Научная статья на тему 'Научно-методические основания модели комплексной оценки модернизационных рисков в сфере образования'

Научно-методические основания модели комплексной оценки модернизационных рисков в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ РИСК / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОННОГО РИСКА / MODERNIZATIONAL RISK / INTEGRATED VALUATION OF MODERNIZATIONAL RISK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белоусова Светлана Анатольевна

Обсуждаются научно-методические основы инструментария оценки профессионального риска руководителей образовательных организаций в условиях модернизационных изменений, предполагающих технологические преобразования, изменение типа общественных отношений, отношений между социальными структурами и социальными агентами. Представлен теоретический анализ категорий: профессиональный риск руководителей образовательных организаций в условиях модернизации образования; комплексная оценка модернизационных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical Basises of the model integrated valuation of modernizational risks in educational establishments

The article represents itself as theoretical analysis such categories as professional risk of leaders of educational organization in the atmosphere of modernization of education, integrated value of modernizational risk. The purpose of this paper is representation of scientific methodical basis of value of professional risk of leaders of educational establishments in the atmosphere of modernizational changes, which suppose not only technological reforms.

Текст научной работы на тему «Научно-методические основания модели комплексной оценки модернизационных рисков в сфере образования»

Психология развития, акмеология

УДК 37.012 ББК 4481.4

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ РИСКОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ*

С.А. Белоусова

Обсуадаются научно-методические основы инструментария оценки профессионального риска руководителей образовательных организаций в условиях модернизационных изменений, предполагающих технологические преобразования, изменение типа общественных отношений, отношений между социальными структурами и социальными агентами. Представлен теоретический анализ категорий: профессиональный риск руководителей образовательных организаций в условиях модернизации образования; комплексная оценка модернизационных рисков.

Ключевые слова: модернизационный риск, комплексная оценка модернизации онного риска.

Результаты многочисленных эмпирических исследований показывают, что риски в современной жизни возрастают по частоте, их природа становится более сложной, а их различные сочетания качественно меняют формат генерируемых ими последствий. Отечественные ученые А.П. Альгин, М.С. Гринберг, М.Е. Маслова, В. Роик, а также зарубежные исследователи У. Бек, М. Валлах, Э. Гидденс, Д. Картрайт и др. считают риск одной из атрибутивных характеристик «высокой современности». При этом всё большее значение приобретают такие разновидности риска, как модернизационные.

Неслучайно поэтому разные аспекты мер, обеспечивающих безопасность личности в трудовой деятельности, а также организаци-онно-методические подходы к оценке профессиональных рисков, находят отражение во многих нормативных документах. Вместе с тем, приходится признать, что в управлении образованием в России сохраняется идея «нулевого риска» для вовлекаемых в любую инновационную программу, зачастую не учитываются психосоциальные составляющие безопасности труда, при этом фиксируются значительные психологические и социально-психо-

логические проблемы работников, обусловливающие не только проблематичность достижения новых результатов, но и снижение производительности труда.

Проблемы комплексной оценки модерни-зационного риска в образовании связаны с развитием управления качеством в общей системе менеджмента, элементом которого и является управление рисками. Так, построение модели оценки риска может опираться на результаты исследования содержания риск-менеджмента с точки зрения сущности объекта управления, отдельных элементов системы управления рисками, представленных в работах И.Т. Балабанова, М.А. Рогова, Е.Н. Ста-ниславчик, B.C. Ступакова, Г.С. Токаренко, Э.А. Уткина, М.Г. Лапусты, Б. Райзберга и др. Экономистами, социологами, психологами сформированы общие представления о сущности риска как явления, затрагивающего различные сферы человеческой жизнедеятельности, исследованы различные аспекты проявления социального риска в общественной реальности. Однако анализ представленных работ свидетельствует лишь о первых попытках создания научного инструментария и несфор-мированности методических стандартов управ-

* Исследование осуществляется при финансовой поддержке РГНФ (№ проекта 08-06-00829а).

ления рисками, о существовании разнообразия зачастую противоречащих друг другу методических подходов к решению задач оценки профессиональных рисков, об отсутствии прикладной привязки к системе образования.

Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой цель - разработать методическую модель комплексной оценки риска, обеспечивающей определение его обоснованности, осознанности, меры, а также выбор вариантов действий и форм защиты в ситуации риска.

Первым этапом оценки модернизацион-ных рисков является риск-анализ - идентификация реальной опасности для отдельных лиц и / или групп в сфере образования и образовательной системы. Процесс состоит в выявлении и признании факта существования опасности и последовательном определении её характеристик.

