Научная статья на тему 'Национальные виды спорта и игры как этнопедагогическое и духовное воспитание на уроках физической культуры'

Национальные виды спорта и игры как этнопедагогическое и духовное воспитание на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1834
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ОБРЯДЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ И ВИДЫ СПОРТА / ХУРЕШ (ТУВИНСКАЯ БОРЬБА) / АЪТ ЧА-РЫЖЫ (СКАЧКИ) / ЧА АДАРЫ (СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА) / ЗАБАВЫ / KHURESH (TUVINIAN WRESTLING) / AT CHARYZHY (HORSE RACING) / CHA ADARY(ARCHERY) / TRADITION / RITES / NATIONAL GAMES AND SPORTS / SPORT FOR FUN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендот Инга Эрес-ооловна, Мендот Эмма Эрес-ооловна, Мендот Элла Эрес-ооловна

Важнейшим компонентом любого народного обряда являлись физические упражнения и игры. Состязания в силе, ловкости, удали служили не только праздничным развлечением, но и проверкой физической и моральноволевой крепости народа, утверждением его жизнестойкости, непоколебимости, здорового духа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SPORTS AND GAMES AS ETHNOPEDAGOGICAL AND SPIRITUAL EDUCATION AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE

The article states that most important component of any people's rite were physical exercises and games. Competitions in power, dexterity, boldness served not only as festive amusement, but also as a check ofphysical, moral and volitional strength ofpeople, statement of its vitality, firmness, spiritual health.

Текст научной работы на тему «Национальные виды спорта и игры как этнопедагогическое и духовное воспитание на уроках физической культуры»

УДК 796/799 - 05 (571.52) + 371.73 (571.52)

© Инга Э. Мендот, Эмма Э. Мендот, Элла Э. Мендот

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ИГРЫ КАК ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Важнейшим компонентом любого народного обряда являлись физические упражнения и игры. Состязания в силе, ловкости, удали служили не только праздничным развлечением, но и проверкой физической и морально-волевой крепости народа, утверждением его жизнестойкости, непоколебимости, здорового духа.

Ключевые слова: традиция, обряды, национальные игры и виды спорта, хуреш (тувинская борьба), аът ча-рыжы (скачки), ча адары (стрельба из лука), забавы.

Inga E. Mendot, Emma E. Mendot, Ella E. Mendot

NATIONAL SPORTS AND GAMES AS ETHNOPEDAGOGICAL AND SPIRITUAL EDUCATION AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE

The article states that most important component of any people's rite were physical exercises and games. Competitions in power, dexterity, boldness served not only as festive amusement, but also as a check ofphysical, moral and volitional strength ofpeople, statement of its vitality, firmness, spiritual health.

Keywords: tradition, rites, national games and sports, khuresh (Tuvinian wrestling), at charyzhy (horse racing), cha adary(archery),sport for fun.

В настоящее время в Республике Тыва наблюдается повышенный интерес к истории своего народа, к завоеваниям культуры предков, ведется активная борьба за сохранение и реставрацию различных традиций, обрядов, духовных ценностей национальной культуры и видов спорта. Поэтому одним из актуальных вопросов в наши дни является возрождение культуры каждого народа, чтобы народ как нация сохранился, развивался.

Мы живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте - движется вперед по присущим ей законам диалектики. Взрослые и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100 -200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.

Народными мы называем как собственно игры, так и различные виды спорта, которые имеют развлекательную основу и включают в себя элементы театрального, танцевального, музыкального и поэтического искусства. Народная игра - средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование ребенка через рефлексию. Она - отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть этнопедагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа.

Народная игра - это наше детство, забавы старшего поколения, наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Народные подвижные игры и состязания развивают жизненно важные двигательные умения, при этом формируют характер, нравственные принципы, эстетические качества, они стали как бы самостоятельной системой. Тувинскому народу испокон веков был присущ кочевой скотоводческий образ жизни с проживанием в юртах. Он наложил отпечаток на национальную этнопедагогику и ее составную часть - физическую культуру.

Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения: формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки. Подвижные игры представляли собой состязания: бег, прыжки, метание, стрельба из лука и различные ритуальные танцы.

