Национально-региональный н. шнцаев, доцент, университет как фактор
декан педагогического * г * т г
факультета консолидации образовательного
пространства страны
В рамках Международного конгресса «Азия в Европе: взаимодействие цивилизаций» работали три конференции. В данной статье представлены некоторые выводы и рекомендации научной конференции «Образовательные системы и воспитание личности в условиях становления гражданского общества: национальный и этнический аспекты ».
В работе конференции приняли участие около50 российских и зарубежных ученых, представляющих научные центры Сибири, Мордовии, Бурятии, Якутии, Тувы; городов: Ростова-на-Дону, Астрахани, Волгограда, Таганрога, Саратова, Новочеркасска, Москвы; республик Северного Кавказа: Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Дагестана, Адыгеи.
На секционных заседаниях заслушано 40 докладов, посвященных различным проблемам развития региональных систем профессионального образования. Итогом обсуждения явились следующие выводы.
Система образования является одной из важнейших сфер жизнедеятельности современного социума, отвечающей за воспроизводство его интеллектуальных ресурсов. Деятельность системы направлена прежде всего на обеспечение национальных интересов, т.е. носит комплексный характер, и связана не только с передачей знаний, но и с процессами социализации и воспитания, включающими патриотическую, гражданскую, морально-этическую и другие компоненты.
Достижения в области науки и техники, преобразования социально-экономических условий привели к смене приоритетов. Система образования как социальный феномен сегодня практически перестала выполнять свою главную функцию - культурообразу-
ющую, гуманистическую, нравственно-вос-питывающую. Такая ситуация может привести к нарушениям требований национальной безопасности - не с военно-технической точки зрения, а в социокультурном смысле, связанном с формированием духовных ценностей общества и личности.
Намечаемое сокращение учреждений профессионального образования в связи с сегодняшними потребностями реального сектора экономики и сферы услуг может усугубить эту ситуацию. Рост численности необразованной молодежи приведет к деградации общества, ухудшению социальной атмосферы в обществе. При этом решение социальных проблем, которые возникнут в связи с этим, потребует больших финансовых затрат, чем сохранение и поддержание существующей сети учебных заведений. В частности, это может привести к резкому увеличению числа безработных, падению уровня квалификации работающих, росту преступности среди молодежи.
Образование сейчас должно иметь абсолютнейший приоритет перед любой другой областью. XXI век - это век преимуще-
ственного развития экономики знаний. Если Россия ставит перед собой задачу вступления в ВТО, то необходимо готовиться к принципиально новой ситуации на рынке образовательных услуг. Мы рискуем потерять российскую систему образования, если сохраним сырьевую ориентацию страны и не увеличим затраты на науку и образование.
Возрастающие потоки информации, быстрое старение знаний и технологий в определенных областях, большая вероятность смены профессий делают неэффективной традиционную систему профессионального образования. Развернувшиеся в стране процессы реформирования в политической, экономической и социальной сферах обусловливают необходимость соответствующих им изменений в системе образования регионов.
Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации на современном этапе являются:
• развитие системы непрерывного профессионального образования;
• создание общенациональной системы оценки качества образования на всех его уровнях;
• содействие развитию и внедрению в образовательный процесс учебных заведений систем управления качеством подготовки кадров;
• расширение числа субъектов, реализующих программы непрерывного профессионального образования;
• вовлечение работодателей в процесс выработки квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, совершенствования образовательных технологий и аттестации образовательных программ;
• развитие модульных принципов построения программ непрерывного профессионального образования;
• постепенный переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами;
• выработка организационных и правовых механизмов интеграции программ
профессионального образования разных уровней;
• активное внедрение новых образовательных технологий, современных форм и методов обучения, опирающихся на тесную интеграцию образования, науки и практической деятельности;
• внедрение современных образовательных ресурсов и технологий, базирующихся на средствах информатизации и телекоммуникации, в учебный процесс;
• создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования, в том числе путем развития таких новых организационно-правовых форм, как государственные (муниципальные) автономные учреждения и автономные некоммерческие организации;
• широкое развитие общественных институтов в управлении образованием на всех уровнях;
• оптимизация сети подведомственных Рособразованию государственных образовательных учреждений с учетом их про-фильности и регионального размещения, рационализация сети филиалов образовательных учреждений и существенное улучшение качества их работы;
• обеспечение прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями, внедрение новых механизмов финансирования учебных заведений.
