Научная статья на тему 'Национальная безопасность как социальное явление: современная парадигма'

Национальная безопасность как социальное явление: современная парадигма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
9688
826
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность как социальное явление: современная парадигма»

Сацута А. А.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА

Безопасность людей, их защищенность от различных опасностей и угроз волнуют человека как существо разумное (homo sapiens) c первых лет его жизнедеятельности. На ранних стадиях функционирования и развития человеческого сообщества его безопасность сводилась главным образом к защите от опасного воздействия природных явлений, к способности человека обеспечивать свое существование. « ... Каждому виду живых существ, - отмечал М.Т. Цицерон, -природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, ... избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать и добывать себе все необходимое для жизни ,..»\ В последующем по мере институализации общественных отношений потребовалась защита людей не только от естественных опасностей и угроз, но и от опасностей и угроз, создаваемых самим человеком. Необходимым условием безопасности человеческого общества стали не только предупреждение и пресечение опасностей и угроз, исходящих от «сил природы и различных несчастных случаев», но и от «злой воли людей»2.

Осознание социумом жизненной необходимости своей безопасности, обеспечения ее достаточного уровня являлось на протяжении практически всей истории человеческой цивилизации стимулом особого интереса людей к этому явлению, его всестороннему изучению и осмыслению. Первые представления о безопасности сводились главным образом к пониманию ее как такого состояния окружающей человека среды, когда в ней отсутствуют опасности, т. е. условия и факторы, угрожающие индивидам или их сообществам в форме семьи, населения, государства. В дальнейшем, с началом бурного научно-технического прогресса, в процессе становления и укрепления национальных государств теоретические представления о безопасности обогащались и развивались, ее оценки как явления постоянно корректировались и уточнялись, формировались новые парадигмы безопасности и ее обеспечения.

В XVI и до начала XX века концептуальные представления о безопасности и ее обеспечении складывались преимущественно под влиянием стремления от-

дельных государств к расширению своих территорий, захвату природных и человеческих ресурсов в целях укрепления своей мощи и силы, повышения роли и статуса в системе межгосударственных отношений. Так Т. Гоббс утверждал, что для окончания «войны всех против всех», обеспечения внутреннего мира в человеческом сообществе граждане должны подчиниться могущественному суверену (князю, королю, народу). На международной арене суверен защищает интересы страны военными средствами, так как в системе отношений национальных государства нет правил и институтов юридического принуждения. Суверен как внутри человеческого сообщества, так и в системе межгосударственных отношений уполномочен защищать жизнь и собственность людей от любой опасности. По сути, безопасность по Т. Гоббсу - это подчинение общества суверену и защита его им от различных опасностей и угроз при помощи силы. И. Кант, выступая против подхода Т. Гоббса, сформулировал положение о «постоянном мире» как «моральной норме». Смысл его сводился к тому, что безопасность представляет собой просвещенный политический порядок - республиканская конституция, федеральная государственная система всемирного гражданства. Основным инструментом обеспечения безопасности И. Кант считал моральные нормы и обязательства, выраженные в праве. Нации - государства для обеспечения своей безопасности обязаны подчинять свои национальные интересы правилам международного порядка, представляющим собой моральные обязательства граждан отдельных государств по отношению ко всему человеческому сообществу. Г. Гро-ций, обращаясь к проблемам безопасности, подчеркивал, что не отдельные индивиды, а суверенные государства выступают главной силой обеспечения безопасности. При этом для суверенных государств общепринятые человеческие нормы должны быть определяющими во взаимоотношениях между ними. Для Гроция безопасность это мирное сосуществование и институализация сообщества суверенных государств, каждое из которых при этом сохраняет свои особенности, возможности и условия для своего функционирования и развития в системе мировых отношений. В 1814-1815 г. на Венском конгрессе эта идея нашла воплощение в создании Священного союза как системы «баланса сил в XIX веке», цель которой предотвращение войны и обеспечение безопасности.

Вначале и середине ХХ века в принципиально новых исторических условиях развития человеческой цивилизации, основным содержанием которых стала борьба ведущих стран за мировое господство, за реализацию своих национальных интересов и социально-политических идеологий, особое внимание в теории

безопасности стало уделяться коллективной и международной безопасности. Широкое распространение получил тезис о том, что общая безопасность человечества может быть достигнута только на основе учета, достижения баланса и гармонизации интересов различных народов и стран, их тесного взаимодействия. Безопасность отдельной страны обеспечивается с учетом безопасности других стран, для чего необходимы общие императивы-правила, которых придерживаются все государства.

