Научная статья на тему 'Национальная безопасность Российской Федерации: финансово-правовые условия обеспечения'

Национальная безопасность Российской Федерации: финансово-правовые условия обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2154
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / SAFETY / FINANCIAL STABILITY / FINANCIAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поветкина Наталья Алексеевна

Статья посвящена анализу финансово-правовых аспектов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что финансовая устойчивость государства основное условие его способности осуществлять самостоятельную и независимую политику в соответствии со своими национальными интересами и приоритетами, а создание и развитие государством финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости является механизмом защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: FINANCIAL AND LEGAL CAPABILITIES OF ENFORCEMENT

The article is devoted to the analysis of the financial and legal aspects of ensuring the national security of the Russian Federation. On the basis of the research above, the author comes to the conclusion that financial stability of the state is the main condition of its capability to carry out independent policy in accordance with its national interests and priorities. The creation and development of government financial and legal mechanism of the development financial stability is the mechanism of the protection of national interests and security.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность Российской Федерации: финансово-правовые условия обеспечения»

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Общие положения финансового права

Наталья Алексеевна ПОВЕТКИНА,

заведующий отделом финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, доцент Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ pna127@mail.ru 117218, Россия, г. Москва, ул. Б. Черемушкинская, д. 34

© Н. А. Поветкина, 2017

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу финансово-правовых аспектов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что финансовая устойчивость государства — основное условие его способности осуществлять самостоятельную и независимую политику в соответствии со своими национальными интересами и приоритетами, а создание и развитие государством финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости является механизмом защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности. Ключевые слова: национальная безопасность, безопасность, финансовая устойчивость, финансовая безопасность, экономическая безопасность.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.36.8.012-021

N. A. POVETKINA, Head of the Department of Financial, Tax and Budget Legislation of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Doctor of Law, Associate Professor of the Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation pna127@mail.ru 117218, Russia, Moscow, B. Cheremushkinskaya Str, 34 THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: FINANCIAL AND LEGAL CAPABILITIES OF ENFORCEMENT Review. The article is devoted to the analysis of the financial and legal aspects of ensuring the national security of the Russian Federation. On the basis of the research above, the author comes to the conclusion that financial stability of the state is the main condition of its capability to carry out independent policy in accordance with its national interests and priorities. The creation and development of government financial and legal mechanism of the development financial stability is the mechanism of the protection of national interests and security. Keywords: national security, safety, financial stability, financial security, economic security.

УНИВЕРСИТЕТА ^

имени o.e. кугафина(мгюА) финансово-правовые условия обеспечения

Успешное функционирование и развитие Российской Федерации как суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Проблема обеспечения национальной безопасности представляется для России одной из ключевых, являясь, по сути, условием проведения реформирования во всех сферах государственной и общественной жизни. Преобразования должны быть подчинены укреплению суверенитета России, сохранению ее территориальной целостности. Национальная безопасность позволяет говорить о суверенитете государства: только в состоянии независимости и уверенности в ее защищенности мы можем достичь социальной гармонии в обществе как высшей ценности для государства. В то же время обеспечение национальной безопасности невозможно в условиях финансовой неустойчивости, поскольку отсутствуют условия по финансированию соответствующих мероприятий. Данное обеспечение может быть осуществлено только за счет средств федерального бюджета и потому зависит от финансовой стабильности Российской Федерации. С другой стороны, финансовая стабильность недостижима в условиях зависимости государства.

Прошлый век характеризуется повышением роли государственных финансов во всех развитых странах. В управлении государством его финансовые ресурсы, в частности бюджетные средства, занимают одно их ведущих мест. Правовое регулирование доходов и расходов государства — одно из условий существования государства, поскольку бюджетные средства позволяют реализовывать все функции государства, в том числе обеспечение национальной безопасности1. По справедливому мнению Президента РФ В. В. Путина, «финансовая устойчивость и независимость страны абсолютно связаны между собой»2 и представляют две ключевые и базовые характеристики государства. Таким образом, можно говорить о возникновении взаимозависимости, взаимопроникаемости и взаимообусловленности двух категорий — национальной безопасности и финансовой устойчивости государства.

