Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 3 - 2015 июль — сентябрь http://mir-nauki.com/issue-3-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN315.pdf
УДК 378(470.12)
Сухарева Любовь Михайловна
ФГБУН «Институт социально-экономического развития территории Российской академии наук»
Россия, Вологда Инженер-исследователь E-mail: sushka888@mail.ru
Сафронова Августа Николаевна
ФГБУН «Институт социально-экономического развития территории Российской академии наук»
Россия, Вологда Инженер-исследователь E-mail: augusta_bunina@mail.ru
Научно-педагогическое сопровождение аспирантов в процессе формирования общенаучных компетенций
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме в педагогике - научнопедагогическому сопровождению обучающихся аспирантуры. В данной статье раскрыты понятия «научно-педагогическое сопровождение», «общенаучная компетентность», представлена система мероприятий по поддержке аспирантов в процессе обучения.
Ключевые слова: научно-педагогическое сопровождение; общенаучная
компетентность; аспирантура; языковые компетенции; исследовательские компетенции; преподавательские компетенции; риторические компетенции; культуроведческие компетенции; поисковые компетенции; педагогическая поддержка.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Сухарева Л.М., Сафронова А.Н. Научно-педагогическое сопровождение аспирантов в процессе формирования общенаучных компетенций // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №3 http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
1
16PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, аспирантура является третьей ступенью высшего образования и соотносится с европейскими программами PhD. В связи с новым статусом возникает потребность в применении новых подходов к организации образовательного процесса в аспирантуре, одним из которых является педагогическое сопровождение.
Е.П. Казакова и А.П. Тряпицина определяют педагогическое сопровождение как создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на разрешение возникающих проблем развития воспитанника [7, с. 87].
И.Д. Фрумин, В.И. Слободчиков определяют это понятие как помощь личности в ее становлении, как установка для педагога на эмпатийное отношение к воспитаннику, как открытое общение и взаимодействие [6, с. 45]. А.В. Мудрик, рассматривая социальнопедагогическое сопровождение как «особую сферу деятельности педагога», видит в нем социально-культурные и нравственные ценности, на которые, как он считает, необходимо опираться в процессе самореализации и саморазвития [5, с. 119]. Д.Б. Эльконин в педагогическом сопровождении видел пролонгированную педагогическую поддержку [5, с. 61].
Изучив различные подходы к определению данного понятия, можно обобщить, что научно-педагогическим сопровождением называют организацию системы мероприятий по поддержке обучающихся в процессе развития общенаучных и специальных компетенций.
А.М. Аронова и Е.В. Баранова определяют «компетентности» как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность» [1, с. 113]. На основании данного определения приоритетным, на наш взгляд, является формирование общенаучной компетентности, которая включает в себя ряд различных компетенций (рис.).
Рис. Структура общенаучной компетентности
Большинство современных ученых к общенаучным компетенциям относят исследовательские умения, умения анализа и обработки информации, способности к публичному выступлению, а также умение строить взаимовыгодные партнерские отношения с коллегами.
Взаимоотношение аспирантов отличается от отношений, которые складываются между студентами. С одной стороны это взаимовыгодное сотрудничество, с другой - конкуренция, аспиранты целенаправленно должны овладевать навыками и компетенциями взаимодействия, техниками личной работы, методами перехвата инициативы.
2
16PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Подготовка научных кадров высшей квалификации в Институте социальноэкономического развития территорий Российской академии наук (ИСЭРТ РАН) осуществляется через аспирантуру. Процесс подготовки молодых ученых в ИСЭРТ РАН основан на принципе комплексного подхода в обучении и воспитании личности. Его основными положениями являются требования единства и взаимосвязи всех участников образовательного процесса, ориентации на всестороннее развитие личности путем использования комплекса средств, методов, форм и технологий образования.
Среди исследовательских умений, которые формируются во время обучения в аспирантуре ИСЭРТ РАН, выделим следующие:
• продумывать собственный путь подготовки диссертации;
• проявлять гибкость мышления и суждения, выдерживать критику;
• вносить деловые предложения, концентрировать ресурсы.
Но даже самое интересное исследование может испортить неправильное представление результатов. Хорошее публичное выступление предполагает определенный тембр голоса, умение уверенно держаться на публике, кратко и содержательно отвечать на вопросы, соотношение отдельных частей выступления в единое целое.
Развитие вышеназванных умений обеспечивают мероприятия научно-педагогического сопровождения. Выделим основные направления: научно-методическое, просветительское, педагогическое, психолого-консультативное.
Научно-методическое направление включает в себя проведение научных семинаров-дискуссий, организацию участия аспирантов в городских, региональных, общероссийских и международных конференциях, а также организацию публичных защит результатов исследований.
Педагогическое направление подразумевает под собой непосредственное проведение учебных занятий, руководство научно-исследовательской деятельностью школьников, проведение экономического лектория для студентов вузов города.
