Научная статья на тему 'Научно-методические аспекты формирования учебной деятельности на уроках технологии'

Научно-методические аспекты формирования учебной деятельности на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ / УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ / РЕФЛЕКСИЯ / НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ / ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЯ / СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЯ / ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ ТРЕТЬЕГО ТИПА / СУЖДЕНИЕ / УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев В.В., Сазонова Л.В.

В данной статье рассматриваются научно-методические аспекты формирования учебной деятельности на уроках технологии. На основе выявленных понятия и структуры учебной деятельности по Д.Б. Эльконину предлагаются содержание, методы и приемы формирования у обучающихся обобщенных способов действий при изучении технических понятий, решении различных технологических задач, выполнении трудовых операций. Представленные методические рекомендации по формированию учебной деятельности на уроках технологии, могут быть полезны при подготовке учителей технологии в ВУЗах, а также работающим учителям и методистам, занимающимся проблемами технологического образования школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев В.В., Сазонова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методические аспекты формирования учебной деятельности на уроках технологии»

ния к раннему началу половой жизни (на 10 %) и наркотическим средствам (на 8 %).

Мной был представлен один из методов пропаганды здорового способа жизни среди подростков. Для достижения цели формирования культуры здорового и безопасного образа жизни молодежи, необходим комплекс мероприятий. Это работа спортивных секций, кружков профессионального мастерства, проведение внеурочных культурно-массовых мероприятий, участие в социальных программах.

Список литературы:

1. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Краснодарского краяв 2015-2016 году.

2. Справка об эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в Краснодарском крае за 3 месяца 2016 года.

3. Ворник Б.М., Голоцван О.А., Коломиец В.П. Модуль «Прояви заботу и осмотрительность»: Научно-методическое пособие. - К.: Учебная книга, 2002.

4. http://www.meddaily.ru/article.

5. Торшин А. Проблема наркомании становится реальной угрозой / А. Торшин // Вопросы социального обеспечения. - 2011. - № 23 (15 дек.). -С. 9-10.

6. Попов В.А. Наркоситуация в России как социально-педагогическая проблема / В.А. Попов // Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 45-50.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1 2 © Николаев В.В. , Сазонова Л.В.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец

В данной статье рассматриваются научно-методические аспекты формирования учебной деятельности на уроках технологии. На основе выявленных понятия и структуры учебной деятельности по Д.Б. Эль-конину предлагаются содержание, методы и приемы формирования у обучающихся обобщенных способов действий при изучении техниче-

1 Доцент кафедры Профессионального и технологического образования, кандидат педагогических наук.

2 Магистр кафедры Дефектологического образования.

ских понятий, решении различных технологических задач, выполнении трудовых операций. Представленные методические рекомендации по формированию учебной деятельности на уроках технологии, могут быть полезны при подготовке учителей технологии в ВУЗах, а также работающим учителям и методистам, занимающимся проблемами технологического образования школьников.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, учебная деятельность, структура учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, учебные задачи, учебные действия, действия контроля и оценки, рефлексия, научное понятие, общие признаки понятия, существенные признаки понятия, ориентировочная основа действий третьего типа, суждение, умозаключение.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования требует от педагога формирования на уроках учебной деятельности по «... первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур» [4, с. 12].

Учебная деятельность, по мнению Д.Б. Эльконина, - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий [7, с. 245]. Автор определяет также основные компоненты учебной деятельности: мотивация учебной деятельности, учебные задачи, учебные действия, действия контроля и оценки, рефлексия.

Исходя из указанного выше, содержанием обучения учащихся на уроках технологии должны стать обобщенные способы действий по изучению научных (технических, технологических, экономических и др.) понятий, решению различных технологических задач, выполнению трудовых операций и др. Усвоение общего способа действий позволяет обучающимся самостоятельно решать различные однотипные задачи.

К сожалению, как показывает опыт проведения курсов повышения квалификации учителей технологии Вологодской области, многие из них испытывают затруднения в реализации указанных выше задач.

В данной статье нами рассматриваются некоторые научно-методические аспекты формирования учебной деятельности на уроках технологии в общеобразовательной школе.

Мотивами формирования у обучающихся обобщенных способов действий на уроках технологии, могут быть: интерес к изучению технических и технологических понятий; желание быть не хуже своих товарищей и др. Самым главным учебно--познавательным мотивом становится общественная или личная значимость приобретения таких знаний и умений, которые позволят обучающимся заниматься самосовершенствованием, развитием своих способностей.

В качестве учебных задач на уроках технологии могут быть следующие: выявить общие и существенные признаки изучаемого понятия; определить алгоритм действий по выбору заготовки, по определению последовательности технологического процесса изготовления изделия; разработать конструкцию объекта труда по заданным условиям и др. Учебные задачи определяют необходимые действия по достижению целей обучения. Они должны быть не только понятны обучающимся, но и стать для них личностно значимыми, своеобразным руководством к действию. С этой целью на уроках технологии проектируются различные ситуации целеполагания [3, с. 122-127].

