Научная статья на тему 'Научно-методическая ценность уроков изобразительного искусства как средство обучения и эстетического воспитания'

Научно-методическая ценность уроков изобразительного искусства как средство обучения и эстетического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1014
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительное искусство / эстетическое воспитание / педагогика / средство обучения / учитель / graphics arts / aesthetic education / pedagogy / means of education / a teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдусамадова Мунира Абдугафоровна

В статье говорится о научно-методической ценности уроков изобразительного искусства как средства обучения и эстетического воспитания младших школьников, что представляет собой один из главных принципов эстетического воспитания. Поскольку для детского возраста характерно цветовое восприятие изобразительного искусства, многие учебники и детская литература оформляются цветными изображениями. Наглядные пособия, также должны быть оформлены цветовыми средствами. При объяснении роли цвета учитель непременно должен иллюстрировать свой рассказ примерами из произведений выдающихся мастеров изобразительного искусства. Это даёт возможность осознатъролъ и место цветов в изобразительном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL VALUE OF FINE ARTS LESSONS AS A MEANS OF TEACHING AND AESTHETIC EDUCATION

The article speaks about the scientific and methodological value of fine arts lessons as a means of teaching and aesthetic education ofjunior pupils, which is one of the main principles of aesthetic education. Since childhood is characterized by the color perception of fine art, many textbooks and children's literature are designed by color images. Visual aids should also be made by color means. The teacher must necessarily illustrate his/her story by the examples from the works of great masters of fine arts in explaining the role of color. It gives an opportunity to understand the role and place of colors in visual arts.

Текст научной работы на тему «Научно-методическая ценность уроков изобразительного искусства как средство обучения и эстетического воспитания»

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

УДК 371.01 М.А. АБДУСАМАДОВА

ББК 74.03

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Изобразительное искусство является одним из древнейших видов искусства, которым человечество занимается испокон веков. Искусство является средством выражения мысли в наглядной форме. Изображение предметов и явлений окружающей среды в рисунках и картинах также дают представление об отношении человека к ним. Вместе с тем изобразительное искусство - это не только средство познания, но и средство обучения и воспитания. Наряду с уроками физической культуры, музыки и пения, оно активно влияет на формирование духовного мира личности.

К сожалению, как показывает анализ опыта учителей начальных классов, преподаванию, организации, проведению и анализу данного вида работы не придается должное внимание. Вместе с тем, как показывает опыт передовых учителей, в случае рациональной организации занятий они могут выступить мощным средством эстетического воспитания.

Таджикский учёный - педагог М.Лутфуллоев отмечает, что «в числе учебных предметов, преподаваемых в средней школе и имеющих весьма близкую связь с эстетическим воспитанием, важное место принадлежит изобразительному искусству и труду, преподавание которых обязательно в младших классах средней школы» (2, 318)

В книге «Актуальные проблемы современной педагогики» великий таджикский педагог Ф.Шарифзаде утверждает :«Переход к информационному обществу заставляет задуматься о готовности выпускников учебных заведений к жизни и к труду в обществе XXI века». (5,67)

Эти важные задачи ставятся перед учебным предметом «Изобразительное» весьма искусство. Искусство всегда было и остается одним из любимых увлечений человечества. Еще на заре появления человеческого общества в пещерах, где жили первобытные люди, точнее на стенах пещер, можно было наблюдать множество искусств, в которых изображались предметы окружающей природной среды. Да и искусство появилось раньше письменности. Более того, первые образцы письменности содержали в своем составе рисунки, называемые иероглифами. Изобразительное искусство в детском возрасте является одним из главных видов умственной деятельности. «Уже через неделю после начала занятий в «Школе радости» я сказал малышам: «Приносите завтра альбомы и карандаши, будем рисовать». На следующий день мы расположились на лужайке школьной усадьбы. Я предложил детям: «Посмотрите вокруг себя, что вы видите красивое? Что вам больше всего нравится, то и рисуйте» (6,182).

Это из воспоминания замечательного советского педагога В.А.Сухомлинского, который придавал важное значение изобразительному искусству. В детском возрасте первым объектом изобразительного искусства должны быть предметы природы, ибо природа более близка детской натуре. Дети видят красоту природы раньше, чем красоту в других формах проявления. Эстетическая ценность природной среды более доступна эстетическому воспитанию. Осознавая красоту природы, дети со временем понимают красоту и в других формах проявления. Поэтому этот период становления детей следует использовать рационально. Изображение природных предметов и явлений со временем способствует формированию любви к природе родного края, что является также немаловажным фактором в формировании экологической культуры. Мир растений и мир животных имеют свои неповторимые красоты, которые доступны детскому пониманию.

Итак, изобразительное искусство представляет собой умственное освоение окружающей среды. С этой точки зрения искусство является результатом ознакомления с предметами и явлениями окружающей среды. Каждый воспринимает предметы и явления окружающей среды по - своему. И ребенок тут не исключение. У него также имеется свое «видение» предметов и явлений окружающей среды. Его возрастные и индивидуальные особенности оставляют свой отпечаток в изобразительном искусстве. Для того, чтобы рационально использовать изобразительное искусство в духовном развитии ребенка, необходимо вооружить его методикой изобразительного искусства.

