Научная статья на тему 'Научно-педагогическая школа по подготовке врачей-педиатров Приморского края'

Научно-педагогическая школа по подготовке врачей-педиатров Приморского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шуматов В. Б., Крукович Е. В., Янсонс Т. Я., Осин А. Я.

The authors present a paper devoted to the 40th anniversary of pediatric faculty of Vladivostok State Medical University. It comprises the facts concerning history of faculty organisation and evolution, gives a review of contemporary research, training and practical activities performed by the staff members of departments affiliated to the faculty. The authors place special emphasis on the role of university in establishing and improving the medical and disease-prevention service to children living in the Far Eastern Federal District of Russia. The studies substantiate the necessity of proceeding from traditional methods of pregraduation and graduate education to innovation approach to organisation of academic activities. The existing faculty's educational research school evaluates its future trends and provides a basis for increasing the faculty's role in educational, training and research activities of the university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMORSKY KRAI PEDIATRICIAN EDUCATIONAL RESEARCH SCHOOL

The authors present a paper devoted to the 40th anniversary of pediatric faculty of Vladivostok State Medical University. It comprises the facts concerning history of faculty organisation and evolution, gives a review of contemporary research, training and practical activities performed by the staff members of departments affiliated to the faculty. The authors place special emphasis on the role of university in establishing and improving the medical and disease-prevention service to children living in the Far Eastern Federal District of Russia. The studies substantiate the necessity of proceeding from traditional methods of pregraduation and graduate education to innovation approach to organisation of academic activities. The existing faculty's educational research school evaluates its future trends and provides a basis for increasing the faculty's role in educational, training and research activities of the university.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическая школа по подготовке врачей-педиатров Приморского края»

УДК 616-053.2:378.2:378.661(571.63)

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПО ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

В 2008 году Владивостокский государственный медицинский университет отметил полувековой юбилей [5], а сегодня один из его факультетов — педиатрический — отмечает свое 40-летие. Факультет открыт в 1969 г. с целью подготовки педиатров и детских хирургов для лечебных учреждений Приморского края и Дальнего Востока (приказ Минздрава РСФСР № 155 от 11.07.1969 г.) [4]. Формирование и становление факультета проходило под руководством деканов: Е.Ф. Барановой (1970—1971), Ю.В. Каминского (1971 — 1974), Т.В. Довбыш (1974—1975). На протяжении 11 лет факультет возглавляла Н.М. Воропаева. Заметных достижений в учебно-методической и научно-исследовательской работе добились сотрудники и студенты под руководством деканов А.В. Гордеец (1988—1992), Ф.Ф. Антоненко (1992—1996), В.Н. Лучаниновой (1996—1997). Большой вклад в развитие факультета, совершенствование образовательного процесса, повышение качества подготовки внесла Н.П. Блохина (1997—2007). С сентября 2007 г. деканат педиатрического факультета возглавляет ТЯ. Янсонс.

За 40-летний период на факультете подготовлено около 5 тысяч специалистов, составляющих сегодня основу медицинских кадров лечебных учреждений Дальнего Востока. Выпускники факультета успешно решают проблемы охраны здоровья детей и подростков на территориях Приморского края, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областей.

Развитие педиатрической службы в Приморском крае проходило при активном участии сотрудников педиатрического факультета ВГМУ. Двенадцать сотрудников — профессора, доценты, ассистенты — выполняют обязанности внештатных специалистов краевой и городской педиатрических служб. При их непосредственном участии созданы краевые детские онкогема-тологический, уронефрологический, хирургический, гепатологический и другие центры. Именно выпускники педиатрического факультета ВГМУ определяют стратегию развития здравоохранения Владивостока и Приморского края: Т.И. Бурмистрова — начальник отдела организации помощи женщинам и детям ДЗ ПК, Л.В. Тренина — главный специалист отдела управления качеством медицинской помощи управления здравоохранения администрации г. Владивостока (первый выпуск врачей-педиатров), а С.Н. Бениова возглавляет управление здравоохранения администрации краевого центра. Являясь руководителями крупных лечебных учреждений, способствуют процветанию и развитию ВГМУ, его клинических баз Т.Г. Васильева — заведующая краевой детской консультативной поликлиникой Краевого клинического центра специализированных видов медицинской помощи, В.В. Антонова (Детская городская клиническая больница Владивостока), Л.П. Юрова, О.М. Голоскокова и И.С. Зеленкова —

