Научная статья на тему 'Научно-исследовательский кружок «Химикус» как элемент образовательной среды вуза'

Научно-исследовательский кружок «Химикус» как элемент образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КРУЖОК / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / УЧИТЕЛЬ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / RESEARCH CLUB / ADAPTATION / SOCIALIZATION / LABOR MARKET / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелюбина Елена Георгиевна, Сафина Лилия Галимзановна

Понятие «образовательная среда вуза» имеет достаточно много трактовок и направлений исследований. В своей работе мы хотим более подробно остановиться на характеристике образовательной среды вуза как фактора развития личности студента. Образовательная среда нашего педагогического вуза аккумулирует комплекс объективных компонентов, в том числе и организацию учебного процесса. На кафедре химии, географии и методики их преподавания СГСПУ активно функционирует научно-исследовательский кружок «Химикус», который является основным элементом образовательной среды, направленным на социализацию и адаптацию студентов к окружающей среде, в частности к социально-экономическим условиям реализации своего потенциала на рынке труда. Основным принципом реализации данного направления деятельности кафедры, является помощь студентам методического, организационного и практического характера, нацеленная на возможность самореализации и адаптации каждого студента в качестве будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нелюбина Елена Георгиевна, Сафина Лилия Галимзановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research group «Khimikus» as the element of the university educational environment

The concept of «educational environment of the university» has a lot of interpretations and areas of research. In our work we want to elaborate on the characteristics of the educational environment of high school as a factor in the development of the student personality. Educational environment of the pedagogical university accumulates a set of objective components, including the organization of educational process. The department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology (Samara State University of Social Sciences and Education) runs the research group «Khimikus» which is the main element of the educational environment aimed at socialization and adaptation of students in the modern life, in particular in the social and economic conditions they are to face in the labor market when starting their career. The aim of the department is to help the students with methodology, organization and practical activities that may lead to self-realization and adaptation of each student as a future teacher.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательский кружок «Химикус» как элемент образовательной среды вуза»

УДК 378.096

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КРУЖОК «ХИМИКУС» КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

RESEARCH GROUP «KHIMIKUS» AS THE ELEMENT OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT

© 2016

Е.Г. Нелюбина, Л.Г. Сафина Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

E.G. Nelyubina, L.G. Safina Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

Понятие «образовательная среда вуза» имеет достаточно много трактовок и направлений исследований. В своей работе мы хотим более подробно остановиться на характеристике образовательной среды вуза как фактора развития личности студента. Образовательная среда нашего педагогического вуза аккумулирует комплекс объективных компонентов, в том числе и организацию учебного процесса. На кафедре химии, географии и методики их преподавания СГСПУ активно функционирует научно-исследовательский кружок «Химикус», который является основным элементом образовательной среды, направленным на социализацию и адаптацию студентов к окружающей среде, в частности к социально-экономическим условиям реализации своего потенциала на рынке труда. Основным принципом реализации данного направления деятельности кафедры, является помощь студентам методического, организационного и практического характера, нацеленная на возможность самореализации и адаптации каждого студента в качестве будущего учителя.

The concept of «educational environment of the university» has a lot of interpretations and areas of research. In our work we want to elaborate on the characteristics of the educational environment of high school as a factor in the development of the student personality. Educational environment of the pedagogical university accumulates a set of objective components, including the organization of educational process. The department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology (Samara State University of Social Sciences and Education) runs the research group «Khimikus» which is the main element of the educational environment aimed at socialization and adaptation of students in the modern life, in particular in the social and economic conditions they are to face in the labor market when starting their career. The aim of the department is to help the students with methodology, organization and practical activities that may lead to self-realization and adaptation of each student as a future teacher.

Ключевые слова: образовательная среда вуза; научно-исследовательский кружок; адаптация; социализация; рынок труда; учитель.

Keywords: educational environment of the university; research club; adaptation; socialization; labor market; teacher.

Психолого-педагогическое понятие «образовательная среда» имеет достаточно много значений и толкований. Так, среда является фактором образования и развития личности и при этом условием функционирования гуманистически ориентированной педагогической системы; наряду с этим она может выступать в роли средства воспитания и социализации личности учащегося (В.А. Ясвин [1], И.Л. Ва-сюков, Е.В. Драгалина-Черная, В.Д. Долгоруков [2], Е.Ю. Коржова, Г.В. Семенова, М.С. Волохонская [3] и др.).

