Научная статья на тему 'Научно-образовательные ресурсы Рунета по истории: алгоритм поиска'

Научно-образовательные ресурсы Рунета по истории: алгоритм поиска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1651
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / РУНЕТ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / АЛГОРИТМ ПОИСКА / HISTORY / RUNET / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL RESOURCES / ALGORITHM OF SEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хут Людмила Рашидовна, Бузаров Алик Шумафович

Цель данной статьи – выявление эффективного алгоритма поиска научно-образовательных ресурсов Рунета по истории для той части пользователей Интернета, которая профессионально занимается историей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Runet scientific and educational resources on History: algorithm of search

The purpose of this paper is to identify effective algorithm of search for scientific and educational resources of the Runet in History for that part of Internet users who professionally go in for History

Текст научной работы на тему «Научно-образовательные ресурсы Рунета по истории: алгоритм поиска»

УДК 94(470):004.738.5 ББК 63.3(2)

Х 98

Л.Р. Хут,

доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: 8-909-469-13-85, е-mail:

ludmila1302@mail. ru

А.Ш. Бузаров,

доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественнойц истории, историографии, теории и методологии истории Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: 8(8772)59-39-84, е-mail: bases11@yandex.ru

Научно-образовательные ресурсы Рунета по истории:

алгоритм поиска

(Рецензирована)

Аннотация. Цель данной статьи - выявление эффективного алгоритма поиска научнообразовательных ресурсов Рунета по истории для той части пользователей Интернета, которая профессионально занимается историей.

Ключевые слова: история, Рунет, научно-образовательные ресурсы, алгоритм поиска.

L.R. Khut,

Doctor of Historical Sciences, Professor of General History Department, Adyghe State University, Maikop, ph.: 8-909-469-13-85, e-mail: ludmila1302@mail.ru

A.Sh. Buzarov,

Doctor of Historical Sciences, Professor of Department of National History, Historiography, Theory and Methodology of History, Adyghe State University, Maikop, ph.: 8(8772)59-39-84, е-mail: bases11@yandex.ru

Runet scientific and educational resources on History: algorithm of search

Abstract. The purpose of this paper is to identify effective algorithm of search for scientific and educational resources of the Runet in History for that part of Internet users who professionally go in for History.

Keywords: history, Runet, scientific and educational resources, algorithm of search

Во второй половине XX в. в сфере информатики произошли три революции: появление «больших» ЭВМ, создание персональных микрокомпьютеров и возникновение Интернета. На протяжении жизни одного поколения достаточно элитарный клуб под названием «Интернет» превратился в насчитывающую миллионы пользователей глобальную компьютерную сеть, развитие которой рассматривается исследователями как наиболее значительное явление информационной революции конца ХХ в. С появлением Интернета произошло, по словам Ф. Уэбстера, рождение «сетян» (netizen), которые «обретают возможность путешествовать, как они сами того пожелают, и существовать в мире, где нет принуждения» [1], в том числе, добавлю от себя, принуждения «готовым» знанием.

Пройдя первые этапы своего развития, к настоящему времени Интернет в России стал общедоступным. По данным ВЦИОМ на октябрь 2012г., Интернетом регулярно пользуется 53% россиян, причем доля ежедневных пользователей составляет 39% [2]. Рунет (русский Интернет) - русскоязычный сегмент сети Интернет. Этот термин впервые возник 7 апреля

1994 г., когда международный сетевой центр InterNIC (Англия) официально зарегистрировал национальный домен.т для Российской Федерации. Сайты и любые другие ресурсы Рунета обязательно должны содержать русскоязычную версию, по той простой причине, что ориентированы они на русскоязычного пользователя. Однако они могут быть зарегистрированы в любой точке мира и располагаться в любом домене. Главное условие, при котором ресурс считается частью Рунета, - это возможность использования информации на русском языке в любой стране земного шара, где есть выход в глобальную сеть. В числе главных событий Рунета в 2012 г. - визит в Россию американского программиста и предпринимателя в области Интернет-технологий, одного из разработчиков и основателей социальной сети «Facebook» М. Цукерберга; «рывок» Интернет-портала «Яндекс», который по суточной аудитории впервые обошел «Первый» — самый популярный российский телеканал; назначение кадрового интернетчика Н. А. Никифорова министром связи и массовых коммуникаций РФ.

В связи с вхождением исторической науки и образования в цифровую эпоху исследователи все увереннее говорят о «цифровой истории», «дигитализации» исторического знания. Такой «тяжеловес» в мировом книгоиздательском деле, как британский издательский дом «Routledge», опубликовал в 2012г. сборник «История в цифровую эпоху» («History in the Digital Age»). Редактор издания - Тони Веллер, известная исследовательница в области «информационной истории», изучающая роль и значение информации, в частности в викторианскую эпоху. В анонсе издания сказано, что авторы не стремились ни аплодировать цифровым технологиям, ни осуждать их, а попытались дать концептуальное представление о том, как поле истории изменяется в цифровую эпоху [3].

