Научная статья на тему 'Национальная воскресная школа нового поколения в системе дополнительного образования детей'

Национальная воскресная школа нового поколения в системе дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / ЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА ОБЩЕНИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асатрян Альберт Артушович

Целью статьи является распространение передового педагогического опыта уфимской национальной воскресной школы для развития и интегрирования самобытных национальных традиций в общероссийское культурно-образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная воскресная школа нового поколения в системе дополнительного образования детей»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

рефлексии, использовать различные способы поиска. Всё это говорит о востребованности работы, которую ведёшь, о её полезности и значимости. Хочется продолжать и верить в то, что это нужно не только детям, их родителям, себе, как учителю, но и государству.

Литература

1. Белорукова Е. М. Краткие методические рекомендации по итогам эксперимента «Апробация механизма введения ФГОС в практику начальной школы». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.- № 2.

2. Богуш Е. А. Проектная деятельность в начальной школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2012.- № 1.

3. Савенков А. И. 1) Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Учебная литература, 2005. 2) Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.

4. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.- № 4.

J

Асатрян Альберт Артушович

директор МБОУ ДОД «Армянская воскресная школа»

г.Уфа

E-mail: Albert-asatryan@yandex.ru

НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Л____________________________________.__________________________________Г

Аннотация. Целью статьи является распространение передового педагогического опыта уфимской национальной воскресной школы для развития и интегрирования самобытных национальных традиций в общероссийское культурно-образовательно е про странство.

Ключевые слова: национальная воскресная школа, этническая среда общения, межнациональное согласие,

Национальная воскресная школа (НВШ) -это школа нового поколения в системе дополнительного образования детей, в которой образовательный характер имеет национально-культурную направленность. Первые НВШ в системе дополнительного образования детей появились после распада СССР и одними из первых в Российской Федерации в Республике Башкортостан в 90-х годах прошлого столетия. Они создавались по инициативе национальных диаспор, родительской общественности при наличии необходимых условий для обучения и воспитания детей на местах компактного проживания данного населения, призваны были удовлетворять духовные, культурные и образовательные потребности населения. Главной задачей воскресной школы является создание необходимых условий для изучения родного языка, истории, культуры народа и обеспечения этнической среды общения, развития и интегрирования самобытных национальных традиций в общекультурное пространство России [4,5].

Несмотря на быстрые темпы развития сети НВШ в системе дополнительного образования детей и школ с изучением родных языков, тысячи детей нерусской национальности остаются неохваченными их деятельностью.

Армянская воскресная школа открылась в 2001 г. по просьбе Башкирского регионального отделения Союза армян России.

Со дня открытия и по сей день муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Армянская воскресная школа» (МБОУ ДОД АВШ) г. Уфы своим приоритетным направлением считает укрепление межнационального согласия и дружбы между народами России, развитие диалога культур [1,2].

Результаты нашей работы мы отразили в журнале «Национальная воскресная школа нового поколения в системе дополнительного образования детей», изданном в июле 2012 г. к юбилею школы [3]. Цель у нас одна - воспитание, обучение, развитие и укрепление межнациональных отношений. Она связана с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации.

Национальные воскресные школы, которые вошли в систему дополнительного образования детей мы называем НВШ нового поколения, так как они имеют иное содержание и предназначение в соответствии с новым требованием времени. Немаловажную роль и значение имеют НВШ для укрепления межнацио-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

35

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

нального согласия и дружбы между народами, диалога культур и гражданского мира.

Например, в молодёжной среде Башкортостана царит мир, дружба, согласие и сотрудничество. Небольшая толика заслуги в этом и национальных воскресных школ, которых в Республике Башкортостан девятнадцать [6].

Прежде всего, считаем необходимым в каждом крупном Российском городе открыть ряд муниципальных НВШ системы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ, где по воскресным дням организация учебно-воспитательного процесса может быть реализована посредством договора о безвозмездной аренде. В этом случае здания общеобразовательных школ будут более эффективно использоваться в плане организации занятий с детьми в свободное от основной школы время (практика Республики Башкортостан). НВШ должны открываться с октября по декабрь месяцы в преддверие Нового года, так как бюджетное финансирование ежегодно начинается с 1-го января, а сметы расходов и доходов учреждения на год утверждаются к концу декабря уходящего года. Подготовка нормативных документов для открытия воскресных школ должны начинаться ещё раньше - с июня по октябрь месяцы.

