Научная статья на тему 'Национальная электронная библиотека'

Национальная электронная библиотека Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
976
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ФОНД / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТАХ / DISTRIBUTED FUND / THE LEGAL FRAMEWORK / PARTICIPATION IN INTERNATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фомина А. А.

Проект создания национальной электронной библиотеки опирается на концепцию распределенного фонда. Он требует законодательного решения вопроса об авторских правах. Формирование государственной библиотечной политики определяет участие библиотек страны в международных проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL DIGITAL LIBRARY

The project to create a national digital library concept is based distributed fund. It requires a legislative solution to the question of copyright. Formation of the state library policy determines the participation of libraries in the country in international projects.

Текст научной работы на тему «Национальная электронная библиотека»

В этом контексте следует отметить, что развивающая среда требует собственного программно-методического обеспечения, отличающегося своими характерными особенностями. К таковым мы относим, прежде всего, индивидуальный характер образовательных программ, их нацеленность на личностные характеристики и проявления учащихся.

Образовательно-культурная среда учебного заведения формирует и новый тип гуманистической системы образования, характеризующийся творческим подходом педагогического коллектива, его индивидуальным почерком, что составляет своеобразие воспитательной системы того или иного образовательного учреждения.

На современном этапе развития нашего общества высвечиваются новые приоритеты образования и воспитания, которые должны способствовать формированию гражданственности, выступающей в данном случае не только как результат усвоения правовых и морально-нравственных норм жизни, но как многоуровневое интегральное качество личности, базирующееся на общечеловеческих ценностях, традициях народа, ощущении внутренней свободы и, одновременно, ответственности личности перед собой и другими членами общества, что является залогом построения правового государства.

Образовательно-культурная среда, как было показано выше, распространяется и на область дополнительного образования, и на образовательную деятельность музеев, являющиеся частью общего культурно-образовательного пространства. Это говорит о ее всеобъемлющем, универсальном характере [5].

Таким образом, корпус научных трудов, в которых, так или иначе, затрагиваются различные аспекты формирования и педагогического потенциала культурной среды в образовательном процессе - школы, вуза, учреждений дополнительного образования, педагогики семьи и т.д. является представительным, и может быть определен как теоретический базис для дальнейших педагогических разработок и исследований. Кроме того, следует отметить, что большая часть данных работ апробирована в педагогической практике и содержит конкретные методические рекомендации, программы, учебные пособия.

В связи с тем, что автор определяет педагогически организованную музыкальную среду как наиболее влиятельную в плане формирования духовных устремлений подрастающего поколения, аккумулирующую в себе все разнообразие компонентов развития личности, естественно будет предположить, что имен-

Библиографический список

но этот вид культурной среды является наиболее эффективным основанием при создании модели образовательного процесса, отвечающего требованиям современности.

Сегодня как никогда остро ощущается потребность в популяризации и государственной поддержке тех форм культурной и общественной жизни, которые противодействовали бы гуманитарной деградации общества, повсеместному распространению деструктивных жизненных установок и, напротив, способствовали бы нравственному и патриотическому воспитанию современной молодежи.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что все описанные в данной статье направления, раскрывающие с разных сторон возможности, методы воздействия и педагогические цели культурно-образовательной среды присущи педагогически организованной музыкальной среде как наиболее всеобъемлющей и действенной среде, в которую могут быть погружены учащиеся разного школьного возраста, учащиеся музыкально-педагогических колледжей, учреждений дополнительного образования, студенты музыкально-педагогических факультетов педагогических университетов.

Между тем, такой значимый для курса модернизации отечественного образования аспект культурной среды как педагогически организованная музыкальная среда затронут в исследованиях не был, что обусловливает актуальность обращения к этой многокомпонентной проблеме и необходимость глубокой разработки этого вопроса.

В связи с вышесказанным, автор определяет педагогически организованную музыкальную среду как наиболее влиятельную в плане формирования духовных устремлений подрастающего поколения, аккумулирующую в себе все разнообразие компонентов развития личности, естественно будет предположить, что именно этот вид культурной среды является наиболее эффективным основанием при создании модели образовательного процесса, отвечающего требованиям современности [1].

