Научная статья на тему 'Национальная политика в системе модернизации Китая (1978-2002 гг. )'

Национальная политика в системе модернизации Китая (1978-2002 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1805
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ставров Иван Валерьевич

The author of the article The national policy in the system of China s modernization (1978-2002), a post-graduate student of the Institute of History, Ivan Stavrov, considers that ideology of national policy of China that is directed on reducing contradictions in national sphere and speeding-up of development of the regions, where live non-Han peoples, answers the course of reforms and building middle-prosperous society in China to the middle of the 21st century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная политика в системе модернизации Китая (1978-2002 гг. )»

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЯ (1978-2002 гг.)*

Иван Валерьевич СТАВРОВ,

аспирант Института истории ДВО РАН

К концу 1970-х годов в КНР социальные эксперименты эпохи «культурной революции», политическая нестабильность привели к сложной социально-экономической и политической обстановке, снижению жизненного уровня основных слоев китайского общества. В 1978 г. валовой внутренний продукт составил всего 362,41 млрд. юаней1, а валовой национальный продукт на душу населения — 230 дол. США2. Среднедушевой доход сельских жителей был равен 133,6 юаня, городских — 343,4 юаня в год3. В связи с неравномерным развитием регионов Китая эти показатели по национальным районам были еще ниже.

Находясь в поездке по северо-восточным провинциям в сентябре 1978 г., Дэн Сяопин высказал мысль о том, чтобы «...в подходящий момент прекратить массовую кампанию критики и перенести центр тяжести работы партийных и государственных органов в сферу осуществления четырех модернизаций»4. Старт политике реформ и осуществлению четырех модернизаций дал состоявшийся в декабре 1978 г. 3-й Пленум ЦК КПК XI созыва. В контексте настоящей работы рассматривается определение модернизации, принятое идеологами и практиками реформ.

Под четырьмя модернизациями лидерами КПК понимается обновление промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники5. Конечная цель модернизации — превращение Китая в государство с современными промышленным и сельскохозяйственным производством, наукой, культурой, сферой услуг, а также с высоким уровнем жизни населения и т.п.6 Достижение такой цели крайне сложно и требует значительного ресурса времени, тщательного планирования на всех этапах ее реализации. Поэтому лидерами КНР была принята «пошаговая» стратегия модернизации страны, «первоочередной задачей» которой «.является продвижение вперед социалистической модернизации в области экономики»7.

Принятие этой стратегии произошло на XII Всекитайском съезде КПК (сентябрь 1982 г.). В отчетном докладе съезду генерального секретаря ЦК КПК Ху Яобана отмечено, что «генеральной целью. хозяйственного строительства в течение ближайших 20 лет (с 1981 г. до конца XX в.) является увеличение. годового производства промышленной и сельскохозяйственной продукции страны в четыре раза»8. Указанный двадцатилетний период включал в себя два

* Работа подготовлена при поддержке грантов РГНФ, проект № 05-01-01289 аи ПрезидиумаДВО РАН, проект № 06-Ш-А-11-440.

этапа, или шага (по китайской терминологии). На первом этапе (1980-е гг.) «.заложить фундамент, накопить силы и подготовить соответствующие условия» для развития производства. В рамках этого этапа ставилась задача обеспечения населения продовольствием и одеждой, на втором (1990-е годы) — «.вступить в. период экономического подъема»9, обеспечив среднезажиточный уровень жизни. Таким образом, за период с 1980 по 2000 г. предполагалось построить общество «сяокан» — малого достатка.

Пошаговая стратегия, принятая в КНР, предполагает реализацию третьего этапа модернизации (до середины XXI в.), включающую освоение центральных и западных регионов страны, развитие науки и техники, превращение Китая в среднеразвитое государство10. Важнейшими механизмами модернизации должны быть наука и техника, так как без них «.невозможно создать ни современное сельское хозяйство, ни современную промышленность, ни современную оборону»11. При этом идеологи реформ видели связь между развитием науки и образования, ибо без развития системы образования невозможно подготовить научно-технические кадры в необходимом количестве. Дэн Сяопин решение проблемы развития системы образования назвал стратегической задачей12.

Руководством КПК и КНР под модернизацией понимается, в первую очередь, экономическое обновление страны. Тем не менее модернизация хотя и направлена в основном на использование новых технологий в различных сферах материального производства, расширение потребления и создание социальных, политических и культурных условий для развития производства13, но в то же время вызывает изменения и в иных сферах — культуре, национальных отношениях и т.п. Руководство страны, считая, что национальная политика является одним из элементов модернизации, без которой невозможно достижение социального прогресса в государстве, смогло включить ее в процесс обновления страны.

