Научная статья на тему 'Научная и преподавательская деятельность святителя Иннокентия Пензенского'

Научная и преподавательская деятельность святителя Иннокентия Пензенского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
215
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ / ЛИЧНОСТЬ / ТРУД / ЛЕКЦИЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕМИНАРИЯ / SAINT INNOCENT / PERSONALITY / WORK / LECTURE / SCIENTIFIC WORK / HERITAGE / SCIENTIFIC ACTIVITY / TEACHING ACTIVITY / SEMINARY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филиппов Александр Николаевич

Проведен обзор научной и преподавательской деятельности одного из незаурядных представителей богословия XIX века святителя Иннокентия (Смирнова). Актуальность исследования жизни и трудов представителя Русской православной церкви обусловлена необходимостью изучения его вклада в развитие богословской науки XIX столетия. Цель: кратко, но в то же время емко описать биографию святителя Иннокентия, затем исследовать его литературное и гомилетическое наследие, основываясь на данных архивных фондов Российского государственного исторического архива, Центрального государственного исторического архива и фондов Российской национальной библиотеки. Святитель Иннокентий как ученый монах и ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии стоял у истоков зарождения русской богословской науки. Живя в Петербурге, он проводил активную работу по искоренению оккультных настроений российского общества начала XIX века. Его проповеди, преподавательская деятельность раскрывают его как доброго наставника благочестия. Недолгое пребывание на Пензенской кафедре оставило яркий отпечаток в сердцах людей, поэтому почти сразу после кончины епископа Иннокентия стали почитать как святого, хотя в силу некоторых исторических причин он был прославлен лишь в 2000 г. Уникальная личность святителя, короткая, но насыщенная жизнь, его богословское наследие являются материалом для исторически выверенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND TEACHING ACTIVITY OF SAINT INNOCENT OF PENZA

The goal is to review the scientific and teaching activity of Saint Innocent (Smirnov), one of the most outstanding theology representatives of the 19th century. The actuality of the research of the life and work of this Russian Orthodox Church representative exists due to the need to study his contribution to the development of the theology in the 19th century. The goal is to present the biography of Saint Innocent concisely yet capaciously and to study his literary and homiletic heritage based on the data of the archival funds of Russian State Historical Archive, Central State Historical Archive and Russian National Library. Saint Innocent, being an educated monk as well as rector of the spiritual seminary in St. Petersburg, was one of the founders of the theology in Russia. Living in St. Petersburg, he worked a lot on eradication of occultism among Russian people at the beginning of the 19th century. His preachment and his teaching activity present him as a true spiritual guide of devoutness. His short stay on the department in Penza left a long-lasting memory in people’s hearts that is why Orthodox Christians started to esteem him right after his death, even thought he was canonized only in 2000 due to some historical reasons. The unique personality of the saint, his saturated life and his theology heritage serve as data for a historically based research.

Текст научной работы на тему «Научная и преподавательская деятельность святителя Иннокентия Пензенского»

УДК 276

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-108-114

НАУЧНАЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ ПЕНЗЕНСКОГО

© Александр Николаевич ФИЛИППОВ

Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Пензенская духовная семинария Пензенской епархии Русской православной церкви» 440023, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Перекоп, 4 E-mail: penza78@mail.ru

Аннотация. Проведен обзор научной и преподавательской деятельности одного из незаурядных представителей богословия XIX века святителя Иннокентия (Смирнова). Актуальность исследования жизни и трудов представителя Русской православной церкви обусловлена необходимостью изучения его вклада в развитие богословской науки XIX столетия. Цель: кратко, но в то же время емко описать биографию святителя Иннокентия, затем исследовать его литературное и гомилетическое наследие, основываясь на данных архивных фондов Российского государственного исторического архива, Центрального государственного исторического архива и фондов Российской национальной библиотеки. Святитель Иннокентий как ученый монах и ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии стоял у истоков зарождения русской богословской науки. Живя в Петербурге, он проводил активную работу по искоренению оккультных настроений российского общества начала XIX века. Его проповеди, преподавательская деятельность раскрывают его как доброго наставника благочестия. Недолгое пребывание на Пензенской кафедре оставило яркий отпечаток в сердцах людей, поэтому почти сразу после кончины епископа Иннокентия стали почитать как святого, хотя в силу некоторых исторических причин он был прославлен лишь в 2000 г. Уникальная личность святителя, короткая, но насыщенная жизнь, его богословское наследие являются материалом для исторически выверенного исследования.

