Научная статья на тему 'Национально-региональный компонент в контексте компетентностного образования'

Национально-региональный компонент в контексте компетентностного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Е. В., Петроченко С. В.

Ямало-Ненецкий автономный округ населяют представители различных народов и национальностей, однако в этнополитическом плане был и остаётся одним из наиболее стабильных и спокойных регионов России. В регионе реализуется целевая программа, направленная на укрепление межэтнических отношений. Одно из направлений – проведение физкультурных мероприятий и спортивных состязаний по национальным видам спорта, а также включение в занятия физической культурой игр коренных народов Севера. Данные мероприятия позволяют не только развивать ловкость и выносливость у современных ребят, но и формируют позитивное и уважительное отношение к культуре и этнической самобытности ненцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьева Е. В., Петроченко С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-региональный компонент в контексте компетентностного образования»

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Леонтьева Е.В.*, Петроченко С.В.*

Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий,

г. Ноябрьск

Ямало-Ненецкий автономный округ населяют представители различных народов и национальностей, однако в этнополитическом плане был и остаётся одним из наиболее стабильных и спокойных регионов России. В регионе реализуется целевая программа, направленная на укрепление межэтнических отношений. Одно из направлений - проведение физкультурных мероприятий и спортивных состязаний по национальным видам спорта, а также включение в занятия физической культурой игр коренных народов Севера. Данные мероприятия позволяют не только развивать ловкость и выносливость у современных ребят, но и формируют позитивное и уважительное отношение к культуре и этнической самобытности ненцев.

Перед объединяющейся Европой и единой Россией стоят схожие задачи обеспечения консолидации общества. Причем эта консолидация должна достигаться не через ликвидацию этнических различий, как это часто случалось в прошлом, а с помощью создания условий для сохранения этнического своеобразия и его развития. Естественно, что быть едиными, оставаясь при этом непохожими, люди смогут тогда, когда научаться толерантно относиться к представителям других этносов и проявлениям их культур. Поэтому особое внимание в европейских странах и нашем государстве обращается сегодня на формирование способности жить в поликультурном мире. В Докладе Международной комиссии по образованию для ХХ1 столетия, представленном ЮНЕСКО в Париже в 1997 году, говорилось о том, что научить людей жить вместе, помочь им прийти к сознательной межгосударственной и межэтнической солидарности является одной из основных функций школы [2, с. 52].

Эффективная реализация поставленной задачи возможна в рамках распространенного за рубежом и у нас в России компетентностного образования, которое акцентирует внимание на связь образовательных и воспитательных процессов с жизнью. Разрабатывая проект «Среднего образования в Европе», Совет Европы выделил пять основных способностей, необходимых для современных выпускников, названных «ключевыми компетенциями». Среди них указана и компетенция, касающаяся жизни в многокультур-

* Преподаватель физической культуры.

* Методист.

ном обществе. Эту компетенцию иногда определяют как «межкультурную» (М. Стобарт), «этнокультурную» (Т.В. Поштарева [3, с. 35-42]) или «общекультурную» (Хуторский [4, с. 56]). К ней относят: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.

Формирование компетенции, касающейся жизни в поликультурном обществе является актуальным и для России. Ни национализм, основывающийся на идее превосходства титульной нации, ни интернационализм, призывающий к стиранию этнических границ, сегодня не приемлемы для нашего многонационального государства. В первом случае будут усиливаться явные или скрытые сепаратистские тенденции, а во втором мы не сможем эффективно использовать весь творческий потенциал, который скрыт в культурном своеобразии общества. Отход от этих крайностей зафиксирован в Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренной Министерством образования от 03.08.06 г., где записано, что данная Концепция призвана, с одной стороны, способствовать укреплению единства культурного и образовательного пространства, а с другой стороны стремиться сохранять системой образования национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности. Реализация таких «разно-векторных» задач осуществляется через компонентную модель организации содержания образования, включающую федеральный, национально-региональный компоненты и компонент образовательного учреждения.

Несмотря на то, что в некоторых случаях компонентный принцип организации содержания образования приводил к автономизации национально-регионального компонента и установлению его приоритетности по отношению к федеральному, можно отметить, что этот подход создал условия для формирования межкультурной или этнокультурной компетенции.

Ямало-Ненецкий автономный округ в этнополитическом плане был и остаётся одним из наиболее стабильных и спокойных регионов России. Причиной тому ряд действенных мер, принимаемых в округе, среди которых комплексный план мероприятий по гармонизации межэтнических отношений, формирование единого информационного пространства для распространения идей гражданской солидарности и уважения к другим культурам, создание окружного и десятков Общественных консультативных советов по вопросам этноконфессиональных отношений и профилактики экстремизма. В настоящий момент в округе проживают представители более 100 национальностей, действует 20 национальных общественных объединений, в том числе восемь национально-культурных автономий, 67 религиозных организаций, относящихся к ведущим мировым конфессиям.

В ЯНАО реализуется окружная целевая программа «Комплексные меры по противодействию экстремизму, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии, укрепления толерантности на 2011-2014 годы» [1]. Больше внимания уделяется проведе-

нию физкультурных мероприятий и спортивных состязаний по национальным видам спорта.

Позитивные действия национально-регионального компонента можно наблюдать в учебных заведениях Ямало-Ненецкого автономного округа. К примеру, включение в занятия физической культуры игр хантов, ненцев и других коренных народов региона, таких как: «Юх-Тахта», «Ликэрь этлоки-рюхли», «Пэкинат», «Неверты охрнам», «Лаки-чохли», «Юх сели юнты шал-луман», «Корки емони», «Эйкуль нэверь», «Сув еалмиты» продемонстрировало, что эти элементы культуры северных народов вызывают живой интерес у детей, родившихся в других районах Российской Федерации и приехавших жить в ЯНАО.

