Методология НИР
УДК 02 : 001.89 (73)
ББК 78.34 (7Сое)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУК В США
© Г.В. Варганова, 2GG?
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств,
191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, д. 2
Излагается история научных исследований в США с начала ХХ в.
Ключевые слова: научные исследования, библиотечные школы, библиотечное дело, информационные технологии, финансирование, учебные программы и пособия.
В настоящее время в США наблюдается возрастание роли библиотечных и информационных наук. Происходит качественный сдвиг от ограниченного применения научных знаний к их целенаправленному использованию в практике работы библиотек и информационных агентств. Возрастающее число исследовательских проектов, разрабатываемых и реализуемых американскими специалистами, есть результат пристального внимания к научной работе, атрибутивно присущей американскому библиотековедению.
Первая национальная библиотечная организация США - Американская библиотечная ассоциация, созданная в 1876 г., в качестве одной из основных задач выдвинула создание системы профессионального библиотечного образования. В связи с этим в 1877 г. при Колумбийском университете была открыта Школа библиотечной экономики, а к 1915 г. обучение будущих библиотекарей осуществлялось уже в 10 школах США, в каждой из которых сложилась своя оригинальная методика специальной подготовки студентов. Вопросы совершенствования процесса обучения будущих библиотекарей и, в частности, содержание учебных планов и программ постоянно находились в центре внимания библиотечной общественности. Это создало предпосылки для организации в 1915 г. Американской ассоциации библиотечных школ, в рамках которой в 1927 г. был сформирован Исследовательский комитет, чьим основным предназначением явилась активизация научной работы в библиотечных школах и определение перспективных тем научных исследований в области библиотечного дела.
В 1926 г. при Университете Чикаго на фант корпорации Карнеги была организована Высшая библиотечная школа, официально открывшая свои двери в 1928 г. и являющаяся на протяжении более
чем семидесяти лет центром беспрецедентной исследовательской активности в библиотечном деле США. Именно поэтому 1926 г. вошел в историю американского библиотековедения как год зарождения научных исследований. Среди представителей школы - библиотековеды, снискавшие заслуженную мировую известность: Д. Вэйплс, П. Батлер, К. Джоекель и другие, которые впервые в американском библиотековедении пытались сформулировать методологические основы науки, показать связь библиотековедения с другими общественными дисциплинами - историей, социологией, психологией.
Исследования, проведенные в эти годы, за очень редким исключением, были связаны со сбором фактов, эмпирическим базисом и исходным элементом библиотековедческого знания, отражающим на уровне эмпирических данных явления и процессы библиотечной реальности. Факты библиотечной действительности, наблюдаемые в этот период, еще не являются научными фактами, они не включены в систему библиотековедческого знания. Однако они содержали в себе информацию, относящуюся к различным сторонам библиотечного дела, и помогали исследователям ответить на вопрос «что» - что представляет собой библиотечная практика? [1]. Возрастание интереса к научной работе, увеличивающееся количество исследовательских проектов привели к изданию журнала «Library Trends», на страницах которого находили отражение публикации, связанные с теорией и практикой НИР в библиотечном деле США.
В 1932 г. Вильсоном, деканом школы в Чикаго, была предпринята попытка перехода от разработки отдельных исследовательских проектов к программе исследования, целью которой являлось развитие теории библиотековедения. Успех выполненной программы, по мнению Вильсона, за-
висел от целого ряда факторов, важнейшим среди которых является уровень владения исследователями методологией и методами научно-исследовательской работы. В связи с этим Вильсон считал важным включение в учебный план школы курса лекций по основам НИР. Следует отметить, что на протяжении двадцати лет Высшая библиотечная школа в Чикаго была единственной, обучающей студентов методам научной работы.
Достижения преподавателей и студентов школы в Чикаго не могли не вызвать интереса библио-текарей-практиков. Возникает идея перехода от разработки чисто теоретической программы к такой, которая позволила бы совместить теоретические и прикладные аспекты. Выявлением актуальной тематики новой программы исследований занимались крупнейшие библиотековеды Л. Карнов-ски, П. Батлер и библиотекари различных типов библиотек. Библиотекарь Р. Клэпп, сотрудник библиографического отдела Нью-Йоркской публичной библиотеки, выступил с предложением о создании исследовательской лаборатории, которая должна выполнять те же функции, что и лаборатории в сфере промышленного производства, а именно: во-первых, способствовать развитию фундаментальных и прикладных исследований, а во-вторых, стать центром подготовки исследователей в области библиотечного дела.
Таким образом, активность подключения теоретиков и практиков библиотечного дела к разработке программ научных исследований, полите-матический характер поставленных в них целей и задач убедительно показали, что в 30-40-х гг. ХХ в. в среде библиотечной общественности укреплялась мысль о значимости проведения научной работы, о необходимости установления тесной связи библиотековедения с другими социальными дисциплинами, которые имеют давнюю и плодотворную традицию научной работы. Кроме того, становилось понятным, что осуществление программ научных исследований невозможно усилиями только одной библиотечной школы и требует участия в ее реализации преподавателей других библиотечных школ и сотрудников библиотек разных типов.
