Научная статья на тему 'Национальные интересы России в системе геополитической безопасности'

Национальные интересы России в системе геополитической безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6450
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные интересы России в системе геополитической безопасности»

А.Д. Асеев

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В СИСТЕМЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей. Важнейшая геополитическая задача, которую Россия должна решить, заключается в недопущении ущемления своих позиций на мировой арене и оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические (национальные) интересы.

Процесс трансформации политической и экономической жизни в мире порождает проблемы и вызовы XXI века, решение которых требует от государств создания новой системы политического взаимодействия и взаимного учета национальных интересов. Среди данных проблем можно выделить наиболее важные.

Демографическая проблема, которая выражается в продолжающемся росте общей численности населения планеты. По прогнозу ООН население Земли вырастет в 1,5 раза за первую половину XXI в, и составит в 2030 г. 8,5 млрд человек, а в 2100 г. - 14,4 млрд человек. Темпы роста населения в различных регионах планеты существенно отличаются друг от друга, углубляя различия между богатым «Севером» и бедным «Югом».

Экономическая проблема, выражающаяся в углублении различия в экономическом развитии, в уровне и качестве жизни людей в развитых странах и странах со слаборазвитой экономикой.

Исследователь Д.В. Смыслов отмечает, что неравномерность процесса мировой трансформации, разная степень охвата этим процессом отдельных видов интернациональной хозяйственной деятельности являются, по-видимому, источником определенных напряжений и сбоев в функционировании мировой экономики, потенциальным источником кризисных неурядиц1.

Геополитическая проблема, состоящая в попытке построения однополярного мира при гегемонии США, при нарастающем сопротивлении иных субъектов мировой политики, что, возможно, повлечет политическое противостояние между различными силами на мировой политической арене.

По мнению западного политолога И. Валлерстайна, возможна непредсказуемая борьба между двумя лагерями - теми, кто хочет сохранить привилегированное положение Запада, и теми, кто хотел бы создания новой политической системы2.

Военно-политическая проблема, обусловленная распространением оружия массового поражения, проявлениями международного терроризма, ростом числа внутренних, локальных конфликтов. Отмечается, что за последние десять лет в войнах, военных конфликтах и в результате террористических актов погибло, пропало без вести и было ранено около 5 млн человек, более 10 млн человек стали беженцами3.

Социокультурная проблема связана с нивелированием различных форм культуры. Все более масштабными становятся распространение массовой культуры и вестернизация мира с использованием мощных информационных потоков 4. По мнению ряда ученых в современных условиях происходит замещение культурных отношений технологическими. Социокультурную трансформацию некоторые ученые характеризуют как «универсальный технологизм»5.

Экологическая проблема обусловлена возможным истощением минеральных, водных, лесных ресурсов при росте загрязнения окружающей среды и нарастании парникового эффекта, что может выразиться в нарастании угрозы экологических катастроф.

Вопросы обеспечения национальных интересов уже не увязаны исключительно с войной и миром, обороной и армией. Исследователи признают, что с окончанием холодной войны межгосударственные конфликты еще в большей

степени обусловлены экономическими факторами, в частности проблемами дол— ^-6 гов, инвестиций, торговли, экономической помощи и так далее .

Основы национальной безопасности в условиях современной трансформации закладываются и проверяются в конкуренции национальных экономических комплексов, от благополучного функционирования которых зависят степень боеготовности вооруженных сил страны, успехи в борьбе с преступностью и терроризмом, международный статус государства, решение экологических проблем и моральное состояние общества.

По мнению же исследователей Э.Позднякова, А.Панарина и др. «общечеловеческих интересов на настоящий момент не существует и возможно, не может быть в принципе»7. Современная мировая трансформация не ведет к исчезновению национальных интересов, не замещает их транснациональным единством интересов сторонников космополитизма вне зависимости от их принадлежности к какому-либо этносу.

Политическая борьба в настоящее время охватывает весь мир, проходит с участием новых игроков и применением обновленных средств достижения поставленных целей. Но сами цели политического взаимодействия в мире не изменились. Политическое соперничество в обстановке мировой трансформации ведется за распределение богатства и власти.

Государства отстаивают свои национальные интересы. Не все новые участники международных отношений могут снизить роль государственной власти. Международные организации и большинство ТНК располагают «филиалами, действующими в рамках национальных экономик, а национальные государства по-прежнему выполняют фундаментальную роль в регулировании деятельности последних» . Международные организации осуществляют свою деятельность в силу того, что они признаются государствами, подписавшими соответствующие международные договоры.

По мнению исследователей П. Хирста, Дж. Томпсона, «государство может уступить часть своих властных функций наднациональным или субнациональ-ным органам, но лишь оно обеспечивает легитимность распоряжения переданным объемом полномочий, поскольку только государство представляет население, проживающее на данной территории»9. Национальные интересы, определенные единством потребностей государства и общества, подкрепляются ролью государства в политической и военной сфере, которая не подлежит сомнению.

