Научная статья на тему 'Национальная школа: вчера, сегодня, завтра'

Национальная школа: вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная школа: вчера, сегодня, завтра»

В этих целях с помощью общественных движений «Вайгель», «Мастора-ва» и советских органов республики установить постоянные контакты с общественностью и органами власти регионов компактного проживания мордовского населения.

С целью создания современной на-учно-методической базы развития образования и пропаганды национальной культуры осуществить разработку комплекта научно-методической литературы. Кроме этого, предусмотреть издание оригинальных пособий для мордовских школ (учебники, хрестоматии, альбомы и т. д.). На базе научной библиотеки создать фонд мордовской литературы, включающий как изданную в Мордовии, так и другую ллтературу о мордовском народе, истории края, а также организовать мордовский читальный зал.

В кадровой политике университета более полно учитывать национальный состав населения республики, создавать условия для проявления творческих способностей молодежи всех национальностей.

Активизировать научно-исследовательскую работу по следующим направлениям:

— языкознание и литературоведение;

— духовная культура мордовского народа и- современные процессы развития духовной культуры в Мордовской АССР;

— проблемы истории мордовского народа и межнациональных отношений на территории Мордовской АССР.

Предусмотреть финансирование данных исследований как за счет централизованного бюджетного финансирования по § 53, так и местного бюджета (Совмина МАССР, Саранского горсовета и других Советов).

Расширять научные и культурные связи с народами и странами финно-угорской группы.

Ускорить процесс формирования факультета национальной культуры, в рамках которого осуществлять подготовку кадров для культурно-просветительски х учреждений Мордовской АССР и других регионов с компактным расселением мордвы.

Укрепить материально-техническую базу и кадровое обеспечение мордовского хора, учесть при формировании репертуара симфонического оркестра п оркестра народных инструментов национальную специфику Мордовии.

Создать студню прикладного народного искусства, регулярно устраивать в университете экспозиции мордовских художников.

Интегрировать деятельность музейного комплекса университета с музеями республики.

Организовать на базе кафедры архитектуры творческую группу по разработке оригинальных проектов строительства и оформления зданий, сооружений, создания малых архитектурных форм, отражающих национальную культуру.

На базе имеющихся подразделений университета создать студию документального кино и национальный киновидеосалон.

Саранск. 27 ноября 1990 г.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА: ВЧЕРАГ СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

4

М. И. УЧЕВАТКИН, первый заместитель министра нарфАного образования МССР

Мордва, численность которой сос- финно-угорской языковой семьи в на-тавляет около 1 млн. 125 тыс. человек, шей стране и третьей после венгров и является самой крупной из народов финнов в мире. Богатая и своеобраз-

ная культура мордовского народа формировалась в процессе сложных и разносторонних взаимоотношений с кочевниками юга и с народами лесной полосы Восточной Европы. При этом определяющее значение имели контакты с восточнославянскими племенами, а затем со сформировавшимся на их основе русским народом.

Передовые русские люди всегда выступали за просвещение мордовского народа. Еще в начале XVIII в. И, Т. Посошков, экономист и публицист, сторонник преобразований Петра I, настоятельно требовал распространения грамотности среди крестьян. Однако дело с народным образованием мордвы продвигалось крайне медленно. Основным каналом проникновения грамоты в мордовскую (как и в русскую) среду вплоть до второй половины XIX в. были церковно-приход-ские школы.

Школьное образование несколько расширилось во второй половине XIX в. В просвещении мордовского народа приняли участие представители передовой русской интеллигенции. Огромную роль в просвещении мордвы в 60 — 70 гг. XIX в. сыграли И. Н. Ульянов, а также В. X. Хохряков — активный участник общественно-педагогического движения в Пензенской губернии.

В конце XIX в. начал свою научную и педагогическую деятельность мордовский ученый, талантливый педагог и просветитель М. Е. Евсевьев. Он составил буквари мордвы-эрзи и мордвы-мокши, первоначальные учебники русского языка и др. М. Е. Евсевьев особое внимание уделял подготовке мордовских кадров. Однако уровень просвещения мордвы все еще оставался

низким.

На территории нынешней Мордовии в 1909— 1910 гг. на 1000 жителей приходилось только 20 учащихся. После революции лучшие представители мордовской интеллигенции 3. Ф. Дорофе-оо, М. Е. Евсевьев, Ф. И. Петербургский, Ф.Ф. Советкии и др. включились сз активную работу по строительству национальной советской школы. Уже

летом 1918 г. в городе Ардатове были организованы учебные курсы по подготовке и переподготовке учителей с годичным сроком обучения. В 1919 г. в Самаре состоялось совещание работников просвещения мордвы, рассмотревшее вопросы об учебниках для мордовских школ и о подготовке учительских кадров. Совещание решило составить первый советский букварь «Тун-донь чи» («Весенний день») на эрзя-мордовском языке. К 1924 — 1925 гг. были изданы книги для чтения на мокшанском и эрзянском языках.