При идентификации рисков важно учитывать, что риск - систематическое взаимодействие общества с угрозами и опасностями, индуцируемыми и производимыми процессом модернизации как таковым. Риски являются следствием угрожающей силы модернизации и порождаемых ею чувств неуверенности и страха [1]. Важные характеристики модерни-зационных рисков выявляем в представленных ниже определениях данного понятия. Риск, по М. Маркхоферу [1], - это неопределенная ситуация, в которой одно или несколько последствий (в нашем случае - здоровье человека, состояние и развитие образовательной системы) нежелательны. Известный отечественный социолог В.Н. Кузнецов утверждает, что риски - это комплекс (система) социальных, экономических, политических, духовных, техногенных и экологических явлений и процессов, разрушающим образом воздействующих на социальные организации и структуры, трансформируя их элементы и нарушая нормальное функционирование, что, в конечном счете, приводит социальные системы к упадку и распаду. Социальный риск деятельность человека или отказ от нее в ситуации риска (выбора, неопределенности) [2], требующая от него оценки собственных действий, выработки необходимых социальных качеств, а также учет и регулирование воздействия опасных социальных факторов. Явление риска включает в себя такие элементы ситуации риска, как опасения неудачи, опасности, вероятность ошибки, надежды на благоприятный исход и ситуацию выбора альтернатив. При этом ситуация риска - единство обстоя-

тельств и индивидуально-групповых предпочтений, связанных с некоторыми критериями оценки или методами, на основе которых принимается альтернативное решение.

Модернизационные риски в сфере образования имеют сложную природу, значительное многообразие и связаны с проявлением сложного комплекса взаимосвязанных факторов условий труда и трудового процесса в управлении (в том числе: интенсивные изменения внешней и внутренней среды образовательной организации, высокое развитие управленческой деятельности, востребованность управленческих технологий, имеющих стохастический характер, повышение неопределенности субъектно-субъектных взаимосвязей участников образования), биологического состояния руководителя и его здоровья, особенностей восприятия им рисков в процессе модернизации, развитости механизмов и институтов защиты от рисков и др.

С помощью научных методов исследования (теоретический анализ, экспертные суждения, сравнительные оценки), на основе использования всей доступной информации об основных механизмах модернизации и учета фона неблагоприятных воздействий (состояние управляющей и управляемых систем) нами произведена идентификация опасностей модернизационных рисков. По основным мо-дернизационным механизмам (внедрение нормативного финансирования, новой отраслевой системы оплаты труда и оценки качества образовательных услуг, совершенствование институциональных механизмов управления образовательным учреждением (развитие государственно-общественного управления), реструктуризация сети образовательных учреждений) дана характеристика индивидуальногрупповых предпочтений руководителей образовательных организаций в ситуации выбора (предпочтений, как правило, связанных с неэффективными критериями оценки и методами), факторов риска (структурных элементов ситуации риска, условий, обстоятельств, конкретных причин, движущих сил процесса, определяющих его характеристики) и зон риска (границ, в пределах которых действуют факторы риска) по основным модернизацион-ным задачам (видам профессиональной деятельности, в которых проявляются риски).

Социально-психологическое исследование показало, что объем модернизационных рисков является функцией качества социальных отношений и процессов. Факторы риска,

имеющие социальную природу, обуславливают возникновение отклонений фактических результатов инновационного процесса от запланированных.

Руководители образовательных организаций, являясь ключевыми фигурами модернизационных процессов, тем не менее, действуют, в значительной степени подчиняясь решениям вышестоящих органов управления образованием, формирующих образовательную политику. Поэтому комплексная оценка модернизационных рисков включает оценку разных сфер.

Среда, формирующая модернизационные риски. С одной стороны, как утверждает Ю.А. Левада [3], вынужденные перемены определяются «наличным коридором возможностей», с другой стороны, риск создает свои среды. С позиций медицины изучаются факторы трудового процесса: интенсивность труда, темп работы, продолжительность и др. как источники нарушения здоровья руководителя. Данная оценка является предварительной и дополняется оценкой фактического воздействия на состояние здоровья работающих. Среду, формирующую риски, составляют также повреждающие эффекты (рисковые ситуации), социальные, экономические, организационные факторы-условия уязвимости руководителей образовательных организаций (имеющиеся условия для охраны здоровья руководителей; качество жизни (уровень доходов)) и элементы действительности, являющие собой источник неопределенности. Большое значение может иметь развитие институционально признанной рискогенной среды.

