Научная статья на тему 'Научно-теоретические основы использования народных традиций в образовательном процессе'

Научно-теоретические основы использования народных традиций в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL PEDAGOGY / ETHNOCULTURAL COMPONENT / NATIONAL TRADITIONS / EDUCATIONAL PROCESS / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Наталья Владимировна

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, неизбежно влекут за собой смену вектора образовательной политики Российской Федерации. Современная образовательная система должна выражать не только интересы государства, но и отдельных этносов и этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации. Одним из возможных путей реализации новой образовательной доктрины общего образования является использование народных традиций в образовательном процессе. Народная педагогика является надежной основой для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL FUNDAMENTALS OF THE USE OF NATIONAL TRADITIONS IN EDUCATIONAL PROCESS

The social and economic transformations occurring in the modern society inevitably cause the change of educational policy of the Russian Federation. The modern educational system has to reflect not only the interests of the state, but also the interests of the separate ethnoses and ethnic groups living on the territory of Russia. One of the possible ways of implementation of the new educational doctrine of the general education is the use of national traditions in educational process. The national pedagogy is a reliable basis for improvement of quality of teaching and educational process as it reflects ideals and views of the nation, concepts of a person, family, children, and upbringing of younger generation. The sayings, proverbs, fairy tales, legends, and songs handed down from generation to generation reflect the riches of pedagogical culture of various ethnoses and ethnic groups. The national pedagogy represents a set of pedagogical data and educational experience which has remained in narratives, customs, and ceremonies. The modern educational system has to realize the principle ‘from perception of the culture of your own nation through the native language to the culture of the neighboring people’, then to inclusion to the world culture. The leading idea of ethnopedagogy is the achievement of the harmonious development of the personality due to the natural and biological, social and spiritual potential of this or that ethnos. The attitude to the world with the moral responsibility before the world and itself was created in the national pedagogy.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретические основы использования народных традиций в образовательном процессе»

Вестник ТГПУ (TSPUБЫкт). 2016. 11 (176)

УДК 37.035. 6

Н. В. Полякова

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, неизбежно влекут за собой смену вектора образовательной политики Российской Федерации. Современная образовательная система должна выражать не только интересы государства, но и отдельных этносов и этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации. Одним из возможных путей реализации новой образовательной доктрины общего образования является использование народных традиций в образовательном процессе. Народная педагогика является надежной основой для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: народная педагогика, этнокультурный компонент, народные традиции, образовательный процесс.

Ситуация с этнокультурным образованием в Российской Федерации на разных этапах претерпевала кардинальные изменения. Одним из индикаторов подобных перемен являлась возможность осуществлять учебный процесс на национальных языках. В 1934 г. преподавание велось на 104 национальных языках, а в 1989 г. - только на 44 [1].

В 1991 г. был принят Закон «О языках народов РСФСР», в котором языки народов России признавались историко-культурным наследием, важнейшей формой проявления идентичности. Данный Закон ввел понятие языкового суверенитета, то есть свободу выбора языка общения. Законом гарантировались равные права всех языков, а русский язык получал статус государственного на всей территории Российской Федерации. Национальные республики в составе РФ получили право устанавливать статус национального языка на своей территории. Гражданам были гарантированы их права вне зависимости от знания языка [2].

Созданная в 1990-х гг. правовая основа позволила сохранить систему этнокультурного образования в России. Эта система в настоящее время включает в себя разные типы учебных заведений:

- национальные школы в регионах компактного проживания в национально-административных территориях;

- школы тех многочисленных народов, которые имеют государственность за пределами Российской Федерации;

- школы с этнокультурным компонентом;

- школы миноритарных этносов Сибири, сохраняющих традиционный образ жизни [3].

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, оказывают значительное влияние на образовательно-воспитательную деятельность. Смена ориентиров, приоритетности основных качеств личности соответственно приводит к изменению направлений развития педагогической теории и практики.