Учебные действия могут включать в себя наблюдение за работой технических устройств; выполнение различных упражнений; проведение исследования; анализ, самостоятельное изучение технических объектов, процессов и явлений; построение способов изучения научных понятий и др. Особую роль в формировании у обучающихся обобщенных способов действий играют такие умственные действия, как суждение и умозаключение.

Важное значение в формировании учебной деятельности имеют действия контроля и оценки. Контроль позволяет школьникам отслеживать ход выполнения действия, получать обратную связь, обеспечивать выполнение последующей коррекции как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Рефлексия помогает оценить, переосмыслить обучающимся результаты своей учебной деятельности.

Рассмотрим особенности формирования учебной деятельности на уроках технологии при изучении научных понятий. Прежде всего, необходимо отметить, что понятие, это - «1) Форма мышления (отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений), основной функцией которой является выделение общего посредством отвлечения от особенностей, частностей. 2) Мысль, обобщающая и выделяющая предметы и явления некоторого класса по наиболее общим признакам» [5, с. 345]. Если понятие - это «форма мышления...», «мысль...», то на определенном этапе изучения понятия обучающийся начинает мыслить в рамках данного содержания понятия, отражать его существенные свойства и связи. Становится совершенно очевидным, что простое заучивание определения понятия не является результатом его усвоения. Любое научное понятие вводиться через его термин. Термин (лат. terminus - граница, предел) - слово, словосочетание, употребляется в специальном, главным образом научно-техническом значении для определения понятий науки, техники искусства [5, с. 407]. Содержанием понятия является определение, раскрывающее его родовые (общие) и видовые (отличительные) признаки. Например, для понятия «механизм» общим признаком будет то, что он относиться к техническим устройствам, а общим признаком - его назначение, например, для передачи движения или преобразования усилия. Отличительными признаками техниче-

ских понятий, кроме их назначения, могут быть также особенности устройства технического объекта, его принцип действия, процесс работы и др.

Важно отметить, что формирование научных понятий может происходить только на основе определенных умственных действий - суждений, умозаключений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение - это отдельная мысль о чём-либо. Например, суждение может быть связано с причиной поломки пилки для лобзика: «Пилка сломалась потому, что сильно на нее нажимали». Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Например, на основе суждений о принципах действия разных механизмов, обучающиеся могут сделать следующее умозаключение: «Все механизмы, либо передают движение, либо преобразуют усилие». Данное умозаключение и будет отражать существенный признак изучаемого понятия «механизм». Умозаключения, в свою очередь, возникают в сознании учащегося, когда он выполняет мыслительные операции: сравнение, сопоставление, различение, анализ, синтез, обобщение, конкретизацию и др. Так, вывод о разной твердости стальных деталей может быть получен с помощью сравнения их обрабатываемости, а особенности различных видов термообработки могут быть установлены на основе анализа свойств полученных образцов. Выполнение мыслительных операций обучающимися организуется, как правило, учителем с помощью соответствующих вопросов и заданий.

При формировании понятий на уроках технологии могут использоваться различные умственные упражнения. В этом плане интерес представляет учебное пособие В.И. Решановой, которая предлагает ряд заданий для работы над смыслом физических понятий: на разъяснение смысла слов и словосочетаний, включенных в определения; на формирование представлений о различной общности физических понятий, умений отличать менее общее (видовое) от более общего (родового); на соотнесение разного рода формулировок одного и того же понятия; на установление причинно-следственных связей и др. [6]. Все эти упражнения с успехом могут быть использованы и при изучении научных понятий на уроках технологии.

Таким образом, учебная деятельность при изучению любого научного понятия может строиться на основе обобщенного способа действий: выделение обучающимися общих и существенных признаков понятия, определение смысловых понятийных связей между ними. Эти учебные действия (суждения и умозаключения) могут побуждаться учителем с помощью специальных вопросов и упражнений. Конкретные задания для формирования у обучающихся технических и технологических понятий приведены нами в статье [2].

Важное значение для формирования учебной деятельности имеет ориентировочная основа действий. Гальперин П.Я. выделяет три типа ориенти-

ровки и соответственно три типа учения [1]. Первый тип ориентировки. Ученикам дается в готовом виде неполная система ориентиров и указаний. Это приводит к тому, что ученик учится выполнять это действие методом «проб и ошибок». И на тех участках, где у ученика нет нужных ориентиров, он действует вслепую, часто ошибаясь и лишь в результате многочисленных проб осваивая данное действие. Даже сформированное действие остается для ученика не полностью осознанным. Перенос этого действия в новые условия, решение новых задач становятся практически невозможными.