Сфера, воспринимающая риск. Руководители образовательных организаций в избранном нами подходе являются «потребителями» риска, его объектом (поскольку подвергаются воздействию принятых субъектами риска решений), а также его производителями и распространителями. Оценка модернизационных рисков включает в себя следующие составляющие по объекту риска: уровень управленческой квалификации; состояние методической базы по решению задач (параметры: качество реализации руководителями технологических управленческих процессов, в которые они «втягиваются»; конструктивные недостатки применяемых средств труда; организация работы (уровень напряженности в связи с количеством изменений в работе, необходимостью переработок); данные о нагрузке руководителей образовательных организаций,

длительность рабочего дня, величина продолжительности ежегодной работы (соответствие законодательно установленной продолжительности ежегодной работы); состояние здоровья и количество случаев нетрудоспособности; оценка работоспособности. Поскольку особенности современного риска в том, что «опасная реальность скрыта от восприятия» [1] и «видимое» (наши цели) соревнуется с «невидимым», субъективный характер риска связан с личным отношением к нему конкретного индивида, с осознанием им ситуации риска и его последствий. Поэтому в комплексную оценку модернизационных рисков по объекту рисков включена субъективная оценка руководителем своих действий и его оценка ситуации. Исследованию подлежат индивидуальное восприятие риска; знание -незнание о риске; личное отношение к опасности; социальные характеристики индивидов. Параметры субъективной оценки на уровне руководителей образовательных организаций включают в себя: восприятие опасности каждой ситуации (фактора) риска; восприятие проявлений каждой ситуации (фактора) риска; восприятие эффектов (результатов) действия в ситуации риска. Руководители выражают отношение к каждому фактору риска по следующим параметрам: вероятность возникновения риска; обратимость возникновения риска; осведомленность о возможном риске; научная неопределенность риска; контролируемость риска; институциональное доверие; атрибутивность риска; внимание СМИ к риску.

Сфера, управляющая риском в территориальной образовательной системе. Субъекты управления на муниципальном и региональном уровнях одновременно являются и субъектом риска - источником возможного негативного последствия, и субъектом управления рисками, поскольку по Н. Луману [1] о риске говорят тогда, когда может быть принято решение, без которого не возникло бы ущерба в будущем. Оценка модернизационных рисков включает в себя следующие составляющие по субъекту риска: наличие нормативно-правовых актов по проблемам эргономики и рисков; наличие специалистов, знающих и умеющих проводить идентификацию и оценку рисков; содержание и организация органами управления регионального и муниципального уровней целенаправленной и систематической работы по устранению или понижению степени воздействия неблагоприятных факторов про-

изводственной среды и трудового процесса В ходе модернизации через выявление и идентификацию рисковых ситуаций; соответствующая научная и информационная инфраструктуры; наличие программ социального обеспечения руководителей образовательных организаций. В значительной степени модер-низационные риски по субъекту управления являются вопросом коммуникаций. Принципы управления в риск-менеджменте - неравнодушие, нравственность, информационная активность в социальных взаимодействиях, активная позиция по отношению к восприятию информации; осознанный выбор человека, формирование собственной позиции, суждения при условии свободы, а также принцип эффективной коммуникации. Востребованная при этом культура безопасности - специфическая совокупность ориентиров, средств, форм и способов взаимодействия людей (социальных групп, институтов) со средой существования, которые они вырабатывают в процессе совместной жизни для поддержания (изменения) определенных структур деятельности, социального взаимодействия и общения [3].

Обобщенные параметры комплексной оценки на уровне субъектов управления по названным ролям имеют следующий вид.

В оценке роли субъектов риска: механизмы производства источников опасности риска в каждой ситуации (качество принимаемых управленческих решений); механизмы производства проявлений рисков в каждой ситуации (качество реализации технологических управленческих процессов); механизмы производства эффектов (результатов) действия в ситуации риска.

В оценке роли субъектов управления риском: механизмы модификации источников опасности риска в каждой ситуации (индивидуализация решений); механизмы модификации процесса проявления рисков в каждой ситуации (подключение служб сопровождения к коррекционным и реабилитационным мероприятиям, информационная и консультативная поддержка; инструкции и предписания об эффективном планировании и др.); механизмы модификации результатов действий в ситуации риска (подключение служб к проектированию механизмов управления на уровне образовательного учреждения, инструкции и предписания о действиях в трудных ситуациях и др.).

Комплексная оценка модернизационных рисков предполагает выявление результирую-

щего эффекта взаимодействия выявленных видов риска по всем сферам, а также по субъекту и объекту, установление взаимосвязи между состоянием условий труда и вероятностью возникновения повреждающих эффектов.

