Научная статья на тему 'Научные основы развития хозяйственных комплексов в приграничных регионах'

Научные основы развития хозяйственных комплексов в приграничных регионах Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
211
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРИГРАНИЧНЫЙ ГОРОД / СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / INDUSTRIAL COMPLEX / STATE BORDER / SYSTEM / FRONTIER TOWN

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Грачев А.Б.

В статье анализируются основные научные подходы к изучению и формированию отраслевых производственных комплексов, промышленных узлов и промышленных центров. При рассмотрении приграничного города, как единой системы, выделены семь основных составляющих подсистем: население, территория города, градообразующая сфера, социальная сфера, градообслуживающая сфера, окружающая малый город сельскохозяйственная территория и инфраструктурный комплекс государственной границы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific foundations of industrial complexes development in the frontier regions

The article analyses the main scientific ways to the study and formation of the industrial complexes and industrial centers. In the frontier town, which is seen as a single system, there are seven main subsystems: population, territory, town making sphere, social sphere, town service sphere, agricultural area surrounding small town and infrastructural complex of the state border.

Текст научной работы на тему «Научные основы развития хозяйственных комплексов в приграничных регионах»

УДК 332.1

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ

А.Б.Грачев

В статье анализируются основные научные подходы к изучению и формированию отраслевых производственных комплексов, промышленных узлов и промышленных центров. При рассмотрении приграничного города, как единой системы, выделены семь основных составляющих подсистем: население, территория города, градообразующая сфера, социальная сфера, градообслуживающая сфера, окружающая малый город сельскохозяйственная территория и инфраструктурный комплекс государственной границы. Ключевые слова: производственный комплекс, приграничный город, система, государственная граница.

Научные основы развития хозяйственных комплексов - каркас методологии науки о территориальной организации и структуре хозяйства. Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям: зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам. Территориальная структура меняется значительно медленнее, чем отраслевая структура, так как основные её элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Территориальная структура выступает основной территориальной организацией хозяйства.

Нам представляется, что при изучении регионального хозяйственного комплекса как системы, необходимо выделить три вида структур: отраслевую, территориальную и организационно-управленческую.

Отраслевая структура меняется в зависимости от научно-технического прогресса, который ведёт к появлению новых производств и отраслей. С появлением новых отраслей и производств усложняются и межотраслевые связи, происходят интеграционные процессы, которые направлены на создание определённых конечных продуктов. Отраслевая структура не может в то же время характеризовать комплекс в территориальном плане.

Особенности территориального развития регионального комплекса раскрывает территориальная структура. Она отражает внутреннее территориальное строение комплекса, характеризует территориальные отношения между процессами производства, условия их развития в пределах регионов различного масштаба. Территориальная структура является следствием территориального развития комплекса. Территориальная структура определятся совокупностью территориальных отношений между производствами и предприятиями.

Организационно - управленческая структура регионального хозяйственного комплекса основывается на объективных процессах территориального развития производства и территориального размещения населения. Этот вид структуры служит базой, являющейся основой для совершенствования системы управления.

Автор разделяет мнение Т.Г.Морозовой, которая предложила концепцию изучения структуры регионального промышленного комплекса на основе системного анализа. «Под системой принято понимать совокупность элементов, объединяемых общностью выполняемых функций» [2, с.30]. Важнейшей особенностью системного анализа является подход к изучению объекта как системы, с присущей ей внутренней организацией.

Составляющей частью регионального хозяйственного комплекса являются промышленные узлы. Можно согласиться с определением промышленного узла, данным А.Т.Хрущевым, по его мнению, промышленный узел представляет собой «...локализованное производственно-территориальное сочетание комплексного характера, где при взаимной близости предприятия объединены между собой тесными производственными и производственно-технологическими связями, общностью транспортно-географического положения, общими системами инфраструктуры и населенных мест с целью наиболее эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов» [6, с.216].