В разработке мордовской двуязыко-вой письменности большая заслуга принадлежит крупному мордовскому ученому М. Е. Е'всевьеву, имя которого носит Мордовский государственный педагогический институт. Знаток диалектов и говоров обоих языков, талантливый ученик академика Петербургского университета А. А. Шахматова, он создал капитальный труд «Основы мордовской грамматики», послуживший в свою очередь основой для литературных эрзя- и мокша-языков. Он составил также первый эрзянско-рус-

ский словарь.

Профессор Ф. Ф. Советкин —? автор первых учебников для национальных школ. Он разработал методику преподавания родного языка. Его труды получили высокую оценку в Академии педагогических наук РСФСР и отмечены правительством нашей республики.

Для подготовки учительских кадров в годы первой пятилетки в Мордовии были открыты новые педагогические учебные заведения — Зубово-Полян-ский, Инсарский, Ичалковский и Козловский педагогические техникумы.

В последние десятилетия в силу ряда объективных и субъективных причин масштабы национальной школы в республике и за ее пределами значительно сократились. В-результате- волевых решений сверху абсолютное большинство школ некоторых районов перешли на русский язык обучения с первого класса, родной язык не сохранился даже как предмет. Искать причины этого негативного явления, по

нашему мнению, дело бесперспективное. Виновато, видимо, само время. Теперь положение придется выправлять, и мы в этом направлении работаем. В республике немало делается для того, чтобы национальная школа впитывала мордовские истоки на основе разумного сочетания родного и русского языков, на что сориентирована специальная программа Министерства народного образования МССР и Мордовского филиала НИИ национальных школ «Национальная школа на 1990 — 1995 годы», в которой в качестве приоритетных направлений деятельности выделены:

— создание необходимых условий для обеспечения конституционного права родителей обучать детей на родном языке или изучать родной язык;

т

— совершенствование качества обучения родному и русскому языкам, родной и русской литературам;

— гармоничное сочетание мордовско-русского и русско-мордовского двуязычий в республике;

— максимальное использование национальной культуры, истории и традиций мордовского народа в формировании личности школьников, воспитании их в духе патриотизма.

За два года число национальных школ увеличилось на 28 и в настоящее время их количество в республике возросло до 342, из них 190 — мокшанские, 122 — эрзянские, 30 — татарские с контингентом учащихся более 32 тыс. человек.

В 214 школах обучение в 1 — 4-х

классах ведется на родном языке, в 101 родной язык изучается как предмет, в 27 — на уровне разговорной речи.

Увеличивается число факультативов (109) и кружков (160) по изучению родного языка, истории и культуры мордовского народа, историко-крае-ведческих музеев (77), а также число опорных школ по пропаганде передового опыта преподавания национальных языков (24). С целью приобщения детей к национальной культуре в школах создано более пятидесяти фольклорных ансамблей и групп, а также 64 школы искусств.

Эрзянский и мокшанский языки сегодня изучаются как предмет в 25 школах за пределами республики. Конечно, этого недостаточно. Сегодня важно создать все необходимые условия для развития национальной культуры, изучения родного языка и параллельно, на уже созданной базе, проводить интернациональное и патриотическое воспитание.

К сожалению, долгие годы этим вопросам как в республике, так и за ее пределами в районах компактного проживания мордвы не придавалось должного значения. В сентябре 1989 года было проведено анкетирование среди учащихся мордовской национальности в старших классах школ Бугу-русланского района Оренбургской области. Группа вопросов анкеты предполагала выявление знаний учащихся по истории и культуре своего народа. Анализ анкетных данных показал, что большинство учащихся имеют лишь поверхностное представление об этом. Так, среди учащихся мордовской национальности 92,4 % не могли назвать ни одного мордовского писателя, 46 %! учащихся не назвали ни одной национальной игры, песни. Как показали исследования, многие родители, да и школы слабо прпвивают детям любовь к своей национальной культуре, языку, народным традициям, в мордовских школах за пределами республики предан забвению родной язык.

В этой ситуации Министерство народного образования республики видит свою задачу в том, чтобы увеличить сеть школ с изучением родного языка к 1995 году до 406, расширяется также сеть национальных дошкольных учреждений.

Одним из ведущих разделов программы «Национальная школа» является язык обучения. Министерство считает целесообразным обучать детей в национальных школах по типовому учебному плану национальных школ Российской Федерации с обязательным изучением родного языка и литературы.

