Научная статья на тему 'Национальные аспекты оценки продовольственной безопасности'

Национальные аспекты оценки продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1623
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ САМООБЕСПЕЧЕНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ПИТАНИЯ / FOOD SECURITY / FOOD INDEPENDENCE / FOOD SELF-SUFFICIENCY / AVAILABILITY AND BALANCE OF FOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боткин Олег Иванович, Сутыгина Алевтина Ивановна, Сутыгин Павел Федорович

Проблема продовольственного безопасности (ПБ) страны оставалась нерешенной в течение всего двадцатого столетия и особенно актуальной она стала в начале рыночных преобразований. В те годы основной целью Правительства России было наполнение прилавков магазинов. В продовольственном обеспечении доля импорта доходила до 40%. Понимание сущности ПБ в России эволюционировало по мере трансформации ее определения на международном уровне, развития экономики страны, роста благосостояния россиян, мировых цен на продовольствие и геополитической обстановки в мире. В настоящее время слились воедино санкции и антисанкции, необходимость импортозамещения во всех секторах экономики и уменьшение поступления валютных ресурсов из-за снижения цен на энергоносители, ослабление рубля и рост цен. Введение против России санкций, сложности импортозамещения продовольствия свидетельствуют о том, что основой продовольственной безопасности России остается продовольственная независимость (ПН). Продовольственное снабжение за счет импорта не обеспечивает продовольственную безопасность страны, экспортеры могут в любое время прекратить свои поставки. Кроме того, учитывая снижение возможностей импорта продукции в связи сокращением валютных поступлений, роль собственного производства в продовольственном обеспечении увеличивается. Однако Россия в значительной степени зависима от импорта материально-технических ресурсов для аграрного производства. Это не позволяет говорить о полной независимости в продовольственном обеспечении россиян даже при выполнении пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности страны (Доктрина). Соответственно, критерием оценки ПН должно быть производство продуктов питания в расчете на душу населения не меньше рациональных норм питания. Таким образом, уровень продовольственной независимости характеризует доля отечественных продуктов в общем объеме их потребности в соответствии с рациональными нормами питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боткин Олег Иванович, Сутыгина Алевтина Ивановна, Сутыгин Павел Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ISSUES OF FOOD SECURITY ASSESSMENT

The issue of food security (FS) remained unresolved through the twentieth century and especially actual it became at the beginning of market transformations. At that time filling of shops` counters by products was the main objective of the Russian Government. In food supply the share of import reached 40%. Understanding of the essence of food security in Russia evolved with the process of transformation of its definition at the international level, development of the economy, the growth of citizens’ welfare and world food prices and the geopolitical situation. Now sanctions and anti-sanctions, the need for import substitution in all sectors of the economy and reducing income from foreign exchange resources due to lower energy prices, a weakening ruble and rising prices merged into a single process. The food independence (FI) remains the basis of food security in Russia under condition of sanctions and the complexity of food import substitution. Food import doesn't ensure food security for the country, because exporters can stop the delivery at any time. In addition, the decrease in import caused by reduction of currency receipts increases the role of domestic food supply. However, agricultural production in Russia is substantially dependent on the import of material and technical resources. It doesn't allow to archive full independence in food supply of Russians even the key values of the Doctrine of Food Security of the Country (Doctrine) was performed. Therefore, production of food per capita not less than rational nutritional standards should be considered a criterion of an assessment of FI. Thus, the level of food independence is characterized by a share of domestic products in the total amount of their need for compliance by rational norms of food.

Текст научной работы на тему «Национальные аспекты оценки продовольственной безопасности»