Процесс освоения историками глобальных сетей прошел три этапа: до 1996 г., когда преобладал вопрос, что же всё-таки такое Интернет; с 1996 по 1998 гг., когда, в основном, спрашивали, насколько нужен Интернет историку; с 1998 г., когда основным становится вопрос, где можно найти необходимые ресурсы [4]. Иными словами, последние 10-15 лет идёт всё более глубокое погружение историков в интернет-среду для решения конкретных образовательных и исследовательских задач. Для современного этапа характерны не только резкая интенсификация процесса создания электронных ресурсов по истории, но и попытки осмысления связанных с этим источниковедческих, методологических и иных проблем.

В историческом образовании и науке Интернет сегодня используется как средство научной коммуникации профессионального исторического сообщества; как справочник -информационная эвристика по проблемам истории; как библиотека - публикации научных трудов по истории; как архив и музей - удалённый доступ к историческим источникам; как лаборатория историка; как образовательный ресурс [5].

Одним из факторов, тормозящих использование интернет-ресурсов в системе образования, остаётся недостаточное знакомство потенциальных пользователей с их тематикой, а также возможностями и особенностями практического применения средств и сервисов, которые предоставляет Всемирная сеть.

Есть несколько несложных правил, которые значительно облегчают поиск качественной исторической информации:

1. Знать, что хочешь найти, какие и куда «вбивать» ключевые слова.

2. Ориентация на профессиональные сайты, т.е. сайты научных и образовательных учреждений (министерства образования и науки РФ, академических институтов, вузов исторического профиля).

3. Систематическая работа с каталогами исторических интернет-ресурсов с целью выявления новых профильных сайтов.

4. Серьезное отношение к сайтам исторических журналов.

5. Знание электронных библиотек и их ресурсов.

6. Выявление в социальных сетях, блогах и форумах Рунета исторических групп и сообществ и работа с ними.

7. Коммуникация с коллегами-историками, являющимися постоянными пользова-

телями интернет-ресурсов.

Поисковых систем много, но среди них есть несколько явных лидеров - наиболее удобных, полных и популярных. В Рунете такими лидерами сейчас являются Яндекс, Google, Rambler. Результаты «простого» поиска путём введения слишком общих формулировок, типа «Новое время», «история Нового времени», дают, большей частью, одинаковый результат во всех поисковых системах. Речь идёт о рекламе учебников и учебных пособий, имеющих отношение к данным словосочетаниям. Гораздо более результативен поиск, в основе которого лежит заранее продуманная стратегия выявления интересующих материалов. Прежде всего, это научные и образовательные ресурсы русского Интернета с заявленной исторической тематикой.

Помощь в этом вопросе способны оказать существующие сегодня в большом количестве интернет-каталоги и коллекции ссылок, в том числе предметно ориентированные. Их анализ, помимо всего прочего, важен и по той причине, что «каталоги ссылок не только отражают представления об истории в интернете, но и в высокой степени их формируют» [6]. По оценке И.М. Каспэ, «история» - самый обширный раздел интернет-каталогов: под «историей» могут подразумеваться любые социальные практики, к которым по тем или иным причинам необходимо привлечь внимание, любые проекты, которые по тем или иным причинам сложно классифицировать. Такой ускользающий, неопределимый, всепоглощающий образ истории неоднократно описывался методологами дисциплины и сам по себе, разумеется, не указывает на специфически сетевые или специфически российские модели восприятия. Характерно, однако, что отечественными каталогами фактически транслируется исключительно он, а вопросы о механизмах, которые могли бы ограничить аморфность этого образа, остаются неактуальными» [7]. В то же время в течение последних нескольких лет в этом направлении произошёл прорыв. Благодаря осуществлению в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010гг. масштабного опыта обобщения сведений по имеющимся в сети Интернет образовательным ресурсам появились каталоги, подготовленные большими авторскими коллективами [8]. Отдельный интерес представляют индивидуальные комментированные авторские списки коллекций интернетссылок по истории [9].

В качестве стартовой площадки для самостоятельного поиска качественной информации в Рунете сегодня может рассматриваться созданная в рамках Федеральной целевой программы система федеральных образовательных порталов. В неё, в частности, входят: портал «Российское образование» [10], Российский общеобразовательный портал [11], портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [12], портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» [13] и т.д. Образовательные порталы включают электронные каталоги образовательных ресурсов, учебные и методические материалы, интерактивные сервисы. Портал «Российское образование», помимо всего прочего, содержит материалы стандартов и программ высшего профессионального образования (ВПО) [14]. «Российский общеобразовательный портал» содержит большой информационный блок с коллекцией образовательных ресурсов, в которую вошли официальные документы министерства образования и науки РФ, методические разработки к учебникам, коллекции мировой художественной литературы и музыки, исторические документы. Портал Федерального центра информационнообразовательных ресурсов обеспечивает доступ к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов системы образования по принципу «единого окна» и предоставляет для них единую современную технологическую платформу. В хранилище портала размещаются электронные учебные модули открытых мультимедиа-систем и виртуальных коллективных сред, электронные образовательные ресурсы на локальных носителях, текстографические сетевые электронные образовательные ресурсы и т.д.

