Научная статья на тему 'Научное наследие А. М. Новикова'

Научное наследие А. М. Новикова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8467
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / STRUCTURE / TYPES OF ACTIVITIES / METHODOLOGICAL FOUNDATIONS / VOCATIONAL EDUCATION / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина Татьяна Юрьевна, Введенский Вадим Николаевич

В работе раскрывается вклад академика А.М.Новикова в развитие методологии и профессиональной педагогики. Показывается возможность использования оснований и структуры методологии в различных видах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific Heritage of Alexander M. Novikov

The contribution of Alexander M. Novikov (Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor) in development of methodology and vocational pedagogy is revealed in the article. The possibility of use of the grounds and structure of methodology in various activities is shown.

Текст научной работы на тему «Научное наследие А. М. Новикова»

НАСЛЕДИЕ A.M. НОВИКОВА: СОХРАНЯЕМ И РАЗВИВАЕМ

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ A.M. НОВИКОВА

В работе раскрывается вклад академика А.М.Новикова в развитие методологии и профессиональной педагогики. Показывается возможность использования оснований и структуры методологии в различных видах деятельности.

Наука давно стала важной частью развития человечества и в существенной мере определяет прогресс общества. Через технику, технологии и образование наука позволила цивилизации стать самой могущественной силой на планете, обеспечив человеку достойные условия существования. Поэтому так необходимо сохранить научный потенциал и его способность влиять на сферы социальной деятельности. Однако сегодня наука должна существенно измениться, переориентировав свое развитие на цели выживания и устойчивого развития человечества, а это возможно при условии, что наука будет работать в рамках не индустриально-потребительских ценностей, губящих человека и природу, а ценностей будущего "устойчивого общества" - сферы разума, формирование которой предсказал еще академик В.И.Вернадский. Для этого необходимо, с одной стороны -опережающее развитие научно-технологического потенциала и современной системы образования, с другой стороны - опираться на достижения и научное наследие наших предшественников. Эти слова, в первую очередь, относятся к науке, которая отвечает за

Т.Ю. Ломакина

В.Н. Введенский

Ключевые слова:

структура, виды

деятельности,

методологические

основания,

профессиональное

образование, принципы.

формирование и развитие личности человека - педагогике.

В наше время проблемы методологии являются приоритетными для специалистов различных отраслей научного знания. При этом сущность самого понятия «методология», его структура, возможности и сферы применения до недавнего времени имели полифонический характер, что вело к различному толкованию и пониманию этих вопросов разными учеными.

Имя Александра Михайловича Новикова занимает достойное место среди таких известных методологов, как П.В. Копнин, В. В. Краевский, В.А. Лекторский, М.А. Розов, В.И. Садовский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин. Он внес огромный вклад в развитие и популяризацию методологии вообще и методологии науки в частности.

Долгое время методологию рассматривали лишь в узком смысле как учение о методах. В процессе развития научного знания под методологией стали понимать: учение о методах, приемах и способах; учение о знании и способах его добывания; общие принципы и формы организации деятельности; тип рационально-рефлексивного сознания; способ и средство связи науки и практики и др. Все эти трактовки методологии были направлены на рассмотрение тех или иных аспектов научной деятельности. Однако предмет методологии при таком подходе был размыт, не имел четко определенных границ.

A.M. Новиков однозначно детерминировал предмет методологии, определив это понятие как «учение об организации деятельности» [1, с. 20]. Кроме четкого определения предмета методологии такое определение имеет и другие преимущества. Прежде всего в таком понимании понятие «методология» основывается на двух достаточно исследованных в философии, психологии и менеджменте понятиях - «деятельность» и «организация», что задает основу для дальнейшего исследования методологии. Кроме того, использование управленческого понятия «организация» определяет дис-криптивную (описательную) и прескриптивную (нормативную) функции методологии, что вполне соотносится с исследованиями В.В. Краевского [2].

