Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение процессов внедрения ФГОС начального и среднего профессионального образования на территории Челябинской области'

Научно-методическое сопровождение процессов внедрения ФГОС начального и среднего профессионального образования на территории Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФГОС / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГОТОВНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF FSES / MODULAR COMPETENCE-BASED APPROACH / THE WILLINGNESS OF INSTITUTIONS TO THE IMPLEMENTATION OF THE FSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева З.А.

В статье рассматриваются аспекты формирования готовности учреждений начального и среднего профессионального образования к реализации стандартов нового поколения. В работе проанализированы ключевые принципы реализации модульно-компетентностного подхода, выявлены проблемы, которые выявляются при внедрении ФГОС в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF PROCESSES OF IMPLEMENTING FSES OF PRIMARY AND SECONDARY EDUCATION IN THE CHELYABINSK REGION

In the article aspects of the formation of readiness of primary and secondary vocational education to the realization of standards for the new generation are discussed. The key principles for the implementation of modular competency approach are analyzed in this work, revealed problems that are identified in the implementation of FSES in the educational process.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение процессов внедрения ФГОС начального и среднего профессионального образования на территории Челябинской области»

- развитие способности делать выводы из изученных фактов, видеть в производстве проблемы и искать пути их решения;

- усвоение умения актуализировать знания, выбирать из них те, которые необходимы для решения профессиональных задач.

Перед нами стоит сложная задача по изменению существующей методологии прак-

Библиографический список

тического обучения на основе стандартов третьего поколения, в связи с чем возникает необходимость знакомства с основами проектирования методического обеспечения практик с учетом принципов их формирования, формирования новой структуры, функций, компонентов, компетенций и требований работодателей.

1. Корчагин, Е. А. Методологические предпосылки организации практической подготовки студентов [Текст] / Е. А. Корчагин // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 4. — С. 33-37.

2. Шайдуллина, А. Р. Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов технического профиля в условиях интеграции образования и производства [Текст] / А. Р. Шайдуллина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — М., 2009. — № 1. — С. 105-110.

3. Лисицына, И. В. Взаимодействие колледжа с ключевыми работодателями и учреждениями профессионального образования [Текст] / И. В. Лисицына // Эффективные модели взаимодействия сети образовательных учреждений на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра (МОРЦ) : материалы межрегионального семинара. — Чебоксары : ФГОУ СПО «Чебоксарский электромеханический колледж». — Сент. 2011.

УДК 377 З. А. Федосеева, проректор

по учебно-методической работе Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются аспекты формирования готовности учреждений начального и среднего профессионального образования к реализации стандартов нового поколения. В работе проанализированы ключевые принципы реализации модульно-компетентностного подхода, выявлены проблемы, которые выявляются при внедрении ФГОС в образовательный процесс.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, научно-методическое обеспечение ФГОС, модульно-компетентностный подход, готовность учреждений к реализации ФГОС.

Одним из направлений инновационного развития профессионального образования в настоящее время является переход на новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) с 1 сентября 2011 г. Необходимость реализации стандартов и их действие закреплены в ст. 43 Конституции Российской Федерации. Переход на ФГОС базируется на следующих нормативно-правовых документах: Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации

российского образования на период до 2010 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., материалы приоритетного национального проекта «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Переход от индустриальной к информационной, или постиндустриальной, культуре диктует потребность формирования у специалистов

таких черт, как интегративность, мобильность, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях. В связи с этим перед профобразованием стоит задача воспитания качеств личности, отвечающих условиям новой действительности. Нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях поликультурного общества, автоматизации производства, изменения рынка труда, размывания границ между профессиями — все это требует умения решать постоянно возникающие нестандартные проблемы и обучаться в течение всей жизни [1].

Переход на новые ФГОСы предполагает изменение целей, содержания профобразования, организации и условий обучения. Эти изменения связаны, прежде всего, с переходом на новую образовательную траекторию, такую как модульно-компетентностный подход, который определен как идеология современного профессионального образования.