Мы наблюдаем ослабление роли государства в экономической сфере жизни общества.

Некоторые ученые считают, что у государства появляются новые функции. По мнению У. Бека, без государства нельзя обойтись; оно необходимо не только для того, чтобы обеспечить внутреннюю политику и геополитику, политические основы права и т. п., но и для того, «чтобы политически оформлять процесс глобализации, транснационально его регулировать»10.

Как отмечает зарубежный исследователь Уильям Пфафф, «мы видим скорее иллюзию, а не реальность в разрушении национальной мощи и суверените-та»11.

Рассматривая роль государства в современной экономике, отечественный учёный Н.П. Иванов отмечает, что успешная промышленная политика невозможна без соответствующей промышленной политики, направленной на развитие главного ресурса экономики - человека12. Как мы видим, происходит значительное увеличение государственных затрат в развитых странах на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Часть своих полномочий государство делегирует на уровень местного самоуправления и общественных организаций. Такое перераспределение властных функций связано с необходимостью укрепления взаимодействия между государством и обществом. Зарубежный ученый П. Дракер обозначил этот процесс термином «новый плюрализм». Это позволяет говорить о тенденции социализации института государства в ответ на вызов мировой трансформации.

Трансформация национальных интересов происходит вследствие политического противостояния на глобальном и региональном уровнях, обостряющейся конкуренции на международном рынке, выражающейся в соперничестве за экономические преимущества, появлении новых участников международных отношений.

Под воздействием современных факторов государство и его суверенитет претерпевают существенные изменения. Вслед за этим происходит трансформация содержания национальных интересов. Национальные интересы требуют от государства обеспечить наиболее успешное участие страны в процессе наступающих современных изменений. Трансформация национальных интересов в современных условиях состоит в том, что первоочередное значение придается успешному включению в современные быстро изменяющиеся отношения на наи-

более выгодных условиях, что требует определенных уступок при стремлении сохранить государственный суверенитет в полном объеме.

Государство, которое остается участником политических отношений в мире, может в современных условиях действовать по-разному.

Один путь - использовать политические, экономические, правовые рычаги и совместно с другими участниками международных отношений создавать новую модель современного мира. В этой связи хотелось бы отметить ряд проблем. Во-первых, возникает сложность построения взаимоотношений государств и негосударственных организаций. Негосударственные организации, выступая в качестве новых участников политический отношений, не всегда ориентированы на отношения сотрудничества с государством. Во-вторых, возникает вопрос: на сотрудничество с какими неправительственными организациями может пойти государство? В последнее время все чаще обращается внимание на опасность, исходящую от возможного использования наркобизнесом и другими видами преступного бизнеса государственных структур.

Второй путь поведения государства в новых трансформирующихся условиях - попытаться сохранить властные полномочия в прежнем объеме и ограничивать активность негосударственных участников политических отношений как на своей территории, так и за ее пределами. Адаптация государств к современным условиям идет сложно. Государство никогда не выбирает только один путь. Оно действует разными методами. Государство сотрудничает с ТНК, международными правительственными и неправительственными организациями и одновременно стремится к ограничению их властных устремлений.

Как отмечает политолог Стэнли Хоффман, «основным конфликтом десятилетия (имеется ввиду начало XXI века - А.А.) стало столкновение между дезинтеграцией государств (и всей системы государств) и растущей экономической,

13

культурной и политической интеграцией, то есть глобализацией» . С этим утверждением нельзя не согласиться. Пример процесса образования Евросоюза, а также возможности, раскрывающиеся в экономическом взаимодействии субъектов Российской Федерации с регионами других государств, в рамках регулирующего эти отношения законодательства Российской Федерации демонстрируют правоту данного вывода.

Меняется содержание понятия «мощь государства». При сохранении значительной роли военно-силового компонента на первый план все больше выдвигаются экономические, финансовые, интеллектуальные, информационные ресур-

сы влияния на союзников и противников, защиты от угроз национальной безопасности.

Исследование процессов мировой трансформации приводит к выводу о наличии объективных факторов, которые воздействуют на политику государства в современных условиях и требуют от государства и общества учитывать современные изменения при формировании национальных интересов и их реализации. К данным факторам следует отнести:

1) в сфере политики - процесс демократизации мира, выражающийся в распространении демократических ценностей, институтов и процедур государствами Запада - лидерами современного мира и неправительственными организациями;

2) в экономической сфере - процесс международного разделения труда, увеличение доли ТНК в производстве, а в сфере финансов - возрастает объем и скорость движения финансовых средств;

3) во внешней политике - это выражается в усилении роли международных организаций, соглашений о коммуникациях, режимах торговли;

4) в информационной сфере - возникают новые информационные и коммуникационные технологии, ведущие к интенсификации общения, способствующие децентрализации общества;

5) в социально-политической сфере - наблюдается становление, развитие и все большее усиление влияния международных неправительственных организаций и неформальных объединений, которые пытаются воздействовать на политику государств в своих интересах;

6) в сфере обеспечения безопасности - государству бросают вызов трансграничные угрозы. К ним относятся: организованная международная преступность и самый ее радикальный вид - терроризм, распространение оружия массового поражения, а также деградация окружающей среды, глобальные эпидемии и др.