Практически всеми методологами было признано разделение предмета методологии на четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Такое разделение привело к тому, что философы занимались исследованием первого и второго уровней методологии, а представители других наук изучали третий и четвертый уровни. Причем эти исследования проводились порознь представителями разных научных областей. В связи с этим широкое распространение получило изучение методологии педагогики, методологии социологии, методологии психологии

и т.д. Не отрицая возможности такого рассмотрения, хочется задать вопрос - а где же тогда единая реальная картина, единая методология? Ведь деятельность, осуществляемая ученым, педагогом, представителем искусства едина и не имеет искусственно созданных уровней. Это создавало сложность практического использования методологических знаний, что привело к пониманию методологии как к некой теоретической и достаточно аморфной конструкции.

A.M. Новиков предложил отказаться от искусственно созданного уров-невого деления методологии, разделив ее не по уровням обобщения научного знания, а по видам деятельности. Такой подход нами видится достаточно обоснованным и верным. Так, знания, классифицированные по уровням обобщения, представляют собой некую теоретическую основу деятельности, но сами по себе не гарантируют эффективность осуществления этой деятельности. Ключевое значение для осуществления деятельности представляет собой рассмотрение характеристик организации деятельности вообще и конкретных видов деятельности в частности. Исходя из этого, методология нормирует и описывает процесс и результат того или иного вида деятельности в рамках организационной системы. Такой подход рассмотрения методологии важен для науки еще и тем, что разграничивает такие понятия, как теория и методология, определяя методологию как практическое (а не теоретическое) учение.

Рассмотрение методологии в качестве практического учения имеет множество положительных последствий. Во-первых, многократно расширяется круг людей, заинтересованных в исследовании методологических проблем. Во-вторых, это позволяет повысить эффективность не только научной, но и других видов профессиональной деятельности, ориентированной на творчество. Методология нужна представителям тех профессий, которые создают нечто новое (результат), действуют в новых условиях (процесс), т.е. для творческой деятельности. Конечно, если человек занимается репродуктивной деятельностью, то методология для него не является необходимостью. В третьих, познание методологии как практического учения не только описывает с общих позиций нашу повседневную деятельность, но и регламентирует ее, а значит, определяет ее границы, тем самым характеризуя этические нормы нашей жизни.

Исходя из данного определения методологии, Александр Михайлович Новиков обосновал и ввел общую схему методологии, которая состоит из трех блоков компонентов: характеристики деятельности, логическая структура деятельности и временная структура деятельности [1, с. 24-25]. Выбор

именно этой структуры обосновывается тем, что для организации деятельности необходимо ее упорядочить в целостную систему с четко определенными характеристиками, а также временной и логической структурой (использование категорий диалектики историческое или временное и логическое). Раскрывая сущность предложенных компонентов схемы методологии, A.M. Новиков справедливо определяет следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы, а также компоненты ее структуры - логический (субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результаты) и временной (фазы, стадии, этапы).

Сам факт обоснования и введения в оборот общей схемы методологии уже является значимым для дальнейшего исследования методологии. Кроме того, предложенная схема, являясь универсальной, вполне может быть применима к различным видам и подвидам профессиональной деятельности, что является мощным средством их исследования. Из предложенной схемы методологии следует, что для эффективной организации (или самоорганизации) определенного вида деятельности (а значит, управления или самоуправления ею) необходимо знать характеристики этой деятельности, а также владеть логикой ее построения и процессом ее организации. Таким образом, для эффективного управления, например образовательным учреждением или системой образования, необходимо знать ее специфику не по книгам, а изнутри, т.е. иметь опыт работы в этой сфере деятельности. Это подтверждает ошибочность существующих суждений о необходимости подготовки универсального менеджера и недопустимости набора абитуриентов, которые не имеют практического опыта в профессиональной деятельности на управленческие специальности.