Неиссякаемым источником развития педагогической науки является, по мнению многих иссле-

дователей, народная педагогика [4, 5]. Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества отражает идеалы и воззрения народа, представления о человеке, семье, детях, воспитании подрастающего поколения. Передаваемые из поколения в поколение поговорки, пословицы, сказки, легенды, песни отражают богатство педагогической культуры различных этносов и этнических групп.

Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном творчестве, обычаях, обрядах. Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными установками и запретами. Народная педагогика как духовная ценность народа включает в себя эмпирические знания, идеалы, представления, установки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа.

Этнопедагогическая культура является основой, на которой должно строиться содержание образования в национальной школе. Подлинное возрождение национальной культуры может быть достигнуто лишь на основе развития родного языка. Современная образовательная система должна реализовывать принцип - от восприятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к приобщению к мировой культуре.

За последние годы произошло переосмысление роли социальных и национальных структур, получивших новые возможности для выражения и отстаивания своих интересов.

Образовательная система на современном этапе должна выражать не только интересы государства, но и различных слоев населения, в том числе отдельных этносов. Развитие школы на основе народной педагогики, социально-этических идеалов народа - один из главных путей ее обновления.

Ведущие идеи этнопедагогики - достижение гармоничного развития личности за счет природ-но-биологического, социального и духовного по-

Н. В. Полякова. Научно-теоретические основы использования народных традиций.

тенциала того или иного этноса. В народной педагогике формировалось отношение к миру, направленное на нравственную ответственность перед миром и собой. Например, у многих народов финно-угорской и самодийской групп, в том числе селькупов, образ жизни и уважительное отношение к природе образуют единое целое, поэтому для народной педагогики было естественным неприятие негативных действий по отношению к природе: рвать цветы и т. д. Такая глубоко гуманистическая позиция характерна для многих народов. Ср. культ божьей коровки у чувашей, татар, башкир, в почитании священных рощ у марийцев, якутов, бурят, хакасов, в культах водных источников у казахов и калмыков [5].

Народная мудрость, проповедуя единство человека и мира, отрицала излишества, извращения, самоистязание. В народной педагогике четко выделяется естественность и природосообразность воспитания, основной идеей которых является признание природного равенства людей, самоценности и уникальности каждого индивида. Эти воззрения положены в основу народных педагогических программ формирования гармоничной личности.

Национальное образование в этой связи признано быть механизмом управления, обеспечивающим оптимальные условия для выработки стереотипа деятельности человека в различных сферах жизни. Высокая эффективность народной педагогики заключается в ее конкретном воздействии на личность.

Основные правила этнопедагогики: уважение к старшим, заботливое отношение к детям, обожествление хлеба, воды, земли, бережное отношение к живой природе, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство, умение выслушать собеседника.

К воспитательным средствам народной педагогики относятся паремии, легенды, сказки, афоризмы. В народной педагогике прослеживается четкая дифференциация форм воспитания: пословицы -для социально-этического, загадки - для умственного развития, песни - для эстетического, патриотического воспитания, фольклорные произведения - для формирования определенных черт характера.

Для внедрения идей этнопедагогики в образовательный процесс руководству образовательного учреждения, педагогическому коллективу необходимо изучить этнопедагогический материал различных этносов, осуществить сравнение различных народных педагогических традиций, выявляя их общие и отличительные черты, обобщить опыт народной педагогики на территории того или иного субъекта Российской Федерации.

Основными принципами этнопедагогики является индивидуализация обучения и воспитания, развитие самостоятельности, формирование «я-кон-

цепции» растущей личности. Народные традиции в свою очередь представляют собой важный фактор, обеспечивающий организующее действие, создают особую психологическую среду, выступают как средство воспитания.

Нравственное развитие обучающегося происходит путем усвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм взаимоотношений. Эти нормы выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности. Следует подчеркнуть наличие особенностей у младших школьников и старшеклассников в усвоении этих норм, в их отношении к ним.