Национальная политика КПК в период КНР развивалась зигзагообразно. На первом этапе (1949—1958) в стране была создана законодательная база, регулирующая межэтнические отношения14. Впервые за всю историю Китая на законодательном уровне был реализован принцип равноправия национальностей, начали вводиться отдельно действующие положения о районной национальной автономии окружного и уездного уровней. Процесс поступательного развития в данной сфере был прерван начавшейся политикой «большого скачка» и «культурной революции», в годы проведения которой национальный вопрос стал рассматриваться как классовый. В годы культурной революции было провозглашено, что национальный вопрос в Китае решен. Все эти действия не могли не сказаться на национальном развитии страны. Растет число недовольных политикой центральных властей на окраинах КНР, населенных в основном представителями неханьских народов. Поэтому новое руководство Китая с конца 1970-х годов предприняло ряд действий, направленных на нормализацию национальной политики и межэтнических отношений.

В 1979 г. Дэн Сяопин объявил, что «.главным противоречием в текущей ситуации является, с одной стороны, низкий уровень производительных сил и, с другой стороны, — большие запросы, исходящие от государства и населения. Решение именно этого вопроса является центральной задачей»15. Таким образом был снят тезис о «сущности национального вопроса как классового вопроса», который активно пропагандировался в период «культурной революции».

Тезис, высказанный Дэн Сяопином, впоследствии был подтвержден в «Решении ЦК КПК по некоторым вопросам истории КПК со времени образования

КНР», принятом на VI Пленуме ЦК КПК XI созыва (1981). Этот документ содержал важные положения, касавшиеся разрешения национального вопроса. В частности, в нем указывалось на недопустимость разрешения противоречий между национальностями путем развертывания «острой классовой борьбы», а только через механизм консультаций16. В «Решении» подчеркивалась необходимость совершенствования национальной политики и предоставления больших прав автономии неханьским национальностям как основному элементу модернизации страны17.

С 1978 по 1982 г. происходило постепенное осознание важности национальных проблем, их переплетение с религиозными, а также с социально-экономическими преобразованиями. Важной вехой в развитии партийной теории в данной сфере стал состоявшийся в сентябре 1982 г. XII Всекитайский съезд КПК. В докладе генеральный секретарь ЦК КПК Ху Яобан подтвердил принятые еще на VIII съезде КПК принципы национальной политики. Он отметил, что «ЦК партии выработал немало политических установок, благоприятствующих развитию экономики и культуры в районах нацменьшинств, осуществлению прав национальных меньшинств на районную автономию»18. Главным положением доклада является оценка национальных проблем как стратегического вопроса, затрагивающего «.судьбу всего государства»19.

На XIII Всекитайском съезде КПК (25 окт. — 1 нояб. 1987 г.) тезис о стратегической важности национального вопроса был приведен почти в той же формулировке, что и на XII съезде. Тем не менее в докладе генерального секретаря ЦК КПК Чжао Цзыяна XIII съезду прозвучали некоторые новые положения. В частности, при формулировке основной линии партии отмечалось, что эта линия «.требует вести и сплачивать многонациональный (курсив мой. — И.С.) народ Китая на борьбу за то, чтобы .превратить нашу страну в богатое, могучее, демократическое и цивилизованное современное социалистическое госу-дарство»20. Таким образом, он связал вопрос о единстве национальностей с проблемой достижения процветания страны.

Определенное внимание в докладе было уделено вопросам регионального развития страны. В частности, Чжао Цзыян отметил необходимость пошагового развития экономики КНР: особое внимание уделить в первую очередь развитию восточных, приморских регионов «.и в то же время постепенно форсировать освоение центральных и западных»21, в основном национальных районов Китая. Этот тезис был дополнен следующим положением, непосредственно касавшимся неханьских национальностей: «Надо оказывать необходимую поддержку национальным и бедным районам .разрабатывать хозяйственную политику, соответствующую реальному положению этих районов, придать динамичность их развитию и тем самым способствовать экономическому про-цветанию»22. Таким образом, в своей речи Чжао Цзыян обратил внимание на зависимость модернизации страны от социально-экономического развития национальных районов, а также от последовательного реформирования регионов. В целом он развил тезис Дэн Сяопина о необходимости увеличения помощи национальным районам, нуждавшимся в поддержке23.

К началу 1990-х годов экономическое положение национальных районов значительно улучшилось. Так, валовой продукт промышленности и сельского хозяйства возрос с 36,77 млрд. юаней в 1978 г. до 129,02 в 1990 г. — в 3,5 раза (см. табл. 1). В период КНР (с 1952 г.) производство зерновых увеличилось в 3,5 раза (54,6 млн.т), собрали хлопка 652,4 тыс.т (в 21 раз выше показателя 1952 г.)24. Возросли показатели добычи нефти (5,777 млн.т в 1978 г. и 13,631 млн.т

Таблица 1

Валовой внутренний продукт районов национальной автономии (1978—2003 гг.)