Теоретические наработки по проблемам безопасности за многовековую историю человеческой цивилизации свидетельствуют о том, что безопасность представляет собой предельно широкое явление. В современных условиях в зарубежной и отечественной науке безопасность характеризуется не только как отсутствие опасностей, угрожающих индивиду, обществу и государству, но и как наличие условий для достойной жизни людей, удовлетворения и реализации их потребностей и интересов, как стабильное состояние общества, его качественная определенность, устойчивое и прогрессивное развитие в системе международных отношений3. Она рассматривается и как свойство социума сохранять свои целостность, относительную самостоятельность и устойчивость, способность к развитию, и как вид деятельности, система мер, направленных на предотвращение опасности. В статье 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»4.

Все имеющиеся в настоящее время в социально-гуманитарных науках определения и характеристики безопасности, несмотря на их противоречивость, с учетом их содержания и смыслового наполнения, условно подразделяются на две основные группы. Первую составляют определения, основывающиеся на сопоставлении опасности и безопасности, их диалектике, на непосредственном смысле слова «безопасность», определяемой семантикой русского языка (безопасность -отсутствие опасности или ее угрозы кому-либо или чему-либо сохранность, на-дежность5). Эти определения правомерно назвать охранительными. В них безопасность характеризуется как гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для объекта, системы, как их реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять опасностям и угрозам. «Смысл безопасности, - пишет В.Н. Кузнецов, - жизнь без опасностей. Только при наличии опасности какому-либо объекту оформляется и возникает феномен безопасности»6.

Вторая группа - это определения, в которых безопасность рассматривается в более широком контексте, с позиций внутренней организации, функционирования и развития какого-либо объекта, системы, их взаимодействия с окружающей средой. Такие определения можно назвать охранительно - функциональными, деятельностными. Безопасность в них трактуется не только как возможность и способность кого-либо или чего-либо охранять, оборонять себя, а, прежде всего как свойство объекта, системы выживать, развиваться и совершенствоваться, их способность сохранять свои особые качества, как отсутствие противоречий в функционировании и развитии объекта, системы, которые могут привести их к разрушению.

С теоретической, познавательной точек зрения все современные определения и характеристики безопасности принципиально не противоречат друг другу, а дополняют и развивают, конкретизируют и углубляют представления о безопасности как социальном явлении, о ее сущности. Они ориентируют на то, что по своей сущности безопасность представляет собой определенное состояние объекта, системы, взаимосвязь, взаимодействие и соотношение всей совокупности условий и факторов, обеспечивающих сохранение, защищенность, функционирование, развитие и совершенствование объектов, систем. Это «...внутреннее свойство стабильной системы в условиях конфликта, риска, угроз» .

Безопасность человеческого общества характеризует жизнедеятельность людей и их образований как наиболее организованной части живых биологических существ, их способность к самовоспроизводству, существованию и развитию, созданию для этого необходимых ресурсов и условий. Безопасность человеческого общества проявляется в возможностях человеческого социума сохранять свою качественную определенность и целостность, обеспечивать оптимизацию и совершенствование своей внутренней организации при взаимодействии с другими объектами, системами. Это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, народов и государств от целого комплекса разного вида и уровня опасностей и угроз. Безопасность человеческого общества представляет такое состояние всех сфер жизнедеятельности людей, образуемых ими объединений, групп, организаций и институтов, а также условий их функционирования, пространственно-географического взаимодействия социальных организмов, обеспечивающих сохранение и укрепление целостности и независимости человеческого сообщества, его развитие и защиту на всеобщем (глобальном), региональном и территориально-государственном (национальном) уровнях.

На территориально-государственном уровне складывается национальная безопасность, характеризующая степень защищенности отдельно взятого человеческого общества, отдельной страны, их стабильность, содержание и характер функционирования и развития. Впервые термин «национальная безопасность» употреблен президентом США Т. Рузвельтом в 1904 году как синоним понятия «оборона». В последующем этот термин разрабатывался в исследованиях американских ученых Г. Моргентау, А. Уолферса, Б. Рассела, Е. Мэя, Т. Моргана и др. В современной зарубежной теории понятие «национальная безопасность» трактуется как комплексная безопасность человеческого общества, сохранение его основных идеалов, неприкосновенности, свободы и своеобразия. В США национальная безопасность определяется как такое состояние общества, при котором «... Соединенные Штаты сохраняются в качестве свободной нации и соблюдаются неприкосновенность ее основных институтов и ценностей»8.