УДК 338.439.02

О.И. Боткин, А.И. Сутыгина, П. Ф. Сутыгин

НАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Проблема продовольственного безопасности (ПБ) страны оставалась нерешенной в течение всего двадцатого столетия и особенно актуальной она стала в начале рыночных преобразований. В те годы основной целью Правительства России было наполнение прилавков магазинов. В продовольственном обеспечении доля импорта доходила до 40%. Понимание сущности ПБ в России эволюционировало по мере трансформации ее определения на международном уровне, развития экономики страны, роста благосостояния россиян, мировых цен на продовольствие и геополитической обстановки в мире. В настоящее время слились воедино санкции и антисанкции, необходимость импортозамещения во всех секторах экономики и уменьшение поступления валютных ресурсов из-за снижения цен на энергоносители, ослабление рубля и рост цен. Введение против России санкций, сложности импортозамещения продовольствия свидетельствуют о том, что основой продовольственной безопасности России остается продовольственная независимость (ПН). Продовольственное снабжение за счет импорта не обеспечивает продовольственную безопасность страны, экспортеры могут в любое время прекратить свои поставки. Кроме того, учитывая снижение возможностей импорта продукции в связи сокращением валютных поступлений, роль собственного производства в продовольственном обеспечении увеличивается. Однако Россия в значительной степени зависима от импорта материально-технических ресурсов для аграрного производства. Это не позволяет говорить о полной независимости в продовольственном обеспечении россиян даже при выполнении пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности страны (Доктрина). Соответственно, критерием оценки ПН должно быть производство продуктов питания в расчете на душу населения не меньше рациональных норм питания. Таким образом, уровень продовольственной независимости характеризует доля отечественных продуктов в общем объеме их потребности в соответствии с рациональными нормами питания.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственная независимость, продовольственное самообеспечение, доступность и сбалансированность питания.

Продовольственная безопасность - сложная и многогранная проблема, которая носит как международный, так и национальный характер и затрагивает каждого отдельно взятого человека, каждую социальную группу и население государства в целом [1]. Для России эта задача остается одной из центральных в политической, экономической и социальной жизни наряду с задачами, которые стоят в области оборонной, общеэкономической и национальной безопасности [2]. Право на питание признается во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в качестве компонента права на достаточный жизненный уровень и закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Оно также охраняется региональными договорами и национальными конституциями. Помимо этого право на питание конкретных групп признано в ряде международных конвенций. Все люди, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, имеют право на достаточное питание и право на свободу от голода [3]. В 1974 г. на Всемирной конференции ООН по проблемам продовольствия было рекомендовано принять Международное обязательство по обеспечению всемирной продовольственной безопасности [4].

Так, вначале ПБ на международном уровне была определена как обеспечение гарантированного доступа всех жителей и в любое время к продовольственным ресурсам мира в количестве, необходимом для активной здоровой жизни. С 1983 г. ФАО сфокусировала анализ на спросе на продовольствие и предложила формулировку, подчеркивавшую важность баланса спроса и предложения, то есть экономической доступности продовольствия.

В Декларации Всемирного саммита по продовольственной безопасности в 1996 г. отмечается, что ПБ существует тогда, когда все люди в любое время имеют физический и экономический доступ к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, позволяющей удовлетворять их пищевые потребности и предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни [5]. На саммите 1996 г. также были сформулированы четыре основные измерения продовольственной безопасности: наличие, доступ, стабильность и использование.

Затем стали обращать внимание на то, чтобы каждая страна имела свою стратегию решения проблем продовольственной безопасности. В докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций (ФАО), Международного фонда сельскохозяйственного развития (МФСР) и Всемирной продовольственной программы (ВПП) «Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире» за 2015 г. продовольственная безопасность рассматривается как состояние, характеризующееся постоянным физическим, социальным и экономическим доступом для всех людей к достаточному по объему, безопасному и питательному продовольствию, необходимому для удовлетворения их потребностей в полноценном питании и пищевых привычек и поддержания активного и здорового образа жизни [6].

В России актуальность продовольственной безопасности проявилась в середине 90-х годов двадцатого столетия в связи с резким сокращением производства сельскохозяйственной продукции, ростом цен на продукты питания, увеличением импорта продовольствия и снижением потребления продуктов питания основной частью населения страны. Сущность понятия ПБ в России уточнялась по мере ее эволюции на международном уровне, понимания значения продовольственного суверенитета для страны и глубины нерешенных проблем, развития экономики страны, улучшения продовольственного обеспечения. Это касается как нормативно-правовых документов, так и научных публикаций (табл. 1 и 2).

В условиях реализации политики «нефть в обмен на продовольствие» ПБ рассматривалась как поддержание на необходимом уровне такого продовольственного снабжения населения, которое бы обеспечивало социальную стабильность в обществе. На этом этапе речь шла о предотвращении голода и недоедания и обеспечения наличия продовольствия.