Таким образом, можно характеризовать педагогически организованную музыкальную среду как среду развивающую, способствующую установлению гуманистических отношений между субъектами учебно-воспитательного процесса, обеспечивающую деятельностное общение между ними, стимулирующую творческое самовыражение, что характеризует ее как важнейший фактор гуманизации образования и воспитания.

1. Уколова, Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека: дис. д-ра пед. наук. - М., 2008.

2. Уколова, Л.И. Формирование духовной культуры будущих учителей музыки в процессе музыкального образования: монография. -М., 2005.

3. Уколова, Л.И. Формирование духовной культуры будущих учителей музыки в процессе музыкального образования: монография. -М., 2007.

4. Уколова, Л.И. Педагогическая модель музыкальной среды в образовательном пространстве: монография. - М., 2011.

5. Уколова, Л.И. Музыкальная среда как показатель развития культуры личности // Материалы Международной научно-практич. конф. -М., 2010.

Bibliography

1. Ukolova, L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzihkaljnaya sreda kak sredstvo stanovleniya dukhovnoyj kuljturih rastuthego cheloveka: dis. d-ra ped. nauk. - M., 2008.

2. Ukolova, L.I. Formirovanie dukhovnoyj kuljturih buduthikh uchiteleyj muzihki v processe muzihkaljnogo obrazovaniya: monografiya. -M., 2005.

3. Ukolova, L.I. Formirovanie dukhovnoyj kuljturih buduthikh uchiteleyj muzihki v processe muzihkaljnogo obrazovaniya: monografiya. -M., 2007.

4. Ukolova, L.I. Pedagogicheskaya modelj muzihkaljnoyj sredih v obrazovateljnom prostranstve: monografiya. - M., 2011.

5. Ukolova, L.I. Muzihkaljnaya sreda kak pokazatelj razvitiya kuljturih lichnosti // Materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. -M., 2010.

Статья поступила в редакцию 15.11.13

УДК 02:004.7 Fomina A.A. NATIONAL DIGITAL LIBRARY. The project to create a national digital library concept is based distributed fund. It requires a legislative solution to the question of copyright. Formation of the state library policy determines the participation of libraries in the country in international projects.

Key words: distributed fund, the legal framework, participation in international projects.

А. А. Фомина, канд. пед. наук, доц. АГАКИ, г. Барнаул, Email: onir@agari.ru

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Проект создания национальной электронной библиотеки опирается на концепцию распределенного фонда. Он требует законодательного решения вопроса об авторских правах. Формирование государственной библиотечной политики определяет участие библиотек страны в международных проектах.

Ключевые слова: распределенный фонд, правовые основы, участие в международных проектах.

Дискуссионность теоретических сопоставлений характеристик традиционной и виртуальной библиотеки долгое время не позволяла прийти к единому мнению об организационных особенностях построения такого сложного инновационного проекта, как национальная электронная библиотека [1]. Итогом публичных обсуждений (2004 г.) стало концептуальное признание перспектив формирования распределенного электронного фонда НЭБ. Программа удаленного доступа к ресурсам РГБ, РНБ, Президентской библиотекой имени Б.Н. Ельцина, ГПНТБ России включила:

- виртуальные читальные залы (ВЧЗ), открытые на базе университетских и центральных региональных библиотек;

- авторизованный доступ к электронным коллекциям через сайт библиотеки.

- электронные коллекции открытого доступа [2, с. 23].

В самой обширной сети ВЧЗ, которой обладает РГБ, читателям в городах нашей страны и десяти государств на постсоветском пространстве открыты все виды документов [3]. Виртуальные залы, как и авторизация, сочетают бесплатный доступ к просмотру и получение копий документов на коммерческих условиях.

Сервис коллекций открытого доступа развивают все партнеры распределенного фонда национальной электронной библиотеки. Количество и содержание таких предложений резко ограничены данными ретроспективных фондов, на которые не распространяется требование о защите авторского права.

Региональная часть программы Национальной электронной библиотеки опирается на библиотечные ресурсы, предусматривая в дальнейшем присоединение музеев и архивов территорий. В соответствии с контрольными показателями плана информатизации, к 2015 г. должны быть переведены в электронную форму не менее 20% архивных фондов и 50% фондов общедоступных библиотек (не менее 75% к 2020 г.); обеспечен полный переход на электронные каталоги для библиотек и учреждений Музейного фонда Российской Федерации [4, с. 16; 5].

