УДК 378.1
А. В. Багачук
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматривается проблема формирования и развития исследовательской деятельности студентов - будущих учителей в условиях реализации средового подхода. Дается характеристика понятия «исследовательская деятельность студентов». Описана технология проектирования научно-образовательной среды в педагогическом вузе.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, научно-образовательная среда, педагогическое проектирование, образовательная технология.
Общая тенденция развития современного общества такова, что исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому готовность к исследовательской деятельности в настоящее время рассматривают как одну из важнейших характеристик личности с точки зрения представлений о профессионализме в той или иной сфере деятельности, в том числе педагогической. В этой связи одна из главных задач современной высшей педагогической школы состоит в подготовке специалистов, готовых самостоятельно проявлять исследовательскую активность в сфере будущей профессии и других областях социальной практики. Это, в свою очередь, предполагает создание организационно-методических условий, стимулирующих вовлечение студентов педагогических вузов в творческий процесс освоения научных методов; обеспечивающих их право на участие в научно-исследовательской деятельности, осуществляемой различными подразделениями вуза; способствующих самореализации личностных творческих качеств студентов.
Готовность студентов педагогических вузов к исследовательской деятельности в настоящее время выступает как один из показателей качества профессиональной подготовки будущих учителей. Об этом свидетельствуют требования государственной процедуры аттестации и аккредитации вуза к уровню развития научной деятельности в различных его подразделениях, обеспечивающих соответствующую образовательную программу, нормы и требования к качеству профессиональной подготовки будущего учителя, заданные новыми ФГОС ВПО и др.
Опыт работы автора в педагогическом вузе, проведенные мониторинговые исследования, анкетирование выпускников и школьных учителей математики региона, анализ учебных планов и образовательных программ, результатов семестровых и государственных экзаменов, выпускных аттестационных работ студентов свидетельствуют о том, что их готовность к исследовательской деятельности
формируется в образовательном процессе стихийно, под воздействием ряда случайных факторов и зачастую не на должном уровне [1]. Причины подобной ситуации видятся нам прежде всего в сложившейся практике подготовки будущего учителя в педагогическом вузе, отсутствии эффективной системы организации исследовательской деятельности студентов.
Несмотря на многочисленность работ современных авторов, посвященных различным аспектам проблемы организации и активизации исследовательской, творческой, эвристической деятельности учащихся (В. И. Андреев, В. А. Леонтович, А. С. Обухов, Я. А. Пономарев, А. В. Хуторской, А. В. Ястребов и др.), сложившиеся в науке концептуальные основы подготовки учащихся к исследовательской деятельности требуют уточнения и обновления в связи с переходом на компетент-ностный формат образования в условиях информационного общества. Таким образом, в настоящее время актуальна проблема целенаправленной подготовки студентов педагогического вуза к исследовательской деятельности на протяжении всего периода обучения.
Известен ряд работ, в которых рассматривается феномен исследовательской деятельности обучаемых. Некоторые авторы (Н. В. Гафурова, В. А Гусев, А. С. Обухов и др.), говоря об исследовательской деятельности учащихся, относят ее к одному из видов творчества, под которым обычно понимают деятельность, направленную на получение нового (субъективно или объективно) продукта, обладающего общественной ценностью, на основе реорганизации имеющегося опыта. Данное определение далеко не совершенно в психологическом отношении, так как в нем «на передний план выступает не процесс, а результат деятельности... сама же специфика этой деятельности остается все же не раскрытой» [2, с. 51]. Однако, несмотря на это, существуют некоторые характеристики творчества, например, креативность, ориентируясь на которые возможно диагностировать и развивать
способности, необходимые в процессе осуществления исследовательской деятельности. Рассматривая ее в образовательном контексте, В. А. Да-лингер, П. И. Пидкасистый, В. И. Слободчиков, А. В. Хуторской, А. В. Ястребов и др. предлагают понимать под исследовательской деятельностью учащихся особый вид учебно-познавательной деятельности по приобретению ими методологических знаний в соответствии с общей схемой научного поиска: от накопления фактов к выдвижению гипотез, проверке их истинности доказательством, построению теории и выходу в практику. Осуществление данного вида деятельности предусматривает преимущественно самостоятельное использование научных методов познания, создание учащимися образовательной продукции, соответствующей их индивидуальному уровню развития. Кроме того, исследовательская деятельность выступает, с одной стороны, необходимым условием, а с другой - средством развития креативных, эвристических и методологических способностей обучаемого [3], его творческой самостоятельности [4].