Основой портала учебного книгоиздания [15] является крупнейший в российском сегменте сети Интернет специализированный электронный каталог, предоставляющий подробные описания учебной, развивающей, методической и справочной литературы для

дошкольного, школьного и педагогического образования, в том числе все учебники из федеральных перечней, мультимедийные учебные пособия, новинки ведущих издательств учебной литературы, а также справочную информацию об учебных программах, издательствах и распространителях книг.

Для решения проблемы интеграции образовательных интернет-ресурсов создана новая информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ИС «Единое окно») [16]. Она интегрирует и систематизирует сведения об электронных образовательных и научных ресурсах российских вузов, библиотек, музеев, издательств, школ, электронных коллекций всех уровней образования, а также предоставляет свободный доступ с использованием технологий сети Интернет к собственным электронным научнообразовательным ресурсам: библиотеке полнотекстовых учебных и методических

материалов, каталогу образовательных Интернет-ресурсов, новостным лентам образовательной тематики, глоссарию терминов, охватывающему все предметные области образования. Всё это позволяет по-новому позиционировать информационные технологии в сфере образования.

Немаловажная функция Интернета, о которой не стоит забывать, состоит сегодня в том, что он «становится полем самопрезентации многообразных внесетевых институций и сообществ, идентичность которых связана с «историей»: будь то музеи, архивы, научные журналы, энциклопедии, исторические факультеты университетов, исследовательские группы, или неформальные группы «энтузиастов», «дилетантов», «любителей» [17].

Для историка-преподавателя небесполезно знакомство с интернет-сайтами таких академических институтов в системе РАН, как Институт всеобщей истории [18], Институт российской истории [19], Институт востоковедения [20], Институт славяноведения [21], Институт США и Канады [22], Санкт-Петербургский институт истории [23]. Сравнительно недавно начал работу сайт Национального комитета российских историков (НАЦКОМ) [24] -общественной организации, объединяющей историков научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, представителей музеев, архивов и других организаций исторического профиля с целью координации их международных связей и создания единого научно-образовательного и информационного пространства внутри профессионального исторического сообщества России. Тексты авторефератов докторских диссертаций по истории, защищенных начиная с 2006 г., можно найти на сайте ВАК, в разделе «Объявления о защите докторских диссертаций» [25].

Сайты ведущих столичных и региональных вузов страны, имеющих в качестве своих структурных подразделений исторические факультеты, также весьма полезны для поиска необходимой информации по истории. Пользуется популярностью сайт исторического факультета главного вуза страны - Московского университета им. М.В. Ломоносова [26]. На этом сайте расположена коллекция ссылок на сайты учреждений исторического профиля [27]. Родина Ассоциации «История и компьютер» - истфак Алтайского госуниверситета тоже интересен для историков обилием предлагаемых материалов [28]. Стоит обратить внимание на сайт Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики (НИУ-ВШЭ) [29], прежде всего, потому, что на нём располагаются ресурсы такого его структурного подразделения, как Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ НИУ-ВШЭ) [30]. В электронной библиотеке института хранятся подшивки альманаха «THESIS» [31]. Кроме того, в НИУ-ВШЭ в 2009 г. открылся исторический факультет [32], преподавательский состав которого во главе с деканом А.Б. Каменским предложил нетрадиционную модель подготовки профессиональных историков. Сайты ряда вузов России имеют личные странички работающих в их стенах исследователей. Так, на сайте Новосибирского государственного университета можно найти страничку доктора философских наук, профессора Н.И. Розова [33], давно и плодотворно занимающегося проблемами философии истории.

Сайты российских библиотек, как общенациональных - Российской государственной библиотеки [34], библиотеки ИНИОН РАН [35], так и региональных, таких как Научная