главные врачи детских поликлиник № 12, 7 и 15 Владивостока. Выпускники факультета разных лет, многие из числа окончивших вуз с отличием, пополнили профессорско-преподавательский состав университета — д-ра мед. наук, профессора ТА. Шуматова, С.Н. Бениова, В.В. Шапкин, Е.В. Крукович, А.Н. Ни. Кандидатами наук и доцентами вернулись на клинические и теоретические кафедры подготовившего их факультета Н.П. Блохина, В.И. Колесников, Н.А. Догадина, М.Г Шегеда, М.Л. Столина, Н.И. Марухно, Т.В. Горла-чева, А.В. Костюшко, Г.Ю. Ишпахтин, О.М. Олексен-ко, В.П. Соловьев, ТЯ. Янсонс.

Сегодня на факультете эффективно решаются задачи по подготовке специалистов, формированию у них высокого уровня знаний, личностных качеств. Особое внимание уделяется разработке и внедрению новых форм организации учебно-воспитательного процесса, введению мультимедийных и других технических средств обучения, использованию компьютерных технологий (обучающие компакт-диски, книги, атласы, презентации, фильмы, тесты и др.). Ежегодно сотрудниками публикуется не менее 5 собственных методических изданий для студентов и врачей с грифами УМО РФ, ДВ РУМЦ, РИСО. Среди них учебные пособия для практических занятий, клинические тренинги, сборники контрольных заданий, атласы, пособия в схемах, рисунках и таблицах. Двадцать преподавателей имеют дополнительную квалификацию «преподаватель высшей школы». Организация подготовки по указанной квалификации проведена д-ром мед. наук, профессором А.Я. Осиным.

На факультете широко развивается научно-исследовательская деятельность. Выполняются совместные работы в области фундаментальных и прикладных исследований с ТИБОХ ДВО РАН, НИИЭМ СО РАМН, ТИНРО-Центром, Дальневосточным филиалом НИИКИ СО РАМН, НИИ вакцин и сывороток им И.И. Мечникова РАМН. Ведутся научные разработки в рамках федеральных, краевых и региональных программ. На факультете работают действительные члены и члены-корреспонденты общественных академий Российской Федерации: Ю.В. Каминский,

А.В. Гордеец, В.М. Колдаев, А.Я. Осин. Научная деятельность кафедр факультета осуществляется по двум направлениям, ведущее — «Современные технологии сохранения, развития, восстановления здоровья детей и подростков». Сформированы научные школы:

• «Природно-очаговые и кишечные инфекции, иер-синиозы у детей» (д-р мед. наук, проф. А.В. Гордеец, д-р мед. наук, С.Н. Бениова, д-р мед. наук, проф. Т.А. Шуматова);

• «Эколого-возрастная педиатрия: возрастные, социально-демографические, экологические и биоритмологические аспекты состояния здоровья детей и под-

ростков» (д-р мед. наук, проф. В.Н. Лучанинова, д-р мед. наук Е.В. Крукович, д-р мед. наук Л.В. Транков-ская);

• «Детская хирургия» (д-р мед. наук, проф. А.П. Пи-липенко, д-р мед. наук, проф. В.В. Шапкин);

• «Детская нефрология: эпидемиология и особенности течения заболеваний почек в Приморском крае, ранняя диагностика и факторы прогрессирования заболеваний почек» (д-р мед. наук, проф. В.Н. Лучанинова, д-р мед. наук А.Н. Ни).

За последние 5 лет под руководством ведущих профессоров факультета защищено 13 докторских, 50 кандидатских диссертаций. В рамках федеральных и региональных программ «Дети России», «Анти-ВИЧ/ СПИД», «Особенности реализации аллергических заболеваний у детей в Приморье», «Сохранение и восстановление здоровья матери и ребенка на этапах онтогенеза в Дальневосточном регионе РФ», «Разработка и усовершенствование лазерных медицинских технологий для диагностики, лечения и профилактики социально-значимых заболеваний человека» за 2004—2008 гг. опубликовано более 200 статей, в том числе в зарубежной печати, получено 15 патентов, разработано свыше 20 рационализаторских предложений, большинство из которых внедрено в работу лечебных учреждений города и края. Результаты научно-исследовательской работы стали основой применения новых медицинских технологий и позволили достичь значительных результатов. Так, младенческая смертность во Владивостоке и Приморском крае снизилась до 5,4 и 10,3%о соответственно, вдвое уменьшилась заболеваемость детей пневмонией и т.д.

