Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента'

Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4523
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биштова Э. А.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с научно-исследовательской деятельностью студентов, раскрываются исследовательские умения студентов, готовых анализировать сущность педагогического явления с методологических и научно-теоретических позиций, а также разрабатывать пути и способы совершенствования учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биштова Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research activity as factor of professional development of a student

The issues of students' scientific research work are highlighted in the article. The abilities of students to do research work, analyse the subject of the pedagogical phenomenon from methodological, scientific and theoretical points of view and work out ways and methods of improving the process of education are also discussed.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента»

Э. А. Биштова

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

Кафедра педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Ф. П. Хакунова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с научно-исследовательской деятельностью студентов, раскрываются исследовательские умения студентов, готовых анализировать сущность педагогического явления с методологических и научно-теоретических позиций, а также разрабатывать пути и способы совершенствования учебно-воспитательного процесса.

The issues of students' scientific research work are highlighted in the article. The abilities of students to do research work, analyse the subject of the pedagogical phenomenon from methodological, scientific and theoretical points of view and work out ways and methods of improving the process of education are also discussed.

Преобразования, происходящие в нашей стране, приводят к изменениям и в сфере образования, предъявляя к выпускникам высших учебных заведений новые требования к обученности и воспитанности. Необходимо достигнуть такого уровня подготовки в вузе, при котором молодые специалисты будут обладать всеми свойствами, необходимыми для самостоятельного совершенствования своих знаний, то есть владеть исследовательскими навыками. Достижение этой цели в современных условиях все больше связывается с совершенствова-

нием управления развитием научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях.

Исследователи, изучающие особенности организации и управления НИД (В. В. Балашов, В. И. Богославский, М. В. Богуславский, В. И. Мареев, А. А. Малахов, В. М. Монахов и др.), приходят к выводу, что для эффективного функционирования и управления научно-исследовательской деятельностью необходимо систематически обращаться к педагогической науке. Однако далеко не на все поставленные практикой

вопросы имеются ответы. Поэтому возникла необходимость определить круг проблем, связанных с особенностями научно-исследовательской деятельности в университете, осуществляющем подготовку учителя.

В качестве основной цели исследования выступает выявление эффективных условий, форм и методов работы вуза, направленных на формирование познавательного интереса к педагогической науке в процессе научно-исследовательской деятельности у будущих учителей.

Н. В. Бордовская отмечает: «Научно-исследовательская деятельность - один из видов деятельности педагога, направленной на познание и преобразование педагогической реальности на основе достижений педагогической науки и применения научных методов; результатом этой деятельности является получение нового педагогического знания и опыта и развитие методологической культуры педагога-исследо-вателя»1.

Исходя от данного определения, мы понимаем научно-исследовательскую деятельность студентов как процесс профессионального становления личности будущего учителя, развивающий способности к научному и педагогическому исследованию; самостоятельности, инициативы в учебе, умений и навыков индивидуального и коллективного решения профессиональных задач. Особенностью процесса НИД студентов является индивидуальный подход к творческой самореализации каждого.

Среди современных тенденций, обозначенных нами в системе подготовки студентов вуза к научно-исследовательской работе, можно выделить то, что ее качество обоснованно связывается с ориентацией на формирование такой личности будущего учителя, которая готова была бы обратить свои силы на благо развития науки, осознавая свои возможности, внести серьезный вклад в изменение существующих порядков в конкретной профессиональной области. Считая эту тенденцию весьма правильной, нам представляется, что организация научных

исследований студентов вуза должна отвечать актуальным задачам и потребностям.

Раскрытие профессионально-исследовательской деятельности учителя, которую он осуществляет, основана на наблюдении, анализе, построении и реализации гипотез, экспериментировании, то есть по существу глубоко креативна.

Перечень исследовательских умений современного учителя включает:

• способности ориентироваться в потоке научной информации;

• способности к осваиванию перспективных, постоянно развивающихся технологий обучения;

• умения оценки и выбора альтернативных и вариативных программ и создания на их основе собственных авторских программ;

• умения в изучении и применении эффективного педагогического опыта других коллег.

Отсюда следует, что сегодня нужны школе педагоги с таким личностным потенциалом, которые творчески подходили бы к решению любой профессиональной задачи.