библиотека Адыгейского государственного университета [36], содержат ценную библиографическую информацию, поиск которой можно осуществлять по электронным каталогам за домашним компьютером. Электронные библиотеки характеризуются исследователями как «один из самых востребованных в сети образовательных ресурсов», а создание сетевых библиотек научной литературы рассматривается в качестве одного из «наиболее перспективных направлений развития образовательных ресурсов для высшей школы» [37]. В качестве примера приведём реализуемый в Интернете с 1999 г. научнообразовательный проект «Библиотека исторического факультета МГУ» [38], адресно ориентированный для использования в исторической науке и образовании и включающий электронные версии различных исторических текстов и документов, как по всеобщей, так и по отечественной истории; базы данных; оцифрованные источники; тематические электронные ресурсы (коллекции); ссылки на электронные исторические ресурсы, выставленные на других сайтах. Сегодня это один из наиболее известных и востребованных корпоративных исторических ресурсов в российском сегменте Интернета. Традиционно популярна в среде гуманитариев старейшая электронная библиотека Рунета - библиотека Максима Мошкова, в которой интерес представляет её исторический раздел [39]. Сюда же можно отнести исторические разделы электронной библиотеки Гумер [40], библиотеки Якова Кротова [41]. Для тех, кого интересуют проблемы философии истории, настоящим кладезем электронных текстов является раздел «Философия истории» сайта «ПлатонаНет. Философия без границ» [42].

На официальных сайтах российских исторических журналов и альманахов часто можно найти не только архивы номеров за прошлые годы, но и другую полезную информацию. Журнал «Общественные науки и современность» имеет большую читательскую интернет-аудиторию благодаря публикации электронных версий новых номеров журнала с небольшим временным лагом [43]. «Средние века. Исследования по истории Средних веков и раннего Нового времени» - академическое периодическое издание, с 2007 г. выходящее ежеквартально, также имеет свой сайт [44]. На сайте есть ссылка на электронную версию журнала [45]. На сайте альманаха «Одиссей. Человек в истории» [46] всегда размещается информация о заседаниях семинара по исторической антропологии ИВИ РАН, работает читательский форум. К сожалению, нет своего работающего сайта у академического журнала «Новая и новейшая история», но опубликованные на его страницах материалы можно встретить на других сайтах, в частности на сайте проекта «VIVOS VOCO!» [47]. Популярная в среде пользователей Интернета электронная библиотека современных литературных журналов России «Журнальный зал» (ЖЗ) располагает архивами журналов «Вестник Европы», «Критическая Масса», «Неприкосновенный запас», «Новое литературное обозрение» и др. [48]. Несмотря на то, что данные издания позиционируют себя как «толстые» литературные журналы, они на практике осуществляют различные междисциплинарные проекты. Прежде всего, это относится к журналу «Новое литературное обозрение», первый номер которого вышел в конце 1992 г. и который за прошедшее время опубликовал на своих страницах немало важных для историка материалов.

Отдельно следует сказать об электронных исторических журналах, функционирующих в Рунете. Это, прежде всего, электронный научно-образовательный журнал «История» [49]. Журнал «История» был создан в 2010 г. Это ещё один проект, осуществляемый под эгидой ИВИ РАН в рамках реализации решений Всероссийских совещаний деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов вузов страны. Его первый номер был посвящён проблемам исторической науки в современной России.

Эффективными образовательными ресурсами являются электронные версии энциклопедий, словарей и справочников. Справочные электронные издания содержат краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания. Удобно сконцентрированы в одном месте словари и энциклопедии онлайн на Академик.ру: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», «Большая Советская Энциклопедия», «Большой энциклопедический словарь», «Советская

историческая энциклопедия», «Все монархи мира», «1000 биографий» и т.д. [50].

Тематические исторические сайты Рунета, как правило, посвящены истории какой-нибудь страны, значимому историческому событию или исторической личности. По истории США это, например, проекты «История США в документах: тексты документов, исторических источников, выступлений государственных и общественных деятелей США 17-20 вв.» [51], «Северная Америка. Век девятнадцатый» [52], «Америка XIX в. Дикий Запад от IP-WEB» [53]. По Французской революции конца XVIII вв. - проекты «VIVE LIBERTA. Великая французская революция. Протестные, революционные и национальноосвободительные движения» [54], «LaRevolution. Великая французская революция» [55] и др.

Хотелось бы обратить внимание коллег-историков на такие популярные сайты Рунета как ПостНаука и Полит.ру. На сайте ПостНаука, в разделе «История», собрана прекрасная коллекция визуальных материалов - небольшие по объему (20-25 мин.) лекции известных историков по значимым сюжетам отечественной и мировой истории [56]. Что касается сайта Полит.ру, то здесь, наряду с текущей актуальной информацией по проблемам современной политики, можно найти раздел «Гуманитарные и социальные науки», в котором публикуются аналитические статьи о современном состоянии отечественного историознания [57].

Серьёзные коммуникативные функции выполняют сегодня многочисленные социальные сети и форумы Интернета. Социальная сеть (social network) - это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации) и связей между ними. Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Популярными социальными сетями Рунета сегодня являются: ВКонтакте, В кругу друзей, Живой Журнал (ЖЖ), Мой Круг. Мой Мир@таП.ги, Одноклассники.ru. В настоящее время начался процесс создания социальных сетей историков. Примерами такого рода сетей могут служить социальная сеть на портале «Всемирная история. Единое научно-образовательное пространство» [58], а также сообщество «Французского ежегодника» в ЖЖ [59]. Ещё одно историческое сообщество ЖЖ, «Восемнадцатый век», объединяет тех, кто интересуется историей, наукой, культурой, бытом восемнадцатого столетия [60]. Подобного рода социальные сети, особенно созданные при различного рода структурах исторического профиля, дают возможность качественных внутрисетевых коммуникаций.