Объединение ведущих субъектов информационной сферы России, чья деятельность связана с формированием коллекций электронных ресурсов, эффективно содействует практике создания и эксплуатации распределенного фонда отечественных и зарубежных информационных ресурсов НЭБ. В перспективе совместные ресурсы образуют один из сегментов национального цифрового наследия, предоставив населению страны «бесплатный доступ (локальный или удаленный) ко всем документам, <...>, с учетом требований действующего законодательства» [4, с. 7].

Согласно концепции ЛИБНЕТ, создаваемые электронные хранилища региональной памяти на основе авторитетной, справочной, библиографической и полнотекстовой информации, аудио-, видеоданных объединят краеведческие знания [4, с. 12]. Несомненно, региональное наполнение краеведческой составляющей НЭБ явится реальным шагом в реализации Общероссийской программы сохранения библиотечных фондов.

На заинтересованность универсальных научных библиотек различных регионов страны от Дальнего Востока (Камчатка), Западной (Новосибирск, Томск, Кемерово, Барнаул) и Восточной Сибири (республика Соха (Якутия)), Урала (Свердловск) до Северо-Запада (Архангельск, Псков и другие) в создании электронных коллекции краеведческой направленности указывают результаты анализа официальных сайтов центральных библиотек субъектов Федерации. Финансовая поддержка проектной деятельности позволила крупнейшим фондодержателям оцифровать часть ценных в краеведческом контексте документов и освоить возможности консолидированного удаленного доступа к ресурсам. Развитие координации в сопредельных территориях способствует виртуальной реконструкции комплектов газет и журналов, ликвидации лакун в информационном обеспечении краеведения с помощью преимуществ современных технологий. Примером такого сотрудничества может служить про-

грамма «Электронная Сибирь», объединившая ресурсы универсальных научных библиотек Барнаула, Кемерова, Новосибирска и Томска [6].

Приходится признать, что освоенные объемы региональных электронных коллекций невелики, и перспективы расширения информационного поля провинции исследователи связывают с реестровым учетом книжных памятников в федеральной базе данных [7, с. 5]. Вместе с тем, сложность решения технологических задач заметно уступает проблемам поиска компромисса в защите интересов авторов современных документов и читателей.

Гражданский кодекс допускает временное безвозмездное использование в информационных, научных, учебных или культурных целях произведения в цифровой форме, без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но «только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме» [8, ст. 1274, п. 2].Очевидно, что подобная локализован-ность и ограничения дискредитируют саму идею неконфиденциальных ресурсов и открытого доступа в целом.

Библиотеки страны закономерно связывают успешное развитие электронных коллекций с совершенствованием российского законодательства по созданию правовой основы информационной деятельности в электронной среде [9]. О поступательном решении поставленной задачи свидетельствует последовательное обновление отраслевого законодательства, направленное на создание дополнительных условий для сохранности и развития библиотечного дела. Благодаря принятым (2008 г.) поправкам, закон «О библиотечном деле» (1994 г.) подтвердил право библиотек на перевод в цифровую форму не только ветхих, испорченных, редких и ценных изданий, но и произведений научного и образовательного значения [10, ст. 18, п. 1.1; 11]. Уточнение категории ценности, последовавшее в 2009-2010 гг., повлияло на законодательное разграничение понятий «библиотечный фонд», «национальный библиотечный фонд», «книжные памятники» [7, с. 5; 11, ст. 1].

Содержание национального библиотечного фонд определяют документы, «комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, и книжных памятников» [11, ст. 16]. Признание выдающейся духовной, материальной ценности и особого исторического, научного, культурного значения национального фонда характеризует его как культурное достояние станы. Однако в материалах Гражданского кодекса этой дефиниции нет, что и порождает радикальные требования о признании особых прав библиотек на оцифровку своих фондов «без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения» [12].

Кодекс оперирует понятием общественного достояния в отношении произведений науки, литературы или искусства по истечении срока действия исключительного права (70 лет). Этот статус позволяет любому лицу, «без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения» свободно использовать произведения. За его рамками аналогичные действия допускаются, прежде всего, для официальных документов государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, а также международных организаций [8, ст. 1259, п. 6].

