Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение образовательного учреждения по организации воспитательного процесса'

Научно-методическое обеспечение образовательного учреждения по организации воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4673
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / КОЭФФИЦИЕНТ МОДАЛЬНОСТИ / COEFFICIENT MODALITY / КРИТЕРИАЛЬНАЯ КАРТА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ / CRITERIA CARD ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION / УРОВНЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / LEVEL INDICATORS / ФУНКЦИИ МОНИТОРИНГОВОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / THE MONITORING STUDY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудь Н.Н.

В статье рассматриваются наиболее значимые вопросы в научно-методическом обеспечении воспитательного процесса общеобразовательного учреждения Дается краткая антология концепций современного воспитания. Автором предлагается критериальная карта оценки качества воспитания, в которой раскрываются качественно-содержательные характеристики воспитательного процесса в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION FOR THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

This article discusses the most significant issues in scientific and methodical support of educational process in General education institutions Provides a brief anthology concepts of modern education. The author suggests a criterion card assessing the quality of education, in which open qualitatively-substantial characteristics of the educational process at educational institutions.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение образовательного учреждения по организации воспитательного процесса»

УДК 376

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Рудь Н.Н., к.пед.н., доцент, Московский государственный педагогический университет, E-mail: nataliyanrud@mail.ru, Москва, Россия

Аннотация: в статье рассматриваются наиболее значимые вопросы в научно-методическом обеспечении воспитательного процесса общеобразовательного учреждения Дается краткая антология концепций современного воспитания. Автором предлагается критериальная карта оценки качества воспитания, в которой раскрываются качественно-содержательные характеристики воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Ключевые слова: концепция, коэффициент модальности, критериальная карта оценки качества воспитания, уровневые показатели, функции мониторингового изучения воспитательного процесса.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION FOR THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Rud N.N., PhD., associate professor, Moscow state pedagogical University, Moscow, Russia. E-mail: nataliyanrud@mail.ru

Annotation: Abstract: this article discusses the most significant issues in scientific and methodical support of educational process in General education institutions Provides a brief anthology concepts of modern education. The author suggests a criterion card assessing the quality of education, in which open qualitatively-substantial characteristics of the educational process at educational institutions.

Keywords: concept, coefficient modality, criteria card assessing the quality of education, level indicators, the monitoring study of the educational process.

Научно-методическое обеспечение по организации воспитательного процесса следует понимать как создание соответствующей научно-методической базы, позволяющей организовать в образовательном учреждении эффективную работу по реализации воспитательного процесса.

В широком смысле она включает в себя:

• разработку концепции воспитания, программу воспитания, воспитательную систему в образовательном учреждении, содержащих цели, стратегии, задач, основные направления и структуру воспитания и связывающие всю совокупность отдельных мероприятий воспитательного характера в единую систему;

• развитие в образовательном учреждении экспериментальных исследований по актуальным проблемам воспитательной работы, практическое осмысление и обобщение отечественных и зарубежных исследований по близкой тематике и выработка на этой основе соответствующих конкретных рекомендаций для практической воспитательной работы в образовательном учреждении;

• разработку системы внутриучрежденческих проектов на исследования по проблемам воспитательной работы и реализации модели воспитания;

• разработку методик оценки качества воспитательной работы, обеспечивающих обратную связь в механизме воспитательной системы и процессе корректировки и обновления её;

• разработку и модернизацию нормативных и рекомендательных материалов и документов, обеспечивающих функционирование и развитие системы воспитания в образовательном учреждении;

• регулярное проведение по разработанным методикам и в соответствии с нормативными и рекомендательными документами диагностических, мониторинговых и социологических исследований состояния и качества воспитательной работы;

• подготовку и издание методических материалов в помощь организаторам воспитательной работы (заместителям директоров по воспитательной работе, классным руководителям, воспитателям, педагога-организаторам, тьютерам, вожатым и др.);

• организацию педагогических советов, заседаний методических объединений, школьной кафедры воспитательной работы или совещаний классных руководителей и другие формы объединений педагогов по основам социально-психолого-педагогической работы с учащимися, по мониторингу качества воспитания и диагностическим методикам, а также по проблемам воспитательной работы и реализации модели воспитания или воспитательной системы образовательного учреждения.

