Научная статья на тему 'Национальная политика Канады и вызовы XXI века'

Национальная политика Канады и вызовы XXI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2208
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Канада / национальная политика / канадец / политическое сообщество / иммигрант / immigrant. / Canada / national policy / Canadian / political community

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Минкова Кристина Владимировна

Статья посвящена трем национальным политикам Канады, их особенностям и общим чертам. Анализируются также обстоятельства, влияющие на развитие национальной политики Канады и причины ее неудач. Рассматривается портрет современного канадца и перспективы Третьей национальной политики Канады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Canadian National Policy and Challenges of the 21st Century

This article focuses on three Canadian national policies, their specificities and common features. It analyses the circumstances that influence Canadian national policy and reasons for its failures. It also discusses a portrait of a modern Canadian and prospects of the Third national policy of Canada.

Текст научной работы на тему «Национальная политика Канады и вызовы XXI века»

Национальная политика Канады

УДК 323.2 ББК 66.5(4/8)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ И ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА

*

© 2013 г. К.В. Минкова

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Статья посвящена трем национальным политикам Канады, их особенностям и общим чертам. Анализируются также обстоятельства, влияющие на развитие национальной политики Канады и причины ее неудач. Рассматривается портрет современного канадца и перспективы Третьей национальной политики Канады.

Ключевые слова: Канада, национальная политика, канадец, политическое сообщество, иммигрант

This article focuses on three Canadian national policies, their specificities and common features. It analyses the circumstances that influence Canadian national policy and reasons for its failures. It also discusses a portrait of a modern Canadian and prospects of the Third national policy of Canada.

Key words: Canada, national policy, Canadian, political community, immigrant

Вопрос о том, есть ли у Канады национальная политика и какая она, если считать таковой общее понимание канадцев относительно целей и методов управления, служит постоянной темой для канадской прессы. Многие канадцы склонны считать, что правительство больше не работает. Молодежь все чаще не проявляет никакого интереса к политической жизни и не приходит на выборы. Пожилые канадцы, в свою очередь, не могут понять, почему столько молодежи нуждается в социальной опеке.

Множество канадцев не чувствует принадлежности к канадским политическим, экономическим и социо-культурным институтам, то есть существует как бы вне государства. Растут националистические

Минкова Кристина Владимировна - кандидат исторически наук, докторант факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: kristina_minkova@mail.ru

90

Канадский ежегодник

Выпуск 17 - 2013

настроения, основанные на убеждении в том, что новые иммигранты не разделяют традиционные ценности канадцев [2] [i]. В свою очередь, эти новые иммигранты существуют как бы на окраинах общественной жизни. Если кратко резюмировать суть предвыборных дебатов в провинциях, общественная политика оказывается чрезвычайно далекой от чаяний канадцев любого возраста, социальноэкономического статуса, происхождения.

Эффективность традиционных политических инструментов все чаще ставится под сомнение. С одной стороны, канадцы все еще надеются, что правительство способно изменить ситуацию в условиях, когда это действительно необходимо, особенно если это касается экономики, а с другой - не доверяют каждому отдельно взятому политику. То же самое касается и судов: в канадской Хартии прав и свобод 1982 г. судьям отдается важнейшая роль, однако сегодня суды зачастую воспринимаются как государства в государстве, повлиять на которые абсолютно невозможно.

Канадское политическое сообщество, которое раньше казалось относительно единым, начинает раскалываться; достичь единого мнения или хотя бы общего понимания относительно направления общественной политики становится все труднее. Наконец, глобализация экономики, возрастающая международная мобильность и революция в сфере коммуникаций бросают вызов способности канадцев к созданию хотя бы видения общего будущего. К сожалению, все чаще не политическая воля канадцев, а реальные обстоятельства решают судьбу страны в целом и каждого канадца в частности. Обвал цен на нефть и экономический кризис, последовавший за крахом финансовых рынков 2008 г., привели к большим изменениям в общественной жизни страны. Вновь возник вопрос, уже не раз занимавший центральное место в послевоенных теориях международных отношений: не перестало ли государство (как набор институтов) быть оптимальной структурой для выработки и воплощения политики.

