Научная статья на тему 'Натурализация спортсменов и национальное строительство в контексте XXII зимних олимпийских игр в Сочи'

Натурализация спортсменов и национальное строительство в контексте XXII зимних олимпийских игр в Сочи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
799
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАСОБЫТИЯ / НАТУРАЛИЗАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ / NATURALIZATION OF ATHLETES / НАЦИОНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / NATION-BUILDING / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В СОЧИ / MEGAEVENTS / SOCHI-2014

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горохов Виталий Александрович, Яковлева Галина Станиславовна

В основе статьи лежит исследование отношения россиян к вопросам натурализации спортсменов, которые изучаются с точки зрения взаимосвязи спорта и процессов конструирования национальной идентичности. Под натурализацией понимается предоставление иностранному спортсмену гражданства для выступления за национальную команду страны. Натурализация спортсменов, нацеленная на увеличение конкурентоспособности национальных команд, рассматривается как одно из проявлений инструментальной ценности спорта для демонстрации силы национального государства. Объектом исследования являются ХХII зимние Олимпийские игры (ЗОИ) в Сочи, рассматриваемые в традиции спортивных мега-событий. Мегасобытия имеют глобальный статус и, тем самым, обеспечивают признание спортивных достижений мировым сообществом. Глобальный статус мегасобытия позволяет апеллировать к спортивным победам как к объективному показателю силы нации. Стратегия формирования национальной команды России к ЗОИ в Сочи была нацелена на привлечение иностранного высококвалифицированного труда, в первую очередь, спортсменов и тренеров. В статье утверждается, что интернационализация олимпийской сборной России не ослабила эмоциональную связь между спортсменами и болельщиками и не привела к снижению потенциала спортивной победы как инструмента культивирования чувства гордости за свою страну. На наш взгляд, наличие эмоциональной связи является следствием стремления идентифицировать себя с успешным спортсменом-победителем. В этой связи национальная идентичность может рассматриваться как гибкая категория, подверженная трансформации в зависимости от спортивного успеха. Эмпирической базой исследования выступают результаты двух социологических опросов, проведенных до и после XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Горохов Виталий Александрович, Яковлева Галина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Naturalization of Athletes and Nation-building in the Light of the XXII Winter Olympic Games in Sochi

The article provides the research into naturalization of athletes from the standpoint of interrelations of sport and national identities building. Naturalization means providing citizenship for foreign athletes in order to compete for the national team. The paper studies naturalization of athletes which is aimed at boosting competiveness of national teams as one of the aspects of the instrumental value of sport for demonstrating strength and power of the nation-state. XXII Winter Olympic Games (WO) in Sochi seen in terms of sport mega events come as a target of research. Mega-events enjoy global status and thus provide recognition of success in sport by global community. The global status of mega events allows referring to achievements in sport as a fair sign for demonstrating strength of the nation. The strategy in forming Russian Olympic team for WO in Sochi supposed recruiting of high-profile sport professionals, mainly athletes and coaches. The article claims that the internationalization of the Russian team has neither led to weakening of the emotional attachment between spectators and athletes nor brought down potential of a win in sport as a tool for cultivating national pride. We argue that the existence of this emotional attachment is a result of aspiration of having an identity with a winner. Thus, national identity comes as a flexible concept related to success in sport. The empirical data of the research rests on the two surveys made before and after WO in Sochi.

Текст научной работы на тему «Натурализация спортсменов и национальное строительство в контексте XXII зимних олимпийских игр в Сочи»

о ö

о

о

Горохов В. А., Яковлева Г. С.