Рассмотрим наиболее значимые позиции в научно-методическом обеспечении воспитательного процесса. Прежде всего, при мониторинговом изучении при анализе пакета документов большой акцент делается на наличие своей воспитательной концепции образовательного учреждения, воспитательной программы, воспитательной системы.

Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Концепцию воспитания обязательно включает характеристику основные компонентов воспитания: цель, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия.

Основные элементы современной государственной концепции воспитания отражены в Законе РФ об образовании, в Концепции развития воспитания в системе образования города Москвы и других источниках.

Структура концепции должна отражать основные процессы, происходящие в системе воспитания образовательного учреждения и включать следующие позиции:

Пояснительная записка, включающая актуальность и необходимость разработки данной концепции.

1. Методологические подходы и принципы, обеспечивающие развитие воспитания в системе образования образовательного учреждения.

2. Цель и основные задачи развития воспитания.

3. Приоритетные направления реализации Концепции развития воспитания в системе образования образовательного учреждения.

4. Критерии оценки качества воспитания в образовательном учреждении.

5. Ожидаемые результаты по реализации Концепции воспитания в образовательном учреждении.

6. Механизмы реализации и наличие ресурсной базы в образовательном учреждении.

7. Возможные риски их минимизация.

Если рассматривать, существующие современные концепции воспитания, то можно выделить среди них те, которые имеют, как указывает Е.В. Бондаревская, «направленность на проектирование определённого типа воспитания и соответствующего ему типа личности, обоснование базовых воспитательных процессов и смыслов проектируемых изменений в воспитании». С этих позиций автор выделяет следующие виды концепций:

1. Концепции социального воспитания (Б. П. Битинас, В. А. Бочарова, С. В. Дармодехин, А. В. Мудрик, Г. Н. Аилонов, М. И. Шилова и др.), основанные на идеях системно-социального проектирования.

2. Общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания (И. А. Зимняя, В. А. Караковский, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, М. И. Рожков, Н. Л. Селиванова, А. И. Шемшурина и др.), основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем.

3. Личностно - ориентированные культурологические концепции (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков, Е. Ш. Ямбург и др.), основанные на человекоцентрированной картине мира,

личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания.

4. Личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания (С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук), основанные на идеях синергетического подхода.

Структура и содержание программы представляется несколько шире, включает позиции, отражающие более подробно содержательную деятельность воспитательного процесса образовательного учреждения; по каждому из направлений деятельности возможно наличие подпрограммы воспитания с указанием сроков и этапов реализации, возраста участников, методик выявления результативности, необходимых ресурсов и содержать методический блок, состоящий из плана, разработок, сценариев мероприятий и т.п.

Теоретически структура программы может включать следующие блоки:

1.1. Актуальность (социальный заказ, потребности детей, родителей, общества в целом; состояние массовой практики, опыта школы; анализ передового опыта; анализ аналогичных программ, характеристика новизны предлагаемой программы (подход, метод, формы, содержание, технологии); отражение состояния проблемы в педагогической литературе);

1.2. Концепция воспитания. Базовые, опорные идеи программы, основные принципы и воплощение их в структурных частях программы.

1.3. Характеристика методического инструментария (основные методы, приемы, средства, логика деятельности).

1.4. Методики изучения результатов работы по программе.

2. Целевой блок (цели и задачи воспитания; перспективы развития личности, изменение позиции школьника в различных видах деятельности, в коллективе; модели, отражающие желаемый результат, изменения).

3. Содержание деятельности, пути и формы достижения поставленных целей и задач. Направления, виды деятельности, циклы, подпрограммы, мини-проекты, формы, технологии, методы и пр.).

4. Этапы реализации программы.

5. Условия или ресурсы успешной реализации программы (кадровые, нормативно-правовые, организационные, мотивационные, материально-технические, финансовые).