Таблица 1

Трансформация определения продовольственной безопасности в нормативно-правовых актах Российской Федерации

Определение Источник

Способность государства гарантировать удовлетворение потребности в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность населения. Концепция продовольственной безопасности Российской Федерации (цит. по Ю. Моисееву, Н. Родиной, А. Маркову) [7]

Продовольственная безопасность - состояние экономики Российской Федерации, в том числе ее агропромышленного комплекса, которое обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями и при котором без уменьшения государственного продовольственного резерва, независимо от внешних и внутренних условий, удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания. Проект Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» от 04.07.1996 г. №96700526-2 [8]

Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой Постановление ГД ФС РФ от 16.06.1999 N 4122-11 ГД О проекте Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» [9]

жПирозндиов. ольственная безопасность Российской Федерации - это состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [10]

Впервые в России определение продовольственной безопасности было сформулировано на Всероссийской научно-практической конференции «Аграрная реформа: теория и практика, проблемы и перспективы»: «Продовольственная безопасность - это гарантированное, надежное и достаточное снабжение населения основными продуктами питания, отсутствие опасности голода и недоедания» [7].

На следующем этапе развития экономики страны ПБ стали рассматривать с точки зрения включения России в мировой агропродовольственный рынок и внутренних возможностей производства необходимого количества продукции. В Проекте Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» от 1996 г. продовольственная независимость России трактуется как условие обеспечения продовольственной безопасности, при котором в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа не возникает чрезвычайная продовольственная ситуация и ПН считается необеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания составляет менее 80 % годовой потребности населения в соответствии с физиологическими нормами питания [8]. В проекте Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» 1999 г. в определении ПН слова «чрезвычайная продовольственная ситуация» были заменены на «продовольственный кризис».

В 1996 г. Ю. Моисеев, Н. Родина, А. Марков продовольственную безопасность определяли как состояние экономики, при котором гарантируется обеспечение доступа всех жителей страны и в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни [7].

В дальнейшем акцент стал делаться на экономическую доступность продовольствия, качество и сбалансированность питания и возможность выбора продуктов в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями. В Доктрине указывается на необходимость обеспечения продовольственной независимости страны, гарантию физической и экономической доступности пищевых продуктов в объемах, не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов.

Таблица 2

Трансформация определения продовольственной безопасности в научных публикациях

исследователей Российской Федерации

Определение (понятие)

Автор (источник)

Продовольственная безопасность - состояние экономики, при котором гарантируется обеспечение доступа всех жителей страны и в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни.

Ю.Моисеев, Н. Родина, А. Марков [7]

Продовольственная безопасность - это обеспечение бесперебойного снабжения продуктами питания за счет собственного производства на уровне, достаточном для сохранения жизни и здоровья населения

В. Милосердов [11]

Продовольственная безопасность Российской Федерации рассматривается, как способность государства гарантировать удовлетворение потребностей в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность населения.

И.Г. Ушачев [12]

Продовольственная безопасность должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самого агропромышленного производства и сопряженных с ним отраслей национальной экономики, их устойчивой способностью производить и импортировать соответствующую продукцию, обеспечивать хранение и продвижение к конечным потребителям продовольственных товаров в объемах, необходимых для удовлетворения рациональных (научно обоснованных) потребностей всех социальных групп населения.

Р.Р. Гумеров [13]

Продовольственная безопасность - это способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность. ПБ страны включает физическую и экономическую доступность продовольствия, а также безопасность питания

В. Сидоренко, П. Михайлушкин [14]

Под продовольственной безопасностью страны следует понимать такое состояние продовольственных ресурсов, при котором потребности в продовольствии удовлетворяются главным образом за счет отечественного производства в размерах, достаточных для нормальной жизнедеятельности населения.

Т.В. Ускова, Р.Ю Селименков, А.Н. Анищенко, А.Н. Чекавинский [15]

Под продовольственной безопасностью понимается физическое наличие продуктов питания в достаточном количестве, возможность доступа к указанным продуктам питания со стороны домохозяйств с экономической точки зрения, а также потребление продуктов питания в тех количествах, которые необходимы для обеспечения полноценной жизнедеятельности.

И.В. Никифорова [16]

Продовольственная безопасность государства - одна из составляющих национальной безопасности страны, которая обеспечивает продовольственную независимость страны, формирование и обновление государственного продовольственного резерва, производственное, продовольственное потребление, физическую, экономическую и социальную доступность качественного и безопасного продовольствия всему населению в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни с целью обеспечения расширенного воспроизводства населения.

