Научная статья на тему 'Научное знание как сложная развивающаяся система'

Научное знание как сложная развивающаяся система Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5009
705
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ / ОБЩЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ / ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ / НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ / СИНЕРГЕТИКА / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / EMPIRICAL KNOWLEDGE / THEORETICAL KNOWLEDGE / SCIENTIFIC THEORY / GENERAL SCIENTIFIC KNOWLEDGE / VALUE OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE / PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF SCIENCE / WORLD SCIENTIFIC PICTURE / WORLDVIEW AND ITS TYPES / SYNERGETICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калинина Галина Викторовна, Исмуков Николай Аверкиевич, Сильвестрова Тамара Яковлевна

Статья содержит авторское понимание научного знания как сложной развивающейся системы. В ней выявлены доминирующие и отличительные черты научного знания, систематизированы его элементы, определено место философского знания в системе научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC KNOWLEDGE AS DIFFICULT TO DEVELOP SYSTEM

This article contains copyright understanding of scientific knowledge as a complex evolving system. It identified the dominant and distinctive features of scientific knowledge, systematized his elements defined location within the philosophical knowledge of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «Научное знание как сложная развивающаяся система»

ИСМУКОВ НИКОЛАЙ АВЕРКИЕВИЧ - доктор философских наук, профессор, декан торгово-технологического факультета, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары.

ISMUKOV NIKOLAY AVERKIEVICH - doctor of philosophical sciences, professor, dean of Commerce and Technological Faculty, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

СИЛЬВЕСТРОВА ТАМАРА ЯКОВЛЕВНА - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и налоговых систем, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары.

SILYVESTROVA TAMARA YAKOVLEVNA - doctor of philosophical sciences, candidate of economics sciences, professor, head of Global Economy and Tax Systems Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

КАЛИНИНА ГАЛИНА ВИКТОРОВНА - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой коммерции и менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары.

KALININA GALINA VIKTOROVNA - doctor of philosophical sciences, candidate of economics sciences, professor, head of Commerce and Management Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

УДК 1:001

Г.В. КАЛИНИНА, Н.А. ИСМУКОВ, Т.Я. СИЛЬВЕСТРОВА НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК СЛОЖНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Ключевые слова: научное знание, эмпирическое знание, теоретическое знание, научная теория, общенаучное знание, ценности научного знания, философские основания науки, научная картина мира, мировоззрение и его типы, синергетика.

Статья содержит авторское понимание научного знания как сложной развивающейся системы. В ней выявлены доминирующие и отличительные черты научного знания, систематизированы его элементы, определено место философского знания в системе научного знания.

G.V. KALININA, N.A. ISMUKOV, T.Ya. SILYVESTROVA SCIENTIFIC KNOWLEDGE AS DIFFICULT TO DEVELOP SYSTEM

Key words: scientific knowledge, empirical knowledge, theoretical knowledge, scientific theory, general scientific knowledge, value of scientific knowledge, philosophical foundations of science, world scientific picture, worldview and its types, synergetics.

This article contains copyright understanding of scientific knowledge as a complex evolving system. It identified the dominant and distinctive features of scientific knowledge, systematized his elements defined location within the philosophical knowledge of scientific knowledge.

Долгое время занимаясь научно-педагогической деятельностью, авторы статьи пришли к пониманию собственной трактовки научного знания как сложной развивающейся системы. Попытка выявить доминирующие и отличительные черты научного знания от любого иного обусловила необходимость систематизации элементов, составляющих научное знание, определения места философского знания в системе научного знания.

Итак, научное знание многообразно. Однако в нем возможно выделить два структурных уровня - эмпирический и теоретический.

Любое научное знание представляет собой в конечном итоге результат деятельности рациональной ступени сознания (мышления) и поэтому дано в понятийном аппарате. Такое положение характеризует не только теоретический уровень знания, но и эмпирический. Эмпирический уровень знания характеризует результаты познавательной деятельности органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Теоретический уровень знания характеризует деятельность мышления (понятия, суждения, умозаключения). Противоположности «эмпирическое - теоретическое» различаются внутри рационального знания. Эмпирическое знание в полном смысле слова не является ещё

научным знанием. Это положение относится и к таким методам, как наблюдение и эксперимент, пока они не получили полной мыслительной обработки.