6. Возможные риски их минимизация

7. Финансовый план реализации программы

8. Приложения (методические рекомендации, планы, сметы, разработки, подпрограммы и т.п.).

При разработке методик оценки качества воспитательного процесса важно подбирать такие, которые будут указывать на конкретные индикаторы (показатели) и уровневые шкалы результативности, отражать реализацию всех направления воспитательной работы.

При рассмотрении вопроса качественно-содержательной характеристики воспитательного процесса является модальность.

Коэффициент модальности показывает степень использования субъектами воспитательного процесса (администрацией, учителями, учащимися) ресурсов образовательного учреждения. В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в образовательном учреждении ресурсов и возможностей для развития, саморазвития и реализации как отдельных субъектов учебно-воспитательного процесса, так и всего ученического и педагогического коллектива. Кроме того мобильность показывает способность воспитательной среды к возможным изменениям. Это важный показатель, без которого образовательное учреждение не будет конкурентоспособным.

Интенсивность воспитательного процесса показывает степень насыщенности условиями, влияниями и возможностями, а также их интенсивность. Перенасыщенный или слишком интенсивный воспитательный процесс с огромным количеством мероприятий ведет к перегрузке, что нарушает требования к сохранению здоровья субъектов процесса воспитания. Показателем включенности в воспитательный процесс всех субъектов является осознанность воспитательного процесса.

Характеристика, по которой можно судить о включенности объектов, субъектов, процессов и явлений в воспитательный процесс является такой индикатор или показатель как широта. К этому показателю можно отнести такие параметры как проведение различных мероприятий разного масштаба (район - округ - город - регион), международное сотрудничество образовательного учреждения, а также конкурсы и проекты различных уровней.

Показатель доминантности воспитательного процесса показывает насколько высок авторитет школы в глазах родительской общественности, значим в социуме, в самом педагогическом коллективе.

Такой показатель как когерентность (согласованность, гармоничность) тесно взаимосвязан с показателем доминантности и повышению этого показателя будут способствовать совместные проекты и сотрудничество с учреждениями спорта, культуры, неформальными детскими общественными организациями, органами самоуправления, средствами массовой информации.

Показатель социальной активности отражает успешность выпускников, реализацию различных социальных инициатив, участие в различных разнопрофильных конкурсах и проектов, как учеников, так и учителей и подтверждается практикой воспитательной работы.

При разработке нормативных и рекомендательных материалов и документов, обеспечивающих функционирование и развитие системы воспитания в образовательном учреждении необходимо опираться на нормативно-правовые и законодательные акты системы образования РФ:

Нормативно-правовая база для разработки концепции, воспитательной программы образовательного учреждения.

1. Закон РФ « Об образовании».

2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».

3. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование-5»

4. Целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы».

5. Концепция развития воспитания в системе образования города Москвы (2010г).

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (2009г.).

7. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

8. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

9. Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (в редакции ФЗ от 20.07.2000 №103-ФЗ).

10. Приложение к письму МО РФ от 15.12.2002 №30-51-914/16 «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования».

11. Письмо Минообразования России от 02.0402002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ».

12. «Приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ» (одобрены на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004г., протокол № 47, раздел 1).

Знание и использование соответствующих нормативных документов ведет к грамотной и компетентной работе всего педагогического коллектива, к правильному руководству и управлению воспитательной системой образовательного учреждения.

Кроме того научно - методическое обеспечение по организации воспитательного процесса будет во многом зависеть и от выполнения функций

управления образовательным учреждением со стороны администрации. Доктор педагогических наук П.И.Третьяков предлагает следующие функции управления школой, которые в нашем контексте можно рассматривать как функции мониторингового изучения:

Мотивационно-целевая функция - четкое выполнение всеми членами педагогического коллектива работы в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.

Информационно-аналитическая функция - функция управления, направленная на изучение физического состояния и обоснования применения совокупности способов, средств воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.

Планово-прогностичекая функция - деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных целей в разработке программ достижения.

Организационно-исполнительская функция объективно принадлежит каждому циклу управления и несет в себе основной потенциал социального преобразования образовательного учреждения; характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организационных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, установленные по поводу распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности.