Методологическое основание ФГОС базируется на концепции развивающего обучения, теории деятельностного подхода и трансформируется в системно-деятельный подход в обучении (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Основной педагогической задачей становится создание и организация условий, инициирующих действие обучающегося. При этом важно отметить, что акценты ФГОС в большей степени смещаются с «Чему учить?» (объем содержания) на «Ради чего учить?» (ценности, формирование общих и профессиональных компетенций) и «Как учить?» (обновление средств обучения) [2].

Ключевым принципом модульно-компе-тентностного подхода выступает ориентация на результат, сформулированный в виде общих и профессиональных компетенций, что становится значимым как для обучающихся, так и для сферы труда. Возникает вопрос: каким путем достичь заявленных результатов? Традиционно следует пересмотреть содержание образования, улучшить материально-техническую и методическую базу, однако в данной ситуации важнее изменить подходы к профессиональному обучению. Поскольку ФГОС НПО/СПО представляет собой систему требований к структуре основной профессиональной образовательной программы, к результатам ее освоения, к условиям ее реализации (кадровым, материально-техническим, дидактическим) и перечисленные требования выполняют охранительную функцию в процессе подготовки, то, соответственно, они должны быть обеспечены.

Если говорить о готовности учреждений реализовывать требования ФГОС, то ситуация здесь неоднозначная. Понятие «готовность» в ряде исследований рассматривается как вооруженность человека (в данном случае коллектива УПО) знаниями, умениями, компетенциями для успешного выполнения конкретных действий [3], позиционирование положительного отношения к деятельности и наличие внутренней мотивации (К. М. Дурай-Новакова, Г. Н. Жуков, Ю. Н. Кулюткин) [3; 4]. Соответственно, критериями готовности учреждений к реализации ФГОС становятся такие, как:

1) приведение нормативной базы образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС, разработка локальных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса, определение оптимальной для реализации модели обучения, обеспечивающей организацию как аудиторной и внеаудиторной учебной, так и внеурочной деятельности обучающихся;

2) создание примерных и рабочих основных образовательных программ с учетом требований работодателей и обеспечение на этой основе вариативной составляющей;

3) обеспечение условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС:

- приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения;

- определение необходимого перечня учебно-методической литературы, используемой в образовательном процессе в соответствии с ФГОС;

- повышение квалификации педагогических работников, нуждающихся в профессиональной переподготовке, стажировке, повышении квалификации;

- обеспечение материально-технической базы для реализации содержания программ;

4) определение структуры подготовки будущих специалистов в соответствии с требованиями рынка труда;

5) организация научно-методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГОС [5].

Реализацию этих требований невозможно обеспечить только внутренними ресурсами учреждения, требуется включенность в процессы внедрения ФГОС различных социальных партнеров образовательного учреждения. Так, при разработке содержания профессионального

образования и оценки результатов необходимо участие работодателей, при обеспечении уровня квалификации педагогических кадров — учреждений дополнительного профессионального образования, при обеспечении материально-технических условий — привлечение баз предприятий, кооперация с учреждениями, имеющими соответствующую базу.

Научно-методическое сопровождение процессов подготовки учреждений начального и среднего профессионального образования к реализации ФГОС нового поколения и формирования готовности педагогических коллективов определено как одно из ведущих направлений научно-методической работы учреждений профессионального образования и деятельности института. Подготовка образовательных учреждений Челябинской области к реализации ФГОС осуществляется с момента принятия ФЗ о реализации ФГОС в 2007 г.

В рамках Национального проекта «Образование» в Челябинской области формировалась современная материально-техническая база путем создания ресурсных центров на базе образовательных учреждений (всего создано 28 ресурсных центров), привлекались материальные средства для ее улучшения путем участия учреждений профессионального образования в федеральных конкурсах по реализации инновационных образовательных программ для высокотехнологичных производств (шесть учреждений получили федеральные гранты). Реализуемый до 2008 г. проект «Информатизация системы образования» также способствовал подготовке учреждений к инновационным процессам. На этом фоне начался процесс восстановления утраченных связей с социальными партнерами и установления новых путем организации переподготовки и повышения квалификации, организации опережающего обучения и практик обучающихся, проведения маркетинговых исследований по изучению современных требований, предъявляемых работодателем к работнику. Многие образовательные учреждения в настоящее время имеют достаточно хорошие условия для того, чтобы осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов.