После 1945 г. важнейшим фактором стимулирования НИР в библиотечном деле США явилось создание и внедрение автоматизированных информационных технологий. Процесс информатизации, охвативший ряд сфер жизнедеятельности США, повлек за собой изменение роли и места библиотек в социально-экономической структуре, скорректировав их цели, функции и принципы деятельности. Внедрение инновационных технологий не только создало предпосылки для совершенствования библиотечно-библиографических процессов, но и выявило несостоятельность библиоте-
карей в их использовании: профессиональная и психологическая подготовка к автоматизации труда была крайне низкой. Сложившаяся ситуация стала предметом обсуждения на многочисленных конференциях, проводившихся в эти годы. Участники конференций подчеркивали, что именно несовершенство научной работы в области библиотечного дела привело к тому, что наука не смогла спрогнозировать социальные заказы библиотек. Неоднократно звучала мысль, что НИР является не только единственно эффективным и экономичным средством получения новых знаний, но и залогом успешного развития библиотечной практики. Докладчики конференций пытались сформулировать цели и задачи НИР, приобретающие важное значение в свете стремительно меняющихся информационных технологий, определяли приоритетные направления развития библиотечной науки.
В 50-60-х гг. прошлого века интенсивность научной работы в области библиотечного дела возрастает, идет процесс расширения сети библиотечных школ, ориентированных на исследования и имеющих право присваивать степень доктора (Университет Иллинойс, Университет Мичиган, Университет Кейс Вестерн Резерв, Университет Калифорнии в Беркли и др.). Стремление школ к укреплению связи между наукой и практикой, а также к более активному привлечению студентов и преподавателей к исследовательской работе привело к созданию исследовательских центров, направленных на осуществление долгосрочных и среднесрочных исследовательских проектов. Так, библиотечной школой при Колумбийском университете был предложен проект организации Центра обучения по проведению научных исследований в области библиотечного менеджмента, при Школе библиотечных наук в Университете Кейс Вестерн Резерв был создан Исследовательский центр документации и коммуникации и др.
В эти годы помимо библиотечных школ и исследовательских центров большой вклад в разработку исследовательских проектов и программ внес Комитет по библиотечным ресурсам, уделявший основное внимание внедрению и использованию автоматизированных информационных технологий [3].
Таким образом, в 1950-60-х гг. интенсивность внедрения и развития информационных технологий повлекла за собой необходимость пересмотра и конкретизации многих теоретических и практических положений библиотечного дела, что привело к увеличению количества научных исследований и повышению их качества. Не случайно именно в эти годы, благодаря постепенному углублению методики научных исследований, разнообразию методов, в них применяемых, становится все более ощутимым различие между «исследова-
тельскими проектами» (собственно библиотековедческими исследованиями) и так называемыми «программами развития», т.е. конкретными планами библиотек (текущими и перспективными), предусматривающими выполнение насущных практических нужд.
1970-90-е гг. признаются периодом очень значительных и радикальных изменений в библиотечном деле США.
Прежде всего, в этот период изменяется структура финансирования библиотековедческих и информационных исследований. Известно, что до 1965 г. конгресс США даже не принимал к рассмотрению на своих заседаниях вопрос о финансировании научной работы в библиотечном деле. В 1965 г. после принятия закона о высшем образовании Министерству образования США вменялось в обязанность осуществлять общее научное руководство научной работой в области библиотечного дела и выделять гранты на реализацию исследовательских проектов и программ.
Помимо Министерства образования большой вклад в финансирование библиотековедческих и информационных исследований вносят и другие федеральные агентства - Национальный научный фонд, Национальный фонд гуманитарных наук, Национальный фонд искусств, Национальный архив США, Национальный институт образования, Национальная медицинская библиотека и др.
Кроме того, интенсивно развивается процесс привлечения местных финансов (штатов, муниципалитетов, тауншипов) для проведения научной работы.
В эти же годы активизируется деятельность филантропических фондов, выделяющих ассигнования на реализацию исследовательских проектов. Сфера филантропической деятельности становится все более значительной за счет роста числа фондов и величины контролируемых ими активов.
Совершенствование системы финансирования НИР за счет государственного и частного сектора явилось сильнейшим стимулом активизации научной работы в области библиотечного дела. Библиотечные школы предлагают и реализуют собственные программы научных исследований, продолжается процесс создания центров научной работы. Был организован Институт библиотечных исследований при Университете Калифорнии с двумя филиалами в Беркли и Лос-Анджелесе, создан Исследовательский центр коммуникации при Университете Иллинойс и др.
Кроме того, проблемы совершенствования научно-исследовательской работы постоянно находятся в центре внимания профессиональных библиотечных ассоциаций: Американской библиотечной ассоциации, Ассоциации специальных библиотек и др.