Год ВВП*, млрд. юаней Размещение ВВП по трем сферам, млрд. юаней

1-я сфера 2-я сфера 3-я сфера

1978 36,77 15,56 21,21 -

1985 80,10 35,13 44,97 -

1990 129,02 47,52 81,50 -

1992 218,20 82,20 75,00 60,90

1995 490,10 162,90 174,70 152,60

2000 748,60 202,20 283,40 262,90

2002 901,50 220,00 343,90 337,60

2003 1038,10 245,57 416,35 376,17

Таблица составлена автором на основе: Чжунго тунцзи няньцзянь — 1991 (Китайский статистический ежегодник — 1991). Пекин, 1991. С. 68; Чжунго тунцзи няньцзянь — 2003 (Китайский статистический ежегодник — 2003). Пекин, 2004. С. 44—45; Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь — 2004 (Статистический ежегодник национальностей Китая — 2004). Пекин, 2004. С. 262.

в 1991 г., рост в 2,35 раза), угля (60,81 и 124,14 млн. т соответственно по годам, рост в 2,04 раза) и других полезных ископаемых. Расширилась сеть железных (с 9018 км в 1978 г. до 13 113 км в 1991 г.) и шоссейных (с 208,0 до 290,3 км) дорог25.

Тем не менее на первом этапе реформ социально-экономическое положение национальных районов было достаточно сложным. Несмотря на серьезные преобразования в автономных районах, с 1949 г. развитие экономики западных районов и уровень жизни неханьского населения были значительно ниже, чем в восточных регионах страны. Во многом такое отставание объясняется особенностями экономической структуры районов национальной автономии.

Д.А. Жоголев выделил шесть особенностей, характеризующих экономическую ситуацию в западных районах КНР: нерациональная система соотношений форм собственности; нерациональная отраслевая структура экономики; нерациональная структура распределения капиталовложений; нерациональная структура расходов населения; слабая промышленная база и транспорт; неравномерный общий уровень развития национальных районов26. Для исправления названных диспропорций необходим был комплекс специальных мер, в связи с чем руководство КНР смогло приступить к программе развития западных регионов лишь в конце 1990-х годов.

После событий на площади Тяньаньмэнь (1989) произошла смена руководства КПК. Чжао Цзыяна на посту генерального секретаря сменил Цзян Цзэ-минь. Последний, опираясь на опыт предшественников, развивает теорию национального вопроса: «Национальный вопрос — это часть общего вопроса об обществе, и национальный вопрос может решаться по мере решения общественных проблем». И далее: «.всемерное развитие производительных сил общества — вот коренная задача работы в сфере национального вопроса в период социализма»27. Таким образом, Цзян Цзэминь показал, что национальный вопрос не может быть разрешен одномоментно, более того, из его высказываний видно, что возможно формирование новых противоречий в национальной сфере, которые необходимо решать в контексте других общественных проблем.

* За период 1978—1990 гг. приведены данные, отражавшие только валовой продукт сельского хозяйства и промышленности.

Для решения противоречий, возникавших в национальной сфере, генеральный секретарь ставит пять основных задач: во-первых, преодоление различий в уровнях социально-экономического развития национальных районов; во-вторых, разрешение противоречий между национальностями, главным образом в экономической сфере; в-третьих, уважение к национальной культуре со стороны других национальностей, в первую очередь ханьцев; в-четвертых, внимательное отношение к религии в связи с «переплетенностью» национального и религиозного вопросов; в-пятых, пресечение незаконных действий со стороны отдельных лиц внутри страны и «международных враждебных сил»28. Лишь в обстановке сплочения национальностей и единства государства можно «.создать прочную гарантию дела социалистической модернизации и политики реформ и открытости»29. Данные положения в более краткой форме были подтверждены им в докладах на XIV и XV съездах КПК (12 окт. 1992 г., 12 сент. 1997 г.)30.

Большое внимание новый генсек уделял кадровому строительству, главная цель которого — подготовка ганьбу, преданных правящей партии. Эти требования отражали общий курс КПК на укрепление дисциплины в партийных кругах после событий на площади Тяньаньмэнь и были направлены на поддержание стабильности31.

По мнению Цзян Цзэминя, дело модернизации не может развиваться без подготовки молодых специалистов, получивших образование в новых экономических условиях. Особое значение он придавал подготовке ганьбу из числа национальных меньшинств. При этом подчеркивалось, что необходимо готовить кадры высшего и среднего звена, а также специалистов в области науки и техники32. Эти положения отражены в докладах генсека на XIV, XV и XVI съездах партии, а также закреплены в Уставе КПК33. Указания Цзян Цзэминя были дополнены требованием Члена Политбюро ЦК КПК, секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао (1993), который считал необходимым «.усиливать строительство рядов низовых кадров на волостном и поселковом уровнях»34.