Если говорить о безопасности как о явлении, то она есть непременное условие бытия. Потребность в безопасности — исходная социальная потребность человека, которая сформулировалась в человеческом сообществе на грани б

инстинктивного и сознательного3. Категория «безопасность» является общеис- И

торической и общесоциальной, охватывающей всю историю и все будущее че- гп

ловечества, имеет определяющее значение для существования как отдельной О

личности, так и социальных общностей любого уровня4. «Установлено, что по- Л

требность в безопасности относится к числу первостепенных, основных мотивов ^

т

I

и

См.: Конюхова Т. В. Правовое регулирование финансирования национальной безопас-

ности // Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации : науч.-практ. пособие / отв. ред. В. Г. Вишняков. М. : Юрид. лит., 2005. С. 251. И

Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию на 2016 год // Прези- А дент России : сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения: 28.04.2016). □

См.: Экономическая безопасность России : Общий курс : учебник / под ред. В. К. Сенча- □ гова. 2-е изд. М. : Дело, 2005. С. 22. □ См.: Экономическая безопасность России : Общий курс. С. 24. ПРАВА

>

2

3

4

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

деятельности людей и сообществ»5. Однако следует учитывать, что понимание, состояние и обеспечение национальной безопасности государства зависят от конкретного исторического этапа его развития и в разных условиях (прежде всего социально-экономических, политических и геополитических) выражаются в различных формах.

Для понятия «безопасность» есть множество разнообразных определений. Так, под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз6; состояние защищенности жизненно важных интересов государства, т.е. конституционного строя,суверенитета, обороноспособности и территориальной целостности Российской Федерации, от внутренних и внешних угроз7. Как мы видим, несмотря на некоторое различие определений, их авторы используют единый подход и выделяют две ключевые составляющие безопасности — это «состояние защищенности», гарантирующее соблюдение «важных интересов». Обеспечение национальной безопасности находится в рамках правового поля и требует нормативной формы закрепления8, это обстоятельство влияет и на приоритеты развития правовой политики, под которыми понимаются «первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе»9.

Данному научному подходу соответствует и нормативно-правовое определение национальной безопасности, закрепленное в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 68310 (далее — Стратегия национальной безопасности, Стратегия). Это базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Итак, под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость,

5 Серебряков В. В. Социальная безопасность России : концептуальный подход. М., 1995. С. 6.

6 См.: Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. Изд. 6-е, доп. и перераб. / под ред. М. Ю. Тихомирова. М. : Изд. Тихомирова М. Ю., 2008. С. 85.

7 См.: Краткий юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М. : Ин-т новой экономики, 2005. С. 35.

8 Система национальной безопасности базируется на Конституции РФ, федеральных законах, правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, позволяющих определить основу, приоритеты, механизм реализации национальной безопасности, а также векторы ее обеспечения и развития.

9 Матузов Н. И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 13.

10 СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212.

УНИВЕРСИТЕТА ^

имени о.Е.кугафина(мгюА) финансово-правовые условия обеспечения

государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Обеспечение национальной безопасности11 понимается как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества по реализации политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов12.

Таким образом, национальная безопасность обеспечивается комплексом различных средств — правовых, политических, информационных, материальных, финансовых и т.д. Соответственно достижение правового режима финансовой устойчивости государства (гарантирование выполнения финансирования всех функций и задач государства при обеспечении национальной безопасности в полном объеме) будет выступать финансовым фундаментом национальной безопасности Российской Федерации. Именно финансовая устойчивость государства — основное условие его способности осуществлять самостоятельную и независимую политику в соответствии со своими национальными интересами и приоритетами.

В системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации финансовая составляющая проявляется в нескольких плоскостях, которые можно охарактеризовать как так называемый 3D-эффект. Он заключается в следующем: первая плоскость — публичные финансы, которые необходимы для реализации всех направлений в рамках обеспечения национальной безопасности; вторая плоскость — экономическая (финансовая) безопасность (одна из сфер, составляющих национальную безопасность), требующая также должного финансового обеспечения; третья плоскость проявляется во влиянии национальной безопасности в общем ее понимании и экономической (финансовой) безопасности на обеспечение финансовой устойчивости государства. При этом возникает система взаимопересекающихся плоскостей, жизнеспособность которых возможна только при условии их неразрывности и взаимозависимости.

Создание и развитие государством финансово-правового механизма обеспе- б

чения финансовой устойчивости является механизмом защиты национальных И

гп

11 Подробнее см.: Кетов Ю. Государственная власть как основа системы обеспечения на- 0

морской экономической зоны, художественные и культурные ценности» (Закон РСФСР от 31.10.1990 № 293-1 «Об обеспеч ВВС РСФСР 1990. № 22. Ст. 260).

