Научная статья на тему 'Национальная экономика: способность к инновациям'

Национальная экономика: способность к инновациям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / THE NATIONAL ECONOMY / INNOVATION / INNOVATION SYSTEMS / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головань С. И.

В статье исследуются подходы к определению национальной инновационной системы и ее структура, показана роль инновационного предпринимательства в повышении конкурентоспособности российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national economy: the ability to innovate

The article investigates the approaches to the definition of national innovatic system and its structure, the role of innovative entrepreneurship in enhancing competitiveness of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Национальная экономика: способность к инновациям»

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ

ГОЛОВАНЬ С.И.,

кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, e-mail: svetlana_golovan@mail.ru

В статье исследуются подходы к определению национальной инновационной системы и ее структура, показана роль инновационного предпринимательства в повышении конкурентоспособности российской экономики.

Ключевые слова: национальная экономика; инновация; инновационная система; инновационное предпринимательство.

The article investigates the approaches to the definition of national innovatic system and its structure, the role of innovative entrepreneurship in enhancing competitiveness of the Russian economy.

Keywords: the national economy; innovation; innovation systems; innovative entrepreneurship.

Коды классификатора JEL: E2, M2.

Одной из наиболее сложных и актуальных социально-экономических проблем, стоящих сегодня перед Россией, является перевод экономики на инновационный путь развития, преодоление технологического отставания страны. В документах и решениях последнего времени, определяющих стратегию социально-экономического развития Российской Федерации на долговременную и среднесрочную перспективу, преодоление технологического отставания и инновационное преобразование общества заявлены в качестве общей ответственности государства и бизнеса.

Инновационная способность национальной экономики характеризуется возможностью создавать и распространять во всех сферах новшества.

Специфика инновации такова, что, с одной стороны, потребность в ней формируется под воздействием спроса и предложения, а с другой - возникает в условиях конкуренции.

Недостаточная результативность инновационной деятельности иллюстрируется показателем экспорта. В настоящее время доля России в объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3-0,5% (доля Китая - 6%) [6].

Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме позволил обобщить и сформулировать некоторые основополагающие признаки инновационной экономики. Представляется, что она является таковой, если в обществе происходят следующие процессы:

• выделяется особая роль научных знаний, наблюдается положительное восприятие обществом и государством новых идей и технологий, присутствует готовность к трансферу знаний, их практической реализации в различных сферах деятельности;

• осуществляется ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления, в результате чего образуются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно растущего научно-технического прогресса;

• сформированы развитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовывать инновационный процесс, основанный на внедрении высоких производственных технологий и повышении конкурентоспособности производства;

• происходят радикальные изменения социальных структур, которые приводят к расширению и активизации инновационной деятельности не только в производственной, но и в других сферах — управлении, образовании, культуре, а также в быту;

• создана система опережающей подготовки и переподготовки профессиональных кадров в области инноваций, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественного производства и регионов страны [4].

Данные процессы в целом свидетельствуют о том, что важнейшим условием формирования экономики знаний являются высокая инновационная активность на всех уровнях управления (общественном, государственном, пред-

© С.И. Головань, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

22

с.и. головань

принимательском), а также наличие эффективной инновационной инфраструктуры. Последняя выступает в качестве базовой составляющей инновационного потенциала общества, «точки опоры» и фундамента инновационной экономики.

Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных общественных и производственных институтов (технологических и организационно - управляющих систем, предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, отдельных ученых и изобретателей), необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.

Важнейшей характеристикой инновационной инфраструктуры является ее функциональная достаточность (полнота), предполагающая наличие таких свойств, которые должны способствовать в полной мере реализации инноваций в масштабах национальной экономики, региона, отдельных предпринимательских структур. Подобная полнота может быть достигнута лишь при формировании рациональной и эффективной национальной инновационной системы, построение которой входит сегодня в число приоритетных направлений государственной политики.

В отечественной литературе до сих пор отсутствует теория национальной инновационной системы России. Многие ее вопросы исследуются, в основном, в прикладном аспекте, а также с позиций обобщения мирового опыта, и их недостаточная разработанность, с точки зрения экономической теории, может послужить одной из причин, препятствующих преодолению научно-технологического отставания нашей страны от ведущих государств мира.

В этой связи необходимо остановиться на основных направлениях исследования национальной инновационной системы.

Первый подход - самый распространенный в отечественной литературе, это принятое в мире определение национальной инновационной системы как совокупности различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс.

Второй подход связан с исследовательской традицией данной проблемы в бывшем СССР. В этом случае инновационная система отождествляется с системой «наука-производство», или с системой «наука-производство-потребление» и трактуется узко, а именно через структуру инновационного процесса; его состав при этом варьируется.

Третий подход - официальная трактовка инновационной системы, где дается субъектно-объектная характеристика ее как совокупности взаимодействующих организаций по созданию и реализации инновационной продукции в рамках проводимой государством инновационной политики.

