Научная статья на тему 'Научная парадигма формирования бизнес-плана, особенности инвестиционного бизнес-планирования'

Научная парадигма формирования бизнес-плана, особенности инвестиционного бизнес-планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2192
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОЦЕСС БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БИЗНЕС-ПЛАН / ЦИКЛ ИНВЕСТИЦИОННОГО БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ / BUSINESS PLANNING / BUSINESS PLANNING PROCESS / INVESTMENT BUSINESS PLAN / CYCLE OF INVESTMENT BUSINESS PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палеев А. В.

В статье проведено исследование понятия «бизнес-план», процесса бизнес-планирования, приведены различные точки зрения учёных. В результате выявлено, что в основе бизнес-плана лежит инвестиционная составляющая, что предопределило целесообразность выделения инвестиционного бизнес-планирования, определения его сущности, основной цели инвестиционного бизнес-плана, задач, решаемых в процессе реализации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article research of the concept "business plan", business planning process is conducted, the various points of view of scientists are given. It is as a result revealed that at the heart of the business plan the investment component that predetermined expediency of allocation of investment business planning, definition of its essence, a main objective of the investment business plan, the tasks solved in the course of realization lies.

Текст научной работы на тему «Научная парадигма формирования бизнес-плана, особенности инвестиционного бизнес-планирования»

Палеев А.В.

аспирант каф. «Финансовый менеджмент» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Эл. почта: nauka1717@mail.ru

НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-

ПЛАНА, ОСОБЕННОСТИ

ИНВЕСТИЦИОННОГО БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

Ключевые слова: бизнес-

планирование, процесс бизнес-

планирования, инвестиционный бизнес-план, цикл инвестиционного бизнес-планирования.

В статье проведено исследование понятия «бизнес-план», процесса бизнес-планирования, приведены различные точки зрения учёных. В результате выявлено, что в основе бизнес-плана лежит инвестиционная составляющая, что предопределило целесообразность выделения инвестиционного бизнес-планирования, определения его сущности, основной цели инвестиционного бизнес-плана, задач, решаемых в процессе реализации.

В современных условиях хозяйствования возрастает актуальность бизнес-планирования как инструмента организации и координации менеджмента предприятия, обеспечивающего формирование программы действий. Вне зависимости от отраслевой принадлежности коммерческих организаций планирование бизнеса основано на систематической методологии достижения эффективности при реализации любого типа деловых операций и сохранении приемлемых уровней рисков.

Существуют различные мнения по вопросам определения экономической сущности бизнес-плана и содержания процесса бизнес-планирования.

Бринк И.Ю., Савельева Н.А. определяют бизнес-план как понятное, доступное, точное и краткое описание будущего бизнеса, важнейший инструмент при оценке разных ситуаций, который позволяет выбрать наиболее перспективные решения и выявить средства их до-

2 3

стижения. Определяя «бизнес-план как инструмент самообучения», они представляют процесс бизнес-планирования как творческий, требующий высокого профессионального уровня разработчика. Бизнес-планирование - это совокупность последовательных действий, связанных с постановкой целей бизнес-планирования, разработкой бизнес-плана, продвижением бизнес-плана на рынок инноваций, контролем за его реализацией, ситуационным анализом окружающей среды. При этом Бринк И.Ю. и Савельева Н.А. выделяют следующие основные стадии процесса бизнес-планирования.

1. Подготовительная стадия.

2. Стадия формирования бизнес-плана.

3. Стадия продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности.

4. Стадия реализации бизнес-плана.

С математической точки зрения к определению бизнес-плана подхо-

23 Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план пред-

приятия. Теория и практика. - Ростов н/Д:»Феникс»,

2003. - Серия «Учебники, учебные пособия»

дит Головань С.И. Бизнес-план, по его мнению, - это документ, который призван убедить потенциального инвестора в том, что инвестиционная прибыль будет не ниже ставки банковского процента, приемлемой для инвестора. 24 Следовательно, бизнес-план - это система доказательств, убеждающих потенциального инвестора в экономических выгодах при осуществлении вложений.