Научно-исследовательская деятельность имеет свою яркую специфику, свои задачи и сопровождает будущего специалиста на протяжении всех лет обучения в вузе. Говоря о научно-исследовательской деятельности студентов в вузе и ее возможностях как составляющей профессионального развития студента, следует отдельно поставить вопрос о ее процессуальных характеристиках, то есть о выделении различных этапов постепенного усложнения задач формирования исследовательской компетенции будущего учителя. Следует отметить, что усложнение и углубление профессионального развития студентов обусловлено двумя его уровнями. С одной стороны, это уровень освоения будущей профессиональной квалификации в рамках стандартизированных профессиональных образовательных программ (стандарт высшего педагогического образования), с другой -уровень активного поэтапного включения

студентов в научно-исследовательскую деятельность нерегламентированного характера на основе индивидуальных программ их продвижения к исследовательской компетенции во внеучебное время. Соответственно, можно ставить вопрос о дифференциации задач включенности студентов в научно-исследовательскую деятельность, в одном случае, носящую обязательный характер (УИРС), в другом - их творческой самореализации в процессе участия в НИРС в соответствии с индивидуальными интересами и возможностями каждой отдельной личности студента. В результате, к окончанию вуза можно ожидать достижения соответствия подготовленного специалиста критерию «профессионально-исследовательская компетенция», которая может быть измерена с помощью определенных показателей.

Выполнение этой задачи требует конкретизации комплекса «знания, умения, навыки», участия студентов в научно-исследовательской деятельности.

В самом общем смысле, знания - «это результат познания объективного мира, т. е. коллективный опыт человечества, взятый в обобщенной форме»2.

Предметно определяясь в рамках данного исследования, речь идет о знаниях студентов в области деятельности познания. Сюда входит целый комплекс осведомлен -ности студентов об исследовании как самостоятельном виде деятельности человека; о самой науке и ее потенциале как двигателе человеческой цивилизации вообще и условии развития профессиональной деятельности в каждой отдельной области. В нашем случае, речь идет о расширении диапазона знаний студентов о научно-исследовательской деятельности как аспекте профессионально-педагогической деятельности.

Другим компонентом исследовательской компетенции студента выступают умения в области научно-исследовательской деятельности.

Определяя понятие «умения» в общепедагогическом смысле, здесь следует подра-

зумевать наличие способности сознательного, легко переносимого в разнообразные ситуации выполнения действия, связанного с мотивационной и эмоциональной сферами деятельности. Умение следует рассматривать как сложное структурное обра -зование, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания3 .

Умения в области осуществления НИД связаны с освоением опыта профессиональной деятельности в выполнении функций обучения, воспитания, развития учащихся на креативном уровне в условиях реальной практики. Другим возможным уровнем творческой самореализации студента вуза может также выступать углубленное, проблемно-исследовательское изучение любой вузовской дисциплины, в особенности, дисциплин специального цикла на уровне проведения достаточно самостоятельного исследования с возможными практическими выходами. В полном смысле о сложившихся умениях исследовательского характера, позволяющих студентам достигать научных результатов высокого уровня новизны, можно говорить в исключительных случаях, касающихся особо одаренных студентов. Подлинная научная квалификация требует прохождения специальной научной школы, длительного изучения и освоения практического опыта, а также наличия собственной практики работы. С такими мерками подходить к студентам вуза, только осваивающим будущую профессию, в строгом смысле слова преждевременно.

Свое особое место занимает в развитии творческого потенциала у студентов вуза задача формирования навыков научно-исследовательской деятельности.

Здесь следует вспомнить о том, что в каждой деятельности есть стабильные, стереотипно повторяющиеся компоненты, которые могут при многократном повторении автоматизироваться, т. е. осуществ-

ляться при свернутом контроле сознания. Автоматизированные компоненты деятельности, сформировавшиеся при многократных повторениях, являются навыками. С этих позиций, навык и умение соотносятся как часть и целое4.

В широком понимании навыки являются специфическими компонентами умения. Наличие тех или иных навыков свидетельствует о достаточно высоком уровне освоенности деятельности в ее практических характеристиках, способствуя обретению все более усложняющейся компетентности в будущей профессии, включая ее творческий компонент.