Этнокультурные аспекты проблемы функционирования образовательных систем, раскрытые в докладе ректора Ставропольского государственного университета профессора В.А. Шаповалова, наиболее полно отражают выводы конференции по этой теме:
«Российская система образования имеет дело со сложным, этнически многообразным в языковом, культурном и ментальном отношениях разнообразным контингентом учащихся. Следовательно, в русле своих основных образовательных функций она должна решать двоякую задачу. С одной стороны, для обслуживания этого разноязыч-
ного, «разнокультурного» и «разноментального» контингента учащихся необходима организация учебных заведений с опорой на конкретную национальную культуру. С другой стороны, необходимо обеспечение организационной и содержательной целостности государственной образовательной политики в масштабах всей страны.
В этом заложено основное объективное противоречие единой образовательной системы и единого образовательного пространства в условиях полиэтничности, мно-гоязычности и поликультурности общества.
Во-первых, потребности в более высоком уровне специализации и профориентации приводят к увеличению количества универсальных элементов в культуре. В их усвоении проявляется общечеловеческая миссия образования.
Во-вторых, процесс этнического возрождения повышает интерес к этнокультурным ценностям, родному языку, литературе, искусству. «Образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для данного общества», - справедливо подчеркивал социолог К. Манхейм. Эта тенденция носит прогрессивный характер, но только в тех случаях, когда не ведет
к этнокультурной изоляции и росту чувства национальной исключительности. Каким образом разрешить данное противоречие?
Образование связано с информационным и научным прогрессом, мировой культурой, с духовной общностью, которая сложилась на территории страны за последние несколько сот лет, и поэтому в его основу должны быть положены два принципа. Первый заключается в свободе выбора национально-этнической и религиозно-мировоззренческой идентичности. Второй исходит из того, что образование только тогда подлинно национально, когда оно - хорошее образование, то есть когда оно соответствует принципам научности, гражданственности и нравственности.
Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью.
Нормальное самосознание гражданина новой России представляется как единство трех начал:
• это чувство принадлежности к свое-
му народу, к своему этносу, любовь и уважение к своим традициям и истории народа, стремление овладеть своим языком, своей культурой;
• это чувство принадлежности к многонациональному российскому сообществу, российский патриотизм, сопряженный с отказом от национального тщеславия, от представлений о своей этнической исключительности;
• это сознание принадлежности к мировому (европейскому) сообществу, чувство ответственности за судьбы не только своего народа, своей страны, но и всего мира.
Важнейшим социальным институтом в этом отношении являются классические университеты, которые выполняют функцию языковой, культурной и духовной консолидации полиэтничного общества, его сплочения в единую нацию. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы классические национальные университеты были инструментом не только образования, но и социально-политической мобилизации этнически разнородного населения.
С момента возникновения в классических университетах закладывались основы диалога и консенсуса культур по разным направлениям: это и поиск единства естественнонаучного и гуманитарного знания, и «снятие» различных межэтнических противоречий, и организация толерантных научных дискуссий. В какой мере мы сегодня готовы и можем сохранить эти традиции классического университетского образования и что нового необходимо внести в их развитие?
Во-первых, классические университеты в России должны остаться основой единого образовательного пространства страны. Университет, безусловно, инструмент универсализации образования. Значит ли это, однако, что он может существовать вне этнокультурного пространства?
Образовательная программа университета должна не только отражать интернационализацию информации, но и включать различные направления национально-реги-
онального обучения, связанные с определенной этнокультурной спецификой. При этом высшее образование должно способствовать социализации и универсализации этнических групп, включению их в общий контекст российской и мировой культуры. Комплекс региональных и федеральных общеобразовательных дисциплин должен способствовать формированию толерантной личности, обладающей поликультур-ным комплексом знаний.
Во-вторых, именно классические университеты должны стать центрами выработки и трансляции объединительной общероссийской идеи. Классический университет -это основа государственности в интеллектуальной и духовной сфере. Гражданская, патриотическая идея должна стать стержнем всего образовательного процесса в высшем учебном заведении классического типа. Мы разные в своем этнокультурном сообществе, но нас свела история вопреки этим различиям, и нам вместе жить и решать стоящие перед нами проблемы.