В 1980—1990-е годы количественным критерием при подготовке национальных кадров становится процентное соотношение национальных меньшинств в национальных районах и в стране в целом. Национальные кадры к середине 1990-х годов составили 6,48% от общего числа ганьбу по стране, что было меньше соотношения ханьского и неханьского населения в Китае (8,98%). В различных национальных районах соотношение ханьских ганьбу и ганьбу из числа национальных меньшинств было, как правило, ниже соотношения хань-ского и неханьского населения. Например, в Тибетском автономном районе (ТАР) в 1995 г. доля национальных кадров составила 72,1% (до 77% в начале 2000-х годов35), при этом доля тибетцев равнялась 96,3% (92,2% в 2000 г.). В Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) численность национальных кадров к середине 2000-хгодов составила 348 тыс.чел. (51,8% всех кадровых работников)36. Подобная ситуация присуща и другим национальным районам37.

В КНР созданы 14 специальных высших учебных заведений для подготовки национальных кадров — институты (университеты) национальностей. За период с 1978 по 2003 г. в них прошло обучение 805 866 чел. При этом, если в 1978 г. в институтах национальностей обучалось лишь 6902 чел., то в 2003 г. — 115 966 чел.38

В 1990—2003 г. происходит дальнейший рост показателей социально-экономического развития районов национальной автономии. Численность не-ханьского населения увеличилась с 68,8 млн. до 80,17 млн.чел. Произошло увеличение ВВП в 4,75 раза (с 1992 по 2003 г.). Базовые капиталовложения

возросли с 144,4 млрд. юаней в 1995 г. до 473,39 млрд. юаней в 2003 г. (в 3,2 раза). За это время улучшились показатели развития сельского хозяйства. Так, площадь обрабатываемых полей составила в 2003 г. 19,67 млн. га (17,63 млн. га в 1990 г. и 20,86 млн. га в 2000 г.). Сборы зерновых увеличились в 1,2 раза (с 53,73 млн. т в 1990 г. до 64,80 млн. т в 2003 г.), а хлопка — в 3,4 раза (с 0,47 млн.т до 1,60 млн.т соответственно). Поголовье крупного рогатого скота в 2003 г. составило 57,97 млн. голов против 52,86 млн. голов в 1990 г.39

В сфере промышленного производства также налицо был успех. В 1990 г. в национальных районах выплавлено 3,68 млн. т стали, что в 2,9 раза меньше, чем в 2003 г. (10,82 млн. т). О росте строительства свидетельствуют показатели производства цемента — 19,57 млн.т в 1990 г. и 67,0 млн.т в 2003 г. (рост в 3,4 раза), производства электроэнергии — 73,8 млрд. кВт в 1990 г. и 224,3 млрд. кВт в 2003 г. (увеличилось в 3,03 раза). Добыча угля за рассматриваемый период увеличилась почти в 2 раза — с 0,121 млрд. т до 0,210 млрд. т40.

С начала 1990-х годов руководство КПК начало стимулировать внутри-и внешнеэкономическую деятельность национальных районов, распространив на них политику открытости. В 1992 г. Цзян Цзэминь отметил: «Национальные районы должны усиливать экономические связи с приморскими районами. Нужно расширять открытость приграничных территорий в качестве важного компонента нашей общей открытости к внешнему миру»41. Так, к 1998 г. из 30 приграничных пунктов общегосударственного значения 23 были расположены в национальных районах42. Через автодорожные КПП СУАР в 2004 г. перемещено 1,43 млн. т грузов, что на 29,4% выше показателя 2003 г.43

Примером сотрудничества между национальными районами и восточными провинциями может стать подписанное в январе 2005 г. «Соглашение о развитии торгово-экономического сотрудничества Гуанси-Чжуанского автономного района [ГЧАР] и Специального административного района Аомэнь в рамках «Программы установления более тесных торгово-экономических связей между внутренними районами Китая и САР Аомэнь»44.

По данным китайской статистики, объемы внутренней торговли составили 68,1 млрд. юаней в 1990 г. и 310,9 млрд. юаней в 2003 г. Внешнеторговый оборот за 2000—2003 гг. возрос с 8,5 млрд. дол. США до 13,5 млрд. дол.45 При этом национальные районы имели положительный баланс внешнеторгового оборота.

Несмотря на успехи экономического развития национальных районов в 1990-е годы, не удалось коренным образом изменить проблему диспропорций в развитии Запада и Востока (см. табл. 2).

