Научная статья на тему 'Национальные интересы России в АТР'

Национальные интересы России в АТР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
667
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАСКИЙ РЕГИОН / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ / МИРОВОЙ ИМПОРТ ВООРУЖЕНИЙ / РЫНОК ВООРУЖЕНИЙ / СТРАНЫ «ТИХООКЕАНСКОГО КОЛЬЦА» / ASIA-TIHOOKEASKIJ REGION / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / MILITARY SPENDING / WORLD IMPORTS OF ARMAMENTS / ARMS MARKET / PACIFIC RIM COUNTRIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тушков Александр Анатольевич

В предлагаемой статье автор проводит анализ роли и места России в АТР через встраивание ее атрибутов в структуры региональной безопасности, экономической интеграции в регионе и обеспечение таким образом своих национальных интересов на Востоке. При этом налаживание отношений в военно-политической и военно-экономической сферах, остается для России крайне важной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian national interests in Asia Pacific

The author makes an analysis of the role and place of Russia in the Asia-Pacific region through embedding its attributes in the structure of regional security, economic integration in the region and thus ensuring its national interests in the East. The establishment of relations in the military-political and military-economic spheres, Russia remains an essential task.

Текст научной работы на тему «Национальные интересы России в АТР»

УДК 327

Тушков Александр Анатольевич

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Национальные интересы России в АТР

В предлагаемой статье автор проводит анализ роли и места России в АТР через встраивание ее атрибутов в структуры региональной безопасности, экономической интеграции в регионе и обеспечение таким образом своих национальных интересов на Востоке. При этом налаживание отношений в военно-политической и военно-экономической сферах, остается для России крайне важной задачей.

Ключевые слова и словосочетания: Азиатско-Тихоокеаский регион, военно-техническое сотрудничество, военные расходы, мировой импорт вооружений, рынок вооружений, страны «тихоокеанского кольца».

Утрата Россией роли «военной сверхдержавы» в АТР, по крайней мере, в ближайшем будущем не может быть компенсирована возможностями подключения к экономическому взаимодействию с членами тихоокеанского сообщества. Надо признать, что в экономическую интеграцию в этом регионе Россия, будучи его составной частью, так пока и не вписалась. В этом плане налаживание отношений в военно-политической и военно-экономической сферах остается для России крайне важной задачей. Угроза выталкивания нашей страны из Европы делает проблему ее отношений со странами АТР особенно актуальной. Важно использовать все появляющиеся возможности для встраивания атрибутов России в структуры региональной безопасности, экономической интеграции в регионе и обеспечения таким образом своих национальных интересов на Востоке.

Поддерживая мнение экспертов, можно сказать, что оптимальной с точки зрения перспективы была бы схема действий, предусматривающая, с одной стороны, формирование с основными державами АТР специфических, асимметричных зон общих интересов и сотрудничества, а с другой - сосредоточение усилий на региональных узлах проблем, из которых первоочередное внимание должно быть уделено СевероВосточной Азии (СВА). При этом устанавливались бы субрегиональные режимы стабильности, которые в идеале могли бы послужить некими основаниями в выстраивании системы коллективной безопасности в рамках всего АТР. Именно через реализацию своей роли в основном узле, сосредоточенном в СВА, а также функции гаранта других субрегиональных

систем стабильности Россия сохранит и упрочит свое положение как одной из главных держав АТР, что, в свою очередь, укрепит ее международные позиции на всем евразийском континенте и в мире в целом.

Развитие военно-стратегической ситуации в АТР по многим параметрам сильно отличается от процессов, происходящих на евроатлантическом направлении. Это связано с практическим оформлением в АТР нескольких центров силы (США - Япония, Корея; Россия - КНР и т.д.), отсутствием аналогичной европейской развитой сети переговорных механизмов, мер доверия и т.п. Более того, в политическом сознании большинства азиатских государств присутствует (и не без основания) мнение о несоответствии европейского опыта специфике и реалиям современных международных отношений в АТР. Это, в свою очередь, связано с весьма различающимися представлениями отдельных стран региона об источниках угроз национальной безопасности, наличием неразрешенных конфликтов и территориальных споров, значительной неравномерностью социально-экономического развития стран этого района мира.

Про мнению Сергея Смирнова, реальной угрозой безопасности АТР следует считать сохранение и, возможно, даже возрождение в новых историко-политических реалиях такого фактора как геополитические угрозы. Конфликт цивилизаций в АТР не просто существует: в отличие от других регионов здесь он более сложно закручен и нуждается в самом серьезном осмыслении. Ведь наряду с традиционным конфликтом «Севера» (промышленно развитые страны Европы и Северной Америки с христианской системой ценностей) и «Юга» (развивающиеся страны преимущественно мусульманского вероисповедания) в АТР сохраняется и имеющее несколько ипостасей, например, конфликты коммунистических и капиталистических идей, прагматической протестантской этики и этики традиционных обществ Востока, противостояние по линии «Восток - Запад». Свою лепту вносит и идеология китаецентризма, и противоречия «двух побережий» Тихого океана.

