Научная статья на тему 'Научно-теоретические основы подготовки тьютора инклюзивного образования'

Научно-теоретические основы подготовки тьютора инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1336
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS / EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / TUTOR / TUTOR SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Инна Викторовна

Рассматриваются вопросы модернизации системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, внедрения инклюзивного образования, тьюторского сопровождения, подготовки тьютора инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-THEORETICAL BASES OF TRAINING OF TUTORS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article deals with the questions of modernization of the educational system of children with special needs. Special attention is paid to the introduction of inclusive education, tutor support and training of tutors of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретические основы подготовки тьютора инклюзивного образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

УДК 378.147:376.1 ББК 4404.46+ 4402.79

ГСНТИ 14.37.27

Код ВАК 13.00.01

И. В. Абрамова

Россия, Саранск

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ТЬЮТОРА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. V. Abramova Russia, Saransk

SCIENTIFIC-THEORETICAL BASES OF TRAINING OF TUTORS OF INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация. Рассматриваются вопросы модернизации системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, внедрения инклюзивного образования, тьюторского сопровождения, подготовки тьютора инклюзивного образования.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; образование; инклюзивное образование; тьютор, тьюторское сопровождение.

Сведения об авторе: Абрамова Инна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра специальной педагогики и медицинских основ дефектологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»; г. Саранск.

Контактная информация: 430007,

E-mail: iva-76(@yandex.ru.

В настоящее время в общеобразовательной школе наблюдается увеличение количества детей с парциальными нарушениями психического и физического развития, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации, что обусловлено многими факторами, в том числе состоянием окружающей

Abstract. The article deals with the questions of modernization of the educational system of children with special needs. Special attention is paid to the introduction of inclusive education, tutor support and training of tutors of inclusive education.

Key words: children with special needs; education; inclusive education; tutor, tutor support.

About the author: Abramova Inna Viktorovna, Candidate of Pedagogy. Associate Professor.

Place of employment: Department of Special Pedagogy and Medical Foundations of Defectology, Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evse-vev; Saransk.

г. Саранск, ул. Студенческая, 11a.

среды, экономическим положением в обществе, наследственностью и здоровьем родителей, условиями жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении. Оказание помощи таким детям возможно при четком проектировании психолого-педагогического сопровождения и оказания им индивидуальной

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-16-13006. ©Абрамова И. В., 2014

Специальное образование. 2014. № 4

81

коррекционно-педагогической помощи. Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью. В Российской Федерации создана система оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, функционируют специальные (коррекционные) дошкольные и школьные общеобразовательные учреждения, однако не все категории детей охвачены такой помощью и имеют возможность получить качественное образование с учетом их психофизических особенностей. Большинство таких детей находятся в условиях общеобразовательных учреждений, где не всегда есть возможность создать им адекватные образовательные условия: недостаточное материально-техническое оснащение, отсутствие специалистов (логопедов, психологов, дефектоло-гов), отсутствие необходимых дефектологических знаний у учителей начальных классов. В связи с этим введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьютора поможет решить многие проблемы в организации образовательного процесса. Современное нормативно-правовое обеспечение подготовки тьютора инклюзивного образования представлено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», новыми стандартами начального общего образования, методическими рекомендациями Мини-

стерства образования РФ о психолого-педагогическом сопровождении и интегрированном обучении. В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» четко определяются подходы к реализации образования лиц с ограниченным возможностями здоровья и закрепляется курс на внедрение инклюзивного образования, предполагающий кардинальную перестройку и реформирование системы образования, в которой будут создаваться условия для совместного образования лиц разных категорий. Под инклюзивным образованием понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей», а специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья характеризуются как «использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно

82

Специальное образование. 2014. № 4

или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», также определяется необходимость подготовки и привлечения педагогических работников в организации, осуществляющие образование лиц с ОВЗ. В стандартах начального общего образования нового поколения особое место отводится оказанию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. При этом образовательное учреждение должно быть укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных основной образовательной программой образовательного учреждения. Поэтому проблема подготовки тьюторов является особо значимой и весьма актуальной на данном этапе модернизации российского образования [4].

Впервые тьюторство возникло в британских университетах Оксфорд (XII в.), Кембридж (XIII в.). Тьюторам вменялся в обязанность надзор над определенным числом студентов, начиная с быта и кончая подготовкой к академическим лекциям и проведением частных занятий. В XVII в. сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. В России наставничество, или тьюторство, представлено домашними учителями. Тьюторское сопровождение является одним из необходи-

мых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью. Введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьютора поможет решить многие проблемы в организации образовательного процесса. Тьютор должен быть готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении в условиях массового образования, способен проводить комплексное психолого-педагогическое изучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ориентированное на определение целей, задач и направлений коррекционной работы, прогнозировать, проектировать, конструировать, планировать, организовывать, рефлексировать педагогическую деятельность, обеспечивающую развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы, проектировать и реализовывать индивидуальную образовательную траекторию [6].

Деятельность тьютора инклюзивного образования — новый вид педагогической деятельности, который научно-теоретически и научно-практически недостаточно обоснован. К настоящему времени накоплен некоторый опыт организации инклюзивного образования (Н. Н. Малофеев, Е. А. Екжанова, Р. Фриман, Л. М. Шипицина) и подготовки тьюторов (С. В. Алехина, Т. М. Ковалева, Е. В. Кузь-

Специалыюе образование. 2014. № 4

83

мина). Однако этот опыт сосредоточен в Центральном регионе, в частности в г. Москве и Московской области. Вместе с тем в Республике Мордовия существует потребность оказания помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, находящимся в условиях массового образования, но практика инклюзивного образования недостаточна, поэтому проблема разработки научно-теоретических и научно-практических основ подготовки тьютора является актуальной [3;5;6; 7].