Таблица 2

Темпы роста ВВП и доля регионов в валовой промышленной продукции, %

Восточная зона Центральная зона Западная зона

Среднегодовые темпы роста ВВП,

1986—1995 гг. 18,8 14,9 13,3

Доля в ВВП:

1985 г. 60,3 27,2 12,5

1990 г. 62,2 25,4 11,9

1995 г. 66,0 23,8 10,2

1998 г. 58,1 27,9 14,0

Таблица приведена по источнику: Китайская Народная Республика в 2000 г.: политика, экономика, культура. М., 2001. С. 100.

На рубеже КК—КК! вв. в Китае начинают претворяться в жизнь высказывания Дэн Сяопина, Ху Яобана и Чжао Цзыяна о необходимости развития центральных и западных районов страны. Китайские исследователи считают, что основы политики освоения западных регионов были заложены к 1980-м годам Дэн Сяопином в тезисе о «двух главных ситуациях» — о развитии в первую очередь приморских районов, а затем центральных и западных46. Они начали реализовываться с принятием на 4-м Пленуме ЦК КПК 15-го созыва программы освоения Запада (сент. 1999 г.).

Оформление теоретических установок по данному вопросу произошло к 1999 г. Так, во время совещания по вопросам реформы и развития государственных предприятий, проведенного в Сиани 17 июня 1999 г., Цзян Цзэминь отметил, что «.ускорение экономического развития Западного региона является неизбежным требованием поддержания поступательного, быстрого, здорового развития экономики страны, а также и неизбежным требованием осуществления стратегических целей третьего шага в деле модернизации стра-ны»47. Таким образом, председатель КНР показал зависимость модернизации страны от освоения западного ее региона.

Высокие темпы экономического развития КНР требуют постоянного увеличения потребления природных ресурсов, особенно энергетических. Поэтому освоение западных регионов страны актуально для сохранения высоких темпов экономического роста. Запад Китая богат нефтью и газом (7,05 млрд. т и 27,15 трлн. куб. м, или 21,6 и 85,4% общего объема по стране). Около 40% запасов угля КНР также сосредоточено на Западе. Помимо энергетических ресурсов здесь расположены значительные месторождения хрома, никеля, калийной соли (72,6, 62 и 97% соответственно)48.

В рамках программы освоения Запада было выделено четыре основных направления:

- изучение ресурсного потенциала региона и строительство объектов добывающей и обрабатывающей промышленности;

- расширение сельскохозяйственного производства путем модернизации и расширения ирригационной системы;

- создание мощной инфраструктуры;

- мероприятия, направленные на охрану окружающей среды.

Реализация программы должна проходить в три этапа: до 2005 г. — подготовительные работы; 2005—2015 гг. — начальный этап; 2015—2050 гг. — продолжение крупномасштабных работ. Основной задачей при выполнении плана является использование новых технологий и методов, перестройка структуры экономики региона, повышение конкурентоспособности и т.п.49 В программе развития западных регионов предусматривается не только эксплуатация ресурсов района, но и поднятие уровня жизни неханьских народностей.

Террористические акции, совершенные уйгурскими сепаратистами в Пекине и Урумчи (административном центре СУАР)50, способствовали росту напряженности в Синьцзяне. В результате руководство КПК пришло к выводу о необходимости активного развития национальных районов Западного Китая. Цзян Цзэминь отметил, что «.на Западе страны национальные меньшинства расселены относительно компактно и в то же время — на приграничных землях. В этой связи ускорение развития Западного региона имеет важное значение для поддержания политической и социальной стабильности в регионе, содействия национальной сплоченности, обеспечения безопасности в приграничных районах»51.

В 1990-е годы в Китае возросла угроза этнического терроризма. Это стало выражением феномена национального возрождения. Причинами, по мнению немецкого ученого Т. Хеберера, можно считать, во-первых, активные процессы модернизации страны, во-вторых, влияние распада таких государств, как Советский Союз и Югославия, а также рост этнического национализма в соседней с Синьцзяном Центральной Азии52. Здесь же можно отметить и проводившиеся во времена Мао Цзэдуна политические кампании по слиянию национальностей.

После беспорядков («восстания», по выражению Д.С. Гладни) в Синьцзяне, китайские власти активизировали борьбу с сепаратизмом и терроризмом. Правительство страны понимало, что ликвидировать угрозу беспорядков и терроризма можно только путем повышения уровня жизни населения. В результате реализации программы развития западных районов страны выросли показатели социально-экономического развития национальных районов (см. табл. 3).

