Научная статья на тему 'Наставник национальной педагогики: вклад И. Бекбоева в разработку стандартов, учебников нового поколения'

Наставник национальной педагогики: вклад И. Бекбоева в разработку стандартов, учебников нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / МАТЕМАТИК-МЕТОДИСТ / MATHEMATICIAN-METHODOLOGIST / РАЗРАБОТКА / DEVELOPMENT / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / УЧЕНЫЙ / SCIENTIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кыдыралиева Айтикан Раимжановна

С обретением независимости Кыргызстана встала задача обновления государственных стандартов и учебников с учетом новых культурных, экономических и политических реалий. Кыргызский институт образования под руководством И. Бекбоева разработал новую предметную образовательную концепцию. Следует отметить, что раньше в нашей стране не было такого документа как государственный образовательный стандарт. В связи с этим И. Бекбоев исследовал требования, которым должен соответствовать новый образовательный стандарт, и вследствие чего появилась необходимость разработки ряда нормативных образовательных документов. И.Бекбоев с коллегами А.А. Абдиевым, А. Айылчиевевым, Н. Ибраевым, А. Касымовым, Н. Андашевым, А. Борүбаевым разработали учебники нового поколения. Так, в республике была создана школа авторов учебников нового поколения. Деятельность И. Бекбоева не ограничивалась только нашей страной. В статье говорится и о его сотрудничестве в центре “Окуу китеби” (учебник) в Астане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наставник национальной педагогики: вклад И. Бекбоева в разработку стандартов, учебников нового поколения»

Результаты исследований являются практической основой для руководителей школ в г. Хошимине и образовательных исследователей, чтобы ввести меры по повышению уровня инициативы руководителя в управлении изменениями в школе для достижения целей развития школ, которые отвечают требованиям реформы образования.

Список литературы /References

1. Коммунистическая партия Вьетнама, 2013. Резолюция 8-й конференции 11-го Центрального Комитета Коммунистической партии Вьетнама «О фундаментальном и всестороннем обновлении образования и обучения».

2. Правительство Социалистической Республики Вьетнам, 2012. Решение № 711 / QD-TTg от 15 июня 2012 года «О стратегиях развития образования Вьетнама на 2011-2020 годы».

3. Министерство образования и подготовки кадров Вьетнама (2017), Общая учебная программа школы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.moet.gov.vn/tintuc/Pages/CT-GDPT-Tong-The.aspx/ (дата обращения: 28.07.2017).

4. Нгуен Тхи Тхюи Зунг, 2018. Управление изменениями в школе. Газета образования. № 433. Период 1 - 7/2018. Стр. 5-7. Ханой. Вьетнам.

5. Друкер Питер, 2003. Проблемы управления в XXI веке. Хошиминское молодежное изд.

НАСТАВНИК НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ВКЛАД И. БЕКБОЕВА В РАЗРАБОТКУ СТАНДАРТОВ, УЧЕБНИКОВ

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Кыдыралиева А.Р. Email: Kydyralieva17130@scientifictext.ru

Кыдыралиева Айтикан Раимжановна - старший преподаватель, кафедра педагогики, психологии и социально-гуманитарного образования, Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки кадров при министерстве образования Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: с обретением независимости Кыргызстана встала задача обновления государственных стандартов и учебников с учетом новых культурных, экономических и политических реалий. Кыргызский институт образования под руководством И. Бекбоева разработал новую предметную образовательную концепцию. Следует отметить, что раньше в нашей стране не было такого документа как государственный образовательный стандарт. В связи с этим И. Бекбоев исследовал требования, которым должен соответствовать новый образовательный стандарт, и вследствие чего появилась необходимость разработки ряда нормативных образовательных документов. И.Бекбоев с коллегами А.А. Абдиевым, А. Айылчиевевым, Н. Ибраевым, А. Касымовым, Н. Андашевым, А. БорYбаевым разработали учебники нового поколения. Так, в республике была создана школа авторов учебников нового поколения. Деятельность И. Бекбоева не ограничивалась только нашей страной. В статье говорится и о его сотрудничестве в центре "Окуу китеби" (учебник) в Астане.

Ключевые слова: педагогика, математик-методист, разработка, исследование, ученый.

MENTOR OF NATIONAL PEDAGOGY: I. BEKBOEV'S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF STANDARDS, TEXTBOOKS OF THE NEW GENERATION Kydyralieva A.R.

Kydyralieva Aitikan Raimzhanovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT PEDAGOGY, PSYCHOLOGY AND SOCIAL AND HUMANITARIAN EDUCATION, REPUBLICAN INSTITUTE FOR ADVANCED TRAINING AND RETRAINING OF PERSONNEL IN THE MINISTRY OF EDUCATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: with the Kyrgyzstan's independence, the task was to update state standards and textbooks with considering of new cultural, economic and political realities. The Kyrgyz Institute of Education under I. Bekboyev has developed a new subject educational concept. It should be noted that earlier in our country there was no such document as the state educational standard. In this regard, I. Bekboev investigated the requirements that the new educational standard should meet and, as a result, there was a need to develop a number of normative educational documents. I. Bekboev with colleagues A.A. Abdiyev, A. Aiylchiev, N. Ibraev, A. Kasymov, N. Andashev, A. Burbaev developed textbooks of new generation. So, in the republic was created a new generation school of book authors. The activity of I. Bekboyev wasn't limited only to our country. The article also talks about his cooperation in the center "Okuu Kitebi" (book) in Astana.

Keywords: pedagogy, mathematician-methodologist, development, research, scientist.