Языком обучения в 1 — 4-х классах должен быть родной язык (эрзянский,

мокшанский, татарский) с преподаванием русского языка как предмета. Это является логическим продолжением овладения родным и русским языками, которое начинается в семье и дошкольном учреждении. Языком обучения в 5 —11-х классах становится русский язык при обязательном сохранении родного языка как учебного предмета.

В школах со смешанным контингентом учащихся при большинстве детей мордовской национальности обучение в 1 — 11-х классах целесообразно вести на русском языке, родной язык должен изучаться как предмет.

Школы со смешанным контингентом учащихся при большинстве детей русской национальности мы ориентируем работать по учебному плану школ с изучением языка республики, т. е. на уровне разговорной речи. В этих школах «планируется изучение эрзя- и мокша-языков и русскими детьми.

Развитие русско-национального двуязычия, несомненно, будет способствовать воспитанию уважительного отношения к языку и культуре местного населения, окажет положительное воздействие на дальнейшее сохранение и развитие эрзянского и мокшанского языков. Перевод школ республики со смешанным по национальному признаку контингентом на учебный план с изучением языка республики планируется осуществить в 1991 году. По этому же учебному плану мы рекомендуем работать национальным школам за ее пределами.

В национальных детских дошкольных учреждениях республики обучение и воспитание ведется на родном языке, в детских садах со смешанным контингентом воспитанников — на русском. В общеобразовательных школах, ПТУ, педучилищах расширяется сеть кружков и факультативов по изучению родного языка, истории, культуры родного края.

Предметом постоянного внимания министерства является подготовка кадров. С 1990 года началась подготовка воспитателей мордовских детских, садов на дошкольных отделениях Зубово-

Полянского и Ичалковского педучилищ. Изучается вопрос об открытии группы по подготовке учителей начальных классов для национальных школ и воспитателей для национальных детских садов на педагогическом факультете Мордовского пединститута. На филологическом факультете Мордовского университета или пединститута необходимо открыть группу по подготовке учителей эрзя- и мокша-языков для национальных школ за пределами республики. На всех педагогических факультетах вузов Мордовии и в педучилищах следует ввести изучение эрзя- и мокша-языков, курса по истории, культуре мордовского народа. Сейчас в вузах и педучилищах на национальных отделениях обучается около 600 студентов.

В настоящее время в национальных школах республики в 5 — 11-х классах работают 267 учителей эрзянского, мокшанского и татарского языков, в 1 — 4-х — 2\Ь педагогов. Все учителя начальных классов имеют среднее специальное педагогическое образование, из 267 учителей родного языка 256, или 96 %, с высшим образованием, 9 — с незаконченным высшим и двое — со средним специальным педагогическим^-ооразованием (в татарских школах). Что касается их переподготовки и повышения квалификации, то на базе института усовершенствования открыты курсы для учителей родного языка и литературы не только для нашей республики, но и для соседних регионов.

Министерством народного образования совместно с представителями-ву-зов республики, Союза писателей, редакций газет проводятся встречи, практические конференции по проблемам мордовской школы в Ульяновской, Оренбургской, Куйбышевской и других областях.

В национальных школах заметно улучшилось преподавание русского языка. Внедряется новый метод изучения эрзянского и мокшанского языков в русских школах, где большинство учащихся мордовской национальности, хотя родной язык знают плохо.

В каждом районе республики в целях пропаганды передового педагоги-

% . \

веского опыта по постановке работы с родным языком, создания условий для отработки и внедрения новых педагогических технологий определены опорные национальные школы. Все они хорошо оснащены учебно-наглядными лоеобиями, учебно-методической литературой. В каждой школе будет установлено дисплейное оборудование. Большинство опорных школ имеют музеи по истории, культуре родного края. Много было нарекании, в том числе от учителей, на качество учебников, которые издаются на национальных языках: некоторые из них устарели, так как содержание годами не менялось, да авторские коллективы давно не пересматривались. Многие учебники придется создавать заново, над чем -сейчас работает специальный отдел министерства и коллектив Мордовского филиала НИМ национальных школ, сотрудники которого рецензируют все учебники и учебные пособия. Они рассчитаны на детей, слабо владеющих национальным языком, и русских ребят. желающих изучить мордовский язык. Научные сотрудники филиала вместе с ведущими учеными Мордовии в порядке эксперимента создадут учебника родных языков с параллельным переводом текстов на русский. На наш взгляд, это поможет развитию русско-мордозского двуязычия, будет способ-€теозать преодолению национального нигилизма, поднимет культуру межнациональных отношений.