В это же время все отчетливее стала звучать необходимость восстановления продовольственного самообеспечения страны и в научных кругах. Так, в 1997 г. В. Милосердов пишет о необходимости бесперебойного снабжения продуктами питания за счет собственного производства на уровне, достаточном для сохранения жизни и здоровья населения [11]. И.Г. Ушачев подчеркивает, что ПБ - это система экономических, организационных, технологических, социальных и экологических факторов, направленных на стабильное функционирование агрокомплекса с целью удовлетворить население разнообразными и конкурентоспособными продуктами питания по научно-обоснованным нормам, создать требуемые страховые запасы и экспорт излишков продукции. При этом должна обеспечиваться невысокая степень (5-8 %) уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений при поступлении отдельных видов продовольствия (для производства которых нет соответствующих природных условий) по импорту [12].

Однако среди российских исследователей не было однозначного понимания необходимости сохранения ПН и ее значения. Трубилин, Сидоренко указывали, что продовольственная независимость является необходимым условием продовольственной безопасности страны. Она предполагает удовлетворение основной части потребности в продуктах питания за счет отечественного агрокомплекса [18]. В то же время Д. Рылько и В. Демьяненко в 1999 г. считали, что критерий продовольственной безопасности, как самообеспеченность продовольствием безнадежно устарел, что связано, в частности, с интенсификацией и растущей взаимозависимостью всех стран мира от рынков ресурсов для производства продовольствия, усилением специализации и эксплуатации сравнительных преимуществ национальной продовольственной системы. По их мнению, более важным критерием продовольственной безопасности страны является способность национальной продовольственной системы (в широком смысле понимания) к восприятию и эффективной реакции на изменения на отечественных и зарубежных рынках агробизнеса [19]. И. Буздалов в 2003 г. указывал, что если проблему рассматривать с позиции включения агропродовольственной системы России в глобальные мирохозяйственные процессы, то неудачным является и понятие продовольственной «независимости», участвуя в этих процессах нельзя быть «независимыми» от них [20].

Между тем тема продовольственной безопасности занимает важное место в концепциях национальной безопасности большинства передовых стран, где уже давно приняты соответствующие законы, государственные стратегии и программы. В то же время ведущие страны мира поддерживали и поддерживают высокий уровень самообеспечения: США и Франция - 100 %, Германия - 93 % [2].

Нельзя усомниться в объективности или считать политическим заказом выводы доклада 2015 г. ФАО, МФСР и ВПП «Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире» о том, что оценка влияния торговли на продовольственную безопасность представляется весьма сложной. Сама по себе она не представляет угрозы и не является панацеей, когда речь идет о продовольственной безопасности, но она может создавать проблемы и даже риски, которые необходимо учитывать в процессе принятия политических решений. Международная торговля может также по-разному влиять на структуру рынка, производительность, устойчивость использования ресурсов, питание и на различные группы населения [6]. При этом наличие продовольствия отечественного производства является ключевым фактором начала развития экономики любой страны, а в сельских районах отечественное сельское хозяйство так и остается главным поставщиком продовольствия и важнейшим источником доходов и средством обеспечения занятости [21]. События последних лет показали, что странам, сделавшим ставку на дешевый импорт продовольствия, сегодня приходится сталкиваться с негативными последствиями - вплоть до социальных потрясений [2].

После мирового продовольственного кризиса 2007-2008 гг. изменилось понимание значения продовольственной независимости страны. С принятием в 2010 г. Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации дискуссии по вопросам необходимости ее сохранения умень-

шились. В Доктрине ПН России рассматривается как устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов [10]. В проекте Указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации» (Проект) уточняется понятие ПН и дано следующее его определение - это самообеспечение страны основными видами российских пищевых продуктов из продовольственного сырья, произведенного в Российской Федерации [22]. Уровень самообеспечения должен определяться как процентное отношение объема производства отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции, а также пищевых продуктов, произведенных из российского сырья к объему их внутреннего потребления.

В Доктрине объединены необходимость обеспечения продовольственной независимости России объемах производства пищевых продуктов не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка, гарантия физической и экономической доступности продовольствия для каждого гражданина в объемах, не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов. При этом пороговые значения самообеспечения зерном и картофелем должны быть не менее 95 %, молоком и молокопродуктами - не менее 90 %, солью, мясом и мясопродуктами - не менее 85 %, сахаром, растительным маслом и рыбной продукции 80 % [10]. Таким образом, доктрина предусматривает обеспечение потребления продуктов питания населением в соответствии с рациональными нормами питания, а производство, не обеспечивающее эти потребности. В Проекте вновь предусматривается оценка ПН на основании выполнения пороговых значений самообеспечения продукцией.