Более широко подходит к определению сущности бизнес-плана Бронникова Т.С., которая считает, что бизнес-план - это принятая в мировой практике форма представления деловых предложений и проектов, включающая развёрнутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности организации и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса инициатора проекта и интересов партнёров, инвесторов, потребителей и конкурентов в достижении социально-экономических целей бизнес-проектов25. Таким образом, бизнес-план с данной позиции разрабатывается для инновационных объектов и процессов, для организации деятельности действующих предприятий разных форм собственности с целью развития производственных и функциональных подразделений, модернизации, реконструкции или расширения предприятия. По сути

24 Головань С.И. Бизнес-планирование и инвестирование: Учебник / С.И. Головань, М.А. Спиридонов. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - С. 75,78.

25 Бронникова Т. С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - С. 22, 29.

своей такой подход имеет исключительно инвестиционную направленность, что подтверждается методологией бизнес-планирования, включающей теоретические основы, методический инструментарий и рекомендуемые формы практического представления информации по каждой подсистеме (разделу бизнес-плана) как части единого целого -бизнес-плана проекта.

Особый интерес вызывает позиция Романовой М.В., которая связывает бизнес-план с проектно-инновационными решениями, отражая инновационную направленность российской экономики и курс на модернизацию российских организа-ций.26 Цель бизнес-плана, по её мнению, также лежит в инвестиционной плоскости, и в качестве цели может выступать разработка нового продукта или услуги, привлечение инвестиций и т.д.

Как руководство к действию рассматривает бизнес-план Сергеев А.А. и считает, что разработка бизнес-плана даёт возможность организации оценить эффективность деятельности в условиях конкурентного рынка, определить долгосрочные перспективы сбыта продукции и развития производства. 27 При этом процесс бизнес-планирования - это система реализации проекта, включая ключевые моменты с целью убедить инвестора или партнёра в его экономической выгодности и целе-

26 Романова М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие - М.: ИД»ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. - С. 8-9.

27 Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 16.

сообразности участия в нём. К ключевым моментам бизнес-планирования он относит обоснование финансовых возможностей, необходимости и объёма выпуска продукции, выявление потенциальных потребителей (т.е. маркетинговые аспекты бизнес-плана), достижение показателей эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной), а также обоснование достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и выявление возможных источников финансирования.

Бизнес-план как часть бизнес-проекта рассматривает Лапыгин

98

Ю.Н.28. По его мнению, бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. При этом бизнес-планирование - это вид плановой деятельности, которая связана с предпринимательством и бизнесом. Делая упор на роль бизнес-плана в получении кредитных средств, Лапыгин Ю.Н. в обобщённых типах бизнес-планов выделяет бизнес-план инвестиционного проекта, определяя его как обоснование для потенциального инвестора стратегии освоения целевого рынка и предполагаемых финансовых результатов.

Бекетова О.Н., Найденков В.И. представляют бизнес-план как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руковод-

29

ство для исполнения и контроля .

28 Лапыгин Ю.Н. Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: Практ. пособие / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин. - 4-е изд., испр. - М.:Омега-Л, 2010. - С. 17,19, 21.

29 Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план: тео-

рия и практика: Учебное пособие для вузов. - М.: Приор-издат, 2009. - С. 5, 12.

Учёные определяют бизнес-план как краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент для выбора из большого количества альтернатив, перспективных решений и определения средств их достижения.

Схожей точки зрения придерживается Черняк В.З., считая, что бизнес-план - необходимый документ, который описывает основные аспекты будущей коммерческой организации, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться,

30

определяет способы их решения. Кроме того, бизнес-план - это инструмент управленческого, организационно-экономического, финансового обоснования взаимоотношений, включая финансовые отношения с банками, инвестиционными, сбытовыми организациями, контрагентами. Исследуя процесс бизнес-планирования, Черняк В.З. делает упор на его решающую роль при выборе направлений вложений и представляет его как последовательное изложение системы реализации проекта, т.е. тех ключевых параметров бизнеса, которые могут быть идентифицированы не только экономистами-профессионалами, но и потенциальными инвесторами, аргументировано убеждающими инвестора или партнёра в экономической выгодности данного бизнеса и необходимости участия в нём или, напротив, предостерегающими от осуществления инвестиций в данный бизнес из-за слишком большого и неоправданного риска.