История вопроса: название «воскресная» образовано от дня проведения занятий, они обычно проводятся в воскресный день.

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан - это воскресные школы, для мусульман - пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.

Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI в. Они также были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Великобритании, Европе и Северной Америке. Занятия в воскресных школах были бесплатными, преподаватели трудились безвозмездно. Ученики,- главным образом рабочие и солдаты,- обучались Закону Божию, грамоте, арифметике, в некоторых школах - «черчению и основным познаниям в ремёслах». Однако жизнь диктовала всё новые требования, что привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой -к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных школ.

В России воскресные школы появились в XVIII веке, и получили широкое развитие во второй половине XIX века.

В начале XX века в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно были закрыты.

Социально-политические изменения, происходящие в России в 90-х годах ХХ века, вновь привели к открытию воскресных школ. В большинстве субъектов РФ функционируют в основном конфессиональные воскресные школы, но есть и воскресные школы при национальных общинах. Они не являются государственными и финансируются национальными общинами.

Сегодня в России и СНГ негосударственные ВУЗы, общеобразовательные школы, колледжи, воскресные школы при национальных общинах и другие образовательные учреждения не могут конкурировать с государственными образовательными учреждениями за исключением некоторых дошкольных учреждений. Для этого понадобится, наверно, ещё несколько десятилетий.

Нам бы хотелось остановиться на воскресных школах, которые функционируют при национальных общинах. Каковы особенности этих воскресных школ? Это неофициальные воскресные школы, так как они в большинстве не зарегистрированы как образовательные учреждения в государственных органах и учителя работают не официально, а значит, стаж не засчитывается, нет пенсионных начислений, что в будущем создаёт проблемы у учителей с пенсионным обеспечением. Многие педагоги не проходят аттестацию (не имеют квалификационной категории), а значит, не повышают или, как минимум, не подтверждают свою квалификацию и мастерство. В большинстве случаев такие педагоги не имеют годовые учебно-тематические планы, а некоторые и педагогического образования. С другой стороны отрицательным моментом является отсутствие контроля компетентных органов. Занятия проводятся по какому-то выбранному учебнику для общеобразовательных школ, не предназначенному для воскресных школ. Учебно-воспитательный процесс протекает стихийно. В таких воскресных школах и преподаваемых дисциплин немного (язык, история и в лучшем случае народные танцы). Можно перечислять и другие негативные стороны, но и этого считаем достаточным для заключения и выводов. Для улучшения качества учебно-воспитательного процесса таких воскресных школ считаем необходимым обязательную регистрацию в государственных органах, лицензирование образовательной деятельности, что позволит легализоваться в статусе образовательного учреждения. В этом случае появятся контролирующие государственные органы, которые предъявят свои комплексные требования к образовательной деятельности, что в свою очередь приведёт к улучшению условий организации учебно-воспитательного процесса и его качества.

Возможно также пойти по пути создания муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей - «Национальная воскресная школа».

Опыт работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Армянская воскресная школа» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

36

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Деятельность воскресной школы строится на принципах демократии и гуманизма, общечеловеческих и национальных ценностей. Образовательный процесс в воскресной школе осуществляется на основе разработанного и утверждённого учебного плана, учебных программ и регламентируется расписанием занятий. Урок длится от 20 до 40 минут в зависимости от возрастной группы детей и определяется педсоветом школы. Приём в АВШ обеспечивается для всех граждан, достигших 6 лет без различия национальности. Принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Официальные занятия проводятся по воскресным дням. Организуются дополнительные кружковые занятия по армяноведческим дисциплинам. Два раза в неделю дети посещают эти кружки после занятий в общеобразовательной школе. Основная цель кружков - подготовка детей к различным конкурсам, фестивалям и праздникам. МБОУ ДОД АВШ г. Уфы осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем программ дополнительного образования трёх ступеней:

1 ступень - начальное обучение (нормативный срок освоения 2 года);

2 ступень - формирование основ национально-культурной компетенции детей (нормативный срок освоения 3 года);

3 ступень - углублённое обучение (нормативный срок освоения 2 года).