Это обусловливает расхождение точек зрения на сущность понятий «продовольственная независимость» и «самообеспечение продовольствием». Н.И. Шагайда и В.Я. Узун отождествляют показатели продовольственной независимости и продовольственной самообеспеченности [23]. Е.А. Савицкая отмечает, что продовольственная зависимость страны возникает тогда, когда она не в состоянии оплачивать импорт необходимых продуктов, зависит от экономической помощи со стороны развитых стран [24]. А.Н. Семин подчеркивает, что «продовольственная независимость» страны (региона, муниципального образования) понятие политическое, экономическое, объемное и измеряется оно главным критерием - соотношением импортного и местного пищевого товара. Если страна ввозит более 20 % продовольствия по импорту, значит, она теряет продовольственную независимость. Автор считает, что продовольственная независимость страны (региона, муниципального образования) - дело коллективное, а продовольственная безопасность человека в конечном счете индивидуальна [25].

На наш взгляд, понятие продовольственная независимость глубже и шире, чем обеспечение текущих потребностей продовольствием за счет собственного производства. Полное импортозамеще-ние не обеспечивает продовольственную безопасность страны. Отечественное сельское хозяйство зависимо от импорта семенного и племенного материалов, техники, машин, оборудования и запасных частей к ним, кормовых добавок, ветеринарных препаратов, пестицидов и гербицидов, то есть основы аграрного производства. Приостановка их поставок в страну передвинет уровень производства на много лет назад. На высоком уровне остается технико-технологическая зависимость пищевой и перерабатывающей промышленности. Кроме того, размещение иностранного производства на территории страны не обеспечивает абсолютного замещения импорта. Территориальная экспансия позволяет привлекать собственную рабочую силу и вывозить продукцию.

В России более 1 млн га сельскохозяйственных угодий приобретены иностранными компаниями. «Богатые» развивающиеся страны (Китай, Индия, Южная Корея, Саудовская Аравия, ОАЭ) исходят из того, что собственность на произведенную продукцию и возможность ее экспорта в страну инвестора формирует более надежную стратегию обеспечения продовольственной безопасности, нежели закупки продовольствия на волатильных международных рынках [26].

От 75 до 99,9 % пакетов акций 5 из 10 крупнейших сельскохозяйственных организаций России принадлежат иностранным юридическим лицам. Контрольные пакеты акций 5 крупнейших сахарных компаний принадлежат иностранным юридическим или физическим лицам как учредителям первого или второго уровня. Действия владельцев крупнейших агропромышленных компаний в критических ситуациях трудно предсказать, но вполне очевидно, что у них есть возможность повлиять на ход и результаты деятельности своих компаний. Кроме того, государство активно субсидирует сельскохозяйственное производство. В условиях, когда оно принадлежит зарубежным компаниям, часть субси-

дий идет на поддержку иностранного капитала в ущерб национальному бизнесу [27]. По разным оценкам, от 40 до 45 % отечественного зернового рынка находится под контролем иностранных компаний: Bunge Limited, Cargill Inc., Glencore Int. AG, Louis Dreyfus Group, Nestle S.A. и других [28].

По международным стандартам продовольственная безопасность страны обеспечивается, если в ней производится не менее 80 % потребляемого продовольствия. В 2014 г. доля импорта молока и молокопродуктов в личном потреблении составила 25,7 %, а мяса и мясопродуктов - 17,9 %. Однако ни по мясу, ни по молоку нельзя сказать, что была достигнута продовольственная независимость. Продовольственное обеспечение невозможно приостановить ни на один день, это может привести к социальным потрясениям. В условиях снижения цен на нефть, сокращения валютных поступлений в бюджет страны, возможности импорта продовольствия без внешних заимствований уменьшаются, поэтому значение независимости в продовольственном обеспечении возрастает.

На наш взгляд, продовольственная независимость страны или региона - это полное самообеспечение своих потребностей в продовольствии и сырье для его производства, а не показатель выполнения порогового значения. Достигнутый уровень продовольственной независимости отражает уровень продовольственного самообеспечения. Параметром продовольственной независимости является доля отечественных продуктов в общем объеме их потребности в соответствии с рациональными нормами питания.