Учитывая вышесказанное, определим исследовательскую деятельность студентов как личностно и социально значимую деятельность, осуществляемую в рамках образовательного процесса в вузе средствами познания в соответствии с логикой научного поиска, продуктом которой являются субъективно новые знания об исследуемом объекте [5]. Отметим, что в результате такого рода деятельности субъективный характер «открытий» может приобретать определенную объективную значимость и новизну.
Мы полностью разделяем мнение А. Г. Мор-дковича о том, что начинать развитие исследовательских способностей личности, соответствующих умений необходимо еще со школьной скамьи [6]. Для этого школе нужен творческий учитель. Круг будет порочным до тех пор, пока в образовательный процесс в педагогическом вузе не будет систематически и планомерно включена исследовательская деятельность студентов, направленная на познание и создание новых приемов, способов, идей, самостоятельное совершенствование и обновление знаний, овладение общими и частными методами исследования, способностью к самостоятельному, нестандартному решению профессиональных задач.
В основе целенаправленной подготовки студентов к исследовательской деятельности в качестве одного из основных концептуальных положений, на наш взгляд, лежит средовой принцип проектирования образовательного процесса (С. Т. Шацкий,
Н. И. Иорданский, Н. Л. Селиванова, Ю. С. Мануйлов, В. А. Ясвин и др.). Согласно ему образование как процесс передачи предметно-знаниевых, опыт-
ных и ценностных оснований от старшего поколения к младшему наиболее эффективно происходит внутри некоторой целенаправленно спроектированной среды, субъекты которой несут соответствующую культуру и образцы профессиональной деятельности и осуществляют разноплановые групповые контакты. В понимании сущности понятия «образовательная среда» мы придерживаемся точки зрения В. А. Ясвина, который определяет ее как «систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении» [7, с. 15]. Вслед за автором в структуре модели «проектного поля» образовательной среды мы выделяем субъектов образовательного процесса, социальный, пространственнопредметный и технологический компоненты.
Процесс формирования творческой личности будущего учителя, который являлся бы как субъектом исследовательской деятельности, так и ее организатором в современной школе, представляется достаточно перспективным в соответствующей научно-образовательной среде, создающей условия для развития научного потенциала, академической мобильности и творческой активности студентов. Наряду с созданием такой среды внутри вуза предполагается выявление и реализация механизмов внутреннего и внешнего ее взаимодействия с другими структурами на всех уровнях образования (школа, вуз, довузовское и послевузовское обучение), государственными и общественными организациями. Рассматриваемая внутривузовская среда является особой формой научного сообщества профессионалов и будущих специалистов (студентов и молодых ученых), функционально представляющего собой аналог научной школы. Отметим, что, с одной стороны, в процессе взаимодействия субъектов данной среды разрабатываются новые смыслы образования, апробируются образовательные технологии; с другой - среда способствует личностному и профессиональному росту ее субъектов.
Исходя из данных позиций, проектирование описанной выше научно-образовательной среды педагогического вуза предполагает наличие нескольких уровней.
Управленческий уровень. Создание научных обществ по принципу открытой архитектуры с целью управления научно-исследовательской деятельностью студентов и молодых ученых в современных условиях. Разработка программно-методического обеспечения исследовательской деятельности студентов, соответствующего современным требованиям и уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий; планирование, контроль и оценочно-аналитическая деятельность
по выявлению резервов повышения качества данного вида деятельности студентов. Установление контактов с различными фондами, научными школами, коллективами, региональными комитетами по делам молодежи и т. п.
Информационно-диагностический уровень. Выявление и развитие творческих способностей студентов для вовлечения их в исследовательскую деятельность на основе современных диагностических методик. Сбор и распространение информации о грантах, конкурсах, конференциях, проектах, научных школах с использованием телекоммуникационных технологий. Организация связи с научными обществами других вузов.