Для изучения любого объекта необходимо определиться с его основаниями, т.е. определить достаточные условия бытия, мысли, деятельности и т.д. Одним из первых ученых, который предложил основания методологии, являлся Г.П. Щедровицкий. Таковыми, на его взгляд, являются философ-ско-психологическая теория деятельности, системный анализ (системотехника), науковедение (в первую очередь гносеология и семиотика), а также теория мышления [3]. Взяв эти положения за основу, A.M. Новиков уточнил и расширил эти основания. Так, была отвергнута в качестве отдельного основания теория мышления, ведь она составляет часть психологии, а мыслительные операции выступают как теоретические методы деятельности. Также на основании общепризнанных инвариантов человеческой деятельности (ценностно-ориентировочная, познавательная, преобразовательная, эстетическая и коммуникативная деятельности) были введены этические и

эстетические основания методологии. Дополнение этих оснований, а значит, рассмотрение уже пяти детерминант методологии определяет границы субъекта деятельности, придает человеческое лицо, а значит, и большую практическую значимость методологии.

При характеристике философско-психологических и системотехнических оснований методологии A.M. Новиков исходит из основных понятий о деятельности и предлагает модель ее процессуальных компонентов. Делается вывод о том, что «методология обобщает проверенные в широкой общественно-исторической практике рациональные формы организации деятельности» [1, с. 34] и, исходя из этого, проводится анализ основных типов этих форм организации деятельности (или организационной культуры): традиционной, корпоративно-ремесленной, научно-профессиональ-ной и проектно-технологической.

При рассмотрении науковедческих оснований методологии, A.M. Новиков выявил свойства науки как результата (кумулятивный характер развития научного знания, дифференциация и интеграция науки), систематизировал формы организации научного знания, уточнил строение теории. Эти результаты имеют значительный потенциал для исследования различных направлений науки и образования.

Рассматривая этические и эстетические основания методологии, A.M. Новиков определяет сущностные особенности эстетической деятельности, ее предмет, основные элементы эстетической культуры, предлагает рассматривать художественную культуру (искусство) в качестве ядра эстетической культуры. При этом культура понимается как внегенетическая память человека. Именно такое предельно понятное определение понятия «культура» характеризует внутреннюю культуру человека (в противовес многим существующим определениям, которые характеризуют внешнюю культуру). Именно поэтому, например, профессиональную культуру педагога можно рассматривать как всю его внегенетическую память, ограниченную профес-сионально-педагогической этикой. Этим объясняются следующие известные положения: а) чем более универсальны знания педагога, чем шире его кругозор и больше жизненный опыт, тем выше его уровень профессионального мастерства; б) узкопедагогическая «зашоренность» намного хуже классического, универсального образования, в структуру которого «вплетены» педагогические дисциплины; в) не существует абсолютного педагога-ма-стера, а стало быть, необходимо непрерывное профессионально-педагоги-ческое образование, направленное на пополнение необходимых кластеров памяти (не только предметно-методических и педагогических) [4].

На протяжении десятилетий при рассмотрении методологии априорно предполагалось, что речь идет о методологии научной деятельности. Заслугой A.M. Новикова является то, что он доказал возможность рассмотрения методологии различных видов деятельности и достаточно подробно исследовал методологию научного исследования, методологию образования, методологию художественной, игровой и практической дея-тельностей. Для этого он использовал, прежде всего, собственную общую схему методологии.

Наиболее значимыми результатами по данному направлению является: расширение сферы применения принципа дополнительности в науке; классификация методов научного исследования по методам-операциям и мето-дам-действиям; обоснование системы принципов современного образования; расширение возможностей применения математического аппарата в педагогической науке [5]; введение принципа отражения и преображения в художественной деятельности; уточнение принципа единства отражения и выражения; систематизация методов художественной деятельности; показаны возможности проектирования и моделирования художественных систем через художественные образы [6]. A.M. Новиков впервые взялся за исследование методологии игровой деятельности и на основе выявленной системы отношений в игровой деятельности (игра с объективной реальностью, с субъектом игры, с предшествующим опытом) предложил три принципа игровой деятельности: отражения и преображения, самовыражения, развития игровой деятельности, а также обосновал неправомочность существующего мнения о том, что классификация игр является центральной проблемой теории игровой деятельности человека (при этом классифицировав игры по двум осям: «личность - общество» и «Я» - «не Я»); предложил системы методов и средств игровой деятельности [7].