Прежде всего необходимо определить некоторые понятия, связанные с тьюторским сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массового образования.

Наиболее общие понятия «тьютор», «тьюторство» определяются следующим образом: Тьютор — с англ. tutor — наставник, опекун (от лат. tueor — наблюдать, заботиться). Тьюторство — практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Тьютор определяется как «лицо, сопровождающее процесс освоения деятельности» [7, с. 5]. Основатель Межрегиональной тьюторской ассоциации Т. М. Ковалева определяет тьютора как педагога, сопровождающего разработку и реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы, который работает, не-

посредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы. Исходя из этого обучающийся, разрабатывающий и реализующий в условиях тьютор-ского сопровождения индивидуальную образовательную программу, является тъюторантом.

Однако в условиях психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья наибольшее значение имеют понятия «тьюторское сопровождение», «тьюторская деятельность». Тьюторское сопровождение — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы [7, с. 7].

Тьюторское сопровождение — это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для их осуществления и осмысления (Е. А. Суханова, А. Г. Чернявская). Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым из них индивидуальной образовательной программы (стратегии) (А. А. Теров) [6].

84

Специальное образование. 2014. № 4

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тью-торские функции, на первых этапах обучения выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы.

Подробную характеристику тъюторской деятельности дают специалисты межрегиональной тьюторской ассоциации и определяют ее как педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленную на создание условий для становления субъектной позиции тьюторанта (умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлектировать способы обучения и т. д.), на оказание консультативной и иной помощи в осознании тьюторантом, его родителями, законными представителями образовательных запросов, потребностей, возможностей, помощи в оформлении, анализе и презентации обучающимися индивидуальной образовательной программы: целей, задач, сроков реализации, этапов, предполагаемых учебных и образовательных результатов и достижений [6, с. 237].

Также в работах Т. М. Ковалевой и Е. В. Кузьминой дается более общее определение тъюторской деятельности как педагогической деятельности, направленной на прояснение образовательных

мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [6; 7].

Исходя из данных трактовок тьюторской деятельности как одного из видов профессиональной педагогической деятельности определяются требования к подготовке тьютора, формированию у него профессиональных компетенций: аналитической, проективной, конструктивной, ресурсно-инструментальной, контрольно-прогностической. Педагог должен быть готов осуществлять индивидуализацию образовательного процесса путем поддержки и сопровождения познавательного интереса через создание условий для построения индивидуальных образовательных программ учащихся.

В настоящее время специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста, где указывается, что тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности; оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования,

Специальное образование. 2014. № 4

85

преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов; организует взаимодействия с учителями и другими педагогическими работниками, с родителями, лицами, их заменяющими, по составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся и т. д.

В Республике Мордовия осуществляется подготовка специалистов для системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в виде мно-гоуровнего профессионального образования (программы бакалавриата и магистратуры), новых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, организации городских и республиканских научно-практических мероприятий. В этой системе предусмотрена и подготовка тьютора инклюзивного образования. Так, в рамках освоения основной образовательной программы в учебные планы подготовки бакалавров по

направлению «Психолого-педагогическое образование» профиля «Психология и педагогика инклюзивного образования» введена дисциплина по выбору «Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования», подготовки магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» магистерской программы «Дефектологическое сопровождение субъектов образования» — дисциплина по выбору «Деятельность тьютора в дефектологическом сопровождении субъектов образования». В рамках системы дополнительного образования разработана и реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Подготовка тьютора инклюзивного образования». Предложенная программа дает слушателям знания, ориентированные на различные компоненты деятельности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья по психолого-педагогической диагностике, индивидуальной коррекционно-развивающей работе, консультативно-просветительской работе с педагогами и родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная часть программы дополнительного образования отводится на практические занятия, в ходе которых у слушателей формируются способность к проектированию индивидуальных образовательных программ на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с

86

Специальное образование. 2014. № 4

ограниченными возможностями здоровья; готовность к педагогическому взаимодействию между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством); способность определять возможные точки роста и развития познавательного интереса учащегося, предвидеть результаты образовательных ситуаций; готовность к оказанию консультативной помощи родителям и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, указанные элективные дисциплины и дополнительная профессиональная программа повышения квалификации направлены на формирование у студентов и практических педагогических работников профессиональных компетенций тьютора как одной из составляющей инновационной педагогической деятельности [1; 2].

Таким образом, вышеизложенные теоретические основы подготовки тьютора инклюзивного образования требуют дальнейшего углубленного изучения и методического обеспечения данного процесса в направлении разработки условий и механизмов подготовки тьютора в многоуровневой системе образования, развития профессиональной компетентности в области тьюторского сопровождения у будущих педагогов-психологов.

Литература

1. Абрамова, И. В. Взаимодействие специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образования / И. В. Абрамова, Е. В. Золоткова // Российский научный журнал. — 2012. — №5(30). —С. 153—158.

2. Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. — 2012. — №11. — С. 98—102.

3. Беленкова, Л. Ю. Интеграция и инклюзия: проблемы, поиски, решения/ Л. Ю. Беленкова, И. В. Абрамова, А. Н. Гамаюнова, О. И. Карпунина // Российский научный журнал. — 2013. — № 3 (34). — С. 166—172.

4. Карпунина, О. И. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в свете нового Федерального закона об образовании в Российской Федерации / О. И. Карпунина // Гуманитарные науки и образование. — 2013,—№ 1, —С. 57—60.

5. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие / отв. ред. С. В. Алехина, Е. Н. Ку-тепова. — М. : МГППУ, 2013. — 324 с.

6. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Череди-лина. — М. : СФК-офис, 2012. — 246 с.

7. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику : метод, рекомендации / сост. Е. В. Кузьмина. — М. : МГППУ, 2012. — 57 с.

Специальное образование. 2014. № 4

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.