Сотрудники кафедр педиатрического факультета являются руководителями и членами научно-практических обществ, ассоциаций и общественных организаций. Более 200 специалистов объединяют Приморское отделение Всероссийской ассоциации детских хирургов (руководитель — д-р мед. наук, проф.

А.П. Пилипенко), региональное отделение Союза педиатров России (руководитель — д-р мед. наук, проф. Т.А. Шуматова), Ассоциация патологоанатомов Приморского края (руководитель — д-р мед. наук, проф. Ю.В. Каминский), Приморский филиал Ассоциации детских кардиологов России (руководитель — канд. мед. наук, доцент М.Л. Столина), Общество детских онкологов-гематологов (руководитель — канд. мед. наук Л.М. Минкина).

Среди сотрудников факультета много профессионалов — врачей и педагогов. Званием «заслуженный врач РФ» отмечены пять человек, отличниками здравоохранения являются девять преподавателей, четверо — отличники высшего образования. Среди них профессора Ю.В. Каминский, А.П. Пилипенко,

А.В. Гордеец, В.А. Мирошниченко, А.Я.Осин, доценты Н.М. Воропаева, Т.И. Гуляева.

Начало научно-педагогической школе врачей-пе-диатров Приморского края было положено в 1960 г., когда на единственном тогда лечебном факультете

вуза был организован курс, а затем кафедра детских болезней (зав. — канд. мед. наук, доцент Е.Н. Крылова). В последующем кафедрой (ныне педиатрии № 2) руководили: канд. мед. наук, доцент Н.Н. Соломенко, канд. мед. наук, доцент Г.Р. Каляпина, а с 1993 г. и по настоящее время — д-р мед. наук, профессор В.Н. Лу-чанинова. Первые ассистенты и аспиранты этой кафедры (В.П. Кривцун, Г.С. Першина, В.А. Мирошниченко, А.В. Гордеец, Н.Н. Перельштейн, И.В. Про-копова) в дальнейшем возглавили кафедры педиатрического факультета. Сегодня в состав педиатрического факультета входят 8 кафедр, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы по специальности 060103 «педиатрия».

Кафедра педиатрии № 1 с курсом детских инфекционных болезней является ведущей кафедрой факультета. В 1971 г. был организован курс пропедевтики детских болезней (зав. — канд. мед. наук, доцент В.П. Кривцун), преобразованный в 1972 г. в кафедру факультетской педиатрии (зав. — д-р мед. наук, проф. Я.Г. Любавин), а в 1973 г. — в кафедру госпитальной педиатрии (зав. — канд. мед. наук, доцент Г.С. Першина). Именно этим поколением преподавателей были заложены лучшие традиции методической, научноисследовательской, воспитательной работы.

Дальнейшее развитие факультета способствовало формированию новых кафедр и курсов. Кафедру детских инфекционных болезней в 1976 г. возглавила д-р мед. наук, профессор А.В. Гордеец, пропедевтики детских болезней в 1987 г. — д-р мед. наук, профессор

B.А. Мирошниченко. Первым заведующим кафедры педиатрии факультета повышения квалификации с курсом аллергологии и иммунологии стала в 1982 г. канд. мед. наук, доцент И.В. Прокопова, затем — канд. мед. наук, доцент Н.Н. Перельштейн (1985—1996), с 2001 г. — д-р мед. наук, профессор Т.А. Шуматова.

В разные годы кафедрой педиатрии № 1 успешно руководили д-р мед. наук, профессор Я.Г. Любавин (с 1983 г.) и канд. мед. наук, доцент И.В. Прокопова (с 1985 г.), а затем — д-р мед. наук, профессор

A.И. Ицкович (с 1987 г.) и д-р мед. наук, профессор

C.Н. Бениова (с 2005 г.). Кроме обучения студентов на кафедре проводится последипломное профессиональное обучение врачей в клинической интернатуре, клинической ординатуре, аспирантуре.