Информатизация деятельности органов власти обеспечила доступность государственных информационных ресурсов, в том числе законов, других нормативных актов, судебных решений, иных материалов законодательного, административного и судебного характера. Эталонные и интегрированные банки официальных текстов правовых актов и сведений о них явились гарантом массового информирования населения, благодаря деятельности справочно-правовых систем (СПС). В литературе отмечается не менее полутора десятков СПС русскоязычного сегмента Интернета, что заставляет говорить о действенном механизме государственного управления процессами открытого доступа.

Легитимность доступа к документированным государственным информационным ресурсам предусматривает создание «производной информации в целях ее коммерческого распространения» [13, ст. 12, п. 2]. Эта возможность привлекает к отечественным СПС внимание крупнейших поставщиков информации на мировом рынке аудита, консалтинга и смежных услуг, издательского бизнеса. Сложившаяся практика привела к интеграции массивов документов, консультаций, вопросов-ответов, арбитражной практики, поисковых ресурсов и ресурсы для обновления. Добавим к этому формы типовых документов (договоров, заявлений, деклараций). С учетом практически идентичного круга информационных партнеров-поставщиков информации, в том числе иностранных у многих СПС становится очевидной заинтересованность каждой системы в наращивании числа оригинальных и коммерчески выгодных продуктов и услуг.

За годы плодотворного сотрудничества с органами власти, СМИ, зарубежными партнерами компания «КонсультантПлюс» реализовала планы по разработке и производству собственных справочно-поисковых и справочных систем. В первую очередь речь идет о разновидностях СПС «КонсультантПлюс»: «Верси-яПроф Специальный выпуск», «КонсультантФинансист», «Кон-сультантБухгалтер», «Региональное Законодательство» и др. Среди эксклюзивных предложений крупнейших игроков на рынке СПС специалисты отмечают фирменный пакет документов СПС «Кодекс». Он включает нормативно-технические документы, различные ГОСТы, санитарные нормы, конструкторскую документацию и другие подобные документы. Таким образом, базы данных крупнейших СПС страны содержательно дополняют правительственную программу информатизации органов власти.

С 1999 г. СПС «КонсультантПлюс», «Гарант» «Кодекс» участвуют в организации публичных центров правовой информации (ПЦПИ). Возникнув как опыт студенческого волонтерства в области юриспруденции, ПЦПИ в 2005-2006 гг. воплотили в российском формате концепцию программы ЮНЕСКО «Информация для всех» [14]. С помощью публичных центров правовой информации СПС укрепляют базы библиотек как традиционных центров неконфиденциальных ресурсов. Подобная практика укрепляет тенденции конвергенции и трансформации функций информационных центров и библиотек и, по-видимому, является эффективным средством для расширения ресурсной базы Национальной электронной библиотеки.

В отношении библиотечного фонда статус общественного достояния присущ особо ценной ретроспективной части национального фонда, представленной книжными памятниками. Распространение его на актуальные документы, как составную часть национального библиотечного фонда, комплектуемую«на основе системы обязательного экземпляра», несомненно, обеспечит исключительные права библиотек на оцифровку собственных фондов современной литературы. Но в таком случае правовая база формирования национальной электронной библиотеки нарушит права авторов.

Как показывает зарубежный опыт доктрины добросовестного (fairuse) или честного использования (fairdealing), соблюдение создателями оцифрованного контента прав автора порождает новый виток проблем. По мнению американских законодателей, замена оригинала цифровой копией создает особые преимущества владельцев цифрового контента по сравнению с издательским бизнесом. Именно по этой причине правосудие США в течение ряда лет препятствует созданию интернет-корпорацией Google крупнейшей цифровой библиотеки в мире [15].

Адаптация отечественных библиотек к передовым форматам международной деятельности открывает возможности для перспективного сотрудничества не только в национальном, но и в мировом масштабе. Специалистами в области права и мировым профессиональным сообществом в 2005 г. была поддержана инициатива Библиотеки конгресса США по созданию Мировой цифровой библиотеки (World Digital Library - WDL). Она одобрительно воспринята ЮНЕСКО, крупными компаниями и частными фондами. Глубина ретроспекции представленных в WDL артефактов национальных культур свидетельствует о безусловном применении в мировом информационном строительстве нормы общественного достояния, в соответствии с действующими национальными законами о защите авторских прав, аналогами положений российского Гражданского кодекса.

