Научная статья на тему 'Национальные традиции как фактор формирования социального характера кыргызского народа'

Национальные традиции как фактор формирования социального характера кыргызского народа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1476
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / MENTALITY / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВДОХНОВЕНИЕ / NATIONAL TRADITIONS / SOCIAL CHARACTER / EMOTIONAL INSPIRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мусаева Нургул Кусейиновна

в данной статье раскрывается влияние национальных традиций на формирование психологии кыргызского народа. Выделяется также психологическое значение таких традиций кыргызского народа, как ат коюуу (дать имя человеку), бешик терметүү (качание колыбели), тушоо кесүү (обрезание пут), сөйкө салуу (надевать девушке серьги), конок тозуу (встреча гостей) и бата берүү (благословение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this article reveals the influence of national traditions on the formation of the psychology of the Kyrgyz people. It also highlights the psychological significance of such traditions of the Kyrgyz people as at koyu (to give a name), beshik termetuu (to rock the cradle), tusho kesuu (the rite of circumcision), soyko saluu (to wear earrings), konok tosuu (to meet guests) and bata beruu (blessing).

Текст научной работы на тему «Национальные традиции как фактор формирования социального характера кыргызского народа»

Psychology

УДК 1

РС! 10.21661/Г-118248 Н.К. Мусаева

Национальные традиции как фактор формирования социального характера кыргызского народа

Аннотация

В данной статье раскрывается влияние национальных традиций на формирование психологии кыргызского народа. Выделяется также психологическое значение таких традиций кыргызского народа, как ат коюуу (дать имя человеку), бешик терметYY (качание колыбели), тушоо кесYY (обрезание пут), сейке салуу (надевать девушке серьги), конок тозуу (встреча гостей) и бата берYY (благословение).

| Ключевые слова: национальные традиции, менталитет, социальный характер, эмоциональное вдохновение.

N.K. Musaeva

National traditions as a factor of formation of the social character of the Kyrgyz people

Abstract

This article reveals the influence of national traditions on the formation of the psychology of the Kyrgyz people. It also highlights the psychological significance of such traditions of the Kyrgyz people as at koyu (to give a name), beshik termetuu (to rock the cradle), tusho kesuu (the rite of circumcision), soyko saluu (to wear earrings), konok tosuu (to meet guests) and bata beruu (blessing).

| Keywords: national traditions, mentality, social character, emotional inspiration.

Национальные традиции являются той особенностью, которая определяет нацию, придает ей уникальность и отличительный характер. Именно через них и передаются особенности национальной культуры от поколения к поколению. В зависимости от особенностей культуры и традиционного наследия каждого народа формируются определенные черты национального характера. Поэтому, для полноценного изучения человеческой психологии и всестороннего познания личности необходимо изучить и познать, прежде всего, ту культуру, в которой личность живет и социализируется. Под ее влиянием ребенок начинает входить в культуру своего народа, которая называется термином - инкультурации [3, с. 103]. В процессе инкультурации по мнению М. Херсковица, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное, и поведенческое сходства с членами данной культуры и отличие от членов других культур [4, с. 30].

Так, рассмотрим некоторые функции традиций как общественно-психологических форм освоения и передачи социального опыта:

1. Воспитательная функция. Кыргызские национальные ценности и народная педагогика имеют особый воспитательный характер. В кыргызской культуре ребенок принадлежал не только отцу или матери, но и всей общности, в которой он живет и соответственно она принимала более непосредственное участие в его воспитании. Это наставления взрослых, их благословения за хорошее поведение, рекомендации и советы аксакалов. Родителями ребенка в таких культурах становятся те, кто их кормит и воспитывает. При этом он продолжает называть отцом и матерью многих других мужчин и женщин, в том числе и своих биологических родителей.

2. Регулятивная функция. Традиции и обычаи народа могут способствовать установлению норм и правил, регулирующих взаимоотношения в социуме. Действенность традиций как регуляторов поведения в

Психология

значительной степени зависит от того, насколько они будут соблюдаться, от силы мнения народа, которое выступает на защиту традиций, и от того, отвечают ли они интересам общества и насколько они значимы и актуальны на сегодняшний день.