Ключевые слова: святитель Иннокентий; личность; труд; лекция; научная деятельность; преподавательская деятельность; семинария

Достойный пастырь душ, он имя нес Смирнова, был провозвестником Божественного Слова, смиренный в мудрости, жил Господа любя, и строго осуждал -лишь одного себя.

Какое великое множество святителей и учителей Русской православной церкви выходили из нашей пензенской земли! Среди таких незаурядных представителей, чьи имена мы слышим за богослужением, есть и святитель Иннокентий (Смирнов), которого мы поминаем как епископа Пензенского и Саратовского. Святитель Иннокентий как человек ученый, руководитель и преподаватель Духовной семинарии стоял у истоков зарождения русской церковной науки. Находясь какое-то время в Петербурге, он многое сделал для искоренения мистических лжедуховных представлений российского общества начала XIX века. Письма святителя раскрывают его как доброго наставника благочестия, а за довольно короткое время пребывания на Пензенской кафедре оставил яркий и светлый отпечаток в сердцах людей, что почти сразу после смерти он стал почитаем как святой, хотя был прославлен только в 2000 г.

Святитель Иннокентий (в миру Илларион) родился 30 мая 1784 г. в с. Павлово, расположенном недалеко от Москвы, в семье церковного причетника. Будущий святитель Иннокентий сначала учился в Перервинской семинарии, где за свой тихий нрав получил фамилию «Смирнов»1, а затем в Лаврской семинарии. После окончания обучения был поставлен учителем и префектом в семинарии [1, с. 2], а чуть позже пострижен в монашество с именем Иннокентий. Через год после пострига Иннокентий был поставлен игуменом Николо-Угрешского монастыря, а спустя месяц переведен игуменом в Знаменский московский монастырь. Таким образом, постепенно начинается подготовка будущего святителя к научной и преподавательской деятельности. Комиссия духовных училищ в 1812 г. походатайствовала о получении на собственный счет «отличного в познаниях» игумена Иннокентия [2]. Игумену Иннокентию был присвоен титул бакалавра богослов-

1 С конца XVII века представители духовного сословия при отсутствии фамилии получали ее в духовных училищах, семинариях, академиях посредством трансформации личного имени (прозвища).

ских наук, было возложено преподавание церковной истории, а также заведывание академической библиотекой. В 29 лет Иннокентий становится ректором Санкт-Петербургской семинарии, профессором богословских наук и членом Комитета духовной цензуры при Санкт-Петербургской духовной академии [2].

Нельзя с уверенностью сказать, что будущий святитель готов был стать заведующим кафедрой церковной истории. В пользу такого утверждения можно сказать то, как трудно ему далось написание курса для проведения академических лекций: работа отнимала у него много сил, он не спал ночами и подорвал свое здоровье [3, с. 32-33]. Впрочем, была в ночных бдениях у аналоя с конспектами и «ревность не по разуму», что признавал сам святитель, увидев в приобретенной болезни вразумление от Бога [4, с. 21]. Результатом его усердных трудов стало «Начертание истории от библейских времен до XVIII века в пользу духовного юношества». Эта книга быстро стала доминирующим учебным пособием по церковной истории для тогдашнего времени, и вскоре потребовалось второе издание. Но получивший известие о периодизации своей книги святитель Иннокентий не успел сделать необходимые исправления, так как через несколько недель скончался. Эти исправления поручили сделать священнику И.С. Кочетову, который успешно справился с корректировкой трудов святителя. Еще в 1867 г. «Начертание истории» рекомендовалась в качестве семинарского пособия2. Для своего времени, когда в России практически отсутствовала цер-ковно-историческая наука, когда обычно обходились простым переводом западных пособий при малой доступности источников [5, с. 490], «Начертание истории» было значимым трудом. Архиепископ Филарет (Гуми-левский) в своей «Истории Русской церкви» отзывается о его «научном опыте» как «весьма удовлетворительным для своего времени» [6, с. 55]. Сам Иннокентий писал в предисловии о назначении своей работы, что написана она «для исторической кафедры в духовном училище, и потому не может удов-

2 Сборник отзывов Учебного комитета при Святейшем синоде о сочинениях, одобренных для учебных заведений духовного и других ведомств. Спб., 1877. С. 288-291.