Народная педагогика связана также с религией как частью общественного сознания. Религиозные убеждения содержат принципы, регулирующие морально-этические нормы, помогают в формировании определенного отношения к миру, вере, воздействуют на традиции.

Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения учителя использовать все ценное для педагогических воздействий, выбора формы использования: организация социально-творческой деятельности - музыкально-танцевального искусства, народных праздников, общественно полезного труда.

Важнейшими постулатами этнопедагогики являются:

- интернационализм;

- ценность культур народов и значимость народной педагогики;

- терпимость к воззрениям личности;

- учет специфики социальных движений в России, использование их возможностей, традиций в развитии самобытной личности.

Применение народных традиций в образовательном процессе способствует:

- возрождению национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью культуры;

- возрастанию роли человека в создании материальных и духовных ценностей;

- формирование конкурентоспособной личности.

В Томской области, являющейся многонациональной территорией, система образования выступает в качестве механизма гармонизации межэтнических отношений. Учреждения дошкольного, общего и дополнительного образования Томской области осуществляют реализацию образовательных программ, неотъемлемой частью которых является этнокультурный компонент [6]. В МБОУ прогимназии «Кристина» осуществляется поликультурное обучение и воспитание дошкольников и младших школьников на немецком и русском

Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016. 11 (176)

языках. В МАОУ СОШ № 4 им. И. С. Черных и ных народов, поэтому развитие этнокультурного

МАОУ СОШ № 16 города Томска более 15 лет преподаются украинский и польский языки.

В полиэтническом обществе образовательные учреждения выполняют не только миссию института социализации и развития личности, но и являются инструментом духовной консолидации раз-

образования является одним из значимых векторов образовательной политики Томской области.

Работа выполнена при поддержке Минобрнау-ки России в рамках государственного задания по проекту № 3916.

Список литературы

1. Смирнова Т . Б . Проблемы этнокультурного образования в Российской Федерации // Поликультурное и этнокультурное образование в Томской области: опыт, практики преподавания, перспективы развития: материалы III Межрегион . науч . -практ . конф . с междунар . участием / отв . редактор О . В . Горских . Томск: Региональный центр развития образования, 2012 . С . 12-20 .

2 . Закон «О языках народов РСФСР» // Консультант Плюс. URL: http://base.consultant, ru/cons/cgi/online . cgi?req=doc;base=LAW;n=15524 10 .

3 . Борисова У. С . Этнокультурное образование: историко-социологический анализ (на материалах Республики Саха (Якутия)): дис .... д-ра

социол . наук . СПб ., 2006 . 318 с .

4 . Зубарева С . Л . Развитие образования народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе (1990-е гг. - начало XXI века) . Сургут:

РИО СурГПИ, 2003. 143 с .

5 . Новоселова Г. Н . , Армякова Г. И . Использование народных традиций в обучении и воспитании учащихся . Йошкар-Ола, 2004. 100 с.

6 . Горских О . В . Становление и развитие этнокультурного образования в Сибири: история и современность // Поликультурное и

этнокультурное образование в Томской области: опыт, практики преподавания, перспективы развития: материалы III Межрегион науч . -практ . конф . с междунар . участием / отв . редактор О . В . Горских . Томск: Региональный центр развития образования, 2012 . С . 51-61.

Полякова Н. В., кандидат филологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: nvp@tspu.edu.ru, nataliapoliakova@yahoo.com

Материал поступил в редакцию 05.09.2016.

