Научная статья на тему 'Научное образование в системе профессиональной подготовки'

Научное образование в системе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП ДИДАКТИКИ / EDUCATION / SCIENTIFIC EDUCATION / THE PRINCIPLE OF DIDACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ронжин Илья Владимирович

В статье дается анализ научного образования как важнейшего фактора развития научного творческого мышления студентов учреждений профессионального образования и определяется его место в системе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING

The article provides the analysis of the scientific education as a major factor of development of scientific creative thinking of students of institutions of vocational education, and is determined by its place in the system of vocational training.

Текст научной работы на тему «Научное образование в системе профессиональной подготовки»

УДК.377 ББК 74.5

Ронжин И.В.

НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Ronzhin I.V.

SCIENTIFIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING

Ключевые слова: образование, научное образование, принцип дидактики.

Keywords: Education, scientific education, the principle of didactics.

Аннотация

В статье дается анализ научного образования как важнейшего фактора развития научного творческого мышления студентов учреждений профессионального образования и определяется его место в системе профессиональной подготовки.

Abstract

The article provides the analysis of the scientific education as a major factor of development of scientific creative thinking of students of institutions of vocational education, and is determined by its place in the system of vocational training.

Научное образование выступает сегодня важным элементом непрерывного образования. Особое место научное образование занимает в системе подготовки специалистов профессионального образования. Понятие «научное образование», на наш взгляд, является более широким по отношению к дидактическому принципу научности в обучении. Принцип научности включает в себя научное содержание материала и использование научных методов обучения. Исходя из современного понимания образования как непрерывного процесса в течение всей жизни в форме образования и самообразования, возникает необходимость изменить взгляд и на научное образование, и трактовать его как целостный целенаправленный процесс на всех уровнях общего и профессионального образования, как «сквозной» вид образования. Научное образование способствует формированию творческого научного мышления, что представляется важнейшим элементом любого вида профессионального образования, как технического, так и гуманитарного.

«Личностная и социальная значимость умения мыслить творчески особенно возрастает в эпоху стремительных социальных изменений, в перестраивающихся, развивающихся обществах. Когда старые общественные системы рушатся, тогда люди ... должны продемонстрировать определенный уровень гибкости и творческости, что в более стабильное время, возможно, было бы необязательным. Те, кто не в состоянии измениться, модифицировать свою деятельность, обнаруживают себя в свободном падении - либо в социально-экономическом смысле, либо в своей способности достигать цели в собственной профессиональной карьере. Творчески же мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям» [5, с. 189].

Сегодня в нашей стране обостряется проблема научного образования в свете формирования современного креативного человека. В современной литературе очень мало монографических работ по данной проблематике. В настоящий момент это важный вопрос, как в общенаучном плане, так и в собственно философско-педагогическом. Что понимают современные ученые под научным образованием, какие формы и методы преподавания можно считать научными, а какие не соответствуют признакам научного образования, на каких уровнях образовательной системы есть и должно быть научное

образование - все это вопросы, ответы на которые пока дают разные ученые неубедительно и порой неоднозначно.

Проблема формирования творческого мышления личности вообще и развития познавательных способностей школьников является хорошо разработанной как в зарубежной, так и в отечественной литературе. А вот развитие творческой активности, научного творческого мышления обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях - вопрос, который реже звучит в научных исследованиях. Вероятно, это вызвано тем, что принято считать - творческое мышление должно быть развито в школе, и в сфере профессионального образования уже стоит иная задача, это получение профессии. Но специальные исследования дают иную интересную картину.

Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых около 2%, у семилетних - 17% и у шестилеток - 37% опрошенных [1]. Иными словами, система образования не только не развивает, но и в 98 случаях из 100 губит наши творческие способности.

По результатам проведенного анкетирования и разноуровневого контроля знаний студентов 1 курса 95% опрошенных владеют только репродуктивным уровнем усвоения знаний и только 5% имеют способности к творческому труду [3].

В настоящий период уже встречается ряд публикаций, в которых речь идет о научном образовании сферы профессионального образования как в рамках преподавания естественных, так и гуманитарных (в том числе, общественных) дисциплин. Реальная педагогическая практика пытается решать проблему гуманитаризации образования, используя подход изменения содержания и методов преподавания традиционных учебных предметов с тем, чтобы придать им общекультурное звучание. За этим подходом, считают некоторые авторы, - будущее научного образования. Однако направление синтеза естественно-научного и гуманитарного знания является мало разработанным.

Образование, особенно высшее, рассматривается сегодня как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений [6, с. 4]. Современное развитие общества требует новой системы образования - "инновационного обучения", которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности, возможность влиять на это будущее.

Проблема научного образования, интеграции науки и образования на современном этапе является одной из важных проблем прогрессивного развития любой страны, в том числе России. Выявление специфики содержания и форм научного образования на профессиональном уровне образования является сегодня актуальной проблемой педагогической теории и практики.

В связи с этим все настойчивее встает вопрос о необходимости смены парадигмы образования. На смену знаниевой парадигме приходит компетентностная парадигма, в центре которой находится обучающийся человек.

Данной парадигме более всего соответствует методология, которую можно назвать гуманистической, так как именно в центре ее оказываются человек, его духовное развитие, система ценностей. Кроме того, новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности, формирование системного мышления, единого видения мира без разделения на "физиков" и "лириков", требует встречного движения и сближения сторон. Техническую деятельность, считают многие современные ученые, необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в научно-технической сфере.