Контрольно-диагностическая функция понимается как одновременное оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления, будь это на уровне личности учащегося, деятельности учителя или руководителя школы.

Регулятивно-коррекционная функция определяется нами как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Исходя из перечисленных функций, указанному выше научно-методическому обеспечению определение эффективности воспитательного процесса будет во многом зависеть от:

- степени соответствия содержания и организации воспитательного процесса, основным требованиям нормативно-правовой базы (Минимальный объем

социальных услуг по воспитанию), потребностям общества; систематического диагностирования состояния профессиональных роста заместителя директора по воспитательной работе, самочувствия педагогов, изучение эффективности и качества воспитательной работы, воспитанности учащихся с целью обнаружения и разрешения конфликтов, степени удовлетворенности педагогов, родителей жизнедеятельностью школы, повышения качества профессиональной деятельности всех субъектов воспитательного процесса путем совершенствования воспитательной работы в округе;

- учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся в процессе организации разнообразной совместной деятельности (органы ученического самоуправления, детские общественные организации); привлечение к организации воспитательного процесса социальных партнеров (учреждения дополнительного образования, гражданско-патриотические клубы, спортивные и музыкальные студии и коллективы, Совет ветеранов и др.); уровня профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения, заместителя директора по воспитательной работе, их искусства взаимодействия с педагогическим коллективом, учащимися, родителями в принятии управленческих решений и контроля над развитием воспитательной деятельности на уровне общеобразовательного учреждения.

К методам изучения качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении относят следующие:

1) неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности);

2) диагностические (для количественного измерения);

3) экспериментальные (для объяснения психических явлений);

4) формирующие (для выявления возможностей развития).

Методики, диагностики, анкеты оценивания качества реализации воспитательных задач педагогами-воспитателями (заместителем директора по воспитательной работе, учителем, классным руководителем, социальным педагогом, вожатым) должны носить комплексный характер, и быть направленными на изучение всех составляющих педагогической компетентности в области воспитания (профессиональных знаний и профессиональных умений в области воспитания, мотивационно-личностного компонента и позиции педагога).

Критерии - это признаки, на основе которых производиться оценка эффективности воспитания. Критерии обозначают основные направления выявления результатов и не являются раз и навсегда данными: они могут меняться вместе с развитием учреждения, однако основное критериальное ядро должно сохраняться. Кроме критериев в критериально-оценочный комплекс оценки качества воспитания

включается достаточно широкий спектр показателей, адекватно и емко отражающих важнейшие грани (стороны) каждого критерия.

Оценка качества воспитания обычно производится с использованием двух групп критериев:

а) количественные (обычно фиксируются информационно-аналитическим методом): количество учащихся, проведенных воспитательных мероприятий, дополнительных образовательных услуг; количество разработанных и распространенных методических и информационных материалов; количество мероприятий по профилактике асоциальных проявлений и др.

б) качественные: повышение адаптивности учащихся, оценка самими учащимися качества воспитания, профессионального уровня педагогов; самооценка педагогами профессионального уровня; экспертная оценка профессионализма педагогов и административных работников и др.

В соответствии с логикой и структурой требований, предъявляемых к современному профессиональному учебному заведению, можно выделить различные группы критериев (таблица 1).

Таблица 1 Критериальная карта оценки качества воспитания

№ Критерии Показатели

1 Критерии результативности воспитательного процесса, касающиеся различных сторон профессионально-личностного развития учащегося интеллектуальная развитость (владение операциями мыслительной деятельности; готовность к совместной творческой деятельности; уровень познавательного развития; уровень креативности и др.)

психологическое состояние (уровень работоспособности / утомляемости; стрессоустойчивость; уровень беспокойства, тревоги; уровень саморегуляции и др.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

физическое и психическое здоровье (соответствие показателей здоровья региональным нормативам; частота заболеваемости; отсутствие хронических заболеваний и др.)

духовное развитие (гуманность способов взаимодействия, взаимоотношений; культура поведения в учреждении и вне его; проявление конструктивной активности в социальном поведении; наличие конструктивной творческой мотивации; целостность Я-концепции и др.)