Можно выделить пять признаков промышленных узлов:

1) степень комплексности и особенности специализации производственно-территориального

сочетания;

2) единство транспортно-географического положения связанных между собой предприятий;

3) общность инфраструктуры, включая все виды производственного обслуживания: транспортные и энергетические сооружения, подсобные и вспомогательные производства, строительную базу, водоснабжение и т.д.;

4) общность системы расселения (населенных мест);

5) экономическая эффективность территориальной организации производства.

На современном этапе экономического развития особое значение приобретает комплексное развитие городов, которое предполагает гармоничное сочетание взаимосвязанных отраслей производства и отраслей социальной сферы. Автор разделяет мнение Е.В.Песоцкой: «Понятие "система" тесно смыкается с понятием "комплекса", употребляемым иногда как тождественное; дискуссии о разграничении этих понятии, выделении их особенностей и характера взаимосвязи не окончены и по сей день» [3, с.125]. Система - более общее понятие, чем понятие комплекс. Комплекс это уже система и к нему полностью применим системный подход. Комплексом может называться не любая система, а лишь та, которая отличается высокой степенью внутренних взаимосвязей. Под комплексом следует понимать систему, которая характеризуется высоким уровнем взаимосвязей между составляющими её элементами и повышенной устойчивостью к воздействиям от внешней среды.

В настоящее время на территории приграничных областей Центрального федерального округа сформировалось шесть крупных промышленных узлов: Белгородский (машиностроение и пищевая промышленность); Брянский (машиностроение и легкая промышленность); Воронежский (машиностроение, химическая и пищевая промышленность); Курский (машиностроение, химическая и пищевая промышленность); Оскольский (черная металлургия); Смоленский (машиностроение, легкая промышленность).

На территории приграничных областей Центрального федерального округа можно выделить семнадцать наиболее крупных промышленных центров, которые расположены в малых и средних городах следующих областей:

- Белгородской - Губкин и Щебекино;

- Брянской - Дятьково и Клинцы;

- Воронежской - Борисоглебск, Лиски, Нововоронеж, Калач и Россошь;

- Курской - Железногорск, Курчатов и Щигры;

- Смоленской - Вязьма, Гагарин, Рославль, Сафоново и Ярцево.

Девять промышленных центров расположены в средних городах, остальные восемь - в малых городах.

Промышленные узлы и промышленные центры неразрывно связаны с городскими поселениями. Автор разделяет мнение Т.Г.Морозовой, что «Основой комплексной характеристики городского расселения являются его градообразующие функции. При этом решающую роль играют различные сочетания функций промышленно-производственных и организационно-культурных, а также транспортных, имеющих значение не только для данного города, оздоровительных, научно-производственных и др. Эти функции при определенных условиях формируют профиль того или иного города» [4, с.66].

Выделяют следующие структурно-функциональные типы городов:

1) Многофункциональные города - промышленные, транспортные, административно-политические и культурные центры (республиканские, областные и краевые центры). Для них характерен высокий уровень концентрации промышленного производства с развитой социальной и производственной инфраструктурой, где в сфере материального производства занята большая часть экономически активного населения.

2) Города с преимущественным значением индустриальных центров относятся ко второму типу. В таких городах главным градообразующим фактором выступает промышленность.

3) Города с преимущественным значением транспортных центров. В них свыше двадцати процентов экономически активного населения занято в транспортной системе. Города такого типа получают развитие в районах нового строения, располагая выгодным транспортно-географическим положением, они удобны для развития промышленности, а также имеют тенденции к быстрому росту.

4) Города переходного типа между промышленными и местными организующими центрами, как правило, относятся к средним и малым городам.

5) Промышленные города-новостройки, получившие развитие преимущественно в районах нового освоения.

6) Города с преимущественным значением оздоровительных центров.

Предпосылкой развития таких городов является уникальность природно-климатических

условий.

Городские поселения приграничных областей Центрального федерального округа могут быть отнесены к следующим функциональным типам.

1. Многофункциональные города - промышленные, транспортные, административно-политические и культурные центры - центры областных систем расселения (5 городов - Белгород, Брянск, Воронеж, Курск и Смоленск).