3. Функция эмоциональной разрядки. Традиции способствуют активному переключению индивида с одной деятельности на другую. Традиционная деятельность способствует эмоциональной разрядке и формированию общественных настроений. По характеру воздействия такое эмоциональное переключение может быть простым и сложным (комбинированным). Эффективность эмоциональной разрядки зависит от ряда социальных факторов: количественного состава той или иной общности, национальной и классовой принадлежности индивидов, их темперамента, авторитета, степени культурного и интеллектуального развития, наличия эстетических средств в обрядах, ритуалах и церемониях (игры, песни, танцы, музыка, одежда, ораторское искусство), условий природной среды. Эмоциональная разрядка выражается не только в шутках, забавах и веселом настроении, но и в усложнении физических, психических, интеллектуальных, а также морально-никологических потенций индивида. Например, национальные игры и соревнования удовлетворяют потребности человека (особенно молодого) в демонстрации своей силы, выносливости, смелости. Это, по существу, способ объединения индивидов или коллективов, которые стремятся к достижению определенной цели - победе.

4. Познавательная функция. Каждая традиция народа преследует познавательные цели и способствуют развитию когнитивных процессов, таких как: мышление, внимание, восприятие, память и воображение. Бесспорно, что именно культурная среда является главным фактором, который влияет на развитие у детей когнитивных навыков. К примеру, под руководством наставника мальчики овладевают самыми сложными навыками в мужской работе: приемы охоты, стрельба, верховая езда и т. д. Как способ передачи накопленного духовного и социального опыта нации ознакамливают новое поколение с историей своего народа и передает жизненную мудрость подрастающему поколению.

5. Коммуникативно-психологическая функция. Формирование характера начинается в самом раннем детстве и зависит от того мира, с которым ребенок вступает во взаимодействие. Следовательно, решающее значение в становлении и развитии определенных форм поведения ребенка на этапе ранней социализации помимо семейной среды имеют национальные устои и культурные особенности. Многие наши традиции влияют на формирование положительных черт характера, развивают честность, трудолюбие, прямоту, доброжелательность и другие личностные качества. Коммуникативная функция традиций заключается в том, что они учат этике речевого общения, вежливости, уважению старших и т. д. Соблюдая традиции, ребенок осваивает

нормы нравственного поведения и научится общаться с социальным окружением. Культура кыргызского народа продолжала развиваться и совершенствоваться на основе традиций, сложившихся с древних времен. Она отражает весь образ существования кыргызского народа. Культура кыргызов, безусловно, испытала в процессе своего формирования влияние обстоятельств кочевого быта и патриархально-родового уклада. Большинство национальных традиций кыргызов связаны с институтом семьи, воспитанием детей и особенностями формирования родственных связей [1, с. 227]. Традиции являются неотъемлемой частью образа жизни и национальной культуры народа Кыргызстана и занимают высокое место в системе ценностей и установок. Кыргызские национальные традиции формируют следующие черты характера по отношению к другим людям: уважительное отношение к старшим, родителям, взрослым, заботливое отношение к детям, пожилым и женскому полу, альтруистические установки, ответственность, взаимопомощь, сплоченность и т. д.

За годы независимости Кыргызстана исторические культурные ценности и самобытные национальные традиции, в том числе связанные с институтом семьи, не только сохранились, но и получили дальнейшее развитие в нашем обществе. Сегодня вновь возрождаются семейные ценности, национальные традиции, народные праздники, обычаи, которые были запрещены или забыты. В СМИ резко увеличилось количество информации о культурных традициях и ритуалах. Так, на государственном уровне утверждены игры национального спорта: «Ат-чабыш» (конные скачки), «Оо-дарыш» (сваливание с седла коня), «Жорго-салыш» (скачки иноходца), «Тыйын эцмей» (схватывание на скаку монеты с земли), «Кыз куумай» (вдогонку девушки), «Улак тартыш» (козлодрание), национальный «КYрeш» (борьба), «Ордо» (игра в альчики), «Жигит оюндары» (игры джигитов), «Тогуз коргоол» (сложная настольная игра, отдаленно напоминающая шахматы) и другие. Этому яркий пример проведение Всемирных игр кочевников (международных спортивных состязаний по этническим видам спорта) на территории Кыргызстана.

В бытовой, семейной жизни кыргызов восстанавливаются старые обычаи бракосочетания, традиционное сватовство (сейке салуу), назначение е^л-ата, е^л-эне (посаженые родители) и потом тесное общение с ними во всех значительных событиях жизни, воспитание детей у бабушек и дедушек и т. д. В кыргызских селах сохраняется традиционная локализация семейно-родственных групп на определенной территории для удобства проведения национальных обычаев и обрядов (той, аши, ашары и т. д.) [5].

В последнее время постепенно оживляются такие обычаи, обладающие огромным психологическим значением. Остановимся на некоторых из них.