Коммуникативные функции, как уже было отмечено, выполняют и многочисленные внутрисетевые исторические форумы. Веб-форум - это специальное программное обеспечение для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум». Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах с последующим обсуждением внутри этих тем. По мнению И.О. Ермаченко, «представляя собой более или менее спонтанную форму общения по интересам, форумы демонстрируют наиболее непосредственные виды реакции на исторические факты и их интерпретации, позволяя изучить мотивационную стратификацию массового обращения к историческим темам и типологию их восприятия» [61]. Функционирующий на портале «Новый Геродот» форум «Новое время», на котором обсуждается широкий круг проблем, даёт вполне чёткое представление о «болевых точках» массового общественного сознания, актуализирующих потребность обращения к тем или иным историческим темам. Наиболее популярна (судя по числу участников обсуждений и просмотров) военная тематика, а в её рамках - различные аспекты Кавказской и Крымской войн [62].

Отдельная тема - блогосфера Рунета. В условиях, когда особую роль приобретает скорость получения информации, ее прозрачность, то, что делают для гласности и открытости блогеры Рунета, трудно переоценить. В этом расширяющемся день ото дня сообществе есть и профессиональные историки. В качестве примера можно привести блог «Хроники третьего тысячелетия», который ведет волгоградский историк-американист, заведующий кафедрой международных отношений и зарубежного регионоведения, доктор исторических наук, профессор И.И. Курила [63]. Большой объем качественной научно-

популярной информации, которую можно смело привлекать в процесс преподавания отечественной и всеобщей истории, содержит блог «Любовь к истории», который ведет известный российский писатель Борис Акунин (Георгий Чхартишвили) [64].

Таким образом, Интернет как исследовательская и образовательная среда для историка уверенно приближается к приоритетным способам поиска необходимой информации. «Цифровая история» меняет облик профессии историка. Плодотворность этих изменений, по справедливому замечанию А.И. Володина, во многом будет зависеть от того, как профессиональное сообщество отреагирует на такие вызовы [65]. И все же не следует забывать, что история, даже вооруженная средствами Интернет, как была, так и остается гуманитарной наукой, где компьютер предоставляет новые возможности, но не может кардинально изменить суть исторического исследования, которую можно выразить словами «человек о человеке».

Примечания:

1. Уэбстер Ф. Теории информационного общества: пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 344.

2. [Электронный ресурс]. URL: http://wcioiTi.ru/index.php9id=459&uid=l 13471 (дата обращения: 16.03.2013).

3. History in the Digital Age / ed. by T, Weller. Routledge, 2012. 212 p.

4. Владимиров B.H. Интернет для историка: и всё-таки новая парадигма! // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М.: Мосгорархив, 2001. С.

279-289.

5. Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. 2003. № 1 (9). С. 182-212. URL: http://www.nivest-nik.ru/2003_l/14.shtml /дата обращения: 16.03.2013).

6. Каспэ И.М. Представление истории и представления об истории в русском интернете // Исторические исследования в России - II. Семь лет спустя / под ред. Г.А. Бордюго-ва. М.: РОССПЭН, 2003. С. 18.

7. Там же. С. 19.

8. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: каталог: в 5 вып. / гл. ред.: А.И. Тихонов; отв. ред.: В.П. Кулагин. М., 2006-2008. URL: http://catalog.iot.ru (дата обращения: 16.03.2013).

9. Румянцев В.Б. Всемирная история в Интернете // Преподавание истории в шко-

ле. 2002. № 3. С. 75-77; Каспэ И.М. Указ. соч. С. 15-34; Драхлер А.Б. Ресурсы Интернета и уроки истории в средней школе // Настольная книга учителя истории. 5-11 классы / авт.-сост. М.Н. Чернова. М.: Эксмо, 2006. С. 78-109; Мягков Г.П., Недашковская Н.И., Недашковский Л.Ф. Пространство сети Интернет для исследователей истории средневековья: информационно-справочные ресурсы, научные центры, коммуникация, источники: учеб.-метод, пособие для историков. Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2008. 56 с.; Хохлов В.А. Электронные ресурсы в историческом образовании высшей школы // Вестник РГГУ Сер. Исторические науки. Историография, источниковедение, методы исторических исследований. 2009. № 4 (09). С. 238-250; Интернет-ресурсы по истории. URL:

http://www.mgimo.ru/files/222537/history.doc (дата обращения: 16.03.2013); Хут Л.Р Теоретико-методологические проблемы изучения истории Нового времени в отечественной историографии рубежа XX-XXI вв. М.: Изд-во МИГУ, 2010. С. 340-356; 696-702.

10. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 16.03.2013).

11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.school.edu.ru (дата обращения:

16.03.2013).

[Электронный ресурс]. URL: http://fcior.edu.ru (дата обращения: 16.03.2013). [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanities.edu.ru (дата обрашения:

12.

13.

16.03.2013).

14.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm (дата об-

ращения: 16.03.2013).

15. [Электронный ресурс]. URL: http ://ndce.edu . ru (дата обращения: 16.03.2013).

16. [Электронный ресурс]. URL: http : //window.edu.ru (дата обращения: 16.03.2013).

17. Каспэ И.М. Указ. соч. С. 28.

18. [Электронный ресурс]. URL: http://igh . ru (дата обращения: 16.03.2013).

19. [Электронный ресурс]. URL: http ://iri-ran.ru (дата обращения: 16.03.2013).

20. [Электронный ресурс]. URL: http : //www.ivran . ru (дата обращения: 16.03.2013).

21. [Электронный ресурс]. URL: http : //inslav. ru (дата обращения: 16.03.2013)

22. [Электронный ресурс]. URL: http ://iskran.ru (дата обращения: 16.03.2013).

23. [Электронный ресурс]. URL: http://www. spbiiran . nw.ru (дата обращения:

16.03.2013) .

24. [Электронный ресурс]. URL: http : //historians.ru (дата обращения: 16.03.2013).

25. [Электронный ресурс]. URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/index.php?form52 (дата обращения: 16.03.2013)/

26. [Электронный ресурс]. URL: http : //www.hist . msu . ru (дата обращения:

16.03.2013) .

27. [Электронный ресурс]. URL: http : //www. hist.msu.ru/ER/links . htm (дата обращения: 16.03.2013).

28. [Электронный ресурс]. URL: http : //www.hist . asu.ru (дата обращения:

16.03.2013) .

29. [Электронный ресурс]. URL: http ://hse.ru (дата обращения: 16.03.2013).

30. [Электронный ресурс]. URL: http ://igiti.hse.ru (дата обращения: 16.03.2013).

31. [Электронный ресурс]. URL: http://igiti . hse . ru/Editions/THESIS (дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16.03.2013) .

32. [Электронный ресурс]. URL: http://hist.hse.ru/ (дата обращения: 16.03.2013).

33. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/filf/rozov/index.htm (дата обращения: 16.03.2013).

34. [Электронный ресурс]. URL: http ://www.rsl . ru (дата обращения: 16.03.2013).

35. [Электронный ресурс]. URL: http : //www.inion . ru (дата обращения: 16.03.2013).

36. [Электронный ресурс]. URL: http://agulib.adygnet.ru/ (дата обращения:

16.03.2013) .

37. Хохлов В.А. Указ. соч. С. 246.

38. [Электронный ресурс]. URL: http : //www.hist . msu . ru/ER/index . html (дата обращения: 16.03.2013).

39. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/HISTORY (дата обращения:

16.03.2013) .

40. [Электронный ресурс]. URL:

http ://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/INDEX_HISTORY.php (дата обращения:

16.03.2013) .

41. [Электронный ресурс]. URL:

http://krotov.info/spravki/history_temy/09_i/istoriya.html (дата обращения: 16.03.2013).

42. [Электронный ресурс]. URL:

http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/filosofija_istorii/29 (дата обращения: 16.03.2013).

43. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/ons/ (дата обращения:

16.03.2013) .

44. [Электронный ресурс]. URL: http://www.srednieveka.ru (дата обращения:

16.03.2013) .

45. [Электронный ресурс]. URL: http://www. sv. medium- aevum.info/ (дата обращения: 16.03.2013).

46. [Электронный ресурс]. URL: http : //www.odvsseus . msk . ru/ дата обращения:

16.03.2013) .

47. [Электронный ресурс]. URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NE-

WHISTHTM (дата обращения: 16.03.2013).

48. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines . russ.ru (дата обращения:

16.03.2013) .

49. [Электронный ресурс]. URL: http://mes.igh.ru/magazine (дата обращения:

16.03.2013) .

50. [Электронный ресурс]. URL: http://dic. academic . ru (дата обращения:

16.03.2013) .

51. [Электронный ресурс]. URL: http://www. grinchevskiy.ru (дата обращения:

16.03.2013) .

52. [Электронный ресурс]. URL: http : // ameri ca-xix. org . ru (дата обращения:

16.03.2013) .

53. [Электронный ресурс]. URL: http://www. ipweb.narod . ru/main . htm (дата обращения: 16.03.2013).

54. [Электронный ресурс]. URL: http://vive-liberta.narod.ru/index . htm (дата обращения: 16.03.2013).