2 Критерии сформированное™ целостного воспитательного пространства образовательного учреждения направления деятельности, в которых принимают участие члены педагогического и студенческого коллективов

количество оказываемых дополнительных образовательных услуг (кружковая работа, центры творчества, досуга)

социально-психологические аспекты состояния учреждения: число конфликтов в учреждении, стабильность кадрового состава, удовлетворенность отношениями в учреждении

социальная оценка деятельности учреждения: престиж учреждения, конкурентоспособность

степень удовлетворенности студентов и их родителей качеством воспитательной работы

качество связей образовательного учреждения с другими институтами воспитания

проявления культуры жизнедеятельности, определяющихся в поддержании и развитии традиций, изучения истории учреждения,

поддержание связей с выпускниками разных лет и бывшими коллегами

наличие и использование неофициальной символики ("герб", гимн)

количество видов и качество социально и личностно значимой деятельности

динамика достижений по разным направлениям и видам культурно-оздоровительной деятельности_

Критерии социальной эффективности процесса

отсутствие рекламаций со стороны учащихся и родителей, а также учереждений и высших учебных заведений, в которых работают и обучаются выпускники_

воспитания

состояние распространенности наркомании и алкоголизма среди учащихся_

число учащихся из неблагополучных семей, которым была оказана помощь;_

полнота учета семей "группы риска"

сформированность традиций в учреждении

участие учреждения в развитии экономической жизни города, области

культурной, социальной,

количество специалистов образовательного учреждения, использующих компьютер в воспитательной и управленческой деятельности_

Критерии информатизации

количество специалистов, использующих компьютер в опытно-поисковой работе (база данных, средства диагностики и т.д.)_

сформированность локальной сети, представленность образовательного учреждения в общегородской, областной всемирной сети (наличие раздела «воспитательная работа»)_

Критерии эффективности управления процессом воспитания

системность и упорядоченность в организации деятельности (сформированность коллектива; осознание общих целей и задач воспитательной деятельности и способов фиксации их реализации; четкость распределения функциональных обязанностей; наличие четко оформленных критериев оценки работы каждого педагога или администратора; наличие анализа эффективности принятых и выполняемых решений; наличие упорядоченной системы информации по содержанию выполненных действий и их результативности)_

активность и продуктивность деятельности (число инициатив по улучшению работы и новых видов деятельности в области воспитания, исходящих от специалистов)_

оперативность и четкость работы (своевременное выполнение запланированных воспитательных мероприятий; согласованность действий при выполнении деятельности)_

психологический климат (число конфликтов, взаимозаменяемость, взаимопомощь, высокий уровень работоспособности, ответственность за результаты работы)_

компетентность (высокий уровень общей и профессиональной культуры, предполагающий актуализацию общечеловеческих ценностей; знание теорий и концепций воспитания, современных разработок и теоретических установок в области воспитания и др.)_

продуктивность (число инициатив по улучшению воспитательной деятельности, число решений по развитию инновационных процессов, подготовленных при участии специалиста)_

Критерии специалистов

оценки

методическая грамотность (количество разработок рекомендательного и нормативно-регулирующего характера; число разработанных аналитических показателей оценки выполнения воспитательной работы; число разработок информационного характера для учреждения)_

включенность в работу учреждения (глубина и согласованность действий с другими специалистами учреждения, с работниками других учреждений; наличие совместных действий с другими специалистами)

ответственность и пунктуальность, дисциплинированность в выполнении действий; доброжелательность, неконфликтность, стремление и способность к сотрудничеству_

личная заинтересованность в результатах работы, открытость, гласность в действиях

сформированность чувства общности, своему учебному учреждению_

"патриотизма" по отношению к

Критерии

количество и качество воспитательных мероприятий

3

4

5

6

7

эффективности психолого- педагогического сопровождения воспитательного процесса повышение квалификации педагогов

участие в научно-исследовательской и учебно-методической деятельности (методические разработки, пособия, рекомендации)