8 республике для национальных и: кол издаются учебно-методические комплексы, куда входят учебник, методическое пособие, сборники диктантов л изложений, дидактический материал, таблицы, книги для внеклассного чте-тгая. В этом году вышел мокшанско-руеский разговорник, вторая часть учебной хрестоматии по мордовской

литературе для факультативных занятий. В 1992 году выйдет учебное пособие по истории и культуре родного края

для \-чащихся 8 — 11-х классов. Гото-

г ^

вится к изданию пособие «Ознакомление с окружающим миром» на материале родного края и пособие для учителей музыки. В 1990 году для учащих-

ся школ I ступени выпущены фонохре-стоматии на эрзя- и мокша-языках. В настоящее время ведется разработка аналогичного пособия для старших классов.

В ближайшие пять лет планируется выпустить более 150 наименований учебников и пособий. Все это позволит-не только обеспечить ими национальные школы и учебные заведения Мордовии, но и удовлетворить в основном потребности соседних республик и областей.

Время требует переосмысления деятельности органов народного образования в преподавании родного языка, в развитии национальной культуры, тем более что в этом вопросе у нас еще немало нерешенных проблем. Мы хорошо сознаем степень своей ответственности за расширение сети национальных школ и дошкольных учреждений. В республике около 8 тысяч учащихся мордовской национальности, которые изучают родной язык по программе национальных школ. Многие национальные школы Дубенского, Ичалковского, Зубово-Полянского, Темниковского, Атяшевского, Кочкуровского районов перешли на русский язык обучения с первого класса, в ряде школ родной язык не сохранился даже как предмет.

Министерство народного образования несет ответственность за развитие языка и литературы, обеспечение-учи-, тельскими кадрами запредельных мест проживания мордвы. За пределами республики насчитывается более 190-школ с большим контингентом учащихся мордовской национальности. В 75 из них изучается мордовский язык, но только в 25 — как предмет, а в остальных факультативно.

Наряду с расширением сети национальных школ в местах компактного проживания мордовского населения необходимо расширять сферы применения эрзя- и мокша-языков. В этих целях следует активно использовать телевидение и радиовещание, выпуск сменных полос и вкладышей в районных газетах на национальных языках,

в библиотеках и книжных мзга?*гкг:

or

¿О

создавать отделы национальной литературы. Необходимо возрождать и развивать фольклор, национальную одежду, кухню, развивать народные музеи и в их экспозициях освещать историю мордовского народа.

Есть и другие вопросы, для решения

которых требуется умелая координация деятельности органов народного образования, партийных, советских органов, ученых вузов, общественности для создания необходимых условий для процветания эрзянского и мокшанского» языков.

«

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКОВ ВОСТОЧНОФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

Д. В. ЦЫГАНКИН, профессор

На территории России восточнофин-но-угорские народы и языки занимают видное место. Обладая самобытной и оригинальной культурой, эрзя, мокша, марийцы, удмурты и коми на протяжении довольно длительного существования вступали в контакты с другими народами: древними иранцами, балтами, булгарами, татаро-монголами, позднее со славянскими племенами; в наши дни — с русскими. Все это явилось причиной необычайного разнообразия форм культуры и быта этих народов, что в свою очередь не могло не отразиться на их языках.

В настоящее время восточнофинно-угорские языки можно считать достаточно хорошо изученными. Известное исключение в этом отношении представляют их литературные формы, темпы изучения которых в силу ряда причин*были замедленными. Здесь неисследованных проблем достаточно много. Ждут своего решения, например, проблемы, связанные с факторами, являющимися движущей силой социально обусловленных изменений в каждом из конкретных литературных языков. Особый разговор следует вести об установлении современных норм и узуса литературных языков, отношении к ним носителей языка, изучении языковой ситуации на данной территории, о процессах языковой кодификации,-опирающейся на результаты познания объективно существующих норм и динамики их развития, о языковом планировании и прогнозировании.

Литературные языки — сложнейшие явления. Одно из главных их достоинств — многообразие системы выразительных средств для передачи тончайших оттенков мыслей и чувств. Посредством их народы выражают свое мировоззрение, психологию, накопленный исторический опыт в формулах, оригинально-специфических к понятных народу. В них происходит постоянное расширение и изменение нормативности речевого употребления как в сфере бытовых отношений, так к в области литературно-художественной деятельности, в которых действуют тенденции самого различного характера. Разобраться в необычайно» сложном процессе развития языкау выделить в нем основные тенденции — такова та нелегкая задача, которая, как об этом говорит известный языковед Б. А. Серебренников, неминуемо встает перед каждым, кто пытается-разрешить проблему развития языка.

Язык является средством общения людей. Поэтому функция общения должна рассматриваться как одна и^ главных причин, наблюдаемых в языке тенденций. Опираясь на этот тезисг можно сказать: 1) литературные языки в своей основе стабильны, в данный период их развития они никогда не изменяются в такой степени, чтобы на-, рушить взаимное понимание людьми друг друга; 2) система рассматриваемых литературных' языковхарактеризуется равновесием: ллобое изменение в языке сразу же вызывает компенса-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.