Игры - удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, выносливость, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение, стиму-

лируя переход детского организма на более высокую ступень развития.

Игра - это не настоящее, а нечто условное, модель, некоторая замысловатость. Для нее характерны вероятность результата и его необязательность. Не всегда игра является игрой: она может утратить свою основную сущность в случае смещения мотива на получение нормативного результата, т.е. когда она перестает быть самостоятельной деятельностью и превращается в действие (способ действия) в структуре иной деятельности. Например, в условиях учебной деятельности игра преобразуется в игровое действие, игровой момент. В спортивной игре смещение мотива происходит при введении денежного вознаграждения, что формирует профессионализм, т.е. превращение игры в труд для тех, кто играет, притом, что для зрителей игра остается игрой.

Игру исследовали достаточно широко отечественные и зарубежные ученые в ее специфически человеческих формах у народов, бытие которых сопоставимо с эпохой первобытности. Проведены многочисленные исследования традиционных игр самых различных народов мира: содержание их отражает как архаику, так и позднейшие события в жизни этносов. В литературе разносторонне характеризуются игры современных детей и развитие этого вида деятельности в онтогенезе ребенка.

Игра - деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая задача, совместные усилия к ее достижению, общение, интересы и переживания сближают, определенные правила помогают воспитывать целеустремленность. Дети начинают чувствовать себя членами коллектива, учатся справедливо оценивать поступки друзей (не добежал до черты - нарушил правила и т.д.). Задача взрослого - дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Тувинский национальный животноводческий праздник «Наадым» - праздник урожая и животноводов - включает в себя много спортивных национальных состязаний. История этого праздника насчитывает многие тысячелетия. Народный праздник имеет огромное воспитательное значение [8]. Само слово «наадым» монгольского происхождения («надом») и означает «празднество», «состязание», «игрища». Наадым в обязательном порядке включал в себя национальную борьбу хуреш, стрельбу из лука, конные

скачки. Эти же виды спорта лежат в основе монгольского надома, и чаще для обозначения этих игр монголы пользуются термином «эрийн гур-ван надам», что в переводе означает «три игрища мужчин». В Монголии традиционный праздник каждый год проводится летом с обязательными видами спорта, как борьба «хуреш», «конные скачки», «стрельба из лука», то есть троеборье. Подготовка «Наадыма» обычно начинается за 2-3 месяца до праздника и соревнований [8,9].

Мы же, рассматривая тувинский вариант Наадыма, остановимся на его традиционной стороне, так как именно она оказалась самой устойчивой и выдержала испытание временем. Самый ранний период Наадыма, по мнению автора издания «Календарные обычаи и обряды» Н. Жуковской, - родовое жертвоприношение в честь духа-хозяина местности и предков рода, которое устраивалось в середине лета, когда уже имелось определенное обилие молочных продуктов, сопровождавшееся праздничным гулянием, играми, состязаниями. Функциональная направленность Наадыма на данном этапе сводилась к демонстрации единения членов рода друг с другом, а также с охраняющими родовую территорию духами умерших предков и духами-хозяевами местности.

Три мира обыгрываются в мужских состязаниях в традиционном празднике тувинцев На-адым. В недалеком прошлом троеборье помимо развлекательной функции, призванной собирать народ, несло в себе прежде всего культовое содержание. Первой сразу после молений традиционно проводилась борьба «хуреш», затем конные скачки и в завершение - стрельба из лука. По сути все они должны были внушать каждому участнику событий: «Борись за жизнь. Если не будешь стремиться (как марал) к солнцу (лучшему), бороться за место в «раю» (орел), то судьба (стрела) неминуемо приведет тебя в «адыг» (к медведю) [8]. В этом высказывании также подтверждается символика трех миров посредством представителей животного мира: марал - средний мир, медведь - нижний мир, орел - верхний мир. Однако центром - «гвоздем» этого праздника являлась национальная борьба «хуреш». Своими корнями она уходит в глубину веков.