Следует отметить, что ненецкие игры привлекают к себе особое внимание и вызывают большой интерес не только у жителей нашего региона. Национальные состязания играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа. Ненцы считали своей основной задачей - воспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, умеющим переносить сложные условия Крайнего Севера. В этой форме традиционного воспитания, регламентированной сезонностью, особенностями быта, промыслом и климатогеографической средой проживания, ненецкий народ сумел выработать самобытные физические упражнения, национальные игры. Соревнуясь в борьбе, беге, прыжках через ремень и через нарты, в метании топора и тынзяна, перетягивании палки-посоха, гонках на оленьих упряжках, ненецкие дети развивали ловкость, меткость, быстрота, настойчивость.

Элементы традиционных игр северных народов стали основой для разработки спортивных игр, применяемых на уроках физической культуры. Эти игры позволяют также развивать ловкость и выносливость у современных ребят, но, в первую очередь, позволяют приобщать к богатому миру традиций коренных народов Севера, формировать позитивное и уважительное отношение к культуре и этнической самобытности ненцев.

К примеру, игра «Броски палки на дальность» («Юх-Тахта») у коренных народов проводится в любое время года, на ровном месте. В игре участвуют все желающие. Каждый участник имеет свою палку (длиной 60 см, толщиной 5 см). Количество играющих - 30 человек. Группа делится на 6 подгрупп по 5 человек. Каждая подгруппа играет по 3 раза. На полу чертят линию (отметку) старта, а в противоположном направлении 5 квадратов (1 м на 1 м). Игра начинается по указанию преподавателя. У каждого игрока в руке гимнастическая палка. По команде участники игры берут палку за один конец, подходят к отметке, от которой производят броски, выполняют замах через сторону и бросают её как можно дальше. Правила: необходимо строго соблюдать дистанцию между игроками при броске палки. Задача игрока по-

пасть в квадрат. Кто максимальное количество раз попадет в квадрат, тот и становится победителем игры. Педагогическое значение игры: игра способствует развитию силы рук, плечевого пояса, совершенствованию ловкости, воспитанию настойчивости, целеустремленности.

Народы Севера играют в игру «Прыжки через нарды» («Ликэрь этлоки-рюхли») в любое время года. Количество игроков неограниченно. Устанавливаются нарды длиной 2,5 м, высотой 50-60 см. Группа делится на 15 подгрупп по 2 человека. Каждый обучающийся играет 1 -2 раза. На одинаковом расстоянии расставляются гимнастические скамейки в количестве 4-5 штук. По команде, два игрока становятся лицом к первой гимнастической скамейке. По команде «Марш!» обучающиеся отталкиваются двумя ногами с одновременным взмахом двух рук вверх, перепрыгивают через скамейки. Затем после приземления (последней скамейки) на две ноги одновременно без задержки поворачиваются, прыжком на 180 градусов и перепрыгивают через скамейки обратно. Каждая подгруппа выполняет прыжки только после того как отпрыгает предыдущая. Кто больше, выполняет прыжков не нарушая правила, тот и становится победителем. Педагогическое значение: игра способствует развитию прыгучести, силы ног, ловкости, координации движения, воспитанию смелости, настойчивости.

Игра «Догонялки» («Пэканат») может проводиться в любое время года. Число игроков не ограничивается. Перед игрой обговаривается игровая зона (её границы). Количество: играющих 30 человек. Группа делится по 10 человек, количество игр 3-4. По команде преподавателя, игроки выбирают водящего, который получает написанную на бумаге считалку и начинает ее считать. «Тьэкэли-пукэли. Тулу лева. Вотэнкэси Кутэнкэси. Тестярина-Мутяри-на. Телан-Тюм!». Как только водящий закончил считать считалку, он должен догнать любого из участвующих в игре и коснуться его рукой. Играющие стараются убежать, увернуться от водящего в пределах границ игровой площадки. Если водящий догоняет и касается игрока рукой, то этот участник становится водящим, а бывший водящий полевым игроком. Правила: играющие не должны выбегать за границы игровой зоны. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз. Обучающиеся которые не играют, следят за игроками, чтобы они не нарушали правила игры. Педагогическое значение игры: игра способствует развитию быстроты, ловкости, силы ног, воспитанию смелости и решительности.

Включение в учебно--воспитательный процесс игр народов Севера можно считать практическим подтверждением тезиса о том, что знакомство с культурами других народов наиболее эффективно способствует воспитанию этнической, религиозной и культурной толерантности. А именно такая толерантность и является необходимой предпосылкой для появления компетенции, касающейся жизни в многокультурном обществе. Наличие определен-

ных связей между компетентностным образованием и регионально-культурным компонентом говорит о возможности совмещения этого компонента не только с федеральной составляющей, но и с компонентом международным. Компетентностное образование, на наш взгляд, вполне способно выступать в роли такого международного компонента.

Список литературы:

1. Окружная долгосрочная целевая программа «Комплексные меры по противодействию экстремизму, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии, укрепления толерантности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 20112014 гг.». Утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2011 года № 321-П.

2. Образование: сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для ХХ1 века, представленной ЮНЕСКО. - Париж, 1997.

3. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности. -М.: Педагогика, 2005.

4. Хуторский А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.