Открытый доступ к материалам Мировой цифровой библиотеки (с 2009 г.) обеспечило создание центров цифрового преобразования в США, Бразилии, Египте, Ираке и России. Получе-

ние высококачественных изображений на местах облегчило доступ к национальному контенту и применение централизованного инструментария с памятью перевода.

Основой информации сайта являются унифицированные метаданные о географическом, временном и тематическом аспекте документа. Систематизация контента по темам осуществлена на базе Десятичной классификации М. Дьюи, предоставленной OCLC на семи языках. Описание каждого первоисточника (рукописей, карт, редких книг, записей, фильмов, фотографий, чертежей и других видов документов) для фонда Библиотеки включило историческую справку, переведенную как метаданные и навигационные средства на официальные языки ООН. Многие объекты Мировой цифровой библиотеки взаимосвязаны ссылками с сайтами партнеров. Такой подход к библиографической характеристике помог обеспечить идентификацию каждого информационного объекта, в том числе через внешние поисковые системы.

Предоставление бесплатного многоязычного доступа к материалам культуры разных стран мира, ознаменовало интеллектуальное решение проблемы цифрового неравенства. Мировая библиотека оказала подчеркнуто позитивно влияние на интенсивность перевода национального культурного наследия в цифровой формат, отразив заинтересованность стран-членов ЮНЕСКО. Одна из обширных коллекция WDL принадлежит инициатору ее создания - Библиотеке Конгресса США. Она насчитывает более 120 экспонатов и постоянно пополняется, хотя основная работа по оцифровке исторического наследия была проведена в период подготовки национального юбилея США.

Очевидно, создание полнотекстовой коллекции «Память Америки» спровоцировало желание правительств европейских стран создать своеобразный аналог Мировой библиотеки, отразив сокровища старого света в собрании Europeana (2008 г.). В отличие от World Digital Library, представляющей информацию, Europeana является централизованным каталогом культурного наследия. Он предоставляет метаданные о распределенном фонде. Сами ««полнотекстовые» ресурсы - книги, фильмы, аудиозаписи или большое изображение картины, рисунка, фотографии, документа - остаются на сайтах источников информации - музеев, библиотек, архивов» [16].

Europeana формируются на добровольной основе, что не означает хаотичности ее пополнения. Консолидация национальных ресурсов достигнута благодаря длительной кропотливой работе галерей, музеев, архивов, библиотек и аудио-визу-альных коллекций по переводу своих фондов в цифровой формат. В осуществлении проекта EDLnet (EuropeanDigital-Librarynetwork) приняли участие более 100 организаций из разных европейских стран, под руководством Национальной библиотеки Нидерландов.

Создатели Европеаны работают с агрегаторами - порталами, предоставляющими доступ, например, к национальным цифровым информационным ресурсам по культурному наследию, объединяющие информационные ресурсы библиотек, музеев, архивов. Вертикальные агрегаторы, в свою очередь - к документам определённого типа или тематики. Международный агрегатор выполняет роль посредника между Europeana и цифровыми коллекциями.

Титульной аудиторией проекта выбрана молодежь. Не случайно расширение функциональных возможностей Europeana предусматривает, в частности, интерфейс и клиентское программное обеспечение для мобильных устройств, использование социальных сетей для обсуждения информации и отсылки к полнотекстовому ресурсу.

Оба проекта интегрированных ресурсов - и мировая цифровая библиотека и общеевропейский каталог выражают заинтересованность в привлечении фондов и коллекций российских библиотек, музеев, галерей и архивов. Об этом свидетельствует, например, выбор русского языка одним из рабочих языков представления материала WDL и финансовая поддержка Библиотекой Конгресса США российского национального фонда оцифрованных изданий, раскрывшего коллекции многих отечественных библиотек. Россия является партнером Europeana по проектам ATHENA, Linked Heritage, что позволило опубликовать в Europeana записи об экспонатах таких российских музеев, как Государственной Третьяковской галереи, Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Музея истории Казанского университета и других [17; 18; 19].

Более детальная работа с зарубежными коллекциями возможна при заключении соответствующих соглашений с организаторами WDL и Еигореапа не, поскольку осуществление обоих мировых проектов Старого и Нового света базируется на государственных бюджетах стран-участниц. При этом, как свидетельствует опыт европейских стран, финансовые разногласия не

Библиографический список

помешали сотрудничеству над проектом, контент которого доступен на 25 языках.

