Научная статья на тему 'Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее'

Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5924
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ / УЧЕТ / МУЗЕЙ / MUSEUMS / SCIENTIFIC DESCRIPTION / ACCOUNTING / MUSEUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трофимова Татьяна Андреевна

В данной статье раскрывается проблема научного описания музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее, выявлены основные этапы учета и научного описания музейных предметов в исторической динамике и научной рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Трофимова Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific description of museum objects at the Novosibirsk State Regional museum

In this article the problem of scientific descriptions of museum objects at the Novosibirsk State museum. As a result, identified the main stages of accounting and scientific description of museum objects in the historical dynamics and scientific reflection.

Текст научной работы на тему «Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее»

2012 Культурология и искусствоведение № 2(6)

УДК 069.8

Т.А. Трофимова

НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ

В данной статье раскрывается проблема научного описания музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее, выявлены основные этапы учета и научного описания музейных предметов в исторической динамике и научной рефлексии.

Ключевые слова: музейное дело, научное описание, учет, музей.

Основой музейного дела как в России, так и во всем мире являются тщательный учет, детальная регистрация и научная систематизация исторических и художественных памятников, причем последний аспект, связанный с изучением и описанием музейных предметов, является наиболее противоречивым и многовариантным. Во многих музеях до сих пор остро стоит вопрос объема и критериев изучения и описания музейного предмета. Ответы на поставленные вопросы в разное время решались по-разному. В период становления советского музееведения, особенно в 1930-е гг., они определялись государственными агитационно-пропагандистскими установками. В 1980-1990-е гг. изучение конкретного музейного предмета ставилось в прямую зависимость от его экспозиционного потенциала. В современной музейной практике большое значение имеет взаимодействие традиционных музейных материалов с новейшими информационными и мультимедийными технологиями, и от того, насколько подробно и полно исследован и описан каждый музейный предмет, зависит его «жизнеспособность» в музейном пространстве.

На протяжении многих десятилетий изучение и научное описание музейных предметов имело целью даль полные, научно обоснованные сведения о памятниках, хранящихся в музее, выявить их потенциал как исторических источников, раскрыть их музейное значение. Только изучение и описание музейных предметов создает подлинно научную базу для использования памятников материальной и духовной культуры в исследовательской и экспозиционной работе. Именно музейное изучение, в отличие от профильных и научных дисциплин, ставит своей целью освоение всей полноты информации, заключенной в источнике. При этом необходимо учитывать, что окончательная изученность предмета, после которой уже нечего добавить, не только нереальна, но и невозможна [1. С. 119]. Ход жизни и развитие науки влияют на возможности исследования любого объекта, на человеческое восприятие -оно исторично. Поэтому полнота изученности останется относительной и ограниченной в зависимости от возможностей науки на каждом из этапов ее развития.

Результатом всестороннего и полного изучения и описания музейного предмета является составление и заполнение на него научного паспорта. Информация, вносимая в паспорт, подводит итог научной атрибуции памятника и отражает не только сведения, содержащиеся в полевой и учетно-хранительской документации, но и полученные в процессе научного исследования. Глубина информации в заполняемых полях определяется степенью научной обработки памятника на момент составления паспорта. Данные о памятнике могут дополняться, а в необходимых случаях изменяться при дальнейшем научном изучении памятника и использовании его в музейных целях [2. С. 15].

Задача всестороннего научного описания и изучения музейных коллекций решалась и в Новосибирском государственном краеведческом музее (ГАУК НСО НГКМ) - одном из самых крупных музеев Сибири. Он основан в 1920 г. сосланным до революций 1917 г. в Сибирь учителем биологии В.А. Анзими-ровым. История развития Новосибирского государственного краеведческого музея не была ровной, и в ней выделяют 4 периода:

1. 1920-1930 гг.

2. 1930-е гг.

3. 1941-1945 гг. (период Великой Отечественной войны).

4. 1945 г. - наши дни [3. С. 8].

Следует отметить, что последний период развития музея важен в контексте организации и усиления роли научно-исследовательской работы с музейными предметами. Это связано с тем, что с коллекциями вплоть до 1950-х гг. научной музейной работы в современном понимании данного термина не велось. Шло активное накопление и комплектование фондов музея, создание экспозиций [4. С. 60].

Рассмотрим деятельность Новосибирского краеведческого музея в сфере научного описания музейных предметов, исходя из структуры главного научного документа, относящегося к музейному предмету, - научного паспорта.

Паспортизация музейных фондов началась с 1950-х гг. С указанным временем связан один из первых образцов научного паспорта, хранящихся в Новосибирском краеведческом музее, датируемый 1950 г. Данный паспорт содержит следующие основные поля: 1) «Наименование предмета или коллекции»; 2) «Инвентарный номер и дата поступления»; 3) «Материал, количество, размер (вес)»; 4) «Покупная цена»; 5) «Способ поступления»; 6) «Техника изготовления»; 7) «В какое собрание (отдел) поступил»; 8) «Степень сохранности»; 9) «Датировка, надписи, подписи, клейма»; 10) «Подробное описание предмета (коллекции)»; 11) «Дополнительные сведения, ссылка на литературу»; 12) «Отметки о происходящих изменениях (с предметом, коллекцией), с указанием даты». Дополнительно в паспорте выделено место для фотоизображения предмета [5].