Из века в век, от поколений к поколению тувинская борьба обогащалась все новыми и новыми элементами, постоянно усложнялась и, наконец, приобрела современную форму, чрезвычайно популярную в народе. Одновременно совершенствовался и костюм борцов. Древний вариант костюма представлял собой короткий

халат с широкими штанами, впоследствии это уже облегающие спортивные трусы, затянутые ремнем, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя его грудь обнаженной.

«Перед началом борьбы зрители рассаживались в виде большого круга, в одной его части располагались судьи, в основном из числа бывших борцов-чемпионов, напротив - борцы. Их число обязательно должно быть четным, чтобы никто не оставался без пары. На 16 или 36 борцов назначались 2 секунданта, на 66 - 4 и т.д.».

В начале состязаний всеми борцами одновременно исполняется древнейший, словно сошедший с наскальных рисунков, «танец орла». Наскальные рисунки, выявленные в Центральной Азии, передают процесс постепенного превращения человека в птицу. Рисунки даны в динамической последовательности и состоят из трех фаз. Видно, как у человека постепенно удлиняются руки, превращаясь в большие крылья, и первое изображение человека постепенно переходит в заключительную фазу, где изображена огромная птица. Магические рисунки на скалах в представлении человека обладали могущественной силой. Они должны были содействовать удачной охоте, обилию скота и детей, а образ священной птицы-тотема - предка и покровителя - оберегал древнюю общину от несчастий и бед, от врагов и злых духов. Около красочных писанин на скалах древние степняки устраивали молебны и ритуальные игрища. Молодые мужчины состязались в ловкости и силе, а победитель подражал движениям священной птицы -орла, перепрыгивая с ноги на ногу, высоко отрываясь от земли, и помогал себе закругленными, как у нее, руками - крыльями [4].

Тувинский героический эпос изобилует эпизодами, где два богатыря, встретившись на дороге, договариваются помериться силой, а перед этим исполняют «Девиг - танец орла » [5]. Перед выходом на место состязания борцы 3 раза хлопают руками по внешней и внутренней сторонам бедер. Эти движения на языке символов означают, что мужчина силен своими тремя умениями: стрельбой из лука, конными скачками и борьбой [6].

На великом празднике «Трех игр» тувинцев мужчина в борьбе «хуреш», скачках и стрельбе из лука доказывал свое мужское начало, проявляя его в соревнованиях и стремясь заслужить общественное признание и хвалебные оды. По традиции мужчина призван быть не только хозяином юрты - «ог ээзи», скота, отцом семейства, охотником и умельцем, но и в целом - «хо-

зяином жизни», властвующим в борьбе, в стремительном скачках на коне и способным к меткости и точности во всем. Таким образом, игры Наадым выявляли и социально возносили именно мужское в мужчинах, их особое призвание в мире [2, 6, 10, 11].

После ритуального похлопывания по бедрам борцы, распрямив плечи и спины и вытянув в стороны - вверх свои мощные руки, плавно исполняют «танец орла», мерно двигаясь к месту схватки. «Приземлившись», они уже два раза хлопают по бедрам, на языке символов может означать приглашение соперника на поединок: «ты или я». «Танец орла» перед схваткой помогает снять стресс и наполняет тело и дух энергией, улучшает кровообращение. Во время исполнения священного танца борца сопровождает моге-салыкчызы (секундант), подбадривает его, дает наставления и знакомит с ним зрителей. Для нашего исследования важно подчеркнуть, что именно по мастерству исполнения ритуального танца «девиг» присутствующие судят о готовности борца к поединку.

После единоборства победитель выполняет церемонию «стряхивания пыли» побежденного, помогает ему подняться. Проигравший борец в знак признания своего поражения развязывает содак (короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца), затем проходит под рукой победителя и уходит на свое место. Торжествующие вздернутые вверх руки победители в «танце орла» - это особый знак радости победы. Исполняя «девиг», борец выражает свою радость, демонстрирует силу и благодарит соперника и болельщиков.

В ритуальном танце борец имитировал магический полет священной птицы гаруды к духам «верхнего» мира. Отождествление с птицей, вероятно с тотемом, есть отражение качества божества-покровителя. Победитель воспринимал себя божеством (тотемом - солнечной птицей), побеждающим хаос (тьму, холод и пр.). При исполнении танца борец имитирует полет орла -символа небесной силы, огня и бессмертия. Зрители всегда разделяют радость победителя: хлопают, поют и кричат.