В нашей стране первое официальное употребление термин «национальная безопасность» получил в Федеральном Законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», принятом в 1995 г.9 В последующем понятие «национальная безопасность» получило свое обоснование и разъяснение в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О национальной безопасности» от 13 июня 1996 г., в Концепции национальной безопасности Российской Федерации 1997 г. и ее новой редакции, утвержденной Президентом России в 2000 г. До этого в отечественной науке и публицистике для обеспечения и характеристики безопасности России кроме понятия «национальная безопасность» использовались и такие понятия, как «безопасность страны», «система безопасности», «безопасность государства», «государственная безопасность», «национально-государственная безопасность», «многонациональная безопасность», «общенациональная безопасность».

Различия в зарубежной и отечественной науке в использовании понятий для обозначения безопасности отдельного общества, отдельной страны вызваны методологическими подходами в обосновании этих понятий. Многие отечественные ученые практически до конца ХХ в. считали, что для обозначения безопасности многонационального населения России использование термина «национальная безопасность» неправомерно, так как он обозначает безопасность отдельно взятой нации. Сомнения в использовании понятия «национальная безопасность» для обозначения безопасности России вызывались еще и тем, что в

науке и в социально-политическом лексиконе иногда некорректно и двусмысленно используются и корреспондируются например такие термины, как «национальная безопасность Российской Федерации» и «национальная политика Российской Федерации», «национальная безопасность» и «многонациональный народ», «национальный интерес» и «национальные меньшинства».

В отличие от такого подхода, в зарубежной науке для обоснования термина «национальная безопасность» используется концепция нации-государства, политической нации. А в общеполитическом смысле еще со времен Великой Французской революции в западных странах понятие «народ» как население страны отождествлялось с понятием «нация» (лат. пасю - народ). И в современном западном, англосаксонском толковании слово нация полностью совпадает по смыслу с понятием «народ - государство». Нация - кратко и однозначно определяет американский политолог К. Дейч - это народ, обладающий государством10. Именно в этом контексте в полиэтнических странах используются термины «национализация», «национальный доход», «национальная оборона» и др. По аналогии и безопасность отдельной страны, независимо от национального состава ее населения, называется национальной безопасностью.

В настоящее время позиции зарубежных и отечественных ученых по поводу правомерности использования термина «национальная безопасность» и содержания обозначаемой им социальной реальности практически совпадают. В современной парадигме национальной безопасности понятие «национальная безопасность» рассматривается как форма осознания людьми показателей и свойств такого широкого явления, как степень защищенности отдельной страны и ее населения от различных опасностей и угроз, возможности и способности конкретного общества сохраняться, совершенствоваться и развиваться в условиях сложившихся социальных взаимосвязей как внутри себя, так и с внешними по отношению к нему системами. Оно раскрывается и характеризуется главным образом через четыре основных, частных по отношению к нему понятия: «национальные интересы», «опасности и угрозы», «защищенность», «устойчивое и прогрессивное развитие».

Интерпретация понятий «национальные интересы», «опасности и угрозы», «защищенность», «устойчивое и прогрессивное развитие», а главным образом реальных явлений, процессов, отношений, отражаемых этими понятиями, имеет основополагающее значение для понимания природы и сущности национальной безопасности. Эти понятия отражают наиболее существенные, жизненно значи-

мые стороны организации, состояние и защиту общества, его динамичное изменение, возможности и способность общества к самосохранению и развитию. Национальные интересы (жизненно важные интересы личности, общества и государства) представляют собой осознанные потребности народа в самосохранении и прогрессивном развитии, поддержании своего культурно-исторического своеобразия и единства, в обеспечении безопасности личности, общества и государства, социальной стабильности. Опасности - это объективно существующие возможности, совокупность условий и факторов, способных негативно воздействовать на социальный организм, нанести ему ущерб, вред, которые приводят к изменению свойств социального организма, ухудшают состояние, придают его развитию негативную динамику или параметры и даже могут вызвать разрушение и гибель социального организма. Угрозы представляют высшую степень опасности, ее конкретное выражение, целенаправленное намерение каких-либо сил нанести ущерб национальным интересам, негативно воздействовать на их реализацию. Защищенность - это такое состояние всех элементов социальной системы, которое обеспечивает ее функционирование, способность к эффективной жизнедеятельности и развитию, защиту национальных интересов от опасностей и угроз, их снижение и ослабление, своевременное предупреждение и нейтрализацию. Устойчивое и прогрессивное развитие представляет собой процесс реализации сложившихся реальных условий, имеющихся ресурсов и потенциальных возможностей общества для преодоления противоречий в своей организации и функционировании, для своего совершенствования и развития, достижения нового качественного состояния.