Не меньшее воздействие на развитие ситуации оказывают не только межконфессиональные противоречия внутри ряда стран региона, но и взаимоотношения религиозных идей и концепций на макроуровне. Ведь при всех своих принципах ненасилия и толерантности сотни миллионов буддистов не останутся в стороне, наблюдая за противостоянием христианства и ислама, которое, пусть подспудно, но существует на их земле [1].

Именно страны АТР относятся сейчас к числу государств, наиболее быстро наращивающих свои военные расходы, и выводят регион на первое место по производству и реализации оружия и средств вооружения. Это обстоятельство делает страны АТР привлекательным рынком для поставщиков оружия.

С одной стороны, АТР можно назвать мировой кузницей вооружений - здесь сконцентрировано две трети мирового производства оружия. За его пределами есть только один регион с высокоразвитой собственной военной промышленностью - Западная и Центральная Европа. С другой стороны, большая часть этого производства сосредоточена всего в трех странах - США, России и КНР, остальные государства вынуждены оружие импортировать. Поэтому регион входит в число крупнейших рынков вооружений наряду с Западной и Центральной Европой, Ближним и Средним Востоком и Южной Азией. На страны АТР приходится примерно треть мирового импорта вооружений, здесь находится половина из 10 крупнейших мировых стран-импортеров оружия. Объем поставок вооружений в регион в 2007-2012 гг. вырос по сравнению с периодом 20022006 гг. на 21,5% - с 62,2 до 75,6 млрд долл. в ценах 2012 г. (табл. 1).

Таблица 1

Страны АТР в мировом импорте вооружений [2]1

Страна Позиция по объему импорта среди стран АТР Позиция в мире Объем импорта вооружений в 2007 - 2012 гг. в ценах 2012 г., млн долл. Доля в мировом импорте вооружений в 2007 - 2012 гг.

Южная Корея 1 2 12200 5,53

КНР 2 4 10879 4,93

Сингапур 3 5 8817 3,99

Австралия 4 6 8270 3,75

США 5 8 7694 3,49

Малайзия 6 13 5335 2,42

Чили 7 18 3863 1,75

Япония 8 20 3739 1,69

Индонезия 9 27 2931 1,33

Канада 10 28 2823 1,28

Вьетнам 11 30 2382 1,08

Колумбия 12 34 1746 0,79

Т айланд 13 42 858 0,39

Т айвань 14 53 686 0,31

Эквадор 15 55 609 0,27

Остальные страны АТР 2805 1,27

АТР в целом 75637 34,27

Структура поставок вооружений в страны АТР (рис. 6) в целом соответствует общемировой.

1 Более подробно см. материалы Стокгольмского института исследований проблем мира /СИПРИ/ о торговле оружием за 2012 г. (SIPRI Arms Transfers Database).

■ Боевая авиация

■ Боевые кораОлии подводные лодки

□ Ракеты и боеприпасы

□ Системы ПВО и РЛС

■ Бронетехника и артиллерия

■ Другое

Рис. 6. Структура поставок вооружений в страны АТР по видам боевой техники [2]

По степени вовлеченности в торговлю вооружениями страны АТР (по материалам ВС и ОПК России [3]) можно разделить на несколько групп.

Первая группа - это крупные промышленные державы, располагающие мощнейшими военно-промышленными комплексами, способными производить в значительных количествах практически любые виды вооружений. Это, прежде всего, Соединенные Штаты, крупнейшая военная держава мира и главный экспортер вооружений, и Россия. На эти две страны приходится 54% всего мирового экспорта оружия (табл. 2 и 3). К данной категории можно отнести также Китай. КНР все еще зависит от импорта оружия, особенно высокотехнологичных образцов, но уже обеспечивает собственные вооруженные силы большинством видов военной техники и сама выступает крупным экспортером.

Таблица 2

Страны АТР в мировом экспорте вооружений [2]

Страна Позиция по объему экспорта среди стран АТР Позиция в мире Объем экспорта вооружений в 2007 - 2012 гг. в ценах 2012 г., млн долл. Доля в мировом экспорте вооружений в 2007 - 2012 гг.