2. Города с преимущественным значением индустриальных центров - многоотраслевые и моноотраслевые промышленные центры - центры районных систем расселения (18 городов - Вязьма, Гагарин, Рославль, Сафоново и Ярцево (Смоленская область); Дятьково и Клинцы (Брянская область); Железногорск, Курчатов и Щигры (Курская область); Губкин, Старый Оскол и Щебекино (Белгородская область); Борисоглебск, Лиски, Нововоронеж, Калач и Россошь (Воронежская область).

К городам с ярко выраженным значением моноотраслевой промышленности можно отнести малые города Губкин в Белгородской области; Сельцо и Фокино в Брянской области; Нововоронеж и Семилуки в Воронежской области; Железногорск и Курчатов в Курской области; Десногорск в Смоленской области. В этих городах более 25% экономически активного населения работает на градообразующих предприятиях и на эти предприятия приходится более 50% объёма промышленного производства города.

3. Города с преимущественным значением транспортных центров. К данному типу городов относится только один малый город приграничных областей Центрального федерального округа -Поворино. Поворино - крупный железнодорожный узел Юго-Восточной железной дороги, расположен на пересечении железнодорожных линий на Грязи, Лиски, Волгоград и Балашов.

4. Города переходного типа между промышленными и местными организующими центрами -это города с относительно слаборазвитой промышленностью, являются центрами районных и местных систем расселения. К данному типу городов относятся 40 малых городов приграничных областей Центрального федерального округа:

- в Смоленской области - Велиж, Демидов, Десногорск, Дорогобуж, Духовщина, Ельня, Починок, Рудня, Сычевка;

- в Брянской области - Жуковка, Злынка, Карачев, Мглин, Новозыбков, Почеп, Севск, Стародуб, Сураж, Трубчевск, Унеча;

- в Курской области - Дмитриев-Льговский, Льгов, Обоянь, Рыльск, Суджа, Фатеж;

- в Белгородской области - Алексеевка, Валуйки, Грайворон, Короча, Новый Оскол, Строитель;

- в Воронежской области - Бобров, Богучар, Бутурлиновка, Новохопёрск, Острогожск, Павловск, Семилуки, Эртиль.

Малые и средние города являются разномасштабными первичными звеньями территориального размещения производства и комплексного развития региона. Как хозяйственный комплекс, каждый из этих городов должен иметь общую производственную и социальную инфраструктуру, единую систему электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, единую транспортную систему и общую строительную базу. Главной особенностью малых и средних городов должно стать сочетание отраслей рыночной специализации и связанных с ними отраслей дополняющих хозяйственный комплекс города в сочетании с отраслями социальной инфраструктуры.

Для более глубокого понимания социально-экономических процессов, протекающих в малых городах приграничных областей Центрального федерального округа, необходимо провести структуризацию города как системы. Город является открытой системой, которая состоит из отдельных подсистем, обладающими внутренними и внешними связями. Внутренние связи города, как системы, гораздо значительней проявляются в малых городах, состоящих из одного городского населённого пункта (по сравнению с городскими поселениями, состоящих из нескольких населённых пунктов). При рассмотрении приграничного малого города или приграничного населённого пункта как системы, необходимо учитывать влияние границы и ближайшего пограничного перехода. Кроме этого, необходимо учитывать влияние внешних связей на город (населённый пункт), оказываемых городами и населёнными пунктами сопредельного государства.

Приграничный город, а это, как правило, малый город или городское поселение - это система с интенсивными внешними связями. Приграничный малый город - особо сложная социально-экономическая система, включающая в себя множество природных и созданных человеком подсистем, характерных для обычного города, а также такую искусственно созданную подсистему как граница. В свою очередь, приграничный город, как социально-экономическая система, является подсистемой в масштабе области и всего государства. Таким образом, приграничный город выполняет не только обычные для любого города функции: административную, производственную, транспортную, социальную, но и такую как погранично-таможенную, являясь барьером-форпостом на государственной границе.