Сами канадцы также не впервые задаются подобными вопросами, доказательство этому - канадская поговорка “настолько канадец, насколько это позволяют обстоятельства” (“as Canadian as it is possible to be under the circumstances”). И все же надо признать, что канадская национальная политика, которая с теми или иными изменениями существовала на протяжении двух с половиной веков, не работает в XXI в. [ii] Основная задача Оттавы сегодня - вызвать у населе-

91

Национальная политика Канады

ния Канады чувство общественной солидарности, общественных обязательств, социальной причастности и уважения к своим собратьям по стране, невзирая на то, какой культуры, религии или подхода к механизмам функционирования государства они придерживаются. Сегодняшнее канадское государство уделяет этому важному аспекту социальной политики минимальное внимание.

Возможно, говорить о формировании “национальной” политики в таком мультикультурном сообществе как сегодняшняя Канада вообще бессмысленно. Однако сам проект канадского государства изначально строился не на традиционных для мононациональных государств символах (флаг, герб и т.п.) и не на общности языка, этнической принадлежности, религии, культуры или территории [9] [iii]. Канадское государство, по сути, никогда не было озабочено тем, кто канадцы сейчас, кем они были или кем должны быть. Национальная политика Канады всегда строилась на предпочтениях канадцев в рамках государства или каких-то других институтов. Родерик Макдональд и Роберт Вулфи полагают, что национальная политика Канады по своей природе носит более конституционный характер, чем любой из известных канадских Конституционных актов [11].

Политэкономисты и теоретики-конституционалисты сломали немало копий в спорах о том, что было вначале - государство или национальная политика [4; 5; 12; 15; 3]. Однозначного ответа на этот вопрос не существует [6].

Точно так же можно спорить о том, была ли первая канадская национальная политика (НП1) - политика тарифов, иммиграции в степи и развития транспортной сети - одним из проектов федерального правительства или порождением нового Канадского государства, возникшего на средства монреальских англофонов, под рукой франкофонной католической церкви и под надзором лондонского Министерства по делам колоний. Иными словами, политика строительства государства может зародиться в умах экономической и политической элиты для удовлетворения их собственных интересов, но по настоящему эффективной она будет только в том случае, когда ее примет и будет воплощать все население, от хуторов до столицы.

Национальная политика Джона А. Макдональда родилась как один из лозунгов предвыборной кампании 1879 г., однако своей актуальности и своих сторонников среди канадцев она не потеряла и сто лет спустя. Впрочем, основы политики Макдональда почти не отличались от мер,

92

Канадский ежегодник

Выпуск 17 - 2013

которыми все правительства Старого Света спасались от депрессии 1873 г., так что, по сути, первая национальная политика Канады не была по-настоящему канадским феноменом.

Подход Макдональда к управлению полностью сохранял свою актуальность более полувека. Вне зависимости от того, что в ней было первичным - общество или государство, к середине 1930-х гг. оба достигли существенных успехов. Трансконтинентальная политика привела к тому, что в Конфедерацию вступили Земля Принца Руперта и Британская Колумбия (к 1905 г. вне канадского государства оставались только Ньюфаундленд и Лабрадор, а также территории, расположенные выше 16-й параллели); в Квебеке и Онтарио было создано сильное промышленное производство; пустующие территории заселялись и осваивались фермерами-иммигрантами; было закончено строительство трех трансконтинентальных железных дорог.

Точно такое же сочетание целей и средств породило вторую национальную политику Канады (НП2), концентрировавшуюся на большом субсидировании социальной сферы и поддержании институтов культурной и экономической “канадизации”. Эта политика была вызвана необходимостью поиска новой пост-британской политической идентичности в условиях экономического доминирования на континенте канадского “большого соседа” - Соединенных Штатов Америки (отсюда появление национальной символики Канады, вступление в НАТО, появление канадских политических деятелей на денежных купюрах).

Впрочем, изначально НП2 появилась как механизм создания государства всеобщего благоденствия в ответ на Великую депрессию 1930-х гг., а затем на Вторую мировую войну. Государство всеобщего благоденствия, основанное на открытой экономике, рассматривалось в тот период как способ предотвращения новой войны и новой депрессии многими политиками западного полушария [13]. Таким образом, НП2 направила все силы государства и государственных институтов общего благоденствия на благо личного благосостояния каждого из своих граждан - и к 1970-м гг. этот проект был в общем завершен с большим успехом [8] [iv].