Просветительское направление предполагает ознакомление с опытом исследователей по конкретным вопросам, представление достижений науки для обсуждения. В этом направлении проводятся такие мероприятия, как Час аспиранта, творческие семинары, экскурсии на предприятия и в организации.
К психолого-консультативному направлению отнесем проведение развивающих занятий с элементами тренинга, тематических недель.
Остановимся на некоторых мероприятиях. Научные семинары-дискуссии, представляющие собой форму научно-познавательного общения, выполняют роль миниконференции, на которой аспиранты делятся результатами своего исследования. Выступление оценивают два рецензента и эксперты в данной области, слушатели имеют возможность задать вопросы. Данный вид мероприятия позволяет проявить и развить свои коммуникативные компетенции, сформировать навыки ведения дискуссии, а также способствует планированию дальнейшего исследования.
Конференции. Участвуя в конференциях различного уровня, аспиранты приобретают опыт выступлений в конкурентной среде, так как на внешних конференциях существует высокая доля вероятности столкнуться с похожей темой исследования. Молодые ученые могут сравнить, увидеть преимущества или ошибки своей работы, найти единомышленников по изучаемой проблематике.
3
16PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Развитие педагогических компетенций подразумевает овладение навыками преподавательской деятельности, умением адаптировать научный материал к потребностям различной аудитории, коммуникативными умениями, навыками объективной самооценки и оценки своей работы. Овладение данным видом компетенции происходит через преподавательскую деятельность.
Руководство научно-исследовательскими работами школьников также способствует развитию вышеназванных навыков. Аспиранты, руководя детскими исследованиями, учат их структурировать собственную работу, обдумано выбирать источники информации, точно и корректно обрабатывать полученные данные, правильно оформлять презентации.
Экономический лекторий. Одним из направлений деятельности аспирантов является проведение экономического лектория «Актуальные проблемы развития региона» для студентов вузов города. Лекторий проходит обычно раз в месяц. Выступая в роли лектора, аспиранты учатся мастерству публичного выступления, приобретают навыки ведения научной дискуссии.
Просветительское направление научно-педагогического сопровождения направлено на предоставление аспирантам информации о возможностях реализации своего потенциала в научно-исследовательской деятельности. Еженедельное мероприятие Час аспиранта проводится для ознакомления аудитории с вопросами обучения в аспирантуре, актуальными проблемами науки, политики и экономики. Структура Часа аспиранта включает в себя несколько рубрик «Новости за неделю» (проводится обсуждение последних событий в мире, стране и регионе), «Новости аспирантуры» (сообщается информация о планируемых конференциях, возможности участия в конкурсах, консультации по заполнению отчетной документации, обмен опытом по вопросам стажировок), «Разное» (обсуждение материалов статей отечественных и зарубежных изданий, Интернет-ресурсов, проведение встреч с учеными, представителями управления и т.д.). Данное мероприятие позволяет аспирантам овладеть актуальной информацией о событиях в мире и научной сфере; выстраивать собственное исследование, руководствуясь этими знаниями; развивать умение общаться с коллегами и выступать перед аудиторией.
Каждый месяц проводится такая форма работы, как творческий семинар. Аспиранты выбирают тему по актуальной политической, экономической или научной проблематике и готовят информационные сообщения, затем происходит свободное общение по заявленной теме, в ходе которого поднимаются вопросы как фактического, так и дискуссионного характера. Данный вид мероприятий позволяет развить такие компетенции, как риторические, речевые, лингвистические, языковые, культуроведческие. Кроме того во время творческих семинаров приобретается умение выслушать, рассмотреть различные точки зрения, выбрать и обосновать наиболее близкую себе или сформулировать и доказать собственную, что является необходимыми качествами для ученого-исследователя.
Для аспирантов регулярно организуются экскурсии на ведущие предприятия и организации города, что позволяет обучающимся ознакомиться с положением дел в экономике и промышленности региона. Участие в данных мероприятиях позволяет повысить познавательную деятельность, увидеть взаимосвязь теории и практики, познакомиться с имеющимися проблемами и существующими способами их решения.
Обобщая вышесказанное, отметим, что при формировании общенаучных компетенции аспирантов целесообразно проводить комплексную и целенаправленную работу по научнопедагогическому сопровождению, так как коммуникативные, ораторские, педагогические, исследовательские компетенции являются неотъемлемой частью профессионализма молодого ученого.
4
16PDMN315
Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
Данные компетенции развиваются под влиянием системы мероприятий, направленных на становление умений самостоятельно выбирать тему исследования, находить оригинальный подход в решении изучаемой проблемы, не выходящий за рамки научно достоверных фактов и аксиом. Мероприятия данной системы направлены на развитие потребности общения с широким кругом лиц, что позволяет формировать коммуникативные умения, развивать смелость в отстаивании своей точки зрения, умения признавать и исправлять свои ошибки, выдерживать ситуацию постоянного планирования.