Натурализация спортсменов

и национальное строительство

в контексте XXII зимних Олимпийских игр в Сочи

д Горохов Виталий Александрович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры сравнительных политических исследований Кандидат политических наук gorohov@sziu.ru

Яковлева Галина Станиславовна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Студент факультета сравнительных политических исследований gala_1608@mail.ru

РЕФЕРАТ

В основе статьи лежит исследование отношения россиян к вопросам натурализации спортсменов, которые изучаются с точки зрения взаимосвязи спорта и процессов конструирования национальной идентичности. Под натурализацией понимается предоставление иностранному спортсмену гражданства для выступления за национальную команду страны. Натурализация спортсменов, нацеленная на увеличение конкурентоспособности национальных команд, рассматривается как одно из проявлений инструментальной ценности спорта для демонстрации силы национального государства. Объектом исследования являются ХХИ зимние Олимпийские игры (ЗОИ) в Сочи, рассматриваемые в традиции спортивных мега-событий.

Мегасобытия имеют глобальный статус и, тем самым, обеспечивают признание спортивных достижений мировым сообществом. Глобальный статус мегасобытия позволяет апеллировать к спортивным победам как к объективному показателю силы нации. Стратегия формирования национальной команды России к ЗОИ в Сочи была нацелена на привлечение иностранного высококвалифицированного труда, в первую очередь, спортсменов и тренеров. В статье утверждается, что интернационализация олимпийской сборной России не ослабила эмоциональную связь между спортсменами и болельщиками и не привела к снижению потенциала спортивной победы как инструмента культивирования чувства гордости за свою страну. На наш взгляд, наличие эмоциональной связи является следствием стремления идентифицировать себя с успешным спортсменом-победителем. В этой связи национальная идентичность может рассматриваться как гибкая категория, подверженная трансформации в зависимости от спортивного успеха. Эмпирической базой исследования выступают результаты двух социологических опросов, проведенных до и после XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

мегасобытия, натурализация спортсменов, национальное строительство, Олимпийские игры в Сочи

Gorokhov V. A., Yakovleva G. S.

Naturalization of Athletes and Nation-building in the Light of the XXII Winter Olympic Games in Sochi

Gorokhov Vitalii Aleksandrovich

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of national Economy and Public administration (Saint-Petersburg, russian Federation) associate professor of the Chair of Comparative Political Studies PhD in Political Science gorohov@sziu.ru

о

о

Yakovleva Galina Stanislavovna -q

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public q_

Administration (Saint-Petersburg, russian Federation) O

Student of Department of Comparative Political Studies ©

gala_1608@mail.ru cl

ABSTRACT o

The article provides the research into naturalization of athletes from the standpoint of interrelations of sport and national identities building. Naturalization means providing citizenship for foreign athletes in order to compete for the national team. The paper studies naturalization of athletes which 3 is aimed at boosting competiveness of national teams as one of the aspects of the instrumental value of sport for demonstrating strength and power of the nation-state. XXII Winter Olympic Games (WO) in Sochi seen in terms of sport mega events come as a target of research. Mega-events enjoy global status and thus provide recognition of success in sport by global community. The global status of mega events allows referring to achievements in sport as a fair sign for demonstrating strength of the nation. The strategy in forming Russian Olympic team for WO in Sochi supposed recruiting of high-profile sport professionals, mainly athletes and coaches. The article claims that the internationalization of the Russian team has neither led to weakening of the emotional attachment between spectators and athletes nor brought down potential of a win in sport as a tool for cultivating national pride. We argue that the existence of this emotional attachment is a result of aspiration of having an identity with a winner. Thus, national identity comes as a flexible concept related to success in sport. The empirical data of the research rests on the two surveys made before and after WO in Sochi.

KEYWORDS

megaevents, nation-building, naturalization of athletes, Sochi-2014

Спортивные мегасобытия в контексте национального строительства

Проведение на территории России целого ряда крупных спортивных событий — в первую очередь, летней Универсиады в Казани, зимней Олимпиады в Сочи, и предстоящего Чемпионата мира по футболу — привело к появлению в национальной политической повестке дня большого количества вопросов, связанных со спортом высших достижений. Одной из центральных тем стала дискуссия об использовании спорта в качестве инструмента национального строительства. Устойчивая связь между спортом, государственной политикой и конструированием национальных идентичностей является конвенциональным знанием, широко разделяемым представителями гуманитарных и социальных наук [5, с. 162-163]. В связи с этим не удивительно, что следствием проведения крупных спортивных форумов на территории России стал неуклонный рост научного интереса отечественных и зарубежных исследователей к социальным, культурным и политическим аспектам проведения спортивных событий и их влиянием на российское общество [2, с. 5-7].