Заинтересованность правительств западных стран и международных организаций в предоставление открытого доступа к ресурсам сферы искусства и культуры поддерживает некоммерческий сервис интернета, способствует модификации проектов национальных электронных библиотек [20].

1. Степанов, В.К. Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных в Интернете // Библиотековедение. - 2004. - № 2.

2. Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011-2020 гг. [Э/р]. - Р/д: http://www.nilc.ru/nilc/libnet2011-2020.pdf

3. Виртуальные читальные залы ЭБД РГБ [Э/р]. - Р/д: http://diss.rsl.ru/?menu=catalog/&lang=ru

4. Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011 - 2020 годы: проект [Э/р]. - Р/д: http://www.nilc.ru/nilc/libnet2011-2020.pdf.

5. Контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года: приложение к материалам Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, 7 февраля 2008 г. № Пр-212 [Э/р]. -Р/д : http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html

6. Электронная Сибирь [Э/р]. - Р/д: http://elib.ngonb.ru/jspui/.

7. Общероссийская программа сохранения библиотечных фондов: второй этап: 2011-2020 гг. [Э/р]. - Р/д: http://pskovlib.ru/userfiles/ prog_2011.pdf.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации. ФЗ № 230 от 18 декабря 2006 г. Часть IV. - [Э/р]. - Р/д: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148685;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.09297268954105675;from=105422-20

9. Соколов, А.С. О развитии библиотечного дела: тез. докл. [Э/р]. - Р/д: http://rusla.ru/rsba/politic/files/text_01.doc.

10. О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О библиотечном деле»: Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 183-ФЗ [Э/р]. - Р/д: http://base.garant.ru/194138/

11. О библиотечном деле: Федеральный Закон от 25 декабря 1995 г. № 78-ФЗ с изм. и доп. [Э/р]. - Р/д: http://base.garant.ru/103585

12. Проект изменений 4-й части Гражданского кодекса Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: http://gpntb.livejournal.com/март.

13. Об информации, информатизации и защите информации Федеральный Закон от 29 января 1995 г. № 24-ФЗ [Э/р]. - Р/д: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/onli ne.cgi?req = doc;base=LAW;n = 40541 ;dst = 0;ts=D9B07D1D32BEC45831CE754F970-F45FB;rnd=0.24232341209426522

14. Королев, И. ЮНЕСКО избавилась от российского интернет-клона [Э/р]. - Р/д: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtmP2009/07/13/ 353818

15. Мереминская, Е. Google не получит «сиротские» книги: суд США заблокировал проект создания крупнейшей электронной библиотеки в мире [Э/р]. - Р/д: http://www.gazeta.ru/business/2011/03/23/3562509.shtml

16. Куйбышев, Л.А. Чего нет в Интернете - того не существует / Л.А. Куйбышев, Н.В. Браккер [Э/р]. - Р/д: http://www.bibliograf.ru/issues/ 2009/12/139/0/1135/

17. Европеана опубликовала стратегический план развития на 2011-2015 гг. [Э/р]. - Р/д: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/ digital_resources69/digital_resources49/1763

18. Linked Heritage: проект Комиссии Европейского Сообщества [Э/р]. - Р/д: http://www.minervaplus.ru/Linked_Heritage/linked_heritage.htm

19. Бракер, Н.В. Участие российских учреждений культуры в расширении контента Европейской цифровой библиотеки EUROPEANA /

Н.В. Бракер, Л.А. Куйбышев // доклад на XIII ежегодной международной конференции «EVA 2011 Москва» [Э/р]. - Р/д: http:// www.minervaplus.ru/publish/publish.htm

20. Фомина, А.А. Педагогический потенциал экологического контекста информационного общества // Мир науки, культуры, образования. - 2009.- № 7.

Bibliography

1. Stepanov, V.K. Ehlektronnihe biblioteki i polnotekstovihe bazih dannihkh v Internete // Bibliotekovedenie. - 2004. - № 2.