По мнению Б.С.Хорева «город должен рассматриваться в системе "производство - население

- территория", в рамках определённых общественных отношений, изменение которых оказывает сильное влияние на всю систему» [5, с.117]. Рассматривая город как единую систему, можно выделить, семь основных подсистем: население, территория города, градообразующая сфера, социальная сфера, городское хозяйство или градообслуживающая сфера, окружающая город сельскохозяйственная территория и инфраструктурный комплекс государственной границы. Схема приграничного города представлена на рисунке.

Наиболее полные прямые и обратные связи для системы «город» можно выделить, рассматривая малый приграничный город, в котором чётко прослеживаются внутренние и внешние подсистемы. Вокруг пограничного перехода формируется обширная зона тяготения, в которой складываются тесные прямые и обратные внешние связи между пограничным переходом и прилегающим малым городом, а также между пограничным переходом и прилегающими сельскими населёнными пунктами.

К прямым внешним связям можно отнести связи, которые образуются за счёт работы и

службы населения приграничных территорий на пограничных переходах. Работу пограничного перехода обеспечивают пограничники, таможенные служащие, технический персонал (уборщицы, водители, слесари и так далее), а также продавцы зоны беспошлинной торговли.

К обратным внешним связям между пограничным переходом и городом можно отнести связи, которые образуются за счёт сотрудников пограничных переходов, проживающих в ближайшем малом городе и сельских населённых пунктах. Сотрудники пограничных переходов и члены их семей пользуются объектами и услугами социальной сферы города (учатся в школах, лечатся в лечебных учреждениях, приобретают товары в магазинах города и так далее), то есть образуются прямые связи между населением и социальной сферой. Члены семей военнослужащих пограничных войск, а также служащих таможни работают на предприятиях градообразующей сферы и градообслуживающей сферы (электроснабжение и теплоснабжение города, водоснабжение города, водоотведение и так далее). Таким образом образуются прямые связи между населением и градообразующей сферой.

С границей и приграничным положением малого города связано явление приграничного эффекта. Приграничное положение оказывает воздействие практически на все стороны жизни малых городов и приграничных административных районов. С введением государственной границы между бывшими союзными республиками была разделена единая социально-экономическая система и в первую очередь - транспортная, культурная, а также система расселения. В тоже время изменение геополитического положения приграничных областей Центрального федерального округа, наличие разветвлённой транспортной сети должны дать дополнительные преимущества и новые импульсы для развития этих регионов. В приграничье сформировалась целая система социально-экономических ареалов взаимного влияния городов и населённых пунктов различной величины, которые должны стать полюсами экономического роста приграничных регионов. Реализация преимуществ нового геополитического положения должна послужить обоюдным интересам Беларуси, России и Украины, дальнейшей интеграции экономик и сближению народов братских стран.

The article analyses the main scientific ways to the study and formation of the industrial complexes and industrial centers. In the frontier town, which is seen as a single system, there are seven main subsystems: population, territory, town making sphere, social sphere, town service sphere, agricultural area surrounding small town and infrastructural complex of the state border.

The key words: industrial complex, frontier town, system, state border.

Список литературы

1. Пространственно экономическая трансформация хозяйственных комплексов малых и средних городов приграничных регионов / А.Б.Грачёв. Брянск: Ладомир, 2011. 312 с.

2. Морозова Т.Г. Территориально производственный комплекс СССР: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1983. 176 с.

3 Песоцкая Е.В. Моделирование социально экономического развития малых и средних городов России. СПб.: Изд во СпбГУЭФ, 1994. 159 с.

4. Регионоведение. Под ред. Проф. Морозовой М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 424 с.

5. Хорев Б.С. Региональная политика в СССР (экономико географический подход). М.: Мысль, 1989. 284 с.

6. Хрущёв А.Т. География промышленности СССР М.: Высш. Шк. 1990 223 с.

Об авторе

Грачев А. Б.- докторант кафедры «Региональная экономика и управление» ВЗФЭИ, Брянск, grachevab@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.