Научная статья на тему 'Национализм живуч'

Национализм живуч Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лунеев В. В.

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА «Август 2008-го: события в Южной Осетии в свете новых отраслей криминологии и международного уголовного права» от 26.09.2008 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национализм живуч»

В.В. Лунеев *

НАЦИОНАЛИЗМ ЖИВУЧ

В начале 90-х годов прошлого столетия я работал над книгой «Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции». Книга такая в нашей стране никогда не выходила. О преступности в те годы уже писали много, но чтобы охватить по времени все ХХ столетие, а по территории -весь мир (по возможности), а затем регион бывших советских республик и Россию в интегрированных более или менее сопоставимых тенденциях, не было. Интернета в те годы еще не существовало и мне приходилось обращаться за помощью в ООН, и министерства внутренних дел (или в министерство юстиции, например, в США) в очень многие страны и ко многим криминологам разных государств. Абсолютное большинство относилось к моим просьбам доброжелательно. Особую заботу при сборе материала я проявлял к нашим внутренним криминогенным обстоятельствам. А их было неохватно много. Большую опасность представляли межнациональные кровавые конфликты.

На территории бывшего СССР в эти годы полыхали сотни межнациональных конфликтов, имеющих криминальный характер. По состоянию на март 1991 г. в СССР было зарегистрировано 76 разгоревшихся территориально-этнических споров. 80 споров находились в латентной стадии. И хотя за распад СССР 17 марта 1991 г. на общесоюзном референдуме проголосовала лишь пятая часть населения (21,7 %), она победила. Через год Союза не стало, а споры выросли числом и ожесточенностью. Их зарегистрировано 180. Около 7 млн. кв. километров, или треть бывшего СССР, - земли, вовлеченные в территориальный передел. Территориальных споров не было только на границах Литвы и Латвии, России и Белоруссии.

В одной только России по состоянию на март 1992 г. были провозглашены создание польского национального образования в Калининградской области, выход Майкопского района из Республики Адыгея, восстановление Шапсугского национального района в Краснодарском крае, выход Чечни из России, создание в Татарстане русскоязычной Закамской республики и чувашской автономии, создание татарских автономий в России, создание Мир-нинского автономного района в Якутии, образование Еврейской автономной республики, выход четырех районов из этой республики и т.д. Ленинская национальная политика аукнулась через семь десятилетий. Тогда родилась пословица: «Идея суверенитета захватила народ от республик до сельсоветов». К счастью, почти все эти споры были мирными. У людей хватило разума не проливать кровь собратьев.

* Виктор Васильевич Лунеев - лауреат Государственной премии РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий сектором уголовного права и криминологии Института государства и права Российской академии наук (Москва, Россия).

© В.В. Лунеев, 2009

Ну, а на территории СССР с 1986 г. и почти до второй половины 1990-х гг. было около двух десятков особо кровавых конфликтов. Их все знают и вряд ли их надо перечислять. Среди них: Абхазия - Южная Осетия - Грузия.