211

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

В принципе, любым видом человеческой деятельности можно заниматься рационально и добиться значительных результатов. Но это возможна в том случае, когда будет усвоена техника и технология данного вида деятельности. При этом обучение элементам профессиональной основы необходимо осуществлять с детского возраста. С этой точки зрения изобразительное искусство представляет собой своеобразное сочетание формы и содержания. Здесь речь идет о форме и содержании предметов и явлений окружающей среды. Поэтому, в первую очередь, необходимо ознакомить детей с основными средствами изобразительного искусства. Сознательное применение средств искусства ребенку дает возможность более разумно и серьезно относиться к изображению. Знание и умение в искусстве зависит от усвоения техники изображении. Итак, основными средствами изобразительного искусства являются: (смотрите на рисунок)

Рисунок - Средства

Знание и умение использовать каждый из данных видов средств позволяет профессионально оформить изображение предмета искусства. Очень важно с дидактической точки зрения, чтобы ребенок усвоил сущность и формы проявления средств изобразительного искусства. Усвоение сущности данных средств позволяет точно определить их функциональное предназначение, роль и место в оформлении изобразительного искусства. Все это взаимосвязано и взаимообусловлено. Вместе с тем следует отметить, что в рисунке автор передаёт определенную идею, замысел при помощи определенной формы. Следует сказать о наличии главного и второстепенного в изобразительном искусстве, т.е. при помощи данных средств и их комбинации автор передает свое «видение» предмета и явления. Мастерство и профессионализм в изобразительном искусстве также формируется с детских лет.

Вот почему так важно с психолого-педагогической точки зрения усвоение основ изобразительного искусства, в частности изображения.

С этой целью и формируется эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетический вкус и другие аналогичные понятия эстетического характера.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдусамадова, М. А. Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителей начальных классов в эстетическом воспитании учащихся (на примере уроков изобразительного искусства): автореферат дне. канд пед. наук: 13.00.01/ Абдусамадова М. А. - Душанбе, 2014. - с

2. Лутфуллоев, М. Современная дидактика /М.Лутфуллоев. - Душанбе, 2001. - 318с.

3. Лутфуллоев, М. Возрождение педагогики Аджама/ М.Лутфуллоев. - Душанбе: Дониш, 1997. -150 с.

4. Лутфуллоев, М. Независимость Таджикистана и современное образование/ М.Лутфуллоев. -Душанбе, 2006. - с.

5. Шарифзода, Ф. Педагогика: курс лекций/Ф.Шарифзода, И.Х.Каримова. - Душанбе: Ирфон, 2008. - 284 с.

6. Сухомлинский, В.А.О воспитании(Сост. и авт. вступит.очерков С.Соловейчик)/ В.А. Сухомлинский- М.: Политиздат, 1985. - 270 с.

REFERENCES:

1. Abdusamadova, M.A. A competence approach in the training of primary school teachers in aesthetic education of students (in the example of lessons of fine arts): abstract of dissertation of Candidate of pedagogy: 13.00.01 / Abdusamadova M.A. - Dushanbe, 2014. -p.

212

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

2. Lutfull oev, M. Modern didactics /M.Lutfulloev. - Dushanbe, 2001. - 318s.

3. Lutfulloev, M.A. Renaissance of pedagogy of Persia (Ajam)/M.Lutfulloev.- Dushanbe: Donish, 1997. -150 p.

4. Lutfulloev, M. The Independence of Tajikistan and modern education/M.Lutfulloev. -Dushanbe, 2006.

- p.

5.Sharifzoda, F. Pedagogy: a course of lectures / F.Sharifzoda, I.Kh.Karimova. - Dushanbe: Irfon, 2008.

- 284 p.

6.Sukhomlinskiy, V.A. On Education (compiler and author of introductory sketches S.Soloveychik) / V.A. Sukhomlinskiy- M .: Politizdat, 1985. - 270 p.

Научно-методическая ценность уроков изобразительного искусства как средство обучения и эстетического воспитания

Ключеввые слова: изобразительное искусство, эстетическое воспитание, педагогика, средство обучения, учитель

В статье говорится о научно-методической ценности уроков изобразительного искусства как средства обучения и эстетического воспитания младших школьников, что представляет собой один из главных принципов эстетического воспитания. Поскольку для детского возраста характерно цветовое восприятие изобразительного искусства, многие учебники и детская литература оформляются цветными изображениями. Наглядные пособия, также должны быть оформлены цветовыми средствами. При объяснении роли цвета учитель непременно должен иллюстрировать свой рассказ примерами из произведений выдающихся мастеров изобразительного искусства. Это даёт возможность осознатъролъ и место цветов в изобразительном искусстве.

Scientific and methodological value of fine arts lessons as a means of teaching and aesthetic education

Keywords: graphics arts, aesthetic education, pedagogy, means of education, a teacher

The article speaks about the scientific and methodological value of fine arts lessons as a means of teaching and aesthetic education ofjunior pupils, which is one of the main principles of aesthetic education. Since childhood is characterized by the color perception of fine art, many textbooks and children's literature are designed by color images. Visual aids should also be made by color means. The teacher must necessarily illustrate his/her story by the examples from the works of great masters of fine arts in explaining the role of color. It gives an opportunity to understand the role and place of colors in visual arts.

Сведения об авторе:

Абдусамадова Мунира Абдугафоровна, старший преподаватель кафедры природоведение и математика педагогического факультета Худжандского государственного университета имени академикаБ.Г. Гафурова(Республика Таджикистан, г.Худжанд),

Information about the author:

Abdusamadova Munira Abdugaforovna, a senior teacher at Nature Studies and Mathematics department, the Faculty of Pedagogy, Khujand State University named after academician B.G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand).

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.