В 1980-е гг. Канада, как и другие развитые страны Запада, пережила нашествие неолиберализма и первую волну глобализации. Это не могло не отразиться на функционировании государственных институтов и, соответственно, на национальной политике страны. Под влиянием этих

93

Национальная политика Канады

факторов в конце ХХ - начале XXI вв. начала формироваться третья национальная политика Канады (НП3) [14; 7] [v]. Как и две предыдущие, эта политика изначально была как бы совместным проектом государства и канадцев - в 1980-е гг., в самом начале ее формирования, их взаимодействие было еще достаточно эффективным. Основы этой политики - конституционные права, мультикультурализм, равные права для всех канадцев, свободная торговля - разрабатывались политической элитой не просто для страны, но для благоденствия каждого из ее граждан. Реальное воплощение этой политики - Хартия прав и свобод, Закон о гражданском браке, “законодательный мультикультурализм”, вопрос о сецессии Квебека, Закон о четкости референдума - наглядно отражают изменения, произошедшие в канадском обществе со времен НП2: канадцы стали более мобильными, менее привязанными к одному месту, готовыми более часто менять жилье и партнеров, более сосредоточенными сами на себе и, наконец, общество стало “разношерстным” с точки зрения культуры и религии.

В XXI в. политика не успевает адаптироваться так быстро, чтобы отвечать всем реалиям ежеминутно меняющегося мира. Изменения, происходящие сегодня в каждом обществе, не только в канадском, огромны и носят принципиальный характер:

появилось множество социальных сетей, разрушивших привычную иерархию “государство - гражданин”. Эти изменения начинаются на уровне каждой семьи и затрагивают как государство, так и бизнес.

С помощью Facebook, MySpace и YouTube каждый человек стал не только потребителем информации, как это было раньше, но и ее поставщиком. Это не может не привести к обесцениванию коллектива и коллективного для каждого отдельно взятого человека;

общество изменилось не только в социально-демографическом смысле (больше некоренных канадцев из-за разницы в уровнях рождаемости в разных этнических группах канадского общества), но изменились и ожидания канадцев - т.е. то, что они ждут от государства и друг от друга [10];

канадцы стали куда более подвижными: по результатам переписи 2001 года почти миллион (!) канадцев сменили провинцию на протяжении пяти предыдущих лет, причем практически половина этих людей переехала в Альберту или Онтарио - эти провинции стали центрами внутренней миграции [1].

Насколько “национальными” были на самом деле две первые национальные политики Канады - вопрос весьма спорный. Так, НП1 была

94

Канадский ежегодник

Выпуск 17 - 2013

национальной, пожалуй, лишь в том смысле, что она затрагивала всю страну целиком, пусть какие-то конкретные меры и имели незначительные отличия в зависимости от места применения и обстоятельств.

“Национальность” НП2 заключалась во многом лишь в непрерывном противостоянии между федеральным и провинциальными правительствами. Законотворческая традиция, зафиксированная в Акте о Британской Северной Америке 1867 г., абсолютно не отвечала реалиям экономического кризиса 1930-х гг. и с трудом поддавалась каким-либо изменениям. Когда канадцы стали создавать институты государства всеобщего благоденствия, практически ни в одной провинции не было ни налоговой базы, ни населения, ни административного ресурса, необходимого для управления этими институтами.

Тем не менее, две первые национальные политики Канады были удачными, решили множество насущных вопросов и сделали Канаду одной из наиболее процветающих стран мира. Окажется ли НП3 настолько же удачной, - вопрос весьма спорный. Канадское общество настолько изменилось за последние полвека, что сегодняшняя национальная политика должна строиться абсолютно на других акцентах, чем две первые. Более того, пытаться строить ее на старом “фундаменте” - означает обречь ее на заведомый провал. Сегодняшние канадцы представляют собой намного более разобщенное общество, чем то, с которым Макдональд строил в 1879 г. первую национальную политику. Соответственно главное, чем должна обладать сегодняшняя национальная политика, - гибкость, причем гибкость не только в отношении государства к населению, но и гибкость институтов в решении поставленных национальной политикой задач; гибкость в формулировках этих задач и гибкость государства в отношении к самому себе.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Результаты переписи населения Канады 2001 г. // URL: http ://www 12. statcan. ca/english/census01/products/analytic/Multimedia.c fm?M=5 retrieved on September 15, 2013 (Дата обращения: 13.07.2013)

2. Commission Report, Building the Future, a Time for Reconciliation,

2008. URL: http://red.pucp.edu.pe/wpсontent/uploads/biblioteca/

buildingthefutureGerardBouchardycharlestaylor.pdf (Дата обращения:

05.07.2013)

95

Национальная политика Канады

3. Courchene T.J. Proposals for a New National Policy // In Pursuit of the Public Good / Ed. by Tom Kent. Montreal & Kingston, 1997. P. 65-91.