Продовольственная зависимость возникает тогда, когда страна не способна самостоятельно решать задачи собственной продовольственной безопасности. Основными причинами возникновения продовольственной зависимости, не считая экстремальных условий для аграрного производства, являются отказ государства от поддержки собственных товаропроизводителей и бесконтрольное вторжение импортеров на национальные рынки и вытеснение местных продуктов импортными [29]. Параметром продовольственной зависимости является доля импортных продуктов питания в общем объеме потребляемого продовольствия.

Обеспечение продовольственной безопасности имеет многоуровневый аспект. Его основой является способность к развитию и сохранению высоких конкурентных позиций. На текущий момент агрокомплекс страны не в состоянии обеспечить импортозамещение продовольственных товаров. Особенно российский рынок уязвим в обеспечении продукцией животного происхождения. На опасно высоком уровне остается зависимость в инновационном развитии организаций агропродовольст-венного сектора, поэтому экспертами Изборского клуба подчеркивается не только экономическая, но и нравственная задача - спасти и возродить продовольственную безопасность страны как основу и стержень безопасности всей отечественной жизни [28].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбатов А.В., Горбатова Ю.Н. Особенности продовольственной безопасности Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2009. №3 (31). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArid=2764 (дата обращения: 08.01.2016).

2. Денисов В. П. Законодательное обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации. URL: http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS-22/IV/Denisov.pdf (дата обращения: 08.01.2016).

3. Права человека: изложение фактов. № 34. Управлением верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций. URL: http://www.ohchr.org (дата обращения 24.12.2015).

4. Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций. URL: http://www.fao.org/about/ru (дата обращения: 24. 11. 2015).

5. Комитет по всемирной продовольственной безопасности. Тридцать девятая сессия. Рим. 2012. Пункт V. повестки дня. Термины и терминология. http://www.fao.org/docrep/meeting/026/MD776R.pdf (дата обращения: 11.08.2015).

6. ФАО, МФСР и ВПП. 2015. Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире -2015. На пути к достижению намеченных результатов на 2015 год международных целей в области борьбы с голодом: обзор неравномерных результатов. Рим, ФАО. URL: http://www.fao.org/3Za-i4646r.pdf (дата обращения: 11.08.2015).

7. Моисеев Ю., Родина Н., Марков А. Продовольственная безопасность России // Международный сельскохозяйственный журнал. 1996. №6. С. 30-34.

8. Проект Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» от 04.07.1996 г. №96700526-2 // СПС «КонсультантПлюс».

9. Постановление ГД ФС РФ от 16.06.1999 N 4122-II ГД «О проекте Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/di-gosudarstvo/j0k.htm (дата обращения: 11.08.2015).

10. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Милосердов В. Продовольственная безопасность России // Международный сельскохозяйственный журнал. 1997. № 1. С. 30-35.

12. Ушачев И.Г. Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций. 2002. № 5. С. 7-13.

13. Гумеров Р.Р. Продовольственная безопасность страны: к развитию правовых основ и экономических механизмов обеспечения // Российский экономический журнал. 2006. № 11-12. С. 41-56.

14. Сидоренко В., Михайлушкин П. Продовольственная безопасность в современном мире // Международный сельскохозяйственный журнал. 2012. №2. С. 40-45.

15. Продовольственная безопасность региона: монография / Т.В. Ускова, Р.Ю. Селименков, А.Н. Анищенко, А.Н. Чекавинский. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. 102c.

16. Никифорова И.В., Огнева Н.Ф.Оценка уровня потребления продовольствия как основы обеспечения продовольственной безопасности (на примере Калининградской области) // Молодой ученый. 2014. № 19.1. С. 2730. URL: http://www.moluch.ru/archive/78/13714/ (дата обращения: 11.05.2015).

17. Федоров М.В. Механизм совершенствования продовольственного обеспечения страны в современных условиях // Социально-экономический потенциал как основа поступательного развития постперестроечной России / Рос. Акад. Наук, Урал. от-ние; под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина. М.: Экономика, 2015. 1039 с.

18. Трубилин А., Сидоренко В. Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях рынка // Международный сельскохозяйственный журнал. 2003. № 4. С. 47-53.

19. Рылько Д., Демьяненко В. Мировая продовольственная система: уроки для России // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 8. С. 26-34.

20. Буздалов И. Агропродовольственная политика России в условиях глобализации // Международный сельскохозяйственный журнал. 2003. №6. С. 3-7.