Рассматривая данный экземпляр научного паспорта музейного предмета, можно выделить в нем как положительные, так и отрицательные моменты. На первый взгляд все основные характеристики музейного предмета нашли здесь свое отражение, но все-таки хотелось бы обратить внимание на некоторые неточности.

Во-первых, основным недостатком данного паспорта является отсутствие полей «История бытования, легенда» и «Источник поступления». Данные параметры имеют огромное историческое значение для восстановления целостного информационного поля, окружающего любой музейный предмет. Именно история бытования предмета во многих случаях и придает, казалось бы, обыденному вещественному предмету статус музейного, имеющего прямое отношение к истории, к прошлому.

Во-вторых, в данном паспорте поле «Датировка, надписи, подписи, клейма» является слишком обширным. Каждый из перечисленных параметров важен отдельно. Они маркируют предмет в определенном историческом континууме или соотносят его с определенной личностью (подписи, клейма). По этой причине важно рассматривать данные аспекты отдельно, разграничивая указанные сферы.

В-третьих, в паспорте отсутствует поле «Подлинность», а ведь для музейного предмета данная характеристика является одной из основополагающих, и если в собрании музея находится копия, новодел или авторский вариант, то подобная информация должна быть отражена в основном документе, чтобы избежать недоразумений и ложных сведений о нем.

Последующие экземпляры научных паспортов Новосибирского государственного краеведческого музея датируются концом 1970-х гг. [6]. По сравнению с предшествующим периодом основным положительным изменением является внесение в структуру паспорта поля «История поступления и бытования». Важному изменению подверглись поля «Датировка», «Надписи и подписи» и «Клейма». В образцах 1970-х гг. они разграничены. Поля «Материал» и «Техника изготовления» в образцах 1970-х гг. объединены. С точки зрения научного описания и определения музейного предмета это не совсем верно. Безусловно, техника изготовления предмета связана с материалом, но связь эта относительна: существует много способов обработки одного и того же материала. Кроме того, каждый показатель специфичен, поэтому его границы должны быть четко очерчены. Так же как и в более ранних образцах, в паспортах 1970-х гг. отсутствует поле, свидетельствующее о подлинности предмета.

Следующая группа научных паспортов относится к 1980-м гг. [7]. Следует отметить, что данная группа является самой многочисленной. Это связано с общероссийскими тенденциями развития музееведения данного периода, ведь именно с 1970-ми - первой половиной 1980-х гг. историки связывают так называемый российский (советский) «музейный бум», когда возрос интерес к музею как к научно-исследовательскому центру.

Анализируя паспорта данного периода, можно сделать вывод о том, что структура их существенно изменилась: паспорт стал более объемным, полным. Это выразилось в добавлении некоторого количества полей при сохранении практически всех существовавших в ранних образцах. Следует отметить наличие нескольких полей, отражающих историю поступления предмета в музей: «Место сбора», «Время сбора», «Даритель», «Собиратель», «Дата поступления в музей». Наличие данной информации позволяет восполнить пробел в истории функционирования и бытования предмета в контексте вне-музейного пространства, учесть то, чего не было в первых образцах научных

паспортов. Также в паспорт было добавлено поле, отражающее динамику движения предмета внутри музея, - «Экспонирование» и его дальнейшее место в научном обороте - «Публикация экспоната». Данные поля очень важны. Они позволяют проследить «жизнь» предмета, которая не заканчивается после постановки предмета на учет. Возможности и информационный потенциал музейного источника позволяют ему существовать во времени и далее.

Еще одно существенное положительное изменение связано с фотофиксацией предмета. Если в более ранних образцах научных паспортов место для фотографии предмета отводилось очень условное и небольшое, то теперь этому показателю отведено не только значительное специальное место для снимка, но и несколько полей, подробно раскрывающих детали фотосъемки: «Автор» (съемки), «Место съемки», «Данные фотосъемки».

Важным моментом, который отсутствовал в предыдущих экземплярах, стало введение поля «Подлинность», о необходимости и важности которого было сказано выше.

Исходя из проведенного выше сравнительного анализа, можно заключить, что паспорта 1980-х гг. являются наиболее полными, подробными, что позволяет раскрыть музейный предмет в той мере, которая соответствует понятию «полное научное описание музейного предмета». Именно в 1980-е гг. были учтены и исправлены те недостатки, которые были характерны для более раннего периода.

Научные паспорта периода 1990-х - начала 2000-х гг. [8] в целом практически полностью повторяют образец 1980-х гг. Единственным отличием является отказ от полей, раскрывающих детали фотосъемки.

Характеристика современного состояния научного описания в целом и системы научной паспортизации в Новосибирском государственном краеведческом музее в частности невозможна без указания на то, что все учетнофондовые и научно-исследовательские работы с музейными предметами осуществляются через АИС «КАМИС» (Комплексная автоматизированная информационная система). Она была введена в пользование в 2009 г. Соответственно, научные паспорта и учетные карточки создаются именно с использованием данной системы согласно «Инструкции по учету, хранению и использованию музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в государственном бюджетном учреждении культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный краеведческий музей» [9. С. 22].