США 1 1 67309 30,49

Россия 2 2 52489 23,78

КНР 3 6 8146 3,69

Канада 4 14 2196 0,99

Южная Корея 5 15 1345 0,61

Австралия 6 22 499 0,23

Чили 7 32 172 0,08

Сингапур 8 39 108 0,05

Япония 9 45 69 0,03

Индонезия 10 55 7 0

АТР в целом 132340 59,95

Таблица 3

Основные поставщики вооружений в страны АТР в 2007-2012 гг. [2]

Экспортер Объем экспорта вооружений в страны АТР в 2007 - 2012 г. в ценах 2012 г., млн долл. Доля на рынке стран АТР Основные получатели вооружений среди стран АТР

США 27443 36 Южная Корея, Австралия, Канада, Сингапур, Тайвань

Россия 14054 19 Китай, Вьетнам, Индонезия, Малайзия

Франция 8521 11 Сингапур, Китай, Австралия

Г ермания 6978 9 Южная Корея, Малайзия, Чили, США

Великобритания 3359 4 США

Нидерланды 2468 3 Индонезия, Чили

Швейцария 1462 2 США, Китай

Испания 1460 2 Малайзия, США

Канада 1450 2 США

Италия 1388 2 США, Чили, Малайзия

Израиль 1287 2 Сингапур, Колумбия

Другие 5767 8

Всего 75637 100

Вторая группа - развитые государства, располагающие современными вооруженными силами, но не обладающие военной промышленностью, способной полностью их обеспечивать. К этой категории относятся Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Тайвань и Южная Корея. Импорт вооружений в эти страны подчинен логике циклического обновления парка боевой техники. Эти страны периодически размещают заказы на поставку крупных серий боевой техники.

Третья группа представлена странами, имеющими территориальные или политические претензии друг к другу. Это государства ЮгоВосточной Азии, а также Перу и Эквадор. Военные закупки этих стран подчиняются логике поддержания паритета в развитии вооруженных сил со своими возможными противниками. Вьетнам, Малайзия, Индонезия и Сингапур, исторически имеющие сложные отношения, отслеживают военные закупки друг друга и развивают свои вооруженные силы в соответствии с новыми угрозами.

Четвертая группа представлена государствами, которые в силу слабого экономического развития не способны содержать современные вооруженные силы и осуществлять масштабные закупки вооружений. К ним относятся Камбоджа, Филиппины, Папуа-Новая Г винея. Поставки оружия

в эти страны происходят от случая к случаю, в основном импортируется бывшее в употреблении и списанное вооружение.

В пятую группу входят страны, не располагающие собственными вооруженными силами или имеющие декоративные вооруженные формирования, - островные государства Океании, Коста-Рика, Панама. Военная безопасность таких государств гарантируется крупными державами, и поэтому оружие им без надобности.

Сегодня АТР для России - второй по важности рынок вооружений после Индии. В 2007-2012 гг. наша страна поставила в страны региона вооружения на 14 млрд долл., что составляет примерно треть всего российского экспорта оружия (табл. 4).

Таблица 4

Основные получатели российского вооружения среди стран АТР [2]

Получатель Объем поставок в 2007 - 2012 гг., млн долл. в ценах 2012 г. Доля в общем объеме российского экспорта вооружений в 2007 - 2012 гг.

Китай 8359 15,93

Вьетнам 2319 4,42

Малайзия 2255 4,3

Индонезия 774 1,47

Перу 122 0,23

Колумбия 108 0,21

Другие 117 0,22

Всего АТР 14054 26,78

С середины 1990-х годов главным партнером России в сфере военнотехнического сотрудничества в регионе является Китай. Для обеих сторон это сотрудничество имело большое значение. Можно утверждать, что именно поставки вооружений в Китай позволили российскому военнопромышленному комплексу выжить и сохранить свой потенциал в 1990-х гг. В то же время поставки высокотехнологичной российской техники и освоение ее лицензионного производства в Китае позволили ему вывести свой военно-промышленный комплекс на качественно новый уровень. Последнее обстоятельство послужило причиной существенного сокращения объемов поставок в Китай российского оружия, ведь китайцы уже не нуждаются во многих видах вооружений, поскольку в состоянии производить их самостоятельно.

Вторым по важности партнером России по военно-техническому сотрудничеству среди стран АТР является Вьетнам, с которым был подписан один из самых крупных контрактов за последние годы: на поставку 6 подводных лодок проекта 636 стоимостью около 2 млрд долл.

Таким образом, 95% экспорта вооружений России в АТР приходится на четыре страны - Китай, Вьетнам, Индонезию и Малайзию. Поставки в другие страны региона носят эпизодический характер.

Основные источники напряженности в АТР известны. Эскалация любого из этих конфликтов в ближайшем будущем и соответствующий рост поставок вооружений возможны, но пока рост объема импорта вооружений странами АТР (рис. 7) происходит в целом пропорционально их экономическому развитию, увеличению расходных статей бюджета и военных расходов в том числе (рис. 8).