В конце танца победитель обходит по «кругу солнца» флаг соревнования и кланяется ему и зрителям. Танец «девиг» имеет различные функции: исполненный перед поединком - настраивает борца на борьбу, после схватки - успокаивает его нервную систему. Танец победителя заканчивается одним хлопком по бедрам -«победа за мной» [5, 8].

Гаруда - это образ мага, который может постичь в одно мгновение все, что происходит в мире, понять и связать далекие события [2]. Таким образом выстраивается символика этого мужского состязания, связанная с поклонением Солнцу, отражением его сущности: жар-птица, птица-солнце, птица «верхнего мира».

«Девиг», или «танец орла» - особый ритуал борца, своего рода особый вид медитации, настройки борца перед выходом на схватку и выражение радости победы после поединка.

По мнению В. Даржаа, орел и посвященная ему борьба «хуреш» символизировали рай, борьба же выступала главным условием обретения рая: «место в раю достается в борьбе (за жизнь)» [2]. Определение «рай» приводится для понимания того, что вкладывали носители традиционной культуры в обозначение места, куда орел уносит частицы тела с душой хорошего человека после жизни земной. В традиционном понимании это было «нечто», которое можно обозначить как параллельный верхний мир (ус-туу оран). Верхний мир «рай» находился наверху, где из-за близости Солнца всегда тепло, куда Орел уносил вместе с частями тел души умерших. Орел выступал как «транспортное средство по доставке умерших в рай». Медведь в традиционном понимании - «судья ада», орел -«средство коммуникации» с раем. Таким образом, медведь и орел для носителей культуры представляли собой оппозиционные символы, которыми оценивался жизненный путь человека на земле. В этом заключалась социальная идея культа. Отсюда бытующее в среде номадов убеждение, что «воина, погибшего в сражении с оружием в руках, ждет место в раю», поскольку останки павших на полях сражений становились добычей птиц, лишь незначительная их часть доставалась хищникам, среди которых практически не было медведей. Поэтому в древности глухой тайге, где обитают медведи, сражения с участием больших масс людей, как правило, не проводились [2].

Образ «великой птицы» Ехэ-Шубуун, как почтительно именовали орла буряты, считался добрым и могущественным покровителем и занимал почетное место в пантеоне светлых небесных божеств. Возможно, поэтому до наших дней дошел древнейший, культовый танец, связанный с почитанием этой птицы у народов Центральной Азии. «Танец орла» контаминиру-ется с образом мифической птицы умай (хума), гаруда (хан-птица), ехэ-шубуун (величественная птица).

«Танец орла», борца-победителя, дошел до нас из глубины веков, его можно увидеть и сейчас в Бурятии, Саха (Якутия), Монголии, Туве, Калмыкии на народных праздниках, а также на профессиональной и самодеятельной сцене.

Таким образом, древний традиционный «Танец орла» является символом небесной силы, огня и бессмертия. Изучение этого феномена тувинской культуры позволяет выявить целый ряд семантических параллелей у народов Центральной Азии.

В настоящее время популяризируют стрельбу из лука как национальный вид спорта. Желающие проверяют свою закалку на твердость руки и зоркость глаза в национальных турнирах «На-адыма». Этот вид спорта имеет свои глубокие национальные корни. С давних времен лук был основным оружием тувинских охотников. Стрельба из лука была распространена повсюду, где обитали люди. Однако у каждого народа были свои оригинальные упражнения для тренировки меткого глаза и твердости рук.

В стрельбе из лука «ча адары» принимают участие дети и взрослые, даже люди пожилого возраста. Этот вид спорта не только развивает ловкость, но и силу руки человека. Вообще, лук и стрелы издавна у кочевых народов относились к военным доспехам, поэтому стрельба была своего рода военным искусством, требующим исключительной меткости и ловкости. Когда появилось огнестрельное оружие, стрельба из лука перешла из категории военного искусства в вид спорта и сохранилась до наших дней как одна из важных составных частей «Наадыма». Каждый лучник подбирает себе стрелы и лук по своему росту и силе. У большинства лучников сила выстрела равна 20-25кг. Чтобы натянуть тетиву и удерживать в течение некоторого времени (20-30 секунд) в оттянутом положении. Очередность стрельбы определяется жеребьевкой. Лучникам, добившимся успехов в соревнованиях, присваиваются соответствующие звания «Мерген адар - лучший стрелок» и разряды.