За эти годы сложился высококвалифицированный коллектив преподавателей, прошедших на кафедре все этапы профессионального роста — от ассистента и доцента до профессора. Более 30 лет являются сотрудниками кафедры А.Я. Осин, Н.П. Блохина, Т.Д. Осина. Свыше 20 лет работали на кафедре С.Н. Ковалева, Т.Н. Пономаренко, Л.Н. Касснер. От 10 до 15 лет отдали подготовке будущих педиатров В.Н. Лучанинова, М.Г. Шегеда, Т.В. Горлачева, М.Л. Столина,

B.Я. Зорина, В.И. Кучкин, В.Р. Орехов, Е.Г. Рыжова, Л.М. Минкина, Л.А. Шапкина, Т.Г. Слепцова, Т.Н. Кузьмина и другие. За последние 10 лет под руководством д-ра мед. наук, профессора А.И. Ицкович

все сотрудники кафедры защитили кандидатские диссертации и стали кандидатами медицинских наук, что обеспечило 100% «остепененность» кафедры. Итоги и перспективы научной деятельности кафедры педиатрии № 1 были ранее опубликованы [1—3]. Основным направлением научно-исследовательской работы являются проблемы сохранения, восстановления и развития здоровья детей и подростков в Дальневосточном регионе России.

Демографические и социальные проблемы в стране, процессы реформирования в образовании, изменения числа обучающихся привели к тому, что студенты педиатрического факультета стали проходить подготовку по педиатрии и детским инфекционным болезням в условиях единой кафедры. Кафедра (курс) детских инфекционных болезней была основана в 1976 г. д-ром мед. наук, профессором А.В. Гордеец. В 2007 г. кафедра была реорганизована в курс детских инфекционных болезней при кафедре педиатрии №1.

Профессором А.В. Гордеец создана и успешно развивается научная школа «Природно-очаговые и кишечные инфекции, иерсиниозы у детей». По данной проблеме выполнены 1 докторская и 12 кандидатских диссертаций. Результаты исследований отражены в 4 монографиях, изобретениях и многочисленных рацпредложениях. Данные научно-исследовательской работы широко представлены в международной, республиканской и региональной печати. Перспективы развития курса детских инфекционных болезней состоят в дальнейшей подготовке и переподготовке врачей по вопросам детских инфекций, исследованиях по основным научным направлениям курса (кишечные, природно-очаговые инфекции, инфекции смешанной этиологии), творческом сотрудничестве с ТИБОХ ДВО РАН и кафедрами ВГМУ, организации клинических центров для улучшения диагностики и лечения наиболее актуальных инфекций у детей.

Кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии организована в 1987 году д-ром мед. наук, профессором В.А. Мирошниченко. Кафедра ведет преподавание на II—VI курсах факультета, осуществляет подготовку клинических интернов, ординаторов, аспирантов по специальности «педиатрия», проводит тематические циклы усовершенствования для врачей, сертификационные циклы для медицинских сестер. Преподавателями опубликовано более 40 работ учебно- и научно-методического характера, в которых освещен опыт кафедры по оптимизации обучения, внедрению современных образовательных технологий, в т.ч. разработанных лично и направленных на формирование профессиональных компетенций. Научное направление кафедры — «Ранняя диагностика, лечение и профилактика различных заболеваний у детей и подростков в условиях поликлиники». Проводится научное комплексирование с ТИБОХ ДВО РАН, НИИЭМ СО РАМН, ТИНРО-Центром, кафедрой патологической анатомии ВГМУ. Важными разделами перспективного плана развития кафедры является

совершенствование учебно-воспитательного процесса путем внедрения инновационных технологий, а также исследования по научным проблемам «Эпидемиологические особенности хеликобактериоза» и «Стратегии профилактики рака желудка».