В-третьих, для того чтобы межкультур-ный диалог состоялся, необходим некий исходный уровень знания о разных народах и культурах, и образование должно давать этот минимум. Как известно, люди не любят то, чего они не знают. Если человек не получает знания о традициях соседствующих с ним народов, то он воспринимает их как чуждых, зачастую даже враждебных себе. Классические университеты призваны быть центрами поликультурного образования, разрабатывая и практически воплощая принципы мультикультурализма».
Система образования в регионе является одной из важнейших социально-культурных и научно-технических сфер, ориентирующейся на его реальные условия и специфические требования на основе сочетания общегосударственных, национальных, местных и индивидуальных интересов.
Повышение ответственности регионов за социально-экономическое развитие, за
формирование региональной системы непрерывного образования с целью подъема экономики, удовлетворения потребностей региона в квалифицированных кадрах актуализирует проблему инновационного развития системы профессионального образования на местах.
Большой интерес в этом плане у участников конференции вызвал доклад ректора Кабардино-Балкарского государственного университета, члена-корреспондента РАО, профессора Б.С. Карамурзова «Непрерывное профессиональное образование в университетском комплексе (опыт создания многоуровневой системы образования)».
Особая роль в инновационном развитии региональной системы профессионального образования принадлежит государственным университетам национальных республик, выступающим в качестве интеграторов образования, науки и культуры в регионе, от которых во многом зависит консолидация народа, формирование толерантности отношений между этносами в республике.
Успешное функционирование образовательных учреждений региона предполагает концентрацию и эффективное использование федеральных, региональных и муниципальных ресурсов.
Современные классические университеты во многих регионах представляют собой крупные университетские комплексы, реализующие образовательные программы различных уровней и проводящие исследования по приоритетным направлениям науки, техники и социальной сферы.
Университетский комплекс в Кабардино-Балкарии создан на базе единого юридического лица путем включения в состав университета в качестве структурных подразделений шести колледжей и института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Важнейшей задачей развития профессионального образования в России в настоящее время является задача разработки
принципов нормативно-правового обеспечения функционирования университетских комплексов как центров образования, науки, культуры и здравоохранения в субъектах Российской Федерации. Один из путей решения этой задачи был предложен ректором Калмыцкого государственного уни-верситетапрофессором Г.М. Борликовым в докладе «Университет как центр развития региональной системы непрерывного образования»:
«Для повышения эффективности образования целесообразно создание системы, включающей все образовательные учреждения республики.
Система представляет собой совокупность взаимодействующих образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов. Взаимодействие входящих в систему образовательных учреждений предполагает: скоординированность учебных планов и программ; единый подход к оценке знаний; согласованность форм аттестации выпускников различных уровней; определенность процедуры приема выпускников различных уровней на последующий уровень; совместное управление качеством образовательного процесса.
Оптимизация образовательной системы региона предполагает формирование университетского «зонтика», объединяющего все образовательные учреждения региона с целью создания многоуровневой системы профессионального обучения.
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Система предполагает наличие двух основных типов образовательных учреждений:
• государственные учебные заведения, которые управляются и финансируются в рамках государственных программ разного уровня;
• негосударственные учебные заведения, которые имеют достаточную самосто-
ятельность в управлении, однако обязаны выполнять требования, предъявляемые государством.
Интеграция образовательных учреждений, усиление воспитательных и развивающих функций образования определяют основные направления развития системы образования:
• обеспечение возможностей получения высшего образования всем выпускникам основной школы;
• оптимизация структуры системы образования региона;
• совершенствование системы управления образовательным процессом;
• возрастание роли педагогической науки, степени ее проникновения в образовательную практику, обеспечение опережающего развития научных исследований по вопросам совершенствования образовательного процесса, управления его качеством;
• расширение спектра образовательных услуг;
• создание единой образовательно-информационной среды.