В социальных науках для обозначения крупнейших спортивных событий принято использовать понятие «мегасобытие», ключевыми характеристиками которого являются «глобальное участие», «глобальная аудитория» и «глобальное равенство» [3, с. 64]. Под глобальным участием понимается возможность выступления спортсменов из разных стран мира, под глобальной аудиторией — возможность зрителей следить за соревнованиями из любой точки мира, а под «глобальным равенством» — возможность участия в соревнованиях представителей различных социальных групп, в том числе подвергавшихся или подвергающихся дискриминации по гендерному, расовому, этническому или религиозному признаку. Мегасобытия считаются квинтэссенцией современного спорта и позволяют рассматривать современный спорт высших достижений как одно из проявлений глобальной культуры [10, с. 226-227].

2 сг

О ©

ш

сг х

О

со —

о

ш

ш

О

Особенности подготовки национальной команды России к Сочи-2014

Принято считать, что характерной чертой управления мегасобытиями в России является центральная роль государства, а именно национального правительства [1, а 90]. Вовлечение крупного бизнеса в процессы подготовки и проведения мегасо-бытия осуществляется через элитные коалиции, в которых ведущая роль принадлежит политической, а не бизнес-элите [4]. По мнению Мартина Мюллера, профессора Университета Цюриха, для российской политической элиты идеологические выгоды от проведения мегасобытий превалируют над экономическими. Мюллер использует понятие «государственный дирижизм», предполагающий, в первую очередь, извлечение нематериальной выгоды, направленной на демонстрацию силы государства и нации [9, а 2091]. Неслучайно развитие чувства патриотизма и национальной гордости стали составной частью официальной риторики ЗОИ в Сочи, представленной на официальном сайте sochi2014.com.

Подготовка к проведению XXII зимних Олимпийских игр в Сочи состоялась на фоне серьезного снижения результатов олимпийских команд России в зимних видах спорта. На ЗОИ в Ванкувере, предшествовавшим Олимпиаде в Сочи, российская команда показала худший результат за всю советскую и постсоветскую историю. Спортивные победы имеют большое значение для россиян, а победные традиции советского и российского спорта сформировали высокие ожидания отечественных болельщиков. Несмотря на провал российской команды на ЗОИ в Ванкувере, в Сочи, по оценкам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более половины

Глобальный масштаб спортивных мегасобытий, тем не менее, позволяет рассматривать крупнейшие спортивные форумы как место соперничества национальных государств. Спортсмены и команды-участники имеют ярко выраженные национальные идентичности, проявляющиеся, в наибольшей степени, в названиях команд, символике и географической принадлежности. Тесная связь спортивных достижений и побед с национальной идентичностью открывает возможности использования успехов в спорте в качестве демонстрации силы нации. Глобальный статус спортивных мегасобытий обеспечивает признание достижений мировым сообществом, тем самым позволяя национальным правительствам апеллировать к спортивным победам как к объективному показателю силы нации [7]. Концентрация современного спорта высших достижений вокруг мегасобытий обусловливает то обстоятельство, что подготовка спортивных команд к мегасобытиям становится одним из приоритетных направлений государственной политики в области спорта.