летворить любопытству, ищущему открытия исторических тайн или подробностей о церковных происшествиях в собственной их полноте». К актуальности работы «Начертание истории» нужно отметить, во-первых, что святитель Иннокентий впервые вводит периодизацию в изложении церковно-исто-рических событий, дает ссылки и приводит критические замечания, во-вторых, он стремился к переосмыслению западных исторических работ и выстраиванию собственной картины церковного прошлого.

Кроме «Начертания истории» для преподавания в Академии Иннокентий составил собственный семинарский курс по «Богословию деятельному» с использованием современной терминологии по нравственному богословию. Почему автор назвал его деятельным? Потому как под эти словом святитель подразумевает божественную науку о том, как «возвращать сокровенного сердца человека (1 Пет. 3:4) в мужа совершенного, в меру возраста Христова (Еф. 4:13)» [7, с. 3]. Другими словами, деятельное богословие -это наука церковная о духовном росте человека. Считается, что в создании «Богословия деятельного» Иннокентий следовал указаниям святителя Филарета Дроздова [8, с. 140145], который всячески поощрял самостоятельно написанные курсы. Лекции по деятельному богословию, то есть по богословию нравственному, которые Иннокентий читал в Петербургской семинарии, были напечатаны в 1821 г. в посмертном собрании его сочинений. Данные лекции были широко известны до их публикации, ими пользовались преподаватели Московской академии, так как «по основательности мыслей и ясности изложения они были в ту пору лучшим руководством для изучения нравственного богословия» [9, с. 23-25]. Высокую оценку лекциям святителя дал профессор А.И. Гренков, преподававший нравственное богословие в Казанской академии: «в русской литературе мы знаем лучший опыт со стороны методологии - это «Богословие деятельное» преосвященного Иннокентия Пензенского» [10, с. 370]. Одной из особенностей «Деятельного богословия» является конспективность и немного излишняя сжатость изложения. Материал лекций святитель Иннокентий разделил на две основные части, которые подразделяются на главы, состоящие из более мелких параграфов

тезисного типа. В изложенных лекциях святитель очень часто подтверждает свою мысль ссылкой на Священное писание. Так, например, в трех абзацах параграфа «Молитва» встречаются двадцать четыре ссылки, общий объем которых превышает сам параграф в три раза. Благодаря такому изобилию ссылок «Деятельное богословие» воспринимается читателем не как произведение цельное, а как справочный материал.

Следующий труд святителя Иннокентия, который нельзя обойти стороной, - это «Изъяснение Символа веры». Он представляет собой курс догматики, который был совершенно забыт после выхода Катехизиса святителя Филарета (Дроздова). Связано это было с тем, что при написании трудов владыка Иннокентий не ориентировался на широкие массы людей, но зато его наследие ценно для преподавателей и учащихся духовных школ. Сыграла роль и ранняя смерть владыки, из-за которой он не успел сделать исправления своей работы - она сохранила деление на главы, которые соответствуют делению курса лекций. Вначале каждой главы идет краткая информация содержания предыдущей главы (всего глав двадцать две). То, что работа была предназначена для учителей и учащихся, подчеркивает предисловие, в котором автор обращается к «благовоспитанным юношам» с просьбой раскрыть свое сердце для понимания предмета [5, с. 283-285, 488-502], а еще подчеркивает, что отношение к лектору-автору не должно сказываться на отношении к самому материалу: «Истину учения христианского следует принимать независимо от отношения к тому лицу, которое ее открывает. Рука сеятеля не имеет никакого влияния на рождаемую пшеницу, только бы была пшеница» [11, с. 5].

Прежде чем начать разбор Символа веры, святитель дает терминологию и краткую характеристику таким понятиям, как догмат, Писание и Предание, тратя на это первые лекции. Далее следует тщательный (автор извиняется за такую тщательность: «...да не оскорбится терпение, если один член Символа веры продолжится через несколько бесед» [11, с. 19]) разбор каждого члена Символа веры с ссылками на святых отцов и Священное Писание, а также на философов и апологетов.

Вообще данная работа святителя представляет собой ценный курс катехизиса для современников владыки и для учебных целей, с которыми она и была написана.

Есть у святителя и небольшое сочинение экзегетического характера - это изъяснение на 1 и 2 псалом. При толковании первого и второго псалма Давида Иннокентий часто ссылается на Моисееву Тору или учительные книги Библии. Кроме ссылок на Ветхозаветные книги он часто дает ссылки на оригинальный еврейский текст.