Организационный уровень. Дидактическое обоснование целесообразности использования различных технологий исследовательского обучения при реализации образовательных программ. Привлечение студентов к активной научно-исследовательской деятельности (проведение конкурсов, олимпиад, конференций, участие в научных проектах в масштабах кафедры, факультета, вуза, конкурсах грантов различного уровня). Повышение культуры научного общения посредством участия в различных научных и образовательных мероприятиях, включая дистанционные. Организация деятельности по выполнению научных и образовательных проектов.
Проектно-инновационный уровень. Привлечение студентов к работе в сфере образования путем создания «управленческо-педагогического консалтинга» [8], одной из возможных форм реализации которого служит организация экспериментальных площадок при педагогическом вузе на базе различных образовательных учреждений. Создание и развитие автоматизированной системы по информационному обеспечению спросов сфер науки и образования в молодежном кадровом потенциале.
Участие в различных региональных научных и образовательных проектах.
Системообразующим фактором в рассматриваемой научно-образовательной среде является постоянно действующий семинар молодых ученых и студентов по актуальным проблемам современных фундаментальных и психолого-педагогических наук. К деятельности данного семинара целесообразно привлекать ведущих специалистов в области науки и образования как регионального, российского, так и международного уровня (возможно, через невербальные способы коммуникации). Базовыми технологиями и формами организации исследовательской деятельности являются тренинги, педагогические мастерские, исследовательские лаборатории, проектные группы, кейс-технологии, деловые игры, круглые столы, телекоммуникационные проекты и др. Таким образом, предполагается широкое использование личностно ориентированных технологий (обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, проектные технологии и др.), которые предусматривают дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студента, его предметной подготовки, способностей и задатков [9].
В заключение обозначим перспективы дальнейшего исследования в данном направлении. Описанная выше технология проектирования научнообразовательной среды должна быть перенесена в образовательную практику подготовки будущего учителя к исследовательской деятельности. Определенные шаги в этом направлении предпринимаются в течение последних лет на математическом факультете КГПУ им. В. П. Астафьева. Достаточно перспективной представляется реализация проекта «Научное общество молодых ученых и студентов» [10], результаты которого убедили нас в правильности представленных идей.
Список литературы
1. Гендин А. М., Дроздов Н. И., Сергеев М. И. Студенты педагогического вуза о качестве своей подготовки к учительской деятельности и профессиональных планах. Социологический анализ. Красноярск: Изд-во КГПУ им. В. П. Астафьева, 2010. 268 с.
2. Кудрявцев Т. В. Психологические основы профессионального обучения. М.: Педагогика, 1988. 286 с.
3. Слободчиков В. И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Школьные технологии. 2006. № 3. С. 14-18.
4. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с.
5. Багачук А. В. Дидактические возможности формирования и развития исследовательской деятельности студентов педагогического вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 10. С. 26-31.
6. Мордкович А. Г. Обеспечивая педагогическую направленность // Вестн. высш. шк. 1985. № 12. С. 22-26.
7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию М.: Смысл, 2001. 365с.
8. Шамова Т. И., Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Экспериментальные площадки при университетах как эффективный способ взаимодействия педагогической теории и практики // Педагогическое образование и наука. 2008. № 11. С. 17-22.
9. Багачук А. В. Особенности организации исследовательской деятельности студентов - будущих учителей математики // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4(29). С. 14-18.
10. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода. Красноярск: Изд-во КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006. 240 с.
Багачук А. В., кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.09.2011.
A. V Bagachuk
SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL AS THE CONDITION OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS
In the article the problem of formation and development of research activity of students - future teachers in the conditions of realization of the environmental approach is considered. The student research activity concept is given.
The technology of designing of the scientifically educational environment in pedagogical higher school is described.
Key words: research activity, scientific and educational environment, pedagogical designing, educational technology.
Krasnoyarsk State Pedagogikal University named after V. P. Astafiev.
Ul. Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049.
E-mail: [email protected]