В силу масштабности мегасобытий страна-организатор неизбежно находится в фокусе общественного и медийного внимания со стороны как международного сообщества, так и групп общественности внутри страны. Мегасобытия предполагают мобилизацию национальным правительством политических, кадровых и экономических ресурсов для успешного проведения события. Неизбежным следствием мобилизации становится высокая степень вовлеченности политических лидеров и групп элит в процесс подготовки и проведения мегасобытия. Оценка общественностью успешности проведения мегасобытия зависит от множества факторов, среди которых обеспечение безопасности, информационное сопровождение, комфортность пребывания, качество медийного продукта и атмосфера вокруг события. Спортивная составляющая мегасобытия обеспечивает эмоциональную привязанность к нему зрителя [7, а 349], что вынуждает страну-организатора прикладывать дополнительные усилия для увеличения конкурентоспособности своей национальной команды.

россиян (51%), ожидали от сборной России первого места в общекомандном зачете.1 з Руководство страны и представители политической элиты практически единогласно ^ признали результат российской команды в Ванкувере неудовлетворительным и по- § требовали кардинальных изменений в подготовке российской команды к Играм в Со- £ чи [8]. Главным изменением стало привлечение для работы с олимпийской командой ^ России большого количества зарубежных тренеров и специалистов, а также натура- ° лизация иностранных спортсменов для выступления за команду России.2 Под натура- о лизацией принято понимать предоставление иностранцу гражданства страны с целью ^ дальнейшего выступления спортсмена за национальную команду страны, предоста- ш вившей гражданство [6, с. 203-205]. По итогам ЗОИ в Сочи, на которых сборная России заняла первое место в общекомандном зачете, 7 из 13 золотых медалей (всего 19 медалей из 33) были выиграны российскими спортсменами под руководством зарубежных специалистов, а натурализованные спортсмены завоевали восемь золотых медалей либо индивидуально, либо в составе сборной команды.

Необходимо отметить, что массовое привлечение иностранцев для работы с олимпийскими командами России является беспрецедентным событием для отечественного спорта. Иностранные специалисты и натурализованные спортсмены представляли как традиционно сильные виды спорта в России (например, биатлон, фигурное катание), так и виды спорта, находящиеся на периферии общественного и медийного внимания (например, сноуборд, шорт-трек). Сам факт привлечения иностранного труда для демонстрации силы нации представляется определенным вызовом, так как мобилизация внешних ресурсов может интерпретироваться как неспособность достичь результата за счет собственных внутренних ресурсов. В России, имеющей сильные победные традиции в целом ряде зимних видах спорта, стратегия интернационализации национальной сборной особенно подвержена рискам ввиду позиционирования страны как ведущей спортивной державы. Данные риски обусловлены, в первую очередь, культурными, антропометрическими и лингвистическими (языковыми) различиями между россиянами и иностранцами. Различия могут способствовать ослаблению эмоциональной связи между спортсменом (командой) и зрителем, тем самым снижая потенциал спортивной победы как инструмента культивирования чувства гордости за свою страну. В этой связи представляется актуальным получение ответа на вопрос о том, как влияет национальное происхождение спортсмена на чувства зрителей по отношению к его/ее выступлениям за национальную команду России.

Отношение россиян к натурализации спортсменов до и после Сочи-2014

С целью выявления зависимости между отношением россиян к натурализации и спортивными достижениями натурализованных спортсменов были проанализированы результаты двух социологических опросов, один из которых был проведен до ЗОИ в Сочи, а второй по завершении игр. Первый опрос проводился в рамках проекта «Национальный проект «Сочи-2014»» исследовательской лабораторией «Политика, общество, спорт: сравнительный анализ», созданной на факультете сравнительных политических исследований Северо-Западного института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ФСПИ СЗИУ РАНХиГС). В ходе него в январе-феврале 2014 г. было опро-

1 На старте Олимпиады // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2507 [Электронный ресурс]. URL: http:// wciom.ru/index.php?id=459&uid=114700

2 Шамонаев О. Россия поставила рекорд по импорту мозгов [Электронный ресурс]. URL: http://winter.sport-express.ru/winter-others/reviews/30544/]