Образовательная среда вуза включает несколько компонентов:

-учебно-информационную среду (организация учебного процесса, технологии, методы преподавания и др.);

- социальную среду (профессорско-преподавательский состав, администрация, социальный состав студентов);

- материальную среду (техническая оснащенность вуза, эстетическое оформление помещений, условия проживания и др.);

- субъективные характеристики участников образовательного процесса (способы межсубъектного взаимодействия, восприятие среды и др.).

Единство образовательной среды вуза обусловливается общей целью и взаимодействием структурных элементов между собой и с окружающими средами (образовательной средой региона, профессиональной средой). Особенность сре-дового подхода заключается именно в том, что он позволяет системно учесть все факторы, оказывающие влияние на становление и развитие учащегося в образовательном процессе.

С психологической точки зрения, воздействие компонентов вузовской среды преломляется сквозь призму личности студента. Этим обусловлен тот факт, что степень их влияния на успешность развития и профессионального становления обучающегося может существенно варьироваться в зависимости от целого ряда его психологических характеристик (включая особенности темперамента, эмоциональной сферы, когнитивной сферы, способностей, характера мотивации учебной деятельности, самооценки и др.). Таким образом, специфика психологического подхода заключается в том, что он не разрывает единство субъекта и среды.

В основу своей работы мы положили разработанное В.А. Ясвиным [1] учение о комплексном анализе образовательной среды и оценке (экспертизе) вузовской среды по параметрам.

Для большинства современных российских вузов характерна высокая степень зависимости, которая обусловливается тем, что одними из основных требований в вузе являются выполнение своих обязательств, дисциплинированность, се-

рьезность отношения к учебе, порядок. Однако контроль за соблюдением этих требований в вузе намного слабее, чем в школе. Следует также отметить, что достаточно большая часть преподавателей имеет определенные «традиции» в преподавании и придерживается их на протяжении многих лет; следовательно, студентам необходимо приспосабливаться к существующим устоям и требования, так как они не в силах что-либо изменить. Данная ситуация подтверждает достаточно высокую зависимость в среде вуза.

Другой особенностью образовательной среды вузов является высокий показатель активности. Достаточно сильно на уровне руководителей учреждения и Министерства образования и науки РФ поддерживается проявление и развитие инициативности, упорства в достижении учебных, творческих или социально значимых успехов студентов. Существует система поощрений отличившихся в той или иной деятельности студентов (благодарственные письма, денежные выплаты, официальное поздравление на научных советах в присутствии ректора, оплачиваемые экскурсии в другие города, отдых) [1]. Описанная выше модель соответствует типичной карьерной среде (рис. 1).

Необходимо отметить что еще П.Ф. Лесгафт и Я. Корчак пытались представить себе и ту образовательную среду, в которой могла бы свободно и активно развиваться творческая личность. Такая среда является «идейной», или «творческой», образовательной средой [4-7] (рис. 1).

Идейная, тв°рче- Активность Среда внешнего

Рис. 1. Соотношение типов учащихся (по П.Ф. Лесгафту) и воспитывающей среды (по Я. Корчаку) на основе методики векторной моделирования образовательной среды

Используя методику векторного мо- нашего вуза и определили ее тип. Резуль-

делирования образовательной среды, мы таты, полученные нами, систематизирова-

провели анализ образовательной среды ны и сведены в таблицу 1.

Таблица 1

_ Анализ параметров образовательной среды вуза_

Параметр Суммарный балл параметра Итоговый балл с учетом коэффициента модальности

Широта 2 2,6

Интенсивность 4,5 5,35

Осознаваемость 2,5 3,15

Обобщенность 1,9 2,1

Эмоциональность 1,1 1,2

Доминантность 5 6,5

Когерентность 4,6 5,06

Активность 5,8 6,38

Мобильность 3 4,3

Устойчивость 5 11,8

На основании полученных нами результатов можно сделать следующий вывод: наш вуз обладает очень высоким показателем устойчивости (составляет 236% от суммарного балла параметра), что можно объяснить его продолжительным существованием, историей, устойчивостью к социально-экономическим перепадам, которые пришлось пережить нашей стране за последние годы.

Наш вуз имеет высокие показатели интенсивности (118,9%), когерентности (110%) и социальной активности (110%).