При этом важен рост не только количественный (ВВП, ВВП на душу населения и т.п.), но и качественный. Здесь наиболее интересны показатели уровня доходов сельского населения и индекс развития человеческого потенциала. Сведения о доходах сельского населения нами приведены потому, что большая часть представителей неханьских национальностей Запада проживает в сельской местности. Рост доходов в городах значительно опережает данную тенденцию в деревне, это приводит к появлению социальной напряженности. В национальных районах данные проблемы усугубляются из-за общего уровня отсталости по сравнению с приморскими регионами страны.

Как видно из табл. 3, в каждом национальном районе отмечен рост показателей социально-экономического развития и наибольший практически по всем показателям — в СУАР, а наименьший — в Тибете. Отставание ТАР объясняется тем, что этот регион позднее всех национальных районов вступил в стадию

Таблица 3

Основные показатели социально-экономического развития национальных районов КНР (1999—2003)

Основные показатели АРВМ ГЧАР ТАР НХАР СУАР

1999 2003 1999 2003 1999 2003 1999 2003 1999 2003

ВВП, млрд. юаней 126,8 215,0 195,3 273,3 10,5 18,4 21,0 38,4 116,8 187,7

ВВП на душу населения, юаней 4691 8975 4356 5969 3194 6871 4025 6691 5904 9700

Валовой сельскохозяйственный продукт, млрд. юаней 53,2 66,6 84,4 103,0 4,2 5,8 7,2 10,3 46,1 68,8

Валовой промышленный продукт, млрд. юаней 110,2 135,4 166,7 143,6 1,4 2,1 25,2 35,2 74,4 111,3

Базовые капиталовложения, млрд. юаней 37,9 117,4 57,8 92,1 5,3 13,3 12,8 31,7 52,6 97,3

Средние доходы сельского населения, юаней 1780 2268 1875 2095 1194 1691 1512 2043 1504 2106

Индекс развития человеческого потенциала 0,679 0,738 0,679 0,731 0,521 0,586 0,659 0,712 0,706 0,757

Таблица составлена автором на основе: Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь — 2000 (Статистический ежегодник национальностей Китая — 2000). Пекин, 2000. С. 398, 401, 510; Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь — 2004 (Статистический ежегодник национальностей Китая — 2004). Пекин, 2004. С. 266—267; China Human Development Report — 2002. N.-Y., 2002. P. A 3; China Human Development Report — 2005. N.-Y., 2005. P. 154.

модернизации, чему во многом препятствовали такие факторы, как социальная нестабильность и сложность природно-климатических условий. Тем не менее темпы роста ВВП и средних доходов сельского населения в Тибете наиболее высокие (в 1,7 и 1,4 раза выше показателей 1999 г.). В других национальных районах эти показатели ниже — от 1,6 и 1,4 раза в Синьцзяне до 1,3 и 1,1 раза в ГЧАР.

Важным показателем уровня жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)53. Средний показатель индекса по КНР в 1999 г. равнялся 0,718. Ни один из национальных районов не смог достичь этой величины. В результате действия программы развития Запада уровень ИРЧП вырос, в 2003 г. он составил 0,746. Этот показатель опередил Синьцзян и вплотную к его достижению подошли автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ), ГЧАР и Нинся-Хуэйский автономный район (НХАР). По-прежнему замыкающее место по рейтингу ИРЧП среди регионов КНР занимает Тибет.

С приходом к власти нового поколения руководителей во главе с Ху Цзинь-тао большее внимание стало уделяться проблеме равномерности развития страны и ее социальной составляющей. В конце 2004 г. появился лозунг о построении «.социалистического гармоничного общества»54. По словам Ху Цзиньтао, Китай не стремится «к чрезмерно быстрому экономическому росту». Целью новой политики является «.эффективность и качество развития, изменение моделей экономического роста, охрана окружающей среды и улучшение жизни народа»55. Насколько эффективно будет проводиться настоящая политика в национальных районах, покажет будущее.

Итак, политика реформ и открытости стала реакцией на сложную социально-экономическую обстановку в стране. Поэтому руководство КНР разработало ряд мер, способствующих выходу страны из кризиса. Постепенность реформ — основа последовательного вывода отраслей хозяйства на новый уровень. Главными механизмами новой политики является развитие системы образования, а также науки. Важным аспектом политики реформ и открытости стало ее распространение в национальных районах страны.

Осознание стратегической важности национального вопроса проходило постепенно. Сначала был снят тезис о «сущности национального вопроса как классового вопроса», а впоследствии признание его стратегической значимости на XII Всекитайском съезде КПК. Лидеры КПК и КНР начали активно заявлять о необходимости расширения материальной помощи национальным районам, а также поэтапности развития страны: сначала восточных регионов, а потом и западных, в основном национальных. Благодаря изменению идеологического климата в стране, нацеленности на ускоренное экономическое развитие происходит рост основных социально-экономических показателей по национальным районам.