з шено 322 респондента в семи регионах — субъектах РФ.1 Второй опрос, в котором приняли участие 1600 респондентов из 130 населенных пунктах в 42 регионах — ^ субъектах РФ, был проведен ВЦИОМ 1-2 марта 2014 г.2

£ Мы считаем, что, несмотря на различия в формулировках задаваемых респон-^ дентам вопросов, результаты двух опросов могут быть сопоставлены, так как во° просы содержат в себе одно и то же предположение о том, что зритель по-разному о реагирует на победу спортсмена в зависимости от его национальной или командной д принадлежности. В опросе, проведенном лабораторией ФСПИ СЗИУ РАНХиГС, ре-ш спондентам задавали вопрос «Что означает для вас успех спортсмена иностранной сборной, ранее выступавшего за Россию/ иностранного спортсмена, выступающего за Россию?» В ответе респондент мог выразить свою гордость или обиду за Россию, другую страну или спортсмена, т. е. высказать свое положительное или отрицательное отношение к факту выступления спортсмена. Вопросы, включенные в опрос ВЦИОМ, дают респонденту меньшую свободу: они лишь предлагают высказать мнение о том, считает ли опрашиваемый нормальным или нет, когда спортсмен выступает не за ту страну, гражданство которой у него/нее было изначально.

Результата опроса, проведенного лабораторией ФСПИ СЗИУ РАНХиГС (табл. 1), показывают, что до проведения ЗОИ в Сочи 54% опрошенных положительно относились (гордость за спортсмена, за Россию) к выступлению натурализованных спортсменов за сборную России. В целом, отношение россиян к натурализованным спортсменам можно охарактеризовать как положительно-нейтральное — лишь 13% респондентов чувствовали обиду за Россию и 3% — обиду за другую страну. Положительная оценка натурализации связана с рассмотрением натурализованных спортсменов как потенциальных победителей, нейтральная — как носителей чужой культурной и национальной идентичности. Такое отношение можно объяснить тем, что спортивная составляющая ЗОИ в Сочи на момент опроса не была в центре внимания СМИ и значительная часть респондентов из числа тех, кто не следит внимательно за спортивными новостями, не имела достаточного представления о том, какие спортсмены и в каких видах спорта будут представлять Россию. Преобладание ответа «гордость за Россию», является, на наш взгляд, проявлением национальной идентичности, которая у респондентов превалирует над идентичностью спортивного болельщика.

Опрос ВЦИОМ (табл. 2) выявил, что 72% респондентов положительно относятся к факту выступления иностранных спортсменов за российскую сборную. Высокий процент опрашиваемых, одобряющих натурализацию, был зафиксирован во всех возрастных категориях. При этом поддержка идеи натурализации ослабевает с увеличением возраста респондентов.

Таким образом, после ЗОИ в Сочи количество респондентов, одобряющих натурализацию, резко возросло. Наиболее вероятно, что увеличение числа сторонников предоставления гражданства иностранным спортсменам связано с крайне успешным выступлением натурализованных спортсменов на ЗОИ в Сочи и широким освещением их побед в СМИ, где акцент делался на выступлении за российскую команду, а не на национальности спортсмена.

Необходимо отметить, что в контексте ЗОИ в Сочи был также актуален вопрос натурализации российских спортсменов, которые успешно выступали за иностранные сборные, становясь олимпийскими чемпионами и выигрывая медали. В связи

1 Список населенных пунктов: г. Великие Луки (Новгородская обл.), д. Гостилицы (Ленинградская обл.), с. Ловозеро (Мурманская обл.), г. Петрозаводск (Республика Карелия), г. Самара, Санкт-Петербург, г. Соликамск (Пермский край),

2 Иностранные спортсмены в сборной России: за и против // пресс-выпуск ВЦИОМ № 2598. [Электронный ресурс]. Ш_: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114847

о_

О

©

ш 0_

О

со —

о

ш ш

о

Таблица 2

Мнение респондентов о выступлении иностранных спортсменов за российскую сборную, %