Научное знание - это результат деятельности предметного сознания. Предметным познанием является не только эмпирическое познание, но и теоретическое познание. Границы эмпирического познания обусловлены рассудком.

Эмпирическое знание связано с тремя типами предметов: 1) вещи существуют сами по себе, т.е. объективно; 2) знание возникает на основе чувственных объектов; 3) знание заключено в эмпирических объектах. На эмпирическом уровне научного познания используются такие фильтры информации, как: познавательная и практическая установка; операциональные возможности мышления (рассудка); требования языка; накопленный запас эмпирического знания; интерпретативный потенциал существующих научных теорий. Эмпирическое знание можно определить как множество высказываний об абстрактных эмпирических объектах. Эмпирическое знание - это не только непосредственное описание объективной реальности, но и определенная интерпретация непосредственного наблюдения.

Эмпирическое знание является определенной понятийной моделью чувственного знания.

Эмпирическое знание имеет сложную структуру, которая включает в себя четыре уровня. Первый уровень - единичные эмпирические высказывания, в которых фиксируются результаты единичных наблюдений. Второй уровень - выявление фактов. Научный факт утверждает наличие или отсутствие некоторых событий, свойств предмета, явления, отношений в исследуемой предметной области и их количественную определенность. Факты можно символически представить как графики, диаграммы, таблицы, классификации, математические и другие модели. Третий уровень - выявление эмпирических законов различных видов (структурные, статистические и другие законы). Научные эмпирические законы являются общими гипотезами, полученными с использованием таких методов, как индукция и дедукция. Четвертый уровень - феноменологические теории, которые представляют собой организованное множество эмпирических законов (например, небесная механика Кеплера, термодинамика и др.). Этот уровень является высшей формой организации эмпирического знания. Различия между уровнями эмпирического знания отличаются не качеством, а количеством, т.е. степенью общности.

Теоретическое знание - это результат деятельности не рассудка, а разума. Разум направлен не на внешний объект, а на внутренний, т.е. на само сознание. Деятельность разума - это свободная познавательная (когнитивная) деятельность. Основой теоретического мышления является идеализация, создание «идеальных объектов».

Теоретическое знание - это логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях.

Наряду с идеализацией используются и такие методы, как мысленный эксперимент, математическая гипотеза, теоретическое моделирование, аксиоматический и генетически-конструктивный метод логической организации теоретического знания и построения научных теорий, метод формализации и др.

Если источником содержания эмпирического знания является информация об объективной реальности, то основой содержания теоретического знания является информация об идеальных объектах. Основными факторами сознания, контролирующими изменение содержания эмпирического знания, являются наблюдение и эксперимент. Основными факторами сознания, контролирующими изменение содержания теоретического знания, являются интеллектуальная интуиция и логика. Контроль сознания за содержанием и определенностью теоретического знания является более сильным, чем за содержанием и определенностью эмпирического знания.

То есть теоретическое и эмпирическое знание имеют совершенно различные онтологические основания: идеальные конструкты и эмпирические предметы. Теоретическое знание непосредственно не выводится из эмпирического знания, ибо между ними нет логического моста. Научные теории не выводятся из эмпирического знания, эмпирического опыта, а конструируются и надстраиваются над ним. Из научной теории нельзя вывести и эмпирическое знание. Из научной теории можно вывести только теоретическое знание.

Теоретическое знание является сложной структурой, состоящей из утверждений разной степени общности. Наиболее общий уровень теоретического знания - это аксиомы и теоретические законы.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории: исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.; идеализированные объекты - абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов; логика теории -совокупность определенных правил и способов доказательства; философские установки и ценностные факторы; совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Методологически важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»).

Многообразию форм идеализации и, соответственно, типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий. В зависимости от этого положения могут быть выделены следующие теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, открытые и закрытые, феноменологические, физические, химические, социологические, психологические и т.д.

А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий - конструктивные и фундаментальные.

Теория должна быть многократно экспериментально подтверждена.

Теория имеет следующие основные особенности:

- теория - это совокупность научных положений, целостная и органическая развивающаяся система;

- знание должно достигнуть определенной степени зрелости;

- теоретическое положение должно быть доказательным;

- теория объясняет широкий круг явлений, углубляет знание о них;

- в теории присутствуют идеализированные объекты;

- теория - это не только готовое знание, но и процесс его развития.