Кафедра детских хирургических болезней основана в 1973 г. Около 2З лет кафедру возглавляла д-р мед. наук, профессор А.П. Пилипенко. С 1998 г. коллективом руководит д-р мед. наук, профессор В.В. Шапкин. Научное направление кафедры — хирургия органов брюшной полости и забрюшинного пространства у детей и подростков. Научные разработки в данном направлении легли в основу 7 докторских и 21 кандидатских диссертаций. Сотрудники кафедры являются главными внештатными специалистами Владивостока и Приморского края: А.П. Пилипенко, Ф.Ф. Антоненко, Н.П. Капустин, В.В. Шапкин, Л.В. Вилисова, З.А. Сичинава. Значительны объемы внедрения в практику здравоохранения — это новейшие способы операций, повышение квалификации практикующих врачей, работа в научно-практических обществах хирургов, педиатров, неонатологов, урологов, эндокринологов.

Кафедра патологической анатомии с биопсийно-секционным курсом создана в 19З8 г. на базе прозектуры краевой клинической больницы. В различные периоды кафедрой руководили доцент П.С. Разин (19З8—1961) доцент Н.С. Васнецов (1962—1974). С 1974 г. кафедрой заведует д-р мед. наук, профессор Ю.В. Каминский (выпускник ВГМИ 196З г.). На кафедре преподаются патологическая анатомия, общая патология, биопсийно-секционный курс, клиническая патологическая анатомия на всех факультетах и на циклах послевузовского и дополнительного образования. Силами сотрудников кафедры создан Приморский институт региональной патологии ВГМУ, который является крупнейшим учебно-научно-практическим объединением патолого-анатомического профиля в Сибири и на Дальнем Востоке России. Основные научные направления кафедры: «Иммуноморфогенез ревматических заболеваний», «Анализ качества клинической диагностики», «Клещевой энцефалит», «Патоморфология остеопороза», «Патоморфология глаукомы», «Региональная патология». В планах дальнейшего развития — углубленная интеграция с практическим здравоохранением и внедрение новейших инновационных технологий морфологического анализа в педагогический процесс и научно - исследовательскую деятельность.

Кафедра (курс) судебной медицины открыта в 1962 году канд. мед. наук, доцентом В.М. Масловым. Затем более 20 лет кафедру возглавлял канд. мед. наук, доцент Ю.П. Будрин. В 1983 г. заведующим стал д-р мед. наук, профессор Ю.И. Пиголкин. С 199З г. кафедру возглавляет канд. мед. наук, доцент Т.М. Федченко. Преподавание ведется на базе учебно-научно-производственного комплекса, созданного в рамках двухстороннего соглашения ВГМУ и Бюро судебно-медицинской экспертизы Приморского края. На кафедре

обучаются студенты всех факультетов, ведется преподавание по программе послевузовского профессионального образования (клиническая интернатура, ординатура, повышение квалификации). Основные научные направления: «Судебно-медицинская характе-ристикагендерногонасилия»и«Судебно-медицинские аспекты наркологической токсикологии». Результаты исследований представлены и признаны на российском и международном уровнях. В перспективном плане развития кафедры — введение мультимедийных методов преподавания, сотрудничество с судебно-следственными органами (участие в судебных заседаниях, сложных комиссионных экспертизах), разработка программ циклов повышения квалификации по вопросам половых преступлений и токсикологической химии в судебно-медицинском аспекте.

С момента создания (1958 г.) кафедры патологической физиологии до 1970 г. ею руководил канд. мед. наук, доцент Ш.И. Паволоцкий. На протяжении последующих 20 лет (1970—1991) во главе стоял д-р мед. наук, профессор В.И. Чумаков. В 1992 г. его сменил д-р мед. наук, профессор А.С. Шаронов. С 2003 г. коллектив возглавляет д-р мед. наук, профессор Е.В. Маркелова. Научное направление кафедры — «Оценка патогенетической роли нарушений в системе цитокинов при инфекционно-воспалительных заболеваниях». Основные достижения: подготовлено 4 доктора и 25 кандидатов наук. При выполнении научных работ осуществляется комплексирование с кафедрами ВГМУ и научно-исследовательскими учреждениями (ТИБОХ ДВО РАН, Дальневосточный филиал НИИКИ СО РАМН, НИИ вакцин и сывороток им И.И. Мечникова РАМН).