Напомним еще раз, что сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в

профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал русский философ Г. П. Федотов в 1938 г., "...есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России... Голая бездушная мощь - это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации"[7]. Если вуз не сформирует у своих выпускников способности осваивать достижения фундаментальных наук и творчески их использовать в инженерной деятельности, то он не обеспечит своим питомцам необходимую конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому в современном техническом вузе уже с первого курса должно культивироваться стремление студентов к глубокому освоению фундаментальных знаний [6. С. 14]. Так, развитие высоких технологий, их быстрая смена предполагают приоритетное развитие творческих и проективных способностей обучаемых.

Еще в 1826 г. И.Г. Песталоцци рассматривал образование как гармоничное и равновесное развитие в процессе обучения и воспитания всех сил человека. Современное развитие образования как системы должно реализовываться через системные же знания, необходимые для выработки целостного, системного мышления. Эти знания могут быть получены на основе интеграции гуманитарных, фундаментальных и технических наук и должны быть ориентированы на мировой уровень развития науки. Такой подход предполагает, прежде всего, многомерность и единство образования, одновременное и равновесное функционирование трех его компонент: обучения, воспитания, творческого развития личности в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Последний компонент наиболее важен для нашего исследования.

ЮНЕСКО был введен термин "эдукология", под которым подразумевается методология образования. Рабочий язык ЮНЕСКО французский, и поэтому имеет смысл обратиться к этимологии этого слова. По-французски "education" означает "воспитание". Следовательно, можно рассматривать эдукологию как науку о воспитании, "взращивании" в системе образования целостной креативной личности, осознающей себя субъектом деятельности в окружающем ее мире.

По определению В. Кинелева, эдукология - наука "о принципах формирования образованного человека и определения фундаментального знания как части общечеловеческой культуры, с одной стороны, и являющаяся основой для профессиональной подготовки - с другой"[4]. В этом определении отчетливо прослеживается неразрывная связь фундаментального, гуманитарного и профессионального знания в образовательном процессе.

Традиционно в современной научной литературе речь идет об естественно-научном и гуманитарном образовании. Естественно-научное образование подразумевает преподавание на всех уровнях образовательной системы с точки зрения научной картины мира. И это справедливо, но с учетом каждого исторического периода в развития жизни общества. Поскольку научная картина мира меняется в связи с развитием науки, открытиями в области естественных наук (в первую очередь, физики, биологии, астрономии), меняется философско-мировоззренческая парадигма, то и образование в течение истории претерпевает изменения.

Известный русский педагог, новатор К.Д. Ушинский одним из первых в России заговорил о научном подходе в образовании, об антропологическом принципе в образовании. Антропологический принцип образования ставит во главу угла человека, его творческие способности, и поэтому можно говорить о теории образования К.Д. Ушинского как теории научного образования. Специфика его взглядов состояла не в ориентации на научную картину мира (хотя, в одном из основных его трудов «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» глубоко научно рассматриваются вопросы физиологии, анатомии человека, анализ теории Ч. Дарвина и др.), а на гуманитарную составляющую процесса воспитания и образования ребенка. Исходя из этого можно предположить, что образование получало научную основу уже в середине XIX века благодаря трудам

К.Д. Ушинского. Отсюда следует, что принцип научности должен становиться принципом не только естественного, но и гуманитарного образования.

Один древний мудрец утверждал, что унция знания стоит фунта информации, а унция понимания - фунта знаний. Только хорошо понятое знание дает качественный прирост личности. Говоря о понимании, следует различать логическое понимание, обеспечивающее репродуктивное усвоение информации, и глубинное понимание, т.е. всестороннее овладение предметом размышления, при котором становятся возможными "домысливание" и творческая деятельность.

Современное образование, основанное на интеграции различных методов и различных наук, способствует целостному осознанию мира и приросту креативного потенциала личности: коэволюция человека, природы и общества обусловливает нравственные принципы гармонизации их сосуществования, а в среде образования - отход от предметной дифференциации научного знания как средства эффективности обучения и поиск оптимальных путей интеграции знания. Дифференцированное готовое знание формирует репродуктивное мышление. Интеграция же знаний невозможна без применения творческих усилий. Синергетический подход к образованию предполагает разработку вариативных моделей учебного процесса и содержания курсов, основополагающими принципами которых будут интеграция и творческое развитие личности.

Так, С.И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал: научность, связь теории с практикой, практического опыта с наукой[2]. Однако при выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности учебного процесса этой группы учебных заведений (например: в высшей школе изучаются не основы наук, а сама наука в развитии; сближение самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской работы преподавателей; наблюдается единство научного и учебного начала в деятельности преподавателя высшей школы в отличие от учителя средней школы; идеи профессионализации в преподавании почти всех наук выражены гораздо ярче, сильнее, чем в средней школе) [6, с. 58].

Поэтому должна быть усилена связь между гуманитарной и фундаментальной составляющими высшего профессионального образования. Только на этой основе высшая школа станет способной формировать высокие личностные качества выпускника, необходимые ему для плодотворной профессиональной деятельности в современных условиях.

Библиографический список

1. Гарунов М.Г. Развитие у учащихся восьмилетней школы опыта творческой деятельности в процессе выполнения самостоятельных работ / М.Г. Гарунов // Советская педагогика. - 1973. - № 1. - С. 31-34.

2. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе / С.И. Зиновьев. - М.: Высшая школа, 1968. - 314 с.

3. Иванов И.П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемнодеятельностного обучения / И.П. Иванов. - Ставрополь, 2002.

4. Кинелев В.Г. Государственная политика развития высшего образования // Высшее образование в России. - 1993. - № 1. - С. 33-38.

5. Орлова С.Н. Психологические факторы развития творческого мышления личности в процессе когнитивной деятельности: Дис. ... д-ра психолог. наук. -Новосибирск, 2002. - 349 с.

6. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

7. Федотов Г.П. Стихи духовные. (Русская народная вера по духовным стихам). -М.: Прогресс,1991. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.