13 п

16- г—

14- П ^=4

12- □ Суммарный импорт вооружений странами

10-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ё- АТР. млрд долл.

Б-

4-

2- 0- _ ш

2007 2 оов 2009 2010 2011

Рис. 7. Суммарный импорт вооружений странами АТР (млрд долл. в постоянных ценах 2011 г.) [2]

Рис. 8. Суммарные военные расходы стран АТР (млрд долл. в постоянных ценах 2010 г.) [2]

Можно надеяться, что рост объемов импорта оружия странами АТР является лишь еще одним отражением растущей роли региона в мировой политике, а не подготовкой к масштабному военному конфликту.

В настоящее время реальная опасность широкомасштабного военного конфликта в АТР практически отсутствует. Тем не менее, в регионе сохраняется целый набор весьма серьезных дестабилизирующих факторов (неконтролируемая региональная гонка вооружений, проблема Корейско-

го полуострова, опасность распространения ракетных и ядерных технологий, территориальные споры и т.д.).

В этих условиях Россия не может не принимать мер по обеспечению своей безопасности, в т. ч. путем участия в формировании структур, ставящих целью обеспечить стабильное мирное развитие. Необходимо продолжать участие в этом процессе, добиваясь придания этим формирующимся структурам комплексного характера - военного, политического, экономического.

Отдельный вопрос - целесообразность и масштабы военного присутствия России в АТР в нынешних условиях, учитывая, в частности, то обстоятельство, что экономическое партнерство стран «тихоокеанского кольца» оказывает возрастающее воздействие на формирование совместных подходов к обеспечению безопасности, в том числе военными средствами. Практическое отсутствие (на данный момент) непосредственной военной угрозы суверенитету и территориальной целостности России со стороны государств региона позволяет сократить до разумного минимума оборонный потенциал в азиатской части страны, насящий прежде гипертрофированный, чрезмерный характер. Кроме того, учитывая экономические возможности России, в том числе спроецированные на поддержание военного потенциала, следует, видимо, признать, что Россия вряд ли будет в состоянии в обозримой перспективе решать свои проблемы в АТР силовыми методами.

Основой для конструктивного продвижения России в азиатско-тихоокеанском направлении являются реализация возможностей для установления новых отношений с США, нормализация отношений с Японией, стабильное добрососедство с Китаем и динамичное развитие всесторонних связей с двумя Кореями, другими странами и группами государств АТР, в частности с АСЕАН. Для обеспечения интересов России в постсоветском Центрально-Азиатском регионе важную роль может играть тесное сотрудничество с Индией.

Проблема для России в плане АТР во многом состоит сейчас в том, что уменьшение ее политического веса, прежде во многом ассоциировавшегося в регионе с ее военной мощью, практически не компенсируется пока наращиванием ее экономического и иного сотрудничества со странами Азии и бассейна Тихого океана. Фактический «уход» России из АТР как военного фактора влияния неоднозначно воспринят странами региона. Образовавшийся вакуум нередко заполняется Китаем (Япония также пытается сегодня более активно участвовать в данном процессе, пусть и в связке с США), что вызывает опасения у многих государств.

В системе обеспечения военной безопасности в АТР большое значение для России имеет характер развития ситуации на Корейском полуострове. На сегодня это, по крайней мере внешне, - самая конфликтогенная

зона региона, проблемы которой в течение длительного периода так и остаются нерешенными. Так и остался, например, неясным «ядерный сюжет» в Северной Корее. Проект по сворачиванию ядерной программы Пхеньяна, предложенный Соединенными Штатами и осуществляемый совместно ими, Японией и Южной Кореей, дал очевидный сбой, что может служить поводом к предположению о вероятности продолжения «независимых» ядерных программ в Северной Корее.

Усилия многих стран АТР по быстрому наращиванию своего военного потенциала, в значительной мере могут привести к весьма негативным последствиям, если не будет соответствующего надежного механизма безопасности, снимающего излишние страхи одних и сдерживающего амбиции других.

1. Россия и региональная безопасность в АТР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. кйр://тГого8.ги/?тоёи1е=пе’№8&асйоп=ше’№г&1ё=6519 (дата обращения 10.03.2013).

2. Стокгольмский институт исследований проблем мира /СИПРИ/ о торговле оружием за 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oko-p1anet. Би/роШік/роШікагт/177121 -ёок1аё-8Шк§о1т8ко§о-т8йШа-iss1edovaniy-prob1em-mira-sipri-o-torgov1e-oruzhiem-za-2012-god.html (дата обращения 20.03.2013).

3. Рейтинг продавцов оружия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nvo.ng.ru/nvoevents/2013-03-22/2_1ist.htm1 (дата обращения

22.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.