30 Черняк В.З. Бизнес-план: теория и практика. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. - С. 7.

Шаш Н.Н. обосновывает позицию, что «бизнес-планы необходимы всем организациям» и представляют собой «элемент имиджа предприятия, программу деятельности

31

организации» . Характеризуя бизнес-планирование, Шаш Н.Н. обращает внимание на то, что это творческий процесс, требующий профессионализма и искусства. Эффективное функционирование организации, снижение потенциальных отрицательных финансовых результатов зависит от содержания и характера процесса бизнес-планирования.

Безусловно, такая позиция имеет место, однако, на наш взгляд, процесс бизнес-планирования нацелен на экономическое обоснование бизнес-плана и предопределяет наличие количественных показателей, подкрепляющих цели стратегического развития организации. Поэтому нам более близка точка зрения Баринова В.А., который считает, что бизнес-план - это аналитический документ для планирования предпринимательской и финансово-хозяйственной деятельности, в нём описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия или развития существующего, анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способы решения этих

32

проблем . Очень важно разработать бизнес-план в соответствии с определёнными требованиями и выпол-

31 Шаш Н.Н. Бизнес-план предприятия: Практ. справ. / под ред. А.В. Касьянова. - М.: Гросс-Медиа: РОСБУХ, 2008. - С. 12-13.

32 Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное

пособие. - 2-изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ: ИН-ФРА-М, 2007. - С. 18.

нить специальные финансовые расчёты, способствующие предвидению будущих проблем и пониманию, преодолимы ли они.

Коллектив авторов под руководством Попова В.М., Ляпунова С.И. и Млодика С.Г. определяет бизнес-план с позиции менеджмента и считают, что это инструмент делегирования ответственности, который позволяет руководству компании более точно определять вклад менеджеров в достижение целей компа-

33

нии . При этом, выделяя различные виды бизнес-плана, учёные отмечают, что процесс формирования бизнес-плана - это широкое пространство или деловое поле игры, в ходе которой разрабатываются правила тщательно продуманного официального документа от возникновения экономической идеи до получения и распределения прибыли между его участниками. Отнесение к наиболее распространённым областям бизнес-планирования создание бизнес-линий, эмиссия новых акций, продажа приватизируемых предприятий, обанкротившихся, выкуп акций в ЗАО или ОАО, на наш взгляд, сужают возможности использования бизнес-плана и не позволяют раскрыть его предназначение. Мы считаем, что формирование и использование бизнес-плана более широко и он предназначен для разработки и обоснования бизнес-идей стратегического развития организации, открытия новой организации, перепрофилирования существующей и

33 Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова и С.Г. Млодика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. -С. 110-123.

выбора новых направлений и способов осуществления её деятельности. Все обозначенные направления априори включают инвестиционную составляющую, следовательно, выделение и исследование инвестиционного бизнес-плана целесообразно и обоснованно.

К нашей позиции близка точка зрения Баева И.А., который также выделяет инвестиционный бизнес-плана и считает, что он служит для оценки инвестиционной идеи и часто является основой для переговоров с потенциальным инвестором или партнёром34. Задача такого документа - донести до потенциального инвестора бизнес-идею и показать эффект от участия в её реализации. Исследуя процесс формирования и разработки бизнес-плана на первом этапе целесообразно представлять концепт-план - краткое изложение бизнес-идеи (5-10 страниц) для выяснения степени заинтересованности и возможной вовлечённости в проект. Полный бизнес-план может быть разработан и представлен после заключения предварительных соглашений относительно участия в проекте.