Так, в первом псалме смысл заключается в противопоставлении праведных и нечестивых, а также святитель видит приложение этого псалма к земной жизни людей, а не к царству будущего века. «Есть истинное блаженство праведных в настоящей жизни... противоположное состояние - состояние нечестивых, рядом с праведными, живущими на земле» [12, с. 5-6].

По смысловому делению святитель предлагает разделить псалом на три части. В первых двух стихах дается почти определение благочестивой жизни - «Блажен муж, который...». В следующих трех стихах речь идет о всех благах, охватывающих жизнь благочестивого человека, и всех несчастиях человека порочного. «И будет он... не так нечестивые...». И в заключительной части святитель видит причину разных состояний праведников и грешников - это веление Господа.

Второй псалом Иннокентий условно делит на четыре части. В первой говорится о промысле и бесполезной борьбе с ним восстающих на Господа. Во второй части объясняется причина бессмысленности этих усилий - гнев живущего на небесах Бога Отца. Третья часть - мессианская, так как раскрывает силу грядущего царства Христа. И четвертая, заключительная, в которой говорится о Святом Духе, распространяющем Церковь по всей земле и среди всех царей и народов.

К отдельному блоку работ святителя Иннокентия относится его гомилетическое наследие. Так как гомилетика относится к произведению живого слова, то очень трудно оценить талант их составителя. Можно лишь судить текст на предмет его соответствия правилам риторики. Что же касается главного в проповедническом искусстве, - эмоции ритора, его пафос, - все это неизвестно. Не

все проповеди святителя были сохранены и изданы - большая их часть была утрачена. Так, перед своим уездом из столицы он раздал проповеди ученикам со словами: «Я дарю вам это в память меня и для того, чтобы, по времени, сличая свои труды с моими, могли сказать: вот как слабо прежде писали» [3, с. 36]. До наших дней сохранились даже отзывы о его проповедях. Так, ученик святителя Иннокентия архимандрит Фотий (Спасский) дает отзыв о проповеди своего учителя: «...слово его было со властию: глас слова его был остр, жив и действенен: сила некая крепкая и пламенная излетала из уст сего учителя на церковной кафедре и проницала внутрь изгибов сердечных и доходила до глубины души же и духа» [13, с. 14]. По прочим отзывам: «Иннокентий - проповедник не столько блистательный, сколько теплый наставник благочестия» [14, с. 203]. Темы, затрагиваемые святителем в своих речах, разнообразны. До наших дней сохранились его поучения на дни двунадесятых праздников, а также на дни памяти некоторых святых, сохранились речи, связанные с императором Александром I, на постриг в монашество, на посвящение в иеродьякона и в день наречения во епископа и мн. др.

В своих проповедях на двунадесятые Господские праздники святитель говорит о близости к нам Бога и одновременной удаленности Его от нас из-за наших грехов. «Путь к вертепу Предвечного Младенца открыт всем»3, «Столь близко приклоненное к нам небо не для того ли всюду простирается, чтобы от всех стран и мест можно было восходить к нему»4, «Небесный Жених грядет к каждой душе человеческой»5, и противоположная мысль: «Но столь близко к нам небо,

6

столько, по-видимому, мы далеки от него» , «Иисус Христос, подходя ко Иерусалиму, по словам свидетелей, увидев город и зло, в нем совершающееся, заплакал о нем» (Лк. 19:41). «О, Вечный Ходатай! Не каждый ли град извлекает слезы Твои, где пререкания заглушают слова вечной жизни, беззаконие и труд преграждают пути к закону Твоему, лихва и лесть (Пс. 54:10) скрывают свет и истину

3 Слово в день Рождества Христова. Слово в день Сретения Господня.

4 Слово в день Вознесения Господня.

5 Слово в день Рождества Христова.

6 Там же.