циональной безопасности России // Юрид. мир. 2005. № 11.

12 Представляется уместным упомянуть понятие национального богатства России, под ко- ^

торым в целях защиты экономической основы суверенитета государства понимаются т

«земля, ее недра (запасы алмазов, золота, платины, драгоценных и полудрагоценных ^

камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных цветных и черных метал- п

лов и иных полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, растительный И

и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, расположенные на террито- А рии РСФСР, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны РСФСР,

а также образующиеся в реках РСФСР запасы анадромных видов рыб за пределами °

Ш

от 31.10.1990 № 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» //

>

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

интересов и обеспечения национальной безопасности. Реализация национальных интересов Российской Федерации возможна только в условиях финансовой устойчивости государства, поэтому интересы России в данной сфере относятся к ключевым. При этом в названной сфере особенно четко проявляется характерная для финансов система обратных связей, заключающаяся в необходимости обеспечения национальной безопасности, которая, в свою очередь, влияет на состояние и развитие публичных финансов.

Так, например, Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»13 закрепляет положения, предусматривающие, что сведения о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (далее — Госфонд России), Банке России, т.е. части золотовалютных резервов, являющихся источником обеспечения финансовой устойчивости, составляют государственную тайну. В то же время преамбула данного Закона определяет, что отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой, осуществляются исключительно в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Кроме того, в перечень сведений, составляющих государственную тайну, входят и сведения о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства14.

Таким образом, принятие управленческих решений и создание нормативных правовых актов предполагают как оценку регулирующего воздействия на общественные отношения, так и их оценку с точки зрения соответствия национальным интересам, влияния на обеспечение национальной безопасности.

Национальная безопасность предполагает оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией и законодательством РФ, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, а также безопасность личности. Как уже было отмечено, обеспечение всех видов безопасности и национальной безопасности в целом требует финансовых ресурсов, но в то же время режим защищенности в каждой вышеназванной сфере оказывает влияние и на обеспечение финансовой устойчивости. При этом такой вид безопасности, как экономическая безопасность, имеет непосредственное отношение к финансовой устойчивости государства.

Естественно, на взаимоотношение данных категорий распространяются все характеристики, которые мы указали ранее при рассмотрении соотношения национальной безопасности и финансовой устойчивости, что очевидно вследствие видовой принадлежности экономической безопасности к национальной безопасности и обусловливает наличие определенных особенностей и специфики в соотношении финансовой устойчивости и экономической безопасности. Рассмотрим их более подробно.

13 СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220—8235.

14 Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Рос. газ. 1995. 27 дек.

УНИВЕРСИТЕТА , ^

имени о.Е.кугафина(мгюА) финансово-правовые условия обеспечения

Прежде всего, следует отметить, что проблемы обеспечения экономической безопасности интересуют многих авторов15, что объясняется осознанием ее весомой роли и необходимости ее обеспечения для устойчивого развития государства. Это обусловливает различные подходы к ее определению. Однако, как показывает их анализ, данные определения понятия «экономическая безопасность» не имеют принципиальных различий и отличаются детализацией элементов. Так, например, одни авторы под экономической безопасностью понимают «совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному, динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь»16; другие — «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию»17. Первоначально экономическая безопасность рассматривалась как категория экономической теории, которая хотя и имеет свой предмет и специфические методы исследования, тесно связана с такими традиционными экономическими понятиями, как экономический рост и устойчивость социально-экономической системы, и рассматривается как компонент антикризисного управления экономикой18.

В своем нормативном определении понятие «экономическая безопасность» характеризуется как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской федерации19. Следует подчеркнуть, что состояние экономической безопасности также достигается

15 См., например: Экономическая безопасность России : Общий курс ; Баранов В. Д. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации экономики (теоретико-методологический подход) : дис. ... д-ра экон. наук. М., 2011 ; Ми-

халина И. Е. Экономическая безопасность Российской Федерации в рамках единого Б экономического пространства // Таможенное дело. 2012. № 4 ; Авдийский В. И., Безде- И нежных В. М. Экономическая безопасность как системообразующий фактор устойчи- гп вости сложных социально-экономических систем // Безопасность бизнеса. 2014. № 1. 0 С. 2—6 ; Ворожихин В. В. Об определении экономической безопасности в условиях глобализации // Безопасность бизнеса. 2014. № 3 ; Фирсов И. В. Концептуальные аспекты ^ формирования методики комплексной оценки экономических показателей для опреде- т ления состояния экономической безопасности Российской Федерации // Миграционное ^ право. 2014. № 2. С. 34—40. г

16 Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, пробле- И мы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 38—39. А

17 Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угроза и отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4—5. °

18 См.: Богомолов В. А. Экономическая безопасность. М., 2006. С. 4—5. 0

19 Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности

Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: http://www.pravo.gov.ru.