Основные функции теории:

- синтетическая - объединение знаний в целостную систему;

- объяснительная - выявление причинных зависимостей, многообразия связей;

- методологическая - это способы и приемы исследовательской деятельности;

- прогностическая - это предвидение развития явления в будущем;

- практическая - это руководство к действию по изменению действительности.

Научная теория предполагает открытие законов, углубление в сущность

изучаемых явлений. Закон - это основной элемент теории. Теория - это система законов, выражающих сущность и глубинные связи изучаемого объекта. Закон - это связь между явлениями и процессами. Эта связь является объективной, существенной, необходимой, внутренней, повторяющейся. Открытие законов - важная задача науки. Законы вначале открываются в форме предположений, гипотез. Законы можно раскрыть только на уровне теоретического исследования. На основе законов происходит объяснение явления данного

класса, а также предвидение новых явлений. Открытые законы используются людьми для того, чтобы можно было изменять природу, общество и самих себя.

Имеется большое количество законов, которые можно классифицировать по различным признакам. Так, по формам движения материи можно выделить следующие законы: механические, физические, химические, биологические, общественные. По основным сферам деятельности можно выделить следующие законы: законы природы, законы общества, законы мышления и т.д.

Кроме эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания имеется третий уровень - более общий по сравнению с ними. Это - метате-оретический уровень науки. Этот третий уровень научного знания включает в себя два подуровня - общенаучные знания и философские основания науки.

Общенаучное знание состоит из следующих элементов - частнонаучная и общенаучная картины мира; частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические и аксиологические принципы.

Частнонаучная картина мира - это совокупность господствующих в какой-либо науке представлений о мире. Например, физическая картина мира.

Общенаучная картина мира - это одна из частнонаучных картин мира, которая господствует в науке той или иной эпохи. Она является дополнительным элементом метатеоретического уровня тех конкретных наук, которые не имеют её в качестве собственной частнонаучной картины мира. Например, для всего классического естествознания физическая картина мира, основанная на онтологии механики Ньютона, рассматривалась как общенаучная.

В метатеоретическом научном знании важное место занимают различные методологические императивы и правила.

Ценности научного знания - это уже аксиологическая проблема. Выделяются внутренние и внешние аксиологические ценности научного знания. Внутренние аксиологические ценности - это объективная истина, определенность, точность, доказательность, методологичность, системность и др., т.е. это -идеалы и нормы научного исследования. Это - стандарты и регуляторы научной деятельности, ее правильности и законности, Внешние аксиологические ценности науки - это те нормы и идеалы, которые регулируют ее отношение с обществом, культурой и их различными структурами. Среди этих ценностей важными являются такие, как практическая полезность, эффективность, повышение интеллектуального и образовательного потенциала общества, содействие социально-экономическому и научно-техническому прогрессу. Для разных наук эти ценности различны. Наука и ценности находятся в единстве.

Здесь главная проблема состоит в том: включать или не включать философские основания науки во внутреннюю структуру науки. Многие ученые не отрицают философскую оценку научных достижений. Но представители позитивизма считают влияние философии на процесс научного познания чисто внешним. В связи с этим позитивисты не усматривают возможности включать философские основания в структуру научного знания. Если философия будет влиять на науку, то «философские спекуляции» могут разрушить науку. Так, философия может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на науку.

Философские основания науки - это особый, промежуточный между философией и наукой род знания, который не является ни чисто философским, ни чисто научным. Философские основания науки включают в свой состав понятия и термины как философские, так и конкретно-научные. Вот примеры философских оснований науки: «числа - сущность вещей», «числа существуют объективно», «аксиомы евклидовой геометрии интуитивно очевидны». Очевидно одно - без философских оснований науки нарушаются целостность знания и целостность культуры, по отношению к которым философия и наука выступают лишь её частными аспектами.

Научная картина мира - это очень широкое понятие, которое включает в себя знания о природе и человеке, наиболее важные теории, гипотезы и факты; она является ядром научного мировоззрения.