Получается, что инновационная система интегрирует науку, производство и инновационную политику государства. В этом контексте отметим, что национальная инновационная система России должна не просто поддерживаться государством, а включать государство как звено, компонент системы, ее активный субъект, который задает не только «правила игры», но и выступает инициатором инновационных процессов, осуществляет их регулирование на различных уровнях: межгосударственном, федеральном, региональном, муниципальном.

Таким образом, национальная инновационная система — это особая подсистема, часть социально-экономической системы, основу которой составляет совокупность инновационных процессов на различных уровнях их реализации (глобальном, межгосударственном, национальном, региональном, окружном, муниципальном, корпоративном), представляющих собой комплекс институтов. При этом государство выступает как системообразующий институт, обеспечивающий требуемый уровень целостности системы. В самом общем плане структурная характеристика инновационной системы включает три компонента: науку, производство и инфраструктуру [1].

Ключевым элементом инновационной системы выступает наука, которая является не обособленным или стартовым сегментом системы, а центральным звеном каждого крупного ее сегмента, а именно государственного сектора, частного сектора, системы образования. Такой акцент на науке сделан неслучайно, поскольку в настоящее время преобладает понимание инновационной системы как последовательной цепочки «наука (генерация знаний) - производство — рынок» при взаимодействии между звеньями цепочки в рамках институциональной и физической инфраструктуры, создаваемой государством.

Формирование полноценной инновационной системы России возможно лишь на основе сбалансированного развития ее государственного и частного секторов, в том числе и в науке. Создание эффективного научного сектора невозможно без четкого определения судьбы и перспектив развития отраслевой науки — крупнейшего сектора в современной России (сегодня в стране функционирует 1,8 тыс. исследовательских организаций отраслевого профиля, что составляет более половины структур, осуществляющих исследования и разработки) [3].

Отраслевые НИИ, с точки зрения организации инновационного процесса, это анахронизм; в современных условиях они нуждаются в институциональной реструктуризации. С позиций формирования предпринимательского сектора НИС, отраслевую науку целесообразно передать корпорациям. Это один из перспективных вариантов, тем более, что западный опыт показывает — полноценный интеграционный процесс между наукой и производством обеспечивает именно фирма, имеющая в своей структуре научно-исследовательский центр [3]. Примерами таких центров могут выступать Bell Labs, всемирно известной американской фирмы «ATT», Yorktown laboratories, компании IBM, Apple и др.

В основе национальной инновационной системы лежит инновационный процесс. Эволюция структуры инновационного процесса прошла к настоящему времени три этапа, что соответственно отражают его основные модели: линейная, параллельная, сетевая.

Если первые две модели являются традиционными и их оформляют корпоративная и антрепренерская формы организации инновационных процессов, то сетевая это относительно новая перспективная структура, которая зародилась в США, в Кремниевой долине, и характерна, прежде всего, для высокотехнологичных фирм, работающих в

национальная экономика: способность к инновациям

23

новейших отраслях экономики. Отличительной особенностью этой модели является венчурный бизнес, венчурный капитал, интегрирующий инновационный и инвестиционный процессы и делающий акцент на эффективное использование интеллектуального ресурса ведущих университетов. Данная модель весьма актуальна для становления региональных инновационных систем в отечественной экономике. Ее ядром являются научные парки с крупным исследовательским университетом и сообществом малых инновационных фирм, как правило, венчурных [1].

Таким образом, можно утверждать, что скорейшее формирование национальной инновационной системы в России невозможно без активной государственной инновационной политики, которая должна включать следующие направления:

■ использовать комплексный подход к формированию национальной инновационной системы России и осуществлять ее создание одновременно на различных уровнях;

■ усилить акцент на решение центральных проблем инновационной системы, связанных с разработкой долгосрочной инновационной политики и институциональным оформлением ее ключевых компонентов;

■ ускорить формирование полноценных межгосударственных инновационных систем как фактора интеграции России в глобальное инновационное пространство;

■ обозначить перспективные ниши на мировом высокотехнологичном рынке в области гражданской авиации и гражданского судостроения, космоса, электроники и разработать соответствующие федеральные целевые программы, четко ориентированные на создание конкурентоспособных продуктовых инноваций в данных сферах;

■ стимулировать развитие сетевой модели инновационных процессов в конкретных регионах на основе разработки венчурного механизма финансирования [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. ГабитовА.Ф. Инновационная система России: формирование и государственное регулирование // Проблемы современной экономики. 2009. № 2 // www.m-economy.ru.

2. Гранберг А.Г., Валентей С.Д. Движение регионов России к инновационной экономике. М.: Наука, 2008.

3. Дунаев Э.П. Инновационная экономика: необходимость, возможность и факторы развития в России. М.: Экономический факультет МГУ, Теис. 2007.

4. Нестеренко Ю.И. Мировой опыт формирования национальных инновационных систем и проблемы России // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 1.

5. Николаева Т.П. Инновационный потенциал России: проблемы активизации использования. СПб.: СПбГуэф, 2007.

6. Окружко В.Я. Развитие инновационной способности национальной экономики // Проблемы современной экономики. 2009. № 4 // www.m-economy.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.