>

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

только при соблюдении режима финансовой устойчивости государства. Это подтверждается и тем обстоятельством, что в составе критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать и устойчивость развития национальной финансовой системы. Иными словами, без достижения финансовой устойчивости невозможно обеспечить и экономическую безопасность. В свою очередь, состояние безопасности создает условия для нормального стабильного процесса формирования доходной части бюджета в полном объеме, что и гарантирует выполнение всех принятых расходных обязательств Российской Федерации. Данное положение можно проиллюстрировать ситуацией, когда в целях обеспечения экономической безопасности из суверенных фондов РФ выделяются бюджетные средства для государственной поддержки приоритетных и стратегически важных сфер экономики20.

В настоящее время существует специальная система мониторинга экономической безопасности, которая создается как единая межведомственная и многоуровневая автоматизированная информационная система («АИС-Мониторинг»), предназначенная для формирования регулярной систематизированной статистической и экономической информации о текущих значениях индикаторов экономической безопасности страны, а также о факторах, определяющих возникновение угроз экономической безопасности страны21. При этом в ходе развития системы, обеспечивающей безопасность экономики России, целесообразно сформировать подсистему мониторинга — автономную часть системы обеспечения экономической безопасности, обладающую относительной самостоятельностью, состоящую из сил и средств проведения мониторинга и предназначенную для сбора, накопления, обобщения информации в рамках комплексного наблюдения, проведения анализа и оценки этой информации, а также прогнозирования для принятия управленческого решения в целях обеспечения экономической безопасности России. При этом такая деятельность в современных условиях должна носить комплексный характер22.

Рассматривая видовое многообразие сфер проявления национальной безопасности, нельзя не отметить и такой ее подвид, как финансовая безопас-

20 См., напр.: распоряжение Правительства РФ от 18.03.2016 № 449-р «Об утверждении перечня крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния, подлежащих мониторингу» // СЗ РФ. 2016. № 13. Ст. 1863 ; распоряжение Правительства РФ от 05.11.2013 № 2044-р «Об утверждении перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе» // СЗ РФ. 2013. № 45. Ст. 5880 и др.

21 Письмо Госкомстата РФ от 12.11.1997 № ВГ-1-21/2839 «О Порядке организации мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности России» // СПС «КонсультантПлюс».

22 См.: Фирсов И. В. Указ. соч. С. 34—40.

УНИВЕРСИТЕТА , ^

имени о.Е.кугафина(мгюА) финансово-правовые условия обеспечения

ность, которая представляет собой смежное понятие с понятием «финансовая устойчивость». Согласно позиции Е. В. Черниковой и О. С. Высоцкой, «национальная безопасность и безопасность в экономической сфере, как ее элемент, непосредственно связаны с совокупностью отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств. Сказанное позволяет выделять финансовую безопасность как составляющую понятий экономической и национальной безопасности»23.

Проблеме обеспечения финансовой безопасности уделяется не менее пристальное внимание ученых24, в том числе и на самом высшем научном уровне. Так, в научном докладе, подготовленном по итогам заседания Президиума Российской академии наук, посвященного вопросам формирования системы финансовой безопасности Российской Федерации, отмечается необходимость создания действенного государственного механизма обеспечения финансовой безопасности России25.

Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации можно представить как деятельность государства и всего общества (в лице уполномоченных и представительных органов), направленную на защиту стратегических национальных приоритетов, ценностей и интересов посредством обеспечения финансовой устойчивости, характеризующейся сбалансированностью публичных финансов, наличием необходимых денежных, валютных, золотых и т. д. резервов в целях достижения национальной идеи и социальной гармонии.