Соотношение и взаимосвязь, диалектическое взаимодействие понятий «национальные интересы», «опасности и угрозы», «защищенность», «устойчивое и прогрессивное развитие», явлений, процессов и отношений, отражаемых ими, составляют гносеологическую предпосылку для характеристики национальной безопасности как состояния социальной системы и социального процесса. Они ориентируют на то, что национальную безопасность следует рассматривать как степень и уровень защищенности национальных интересов от опасностей и угроз, обеспечиваемых устойчивым и прогрессивным развитием общества. Национальная безопасность это и состояние общества, обеспечивающее определенный уровень защищенности национальных интересов и процесс его развития, которые в своем единстве и представляют особое социальное явление. Как социальное явление национальная безопасность характеризует собой организацию,

функционирование и развитие общества, обеспечивающих необходимые условия и возможности для сохранения его целостности и качественной определенности, защиты и реализации национальных интересов, своевременной нейтрализации и упреждения опасностей и угроз этим интересам, для жизнедеятельности населения страны. Национальная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних опасностей и угроз, обеспечивающее территориальную целостность и независимость страны, прогрессивное и устойчивое развитие общества, самостоятельность государства в международных отношениях. Она проявляется в степени защищенности жизненно важных интересов конкретного народа, населения определенной страны, в способности общества нейтрализовать опасности и угрозы национальным интересам и создавать условия для их реализации.

Сущность национальной безопасности как социального явления составляют состояние и качество реально сложившихся социальных отношений в обществе, которые обеспечивают необходимый уровень гарантий его безопасности, позволяют государству прогнозировать, своевременно выявлять, упреждать и устранять реальные и потенциальные опасности и угрозы национальным интересам. Проявляется сущность национальной безопасности, во-первых, в наличии, постоянном увеличении и обогащении различных ресурсов и возможностей общества, их рациональном использовании для реализации национальных интересов, устойчивого и поступательного развития страны, во-вторых, в функционировании эффективной системы противодействия опасностям и угрозам национальным интересам, адекватной их масштабу и уровню, и, в-третьих, в динамичности системы национальной безопасности и ее способности своевременно выявлять и нейтрализовывать опасности и угрозы национальным интересам, своевременно перестраиваться в соответствии с изменением обстановки.

Национальная безопасность характеризует возможности и способность общества обеспечивать защиту национальных интересов от различных по содержанию и характеру опасностей и угроз, поддерживать необходимый уровень безопасности личности, общества и государства. Такая социальная роль национальной безопасности означает, что она представляет собой сложное по структуре явление, включающее как систему условий и факторов защиты национальных интересов, так и процесс использования ресурсов и возможностей общества для сохранения, поддержания и усовершенствования этих условий и факторов. В современных научных исследованиях, монографиях и статьях, учебной литературе

и публицистике структура национальной безопасности как явления раскрывается с позиций организационно-структурного и функционально-деятельностного под-ходов11.

При организационно-структурном подходе национальная безопасность рассматривается как определенное образование, система. В ней как едином целом по различным основаниям выделяется совокупность отдельных взаимосвязанных между собой элементов, видов и уровней безопасности. В зависимости от среды формирования и масштаба опасностей и угроз национальным интересам национальная безопасность как единое образование подразделяется на внутреннюю национальную и внешнюю национальную. В свою очередь внутренняя национальная безопасность представлена общенациональным, региональным и муниципальным, а внешняя национальная безопасность - глобальным, региональным и локальным уровнями.

По сферам (областям) жизни, в которых проявляются опасности и угрозы национальным интересам, выделяются экономическая, социальная, политическая, духовно-идеологическая, военная, информационная, экологическая, технологическая и другие виды безопасности12.

С учетом источника, характера и специфики опасностей и угроз национальная безопасность подразделяется на безопасность от опасностей и угроз природного характера, безопасность от опасностей и угроз антропогенного характера, безопасность от опасностей и угроз социального характера. В зависимости от конкретных опасностей и угроз, эти виды национальной безопасности могут подразделятся на еще более частные.

По объектам защиты уровнями национальной безопасности являются безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства.