Согласно утвержденному и составленному образцу научный паспорт в системе «КАМИС» по своей структуре не очень отличается от паспортов 1980-х - начала 2000-х гг. Он содержит следующие поля [10]: 1) «Название предмета»; 2) «Народ (государство)»; 3) «Количество»; 4) «Подлинность»; 5) «Датировка»; 6) «Материал»; 7) «Техника»; 8) «Автор»; 9) «Размеры»; 10) «Время и место сбора»; 11) «Даритель»; 12) «Собиратель»; 13) «Дата поступления в музей»; 14) «Сохранность»; 15) «Реставрация, консервация»; 16) «Стоимость»; 17) «Музейное значение»; 18) «Предыдущая история»; 19) «Источники»; 20) «Библиография»; 21) «Описание»; 22) «Комментарий».

Данный паспорт, как и образец 1980-х гг., полон и подробен. Можно сказать, что он подводит итог всей научной работе, которая была проделана в отечественной музеологии в сфере научного описания музейных предметов

начиная с 1950-х гг. Важным преимуществом и дополнением, которое стало возможным благодаря системе «КАМИС», является наличие поля «Комментарий». Данное поле имеет очень широкие возможности. В нем можно раскрыть или объяснить общее функционирование и назначение предмета, рассказать краткую историю об авторе или изготовителе, сделать акцент на важном историческом событии, которое имеет отношение к данному предмету. Формат более ранних образцов научных паспортов этого не предусматривал.

Из всего вышеизложенного можно заключить следующее. Научное описание музейных предметов - одно из основополагающих направлений научно-исследовательской деятельности Новосибирского государственного краеведческого музея. Научная деятельность в нем по описанию и изучению музейных предметов началась в 1950-е гг. С данным отрезком времени связаны первые образцы главного научного документа музейного предмета - научного паспорта. Структуру паспорта в целом можно считать удовлетворительной, но неполной, требующей переработки, усовершенствований и дополнений. Переработка исходного варианта привела к созданию образцов, датируемых 1970-ми гг. В них были учтены существенные ошибки, введены новые важные поля, но в целом формат паспорта все еще требовал доработки. Наиболее полным и проработанным следует считать образец научного паспорта 1980-х гг., который стал основой научных паспортов современности. Научные паспорта, созданные в музее с помощью АИС «КАМИС», полностью соответствуют задачам и направлениям современного научного описания музейных предметов. Особо следует отметить тот факт, что за основу научных паспортов Новосибирского государственного краеведческого музея брались госстандарты в соответствии с действующим на тот или иной момент музейным законодательством, в частности в соответствии с Инструкцией по учету музейных фондов (1947 г.) [11] и Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР (1985 г.) [12].

Литература

1. Андреевская М.И. Изобразительный источник как музейный предмет: (Некоторые аспекты изучения) // Изучение музейных коллекций. М., 1974. Вып. 21. С. 117-133. (Тр. НИИ культуры).

2. Система научного описания музейного предмета. Классификация, методика, терминология: справ. / отв. ред. И.И. Баранова, Е.Н. Котова. СПб., 2003. 407 с.

3. Томилов Н.А. Новосибирский областной краеведческий музей: (краткий ист. очерк) // Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея. Новосибирск, 1996 С. 6-48.

4. Сальникова И.В. Документальная летопись Новосибирского государственного краеведческого музея // Образовательная деятельность музея: 85-летию музея посвящается. Новосибирск, 2005. С. 48-66.

5. Документы научного описания ГАУК НСО НГКМ. Научные паспорта коллекций «Живопись», «Скульптура», «Металл». ОФ № 148, 8871, 746, 747, 748.

6. Документы научного описания ГАУК НСО НГКМ. Научные паспорта коллекций «Стекло», «Археология», «Карты». ОФ № 16526/3, 17126/3, 6389, 16954/38.

7. Документы научного описания ГАУК НСГ НГКМ. Научные паспорта коллекций «Ткани», «Стекло», «Одежда». ОФ № 20296/155, всп. 14364/1. ОФ № 19809/6, 19040.

8. Документы научного описания ГАУК НСГ НГКМ. Научные паспорта коллекций «Ткани», «Оружие», «Металл». ОФ № 21015, 22213, 22359 (инв. № 362).

9. Инструкция по учету, хранению и использованию музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в государственном бюджетном учреждении культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный краеведческий музей». Новосибирск, 2010. 70 с.

10. Документы научного описания ГАУК НСГ НГКМ. Научные паспорта коллекции «Металл». ОФ № 10593 (инв. № 303), 14958 (инв. № 283), 18891 (инв. № 221), 20845 (инв. № 369).

11. Сайт цифровых учебно-методических материалов Центра образования ВГУЭС [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://abc.vvsu.ru/ Books/muzeebed/page0004.asp (дата обращения: 12.05.2012).

12. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в Государственных музеях СССР. М., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.