Одна из основных идей системы - создание условий, необходимых обучающимся для продвижения по своим образовательным траекториям. Для работы с каждым студентом можно использовать администраторов, которые будут помогать им составлять индивидуальные планы и определять образовательные траектории. При этом образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Необходимо обеспечить преемственность, с точки зрения содержания образования, между всеми ступенями образовательной системы, согласованность программ старшей ступени общеобразовательной школы с программами начального, среднего и высшего профессионального образования. Это одна сторона. Но есть и другая. Принцип непрерывности образования должен реализовываться на определенной организационно-правовой основе: пройдя какую ступень образования, человек должен иметь право перейти на следующую
ступень. К сожалению, нормативно-правовое обеспечение функционирования системы непрерывного образования пока существует только в виде проектов. За последние годы было создано много различных вариантов интеграции образовательных учреждений, преследующих различные цели. Было создано 16 университетских комплексов и округов. При этом в каждом случае приходилось решать не только правовые, но и финансово-экономические, психологические проблемы. Опасение потерять или уменьшить имеющиеся до объединения объемы финансирования оказывает существенное влияние на интеграцию образовательных учреждений. Психологические барьеры связаны с опасением утратить самостоятельность в принятии решений.
Но если исходить из того, что оптимизация системы образования должна быть направлена на удовлетворение образовательных потребностей граждан, то все указанные выше проблемы будут преодолены. Качество образования характеризуется теми свойствами образовательного процесса, наличие которых способствует удовлетворению потребностей граждан. Уровень социализации личности и психологической готовности к активной жизни и труду, считает Г.М. Борликов, становится сегодня одним из основных показателей качества образования.
В идеале надо позволить каждому члену общества получить высшее образование, пройдя по той траектории, которая будет наиболее приемлемой для него. Если человек осваивает учебные дисциплины на уровне своих способностей, он достигает успеха. Успех порождает интерес к тому, что изучаешь, неуспех - состояние стресса и отторжения от предмета.
В настоящее время одной из основных проблем функционирования непрерывной системы образования является несогласованность требований на различных уровнях системы. Анализ вступительных экзаменов в вузы и в средние специальные учебные заведения показывает, что до половины аби-
туриентов, которые месяц назад окончили школу, получают неудовлетворительные оценки. Между тем месяц назад они в школе сдавали выпускные экзамены по этим же дисциплинам и получили положительные оценки. Много проблем возникает в связи с несогласованностью учебных планов и критериев оценки знаний при приеме на различные уровни профессионального образования абитуриентов, уже имеющих дипломы, или при переводе в рамках одного образовательного уровня. Для согласования требований на различных уровнях системы образования необходимо создать единую систему управления качеством образования на уровне региона.
Необходимо создать более эффективные формы контроля, способные обеспечить права граждан на получение качественного образования. Это означает, что в региональной системе непрерывного образования нужно организовать систему управления качеством образования для широкой сети учебных заведений, различных по содержанию, уровню и характеру образовательных услуг, времени существования, формам собственности. Такая интеграция учреждений, основанная на управлении качеством образовательного процесса, позволит решить многие проблемы, указанные выше. С одной стороны, она оставляет правовую и финансовоэкономическую самостоятельность учебным заведеним, а с другой -объединяет эти учреждения через общую систе-мууправления качеством образовательного процесса».
В докладе ректора Дагестанского государственного университета академика О.А. Омарова раскрыты региональные особенности воспитания межнационально-
го и межконфессионального общения: «Духовное и экономическое возрождение России предъявляет новые требования к высшему образованию, к подготовке гармонично развитой и духовно богатой личности. Это возможно при каждодневном сочетании и взаимообогащении общечеловеческих и национальных традиций в воспитании студентов, что, несомненно, сказывается на интеллектуальном потенциале общества, утверждает и развивает гуманистическое предназначение высшей школы.
Именно в единстве указанных позиций можно воспитать студента, ориентированного на завтрашний день.
Конечно, образованность не обязательно ведет к духовности. Но разносторонняя ориентация студента на духовный опыт предыдущих поколений и всего человечества служит той базой, на которой может действительно развиться утонченная человеческая культура. Объединение общечеловеческого и национального в воспитании молодежи - важная проблема в условиях Дагестана.
Во всей воспитательной работе мы стараемся через призму народных обычаев и традиций раскрыть общечеловеческие ценности: добра, отношения к другому как к себе, такта и внимания к людям и к природе, согласия и дружбы. В связи с этим ог-
Выступление Асламбека Аслаханова
ромное значение в условиях многонационального Дагестана имеет воспитание культуры межнациональных отношений. Такое воспитание предполагает уважение к чужой культуре, чужому языку, обычаям и религии, умение выйти за рамки своей национальности, не замыкаться в кругу узких национальных интересов.