Второй тип ориентировки. Учащемуся дается полная система ориентиров, но для выполнения конкретной деятельности. Например, учитель технологии подробно объясняет и показывает способ закрепления заготовки для изготовления ручки для напильника на токарном станке по дереву. При этом он исходит из конкретных условий: определенное приспособление для закрепления заготовки; определенные материал, длина, форма заготовки и т.п. У учащегося быстро создается соответствующий образ действия (представление) - как это нужно делать, и он в дальнейшем в точности повторяет все действия за учителем. Если указанные условия работы остаются прежними у учащегося в дальнейшем сложностей с закреплением заготовок не возникает. Наоборот, он с каждым разом будет делать это четче и быстрее. Но как только условия изменяться: другое изделие; другой материал; более длинная, не круглой, например, а квадратной формы заготовка, у учащегося возникнут проблемы. Он, как правило, сам не сможет сориентироваться и выполнить задание правильно.

Формирование у обучающихся обобщенных способов действий при изучении трудовых процессов на уроках технологии может быть организовано с помощью ориентировочной основы третьего типа, когда она представлена в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В этом случае обучающийся на основе общего способа сам составляет конкретную картину действий. Так, если обучающемуся объясняются и показываются общий принцип и приемы закрепления заготовок с учетом разных условий (закрепление заготовок из разных материалов, разной формы, использование разных приспособлений и т.п.), то, имея такую обобщенную ориентировку, он в дальнейшем сможет в каждом конкретном случае выбрать нужное приспособление, подготовить и закрепить любой формы и длины заготовку, т.е. целиком выполнить задание. Или, когда мы даем ориентировку обучающимся на форму заготовки для обработки ее на токарном станке по дереву, то говорим, что заготовка должна быть максимально круглой (общий принцип), чтобы, во-первых сделать работу более безопасной, а во-вторых, ускорить процесс обработки. Учащиеся, имея такую ориентировку, в дальнейшем уже сами будут выходить из любой возможной ситуации: заготовки с квадратным сечением будут предварительно обрабатывать (состругивать углы) рубанком; заготовки из доски будут предварительно распиливать на

бруски и, только затем, состругивать углы; заготовки круглой формы будут сразу устанавливать на станке и т.д.

На уроках технологии учебная деятельность может формироваться и при решении различных технологических задач. Рассмотрим, в качестве примера, учебную задачу, которая может быть поставлена на начальном этапе изготовления изделия. Учащимся предлагается взять разные заготовки и определить, подойдут ли они для изготовления однодетального изделия, например, ручки для молотка по чертежу. К сожалению, не многие учителя привлекают учащихся к решению такой задачи. Как правило, заготовки уже готовые к использованию, с необходимыми припусками на обработку, лежат на рабочих местах учащихся. Таким образом, возникает учебная задача -«Как и в какой последовательности выбирать заготовку?». В результате коллективного обсуждения, определяется обобщенный способ (алгоритм) решения задачи, включающий следующие учебные действия: определить габаритные размеры изделия по чертежу; произвести замеры габаритных разметов заготовки; сравнить те и другие соответствующие размеры; сделать вывод. В заключении, обучающиеся должны прийти к умозаключению: габаритные размеры заготовки должны быть больше соответствующих размеров детали, а именно - на величину припуска предполагаемой обработки: пиление, строгание, шлифование и др. Этот важный вывод они используют в дальнейшем при выборе любых заготовок.

Для организации контроля и рефлексии учебной деятельности на уроках технологии могут быть использованы различные методы и средства, в том числе, некоторые приемы технологии критического мышления («таблица аргументов», «ромашка Блума», «кластер», «самоанализ» и др.) [3, с. 96-109].

В заключении отметим, что, представленные выше методические рекомендации по формированию учебной деятельности на уроках технологии, успешно прошли апробацию на занятиях по подготовке учителей технологии в ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», а также на курсах повышения квалификации учителей технологии Вологодской области.

Список литературы:

1. Гальперин П.Я., Дубровина А.И. Тип ориентировки в задании и формирование грамматических понятий // Доклады АПН РСФСР. - 1957. - № 3.

2. Николаев В.В. Научно-методические аспекты формирования у учащихся научных понятий на уроках технологии // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № 24. - С. 98-103.

3. Николаев В.В. Проектирование урока технологии на основе федерального государственного образовательного стандарта: учебно-методическое пособие. - Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ 2014.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. -454 с. - (Стандарты второго поколения).

5. Профессионально-педагогические понятия: слов. / Сост. Г.М. Роман-цев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романцева. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 456 с.

6. Решанова В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике: книга для учителя. - М.: Просвешение, 1985. - 94 с.: ил.

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - ОДНА ИЗ САМЫХ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

© Шмакова О.Ю.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска Саратовской области», г. Петровск

В статье рассматривает проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся на современном этапе жизни общества. Даются предположительные пути решения данного вопроса через вовлечение школьников в работу урочной и внеурочной деятельности школы, направленную на воспитание любви к ближнему, семье, окружающей природе, малой родине, историческому прошлому своего народа, героям труда, доблести великих русских полководцев, любви к Родине, государству, в котором мы живем.

Ключевые слова патриотическое воспитание подрастающего поколения; ребенок должен быть сориентирован на патриотизм, социальную солидарность, гражданственность.

Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Анри Барбюс

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 -го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

1 Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.