Таким образом, научно-педагогическое сопровождение аспиранта предполагает реализацию непрерывной системы взаимосвязанных разноплановых мероприятий, направленных на формирование и дальнейшее развитие общенаучных компетенций молодого ученого.
5
16PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронов, А.М. Становление профессиональной аналитической компетентности в высшем педагогическом образовании [Электронный ресурс] / А.М. Аронов, Е.В. Баранова. - Режим доступа: http://www.sworld.com. ua/index.php/ru/current-status-and-the-development-ofthe-education-c112/n990-cn2-n5. (3)
2. Егорихина, С.Ю. / Подготовка научных кадров для экономики региона (из опыта работы аспирантуры ИСЭРТ РАН) / С.Ю. Егорихина, Н.Н. Подволоцкая -Проблемы развития территории. - №4. - 2012.
3. Казакова, Е.П., Тряпицына, А.П. Диалог на лестнице успеха: школа на пороге нового века. - СПб: «Петербург - XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. - 160 с.
4. Королева, И.А. Медиативная компетентность как фактор профес-сионального становления (на примере развивающей работы с аспирантами НОЦ ИСЭРТ РАН) / И.А. Королева, А.Б. Кулакова. - «Экономика и социум». - №3. - 2014.
5. Лагусева, Н.Н. / Научно-педагогическое сопровождение профессио-нального образования в гуманитарном вузе / Н.Н. Лагусева. - автореферат - СПб. - 2007.
6. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. - М., 1991.
7. Сартр, Ж.П. Проблемы метода. - М., 2008.
8. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Рос-сийской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2012. -№5976.
9. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М: Педагогика, 1989.
Рецензент: Калашников К.Н., кандидат экономических наук, н.с. отдела исследования уровня и образа жизни населения Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук».
6
16PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Sukhareva Lyubov’ Mikhaylovna
Federal State Budgetary Institution of Sciences Institute of Socio-Economic Development of
Territories of Russian Academy of Sciences
Russia, Vologda E-mail: sushka888@mail.ru
Safronova Avgusta Nikolaevna
Federal State Budgetary Institution of Sciences Institute of Socio-Economic Development of
Territories of Russian Academy of Sciences
Russia, Vologda E-mail: augusta_bunina@mail.ru
Scientific- pedagogical support of graduate students in the process of general scientific competences
Abstract. The article is devoted to an actual problem in pedagogy - scientific and pedagogical support graduate students. This article deals with the concept of "scientific and educational support", "general scientific competence", shows a system of measures to support graduate students in the learning process.
Keywords: scientific - pedagogical support; general scientific competence; graduate school; linguistic competence; research competence; teaching competence; rhetorical competence; cultural studies of competence; search competence; pedagogical support.
7
16PDMN315
Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
REFERENCES
1. Aronov, A.M. Stanovlenie professional'noy analiticheskoy kompetentnosti v vysshem
pedagogicheskom obrazovanii [Elektronnyy resurs] / A.M. Aronov, E.V. Baranova. -Rezhim dostupa: http://www.sworld.com. ua/index.php/ru/current-status-and-the-
development-ofthe-education-c112/n990-cn2-n5. (3)
2. Egorikhina, S.Yu. / Podgotovka nauchnykh kadrov dlya ekonomiki regiona (iz opyta raboty aspirantury ISERT RAN) / S.Yu. Egorikhina, N.N. Podvolotskaya - Problemy razvitiya territorii. - №4. - 2012.
3. Kazakova, E.P., Tryapitsyna, A.P. Dialog na lestnitse uspekha: shkola na poroge novogo veka. - SPb: «Peterburg - XXI vek», sovmestno s ZAO «Press-Attashe», 1997. - 160 s.
4. Koroleva, I.A. Mediativnaya kompetentnost' kak faktor profes-sional'nogo stanovleniya (na primere razvivayushchey raboty s aspirantami NOTs ISERT RAN) / I.A. Koroleva, A.B. Kulakova. - «Ekonomika i sotsium». - №3. - 2014.
5. Laguseva, N.N. / Nauchno-pedagogicheskoe soprovozhdenie professio-nal'nogo obrazovaniya v gumanitarnom vuze / N.N. Laguseva. - avtoreferat - SPb. - 2007.
6. Psikhologicheskie issledovaniya problemy formirovaniya lichnosti professionala / Pod red. V.A. Bodrova. - M., 1991.
7. Sartr, Zh.P. Problemy metoda. - M., 2008.
8. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ // Rossiyskaya gazeta. - 2012. - №5976.
9. El'konin, D.B. Izbrannye psikhologicheskie trudy. - M: Pedagogika, 1989.
8
16PDMN315