Научная статья на тему 'Национальные культурные ассоциации прибалтов в Сибири сегодня'

Национальные культурные ассоциации прибалтов в Сибири сегодня Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТЫШИ / ЭСТОНЦЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / ПЕРЕСТРОЙКА / СИБИРЬ / LATVIANS / ESTONIANS / NATIONAL REVIVAL / PERESTROIKA / SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Линдерман Ксения Владимировна

Формирование и кризис балтийских культурных обществ Сибири, сформированных в конце 1980-х начале 1990-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Линдерман Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALTIC CULTURAL ASSOCIATIONS TODAY IN SIBERIA

Creation and crisis in baltic cultural associations founded in the late 1980s early 1990s in Sibiria.

Текст научной работы на тему «Национальные культурные ассоциации прибалтов в Сибири сегодня»

УДК 39 (474)+(571.1/5)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ АССОЦИАЦИИ ПРИБАЛТОВ В СИБИРИ СЕГОДНЯ

Ксения Владимировна Линдерман

Университет Сорбонна Париж IV (Paris-Sorbonne IV), 1 rue Victor Cousin, 75005, Франция, г. Париж, магистрант славистики, тел. +7 983 121 55 28, e-mail: ksenija.linderman@gmail.com

Формирование и кризис балтийских культурных обществ Сибири, сформированных в конце 198Q-x - начале 199Q-x гг.

Ключевые слова: латыши, эстонцы, национальное возрождение, перестройка, Сибирь BALTIC CULTURAL ASSOCIATIONS TODAY IN SIBERIA Ksenija Lindermane

University Paris-Sorbonne IV, 1 rue Victor Cousin, 75005, France, Paris, MA Student in Slavistics, tel. +7 983 121 55 28, e-mail: ksenija.linderman@gmail.com

Creation and crisis in baltic cultural associations founded in the late 1980s - early 1990s in Sibiria.

Key words: Latvians, Estonians, national revival, Perestroika, Siberia.

Как известно, Перестройка и начало 199Q-x годов ознаменовали национальное возрождение для многих народов и этнических групп СССР. Наиболее ярко этот процесс протекал в Прибалтике, где результатом национального возрождения стало образование трех новых балтийских стран: Латвии, Литвы, Эстонии. Однако, из-за сложных миграционных процессов XX-го и отчасти XIX-го веков значительная часть латышей и эстонцев оказалась за пределами новообразованных республик, в том числе и в России. Можно отметить пять важнейших волн миграций латышей и эстонцев: 1) 18Q2 г. - середина 188Q-x гг. - ссылка латышей и эстонцев в Сибирь; 2) начало 189Q-x гг. - 1914 г. - добровольное переселение, часто сопровождаемое возвращением, ссылка уголовных и политических преступников; 3) 1914-1917 гг. - эвакуация в Сибирь промышленных рабочих и беженцев из прифронтовых зон; 4) 192Q-1923 гг. - оптация латышского и эстонского гражданства и выезд в связи с этим в Прибалтику, а также реопта-ция; 5) 194Q-1941 гг. - конец 195Q-x гг. - двухсторонние миграции, в том числе возвращение в Прибалтику латышей и эстонцев после восстановления советской власти в 194Q г., депортации 14 июня 1941 г., высылки и депортации неблагонадежных элементов с 1944 по начало 195Q-x гг [Колоткин, 2Q1Q] [Лот-кин, 1996].

К концу Перестройки - началу 199Q-x гг. в Западной Сибири осталось не менее 1Q тыс. латышей и примерно такое же число эстонцев (по оценочным данным И. В. Лоткина на 1996 г., каждая из этих этнических групп насчитывала около 1Q тыс. человек; в конце 198Q-x - начале 199Q-x это число могло быть та-

ким же или большим). Также в конце 1980-х - начале 1990-х резко возрос интерес культурных и научных кругов балтийских стран к своим соотечественникам в Сибири, сибирские латыши и эстонцы стали проявлять активность в сфере национальной культуры.