Как Вы относитесь к тому, что в российской олимпийской сборной есть иностранные спортсмены, в том числе медалисты? (закрытый вопрос, один ответ)

Возрастная категория

Варианты ответов Всего 18-24 25-34 35-44 45-59 лет 60 лет и старше

Это нормально, нашей сборной нужны хорошие спортсмены, и не важно, где они родились, если они готовы выступать за Россию 72 83 73 74 70 65

Это ненормально, иностранных спортсменов нам не нужно, у нас своих достаточно 24 16 25 24 26 29

Затрудняюсь ответить 4 1 2 3 4 6

с этим представляется важным проследить динамику отношения россиян к бывшим российским спортсменам до и после проведения спортивного мегасобытия в Сочи. Результаты опроса, проведенного лабораторией ФСПИ СЗИУ РАНХиГС (табл. 3), показывают, что 43% опрошенных относились положительно к выступлению российских спортсменов за иностранные сборные (гордость за спортсмена, за Россию, за другую страну). Негативное отношение (обида за Россию) наблюдается примерно лишь у каждого пятого респондента. Натурализованные российские спортсмены не воспринимаются большинством респондентов как перебежчики или предатели родины, что было характерно для советской риторики. Более того, популярность ответов «гордость за спортсмена» и «обида за Россию», на наш взгляд, свидетельствуют о сохранении эмоциональной связи со спортсменом, базирующейся на национальной идентичности.

Результаты опроса ВЦИОМ (табл. 4) демонстрируют, что 69% опрошенных считают нормальным выступление российских спортсменов за другие сборные. По-

Мнение респондентов о выступлении иностранных спортсменов за российскую сборную, %

Что для Вас означает успех на Олимпийских играх иностранного спортсмена, выступающего за сборную России (закрытый вопрос, несколько вариантов ответа)

Варианты ответов Всего Возрастная категория

18-30 31-45 46-60 Старше 60 лет

Гордость за спортсмена 23 25 17 16 25

Гордость за Россию 31 36 20 22 34

Гордость за другую страну 3 4 1 3 2

Обида за Россию 13 7 10 20 20

Обида за другую страну 3 3 2 3 2

Ничего 18 16 19 23 13

о ©

Мнение респондентов о выступлении российских спортсменов за иностранные сборные, %

Что для Вас означает успех на Олимпийских играх спортсмена иностранной сбор-

ной, ранее выступавшего за Россию? (закрытый вопрос, несколько вариантов

ответа)

Возрастная категория

Варианты ответов Всего 18-30 лет 31-45 лет 46-60 лет Старше 60 лет

Гордость за спортсмена 28 28 30 28 27

Гордость за Россию 10 12 12 5 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гордость за другую страну 5 4 3 10 2

Обида за Россию 22 18 23 28 27

Обида за другую страну 1 2 1 0 0

Ничего 24 26 23 18 25

Таблица 4

Мнение респондентов о выступлении российских спортсменов за иностранные сборные, %

Как Вы относитесь к тому, что на последних олимпийских играх в Сочи несколько российских спортсменов выступали за сборные других стран, и даже выигрывали медали? (закрытый вопрос, один ответ)

Варианты ответов Всего Возрастная категория

18-24 25-34 35-44 45-59 60 лет и старше

Это нормально, каждый спортсмен может сам выбрать, за какую сборную выступать 69 78 72 73 67 59

Это ненормально, каждый спортсмен должен выступать за ту страну, в которой родился и вырос 28 21 26 25 30 34

Затрудняюсь ответить 4 1 3 2 4 7

ложительное отношение преобладает во всех возрастных категориях, при этом с увеличением возраста респондентов увеличивается и количество негативно настроенных по отношению к натурализации российских спортсменов. Наличие большего количества респондентов, не поддерживающих идею натурализации, среди представителей старших возрастных групп может быть объяснено влиянием советских институтов политической социализации на формирование мировоззрения респондентов. В целом, отношение россиян к натурализации российских спортсменов после ЗОИ в Сочи в значительной степени зависело от результатов выступления российской сборной. Победа России в общекомандном медальном зачете сформировала лояльность россиян по отношению к победам соотечественников, выступающих за другие национальные команды.