Преступления, совершаемые в межнациональных конфликтах, регистрировались и расследовались. В 1990 г. в СССР было создано Главное следственное управление МВД СССР, которое расследовало и вело статистику межнациональной преступности. Работая над преступностью ХХ века, я не мог обойти преступность, совершаемую на межнациональной почве. Я был допущен и к статистике, и к уголовным делам, которые расследовались. По горячим следам я написал относительно объемную статью «Преступность в межнациональных конфликтах» в 2-х частях, которые были опубликованы в 1995 г. в двух номерах (№4 и № 7) журнала РАН «Социологические исследования». В статье рассматривались исторические предпосылки подобных конфликтов в СССР, статистика межнациональной преступности и особо значимые конфликты: азербайджано-армянский, грузино-абхазско-осетинский, приднестровско-молдавский, российско-чеченский, а также среднеазиатские и северо-кавказские конфликты. Статья в доработанном виде перешла в монографию «Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции» (1997), за которую я получил Государственную премию РФ в 1999 г., и осталась эта глава и во втором расширенном издании (2005 г.). Поскольку упомянутая работа писалась на основе «горячих фактов» того времени, оценки которых с тех пор практически не изменились и, учитывая новые кровавые события 8-9 сентября 2008 г., когда руководство Грузии, вскормленное США, сорвалось с цепи договорных условий, устроило массовый геноцид осетинского народа, я и предлагаю материал двадцатилетней давности о грузино-абхазско-осетинском конфликте в неизменном виде. Он свидетельствует о том, что жажда кровавой расправы с братскими народами у грузинского руководства всех мастей была доминирующей идеей фикс многие годы. С великой болью констатирую, что эта идея вряд ли была бы такой долговечной со времен больного «демократа, интеллигента и правозащитника» Гамсахурдия, если бы какая-то значительная часть грузинского населения (в целом глубоко уважаемого) не поддерживала бы эту бредовую фашистскую жажду. Причины глубокой и многолетней межнациональной вражды не следует сводить только к оголтелым политикам. Корни террористического национализма намного глубже, и внутренние и зарубежные. Это важно осознавать сейчас, когда эгоистические националистические столкновения и самоутверждения на нашей грешной земле при истощении средств существования множатся, и их не погасить политически, юридически и криминологически порочными и идеологизированными статьями 282, 282-1 и 282-2, образца 2002 г. (как было в России), когда к реалистичным расовым, национальным и религиозным мотивам были «пристегнуты» мотивы идеологической, политической и социальной вражды и ненависти. Такого не было даже при Сталине. И на этой основе

соответствующие паразитические слои нашего общества объединили эти мотивации в одно: в России наступает фашизм и русский национализм. Замалчивая свои грехи, эти слои раздували не существующие, но им выгодные обстоятельства. Лишь в 2007 г., после многочисленных выступлений ученых, в том числе и автора,1 УК изуверски подправили, переместив «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы» из ст. 282-1 в 11 статей УК Особенной части, предусматривающие уголовную ответственность за убийство причинение любого вреда здоровью, угрозу, хулиганство, вандализм и т.д., а также в обстоятельства, отягчающие наказание.

Ныне особо актуальным стал нынешний конфликт на Кавказе. Он разгорелся еще в 90-е годы прошлого века, до настоящего времени является тлеющим. Он находится в Грузии, Абхазии и Южной Осетии. У Абхазии была своя история, далеко не всегда связанная с Грузией. Она сформировалась как Абхазское царство, объединилась с Грузией, вышла из нее, самостоятельно присоединилась к России, самостоятельно боролась за Советскую власть, была учреждена как независимая советская социалистическая республика, признанная Грузией, и лишь в 1921 г. на основе союзного договора с Грузией вошла в ее состав, а затем в СССР. В сталинско-брежневские времена она активно заселялась грузинами.

На общей нездоровой волне национального раскрепощения и сувениза-ции в СССР 18 марта 1989 г. в с. Лыхны Гудаутского района Абхазии на митинге абхазского населения по предложению Народного фронта было принято обращение в ЦК КПСС и СМ СССР «О статусе Абхазской АССР» и постановление о восстановлении Абхазии в качестве союзной республики, что вызвало большое недовольство грузин в Абхазии и всей Грузии. 25 марта в г. Гали Абхазии состоялся ответный митинг грузин, где было выражено жесткое несогласие с решением абхазской общественности.

4 апреля 1989 г. перед зданием правительства Грузии в Тбилиси был организован многодневный несанкционированный митинг с требованиями: предоставить суверенитет Грузии, выселить абхазцев из Абхазии и ликвидировать ее автономию. К 8 апреля активность митингующих возросла, они призвали к захвату ЦК КП Грузии, останавливали транспорт, загораживали проезжую часть улиц, проводили агитационную работу в других городах Грузии с призывами присоединиться к митингующим. Просьбы к митингующим разойтись и выступление перед ними руководителя Грузинской церкви Ильи II не имели положительных результатов.

В ночь с 8 на 9 апреля по решению грузинских и союзных властей органами МВД и войсками Закавказского военного округа была проведена опера-

1 Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 391-393.