Были организованы экспедиции из Прибалтики, съемки документальных фильмов, открытия выставок и музеев, создавались фольклорные ансамбли. Возобновление связей между Латвией и сибирскими латышами оказалось более активным, чем сообщение между Эстонией и сибирскими эстонцами. Общество российских латышей, основанное 21 апреля 1990 года, открыло свои филиалы в 28 городах СССР, в том числе и в Сибири. Кроме того, 9 самостоятельных латышских культурных обществ возникли в 1990-1991 гг., в том числе в Красноярске и Томске. Среди основных задач таких ассоциаций можно обозначить следующие: поддерживать связь между членами диаспоры, поддерживать связь диаспоры с исторической родиной, способствовать сохранению национального самосознания, культуры и традиций, заботиться о сохранении латышского языка в России [Лоткин, 1996] [Лиелайс, 1991].

Однако сегодня количество латышских культурных обществ в Сибири уменьшилось, падает активность и число участников. Общество российских латышей в Томске прекратило свое существование в начале 2000-х гг. 7 марта 2014 года Лиене Салминя, преподавательница латышского языка из Латвии в Красноярске записала в своем интернет-блоге: "После встреч с красноярскими латышами остается такое впечатление: общество потихоньку распадается" ^а1тта, 2014, блог].

Согласно социологическим исследованиям И. В. Лоткина, латышский и эстонский язык в Сибири имеют тенденцию к отмиранию, они уже вытеснены из бытовой и производственной сферы, употребляются в основном в домашнем общении. С 1989 года Латвия посылает в Сибирь преподавателей латышского языка (в 1989 в Сибирь и Башкирию было отправлено четыре учителя латышского языка, в 1990 - уже семь). Отправкой преподавателей в Сибирь из Латвии занимались разные организации. Сегодня за это отвечает организация "Агентство латышского языка", которое отправляет в сибирский регион от трех до четырех носителей языка в год ^а1тта, 2014]. Впрочем, уже в 1996 И. В. Лоткин считал эту меру запоздалой [Лоткин, 1996].

Следует однако заметить, что чуть более половины опрошенных латышей и эстонцев Западной Сибири высказались за преподавание в школе родного языка (52,6% латышей и 52,6% эстонцев) [Лоткин, 1996]. Преподавательница Л. Салминя в своей работе пишет, что среди опрошенных ею латышей национальное самосознание наиболее ярко выражено у тех представителей, которые латышским языком не владеют, но активно участвуют в мероприятиях культурных обществ ^а1шта, 2014]. Автор работы считает, что это обусловлено желанием компенсировать отсутствие языковых навыков. Таким образом, потеря диаспорой родного языка не обязательно негативно влияет на национальное самосознание, а в отдельных случаях даже влияет на него положительно. То есть, языковая ассимиляция не объясняет распад латышских организаций в Сибири.

Согласно И. В. Лоткину, в сфере национальной культуры в кругах сибирской диаспоры латышей происходит нивелировка этнически значимых явлений. Эта тенденция наблюдается как в сфере материальной культуры (домостроении, одежде, в меньшей степени в пищи), так и в духовной сфере (исчезают традиционные явления в обрядовой культуре, заменяются русскими) [Лоткин, 1996].

Учитывая частичную языковую и культурную ассимиляцию сибирских латышей и эстонцев, правомерен вопрос: на какой основе консолидировались балтийские диаспоры в Сибири? Важным фактором, на наш взгляд, является концепция коллективной исторической памяти: для того, чтобы группа обрела коллективную идентичность, ей необходимо общее понимание событий и опыта, постепенно формировавших ее [Ерохина, 2008]. Если мы говорим о диаспоре, то есть о группе, находящейся вне своей исторической родины, то важным представляется не только образ самой исторической родины, но и момент разрыва с ней [Вгипеаи, 2006].

С этой точки зрения среди латышских и эстонских поселенцев в Сибири можно выделить две группы с потенциально разной исторической памятью: 1) балтийцы, переселившиеся в XIX - начале ХХ-го вв.; 2) жертвы сталинских депортаций. М. Капранс пишет, что ностальгия по Латвии ярко выражена только в тех общинах сибирских латышей, в которых присутствуют репрессированные [Каргаш, 2012]. То есть, образ исторической родины имеет разное значение для балтийских общин в Сибири в зависимости от соотношения в ней двух групп.

Заметим, что старые поселения прибалтов были географически удалены от тех мест, куда попадали депортированные. Многие сибирские прибалты впервые услышали о депортациях в 1990-х годах, когда стали участвовать в культурных мероприятиях национальных организаций. Так, одна из опрашиваемых латышек из Омска узнала о репрессированных только в 1999 году, когда пришла в Омское латышское общество ^а1шта, 2014].