наличие упорядоченного банка диагностических методик

число направлений воспитательной деятельности (в том числе профилактическая работа), консультативная деятельность

8 Критерии оценки материально -технического оснащения воспитательного процесса Наличие помещений для проведения коллективных воспитательных мероприятий (актовый, физкультурный залы)

Наличие условий для организации досуговой, спортивной, художественно-эстетической и др. видов деятельности (оборудования, инвентаря, его состояние, условия хранения)

Данные показатели могут (и должны) корректироваться при реализации конкретной модели воспитательной системы образовательного учреждения; некоторые из них будут диагностироваться уже на этапе становления воспитательной системы, другие проявятся лишь в процессе ее развития - это зависит от ценностно-целевого определения результативности воспитательной системы, представленного в концепции воспитания.

Качественное решение воспитательных задач во многом зависит от кадровых ресурсов педагогов-воспитателей образовательного учреждения, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания. При оценивании качества воспитания особенно важным представляется выявление уровня педагогов, осуществляющих реализацию задачи воспитания по следующим показателям (см. Таблица 2).

Таблица 2. Показатели профессионализма педагога, осуществляющего воспитание учащихся

Минимальный уровень Достаточный уровень Квалифицированный уровень

Знание теории и методики воспитания: - знание современных подходов к организации воспитательного процесса; - творческое использование положительного опыта в своей практике Знание теории и методики воспитательной работы: - знание современных концепций, технологий воспитания; - умение интегрировать их в своей профессиональной деятельности Знание методологических, теоретических, технологических основ воспитания: - знание современной методологии воспитания; - знание современных концепций, систем, технологий воспитания; - умение на их основе создавать собственную (авторскую) систему воспитательной работы в группе

Владение педагогом методикой изучения учащихся и коллектива (при изучении учащихся, коллектива используются различные методы: наблююдение, беседа, организация само-, взаимооценки воспитанников, социометрия, парное сравнение, эксперимент и др.) Знание сути и умение осуществлять диагностико-прогностическую деятель-ность: - владение диагностическими методиками; - умение осуществлять прогноз хода воспитательного процесса, своей педагогической деятельности; - владение банком систем изучения учащихся, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности Знание сути и владение технологией педагогического мониторинга: - умение составлять и реализовывать программу педагогического мониторинга; - умение координировать и внедрять самостоятельно разработанную систему изучения учащихся; - умение отслеживать ход и результаты воспитательного процесса

Владение методикой планирования воспитательной работы: - знание «алгоритма» составления плана, его структуры, различных матриц основной части плана; - умение составлять перспективный план; Владение современными подходами, алгоритмами планирования воспитательной работы (И.П. Иванова, Н.Е.Щурковой, В.А. Караковского и др.), умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности Знание сути и владение технологией проектировочной деятельности: - умение составлять концепцию, программу воспитания, план воспитательной работы; - умение проектировать воспитательную систему группы

Владение методикой организации деятельности воспитанников: - знание современных форм организации деятельности учащихся (коллективно-творческих дел—КТ Д, деловая игра, моделирование ситуации и др.); - владение приемами вовлечения учащихся в организацию воспитательных дел; - умение на практике реализовывать задуманное Владение известными методиками организации жизнедеятельности учащихся (И.П.Иванова, Н.Е. Щурковой, В.А. Караковского и др.), умение их интер-претировать в своей профессиональной деятельности Знание сути и владение технологией организаторской деятельности: - координация деятельности основных институтов социализации личности (семьи, образовательных учреждений дополнительного образования, детских и юношеских организаций и др.); - организация воспитательной деятельности в процессе обучения (самостоятельно и с помощью предметников); - организация собственных воспитательных влияний вне учебной деятельности; - организация коллектива в качестве средства становления личности студента; - индивидуальная работа с учащимися

Владение методикой анализа при оценке воспитательной работы с коллективом и отдельными воспитанниками: -умение выявлять и анализировать состояние и сдвиги в показателях воспитанности учащихся, в этапах развития коллектива Знание и умение использовать на практике известные подходы к критериям, методикам выявления результативности воспитательного процесса; умение анализировать результаты воспитания Знание сути и владение технологией гностической деятельности: -осуществление сбора и анализа данных, полученных в ходе диагностической деятельности предметников, психологов, социального педагога и др.; - анализ данных, полученных в ходе собственной диагностической деятельности; - анализ изменений в уровне развития, образования, воспитанности школьников, ведение карты педагогического мониторинга; - анализ собственной деятельности, а при необходимости и других участников педагогического процесса с целью внесения изменений в задачи, содержание, формы и методы работы с детьми; - анализ воспитательной работы, КТД, внеурочной деятельности по

предмету.

