно-педагогического факультета в настоящее время является подготовка специалистов для государственных и автономных образовательных учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также подразделений и учреждений сельской инфраструктуры.

Цели образовательной программы «Профессиональное обучение (по отраслям)», согласованные с миссией ИПФ МГАУ, сформулированы на основе национальных требований к минимуму содержания образования, изложенных в ФГОС ВПО РФ, требований к профессиональным образовательным программам по выполнению критериев качества подготовки специалистов, определенных системой менеджмента качества МГАУ, а также с учетом тенденций интернационализации образовательных степеней и квалификаций в рамках международных соглашений и включают следующие:

• подготовка специалистов — педагогов в области техники, технологий и агробизнеса к профессиональной деятельности в сферах начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, к проведению исследований, проектированию образовательных систем и технологий, а также управлению образовательными процессами в указанных сферах с целью обеспечения позитивных изменений и достижения прогресса в национальной экономике;

• формирование у будущих специалистов профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для поиска и нахождения оптимальных путей решения стоящих перед ними задач;

• подготовка к комплексному решению проблем в сфере профессионального образования с учетом экономических, экологических, социальных, политических и этических последствий, а также аспектов охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности;

• развитие у специалистов профессионально значимых качеств и личностных компетенций, необходимых и достаточных для того, чтобы быть мобильным, успешно работать в коллективе, планировать свое профессиональное развитие, постоянно совершенствовать профессиональную подготовку.

Состояние специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» может быть охарактеризовано как период ее затянувшегося реформирования (с 1996 года). Накопленный вузами и факульте-

тами УМО по ГЕТТО опыт развития специальности «Профессиональное обучение» не используется должным образом. Реализуемый в настоящее время стандарт специальности (подготовка специалистов) не соответствует мировому уровню как с позиций перечня образовательных дисциплин специальности, методического обеспечения этих дисциплин, так и с позиций практики (в первую очередь, профессиональных образовательных учреждений), нуждающейся в подготовке педагогов, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками, приближенными к их будущей профессиональной деятельности.

В ближайшие годы предстоит усиление конкуренции на российском рынке профессионального образования, объективно обусловленное наблюдающимся повышением привлекательности работы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и организациях, а также необходимостью внедрения востребуемых работодателями и адаптированных к международному опыту стандартов образования. Факультет готов к этой конкуренции, к ориентации на государство как работодателя и к использованию инновационных форм и методов образования.

Стратегия факультета заключается в том, чтобы занять лидирующие позиции в этой конкурентной борьбе, продемонстрировав готовность работать не в дореформенном, а в постреформенном мире. С этой целью факультет будет стремиться к формированию бакалавриата как фундаментальной ступени профессиональной подготовки и к развитию магистратуры как высшей ступени профессиональной подготовки в области профес-сионально-педагогичского образования, обеспечивающей удовлетворение потребностей государства в педагогических кадрах нового типа. Посредством развития аспирантуры, совмещающей интенсивные формы самостоятельной теоретической работы и участие в коллективных научно-исследовательских проектах (в том числе по государственным и муниципальным заказам), при реализации данной стратегии факультет будет использовать преимущества МГАУ, заключающиеся в традициях использования потенциала кафедр всех факультетов в образовательном процессе, в уникальном опыте МГАУ по экспертному обеспечению реформ системы профессионального образования Российской Федерации как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, других реформ социальной сферы. В свою очередь, реализация ИПФ образовательной стратегии даст для МГАУ опыт практически ориентированной мультидисципли-нарности через вовлечение студентов в проведение модернизации образования профессионального образования, а также обеспечит усиление связей МГАУ с государственными образовательными

учреждениями среднего профессионального образования.

Вопрос о дальнейшем развитии специальностей на ИПФ вплотную связан с планом перехода на систему «бакалавр-магистр», а также подготовку в соответствии с действующим стандартом специальности. Факультет активно включился в подготовку проектов образовательных программ в соответствии с ФГОС нового поколения, основанных на моделях компетенции.

Не менее актуальной является задача обоснования, разработки и утверждения нового направления подготовки — «Информационные системы и технологии» и специальности информационные технологии в образовании со своим «шлейфом» специализаций. Факультет намерен формировать профиль данного направления с акцентом на организационно-управленческую составляющую знаний и навыков в области информационных технологий в образовании.

УДК 378.14

Н.М. Жукова, канд. пед. наук, профессор

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ВУЗЕ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ СТРУКТУРЫ СОДЕРЖАНИЯ

Успешность освоения студентами выбранной специальности, их психологическая и профессиональная готовность к осуществлению квалифицированной деятельности в соответствующей сфере народного хозяйства во многом определяется организацией в вузе преподавания учебных предметов. Через учебные предметы и дисциплины реализуется несколько компонентов учебно-воспитательного процесса — содержание образования, технология обучения, контроль компетентности обучающихся в соответствующих областях науки и производства, а также мотивация и стимулирование учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности будущих специалистов.

Многокомпонентность и полифункциональность учебного предмета как содержательно-организационной единицы педагогического процесса в вузе требует выявления факторов, оказывающих влияние на формирование его структуры. Из всего многообразия таких факторов необходимо выделить только ведущие, играющие доминирующую

роль в определении базовых компонентов структуры содержания учебных предметов и дисцип-лин1 и составляющих технологии обучения. Для корректного исследования этих факторов, а на их основе установления инвариантной структуры учебных предметов необходимо помнить о главном свойстве этой структуры — единстве и целостности содержательной и организационно-деятельностной подструктур учебного предмета как единицы учебно-воспитательного процесса. Но при этом важно учитывать, что при всей целостности структура учебного предмета включает два самостоятельных блока — содержательный и процессуальный (в другой трактовке организационно-деятельностный или технологический), реализующих свои специфические функции в процессе освоения предмета и специальности. Для содержательного и процессуального компонентов учебного предмета, имеющих специфические структурные компоненты, внутренние и внешние взаимосвязи, необходимо выявить факторы, оказывающие влия-

1 Понятия «учебный предмет» и «учебный курс» автор использует как синонимы, что довольно прочно установилось в теории и практике профессионального образования. Учебный предмет (или курс) изучает совокупный объект, которым является предметная область соответствующей науки, производства, социальной деятельности и др. Понятие «учебная дисциплина» более узкое. В иерархии структуры содержания образования учебная дисциплина занимает следующий (более низкий) уровень после учебного предмета. Его принято использовать для характеристики составной части учебного предмета, рассматривающей один из аспектов совокупного объекта изучения. Например, учебным предметом в структуре содержания естественно-научного цикла является «Математика». В программу его изучения на инженерных специальностях в составе других структурных составляющих содержания включаются такие разделы, как «Математическая статистика» и «Теория вероятностей», которые становятся самостоятельными учебными дисциплинами в учебном плане подготовки будущих математиков и экономистов. Здесь речь идет о дисциплинах так называемой аспектной направленности. Наряду с такими дисциплинами в ГОС ВПО и учебных планах практически по всем специальностям существенное место занимают «интегративные дисциплины», в которых изучаемый объект является обобщенным (по принципам научности, отраслевой значимости, производственного использования и т.д.), а предметы изучения в таких дисциплинах многоаспектны. Например, в учебном плане подготовки педагогов профессионального обучения в цикле отраслевой подготовки представлены такие интегративные дисциплины, как «Материаловедение и технология конструкционных материалов», «Электротехника, электроника и электрооборудование», «Термодинамика и рабочие процессы двигателей» и другие, в цикле специализации к интегративным дисциплинам можно отнести «Тракторы и автомобили».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.