ция по вытеснению 8-тысячной толпы с площади. Она, вооруженная камнями, палками, бутылками и металлическими предметами, оказала яростное сопротивление. Военнослужащие внутренних войск применяли резиновые дубинки, слезоточивый газ, а десантники - саперные лопатки. В ходе этой операции получили ранения различной тяжести 69 военнослужащих внутренних войск, 40 военнослужащих армии и 36 сотрудников милиции. Среди гражданских лиц было ранено 200 человек, погибло 16. Еще 4 человека умерло от повреждений. В связи с этими событиями были арестованы организаторы несанкционированного митинга, в том числе и будущий президент Гамсахур-дия. Кровавый разгон демонстрации вызвал недовольство всей Грузии, обострил отношения с Абхазией и центральными властями СССР. Так, в межнациональных конфликтах в Грузии, как и в Азербайджане, обнаружился эффект «матрешки», когда требования сувернитета со стороны грузинского национального меньшинства в СССР, вызвал аналогичную реакцию абхазского нацменьшинства в Грузии.

14 апреля в связи с созданием грузинскими властями в Абхазском университете филиала Тбилисского университета, в Абхазии поднялась новая волна недовольства. Против разделения университета по национальному признаку выступил Верховный Совет Абхазии. Руководство филиала не подчинилось этому. 14 июля абхазы блокировали здание университета. 15 июля число блокирующих достигло 10 тысяч. Параллельно в парке им. Руставели собрались грузины (около 1500). Между ними и абхазами произошло несколько столкновений. 16 июля массовые беспорядки прошли во всех районах Абхазии, во время которых осуществлены нападения на 13 районных отделений органов внутренних дел, на склады оружия ВОХРа и стрельбища, на следственный изолятор. Было захвачено 2 пулемета, 337 автоматов, 113 пистолетов и револьверов, 474 винтовки, 5526 охотничьих ружей. 16 человек при этом погибли, около 500 человек получили ранения, в т.ч. 30 работников милиции. Из следственного изолятора убежало 180 заключенных.

Конфликтная межэтническая ситуация с периодическими обострениями в Абхазии сохранялась до введения на ее территорию грузинских войск и полномасштабной войны между Грузией и Абхазией, о чем, чтобы не нарушать хронологию событий, речь пойдет ниже.

9 апреля 1989 г., когда союзные и республиканские власти пытались силой заглушить сепаратистские настроения в Грузии, она интенсивно взяла курс на выход из СССР. Казалось бы, этот печальный урок будет учтен грузинскими руководителями в отношении своих автономий, у которых были аналогичные сепаратистские настроения, направленные на более полную самостоятельность. Однако этого не случилось. Их поведение в отношении Абхазской автономной республики и Юго-Осетинской автономной области было стократ кровавее, чем апрельские события в Тбилиси. Гамсахурдия, придя к власти на волне воинствующего национализма и сепаратизма, провозгласил соответствующий

ситуации лозунг: «Грузия для грузин», чем вверг благополучную в СССР Республику Грузию в кровавые конфликты. И как ни печально сознавать, этот лозунг был поддержан большей частью грузинского населения.

В ноябре 1989 г. неформальное движение Юго-Осетинской автономной области взяло курс на повышение статуса региона до автономной республики. В ответ на это партия национальной независимости Грузии провела многочисленные митинги протеста. 23 ноября более 6 тыс. грузин на автобусах прибыли в Цхинвали для проведения митинга и других акций, что вызвало недовольство жителей столицы Южной Осетии. В течение двух дней в опасном противостоянии находилось до 15 тыс. человек. А вооруженные боевики с той и другой стороны фактически начали войну между собой. Начались непрерывные обстрелы сел области и г. Цхинвали, захват заложников, выселение осетин из своих жилищ. По состоянию на начало августа 1989 г. в трех селах (Мамити-Кау, Монастери и Телиакак) дома осетин были сожжены полностью. Из 25 сел осетины насильственно выселены. В других селах совершались грабежи, кражи, поджоги, угон скота и автомашин, расправы над жителями с целью их выселения с занимаемых территорий. В довершении всего грузинские власти ликвидировали осетинскую автономию и властные органы области. Формально лишь сохранились органы внутренних дел. Единственным правовым защитником осетинского населения была следственно-оперативная группа (СОГ) МВД и Прокуратуры СССР. Но и она в условиях попустительства грузинских властей не могла оказать сколько-нибудь заметной помощи.