4. Creighton D. The Commercial Empire of the St. Lawrence, 1760-1850. Toronto, 1937; reprint, Toronto: Macmillan, 1956;

5. Dales J.H. The Protective Tariff in Canada's Development. Toronto, 1966

6. Fowke V.C. The National Policy - Old and New // Approaches to Canadian Economic History: A Selection of Essays / Ed. by

W.T. Easterbrook and M.H. Watkins. Reprint, Toronto, 1988.

7. Gosselin P. High Wire: The Precarious Financial Lives of American Families. New York, 2008.

8. Kent T. Federalism Renewed. Ottawa, 2007.

9. Macdonald R.A. The Design of Constitutions to Accommodate Linguistic, Cultural and Ethnic Diversity: The Canadian Experiment // Dual Images: Multiculturalism on Two Sides of the Atlantic / Ed. by K. Kulcsar and D. Szabo. Ottawa, 1996.

10. Macdonald R.A. Understanding Regulation by Regulations // Regulations, Crown Corporations and Administrative Tribunals / Ed. by A. Lajoie and Y. Bernier. Toronto, 1985. P. 81-154.

11. Macdonald R.A., Wolfe R. Canada's Third National Policy: The Epiphenomenal or the Real Constitution? // The University/ of Toronto Law Journal. 2009. Vol. 59, No. 4. P. 469-523.

12. Norrie K.H. Agricultural Implement Tariffs, the National Policy and Income Distribution in the Wheat Economy // Canadian Journal of Economics. 1974. No 7. P. 449-462.

13. Ruggie J.G. International Regimes, Transactions, and Change - Embedded Liberalism in the Post-War Economic Order // International Organization. 1982. Vol. 36. No 2. P. 379-415.

14. Scharpf F.W. The Viability of Advanced Welfare States in the International Economy: Vulnerabilities and Options // Journal

of European Public Policy. 2000. Vol. 7. P. 190-228.

15. Smiley D. Canada and the Quest for a National Policy // Canadian Journal of Political Science. 1975. No 8. P. 40-62.

96

Канадский ежегодник

Выпуск 17 - 2013

ПРИМЕЧАНИЯ

i. Это беспокойство настолько серьезно, что правительство Квебека специальным указом от 8 февраля 2007 г. создало Консультационную комиссию по практической адаптации представителей разных культур (Комиссия Бушара-Тэйлора).

ii. В качестве отправной точки мы взяли 1759 г., когда на обломках Французской Канады была основана британская колония. Разумеется, и до этого времени некоторые провинции современной Канады были независимыми и проводили свою политику, однако первая пан-канадская политика стала проводиться именно с 1759 г.

iii. К слову, Франция и Великобритания только недавно начали спорить, что в Канаде может считаться “французским”, а что - “британским”. Между тем канадцы уже давно решили для себя этот вопрос: 22 сентября 1759 года Генерал Роберт Монктон объявил новым квебекским подданным короля Г еор-га, что они отнюдь не обязаны расставаться с родным языком или католической церковью.

iv. Некоторые ученые утверждают, что упадок НП2 начался как раз в середине 1970-х гг., когда федеральное правительство начало манкировать своими обязательствами по фискальным трансфертам провинциям. Данное утверждение весьма спорно, поскольку подразумевает, что НП2 осуществлялась исключительно федеральным правительством.

v. Многие ученые приурочивают появление НП3 к краху Кейнсианских моделей в экономике после кризиса 1979 года. Впрочем сомнительно, что возврат к идеям Кейнса, последовавший осенью 2008 г., окажет сколько-то заметное влияние на формирование основ НП3. Относительно влияние неокейнсианства на политику Канады.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ф.И.О. Минкова Кристина Владимировна / Minkova Kristina Vladimirovna Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Подразделение: факультет международных отношений Должность: докторант

Ученая степень: кандидат исторических наук Электронная почта: kristina_minkova@mail.ru

Почтовый адрес: РФ, 196211 Санкт-Петербург, пр. Космонавтов,

д. 21, к. 2, кв. 75

Название статьи: Национальная политика Канады и вызовы

XXI века / Canadian National Policy and Challenges of the 21st Century

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.