Владение методикой профессионального самообразования по организации воспита-тельного процесса: - знание структуры и содержания квали-фицикационной характеристики воспита-теля; - умение дать оценку своей профессио- нальной подготовленности к воспита-тельной работе; - владение приемами изучения и использования положительного педагогического опыта Знание различных моделей (профессиональных требований) современного воспитателя, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности; владение методиками самосовершенствования в области воспитания Знание сути профессиональной позиции педагога, умение ее анализировать, предъявлять; умение совершенствовать ключевые профессиональные умения: «учитывать самочувствие студентов; прослеживать характеристики психологического климата; контролировать ход групповой деятельности; увеличивать меру самостоятельности через возложение полномочий; изменять профессиональную позицию в соответствии с меняющейся ситуацией» (Н. Е. Щуркова)

В зависимости от уровня профессионализма педагога-воспитателя будут определены и трудности, с которыми сталкивается педагог при организации воспитательной работе. Эти трудности могут проявляться при решении таких вопросов воспитания как:

- постановка и решение педагогических задач (педагог испытывает затруднения в балансировке обучающих задач с развивающими и воспитывающими, допуская упущение воспитательных задач);

- организация педагогических воздействий (неумение изучать учащегося, неумение видеть учащегося как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития);

- оценка воспитанности (педагог больше внимания обращает на внешнюю сторону поведения и дисциплину, а не на мотивы поступков);

- в выборе методов воспитания (педагог стремится навязать способы поведения в готовом виде, а не создает ситуации морального выбора; оценивает отдельные поступки учащегося вне контекста его общего поведения);

- организация воспитательного процесса (педагоги не проявляют инициативу, не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, мероприятия проводят шаблонно; в воспитательной работе предпочтение отдается массовым формам работы, отдельным направлениям и эпизодическим мероприятиям в ущерб комплексному подходу);

- организации собственной деятельности в частности в самоконтроле и самокоррекции своего труда (недостаточная полнота и системность психологических знаний, недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе, когда

педагог не видит в самом себе причин, мешающих ему понять учащегося или влиять на него).

Научно-методическое обеспечение, включающее методики, диагностики реализации воспитательных задач предоставляет администрации ОУ информацию для дальнейшего анализа кадровых, мотивационных, технологических, временных ресурсов, способствует определению направлений и перспектив их развития, содействует укреплению адекватной профессиональной самооценки, позитивной Я-концепции и психологической защищенности педагогов.

Список литературы

1. Гормин А. Процессная модель оценки качества образования // Директор школы №10, 2005, стр. 17-24.

2. Дереклеева Н. Оценка результатов воспитательной работы//Воспитательная работа в школе. 2005. - №6. - С.103-112.

3. Караковский В.А. Воспитание для всех. М.: НИИ шк. технологий, 2008. 240 с.

4. Литвиненко Э.В., Сергеева М.А., Нечаев М.П. Экспертное оценивание в лицензировании и аттестации образовательных учреждений и управленческих кадров: учеб. пособие. М.: 5 за знания, 2008. 176 с. (Метод. б-ка)

5. Нечаев М.П. Экспертное оценивание воспитательной деятельности в аккредитации образовательного учреждения и аттестации управленческих кадров: метод. пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2008. 76 с.

6. Схема аттестационной и аккредитационной оценки воспитательной деятельности образовательного учреждения (на основании Письма Минобразования России от 15.10.2003 № 24-51-212/13-28-51-793/16 «О методических рекомендациях по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.