Исследование различных точек зрения на содержание бизнес-плана, инвестиционный бизнес-план и процесс бизнес-планирования позволяет выработать своё мнение и определить инвестиционный бизнес-план как основной стратегический документ в организации, включающий экономически обоснованные

направления инвестирования, а так-

34 Бизнес-планирование на компьютере / И.А. Баев [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 28.

же руководство к действию по достижению стратегических целей, в него заложенных. В нём характеризуются базовые аспекты финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации, прогнозируются изменения в финансовом состоянии предприятия в результате реализации инвестиционных решений, определяется эффективность и целесообразность осуществления инвестиций. Следовательно, инвестиционный бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

Актуальность формирования инвестиционного бизнес-плана определяется также тем, что ни одно серьезное управленческое решение не может быть принято без его представления.

Инвестиционное бизнес-

планирование в организации может быть различным по срокам, точности, по вносимым поправкам и степени координации. Однако общими для всех видов планирования являются следующие признаки.

1. Любой вид планирования представляет собой упорядоченный процесс.

2. Обработка информации выступает в качестве основы планирования.

3. Инвестиционные проекты представляют собой определённые направления вложений, разрабатываемые и экономически обоснованные в рамках бизнес-планирования.

Планирование направлено на достижение определенных стратегических целей.

Инвестиционное бизнес-

планирование как необходимый элемент управления выполняет в системе функционирования организации ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

• инвестиционное планирование - позволяет оценить возможности развития организации, контролировать процессы внутри неё;

• привлечение денежных средств (ссуды, кредиты) - в современных экономических условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный инвестиционный проект, в этом отношении экономическое обоснование привлечения и эффективного использования кредитных ресурсов, осуществляемое в рамках инвестиционного бизнес-планирования, играет решающую роль в реализации бизнес-идеи;

• привлечение к осуществлению планов компании потенциальных инвесторов, которые могут вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию;

• повышение качества информированности всех сотрудников о предстоящих действиях, координация их действий, создание мотивации достижения стратегических целей через вовлечение работников

в процесс составления инвестиционного бизнес-плана.

Спланировать инвестиционную деятельность предприятия значит составить план его развития и в дальнейшем контролировать его выполнение, оценивать эффективность на каждом этапе реализации. В основе инвестиционного бизнес-планирования лежит обработка информации по обоснованию предстоящих действий и определению наилучших способов достижения намеченных предприятием целей.

Таким образом, главная цель инвестиционного бизнес-

планирования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные направления стратегического развития предприятия, экономически обосновать их и разработать пошаговые инструкции реализации инвестиционных проектов с учётом приемлемых рисков.

В полном объёме инвестиционное бизнес-планирование включает в себя формирование бизнес-идеи, финансовое обеспечение её реализации, контроль за выполнением, оценку её влияния на финансовое состояние предприятия и соответствующую корректировку перспективной целевой направленности. Так образуется цикл инвестиционного бизнес-планирования, который схематично можно представить на рисунке 1.

Рис. 1. Цикл инвестиционного бизнес-планирования

На первой фазе цикла в результате анализа финансового и инвестиционного состояния организации осуществляется постановка целей и задач инвестиционного бизнес-плана, определяется объём ресурсов, необходимых для его реализации. В этой связи особую роль играет возможность финансирования бизнес-идеи за счёт собственных источников или возникновения необходимости прибегнуть к привлечению заёмных средств. От этого будет зависеть прибыльность инвестиционного решения, финансовая устойчивость предприятия в целом и возможность осуществления бизнес-плана.

Вторая фаза цикла, по сути, решающая на пути принятия решения о реализации или отклонении инвестиционного бизнес-плана. На основе использования методов оценки эффективности инвестиционных проектов представляется возможным оценить последствия реализации инвестиционного решения и экономиче-

ски обосновать целесообразность его осуществления.

На третьей фазе цикла происходит процесс взаимодействия всех ресурсов (трудовых, финансовых, технических) и в результате должны быть решены задачи бизнес-плана и достигнута поставленная цель.