Навыки студентов в области НИД предполагают развитие их подготовленности к выполнению творческих действий при решении разнообразных исследовательских задач: на уровне планирования исследования, сбора информации, ее обработки, фиксирования промежуточных и итоговых результатов исследовательской работы; уверенного использования полученных результатов в практической работе.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что именно сформированность навыков студентов в области научно-исследовательской деятельности следует считать основным показателем эффективности их участия в этой деятельности.

Дальнейшая конкретизация процесса развития личности будущего учителя, его научно-исследовательской компетенции связана с определением программы развития соответствующих знаний, умений и навыков на каждом из выше выделенных уровней организации научно-исследовательской деятельности в условиях их профессиональной подготовки в вузе: на уровне учебно-исследовательской работы (обязательной, регламентированной учебным планом и программами) и уровне организации внеучебной деятельности (нерегламен-тированной). Рассмотрим возможность программирования роста научно-исследовательской компетенции студентов более детально в рамках выделенных направлений.

I уровень - учебно-исследовательская работа вносит творческую составляющую в занятия по учебному плану, при этом учитываются индивидуальные склонности и научные интересы обучающихся.

Выполнение учебно-исследовательской работы имеет своей целью:

1) привить каждому студенту первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ;

2) обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам;

3) развивать у студентов творческое, аналитическое мышление, расширять теоретический кругозор;

4) вырабатывать умение применять теоретические знания к решению конкретных практических задач;

5) формировать у студентов потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности;

6) расширять знания студентов по основным для данной специальности направлениям педагогической науки и областям преподаваемых в школе знаний;

7) развивать высокие деловые и моральные качества, культуру, способствовать формированию личности.

II уровень развития научно-исследова-тельской компетенции студентов является дополняющей компонентой процесса их профессионально-творческого развития во внеучебное время, способствуя творческой самореализации личности согласно ее индивидуальным возможностям. На этом уровне можно выделить две формы включения студентов в НИД:

• научно-исследовательская деятельность, дополняющую учебный процесс;

• научно-исследовательскую деятельность, протекающую параллельно учебному процессу.

Научная деятельность, дополняющая учебный процесс, предполагает привлечение студентов к участию в работе научных конференций и семинаров, олимпиад и кон-

курсов и т. п. Такая деятельность организуется соответствующими кафедрами и специально создаваемыми организационными комитетами с привлечением студентов. По порядку проведения мероприятий в вузах разработаны соответствующие методические рекомендации и положения.

Организацию этого вида НИРС, по мнению В. В. Балашова5, целесообразно строить как механизм, способствующий поиску наиболее талантливых студентов, повышению уровня их профессионально-творческой подготовки.

Исследовательская работа, параллельная учебному процессу, осуществляется в следующих формах:

• работа кружков СНО, исследовательских групп, выполняющих исследования по проблемам, связанным с научными интересами как отдельных преподавателей, так и кафедр в целом;

• участие в международных исследова-тельских программах;

• встречи студентов с ведущими специалистами, учеными-педагогами России и зарубежных стран;

• участие в работе международных, всероссийских, региональных, межвузовских,

общевузовских научных конференциях, семинарах, чтениях и др.;

• организация и участие в конференциях СНО на факультетах и общевузовской конференции СНО;

• участие студентов в конкурсе на лучшую научную студенческую работу.

Цель работы студентов в научных кружках состоит в углубленном освоении различных учебных дисциплин, разработке определенных научных проблем, решении практических вопросов и т. п. Основной задачей включения студентов в выполнение индивидуальных исследований является развитие научных способностей и навыков студентов.

Таким образом, сформированность навыков студентов в области НИД следует считать основным показателем эффективности их участия в этой деятельности. Результативность этого процесса требует четкого определения состава осваиваемых студентами навыков в области НИД: общенаучные; инновационной и педагогической деятельности; передачи творческих способов деятельности учащимся; креативной активности в разработке социальных проектов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы / Н. В. Бордовская. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

2 Низамов Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / P.A. Низамов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975.

3 Марквард К. Г. В целях активизации познавательной деятельности студентов / К. Г. Марк-вард // Вестн. высш. шк., 1997. № 10. С. 23-30.

4 Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975.

5 Организация научно-исследовательской деятельности студентов вузах России / В. В. Балашов, Г. В. Лагунов, И. В. Малюгина и др.; Под ред. В. В. Балашова. Ч. 1. М.: ГУУ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.