Действительно, образовательный процесс строится на сочетании традиционных методов обучения с современными парадигмами образования и классической науки с новейшими научными открытиями, что отражено в показателях интенсивности, которые превышают норму на 0,85 балла. Помимо основной учебной нагрузки студенты некоторых специальностей ведут индивидуальную научно-исследовательскую деятельность, которая требует от них интенсивной работы.

В то же время наш вуз сотрудничает с другими научными, творческими, социальными, производственными и другими организациями, что говорит о развитой когерентности его среды.

Остальные показатели близки к показателям других вузов нашей страны. Невысокий уровень обобщенности может быть связан с тем, что вуз является достаточно большим, и создать единую концепцию образования иногда тяжело даже в пределах кафедры. Самым низким является показатель «эмоциональность образования», что связано, скорее, с традиционными принципами, стилем преподавания, поэтому руководителям структурных подразделений необходимо делать упор на преподавателей, которые имеют свой стиль и метод работы, часто не соответствующий догматическому типу среды, с большей степенью свободы, больше соответствующий современным тенденциям. Именно данное направление развития вуза способно показать высокую активность его образовательной среды. Считаем необходимым отметить, что, согласно теории В.А. Ясвина [1], основанной на учении П.Ф. Лесгафта и Я. Корчака [4-7], образовательная среда нашего вуза относится к типу образовательная среда «внешнего лоска и карьеры», но по некоторым параметрам она приближается к «идейной», или «творческой», образовательной среде. Коллектив кафедры химии, географии и методики их преподавания пытается выйти на более сложный уровень обобщенности и создал единую концепцию образования, основанную на внедрении современных технологий обучения и реализации принципа большой системной внеаудиторной работы со студентами. На кафедры на протяжении всей ее истории активно функционирует научно-исследовательский кружок «Химикус».

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны. Именно в вузе тем, кто интересуется различными областями науки, необходимо помочь претворить в жизнь их планы и мечты, наиболее полно раскрыть свои способности. Исследовательский подход как способ познания

мира, использованный для обучения, был опробован еще в древности. На данном этапе состояние образования в России все острее обозначается проблема применения знаний. Отсюда все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие студентов в научно-исследовательской и научно-практической деятельности, которая и формирует у студентов умения и навыки практического применения теоретических знаний. Особую значимость организация научно-исследовательской деятельности приобретает именно сегодня, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностное профессиональное становление.

Начиная с 2008 г. научно-исследовательским кружком «Химикус» руководит доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания Е.Г. Нелюбина. В рамках функционирования кружка студентам предоставляется возможность реализовать себя одновременно в нескольких ролях: будущего учителя, научного деятеля, исследователя, рецензента и т.д.

В течение учебного года члены научно-исследовательского кружка получают возможность принимать участие в различных мероприятиях, относящихся к разным направлениям работы и уровню проведения. Так, уже традиционными мероприятиями стали:

1) международная научно-практическая конференция «Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение», организованная на базе нашей кафедры. Ежегодно число студентов, участвующих в ней в качестве выступающих, увеличивается. Например, в 2014 г. с докладами выступали 4 студента естественно-географического факультета, а в 2015 г. - 11 человек. Помимо этого, достаточно большое количество студентов естественно-географического факультета принимают участие в проведении данного мероприятия в качестве волонтеров. Необходимо отметить, что некоторые волонтеры на следующий год уже выступают с докладами в рамках заседания сек-

ций. Например, Елена Захарова в 2014 г., будучи студенткой 3 курса, выполняла функцию волонтера, а в 2015 г. подготовила блестящий доклад на конференции по теме «Лабораторно-практическое занятие "Нитраты в пищевых продуктах"»;

2) наверное, самой главной изюминкой или одним из результатов деятельности кружка является международный дистанционный конкурс «Экологический марафон XXI века», который в 2016 году будет проходить уже в третий раз. За два года количество его участников увеличилось в несколько раз (2014 г. - 70 чел., 2015 г. - 134 чел.). Наш факультет в этом конкурсе представляют студенты как Педагогического направления обучения, так и направления обучения Экология и природопользование. Например, участие в данном мероприятии приняли Т.С. Мось-кина с проектом «Аспекты анализа синтетического красителя (Е127) эритрозин в фруктовых консервах марки "Lutik" и его влияние на организм», О.М. Гагушкина с проектом «Ионы марганца как показатель качества воды скважин Самарской области», А.Д. Архипов - «Определение качественных показателей талой воды снежного покрова г. Самара» и др. [8-10];