21. ФАО, МРФСХ, ВПП. 2014 год. Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире - 2014. Улучшение благоприятной среды для продовольственной безопасности и питания. Рим, ФАО. URL: http://www.fao.org/3Za-i4030r.pdf (дата обращения: 3.08.2015).

22. Проект Указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации». URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=38295 (дата обращения: 22.09.2015).

23. Шагайда Н.И., Узун В.Я. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы. М.: Издат. дом «Дело». РАНХиГС, 2015. 110 с. URL: http://www.iep.ru/files/RePEc/gai/wpaper/122Shagaida.pdf (дата обращения: 06.12.2015).

24. Савицкая Е.А. Продовольственная безопасность: исторический, экономический и социальные аспекты // Аграрный вестник Урала. 2010. № 3(69). С. 37-39.

25. Семин А.Н. К вопросу о понятиях «продовольственная независимость» и «продовольственная безопасность» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 11. С. 1-4.

26. Гумеров Р. Продовольственная безопасность страны: угрозы нарастают (об эффектах членства в ВТО и не только об этом) // Российский экономический журнал. 2013. № 1. С. 52-71.

27. Шагайда Н.И., Узун В.Я. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы. М.: ФГБОУ ВПО «Государственная академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 2014. 56 с. URL: http://www.ranepa.ru/docs/Nauka_Konsalting/prod-bez-doklad-new_1.pdf (дата обращения: 29.08.2015).

28. О продовольственной безопасности России. Доклад группы экспертов Изборского клуба под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева. URL: http://dynacon.ru/content/articles/1725 (дата обращения: 05.08.2015).

29. Сутыгина А.И. Институциональные основы управления региональным рынком продовольствия. Екатеринбург; Ижевск, Институт экономики УрО РАН, 2004. 56 с.

Поступила в редакцию 04.04.16

O.I. Botkin, A.I. Sutygina, P.F. Sutygin

NATIONAL ISSUES OF FOOD SECURITY ASSESSMENT

The issue of food security (FS) remained unresolved through the twentieth century and especially actual it became at the beginning of market transformations. At that time filling of shops' counters by products was the main objective of the Russian Government. In food supply the share of import reached 40%. Understanding of the essence of food security in Russia evolved with the process of transformation of its definition at the international level, development of the

economy, the growth of citizens' welfare and world food prices and the geopolitical situation. Now sanctions and antisanctions, the need for import substitution in all sectors of the economy and reducing income from foreign exchange resources due to lower energy prices, a weakening ruble and rising prices merged into a single process. The food independence (FI) remains the basis of food security in Russia under condition of sanctions and the complexity of food import substitution. Food import doesn't ensure food security for the country, because exporters can stop the delivery at any time. In addition, the decrease in import caused by reduction of currency receipts increases the role of domestic food supply.

However, agricultural production in Russia is substantially dependent on the import of material and technical resources. It doesn't allow to archive full independence in food supply of Russians even the key values of the Doctrine of Food Security of the Country (Doctrine) was performed. Therefore, production of food per capita not less than rational nutritional standards should be considered a criterion of an assessment of FI. Thus, the level of food independence is characterized by a share of domestic products in the total amount of their need for compliance by rational norms of food.

Keywords: food security, food independence, food self-sufficiency, availability and balance of food.

Боткин Олег Иванович,

доктор экономических наук, профессор, директор

Удмуртский филиал Института экономики УрО РАН 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: ufiecon@e-izhevsk.ru

Сутыгина Алевтина Ивановна, доктор экономических наук, профессор, научный сотрудник

Удмуртский филиал Института экономики УрО РАН 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4

Сутыгин Павел Федорович, доктор экономических наук, доцент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФГБОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» 426057, Россия, г. Ижевск, ул. Свердлова, 30 E-mail: rsg02-6091@yandex.ru

Botkin O.I.,

Doctor of Economics, Professor, director

Udmurt branch of the Institute of Economics UD RAS Lomonosova st., 4, Izhevsk, Russia, 426004 E-mail: ufiecon@e-izhevsk.ru

Sutygina A.I.,

Doctor of Economics, Professor, Senior researcher

Udmurt branch of the Institute of Economics UD RAS Lomonosova st., 4, Izhevsk, Russia, 426004

Sutygin P.F.,

Doctor of Economics, Associate Professor

Izhevsk State Agricultural Academy Sverdlova st., 30, Izhevsk, Russia, 426057 E-mail: rsg02-6091@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.