Обучение осуществляется согласно учебным планам и профессиональным авторским программам, разработанным учителями воскресных школ в соответствии с государственными образовательными стандартами внешкольного дополнительного образования.

Дети изучают как родной язык, историю и культуру, так и народные музыкальные инструменты, народную музыку и танцы, постигают азы изобразительного и декоративно-прикладного искусства и т.д.

С целью сохранения облика языка в песнях и танцах народов созданы и успешно работают танцевальные, хоровые и другие коллективы. Приобщение детей и их родителей к фольклорному наследию имеет большое воспитательное значение. Именно в фольклоре присутствуют важнейшие основы народной педагогики.

В среднем школу посещают более 100 детей. Более 10% из числа воспитанников - представители не армянской национальности (русские, татары, украинцы).

Сегодня АВШ Ленинского района г Уфы является одной из образцовых национальных воскресных школ Башкортостана, а также признана лучшей среди армянских воскресных школ за пределами Республики Армения. Это подтверждается качественной организацией учебно-воспитательного процесса, научно-методической и внеклассной работы, а также высокими достижениями её воспитанников на конкурсах и фестивалях, в том числе всероссийского и международного уровня.

Гордостью школы являются 12 побед на всероссийских и международных литературных и музыкальных

конкурсах, а также многочисленные призёры и дипломанты этих творческих форумов за последние 4 года.

В 2010 г. АВШ признана лучшей армянской воскресной школой в международном всеармянском конкурсе «За значительный вклад в дело сохранения армянской самобытности» в номинации «Лучший армянский образовательный очаг», проводимым Союзом армян России, Всемирным Армянским Конгрессом, Министерством Диаспоры Республики Армения.

Большинство учителей АВШ работают по авторским образовательным программам.

Отрадно, что студенты уфимских ВУЗов пользуются материалами библиотеки АВШ по истории, археологии, архитектуре и культуре Армении.

Армянская община и родители воспитанников считают, что АВШ Ленинского района г. Уфы является образовательным, методическим, культурным, духовным центром армян Башкортостана и гордятся её успехами.

АВШ является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Управления образования Администрации г. Уфы и отдела образования Администрации Ленинского района.

Финансовое обеспечение деятельности АВШ осуществляется за счёт средств бюджета города Уфы на основе утверждённой сметы доходов и расходов. Собственником и учредителем АВШ является Администрация города Уфы. Полномочия собственника осуществляет КУМС (Комитет по управлению муниципальной собственности Администрации г. Уфы).

Считаем, что позитивный опыт многогранной деятельности нашей школы может быть распространён и принят за основу для подобных учебных учреждений в системе дополнительного образования детей в других регионах Российской Федерации для интеграции национальных меньшинств в общероссийское культурно-образовательное пространство.

Литература

1. Асатрян А. А. Диалог культур в процессе воспитания молодёжи // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 3.

2. Диалог культур народов Башкортостана: политико-правовые, исторические, социокультурные аспекты: Материалы Республиканской научно-практической конференции, проведённой в рамках II съезда Ассамблеи народов Башкортостана.- Уфа: АН РБ, Гилем, 2009.

3. Журнал «Национальная воскресная школа нового поколения в системе дополнительного образования детей», посвящённый 10-летнему юбилею Армянской воскресной школе г. Уфы. Уфа, 2012.

4. Мельникова Е. Л. Предметная специфика проблемного диалога // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.-№ 1.

5. Развитие дополнительного образования детей в контексте современной образовательной политики. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2011.- С.245-256.

6. Сурин А. Ш. / зам. министра образования Республики Башкортостан/. Информационное письмо.- Уфа, 2009.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.