Повышение квалификации педагогических и руководящих работников имеет большое значение для подготовки учреждения к любому новшеству. В этом направлении был проведен целый комплекс мероприятий с использованием различных форм. Так, в течение двух лет для руководителей были организованы постоянно

действующие научно-методические семинары, на которых изучались подходы к реализации компетентностной модели профессионального образования, требования стандартов нового поколения, принципы проектирования модуль-но-компетентностного содержания профессионального образования. По программе семинара обучены руководители всех учреждений профессионального образования.

В рамках образовательных программ ДПО (повышения квалификации), которые педагогические и руководящие работники проходят один раз в пять лет, в течение 2010/11 уч. г. реализован самостоятельный модуль по программе «Подготовка учреждений ПО к внедрению ФГОС нового поколения» в количестве 24 часов. По программе названного модуля обучено 85 % от общего количества проходивших повышение квалификации в 2010/11 уч. г преподавателей учреждений профессионального образования. Процесс обучения был направлен на проектирование учебных программ дисциплин и профессиональных модулей, разработку показателей и критериев оценки профессиональных компетенций. В сложившейся ситуации, когда переход на новые программы может быть осуществлен при отсутствии примерных программ, специалисты, прошедшие обучение, имеют возможность создавать рабочие программы самостоятельно.

В целях оказания помощи по разработке примерных программ для учреждений профессионального образования, находящихся на территории Челябинской области, организовано обучение руководителей УМО (кластеров), возглавляющих коллективы разработчиков, а также обучены коллективы учреждений по индивидуальной заявке. Кроме того, в течение учебного года в режиме on-line проводились ежемесячные консультации и вебинары, были опубликованы материалы в журнале ЧИР-ПО «Профессиональное образование: теория, практика, инновации», на одной из секций научно-практической конференции «Инновации в системе ПО» обсуждались проблемы внедрения стандартов нового поколения. В декабре 2010 г. было организовано обучение руководящих работников с последующей сертификацией. В настоящее время 23 человека из 25 имеют сертификат ФИРО «Разработчик и эксперт», из них 10 человек — работники института и 13 человек — из территориально-методических объединений (далее ТМО) УПО. Эти специалисты готовы возглавить работу методических объединений в ТМО.

В целях подготовки учреждений профобразования к переходу на ФГОС в Челябинской области разработана и утверждена программа и план мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС до 2015 г. В структуре ЧИРПО с января 2011 г. функционирует центр научно-методического сопровождения внедрения ФГОС НПО и СПО на территории Челябинской области. В функции данного центра входит научно-методическое сопровождение примерных основных профессиональных образовательных программ (далее ОПОП) и подготовка их для утверждения на совете Министерства образования и науки Челябинской области. С 2010 г. деятельность центра была направлена на создание банка примерных программ, разработку рекомендаций по организации образовательного процесса. В настоящее время приказом министра утверждены рекомендации по реализации образовательной программы среднего полного (общего) образования, реализуемой в рамках ОПОП НПО/СПО, рекомендации по разработке учебных планов, осуществляется работа по согласованию рабочих учебных планов на соответствие ФГОС для групп набора в 2011/2012 уч. г.

Приказом Министерства образования и науки Челябинской области был определен перечень профессий и специальностей для разработки примерных ОПОП. В целях реализации данного направления Челябинский ИРПО осуществляет координацию, сопровождение и экспертизу разработанных проектов. В настоящее время разработаны ОПОП по 51 наименованию профессий НПО и специальностей СПО, являющихся массовыми. Как показала практика и экспертиза, проводимая работодателями, авторы-разработчики программ на достаточно высоком уровне представили проекты. Данные меры позволят обеспечить потребности УПО Челябинской области в примерных программах.

В 2012 г. планируется продолжать разрабатывать примерные ОПОП и методические материалы для сопровождения образовательного процесса, отрабатывать модели организации процесса обучения. Созданный в 2010 г. центр мониторинга внедрения ФГОС будет ориентирован на разработку контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций.

В заключение выделим проблемы, возникающие при внедрении ФГОС, и сформулируем основные рекомендации.

