Научная статья на тему 'Национальные стандарты в туристской индустрии Российской Федерации'

Национальные стандарты в туристской индустрии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2368
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / СЕРТИФИКАЦИЯ / CERTIFICATION / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / NATIONAL STANDARD / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / FEDERAL LAW / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURIST INDUSTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карасёв Игорь Евгеньевич, Смагулов Болат Кудайбергенович

Статья посвящена выявлению специфических черт национальных стандартов, которые действуют в туристской индустрии России сегодня, в ней дается подробный анализ некоторых ключевых стандартов в области туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карасёв Игорь Евгеньевич, Смагулов Болат Кудайбергенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National standards in the tourist industry of the Russian Federation

Article is devoted to identification of peculiar features of national standards which operate in the tourist industry of Russia today, in it the detailed analysis of some key standards in the field of tourism is given.

Текст научной работы на тему «Национальные стандарты в туристской индустрии Российской Федерации»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 г. Выпуск 4 (27). С. 38-40

УДК 379.85

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. Е. Карасёв, Б. К. Смагулов

Цель данной статьи - выявить основные особенности национальных стандартов, действующих в туристской индустрии России в настоящее время.

Источниками для написания данной работы послужили тексты нормативно-правовых актов России, в частности, тексты стандартов и федеральных законов. При анализе национальных стандартов туристской индустрии мы исходили из определения туристской индустрии, которое дано в Федеральном законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения объектов познавательного, делового, лечебнооздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Таким образом, организация тура для туриста предполагает наличие определённых этапов в ходе реализации тура. Эти этапы последовательно включают в себя как минимум следующие моменты:

- подготовка тура;

- доставка туриста на место (перевозка);

- размещение туриста и организация его пребывания в средстве размещения;

- организация питания туриста;

- оказание туристу при необходимости бытовых услуг.

Все указанные вопросы находят своё отражение в содержании национальных стандартов Российской Федерации.

Что касается первого вопроса, то ему посвящены следующие национальные стандарты: ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования», ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов», ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения», ГОСТ Р 53997-2010 «Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования» и ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг». В частности, в данных стандартах рассмотрены следующие моменты:

- требования, предъявляемые к офису туристского предприятия;

- требования к персоналу туристских фирм;

- требования к проектной документации по туру;

- требования по информационному обеспечению туристов.

Если говорить о перевозках туристов, то данному вопросу посвящены национальные стандарты ГОСТ Р 51006-96 «Услуги транспортные. Термины и определения», ГОСТ Р 51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества», ГОСТ Р 51090-97 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов», ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования», ГОСТ Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования», ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» и ГОСТ Р 51813-2001 «Услуги пассажирского морского транспорта. Услуги в морских портах. Общие требования». В указанных национальных стандартах вопросы перевозки туристов проявляются в следующих моментах:

38

Национальные стандарты в туристской индустрии Российской Федерации

- общие вопросы перевозки туристов различными видами транспорта;

- терминологические аспекты в содержании стандартов;

- вопросы перевозки отдельных групп туристов (дети, инвалиды);

- особенности перевозки туристов отдельными видами транспорта;

- классификация услуг по перевозке пассажиров;

- качество оказания услуг по перевозке.

Вопросы размещения и пребывания туристов в средствах изложены в ГОСТ Р 534232009 (ИСО 18513: 2003) «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения», ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования», ГОСТ Р 52025-2003 «Услуги физкультурнооздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей», ГОСТ Р 528772007 «Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения», ГОСТ Р 53998-2010 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования», ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» в следующих аспектах:

- требования к индивидуальным и коллективным средствам размещения;

- специальная терминология по средствам размещения.

- категории туристов-инвалидов;

- услуги инвалидам в санаторно-курортных учреждениях;

- услуги детям в средствах размещения;

- требования по оказанию оздоровительных услуг.

Вопросы организации питания туристов рассматриваются в целом ряде национальных стандартов России, а именно в ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования», ГОСТ Р 50647-2010 «Услуги общественного питания. Термины и определения», ГОСТ Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу», ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания», ГОСТ Р 53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию», ГОСТ Р 53995-2010 «Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания», ГОСТ Р 539962010 «Услуги общественного питания. Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания», ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия» и ГОСТ Р 53523-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования к заготовочным предприятиям общественного питания».

Как видим, национальные стандарты России наиболее полно охватывают услуги предприятий общественного питания, которые проявляется на всех стадиях организации процесса обслуживания. Следует также отметить, что по содержанию национальных стандартов России деятельность предприятий общественного питания не ограничивается исключительно предоставлением услуг питания, а охватывает и ряд дополнительных услуг, в частности, мелкий ремонт одежды и т. п.

Что касается вопроса об оказании туристам бытовых услуг в средствах размещения, то данный вопрос подробно излагается в следующих нормативных документах: ГОСТ Р 524922005 «Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования», ГОСТ Р 52112-2003 «Услуги бытовые. Фотоуслуги. Общие технические условия», ГОСТ Р 51660-2000 «Услуги бытовые. Услуги по ремонту обуви. Общие технические условия», ГОСТ Р 52058-2003 «Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия», ГОСТ Р 52142-98 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия», ГОСТ Р 51870-2002 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия», ГОСТ Р 52112493-2005 «Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия» и ГОСТ Р 51306-99 «Услуги бытовые. Услуги по ремонту и по-

39

И. Е. Карасёв, Б. К. Смагулов

шиву швейных изделий. Общие технические условия». В содержании российских национальных стандартов на бытовые услуги обращают на себя внимание два момента:

- в национальных стандартах Российской Федерации бытовые услуги в сфере туристской индустрии классифицируются по различным критериям (уровень, методы, формы, сроки обслуживания, а также особенности технологического процесса), причём критерии разделения различных бытовых услуг на отдельные виды в значительной степени совпадают, то есть выдерживается принцип систематизации предметов по общим признакам;

- в российских национальных стандартах в ряде случаев оговаривается необходимость защиты интересов исполнителя при оказании бытовых услуг потребителям, что связано с некоторыми особенностями использования вещей в быту, сроками использования бытовых предметов и др.

Таким образом, в настоящее время в сфере туристской индустрии России действуют более 35 национальных стандартов, охватывающих практически все стадии организации обслуживания туристов. Наиболее полно обеспечены нормативными документами вопросы предоставления туристам услуг питания и бытовых услуг. Вместе с тем, анализ содержания национальных стандартов показал, что некоторые вопросы туристского обслуживания в них не получили достаточного изложения. В частности, речь идёт о вопросах обслуживания туристов в офисе туристского предприятия, стандартизации документов, используемых при разработке и организации тура (заявка на бронирование, внутренняя документация туристской фирмы и др.)

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.