Сравнительный анализ результатов опросов позволяет сделать вывод о тенденции изменения отношения россиян к натурализации спортсменов, произошедшей на фо-

не успешного выступления натурализованных спортсменов за сборную России. На- з блюдается неуклонное увеличение лояльности респондентов к вопросу натурализации ^ как иностранных, так и российских спортсменов. При демонстрации эмоциональной § связи со спортсменом респонденты склонны выражать свое отношение через по- £ ложительные категории (гордость, нормально), отдавая им предпочтение перед не- ^ гативными (обида, ненормально). На наш взгляд, наличие эмоциональной связи яв- ° ляется следствием стремления респондентов идентифицировать себя с успешным о спортсменом-победителем. В связи с этим национальная идентичность может рас- ^ сматриваться как гибкая категория, подверженная трансформации в зависимости от ш спортивного успеха. Если победы добивается натурализованный спортсмен, выступающий за сборную России, то респондент идентифицирует его/ее как «своего» на основе самого факта выступления за российскую команду. Если победы добивается натурализованный российский спортсмен, то идентификация спортсмена-победителя как «своего» происходит на основе общего происхождения.

заключение

«Победителей не судят» — слова, приписываемые российской императрице Екатерине II, как нельзя точно отражают контекст ЗОИ в Сочи с точки зрения раскрытия связи между натурализацией спортсмена и процессом конструирования национальных идентичностей. Избежать рисков, связанных с ослаблением эмоциональной связи между болельщиком и натурализованными спортсменами, удалось вследствие решающего вклада в общекомандную победу сборной России спортсменов, получивших российское гражданство незадолго до ЗОИ в Сочи и ставших, благодаря СМИ, героями не только российской национальной команды, но и страны в целом.

Таким образом, беспрецедентный для отечественной практики акцент на интернационализацию олимпийской команды России дал положительный эффект. Привлечение высококвалифицированного иностранного труда позволило извлечь идеологическую выгоду за счет позиционирования спортивных побед в качестве демонстрации сплоченности и силы нации. В связи с этим представляется логичным рассмотрение натурализации спортсменов как одного из проявлений инструментального значения спорта для конструирования национальных идентичностей. Учитывая центральную роль руководства страны в управлении мегасобытиями, связь спорта и национального строительства в контексте крупнейших спортивных форумов представляется достаточно устойчивой.

Тем не менее, стратегия привязки элементов конструирования национальной идентичности к спортивным победам, достигаемым за счет интернационализации национальной команды, представляется уязвимой. В случае отсутствия спортивного успеха, который в силу специфики спортивной борьбы не гарантирован, натурализация спортсменов может быть расценена как слабость нации, не способной конкурировать в спорте за счет собственных ресурсов. В этом случае вектор общественных настроений в вопросе натурализации может резко поменяться на негативный, а тесная ассоциация результатов спортсменов с работой национального правительства может обернуться снижением лояльности к осуществляемому политическому курсу.

Литература

1. Карбаинов Н. Конфликт собственности в олимпийском Сочи: победители и проигравшие //

Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 5. С. 87-107.

2. Пасынкова В., Карбаинов Н. Спортивные мегасобытия: междисциплинарный подход //

Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 5. С. 5-7.

-О 3. Пасынкова В. Олимпийские игры в процессе глобальной споризации: срапвнительный ^ анализ мегасобытий. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 5.

о С. 54-70.

2 4. ТевД. Олимпийские заявочные кампании Москвы и Сочи: особенности элитных коалиций (на фоне западного опыта) // Власть в России: элиты и институты : материалы седьмого Всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях со российской трансформации» / под ред. А. В. Дуки. СПб. : Интерсоцис, 2009. С. 185-219.