Твою?»7, «Слушатель! Неужели и ныне есть желающие поклониться Иисусу так же, как Ирод?!». Святитель Иннокентий таким образом хочет подчеркнуть необходимость сокращения этого расстояния между человеком и Богом благодаря усилиям первого. Владыка, продолжая эту мысль, обращается с наставлением к пастве: «Но утешимся, слушатель! Долготерпение продолжается, ведь есть ищущие Господа, находятся те благие души, которые непрестанно уготовляются Ему во сретение. Удаление от мира и от себя приближает к Богу» или «Вам, слушатели, бла-говествуется радость великая. Приблизьтесь еще ко Христу не телом вашим, не стопами, но кротостию и верою»8. Интересной представляется также проповедь святителя Иннокентия, произносимая им в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Интерес в том, что Иннокентий вообще не рассказывает исторические события праздника, Богородицу он упоминает буквально одним предложением, а в проповеди рассказывается о жертве Богу. И если в начале проповеди еще можно уловить ссылку на то, что она посвящена Богородичному празднику («Непорочная Отроковице, Которую ныне Церковь ставит с нами во храме молитвенном, принимая от нас жертву хвалы, подает нам образ живой, святой и благоугодной Богу. Она есть жертва живая... Жертва святая... Жертва бла-гоугодная...»)9, то дальше проповедник не сковывает себя рамками истории, а говорит только о борьбе со страстями и начале святой жизни как о жертве Богу. Оканчивает проповедь святитель, также не делая акцента на празднуемом событии, а постепенно заключает о Божией любви и ответе на нее.

Речи святителя, связанные с его пострижением в монаха, хиротонией во иеродьякона и наречением во епископа, пропитаны искренностью и нетеатральной скромностью, когда автор речи, не стесняясь говорит о себе в первом лице («За несколько минут перед сим я слышал Бога», «Я пришел просить...», «...дабы при слабостях моих там, где ты (то есть Платон (Левшин), постригавший его. -прим. Ч. К.) восходишь, я, по крайней мере, мог не падать; где ты прямо горе устремля-

7 Слово в день Сретения Господня.

8 Там же.

9 Слово в день Введения во Храм пресвятой Богородицы.

ешься, я мог бы ползти...», «Я не боюсь...», «Я же, повергаясь пред тобою, объемлю ноги твои»10). В день наречения во епископа святитель обращается не только к епископам, но и к Богу: «Господи! Что мне хочешь творить, да будет воля Твоя! Что есмь, Ты видишь, нечестивые имеют руки и уста, еще нечище ум, сердце. Обнажена перед Тобою вся гнусность души моей. Однако что мне хочешь творить, твори посредством избранных Твоих! Не моя, а Твоя да будет воля».

Отдельного внимания заслуживает «императорский цикл» речей владыки: в день восшествия Александра I на престол, в день рождения императрицы и в день тезоименитства императора. В первой речи (всего четыре речи, посвященных Александру I) на день восшествия Александра I на престол будущий святитель делает акцент на том, что оправдались ожидания от правления Александра: «Мы - свидетели той славы, которою венчает Господь благочестивейшего монарха нашего Александра Павловича. В первые дни, когда он восходил на престол всей России, возвышались с ним и надежды наши, но они не простирались далее безопасности и благоденствия внутри Отечества. Мы видели высоту престола его, в славе и силе равняли ее современным владыкам земли, но не видали высоты внутренней»11. Во второй речи 1815 г. Иннокентий говорит о мире, который принесло правление императора: «Рукою монарха дарован мир Отечеству. Праведно! Он до сих пор не имеет покоя для успокоения нашего. Подъемлет все труды путешествия, всю тяжесть умов разномыслящих, чтобы приобрести нам множество мира». В третьей речи 1816 г. Иннокентий говорит о мире, который император распространяет на другие народы: «...благо России тем более возвышается, что он (император. - прим. Ч. К.), для распространения славы Божией в настоящие и грядущие времена приступил к тому священному союзу, в котором соединяются не столько престолы и царства, сколько сердца любовию Христовою». В проповеди, произнесенной в 1817 г., святитель говорит о вытекании закона государст-

10 Речь к Преосвященным, произнесенная в день наречения во епископа.

11 Слово в день восшествия на престол императо-

ра Александра Павловича. «Сколько благочестивая верность народа возвышает царство, столько царь, верный Богу, возвышает народ свой и самого себя».

венного из Закона Божьего: «Раскроем более тайну царских советов о благе отечества. Они - часть предвечного совета о каждом человеке. Царь наш во глубине сердца своего положил непременное желание, чтобы в царстве его царствовал Иисус Христос. То есть, поскольку все царство слагается из закона, правления по закону и повиновения, то он хочет, чтобы Дух Христов одушевлял и закон, и правление, и повиновение»12.

В общих чертах проповеди святителя Иннокентия были написаны живым и доступным языком для общества того времени.