Воздействие этих факторов обусловливает необходимость осмыслить национальные интересы с учетом выявленного в исследовании противоречия их трансформации, которое состоит в стремлении государства войти в существующие мировые процессы на преимущественных условиях, что требует определенных уступок в целях наиболее выгодного включения в современные интеграционные процессы и совместного с государствами - партнерами противостояния новым вызовам.

Угрозы, возникшие в XX в., не только сохранились в XXI столетии, но приобрели еще более опасный характер. К ним добавились новые - международный терроризм, увеличение числа и рост интенсивности межэтнических конфликтов, возникновение новых типов войн, напоминающих партизанские, но значительно более разрушительных; наконец, «растущая виртуализация среды обитания человека. Вызывает тревогу и низкий уровень управляемости существующей мировой системой, а главное - качество этого управления». 14

В мире резко усилился трансграничный приток технологий, в том числе и в деле создания оружия массового поражения. В начале XXI века в 43 странах электроэнергия вырабатывается на ядерных реакторах, более 20 стран считаются «пороговыми», т. е. способными в ближайшее время создать атомное оружие. Пакистан и Индия официально стали обладать ядерным оружием. Об обладании ядерным оружием в 2005 г. объявила Северная Корея (КНДР). Это доказывает, что количество «ядерных государств» - обладателей ядерного оружия возрастает.

Как отмечает зарубежный политолог С. Нанн, международная безопасность в XXI веке подвержена влиянию трех факторов: неравенство между развитыми и развивающимися странами; по всей планете продолжают тлеть очаги конфликтов; ядерное, биологическое и химическое оружие, а также необходимые для их создания материалы и «ноу-хау» все более доступны для негосударственных структур15. Заметим, что такая ситуация мало приспособлена к предотвращению и урегулированию глобальных проблем безопасности в одностороннем порядке.

Возможны два пути решения проблем национальной безопасности в эпоху мировой трансформации.

Первый - путь односторонних действий. Сторонники такого выбора отражают мнения, бытующие в ведущих государствах Запада. Суть их рассуждений: масштаб проблем, порождаемых мировой трансформацией, таков, что даже совокупных ресурсов развитых стран недостаточно для их решения. Целесообразнее создавать с помощью протекционистских мер и односторонних, часто силовых решений некие зоны экономической и политической стабильности16.

Как нам представляется, проведение односторонних действий для получения максимальных выгод от мировой трансформации и для защиты от её негативных последствий провоцирует рост соперничества, пренебрежение международным правом. Такой путь может дать краткосрочную выгоду, но ущерб будет вероятно долгосрочным. Зарубежный ученый К. Уолтс отмечает, что «домини-

рование одной державы неизбежно вызывало реакцию других держав, стремя-

17

щихся создать противовес» . При этом возрастет опасность расшатывания основ политического и правового порядка, распространения гонки вооружений и увеличение числа стран, обладающих ядерным оружием.

Другой путь - коллективный поиск решения двух взаимосвязанных политических задач. Первая задача: обеспечить безопасность российского общества от множащихся угроз политического, экономического, террористического характера. Вторая: разработка стратегии использования позитивных свойств мировой трансформации, с тем чтобы минимизировать ее негативное влияние и применить её позитивное воздействие в реализации национальных интересов.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

1. Национальные интересы претерпевают в условиях мировой трансформации изменения, которые связаны с тем, что в качестве субъектов мировой политики выступают не только государства, но и различные правительственные и неправительственные международные организации, а формы влияния транснациональных институтов зависят от политических, экономических и других компонентов мощи государства.

2. Содержание государственного суверенитета, национальных интересов трансформируется в сторону увеличения их роли в социальной сфере, но государство является субъектом способным обеспечить безопасность своей страны и свое влияние на стабильность мировой политической системы.

3. В современных условиях национальные интересы и их реализация государством все больше зависят от транснациональных факторов, (усиление роли международных правительственных организаций, соглашений, режимов торговли и коммуникаций, увеличение доли ТНК в экономике, свободное движение финансов, товаров, услуг, а также деятельность международных неправительственных организаций).

4. Противоречия трансформации национальных интересов в современных условиях состоят в стремлении государства получить преимущества от процесса мировых изменений, что требует определенных уступок при стремлении сохранить свой суверенитет в необходимом объеме.