9 апреля 1991 г., через два года после тбилисских событий, Грузия приняла Акт о восстановлении государственной независимости. Действия союзных властей по защите осетинского населения еще более осложнились. Положение осетин еще более ухудшилось после сильного землетрясения на их территории 29 апреля - 17 мая 1991 г., в результате которого были разрушены тысячи домов и оказалось сотни погибших, раненых и беженцев. Большинство осетин ушло в Северную Осетию России, что в определенной мере осложнило возвращение ингушей на свои земли, которые были переданы после их депортации Южной Осетии.

По неполным сведениям в Южной Осетии СОГ было возбуждено 860 уголовных дел о преступлениях, совершенных в межнациональных столкновениях между грузинами и осетинами, в т.ч. 30 о массовых беспорядках, 70 об умышленных убийствах, 100 о тяжких телесных повреждениях, 138 о грабежах и разбоях, 31 об уничтожении государственной собственности, 171 об уничтожении личной собственности. В каждом уголовном деле было множество эпизодов. Поэтому число реальных преступных действий было в 4-5 раз больше. Большее число их вообще не выявлялось, поскольку осетинские органы пра-воохраны были упразднены, грузинская милиция не проявляла к выявлению преступлений никакого интереса, а возможности СОГ были крайне ог-

раничены. Примирение сторон произошло при посредстве России лишь в 1992 г.

В это время вновь обостряется конфликт между Грузией и Абхазией, которая предпринимала попытки «выдавить» грузин из республики. 14 августа 1992 г. в Абхазию были введены грузинские войска, для вооружения которых было разграблено более 600 вагонов боевого оружия, принадлежащего Закавказскому военному округу. На стороне Абхазии выступили горские народы Северного Кавказа России. Конфедерация горских народов (образованная в 1991 г., в которую вошли 16 народов, кроме карачаевцев и балкарцев), вопреки запретам республиканских властей объявила войну Грузии и направила в Абхазию добровольцев.

Попытка России помешать этому взбудоражила Северный Кавказ и вызвала антироссийские настроения. В 1993 г. абхазские войска ценой огромных жертв со стороны грузинского и абхазского населения освободили территорию Абхазии. Между Грузией и Абхазией также при посредстве России под эгидой ООН и с участием ОБСЕ ведутся прямые переговоры. Договоренности не соблюдаются. Но стороны взяли на себя обязательства не допускать возобновления вооруженного противостояния. Они выразили готовность считать Россию гарантом возможных договоренностей. Однако глубокие разногласия между сторонами сохраняются, и вряд ли националисты с обеих сторон остановятся перед насильственным решением абхазской проблемы в соответствующих ситуациях. И в этом конфликте столкнулись два международных принципа: право нации на самоопределение и целостность территории.

Проблема внутреннего межнационального грузино-абхазско-осетинского конфликта окончательно не решалась до последних дней. Пришедший к власти в Грузии после Гамсахурдия Э. Шеварнадзе, допущенный за счет своей демагогии Гобачевым к Министерству иностранных дел и причинивший большой вред России, как и его предшественник вначале пытался решить проблему Абхазии и Осетии вооруженным путем, в том числе и с помощью чеченских бандитов, которые имели лежбище в Панкинском ущелье Грузии. НЕ удалось. В 2003 г. Шеварнадзе был смещен со своего поста с помощью «революции роз», насилия, обмана и демагогии. Президентом Грузии стал М. Саа-кашвили, который, нарушая имеющиеся договоренности, тоже предпринимал попытку решить проблему с Южной Осетии летом 2004 г. вооруженным путем. Непреодолимой преградой новым вооруженным столкновениям между Грузией и Абхазией, между Грузией и Южной Осетией, стояли миротворческие силы России. Все это приводило к серьезным осложнениям в российско-грузинских отношениях, которые не нужны ни российскому, ни грузинскому народам.

Не выдержал Саакашвили, одним днем 8 августа решил разрубить «гордиев узел», туго завязанный самой историей. Но узел лишь туже затянулся на нем самом. Восьмерка оказалась почти петлей. Александра Македонского из Саакашвили не вышло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.