3) на протяжении последних трех лет студенты активно принимают участие в международных дистанционных олимпиадах по химии проекта «Инфоурок», а также имеют электронные публикации на данном сайте. Например, Т.С. Моськина -«Определение наличия синтетического красителя (Е127) эритрозин в фруктовых консервах марки "Lutik" и его влияние на организм человека», О.М. Гагушкина -«Определение качества воды скважин самарской области по наличию ионов марганца» [11-13];

4) традицией является участие студентов в международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форм». В 2015 г. В этом мероприятии приняли участие 5 членов кружка «Химикус». Дипломом за лучшую студенческую научную работу была награждена Т.С. Моськина.

По инициативе руководителя кружка «Химикус» доцента Е.Г. Нелюбиной руководителями научно-исследовательских работ студентов (преподавателями

кафедры) было принято решение о разработке положения о сборнике научно-исследовательских работ студентов. Сборник «Almanac Research Work Of Student Scientific Society: Science And Education: Proceedings of the International scientific and practical conference» был издан в зарубежном издательстве (St. Louis, Missouri, June, 2015, USA, 11 November 2015). Он получил всемирную известность. Надеемся, что данное направление работы станет традиционным.

Еленой Георгиевной Нелюбиной и Лилией Галимзановной Сафиной, доцентами кафедры химии, географии и методики их преподавания, совместно с членами кружка «Химикус» был организован и проведен областной конкурс творческих работ учащихся «Вырасти свой кристалл», посвященный Международному году кристаллографии, итоги которого были подведены 1 ноября 2014 г. в г. Кинель на базе ГБОУ Самарской области общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования №5 с углубленным изучением отдельных предметов Образовательный центр «Лидер» г.о. Кинель.

В конкурсе приняли участие 90 учащихся из разных районов Самарской области. 19 из них (21%) были награждены дипломами в разных. Отметим, что в конкурсе приняли активное участие также студенты естественно-географического факультета, которые являются членами научно-исследовательского кружка: 24 студента представили 17 работ. Например, Виталий Савушкин представил работу «Чудные процессы» (рук. Е.Г. Нелюбина), группа студентов (Анастасия Панфилова, Лилия Исмагилова, Юлия Кузнецова, Екатерина Кунгурякова) - работу «Охотники за привидениями» (рук. Л.Г. Сафи-на), Андрей Павлов выполнил работу «Blatoptera» (рук. С.Л. Молчатский).

Группой студентов были разработаны проекты по здоровьесбережению. Они были представлены в ноябре 2014 г. на открытом конкурсе, проводимом Автономной некоммерческой организацией «Институт отраслевого питания», направленном на разработку дополнительных общеобразовательных программ по формированию культуры здорового питания

обучающихся с акцентом на активные методы обучения. Дипломы лауреатов конкурса получили:

- Беспалова Виктория Владимировна - за тематическое мероприятие «Что вы знаете о витаминах?» (рук. Е.Г. Нелю-бина);

- Кириллова Мария Петровна - за мастер-класс «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» (рук. Е.Г. Нелюбина);

- Кулемина Дарья Вячеславовна - за интерактивную игру «Поле чудес» по теме «Рыбные консервы и пресервы» (рук. Л.Г. Сафина);

- Поздяева Татьяна Александровна -за интерактивный тренинг «Пищевые добавки и их влияние на организм человека» (рук. Л.Г. Сафина).

Опыт реализации социального проекта «Здоровое питание - здоровая нация», выполненного членами научно-исследовательского кружка «Химикус», был представлен Марией Кирилловой на IV Всероссийской научно-практической конференции «Развитие студенческого самоуправления» (декабрь 2014 г., СГАУ, Самара) [14].

В роли педагога-новатора студенты могут выступить на научно-практических семинарах, ежегодно организуемых кафедрой по различным направлениям. В октябре 2015 г. в таком семинаре по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках естественнонаучного образования» приняли участие

студенты О. Быканова и М. Кириллова, которые представили учителям методические разработки по темам своих научно-педагогических исследований [15 ; 16].