А.М.Новиков показал в своих работах, что новой постиндустриальной эпохе, ориентированной на построение гуманистического демократического общества с рыночной экономикой, профессиональное образование должно быть адекватно соответствующим, а профессиональная образованность - это способность человека осуществлять профессиональную деятельность глубоких фундаментальных знаний; высоких профессиональных компетенций и высоких базисных компетенций, выделив объекты - «потребители» профессионального образования: личность, общество, производство и сама система образования.

Им были сформулированы основные направления развития профессионального образования, а также принципы, на основе которых осуществля-

лось это развитие: фундаментализация, деятельиостиая направленность, развитие базисных компетенций (гуманизация ПО); равных возможностей, многообразия профессиональных образовательных программ и систем, общественно-государственного управления (демократизация ПО); опережающего развития личности, опережающего социального заказа, опережающего и формирующего потребности производства уровня профессионального образования населения (опережающего ПО); непрерывности содержания образования, непрерывности образовательного процесса, организационного обеспечения непрерывности образования (непрерывное ПО). В работах A.M. Новикова были раскрыты также условия реализации указанной совокупности принципов [9].

По нашему мнению, в современных условиях развития актуальны процессы диверсификации в образовании как процессы расширения видов деятельности системы образования и приобретения новых, несвойственных ей ранее форм и функций. Эти процессы конкретизируются в принципе диверсификации, который позволяет создать условия для многообразия образовательных траекторий, обеспеченных неограниченным вариантом образовательных программ с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и способностей личности и сформирует новую типологию образовательных учреждений [10].

А.М.Новиков первым отметил, что « в нынешнем звучании начальное и среднее профессиональное образование целесообразно объединить единым термином базовое профессиональное образование, которое, естественно, будет иметь много уровней и ступеней, что наличествует уже сегодня. Базовое в том смысле, что оно является фундаментом, базой того, чтобы приступить к квалифицированному профессиональному труду» [11].

Александр Михайлович одним из первых высказался о действующих оценках качества ПО: «Вместе с тем, зачастую оценки качества образования рассматриваются весьма упрощенно. Разговор идет, в основном, лишь об оценке индивидуальных достижений обучающихся и о процедурах лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Между тем, проблема оценки качества образования гораздо глубже и серьезнее. К примеру, можно задаться вопросом: если российское образование лучшее или одно из лучших в Мире (так считают многие), то почему тогда российская экономика неконкурентноспособна? Ведь все население страны работает так, как учили в отечественной школе, в ПТУ, в техникумах, в ВУЗах». Это побудило его системно представить всю совокупность оценок качества базового профессионального образования,

выделив пять элементов: органы управления образованием; образовательные учреждения; образовательные программы; обучающие и обучающиеся [12].

Рассматривая рыночную экономику как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства, как общечеловеческую ценность, А.М.Новиков подчеркивал, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность. Поэтому целесообразно в постиндустриальную эпоху изменить систему подготовки кадров в соответствии с новым содержанием труда. Этого требует и национальная безопасность России, которая может быть обеспечена лишь при гармоническом развитии экономики в соответствии с прогнозируемой ООН теорией «устойчивого развития. Для этого «России необходимо органично развивать:

- компьютерные и телекоммуникационные технологии. В том числе для этого есть существенные предпосылки - ведь россияне по праву считаются лучшими в мире программистами;

- индустрию - помимо добывающих отраслей, в первую очередь, машиностроение и электронику;

- сельское хозяйство. Ведь Россия способна накормить весь мир здоровой пищей, то Западу в принципе недоступно».

Системе профессионального образования необходимо опережающим образом способствовать органичному, устойчивому развитию экономики, а для этого необходимо решить проблемы: перераспределения молодежи по ступеням профессионального образования и выстраивания преемственности этих ступеней; перераспределить потоки молодежи по профилям профессионального образования; решить проблемы возрастной молодежной безработицы путем привлечения службы занятости населения; законодательно решить вопрос о льготах предприятиям, трудоустраивающим молодых специалистов [13].