При решении задач воспитания культуры межнационального общения в Дагестанском государственном университете берутся за основу следующие принципы:
• воспитание российского и дагестанского патриотизма;
• воспитание уважения к человеку независимо от расы, национальности, отношения к религии;
• воспитание непримиримости ко всем проявлениям шовинизма, национализма, расизма и экстремизма».
Отдельным вопросам межконфессионального общения был посвящен доклад советника Президента России Асламбека Аслаханова.
Рекомендации Международной научной конференции
«Образовательные системы и воспитание личности в условиях становления гражданского общества: национальный и этнический аспекты»
Конференция отмечает, что система образования сегодня является одним из важнейших компонентов жизнедеятельности современного социума, который отвечает за воспроизводство его интеллектуальных ресурсов и воспитание личности.
Особое внимание конференции обращено на происходящие в стране процессы реформирования в политической, экономической и социальной сферах, которые во многом обусловили необходимость соответствующих им изменений в системе профессионального образования. При этом отмечается специфика модернизации образования в регионах. Система образования в регионе является одной из важнейших его социально-культурных и научно-технических элементов и должна ориентироваться на его реальные условия и специфические требования на основе сочетания общегосударственных, национальных, местных и индивидуальных интересов.
Отмечается особая роль в инновационномразвитии региональной системы профессионального образования государственных университетов национальных республик, исполняющих роль интеграторов профессионального образования, науки и культуры в регионе, от которой во многом зависит консолидация народа, формирование основы толерантности между этносами в республике.
Учеными, педагогами, работниками образования проведена большая работа по исследованию проблемы создания системы непрерывного образования в регионе. Отдельные аспекты проведенных исследований явились предметом обсуждения конференции.
Итогом обсуждения явились следующие выводы.
1. Одобрить работу международной научной конференции «Образовательные системы и воспитание личности в условиях становления гражданского общества: национальные и этнические аспекты». Представленные материалы рекомендовать к печати.
2. Для дальнейшего совершенствования профессионального образования и более эффективного использования федеральных, региональных и муниципальных средств необходимо создание единой системы непрерывного образования в регионе за счет интеграции всех уровней образования.
3. Активнее использовать потенциал классических университетов как важнейшего социального института в регионах с полиэтническим составом населения для обеспечения
устойчивости социума. Они должны и способны стать центром единого образовательного пространства региона.
4. Формируемый образовательный и научный потенциал каждого региона должен стать неотъемлемой частью научно-образовательного пространства России. При этом накопленный положительный опыт организации региональных систем образования необходимо учитывать при реформировании всей системы образования страны.
5. Представленная Калмыцким государственным университетом модель региональной системы непрерывного профессионального образования является примером реализации основных идей реформы региональных систем образования, одобренных конференцией. Созданная модель может быть рекомендована к внедрению.
6. Конференция отмечает положительный опыт Республики Калмыкия по организации единой образовательной системы и единого образовательного пространства при поли-этничности, многоязычности и поликультурности общества.
7. Необходимо продолжить исследования проблемы создания эффективной системы непрерывного профессионального образования в регионах. При этом целесообразно создание постоянно действующего межрегионального семинара по проблемам, связанным с реформированием системы образования.
8. Целесообразно более широкое внедрение личностно-ориентированных технологий в учебный процесс, развитие этнокультурной коннотации образования.
Э. МАНТАЕВА, профессор, директор Института экономики и права В. БАДМАЕВ, доцент
Восточное в глобальном: столкновение или диалог?
С 17 по 21 мая 2005 г. в Калмыцком государственном университете состоялась международная научная конференция «Монголы в глобальном мире. Социально-экономические и экологические проблемы». Конференция проходила в рамках международного конгресса «Азия в Европе: взаимодействие цивилизаций», объединившая специалистов в области экономики, права, экологии, сельского хозяйства. В работе конференции приняли участие около 80 представителей научно-исследовательских институтов и вузов Москвы, Волгограда, Саратова, Саранска, Улан-Удэ, Ставрополя, Астрахани, а также Казахстана, Монголии, руководители министерств и ведомств Республики Калмыкия, представители администрации города Элисты.
На конференции работали три секции: 1) «Национально-культурная толерантность субъектов экономических систем: проблемы преемственности и мотивов хо-