Инновационные процессы в образовании находятся в центре внимания современных педагогов и методистов. Коллектив нашего кружка активно участвует в мероприятиях различного уровня по этому направлению. Например, в октябре 2015 г. группой студентов совместно с преподавателями были представлены инновационные проекты на XI региональной ярмарке социально-педагогических инноваций в г. Отрадный. М.П. Кириллова получила сертификат о рекомендации проекта «Моделирование как метод эколого-химических исследований, направленный на развитие мотивации к обучению» к участию в XI международной ярмарке социально-педагогических инноваций, которая будет проходить в городе Барнаул Алтайского края.

В заключение хочется отметить, что в рамках научно-исследовательского кружка «Химикус» была сформирована достаточно устойчивая система самореализации и адаптации студентов, ранее теоретически определенная на кафедре химии, географии и методики их преподавания с учетом использования образовательной среды вуза как комплекса компонентов.

•к к к

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 368 с.

2. Васюков И.Л., Драгалина-Черная Е.В., Долгоруков В.Д. Lógica Ludiera: Аспекты теоретико-игровой семантики и прагматики. СПб. : Алетейя, 2014. 362 с.

3. Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности : учеб.-метод. пос. к практ. занятиям. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : АНО «ИПП», 2009. 178 с.

4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М. : Педагогика, 1991.

176 с.

5. Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. М. : Педагогика, 1990. С.19-174.

6. Корчак Я. Право ребенка на уважение // Педагогическое наследие. М. : Педагогика, 1990. С. 175-194.

7. Корчак Я. Правила жизни // Педагогическое наследие. М. : Педагогика, 1990. С. 195232.

8. Нелюбина Е.Г., Моськина Т.С. Определение наличия синтетического красителя (Е127) эритрозин в фруктовых консервах марки «Lutik» и его влияние на организм человека // Экологический марафон XXI века : сб. мат-лов II междунар. дистанц. конкурса. 31 января - 7 февраля 2015 г., г. Самара. Самара : Инсома-пресс ; ПГСГА, 2015. С. 224-228.

9. Нелюбина Е.Г., Гагушкина О.М. Определение качества воды скважин Самарской области по наличию ионов марганца // Экологический марафон XXI века : сб. мат-лов II междунар. дистанц. конкурса. 31 января - 7 февраля 2015 г., г. Самара. Самара : Инсома-пресс ; ПГСГА, 2015. С.200-204.

10. Нелюбина Е.Г., Архипов А.Д. Определение качественных показателей талой воды снежного покрова г. Самара // Экологический марафон XXI века : сб. мат-лов II междунар. дистанц. конкурса. 31 января - 7 февраля 2015 г., г. Самара. Самара : Инсома-пресс ; ПГСГА, 2015. С.178-180.

11. Нелюбина Е.Г., Моськина Т.С. Определение наличия синтетического красителя (Е127) эритрозин в фруктовых консервах марки «Lutik» и его влияние на организм человека : метод. Публикация. URL: http://infourok.ru/opredelenie-nalichiya-sinteticheskogo-krasitelya-e-eritrozin-v-fruktovih-konservah-marki-lutik-i-ego-vliyanie-na-organizm-chelov-434891.html (дата обращения 19.07.2016).

12. Нелюбина Е.Г., Гагушкина О.М. Определение качества воды скважин самарской области по наличию ионов марганца : метод. публикация. URL: http://infourok.ru/opredelenie-kachestva-vodi-skvazhin-samarskoy-oblasti-po-nalichiyu-ionov-marganca-434887.html (дата обращения 19.07.2016).

13. Нелюбина Е.Г., Архипов А.Д. Определение качественных показателей талой воды снежного покрова г. Самара : метод. публикация. URL: http://infourok.ru/opredelenie-kachestvennih-pokazateley-taloy-vodi-snezhnogo-pokrova-g-samara-434886.html (дата обращения 19.07.2016).

14. Кириллова М.П. Творческое развитие будущего учителя в рамках реализации социального проекта «Здоровое питание - здоровая нация» // Clobulari : межвуз. сб. науч.-исслед. работ студ. Самара : ПГСГА, 2015. Вып. 2. С. 167-171.

15. Нелюбина Е.Г., Быканова О.В. Методические рекомендации по организации и проведению агрохимических опытов : метод. разработка для учителей химии, биологии и географии. Самара : ПГСГА, 2015. 26 с.

16. Нелюбина Е.Г., Кириллова М.П. Моделирование - метод эколого-химических исследований : метод. разработка для учителей химии, биологии и географии. Самара : ПГСГА, 2015. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.