55. [Электронный ресурс]. URL: http : //larevolution.ru (дата обращения: 16.03.2013).

56. [Электронный ресурс]. URL: http://postnauka.ru/themes/istoriya (дата обращения:

16.03.2013) .

57. [Электронный ресурс]. URL: http://www.polit.ru/tag/liberal_arts/ (дата обращения: 16.03.2013).

58. [Электронный ресурс]. URL: http : //worldhist.ru/club (дата обращения:

16.03.2013) .

59. [Электронный ресурс]. URL: http://community.livejournal . com/annuaire_fr (дата обращения 16.03.2013).

60. [Электронный ресурс]. URL: http://community.livejournal.com/18century_ru (дата обращения: 16.03.2013).

61. Ермаченко И.О. Исторический дискурс русскоязычных Интернет-форумов // Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации: сб. ст. / под ред. Л.П. Репиной. М., 2005. С. 268.

62. [Электронный ресурс]. URL: http : //gerodot.ru/viewforum.php?f=6 (дата обращения: 16.03.2013).

63. [Электронный ресурс]. URL: http://alliruk.livejournal.com/ (дата обращения:

16.03.2013) .

64. [Электронный ресурс]. URL: http://borisakunin.livejournal.com/(дата обращения:

16.03.2013) .

65. Володин А.Ю. История в цифровую эпоху: своевременные мысли // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2012. № 2. С. 88-91. URL: http://kleio.asu.ru/2012/2/hcsj-22012_contents.html (дата обращения: 16.03.2013).

References:

1. Webster F. Theories of information society: transl. from English. M.: Aspect Press, 2004.

P. 344.

2. [Electronic resource]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113471 (address date: 16.03.2013).

3. History in the Digital Age / ed. by T. Weller. Routledge, 2012. 212 p.

4. Vladimirov V.N. The Internet for a historian: and nevertheless it is a new paradigm! // The circle of ideas: historical informatics in information society. M.: Моsgorarkhiv, 2001. P. 279289.

5. Afanasyeva L.P. The Internet for a historian: is it a bin or a wisdom well? // New historical bulletin. 2003. No. 1 (9). P. 182-212. URL: http://www.nivestnik.ru/2003_1/14.shtml (address date: 16.03.2013).

6. Kaspe I.M. Presentation of history and ideas of history in the Russian Internet // Historical studies in Russia - II. Seven years later / ed. by Bordyugov. M.: ROSSPEN, 2003. P. 18.

7. Ibidem. P. 19.

8. Educational resources of the Internet for the main general and secondary (full) general education: a catalogue: in 5 issues / ed.-in-chief: A.N.Tikhonov; managing editor: VP. Kulagin. M., 2006-2008. URL: http://catalog.iot.ru (address date: 16.03.2013).

9. Rumyantsev V.B. World history on the Internet // History teaching at school. 2002. No. 3. P. 75-77; Kaspe I.M. The mentioned work. P. 15-34; Drakhler A.B. Resources of the Internet and history lessons at secondary school // A desk book of the teacher of history. 5-11 classes /comp. by M.N. Chernova. M.: Eksmo, 2006. P. 78-109; Myagkov G.P., Nedashkovskaya N.I., Nedashkovsky L.F. The Internet space for researchers of history of the Middle Ages: I&R resources, scientific centers, communication, sources: a manual for historians. Kazan: The publishing house of the AN RT Institute of history, 2008. 56 pp; Khokhlov V.A. Electronic resources in the historical formation of higher school // The RGGU Bulletin. Series Historical sciences. Historiography, source study, methods of historical studies. 2009. No. 4 (09). P. 238-250; The Internet resources on history. URL: http://www.mgimo.ru/files/222537/history.doc (address date: 16.03.2013); Khut L.R. Theoretical and methodological problems of studying the history of New time in the domestic historiography at the turn of the 20th-21st centuries. M.: MPGU publishing house, 2010. P. 340-356; 696-702.

10. [Electronic resource]. URL: http://www.edu.ru (address date: 16.03.2013).

11. [Electronic resource]. URL: http://www.school.edu.ru (address date: 16.03.2013).

12. [Electronic resource]. URL: http://fcior.edu.ru (address date: 16.03.2013).

13. [Electronic resource]. URL: http://www.humanities.edu.ru (address date: 16.03.2013).

14. [Electronic resource]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm (address date:

16.03.2013) .

15. [Electronic resource]. URL: http://ndce.edu.ru (address date: 16.03.2013).

16. [Electronic resource]. URL: http://window.edu.ru (address date: 16.03.2013).

17. Kaspe I.M. The mentioned work. P. 28.

18. [Electronic resource]. URL: http://igh.ru (address date: 16.03.2013).

19. [Electronic resource]. URL: http://iri-ran.ru (address date: 16.03.2013).

20. [Electronic resource]. URL: http://www.ivran.ru (address date: 16.03.2013).