Святителя Иннокентия можно смело поставить в один ряд с иерархами того времени, в котором он жил. Его работы раскрывают личность святителя как ученого человека, не лишенного самостоятельного мышления. К сожалению, ранняя смерть святителя не позволила ему произвести редакцию своих работ, поэтому его труды носят характер лекций, а не цельных произведений. Гомилетическое наследие Иннокентия также раскрывает его как теплого наставника благочестия. Его жизненный подвиг и стремление следовать путем правды является актуальным и поныне примером для подражания ему. Вклад святителя Иннокентия в развитие богословской науки России принесло добрые плоды в лице видных иерархов Церкви, а также ученых и поэтов. Его трудолюбие и всецелое служение людям является причинной почитания его как в России, так и за ее рубежом. Личность архипастыря Иннокентия (Смирнова) - уникальна, он являлся кавалером орденов Св. Владимира 2-й степени и Св. Анны 2-й степени. На юбилейном архиерейском соборе 2000 г. святитель Иннокентий был прославлен «за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству» [16, с. 48], для общецерковного почитания. Мощи находятся в Успенском кафедральном соборе г. Пенза, память совершается в день преставления 10 (23) октября.

Список литературы

1. Брилиантов А.И. Преосвященный Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский. Спб., 1912.

12 Слово в день восшествия на престол императора Александра Павловича. «Блажен народ, у которого Господь есть Бог его!»

2. Улыбин В. Яко ад сокрушился. Санкт-Петербург; Москва, 2002.

3. Поселянин Е. Русские подвижники XIX в. Спб., 1910.

4. Святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский / сост. С.В. Зелев, В.П. Зелев. Пенза, 2006.

5. Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представлениях с IV по XX в. СПб., 2001.

6. Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской церкви: в 5 ч. М., 1848. Ч. 5.

7. Иннокентий Пензенский, святитель. Богословие деятельное. М., 2003.

8. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам, издаваемое под редакцией Преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: в 5 т. Спб., 1885. Т. 1.

9. Смирнов С.К. История Московской духовной академии до преобразования 1814-1870. М., 1879.

10. Бронзов А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия // Христианское чтение. 1901. Вып. 1.

11. Иннокентий Пензенский, святитель. Догматы истинной веры. Изъяснение Символа Веры. М., 2002.

12. Иннокентий Пензенский, святитель. Надеющиеся на Христа блаженны. Изъяснение I, II псалмов. М., 2002.

13. Троицкий Д. Иннокентий, епископ Пензенский. Пенза, 1882.

14. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор духовной литературы. Чернигов, 1863.

15. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Исторический очерк. Пенза, 1999.

Поступила в редакцию 17.06.2017 г. Отрецензирована 03.07.2017 г. Принята в печать 03.11.2017 г.

Информация об авторе

Филиппов Александр Николаевич, проректор по воспитательной работе. Пензенская духовная семинария Пензенской епархии Русской православной церкви, г. Пенза, Российская Федерация. E-mail: penza78@mail.ru

Для цитирования

Филиппов А.Н. Научная и преподавательская деятельность святителя Иннокентия Пензенского // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. Вып. 1 (171). С. 108-114. БОТ: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-108-114.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-108-114

SCIENTIFIC AND TEACHING ACTIVITY OF SAINT INNOCENT OF PENZA

Aleksander Nikolaevich FILIPPOV

Penza Seminary of Penza Eparchy of Russian Orthodox Church 4 Perekop St., Penza 440023, Russian Federation E-mail: penza78@mail.ru

Abstract. The goal is to review the scientific and teaching activity of Saint Innocent (Smir-nov), one of the most outstanding theology representatives of the 19th century. The actuality of the research of the life and work of this Russian Orthodox Church representative exists due to the need to study his contribution to the development of the theology in the 19th century. The goal is to present the biography of Saint Innocent concisely yet capaciously and to study his literary and homiletic heritage based on the data of the archival funds of Russian State Historical Archive, Central State Historical Archive and Russian National Library. Saint Innocent, being an educated monk as well as rector of the spiritual seminary in St. Petersburg, was one of the founders of the theology in Russia. Living in St. Petersburg, he worked a lot on eradication of occultism among Russian people at the beginning of the 19th century. His preachment and his teaching activity present him as a true spiritual guide of devoutness. His short stay on the department in Penza left a

long-lasting memory in people's hearts that is why Orthodox Christians started to esteem him right after his death, even thought he was canonized only in 2000 due to some historical reasons. The unique personality of the saint, his saturated life and his theology heritage serve as data for a historically based research.