Мировоззрение - это система взглядов на мир в целом; в его понятие входят такие элементы, как традиции, обычаи, нормы поведения, установки, знания и оценки. Это обобщенный образ реальности, преломленный позицией личности. Процесс формирования мировоззрения предполагает отбор установок, представлений, приоритетов. Главным элементом мировоззрения является комплекс убеждений, который проявляется во взглядах, системе идеалов, в поступках и ценностных ориентациях человека.

В системе взглядов на мир, в мировоззрении нужно различать его интеллектуальные и эмоциональные элементы. К интеллектуальному элементу относится миропонимание, которое опирается на систему точных знаний о мире. К эмоциональному элементу относятся мироощущение и мировосприятие. Мироощущение является первоначальным элементом непосредственного чувственного контакта человека с природой, с миром; оно представлено многообразием чувств и настроений. Мировосприятие - это целостное отражение событий в виде наглядных образов и представлений. Мировосприятие и мироощущение у разных людей различные. Всё зависит от индивидуальных особенностей человека.

Выделяются различные типы мировоззрения: научное, житейское, обыденное, повседневное, мифологическое, религиозное, критическое и догматическое, этическое, философское, прогрессивное и регрессивное. Главное место занимает научное мировоззрение. Научная картина мира обеспечивает теоретический уровень мировоззрения в целом. Философское мировоззрение - это высший, теоретический уровень мировоззрения вообще.

Научная картина мира опирается на достоверные знания и обеспечивает синтез знаний. Выделяются две основные функции научной картины мира -интегративная и нормативная. Интегративная функция - это система знаний о мире, их единство, совокупность знаний о мире. Нормативная функция -это система установок и принципов освоения мира.

Научная картина мира систематизирует, упорядочивает научные знания о мире, обобщает результаты различных направлений научного познания, опирается на современные достижения частных наук - естественных, технических, гуманитарных.

Научная картина мира опирается на совокупный потенциал науки той или иной эпохи. То есть она имеет конкретно-исторический характер, ограниченный определенной эпохой. Научная картина мира представляет собой синтез тех научных знаний, которые соответствуют конкретно-историческому периоду развития человечества.

В научную картину мира входят те знания, которые отвечают критериям научности. Основным критерием, на который опирается научная картина мира, является объективность, т.е. указывает на тождество знания и объекта познания. Объективность тесно связана с интерсубъективностью и общезначимостью. Интерсубъективность - это особая общность между познающими субъектами, условие передачи знания, значимость опыта одного субъекта для другого. Общезначимость - это то, что фиксирует гносеологический идеал восприятия той или иной информации как общей для всех.

Современная научная картина мира характеризуется такими чертами, как достоверность, аргументированность, закономерность. В научной картине мира законы выполняют функцию запретов.

Научная картина мира имеет парадигмалъную функцию. Парадигма - это модель (образец) постановки и решения научных проблем, это стандарт научной практики, теоретических постулатов, соединение теории и метода. Смена

научной парадигмы предполагает полное или частичное замещение элементов научной картины мира, методов исследования и ценностей.

Научная картина мира предполагает систему научных обобщений, включает в себя совокупность философских установок.

Научная картина мира находится в постоянном развитии, в стадии эволюции. Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической стадии. В связи с этим можно выделить классическую и неклассическую картину мира.

Классическая картина мира осуществляла описание объектов как изолированных друг от друга, в строго заданной системе координат. Неклассическая картина мира возникла под влиянием первых теорий термодинамики, которые оспаривали универсальность классической механики. В этой картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но ее состояние в каждый данный момент времени жестко и однозначно не детерминировано. Изменения происходят, предположительно, по законам вероятности и больших чисел. Чем более отклонение, тем оно менее вероятностно. Новая форма детерминации вошла в теорию под названием «статистическая закономерность».

Постклассическая картина мира (И. Пригожий) опирается на положение о том, что будущее всегда остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что нередко определяется незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации.

Если неклассическая картина мира изучает саморегулируемые процессы, то в постклассической картине мира в центре внимания находятся самоорганизующиеся системы (синергетика).

Синергетика - теория самоорганизации (её родоначальник Г. Хакен. Его работа - «Синергетика». М., 1980), в которой используются такие понятия, как самоорганизация, стихийно-спонтанный структурогенез, нелинейность, открытые системы. Синергетика изучает открытые системы, т.е. обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информацией. Иногда прообраз синергетики связывают с работой А.А. Богданова «Тектология. Всеобщая организационная наука». Тектология - учение о строительстве, в котором труд занимает всеобщий объединяющий принцип.