о 5. Bairner A. Sport, Nationalism and Globalization: European and North American Perspectives. ^ Albany NY: State of New York University Press, 2001. 207 p.

ш 6. Chiba N., Ebihara O., Morino S. (2001). Globalization, Naturalization and Identity: the Case of ° Borderless Elite Athletes in Japan // International Review for the Sociology of Sport. 2011.

№ 36(2), 202-221.

7. Cho Y. 2009. Unfolding sporting nationalism in South Korean media representations of the 1968, 1984 and 2000 Olympics. Media, Culture & Society. 2009. № 31(3). P. 347-364.

8. Gorokhov V. Forward Russia! Sports mega-events as a venue for building national identity // Nationalities Papers. 2014. Forthcoming.

9. Müller M. State Dirigisme in Megaprojects: Governing the 2014 Winter Olympics in Sochi // Environment and Planning. 2011. № 43(9). P. 2091-2108.

10. Roche M. 2000. Mega-Events and Modernity: Olympics and Expos in the Growth of Global Culture. London and New York : Routledge, 2000. 308 p.

References

1. Karbainov N. Conflict over Property Rights in Olympic Sochi: Winners and Losers [Konflict sobstvennosty v olimpiiskom Sochi: pobeditely i proigravshiye] // The Journal of Sociology and Social Anthropology [Zhurnal Sociologii i social'noi antropologii]. 2013. № 5. P. 87-107.

2. Pasynkova V. Karbainov N. Sport mega-Events: an Interdisciplinary Approach [Sportivnye mega-sobytiya: mezhdisciplinarny podkhod] // The Journal of Sociology and Social Anthropology [Zhurnal Sociologii i social'noi antropologii]. 2013. № 5. P. 5-7.

3. Pasynkova V. Olympic Games in the global sportization process: a comparative analysis of mega-events [Olimpiiskie Igry v protsesse global'noi sportizatsii: sravnitel'nyi analiz mega-sobytii] // The Journal of Sociology and Social Anthropology [Zhurnal Sociologii i social'noi antropologii]. 2013. № 5. P. 54-70.

4. Tev D. Moscow and Sochi Olympic bid campaigns: specific traits of elite coalitions (in the face of the western experience) [Olimpiiskiye zayavochnye kampanii Moskvy I Sochi: osobennosti elitnykh coalitsii] // Power in Russia: elite and institutions. Materials of the seventh all-Russian seminar "Sociological problems of power institutions under transformation in Russia" [Vlast' v Rossii: elity i instituty: Materialy sed'mogo Vserossiiskogo seminara "Sociologicheskiye problem institutov vlasti v usloviyakh rossiiskoi transformatsii] / ed. by A. V. Duka SPb. : Intersocis P. 185-219.

5. Bairner A. Sport, Nationalism and Globalization: European and North American Perspectives. Albany NY: State of New York University Press, 2001. 207 p.

6. Chiba N., Ebihara O., Morino S. (2001). Globalization, Naturalization and Identity: the Case of Borderless Elite Athletes in Japan // International Review for the Sociology of Sport. 011. № 36(2). P. 202-221.

7. Cho Y. 2009. Unfolding sporting nationalism in South Korean media representations of the 1968, 1984 and 2000 Olympics. Media, Culture & Society. 2009. № 31(3). P. 347-364.

8. Gorokhov V. Forward Russia! Sports mega-events as a venue for building national identity // Nationalities Papers. 2014. Forthcoming.

9. Müller M. State Dirigisme in Megaprojects: Governing the 2014 Winter Olympics in Sochi // Environment and Planning. 2011. № 4 (9). P. 2091-2108.

10. Roche M. 2000. Mega-Events and Modernity: Olympics and Expos in the Growth of Global Culture. London and New York: Routledge. 2000. 308 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.