Современная Россия все больше интегрируется в современные политические, экономические и другие процессы, на ее политику влияют различные транснациональные факторы. В значительной степени текущие глобальные изменения обусловливают проблему трансформации суверенитета государства,

противоречия в определении национальных интересов. Данная проблема не может не затрагивать Российскую Федерацию.

Угрозы национальной безопасности, иначе говоря, угрозы реализации национальных интересов России, во многом имеют трансграничный характер. Наиболее явными трансграничными угрозами выступают:

1) в экономической сфере - зависимость экономики России от экспорта сырья в сочетании со слабостью технологического развития других отраслей экономики, жизненно важных для общества;

2) в военной сфере - глобальное военное доминирование США, план создания тринадцати военных группировок объединенных вооруженных сил Европы, восемь из которых будут находиться вблизи границ России;

3) в сфере борьбы с международным терроризмом - преступные посягательства со стороны международного терроризма, предоставляющего в распоряжение террористов, действующих в Кавказском регионе, финансовые средства;

4) в сфере миграции - недостаточно регулируемые миграционные потоки из стран пограничных с Россией;

5) в сфере экологии - все более ухудшающаяся экология планеты, под воздействием жизнедеятельности людей, массовые эпидемии, промышленные отходы, плотность населения, безудержная эксплуатация биологических и минеральных ресурсов.

Россия все более втягивается в противоречивый процесс, таящий для нее не только угрозы, но и новые возможности. Ее национальные интересы, их содержание, осмысление и реализация находятся под увеличивающимся влиянием факторов мировой трансформации. Действие данных факторов на объект (Россию) зависит от условий, в которых данный объект находится. Эти факторы по-разному проявляют себя в различных областях жизни российского общества и некоторые из них носят угрожающий характер в силу существующих условий в сферах жизни российского общества.

Национальные интересы являются основой формирования внутренней и внешней политики современной России. Общество и государственная власть должны исходить при их осмыслении из складывающейся объективной реальности, то есть из сложившихся условий и процесса мировой трансформации.

Выявленные противоречия трансформации национальных интересов показали, что современные изменения, нередко представляющие угрозу Российской

Федерации, требуют исследования процесса формирования ее национальных интересов и путей их реализации.

В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся при условии, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал. Россия должна строить отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья на строго индивидуальной основе, не пытаясь разрабатывать какой-то единой для всех них стратегии. Единственное, что может связывать индивидуальные подходы России к бывшим союзным республикам и зарубежным партнерам - это незамутненный эмоциями и идеологическими соображениями прагматизм.

1 См. Смыслов Д.В. Процесс глобализации идет, но это не триумфальное шествие // Материалы междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М., 2000. Вып. 8. С. 27.

2 См. Валлерстайн И. Дилеммы XXI века и особенности переходной эпохи // Дилеммы глобализации. М., 2002. С. 78.

3 См. Общая теория национальной безопасности / под ред. А. А. Прохожева. М,: 2002. С. 144.

4 См. Э.А. Арзоянц Будущее: эволюционные и эсхатологические альтернативы // Материалы междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М., 2002. Вып. 7 С.19.

5 См. В А. Кутырев О судьбах культуры // Вестник российского философского общества. 2001. №4. С. 80.

6 См. А.А Кокошин. Феномен глобализации и интересы национальной безопасности // Мир и Россия на пороге XXI века. М., 2001.

7 См. Теоретические основы внешнеполитической деятельности России / под общ. ред. С. А. Проскурина М., 2001. С. 107

8 См. Ю.И. Игрицкий, П. Хирст, Дж. Томпсон. Глобализация и будущее национального государства. Глобализация: Контуры XXI века: реф. сб. / РАН ИНИОН. М., 2002. С. 208.

9 См. там же. С. 210.

10 См. У. Бек. Что такое глобализация? М., 2001. С. 189.

11 См. W. Pfaff. Despite Global Changes, National Sovereignty Remains King // The Herald International Tribune. March 30. 2000.

12 См. Н.П. Иванов. Парадоксы глобализации - вызовы и поиски ответа. Материалы междисциплинарного семинара Клуба учёных «Глобальный мир». М., 2001. Вып.7. С. 21

13 См. С. Хоффман. Как сделать мир более пригодным для жизни // Россия в глобальной политике. 2003. №1. Т.1. С. 77.

14 См. Э.Я Баталов. «Новый мировой порядок» к методологии анализа // Полис. 2003. № 5. С. 26.

15 См. С. Нанн. Восемь шагов к выживанию // Россия в глобальной политике. 2003. Т. 1. № 2. С. 48.

16 См. М.С. Горбачёв. Грани Глобализации. Трудные вопросы современного развития. М., 2003.

17 См. K Waltz. Globalization and American Power // The National Interest. Spring. 2000. P. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.