2. Osnovnihe napravleniya razvitiya Obtherossiyjskoyj informacionno-bibliotechnoyj kompjyuternoyj seti LIBNET na 2011-2020 gg. [Eh/r]. -R/d: http://www.nilc.ru/nilc/libnet2011-2020.pdf

3. Virtualjnihe chitaljnihe zalih EhBD RGB [Eh/r]. - R/d: http://diss.rsl.ru/?menu=catalog/&lang=ru

4. Osnovnihe napravleniya razvitiya Obtherossiyjskoyj informacionno-bibliotechnoyj kompjyuternoyj seti LIBNET na 2011 - 2020 godih: proekt [Eh/r]. - R/d: http://www.nilc.ru/nilc/libnet2011-2020.pdf.

5. Kontroljnihe znacheniya pokazateleyj razvitiya informacionnogo obthestva v Rossiyjskoyj Federacii na period do 2015 goda: prilozhenie k materialam Strategii razvitiya informacionnogo obthestva v Rossiyjskoyj Federacii, 7 fevralya 2008 g. № Pr-212 [Eh/r]. - R/d : http:// www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html

6. Ehlektronnaya Sibirj [Eh/r]. - R/d: http://elib.ngonb.ru/jspui/.

7. Obtherossiyjskaya programma sokhraneniya bibliotechnihkh fondov: vtoroyj ehtap: 2011-2020 gg. [Eh/r]. - R/d: http://pskovlib.ru/userfiles/ prog_2011.pdf.

8. Grazhdanskiyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii. FZ № 230 ot 18 dekabrya 2006 g. Chastj IV. - [Eh/r]. - R/d: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148685;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.09297268954105675;from=105422-20

9. Sokolov, A.S. O razvitii bibliotechnogo dela: tez. dokl. [Eh/r]. - R/d: http://rusla.ru/rsba/politic/files/text_01.doc.

10. O vnesenii izmeneniyj v statjyu 18 Federaljnogo zakona «O bibliotechnom dele»: Federaljnihyj zakon ot 27 oktyabrya 2008 g. № 183-FZ [Eh/r]. - R/d: http://base.garant.ru/194138/

11. O bibliotechnom dele: Federaljnihyj Zakon ot 25 dekabrya 1995 g. № 78-FZ s izm. i dop. [Eh/r]. - R/d: http://base.garant.ru/103585

12. Proekt izmeneniyj 4-yj chasti Grazhdanskogo kodeksa Rossiyjskoyj Federacii [Eh/r]. - R/d: http://gpntb.livejournal.com/mart.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ob informacii, informatizacii i zathite informacii Federaljnihyj Zakon ot 29 yanvarya 1995 g. № 24-FZ [Eh/r]. - R/d: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=40541 ;dst=0;ts=D9B07D1 D32BEC45831CE754F970F45FB;rnd=0.24232341209426522

14. Korolev, I. YuNESKO izbavilasj ot rossiyjskogo internet-klona [Eh/r]. - R/d: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtmP2009/07/13/353818

15. Mereminskaya, E. Google ne poluchit «sirotskie» knigi: sud sShA zablokiroval proekt sozdaniya krupneyjsheyj ehlektronnoyj biblioteki v mire [Eh/r]. - R/d: http://www.gazeta.ru/business/2011/03/23/3562509.shtml

16. Kuyjbihshev, L.A. Chego net v Internete - togo ne suthestvuet / L.A. Kuyjbihshev, N.V. Brakker [Eh/r]. - R/d: http://www.bibliograf.ru/issues/ 2009/12/139/0/1135/

17. Evropeana opublikovala strategicheskiyj plan razvitiya na 2011-2015 gg. [Eh/r]. - R/d: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/ digital_resources69/digital_resources49/1763

18. Linked Heritage: proekt Komissii Evropeyjskogo Soobthestva [Eh/r]. - R/d: http://www.minervaplus.ru/Linked_Heritage/linked_heritage.htm

19. Braker, N.V. Uchastie rossiyjskikh uchrezhdeniyj kuljturih v rasshirenii kontenta Evropeyjskoyj cifrovoyj biblioteki EUROPEANA / N.V. Braker, L.A. Kuyjbihshev // doklad na XIII ezhegodnoyj mezhdunarodnoyj konferencii «EVA 2011 Moskva» [Eh/r]. - R/d: http://www.minervaplus.ru/ publish/publish.htm

20. Fomina, A.A. Pedagogicheskiyj potencial ehkologicheskogo konteksta informacionnogo obthestva // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. -2009.- № 7.

Статья поступила в редакцию 20.11.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.