Четвёртая фаза цикла связана с управленческим контролем - без данной функции остальные функции управления (планирование, организация, руководство и мотивация) не могут быть реализованы в полной мере. Так, инвестиционное бизнес-планирование должно постоянно учитывать реальные финансовые возможности и меняющиеся условия функционирования и развития организации. Контроль должен обеспечить оценку реальной ситуации и создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как по отдельным направлениям, так и по всей организации. Поэтому контроль - это один

из главных инструментов разработки и принятия решений, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия и достижение намеченных в бизнес-плане целей.

При этом пятая фаза цикла -план-фактный анализ - входит в число функций контроля (наряду со сбором, обработкой и анализом информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы). Тем не менее считаем необходимым обратить особое внимание на данную фазу цикла, т.к. в рамках план-фактного анализа происходит не только сравнение фактически достигнутых величин с плановыми показателями, но и выявление отклонений, анализ причин этих отклонений; определение мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. Таким образом, наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия решений, касающихся оперативной деятельности по реализации бизнес-идеи.

На шестой и седьмой фазах цикла проводится анализ финансового состояния с учётом реализации инвестиционного бизнес-плана. Рассчитываются финансовые показатели, которые отображают наличие, размещение и использование вновь аккумулируемых финансовых ресурсов. Исходя из величины наращения собственных источников финансирования и возможностей их использования на инвестиционные цели накладываются новые цели, и задачи и инвестиционное бизнес-планирование выходит на новый уровень.

Инвестиционный бизнес-план учитывает интересы, прежде всего, собственников организации, потенциальных инвесторов, а также потенциальных потребителей и поставщиков компании. Обычно бизнес-план является предпосылкой для начала переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами и партнерами.

Инвестиционный бизнес-план способствует решению следующих задач:

- определению перспективных с коммерческой точки зрения направлений деятельности организации, открытию новых целевых рынков;

- формулировке стратегических целей компании и тактики их достижения, выявлению лиц, ответственных за их реализацию;

- выбору ассортиментного ряда товаров и услуг, которые будут предложены организацией потребителям, и оценке производственных и торговых издержек по их формированию и реализации;

- определению состава маркетинговых мероприятий по мониторингу рынка, стимулированию продаж, рекламе и др.;

- оценке перспектив финансового положения предприятия и соответствия имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения стратегических целей;

- разработке превентивных мероприятий, которые помогут нивелировать негативные процессы, способные помешать практическому выполнению инвестиционного бизнес-плана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, инвестиционное бизнес-планирование на предприятии служит основой разработки управленческих решений в сфере производства.

Конечным результатом инвестиционного бизнес-планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических или иных целей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика - Ростов н/Д: Феникс, 2003. Серия «Учебники, учебные пособия»

2. Головань С.И. Бизнес-планирование и инвестирование: Учебник / С.И. Головань, М.А. Спиридонов. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - С. 75, 78.

3. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учеб. пособие - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - С. 22, 29

4. Романова М.В. Бизнес-планирование: Учеб. пособие- М.: ИД»ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. -С. 8-9.

5. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования:

Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - С. 16.

6. Лапыгин Ю.Н. Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: Практ. пособие / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин. - 4-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2010. - С. 17, 19, 21.

7. Бекетова О.Н., Найденков

B.И. Бизнес-план: теория и практика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Приор-издат, 2009. - С. 5, 12.

8. Черняк В.З. Бизнес-план: теория и практика. - М.: Альфа-Пресс, 2007. С. 7.

9. Шаш Н.Н. Бизнес-план предприятия: Практ. справ. / Под ред. А.В. Касьянова. - М.: Гросс-Медиа: РОСБУХ, 2008. - С. 12-13.

10. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учеб. пособие. - 2-изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - С. 18.

11. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова,

C.И. Ляпунова и С.Г. Млодика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - С. 110-123.

12. Бизнес-планирование на компьютере / И.А. Баев [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - С. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.