Мы придерживаемся мнения о принципиальной невозможности полного исключения профессионального риска в процессе управленческой деятельности. Но речь должна идти об установлении уровня недопустимого риска и подборе мер его исключения из управленческой практики. При этом оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетание, а мера риска - итоговый класс условий, установленный в ходе комплексной оценки рисков по всем сферам. В результате комплексной оценки модернизационных рисков выделяются следующие их уровни:

- наиболее значимые и важные риски, проявления которых следует ждать с наибольшей вероятностью;

- значимые риски, проявления которых можно ожидать с достаточной степенью вероятности, но в зависимости от дополнительных условий;

-риски, вероятность проявления которых незначительна, проявление которых носит специфический и / или эпизодический характер.

Идентификация модернизационных рисков и моделирование комплексной оценки позволяет перейти к подбору и разработке инструментария сбора необходимой информации о вредных и опасных факторах, возникающих в сфере образования в связи с модер-низационными процессами. Состав отобранного / разработанного и апробированного инструментария комплексной социологической, социально-психологической, психологической оценки модернизационных рисков представлен в таблице.

Данные методы позволяют собрать необходимую информацию о вредных и опасных факторах для определения степени риска и возможных мер защиты, оценить возможности устранения опасности до уровня, который не приводит к нарушениям здоровья.

Обзор методов анализа рисков, систематизация методического материала позволяют сделать вывод о важности как количественных, так и качественных методов оценки риска.

Итак, на основе анализа концептуального аппарата для построения процедур оценки модернизационных рисков в территориальной

Инструментарий комплексной оценки модернизационных рисков

Параметры оценки Инструментарий комплексной оценки

Опасности; восприятие источника риска; механизмы производства источников опасности-механизмы модификации источников Методы социологической оценки: - методика «Оценка восприятия риска» (ранжирование опасности и определение степени риска) (варианты для руководителя образовательного учреждения и специалиста ОУО); -метод проверочного листа «Что будет, если...» (варианты для руководителя образовательного учреждения и специалиста ОУО); - стандартизированное интервью; - анкеты «Оценка хода и реализации ПНПО» (варианты для педагога образовательного учреждения, руководителя образовательного учреждения, старшеклассников, родителей обучающихся, руководителей ОУО); - анализ документации; - методика «Организация» (Ю.Д. Красовского, О.И. Иванниковой, О.И. Митиной); OCAI (К. Камерона и Р. Куинна). Методы психологической оценки: - опросник структуры субъектности педагога (И.А. Серегиной); - тест Куна «Кто я?»; -методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда (адаптация Е.С. Михайловой); - психодиагностическая методика индивидуальной меры рефлексивности (A.B. Карпова); -тест-опросник субъективного локуса контроля личности (УСК)

Проявления фактора; восприятие проявлений факторов риска;, механизмы производства проявлений; механизмы модификации проявлений Методы социологической оценки: - методика «Оценка восприятия риска» (варианты для руководителя образовательного учреждения и специалиста ОУО); - критериально-ориентированный опросник «Компетентность менеджера в условиях модернизации» (варианты для руководителя образовательного учреждения и специалиста ОУО); - анализ ситуаций; - анализ документации

Эффекты действия; восприятие эффектов действия риска; механизмы производства эффектов проявлений; механизмы модификации результатов проявлений Методы социологической оценки: - критериально-ориентированный опросник «Компетентность менеджера в условиях модернизации» (варианты для руководителя образовательного учреждения и специалиста ОУО). Методы психологической оценки: - анализ ситуаций; - методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (А.И. Баевой)

образовательной системе нами предложена модель комплексной оценки профессионального риска руководителей образовательных организаций в условиях реализации модерни-зационных задач. Модель предполагает возможность качественно и количественно выявить существенные параметры и характеристики рисков, определить уровень устойчивости возникающих социальных явлений, в том числе зафиксировать возникновение по критериям статистической значимости уровня угроз.

Литература

1. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

2. Зубков, В. И. Риск как предмет социологического анализа / В.И. Зубков // Социс. -1994.-№4.-С. 3-9.

3. Мешавкина, НА. Социальный риск в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук/НА. Мешавкина. -Уфа, 2007.-20 с.

Поступила в редакцию 26 февраля 2009 г.

Белоусова Светлана Анатольевна. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии развития Южно-Уральского государственного университета: ipk_sciense@mail.ni.

Svetlana A. Belousova. Candidate of the pedagogic sciences, senior lecturer of Department of Developmental Psychology, South Ural State University: ipk_sciense@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.