Несмотря на успехи реформ, уровень жизни неханьских национальностей оставался низким, все больше увеличивались диспропорции в развитии восточных провинций и национальных районов. С приходом к власти новых лидеров во главе с Цзян Цзэминем были четко обозначены задачи для решения противоречий, возникающих в национальной сфере. Эти задачи касались главным образом социально-экономического развития национальных районов, а также разрешения противоречий между национальностями. Механизмом разрешения названных противоречий стала подготовка кадровых работников и специалистов различного профиля из числа неханьских национальностей. Благодаря этим мероприятиям произошел дальнейший рост социально-экономических показателей по национальным районам, причем не

только количественных (объем ВВП и т.п.), но и качественных (уровень доходов населения, ИРЧП).

Для сокращения диспропорций в социально-экономическом развитии восточных, центральных и западных районов была принята программа освоения Запада. Реализация данной программы способствует, с одной стороны, привлечению новых ресурсов в экономику страны, а с другой — повышению уровня жизни неханьских национальностей, снижению межэтнической напряженности. Таким образом, идеология национальной политики направлена на уменьшение противоречий в национальной сфере и ускоренное развитие районов проживания неханьских народностей, что отвечает курсу реформ и построения среднезажиточного общества в Китае к середине XXI в.

1 Чжунго тунцзи няньцзянь — 1998 (Китайский статистический сборник — 1998). Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 1998. С. 55.

2 Островский А.В. Формирование рынка рабочей силы в КНР. М.: ИДВ РАН, 2003. С. 7.

3 Социальные последствия рыночных преобразований в КНР (1978—2002 гг.). М.: ИДВ РАН, 2004. С. 209. Уровень развития человеческого потенциала в 1975 г. составил 0,522. См.: Human development report — 2001. New-York Oxford University Press, 2001. P. 146.

4 Гаоцзю Мао Цзэдун сысян цичжи, цзяньчи шишицюшидэ юаньцзэ (Высоко держать знамя идей Мао Цзэдуна, искать истину в практике). Выступление Дэн Сяопина на заседании парткома провинции Цзилинь 16 сент. 1978 г. // Дэн Сяопин вэньсюань (Дэн Сяопин. Избранные произведения). Пекин, 1998. Т. 2. С. 127. Цит. по: Кокарев К.А. Политический режим и модернизация Китая. М.: ИДВ РАН, 2004. С. 31.

5 Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой: статьи и выступления. М.: О-во дружбы и сотрудничества с зарубежными странами, 2002. С. 7.

6 Титаренко М.Л. Модернизация Китая: шансы и вызовы времени: доклад. М., 2000. С. 3.

7 XII Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая: документы. Пекин: Изд-во лит. на иностр. яз., 1982. С. 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Там же.

9 Там же. С. 24.

10 XIII Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая: документы. М.: Политиздат, 1988. С. 16.

11 Дэн Сяопин. Строительство социализма... С. 8.

12 Там же. С. 275—276.

13 См.: Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность. М.: Вост. лит., 2002. С. 381—383.

14 Подробнее см.: Ставров И.В. Законодательная реализация национальной политики и районной национальной автономии КНР // IX Дальневосточная конференция молодых историков. Владивосток: ДВО РАН, 2006. С. 243—258.

15 Цзяньчи сысян цзибэнь юаньцзэ (Держаться основных четырех принципов). Выступление Дэн Сяопина на рабочем совещании по вопросам теории политико-воспитательной работы 30 марта 1979 г.// Дэн Сяопин вэньсюань (Дэн Сяопин. Избранные произведения). Пекин, 1998. Т. 2. С. 182. Цит. по: Кокарев К.А. Политический режим. С. 37.

16 Москалев А.А. и др. Национальный вопрос в КНР (1949—1994 гг.). М.: ИДВ РАН, 1996. Ч. 1, № 1—2. С. 75.

17 Кокарев К.А. Политический режим. С. 40.

18 XII Всекитайский съезд. С. 54.

19 Там же.

20 XIII Всекитайский съезд. С. 14.

21 Там же. С. 22.

22 Там же.

23 См.: Дэн Сяопин. Строительство социализма. С. 351—352.

24 Жоголев Д.А. Малые народности и великий Китай. М.: ИДВ РАН, 1994. С. 124—127.

25 Там же. С. 129—130, табл. 4.

26 Там же. С. 147.

27 Цзян Цзэминь. О социализме с китайской спецификой. М.: Памятники исторической мысли, 2004. Т. 2—3. С. 207.

28 Там же. С. 203—204.

29 Там же. С. 204.