N. V Polyakova

SCIENTIFIC AND THEORETICAL FUNDAMENTALS OF THE USE OF NATIONAL TRADITIONS IN EDUCATIONAL PROCESS

The social and economic transformations occurring in the modern society inevitably cause the change of educational policy of the Russian Federation. The modern educational system has to reflect not only the interests of the state, but also the interests of the separate ethnoses and ethnic groups living on the territory of Russia. One of the possible ways of implementation of the new educational doctrine of the general education is the use of national traditions in educational process. The national pedagogy is a reliable basis for improvement of quality of teaching and educational process as it reflects ideals and views of the nation, concepts of a person, family, children, and upbringing of younger generation. The sayings, proverbs, fairy tales, legends, and songs handed down from generation to generation reflect the riches of pedagogical culture of various ethnoses and ethnic groups. The national pedagogy represents a set of pedagogical data and educational experience which has remained in narratives, customs, and ceremonies. The modern educational system has to realize the principle 'from perception of the culture of your own nation through the native language to the culture of the neighboring people', then to inclusion to the world culture. The leading idea of eth-nopedagogy is the achievement of the harmonious development of the personality due to the natural and biological, social and spiritual potential of this or that ethnos. The attitude to the world with the moral responsibility before the world and itself was created in the national pedagogy.

Key words: national pedagogy, ethnocultural component, national traditions, educational process.

References

1. Smirnova T. B . Problemy etnokul'turnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [The problems of ethnocultural education in the Russian Federation] . Polikul'turnoye i etnokul'turnoye obrazovaniye v Tomskoy oblasti: opyt, praktiki prepodavaniya, perspektivy razvitiya. Materialy III Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Polycultural and ethnocultural education in the Tomsk region: experience, practice of teaching, prospects of development. Materials of the 3d interregional scientific and practical conference with the international participation] . Executive editor O . V. Gorskikh . Tomsk: OGBU «Regional'nyy tsentr razvitiya obrazovaniya» Publ ., 2012, pp . 12-20 (in Russian) .

2 . Zakon «O yazykakh narodovRSFSR» [Law "About Languages of the people of the Russian SFSR"] [Elektronnyy resurs] URL: http://base . consultant . ru/cons/cgi/online . cgi?req=doc;base=LAW;n=15524 10 . (in Russian) .

Н. В. Полякова. Научно-теоретические основы использования народных традиций...

3 . Borisova U . S . Etnokul'turnoye obrazovaniye: istoriko-sotsiologicheskiy analiz (na materialakh Respubliki Sakha (Yakutiya)). Dis. d-ra sotsiol.

nauk [Ethnocultural education: historical and sociological analysis (On the materials of the Republic of Sakha (Yakutia)) . Thesis of doct . social . sci . ] . SPb . , 2006 . 318 p . (in Russian) .

4 . Zubareva S . L . Razvitiye obrazovaniya narodov Severa v Khanty-Mansiyskom avtonomnom okruge (1990-e gg. - nachalo XXI veka) [Educa-

tional development of the peoples of the North in Khanty-Mansi Autonomous Area (1990-s - the beginning of the 21st century) . ] . Surgut: RIO SurGPI Publ. , 2003. 143 p . (in Russian) .

5 . Novoselova G . N . , Armyakova G . I . Ispol'zovaniye narodnykh traditsiy v obuchenii i vospitanii uchashchikhsya [The use of national traditions in

training and education of pupils] . Yoshkar-Ola, 2004. 100 p . (in Russian) .

6 . Gorskikh O . V. Stanovleniye i razvitiye etnokul'turnogo obrazovaniya v Sibiri: istoriya i sovremennost' [Establishment and development of ethno-

cultural education in Siberia: the history and the present] . Polikul'turnoye i etnokul'turnoye obrazovaniye v Tomskoy oblasti: opyt, praktikiprepo-davaniya, perspektivy razvitiya. Materialy III Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Polycultural and ethnocultural education in the Tomsk region: experience, practice of teaching, prospects of development. Materials of the 3d interregional scientific and practical conference with the international participation] . Executive editor O . V. Gorskih . Tomsk: OGBU «Regional'nyy tsentr razvitiya obrazovaniya» Publ . , 2012, pp . 51-61 (in Russian) .

Polyakova N. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: nvp@tspu.edu.ru, nataliapoliakova@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.