Изучив статистические данные о балтийских диаспорах в Сибири [Лоткин, 1996], можно сделать вывод, что сегодня подавляющее большинство сибирских латышей и эстонцев являются потомками добровольно переселившихся или сосланных в конце XIX - начале XX вв. При этом, в 1990-е годы наиболее активно в создании культурных обществ участвовали жертвы сталинских депортаций 1941-го и 1949-го гг. Так, основателями Общества Красноярских латышей "Дзинтарс" в ноябре 1990 года стали репрессированные и их потомки ^а1шта, 2014]. Таким образом, меньшая по численности группа сибирско-латышской диаспоры оказалась доминирующей в сфере формирования официальных структур этой диаспоры. Это повлияло на формирование исторической памяти в коллективе. Многие члены Красноярского общества латышей сообщили в интервью Л. Салмине, что они отмечают памятные даты депортаций несмотря на то, что только небольшая часть латышей этого общества имеет к репрессиям прямое отношение ^а1шта, 2014].

В период борьбы балтийских республик за независимость новыми государствами была развернута пропагандистская кампания за возвращение рос-

сийских латышей и эстонцев на историческую родину. По мнению И. В. Лот-кина, эта кампания провалилась [Лоткин, 1996]. С точки зрения балтийских государств, которые стремились пополнить ряды своего населения этническими прибалтами, результат кампании действительно оказался малозначительным. Но с точки зрения культурных организаций латышей в Сибири, эти потери имели большое значение. Заметим, что к 2014 году Красноярск покинули все основатели Красноярского общества латышей, за исключением одного человека [Salmina, 2014]. Это были, как уже упоминалось, жертвы сталинских депортаций. Таким образом, Сибирь покинул самый социально активный сегмент диаспоры с наиболее высоким коллективным самосознанием. И мы считаем, что именно это отразилось на понижении активности в деятельности национальных балтийских организаций в Сибири.

Таким образом, наибольшую роль в организации культурно-национальных структур сыграли люди, объединенные коллективной памятью трагических событий сталинского времени, а именно - депортаций. В большей или меньшей степени, кризис латышских и эстонских культурных обществ обусловлен отъездом этих людей, а также постепенной ассимиляцией остальных представителей национальных диаспор.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Колоткин М. Н. Социально-политическая история Балтийских поселенцев Сибири (1917 - середина 1930-х гг.): монография. - Новосибирск: СГГА, 2010.

2. Лоткин И. В. Современные этнические процессы у латышей и эстонцев Западной Сибири, Координационно-методический центр прикладной этнографии Института этнологии и антропологии РАН, Москва, 1996

3. А. Лиелайс «Обширна программа латышского культурного общества» // Вестник Красноярской краевой комитета КП РСФСР, № 12, январь, 1991 (опубликовано в интернет-портале организации Мемориал: http://www.memorial.krsk.ru/Public/90/199101_1.htm )

4. Интернет-блог преподавательницы латышского языка в Красноярске Лиены Салми-ни из Латвии, публикация 7.03.2014: http://lienestasts.blogspot.ru/2014/03/7032014.html

5. Liene Salmina Latviesu diasporas kopienu Sibîrijâ un Latvijas savstarpeja sadarbîba: socialo tîklu formas un aktori pec LR neatkarïbas atgusanas, магистрская дипломная работа под руководством Лиене Лочмеле, Виздемская Высшая школа, Валмиера, 2014

6. Ерохина Е. А. «Историческая память этнической общности в динамике социокультурных трансформаций» // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2008. Т. 6. вып. 1, с. 92-97

7. Bruneau Michel, «Les territoires de l'identité et la mémoire collective en diaspora», L'Espace géographique 4/ 2006 (Tome 35), p. 328-333 URL : -www.cairn.info/revue-espace-geographique-2006-4-page-328.htm.

8. Kaprans, M. Padomju laika sociaUlaUs reprezentaUcijas latviesUu peUcpadomju bio-graUfiskajaU diskursaU: promocijas darbs komunikaDcijas zinaDtneD. RiDga:LU, 2012, 259.lpp

© К. В. Линдерман, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.