30 Цзян Цзэминь. Реформа. Развитие. Стабильность: статьи и выступления. М.: О-во дружбы и сотрудничества с зарубежными странами, 2002. С. 84, 91, 342.

31 Цзян Цзэминь. Реформа. Развитие. Стабильность. М., 2002. С. 277—278.

32 Цзян Цзэминь. О социализме с китайской спецификой. М., 2004. Т. 2—3. С. 213.

33 Лазарева Т.В. Кадровое строительство в национальных районах КНР (1949—1999). М.: ИДВ РАН,

2001. С. 49; Доклад Цзян Цзэминя на 16-м Всекитайском съезде КПК <4> [Электрон. ресурс]. Доступно из URL: http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/zgzt/sldzt/t118053.htm [Дата обращения 16.10.2004].

34 Ху Цзиньтао. Гаоду чжунши цеши цзохао шаошу миньцзу ганьбу дэ пэйян сюаньба гунцзо (Уделять особое внимание работе по подготовке и подбору кадров из национальных меньшинств) // Миньцзу туанцзе. 1993. № 9. С. 7. Цит. по: Лазарева Т.В. Кадровое строительство. С. 50. Ху Цзиньтао в период с 1988 по 1992 г. занимал пост председателя парткома Тибетского автономного района. См.: Москалев А.А. На заседании ИДВ РАН, посвященном 40-летнему юбилею Тибетского автономного района КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 6. С. 160.

35 Москалев А.А. На заседании ИДВ РАН. С. 161.

36 Жэньминь жибао он-лайн. [Электрон. ресурс]. Доступно из URL. http://www.russian.people.com.cn/ 31518/2895093.html [Дата обращения 10.05.2006]

37 Лазарева Т.В. Кадровое строительство. С. 25—26.

38 Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь — 2004 (Статистический ежегодник национальностей Китая — 2004). Пекин: Миньцзу чубаньшэ, 2004. С. 525.

39 Там же. С. 254—255.

40 Там же. С. 256—257.

41 Цзян Цзэминь. О социализме с китайской спецификой. М., 2004. Т. 2—3. С. 217.

42 Китайская Народная Республика в 1998 г.: политика, экономика, культура. М.: ИДВ РАН, 2000. С. 71.

43 По сообщению агентства Синьхуа. 31.01.2005.

44 Там же.

45 Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь. 2004. С. 256—257.

46 Лань Хуа. Лунь си бу да кайфа дэ лилунь юаньюань хэ цзибэнь сылу (Теоретические истоки и основные подходы к проблеме большого освоения Запада) // Миньцзу вэньти яньцзю. 2001. № 8. С. 15.

47 Цзян Цзэминь. О социализме с китайской спецификой. М.: Памятники исторической мысли,

2002. Т. 1. С. 285.

48 Китайская Народная Республика в 2000 г.: политика, экономика, культура. М.: ИДВ РАН, 2001. С. 99.

49 Там же. С. 104.

50 См.: Gladney D.C. China’s national insecurity: old challenges at the dawn of the new millennium // 2000 Pacific Symposium. Asian perspectives on the Challenges of China. [Электрон. ресурс]. Доступно из URL: http://www.ndu.edu/inss/symposia/pacific2000/gladneypaper.htm [Дата обращения 12.04.2005].

51 Цзян Цзэминь. О социализме с китайской спецификой. М., 2002. Т. 1. С. 287.

52 Heberer Th. China’s Nationalities Policies: Quo Vadis? P. 1—2. [Электрон. ресурс]. Доступно из URL: http://www.casaasia.es/pdf/21904105720AM1077184640713.pdf [Дата обращения 04.05.05].

53 Настоящий индекс исчисляется на основе показателей продолжительности жизни, уровня грамотности взрослого населения, совокупного валового коэффициента числа поступивших в учебные заведения профессионального образования различных ступеней и ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности, в дол. США). Чем ближе значение индекса к единице, тем выше уровень развития страны.

54 Подробнее см.: Борох О., Ломанов А. Неосоциализм Ху Цзиньтао и современная идеология КНР // Pro et Contra. 2005. № 3 (30). С. 20—39; Китайская Народная Республика в 2004—2005 гг. Политика, экономика, культура. М.: ИДВ РАН, 2005. С. 59—66.

55 По сообщению агентства Синьхуа. 16.04.2006.

SUMMARY: The author of the article “The national policy in the system of China’s modernization (1978—2GG2)”, a post-graduate student of the Institute of History, Ivan Stavrov, considers that ideology of national policy of China that is directed on reducing contradictions in national sphere and speeding-up of development of the regions, where live non-Han peoples, answers the course of reforms and building middle-prosperous society in China to the middle of the 21st century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.