Keywords: Saint Innocent; personality; work; lecture; scientific work; heritage; scientific activity; teaching activity; seminary

References

1. Briliantov A.I. Preosvyashchennyy Innokentiy (Smirnov), episkop Penzenskiy i Saratovskiy [Eminent Innocent (Smirnov), Bishop of Penza and Saratov]. St. Petersburg, 1912. (In Russian).

2. Ulybin V. Yako adsokrushilsya [As the Hell Was Destroyed]. St. Petersburg, Moscow, 2002. (In Russian).

3. Poselyanin E. RusskiepodvizhnikiXIXveka [Russian Men of Faith of 19th Century]. St. Petersburg, 1910. (In Russian).

4. Zelev S.V., Zelev V.P. (compilers). Svyatitel' Innokentiy, episkop Penzenskiy i Saratovskiy [Saint Innocent, Bishop of Penza and Saratov]. Penza, 2006. (In Russian).

5. Lebedev A.P. Tserkovnaya istoriografiya v glavnykh ee predstavleniyakh s IV po XX vv. [Ecclesial Historiography in Its Main Notions from 4th to 20th Centuries]. St. Petersburg, 2001. (In Russian).

6. Filaret (Gumilevskiy), archbishop. Istoriya Russkoy tserkvi [History of Russian Church]. Moscow, 1848, part 5. (In Russian).

7. Innokentiy Penzenskiy, holy hierarch. Bogoslovie deyatel'noe [Practical Theology]. Moscow, 2003. (In Russian).

8. Sobranie mneniy i otzyvov Filareta, mitropolita Moskovskogo i Kolomenskogo po uchebnym i tserkovno-gosudarstvennym voprosam, izdavaemoe pod redaktsiey Preosvyashchennogo Savvy, arkhiepiskopa Tverskogo i Ka-shinskogo [Collection of Filaret's Opinions, Metropolitan of Moscow and Kolomna in Educational and Church-State Issues, Published under the Editing of the Eminent Savva, Archbishop of Tver and Kashin]. St. Petersburg, 1885, vol. 1. (In Russian).

9. Smirnov S.K. Istoriya Moskovskoy dukhovnoy akademii dopreobrazovaniya 1814-1870 [History of Moscow School of Theology Before Reformations in 1814-1870]. Moscow, 1879. (In Russian).

10. Bronzov A. Nravstvennoe bogoslovie v Rossii v techenie XIX stoletiya [Moral theology in Russia during 19th Century]. Khristianskoe chtenie [Christian Reading], 1901, issue 1. (In Russian).

11. Innokentiy Penzenskiy, holy hierarch. Dogmaty istinnoy very. Iz"yasnenie Simvola Very [Dogma of Proven Faith. Explanation of Symbol of Faith]. Moscow, 2002. (In Russian).

12. Innokentiy Penzenskiy, holy hierarch. Nadeyushchiesya na Khrista blazhenny. Iz"yasnenie I, IIpsalmov [Those Who Have Hope in Christ are Blessed. Explanation of I, II Laudes]. Moscow, 2002. (In Russian).

13. Troitskiy D. Innokentiy, episkop Penzenskiy [Innocent, Bishop of Penza]. Penza, 1882. (In Russian).

14. Filaret (Gumilevskiy), archbishop. Obzor dukhovnoy literatury [Ecclesiastical Literature Review]. Chernigov, 1863. (In Russian).

15. Dvorzhanskiy A.I. Istoriya Penzenskoy eparkhii. Istoricheskiy ocherk [History of Penza Eparchy. Historic Outline]. Penza, 1999. (In Russian).

Received 17 June 2017

Reviewed 3 July 2017

Accepted for press 3 November 2017

Information about the author

Filippov Aleksander Nikolaevich, Provost for Educational Work. Penza Seminary of Penza Eparchy of Russian Orthodox Church, Penza, Russian Federation. E-mail: penza78@mail.ru

For citation

Filippov A.N. Nauchnaya i prepodavatel'skaya deyatel'nost' svyatitelya Innokentiya Penzenskogo [Scientific and teaching activity of Saint Innocent of Penza]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 1 (171), pp. 108-114. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-108-114. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.