Постклассический этап научной картины мира поставил новые задачи. Разработка ведущей идеи синергетики о стихийно-спонтанном структурогене-зе предполагает наличие адекватного категориального аппарата. Одной из важных прогностических идей постнеклассики является утверждение о возможности перескока с одной траектории на другую и утрате системной памяти.

Другими значимыми положениями постнеклассики являются нарушение принципа когерентности и возникновение ситуации, когда локальным, второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической ёмкости следствия. Это делает будущее принципиально неопределенным и открытым для новообразований.

Важной особенностью постклассической стадии эволюции научной картины мира является применение постаналитического способа мышления, объединяющего три сферы анализа - исторический, критико-рефлексивный и теоретический.

Научная картина мира с учетом стадий её эволиционного развития составляет основу современного этапа рационалистического мировоззрения.

Итак, анализ структуры научного знания показывает, что оно имеет три уровня - эмпирический, теоретический и метатеоретический. Каждый уровень знания зажат между двумя плоскостями: эмпирический уровень знания - между чувственным знанием и теоретическим, теоретический - между эмпириче-

ским и метатеоретическим, метатеоретический - между теоретическим и философским. Такая структура научного знания придает ему внутреннюю целостность, вписывает его в социокультурную реальность. Теоретическое знание нельзя сводить к эмпирическому знанию и наоборот. Теоретическое знание более богато по своему содержанию, чем эмпирическое знание. Также нельзя сводить философию к научно-теоретическому знанию. Философию можно сводить к науке лишь частично. Содержание философии всегда богаче любого конечного множества его возможных научно-теоретических интерпретаций. Ни один из уровней научного знания не сводится к другому и не является логическим обобщением или же следствием другого уровня научного знания. Единство и взаимосвязь трех уровней знания для любой научной дисциплины обеспечивают ее относительную самостоятельность, устойчивость и способность к развитию на своей собственной основе.

Литература

1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Наука как общественное явление: курс лекций. М.: Рос. хим.-технол. ун-т им. Д.И. Менделеева, 2001. 110 с.

2. Философия науки: учеб. пособие для вузов / под ред. С. А. Лебедева. М.: Академический проект, 2005.

КАЛИНИНА ГАЛИНА ВИКТОРОВНА. См. с. 90.

ИСМУКОВ НИКОЛАЙ АВЕРКИЕВИЧ. См. с. 90.

СИЛЬВЕСТРОВА ТАМАРА ЯКОВЛЕВНА. См. с. 90.

УДК 1:220.112.1

Т.Я. СИЛЬВЕСТРОВА, Н.А. ИСМУКОВ, Г.В. КАЛИНИНА

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗАКОНА ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Ключевые понятия: экономический закон возвышения потребностей, причинноследственные связи, противоречия между производством и потреблением.

По-новому с точки зрения философского анализа характеризуется содержание экономического закона возвышения потребностей, раскрыты соотношения материального и идеального в возникновении и развитии потребностей. Раскрыты причинноследственные связи и противоречия между производством и потреблением.

T.Ya. SILYVESTROVA, N.A. ISMUKOV, G.V. KALININA PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE ECONOMIC ANALYSIS OF LAW NEEDS OF ELEVATION

Key words: economic law needs elevation, cause-and-effect relationships, the contradiction between production and consumption.

In the article the new in terms of philosophical analysis is the economic law needs elevation disclosed balance material and ideal in the genesis and development needs. Disclosed the cause-effect relationships and contradictions between production and consumption.

Процесс взаимодействия производства и потребления наиболее четко проявляется через экономический закон возвышения потребностей.

Философские аспекты анализа данного закона связаны прежде всего с пониманием соотношения материального и идеального в возникновении и развитии потребностей. Экономический закон возвышения потребностей акцентирует внимание на материальной стороне этого вопроса. То есть речь идет о том, что материальное производство почти целиком является определяющим фактором в развитии потребностей. Но это далеко не так. Здесь имеются две стороны. С одной стороны, действительно то, что материальное производство выступает первичным по отношению к потребностям. Производство, производительная деятельность - это «господствующий момент» по отношению к потреблению [12. C. 30]. Но, с другой стороны, возникшие по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.