21. [Electronic resource]. URL: http://inslav.ru (address date: 16.03.2013)

22. [Electronic resource]. URL: http://iskran.ru (address date: 16.03.2013).

23. [Electronic resource]. URL: http://www.spbiiran.nw.ru (address date: 16.03.2013).

24. [Electronic resource]. URL: http://historians.ru (address date: 16.03.2013).

25. [Electronic resource]. URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/index.php?form52

(address date: 16.03.2013) /

26. [Electronic resource]. URL: http://www.hist.msu.ru (address date: 16.03.2013).

27. [Electronic resource]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/links.htm (address date:

16.03.2013) .

28. [Electronic resource]. URL: http://www.hist.asu.ru (address date: 16.03.2013).

29. [Electronic resource]. URL: http://hse.ru (address date: 16.03.2013).

30. [Electronic resource]. URL: http://igiti.hse.ru (address date: 16.03.2013).

31. [Electronic resource]. URL: http://igiti.hse.ru/Editions/THESIS (address date:

16.03.2013) .

32. [Electronic resource]. URL: http://hist.hse.ru/ (address date: 16.03.2013).

33. [Electronic resource]. URL: http://www.nsu.ru/filf/rozov/index.htm (address date:

16.03.2013) .

34. [Electronic resource]. URL: http://www.rsl.ru (address date: 16.03.2013).

35. [Electronic resource]. URL: http://www.inion.ru (address date: 16.03.2013).

36. [Electronic resource]. URL: http://agulib.adygnet.ru/ (address date: 16.03.2013).

37. Khokhlov V.A. The mentioned work. P. 246.

38. [Electronic resource]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html (address date:

16.03.2013) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. [Electronic resource]. URL: http://lib.ru/HISTORY (address date: 16.03.2013).

40. [Electronic resource]. URL:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/INDEX_HISTORY.php (address date: 16.03.2013).

41. [Electronic resource]. URL: http://krotov.info/spravki/history_temy/09_i/istoriya.html (address date: 16.03.2013).

42. [Electronic resource]. URL:

http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/filosofija_istorii/29 (address date: 16.03.2013).

43. [Electronic resource]. URL: http://ecsocman.hse.ru/ons/ (address date: 16.03.2013).

44. [Electronic resource]. URL: http://www.srednieveka.ru (address date: 16.03.2013).

45. [Electronic resource]. URL: http://www.sv.medium-aevum.info/ (address date:

16.03.2013) .

46. [Electronic resource]. URL: http://www.odysseus.msk.ru/ address date: 16.03.2013).

47. [Electronic resource]. URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NEWHIST.HTM (address date: 16.03.2013).

48. [Electronic resource]. URL: http://magazines.russ.ru (address date: 16.03.2013).

49. [Electronic resource]. URL: http://mes.igh.ru/magazine (address date: 16.03.2013).

50. [Electronic resource]. URL: http://dic.academic.ru (address date: 16.03.2013).

51. [Electronic resource]. URL: http://www.grinchevskiy.ru (address date: 16.03.2013).

52. [Electronic resource]. URL: http://america-xix.org.ru (address date: 16.03.2013).

53. [Electronic resource]. URL: http://www.ipweb.narod.ru/main.htm (address date:

16.03.2013) .

54. [Electronic resource]. URL: http://vive-liberta.narod.ru/index.htm (address date:

16.03.2013) .

55. [Electronic resource]. URL: http://larevolution.ru (address date: 16.03.2013).

56. [Electronic resource]. URL: http://postnauka.ru/themes/istoriya (address date:

16.03.2013) .

57. [Electronic resource]. URL: http://www.polit.ru/tag/liberal_arts/ (address date:

16.03.2013) .

58. [Electronic resource]. URL: http://worldhist.ru/club (address date: 16.03.2013).

59. [Electronic resource]. URL: http://community.livejournal.com/annuaire_fr (address date

16.03.2013) .

60. [Electronic resource]. URL: http://community.livejournal.com/18century_ru (address date: 16.03.2013).

61. Ermachenko I.O. Historical discourse of the Russian-speaking Internet forums // The new image of historical science in the century of globalization and informatization: coll. of art. / ed. by L.P. Repina. M., 2005. P. 268.

62. [Electronic resource]. URL: http://gerodot.ru/viewforum.php?f=6 (address date:

16.03.2013) .

63. [Electronic resource]. URL: http://alliruk.livejournal.com/ (address date: 16.03.2013).

64. [Electronic resource]. URL: http://borisakunin.livejournal.com/ (address date:

16.03.2013) .

65. Volodin A.Yu. History during a digital era: timely thoughts // Historical informatics. Information technologies and mathematical methods in historical studies and education. 2012 . No. 2. P. 88-91. URL: http://kleio.asu.ru/2012/2/hcsj-22012_contents.html (address date: 16.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.