Ат коюуу (дать имя человеку). Родители должны думать о значении имен, когда дают имя своему мла-

102 Интерактивная наука | 13 • 2017

Psychology

денцу и уметь предвидеть все последствия легкомысленно выбранного имени. Этому наши предки придавали огромное значение и относились очень серьезно. Называние ребенка чаще всего является целенаправленным актом со стороны родителей, который налагает на ребенка определенные обязательства. К примеру, мальчик у которого имя «Манас», «Кайрат», «Арстан» или «Намыс» чувствуют уверенность и некую обязанность перед своим именем оправдать ожидания родителей. Так как родители и взрослые часто напоминают детям об их значении, дети стараются быть достойными своих имен. Ат коюуу имеет особую установочную роль в создании жизненного сценария для будущей жизни. Например, имена Арстан, Бек, Болот, Кылыч, Жалын, Алтын, Сайкал, Каныкей и.др. стимулируют ребенка к мужеству, настойчивости и решительности.

Бешик терметYY (качание колыбели). Мать обращается с ласкательными и нежными словами к своему ребенку, с целью усыпить его. Качание колыбели, пение приятных национальных песен, эмоциональное общение с ребенком обеспечивают тесный эмоциональный контакт и близость между матерью и ребенком.

Матери выражают заботливость, психологически поддерживают своих детей. Дети в это время ощущают чувство безопасности и защиты от всевозможных опасностей. Воспитание детей в обстановке любви, внимания и понимания формируют такие черты характера, как базовое доверие, дружелюбие, миролюбие, единство и альтруистичность. Именно благодаря теплому отношению матери у ребенка формируется личность добродушного, кроткого, творческого и восприимчивого члена общества.

Тушоо кесYY (обрезание пут). Такой обряд проводится с желанием, чтобы ребенок не спотыкался и не запутывался в жизни, как в прямом, так и в косвенном смысле слов. С помощью этой традиции можно развивать в детях самоуверенность, самозащиту, самостоятельность и оптимизм.

Свйкв салуу (надевать девушке серьги). До начало свадьбы родители молодоженов, а конкретно мать жениха надевает серьги на будущую невесту. Такой обычай дарения сережек символизирует согласие ро-

дителей на брак своих детей, желание видеть их счастливыми в будущей семейной жизни. Благодаря такому обряду создается возможность молодым побольше узнавать друг друга до начала их совместной жизни. Такой обряд психологически готовит жениха и невесту к совместной семейной жизни: способствует быстрому адаптацию к семейной жизни.

Бата берYY (благословение). Это одна из прекрасных традиций кыргызского народа, которая имеет огромное психологическое влияние. Ранее, благословение в основном она ограничивалось рамками семьи и семейно-родственных связей. Теперь эта традиция все больше стала охватывать и общественную сферу. Официальные церемонии, мероприятия государственного масштаба, торжественные события также сейчас не обойдутся без благословений. Текст благословения обычно произносит уважаемые аксакалы, хозяева дома или почетные гости, раскрывая по мусульманскому обычаю обе ладони рук. Влияние благословения очень сильное. Они дают положительную психологическую установку, настраивают людей на хорошее поведение, придает надежду и оптимизм всем кто его слушает. У тех людей, которые получили благословение (ак-бата) появляются чувства смелости и уверенности в том, что у них все получится. Вот примерное содержание благословений:

Пусть будет добро и начало будет Долголетнею жизнь пусть будет, Пусть болезней не будет Да сохранит нас всех от вражды Да сохранит нас от клеветы От стремительных ссор охрани. Пусть счастье смотрит на нас Пусть удача коснется нас! Слава Аллаху! [2] Таким образом, на основе национального наследия формируется национальный характер и менталитет нации, который складывается исторически и представляет собой совокупность социально-психологических качеств и черт, сумму детерминируемых или поведенческих реакций.

Литература

1. Абрамзон С.М. Кыргызы и их этногенетические и историко - культурные связи. Брак и семья. - Фрунзе, 1990. - С. 227.

2. Из текста (Ак-бата) благословения профессора-лингвиста К. Карасаева. Слово Кыргызстана. - 1994, 24 ноября.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 2009. - С. 103.

4. Херсковиц М. Инкультурация индивидов. - М., 2007. - С. 30.

5. Нурова С.С. Воздействие национальных обычаев и традиций на образ жизни в условиях Кыргызстана // Вестник КазГУ Серия экономическая. - Алматы, 1998. - №7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.