Особое внимание A.M. Новиков обращал на уровень профессиональной квалификации обучающихся и выпускников профессиональных учебных заведений, подчеркивая, что профессионализм специалиста, его профессиональная культура - явление весьма сложное и многоаспектное. Уровни развития профессиональной культуры личности, профессионализма специалиста следует рассматривать по разным аспектам. Он сформулиро-

вал общие требования к специалистам по 5 уровням их профессионального образования[14]. Также раскрыл формы, методы и технологии корпоративного обучения, выделив три основных типа тренингов.

До недавнего времени методологические положения, в силу излишнего наукообразия, сложности восприятия и понимания, несогласованности различных направлений, уровней и аспектов, были доступны для восприятия достаточно узкому кругу ученых. Именно Александр Михайлович Новиков, являясь одновременно крупным ученым и великим Учителем, впервые предоставил возможность широкому кругу читателей понять сущность методологии и практически использовать ее в своей деятельности. Это стало возможным благодаря методической обработке методологических знаний, ведь многие его книги имеют двоякий жанр. С одной стороны, по содержанию - это научные издания (как правило, монографии), а с другой, по целевому назначению, - это учебно-методические пособия. Использованная находка имела колоссальный успех у читателей, а значит, может и должна использоваться научно-педагогическими работниками в процессе своей деятельности.

Многоплановость и сложность проблем, разрабатываемых сегодня в рамках научной школы, позволяет выделить перспективные исследовательские приоритеты: методологические и теоретические последствия глобализации, развития в России постиндустриального общества со всеми вытекающими политическими, экономическими, социальными и культурными последствиями для страны в целом и для системы отечественного народного образования в частности. Построение российской системы непрерывного образования находится еще на самом начальном этапе и для ее дальнейшего развития требуется серьезное научное обеспечение. На что и будут направлены усилия членов данной научной школы.

Нами представлен далеко не полный перечень методологического наследия A.M. Новикова. Однако, даже из приведенного анализа можно сделать вывод о том, что А.М.Новиков внес первостепенный вклад в исследование проблем методологии и теории профессионального образвания, и вполне заслуживает того, чтобы его имя значилось в первом ряду методологов. Конечно, заложенный пласт нуждается в дальнейшем исследовании. Одним из перспективных направлений исследований по проблемам методологии, на наш взгляд, является разработка и уточнение методологических подходов к различным видам деятельности (а не только к научному исследованию). При этом методологический подход можно рассматривать как ориентацию субъекта деятельности на пути достижения поставленной цели [8].

А для этого целесообразно использовать методологический аппарат, разработанный Александром Михайловичем Новиковым.

Литература

1. Новиков A.M., Новиков Д.А. Методология. - M., 2007.

2. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994.

3. Щедровицкий Г.П. Системное движение и перспективы развития си-стемно-структурной методологии. - Обнинск, 1974.

4. Введенский В.Н. Развитие профессионально-педагогического образования через педагогические сообщества // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 3(11).

5. Новиков A.M. Методология образования. - M., 2006.

6. Новиков A.M. Методология художественной деятельности. - M., 2008.

7. Новиков A.M. Введение в методологию игровой деятельности. - M., 2006.

8. Введенский В.Н. Методологические подходы к научному исследованию и образованию: учебное пособие. - Белгород, 2012.

9. Структура системной теории развития профессионального образования: Труды четвертых международных научных чтений, посвященных памяти Героя Советского союза, академика РАО С.Я. Батышева. Россия, Москва, 18-20 октября 2010г./ под ред. академика РАО A.M. Новикова. - M.: Изд-во ЭГВЕС, 2010 - 218с.

Ю.Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. - M.: Наука, 2006. 238с.

11. Образование: до... и после..... Педагогический вестник, 2008. - №9.

12. Как оценивать качество базового профессионального образования?// Специалист, - 2007. - №9,10.

13. Профессиональное образование и национальная безопасность России // Специалист», - 2003. - №6.

14. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста. // Специалист - 2003. - №6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.