Кафедра физики, математики и информатики выросла из курса, организованного в 1958 г. (зав. — Б.Г. Дудак). В 1962 г. курс был реорганизован в кафедру, которую возглавила А.В. Белозерова. С 1967 по 1972 год коллективом руководила канд. биол. наук, доцент Л.Ф. Тхор. В дальнейшем ее сменил д-р биол. наук, профессор В.М. Колдаев. На кафедре выполняются исследования по проблеме «Биологическое действие неионизирующих электромагнитных полей и других факторов на объекты разной структуры». В области инновационных технологий в преподавании внедрено компьютерное тестирование на педиатрическом факультете на всех уровнях контроля, включая итоговый (экзамен). Образовательные технологии разрабатывают наиболее опытные преподаватели — доцент А.В. Белозерова и ст. преподаватель Ф.И. Зуева. По программе последипломной подготовки проводятся занятия и консультации по современным методам статистики для аспирантов и соискателей.

Кафедра иностранного языка с курсом латинского языка и основ терминологии организована в 1958 г.

В.Н. Каращук. Затем кафедру возглавляла Г.К. Зайцева. С 1988 г. коллективом руководит канд. философ. наук, доцент И.И. Бойцова. Кафедра ведет преподавание на всех факультетах, а также по специальности

«переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Область научных интересов преподавателей — проблемы молодежи. Кафедра участвует в подготовке аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по английскому языку, обеспечивает переводы докладов и тезисов сотрудников университета для международных конференций и симпозиумов, проводимых как в университете, так и за рубежом. Кафедра активно и плодотворно сотрудничает с международным отделом университета [4, 5].

Таким образом, подготовка врачей-педиатров в системе высшего медицинского образования в последние годы потребовала перехода от традиционного к инновационному подходу в организации образовательного процесса. На педиатрическом факультете ВГМУ используются личностно-ориентированный и операционно-деятельностный подходы на принципах гуманистической педагогики и психологии. За время существования сложилась и успешно работает научнопедагогическая школа, которая и определяет дальнейшие перспективы развития факультета, повышение его роли в образовательной, учебно-методической и научно-педагогической деятельности ВГМУ. Литература

1. Бениова С.Н., Осин А.Я., Блохина Н.П. и др. Итоги и перспективы научной школы кафедры педиатрии № 1 // Тихоокеанский медицинский журнал. 2008. № 3. С. 108—111.

2. Ицкович А.И., Осин А.Я. Основные направления и итоги научно-исследовательской работы (НИР) выпускающей кафедры детских болезней // Итоги и перспективы развития специализированной помощи детям в г. Владивостоке. Владивосток: Дальнаука, 2001. С. 36—54.

3. Ицкович А.И., Осин А.Я., Блохина Н.П. и др. История и современность выпускающей кафедры детских болезней // Там же. С. 25—35.

4. Каминский Ю.В., Мотавкин П.А. Первый медицинский университет Дальнего Востока. Владивосток: Дальпресс, 1997. 240 с.

5. Мотавкин П.А., Полушин О.Г. От факультета до университета. Владивостокскому медицинскому университету 50 лет. Владивосток: Медицина ДВ, 2008. 368 с.

В.Б. Шуматов, Е.В. Крукович, Т.Я. Янсонс, А.Я. Осин

PRIMORSKY KRAI PEDIATRICIAN EDUCATIONAL RESEARCH SCHOOL

V.B. Shumatov, E.V. Krukovich, T.Ya. Yansons, A.Ya. Osin Vladivostok State Medical University (2 Ostryakov Av. Vladivostok 690950 Russia)

Summary — The authors present a paper devoted to the 40th anniversary of pediatric faculty of Vladivostok State Medical University. It comprises the facts concerning history of faculty organisation and evolution, gives a review of contemporary research, training and practical activities performed by the staff members of departments affiliated to the faculty. The authors place special emphasis on the role of university in establishing and improving the medical and disease-prevention service to children living in the Far Eastern Federal District of Russia. The studies substantiate the necessity of proceeding from traditional methods of pregraduation and graduate education to innovation approach to organisation of academic activities. The existing faculty’s educational research school evaluates its future trends and provides a basis for increasing the faculty’s role in educational, training and research activities of the university.

Pacific Medical Journal, 2009, No. 4, p. 5—8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.