Однако, несмотря на огромные достижения в 1980-90-х гг., все отчетливее проявляется озабоченность профессиональных библиотекарей и преподавателей библиотечных школ несовершенством научно-исследовательской работы в области библиотечных и информационных наук. Подчеркивается, что далеко не все преподаватели и очень небольшая часть студентов и библиотекарей-практиков оказываются вовлеченными в исследовательский процесс. Среди причин этого называют несовершенство и нестабильность системы государственного и частного финансирования исследований, отсутствие интереса к исследовательской работе, недостаток времени и поддержки коллег и др. Однако в качестве основной причины называют отсутствие знаний, необходимых для организации и проведения научно-исследовательской работы [4].
В целях выявления качества обучения студентов библиотечных школ научно-исследовательской работе был проведен ряд исследований. Одним из крупнейших среди них является исследование М. Стефенсон. В данном исследовании приняло участие 60 аккредитованных библиотечных школ США.
В ходе исследования было установлено, что курс по основам НИР (в американских школах он получил название «Исследовательские методы», «Введение в исследовательские методы», «Информационные потребности и исследования» «Оценка и внедрение библиотечных исследований», «Роль исследований в библиотеке» и др.) не является обязательным для всех школ. В ряде школ он носит эклектичный характер, а в некоторых не является составной частью учебных планов и программ вообще.
В США не существует учебников по основам НИР, подготовленных специально для обучения студентов библиотечных школ. В качестве таковых используются монографии и статьи крупнейших специалистов в этой области - Г. Голдхора, Ч. Буша, Л. Гроцингер, Р. Пауэлла и др. Кроме того, на занятиях преподаватели активно рекомендуют книги ученых из других областей знаний: Симона «Базовые исследовательские методы в социальной науке», Раунтри «Статистика без слез», Блэлока «Социальная статистика» и др. В ряде библиотечных школ преподаватели рекомендуют пользоваться не столько книгами вышеперечисленных авторов, сколько статьями из периодических и спорадических специальных изданий, как правило, не имеющих отношения к библиотечному делу.
Было установлено, что на занятиях студентов привлекают к анализу исследовательских проектов, разработанных в библиотечных школах и библиотеках различных типов. Однако только в 1/3 школ по завершении курса студентам вменяет-
ся в обязанность подготовить индивидуальный или групповой исследовательский проект, а в остальных школах подобной задачи не ставится.
Представляет интерес, что в ряде школ в тематический план курса «Исследовательские методы» входят лекции, связанные с выявлением учреждений, предоставляющих возможности для получения грантов на научную работу. Поскольку финансирующие агентства уделяют большое внимание четкости оформления исследовательской заявки, в большинстве школ студентов этому обучают, обращая внимание на подготовку обзора по теме, формулировку целей, задач исследования, характеристику его этапов, критерии выбора группы разработчиков и др.
Кроме того, исследование выявило, что студентов знакомят с очень ограниченным кругом методов, использование которых возможно в библиотечных и информационных науках. Как правило, преподаватели сосредоточивают свое внимание на историческом методе, контент-анализе и биб-лиометрическом методе [2].
Результаты данного исследования нашли широкий отклик в профессиональной среде. Среди мер, принятие которых необходимо для повышения исследовательской продуктивности американских специалистов в области библиотечных и информационных наук, в качестве основной было названо совершенствование учебного плана и программы курса «Исследовательские методы» за счет расширения спектра методов. Этот вывод представляется рациональным и плодотворным, так как американскому библиотековедению известно ог-
ромное разнообразие методов научно-исследовательской работы (наблюдение, описание, эксперимент, обследование, исторический, сравнительный, экстраполяции, моделирования, экспертизы, метод синектики, исследование операций и др.).
Представляется, что повышение качества курса по основам НИР позволит решить одну из важнейших задач, стоящих перед американским библиотековедением, - разработку стратегии библиотековедческих и информационных исследований на длительный срок. Значимость решения этой задачи объясняется прежде всего тем, что она носит не только библиотечный, но и социальный характер. Более того, учитывая весомые и бесспорные достижения американского библиотековедения, можно смело утверждать, что ее решение окажет активизирующее влияние на мировую библиотековедческую мысль и позволит исследовать библиотечную науку как социальное явление в двух основных аспектах: как определенную систему знаний и как специфическую сферу социальной действительности.
Список литературы
1. Втк, С. Research methods in Librarianship / С. ВшЬ, Р. НаЛег. - N.Y. : Acad. Press, 1980. - 365 р.
2. Маthews, A. An overview of issues, proposals and products in library research // J. of Education for Library Information Science. - 1989. - Vol. 29. - P. 251-261.
3. Роwell, К. Ваsic rеsеаch methods for librarians / К. Роwell. - Norwood : Ablex., 1985. - 184 р.
4. Stephenson, M. Teaching research methods in library and information studies programs // J. Library and Information Education. - 1990. - Vol. 31. - P. 49-61.
Материал поступил в редакцию 02.10.2007 г.
Сведения об авторе: Варганова Галина Владимировна - доктор педагогических наук