При функционально-деятельностном подходе национальная безопасность рассматривается как явление динамичное, постоянно изменяющееся и эволю-ционизирующее. Он ориентирует на анализ и характеристику национальной безопасности как процесса сохранения и поддержания устойчивого состояния ее как единого образования, оптимального развития всех уровней и видов безопасности как целого, обеспечивающих защищенность национальных интересов. Национальная безопасность как процесс защиты национальных интересов включает субъекты обеспечения национальной безопасности, цели и задачи обеспечения национальной безопасности, политико-правовые основы и принципы обеспечения национальной безопасности, органы и силы, средства, методы и способы

обеспечения национальной безопасности, объекты обеспечения национальной безопасности. Функционально-деятельностный подход к национальной безопасности позволяет выявлять и оценивать реальные и потенциальные возможности общества по должному обеспечению защиты национальных интересов. На его основе определяются способности социальной системы адекватно реагировать на опасности, угрозы и вызовы национальным интересам, действовать с упреждением по их устранению.

В современной теории национальная безопасность как система, представляющая собой совокупность условий и факторов защиты национальных интересов, и национальная безопасность как процесс использования ресурсов и возможностей общества для сохранения, поддержания и усовершенствования этих условий и факторов рассматриваются как две стороны единого социального явления. С одной стороны, национальная безопасность как система, отражая состояние общества, его качественно-количественные характеристики представляет основу процесса обеспечения защиты национальных интересов, практической деятельности его субъектов. А с другой - национальная безопасность как процесс является необходимым фактором сохранения устойчивости системы национальной безопасности, ее оптимизации и совершенствования в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства. Взаимодействие и взаимопроникновение этих сторон национальной безопасности как явления обеспечивают комплексную защиту национальных интересов, защиту личности, общества и государства во всех сферах их отношений и жизнедеятельности от всей совокупности опасностей и угроз, являются гарантией надежности, развития и гибкости защищенности социальных систем.

* * *

1. ЦицеронМ.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1974. С. 61.

2. АндреевскийИ.Е. Полицейское право. СПб., 1873. Т. 1. С. 1.

3. См.: Безопасность Евразии - 2004: Энциклопедический словарь ежегодник. М.: Книга и бизнес, 2006. С. 477 - 478; Возженников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М.: Из-во РАГС, 2002. С. 87 и др.

4. Федеральный закон «О безопасности» от 5 марта 1992 г. // Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.462.

5. См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современная версия. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. С. 44; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1975. С. 41.

6 .КузнецовВ.Н. Социология безопасности. М.: Книга и бизнес, 2003. С. 82.

7. Романович А.Л. Перспективы развития и обеспечения безопасности: философско-

методологические проблемы. М.: Изд-во МГУК, Изд. дом «Друг», 2002. С.25.

8 .См.: Алексин В.И. Советско-американское военное сотрудничество: контакты и осмысление результатов // Военная мысль. 1992. № 2. С.63.

9. См.: Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. М.,1995. №8. С.1214.

10. См.: DeutschK. Nationalism and Social Communication. Gambrige, 1986. Р. 96.

11. См.: Вахромеев А.В. К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 2. С.29 -57; Волков Я.В. Геополитика и безопасность в современном мире. М.: Воен. ун-т, 2000. С.84 - 103; Вахромеев А.В., Кулешов С.Г. Национальная безопасность России. Декларации и реальность. М.: Вузовская книга, 2003. - С. 86; Прохожев А.А. Теоретико-методологические основы безопасности России // Безопасность России в XXI веке. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006. С. 129 - 140 и др.

12. В некоторых современных публикациях по сферам общественной жизни выделяются 10-15 и более разновидностей национальной безопасности, что является, по мнению автора, неправомерным. Чрезмерное дробление национальной безопасности на мелкие, частные разновидности значительно усложняет, особенно на обыденном уровне, ее восприятие как единого целого, затрудняет группировку и систематизацию условий и факторов нейтрализации опасностей, угроз и современных вызовов национальным интересам, противодействия им в различных сферах общественной жизни. Поэтому представляется рациональным предложение А.А. Прохожева о том, что по сферам общественной жизни теоретически и практически целесообразно ограничить выделение видов национальной безопасности основными, в комплексе, охватывающими всю совокупность отношений и взаимодействия людей (См.: Прохожев А.А. Теоретико-методологические основы безопасности России // Безопасность России в XXI веке. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006. С. 138).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.