Подводя итоги, отметим, что финансовая устойчивость и национальная безопасность являются важнейшими характеристиками государства как единой системы. Их не следует противопоставлять друг другу, поскольку каждый элемент характеризует механизм функционирования государства со своей стороны, взаимообусловливает и дополняет друг друга и обеспечивает прочность и надежность функционирования всего государства. При этом значимость финансовой составляющей национальной безопасности во многом объясняется и финансовой (экономической) глобализацией России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовая устойчивость Российской Федерации, гарантируя национальную безопасность страны, позволяет: обеспечить выполнение всех бюджетных обяза- б

тельств Российской Федерации перед соответствующими субъектами; удовлет- И

ворить все потребности общества как минимум в среднесрочной перспективе; гп

П

- □

23 Черникова Е. В., Высоцкая О. С. Финансовая безопасность как элемент системы нацио- О нальной безопасности государства // Закон. 2010. № 7. С. 39. Ж

24 Например: Чиханчин Ю. А. Система финансовой безопасности Российской Федерации : т

вестия, 2012. С. 267—277 ; Лисун С. В. Налоговая безопасность: российский и зарубеж-25 См.: Чиханчин Ю. А. Указ. соч. С. 7.

концептуальные подходы и решения : науч. доклад / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Чи- ^

ханчина. М. : Наука, 2015 ; Кондрат Е. Н. Финансовая безопасность России в совре- г

менном мире : теоретико-методологические аспекты : монография. М. : Локус Станди, И

2010 ; Сенчагов В. К. Финансовая безопасность страны: бюджет, курс валюты, отток А капитала // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации.

Вып. 5 : К 20-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. М. : Из- °

Ш □

ный опыт // Налоговое планирование. 2015. № 1.

>

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

предупредить или нейтрализовать последствия возможных угроз и рисков; обеспечить финансовые интересы государства; выполняет финансово-обеспечительную и защитную функции в механизме обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также обеспечивает состояние защищенности национальных интересов страны посредством проведения бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, долговой, валютной, инвестиционной политик, направленных на развитие государства и создание условий и факторов, способных нейтрализовать воздействие внешних и внутренних угроз и рисков.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угроза и отражение // Вопросы экономики. — 1994. — № 12.

2. Авдийский В. И., Безденежных В. М. Экономическая безопасность как системообразующий фактор устойчивости сложных социально-экономических систем // Безопасность бизнеса. — 2014. — № 1.

3. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. — 1994. — № 12.

4. Баранов В. Д. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации экономики (теоретико-методологический подход) : дис. ... д-ра экон. наук. — М., 2011.

5. Богомолов В. А. Экономическая безопасность. — М., 2006.

6. Ворожихин В. В. Об определении экономической безопасности в условиях глобализации // Безопасность бизнеса. — 2014. — № 3.

7. Кетов Ю. Государственная власть как основа системы обеспечения национальной безопасности России // Юридический мир. — 2005. — № 11.

8. Кондрат Е. Н. Финансовая безопасность России в современном мире: теоретико-методологические аспекты : монография. — М. : Локус Станди, 2010.

9. Конюхова Т. В. Правовое регулирование финансирования национальной безопасности // Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации : науч.-практ. пособие / отв. ред. В. Г. Вишняков. — М. : Юрид. лит., 2005.

10. Лисун С. В. Налоговая безопасность: российский и зарубежный опыт // Налоговое планирование. — 2015. — № 1.

11. Матузов Н. И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. — 1997. — № 4.

12. Михалина И. Е. Экономическая безопасность Российской Федерации в рамках единого экономического пространства // Таможенное дело. — 2012. — № 4.

13. Сенчагов В. К. Финансовая безопасность страны: бюджет, курс валюты, отток капитала // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 5 : К 20-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. — М. : Известия, 2012. — С. 267—277.

14. Серебряков В. В. Социальная безопасность России : концептуальный подход. — М., 1995.

УНИВЕРСИТЕТА , ^

имени о.Е.кугафина(мгюА) финансово-правовые условия обеспечения

15. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. — Изд. 6-е, доп. и перераб. / под ред. М. Ю. Тихомирова. — М. : Изд. Тихомирова М. Ю., 2008.

16. Фирсов И. В. Концептуальные аспекты формирования методики комплексной оценки экономических показателей для определения состояния экономической безопасности Российской Федерации // Миграционное право. — 2014. — № 2.

17. Черникова Е. В., Высоцкая О. С. Финансовая безопасность как элемент системы национальной безопасности государства // Закон. — 2010. — № 7.

18. Чиханчин Ю. А. Система финансовой безопасности Российской Федерации : концептуальные подходы и решения : науч. доклад / под ред. Т. Я. Хабрие-вой, Ю. А. Чиханчина. — М. : Наука, 2015.

01 Щ

И гп

П □

Л □

Е

гп I И Я

I А I

П □

Ш □

н

ПРАВА

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.