1. При реализации ОПОП нужно учитывать принцип единства формирования общих и профессиональных компетенций специалиста. Важную роль в этом должны играть все учас-

тники образовательного процесса, поэтому необходимо перестраивать процесс преподавания всех дисциплин, в том числе и общеобразовательных, так как ориентация на результат является общей для образовательных стандартов любого типа и уровня образования и предполагает овладение обучающимися заданными компетенциями.

2. Центральное место в содержании профессионального образования в настоящее время занимает новая структурная единица — профессиональный модуль, органично интегрирующий прохождение практики с усвоением теоретического материала. Поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций, выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Важным условием решения этой проблемы является соблюдение практико-ориентированности программ.

3. Структура ОПОП определена в виде двух компонентов содержания: для СПО — (70 + 30) %, для НПО — (80 + 20) %. Это позволяет скорректировать содержание программ в сторону требований работодателя и возможностей образовательного учреждения. В ситуации отсутствия профессиональных стандартов выявить реальные и перспективные требования отрасли к различным категориям работников можно, исходя из анализа рынка труда или функционального анализа деятельности специалиста в рамках конкретной профессиональной области.

4. При реализации содержания профессионального образования необходимо сочетать теоретическую и практическую подготовку, интегрируя их. При этом нужно переосмыслить место и роль теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Знания и умения необходимо формировать с позиции применения их в конкретной профессиональной деятельности.

5. Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода обладает своими особенностями и также является проблемной зоной. Во-первых, оценка должна производиться независимо по каждой конкретной компетенции. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение всех компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности. Во-вторых, оценка должна базироваться на за-

ранее определенных критериях, сформулированных в программах как результат обучения по дисциплине, модулю. Для этой цели в обра-

Библиографический список

зовательном учреждении должны быть разработаны контрольно-измерительные материалы совсем иного характера.

1. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты : доклад на отд-нии философии образования и теории педагогики РАО [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. — Режим доступа : www.eidos.ru/new/compet/htm.

2. Олейникова, О. Н. Разработка стандартов профессионального образования и обучения за рубежом [Текст] / О. Н. Олейникова. — М. : Центр изучения проблем профессионального образования, 2011.

3. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности : дис: д-ра пед. наук [Текст] / К. М. Дурай-Новакова. — М., 1983.

4. Жуков, Г. Н. Формирование готовности к педагогической деятельности будущих мастеров производственного обучения : дис. д-ра пед. наук [Текст] / Г. Н. Жуков. — Екатеринбург, 2005.

5. Глазунов, А. Т. Адаптация Европейских моделей качества к формированию профессиональных компетенций : научно-методический сборник [Текст] / А. Т. Глазунов, З. Г. Данилова. — М. : Типографский отдел НОУ «ИСОМ», 2005.

6. Переверзев, В. Ю. Методика разработки контрольных материалов для оценки ключевых компетенций студентов профессионального образования : методические рекомендации [Текст] / В. Ю. Переверзев, Г. В. Ярочкина. — М. : Московский психолого-социальный институт, Федеральный центр развития образования, 2007.

7. Рубцов, Ю. З. Методические рекомендации по проектированию рабочих учебных программ [Текст] / Ю. З. Рубцов, Е. А. Плешкан. — Архангельск, 2005.

8. Смирнов, В. П. Стандарты профессионального образования : Типы, структура, оценка качества (сравнительный анализ зарубежной и российской практики) [Текст] / В. П. Смирнов, И. П. Смирнов. — М., 2001.

9. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта : федер. закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

УДК 377 С. А. Халитова, зав. лабораторией

Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: svetlana.irpo@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПРОДВИЖЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматривается сущность понятия «образовательная услуга», ее специфические особенности, отличия от других видов услуг, а также особенности продвижения образовательных услуг на основе рекламирования.

Ключевые слова: услуга, образование, образовательная услуга, продвижение образовательных услуг, рекламирование образовательных услуг.

Образование сегодня является одной из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие общества. Но в то же время развитие рыночных отношений в России способствовало тому, что образование стало рассматриваться и с экономической точки зре-

ния, то есть как услуга. За достаточно короткий промежуток времени сложился рынок образовательных услуг, предложение которых в последние годы сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос. Вместе с тем, если инструменты марке-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.