Целительное воздействие различных игр на организм ребенка, на становление его характера, личностных качеств люди осознавали с древних времен. В игре ребенок находит возможность реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками.

В педагогической практике правильное целенаправленное использование народной физической культуры, особенно ее средства - национальные виды спорта и игры, как в воспитании,

обучении и развитии физических качеств школьников, так и подготовке взрослых, требует внимательного теоретического осмысления.

Многолетняя практика показывает, что обучение детей целому ряду тактических приемов и разных перемещений полезно проводить в игровых условиях. Для этого подходят различные подвижные игры, в том числе и тувинские. Предлагаемые тувинские народные игры можно использовать на уроках физического воспитания с учащимися начальных классов, а также во внеурочное время. Эти игры просты в применении, они легко и быстро осваиваются как педагогами, так и детьми. Кроме того, их можно легко перестроить под любой возраст. Некоторые игры довольно сложны, например: скачки, метание аркана, для дошкольного возраста, но вполне допустимы для начальных, средних, старших классов и студентам средних и высших учебных заведений.

Многие педагоги, в том числе и учитель физического воспитания, постоянно уделяют внимание включению в образовательный процесс национального компонента. Учителя сами изучают и учатся утраченным элементам традиционной физической культуры своего народа.

Традиционная физическая культура как часть народной культуры должна занять достойное место в учебном процессе. Народные игры -это опыт конкретного этноса, который передается из поколения в поколение в виде знаний, умений и навыков.

Таким образом, национальные виды спорта и игры в Республике Тыва являются реализацией

национально-регионального компонента этно-педагогического воспитания, ориентированного на передачу и системное усвоение опыта предыдущих поколений по использованию традиционной двигательной активности учащихся начальных классов - богатейшего духовного, интеллектуального ресурса, который обеспечит устойчивую мотивацию у школьников к различным формам физического воспитания.

Литература

1. Галимов Г.Я., Кудрявцев М.Д. Особенности воспитания учащихся начальных классов в условиях реформирования образования // Вестник Бурят. гос. ун-та. 2012. Вып. 1: Педагогика. С. 46-49.

2. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. Т. 1: Хозяйство, охота, рыбалка. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2008.

3. Дьяконов В.П. Культовые сооружения тувинцев. Полевые исследования института этнографии за 1974. М.: Наука, 1975. С.157-164.

4. Самбу И.У. Из истории тувинских игр: Историко-этнографический очерк. Кызыл, 1974.

5. Ондар О.Ч. Роль и значение ритуалов для борца в национальных видах борьбы: тезисы. Кызыл, 1989.

6. Ооржак Х.Д-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири. Кызыл, 1995.

7. Кон Ф.Я. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969.

8. Курбатский Г.Н. Тувинские праздники историко-этнографический очерк. Кызыл, 1973.

9. Санданов Б.Д. Эрын гурбан наадан. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1993.

10. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 г. по поручению Русского Географического общества. СПб., 1883. Вып.4. Материалы этнографические.

11. Потапов Л.П. Тувинцы. Народы Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956.

Мендот Инга Эрес-ооловна, старший преподаватель физической культуры КПК, Тувинский государственный университет. Тел. 8(9232)624547.

Мендот Эмма Эрес-ооловна, преподаватель кафедры физической культуры, Тувинский государственный университет. Мендот Элла Эрес-ооловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической культуры, Тувинский государственный университет.

MendotIngaEres-oolovna, senior lecturer of physical culture KPK, Tuvan State University. Ph.: 8(9232)624547. Mendot Emma Eres-oolovna, teacher, department of physical culture, Tuvan State University.

Mendot Ella Eres-oolovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of physical culture, Tuvan State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.