УДК 371.311.5

После обретения полного суверенитета развитие ситемы образования Кыргызстана сопровождалось новыми проблемами. В основном они были обусловлены необходимостью коренного обновления государственных стандартов, учебных планов, программ и учебников с учетом новых общественных, культурных, экономических и политических реалий. Но прежде чем изменить учебно-нормативную документацию, учебники и учебно-методическую базу необходимо было разработать концепцию предметного обучения, что и осуществили сотрудники Кыргызского института образования под руководством И. Бекбоева в первую половину 90-х годов прошлого века.

Данная концепция строилась на следующих принципах обновления школьного предметного образования:

- ориентирование школьного образования на общечеловеческие ценности;

- обучение с учетом национально -территориальных особенностей;

- формирование у учащихся умений и навыков посредством учебно -информационной, учебно-организационной и учебно-интеллектуальной методик, используемых в общеобразовательном процессе;

- повышение ориентированности образования к практике;

- сбор учебного материала, отвечающего основным идеям;

- обеспечение последовательности и непрерывности образования в школе [8, с. 3].

На основе этой концепции в 1996 году И. Бекбоев вместе с учениками разработал

проект стандарта государственного образования, который был одобрен коллегией Министерства образования и науки республики.

Мысли и взгляды ученых А. Абдиева, И. Бекбоева, Э. Мамбетакунова о теоретических основах государственного стандарта общего образования во многом определили соответствие этого важного документа требованиям времени. Так, мнения А. Абдиева о стандарте образования, системе оценок и диагностике помогают реализовать мониторинг качества образования [2, с. 25].

И. Бекбоев сам ставит вопрос «В чем заключается прогрессивность стандарта образования в сравнении с учебными программами?», - и сам же отвечает: «Это нормативный документ принципиально нового типа» [5, с. 25]. Ранее у нас подобного документа не было. Поэтому и сегодня многие из нас до конца не поняли его сути. Стандарт обычно воспринимают как некий вариант образовательной программы. В действительности они различны. Их отличительные особенности в следующем: образовательная программа четко определяет как вести обучение, а стандарт говорит: «как хочешь, так и делай, но обязательно должен быть такой уровень и без этого нельзя». В основной части образовательной программы отмечается обязательный уровень подготовки выпускников школ. Стандарт в этой части обязывает учащегося учиться, содержит интересные материалы, вызывающие желание учиться и стимулирует интерес ученика к знаниям.

Наряду с этим, по мнению И. Бекбоева, по возможности, нужно давать в достаточном объеме характеристику деятельности каждой темы образовательного стандарта. Таким образом, образовательный стандарт должен отвечать двум требованиям: во-первых, обеспечить сохранение в стране единого образовательного пространства; во-вторых, не должен ограничивать академическую свободу учителя, его творческий поиск, определить требования к нему и основы их реализации.

Образовательный стандарт «является собранием основных характеристик образования страны»,- отмечает Э. Мамбетакунов [7, с. 29]. По его мнению, ввод государственного образовательного стандарта обуславливает достижение ранее намеченного уровня знаний учащимися, её исполнение и сохранение, повышает качество общего образования. Вместе с этим стандарт, рассматривается как норма результата учебного процесса, при котором его содержание и строение должно привести к определенному развитию личности на каждой ступени системы знания. Кроме того, указываются такие функции образовательного стандарта как определение качества, гарантирование обучения каждого молодого человека республики, определение общего направления образования, определение разницы в уровне подготовки учащихся и уровне системы образования и др.

Согласно выводам ученых в школах, профессионально-технических учебных заведениях, в профессиональном образовании и высших учебных заведениях качество образования должно находиться под непрерывным контролем в рамках госстандарта образования.

Данная концепция и проект государственного стандарта образования легли в основу разработки учебной программы по обучению математики.

Вслед за разработкой учебно-нормативных документов возникла необходимость разработки новых оригинальных учебников по математике, физике и природоведению. Прежде чем приступить к написанию учебников, И. Бекбоев разработал специальное пособие для авторов учебников, где всесторонне раскрыл методические основы составления новых учебников.

По мнению И. Бекбоева, учебник выполняет две функции:

- является источником раскрытия и доведения до сведения учащихся содержания знаний, отмеченных в образовательном стандарте, считаются учебная информация.

- является средством обучения, посредством которого организуется образовательный процесс и также самостоятельная работа учащихся.

Учебник представляется как особая комплексная информационная модель образовательного процесса, включающая в себя цели и содержание обучения, дидактические принципы и технологии обучения. Действительно, какой бы элемент системы обучения не был, он обязательно должен быть отражен в учебнике. Если учебник рассматривать как организатора образовательной работы, то содержание и структура каждой темы должны соответствовать этапам образовательного процесса.

На основе этих принципиальных научно-методических положений с начала 1991 года в школах республики используются следующие учебники, написанные под

руководством И. Бекбоева: «Математика-1», «Математика-2», «Матемактика-3», «Математика-4», «Математика-5», (И.Б. Бекбоев, А.А. Абдиев, А. Айылчиев, Н. Ибраев, А. Касымов), «Математика 6» (И.Б. Бекбоев, А.А. Абдиев, А. Айылчыев, Н. Ибраев, Н. Андашев), « Геометрия-7-9» и «Геометрия-10-11»(И.Б. Бекбоев, А. БорYбаев, А. Айылчыев).

За создание сборника оригинальных учебников по математике на кыргызском языке для средних и высших учебных заведений страны группе авторов в составе И. Бекбоева, А.А. БорYбаева, А.А. Абдиева, А.А. Айылчыева, Н.И. Ибраевой в 2002 году было присвоена государственная премия КР в области науки и техники.

Таким образом, можно с полным основанием говорить о том, в республике под руководством И. Бекбоева была создана и получила дальнейшее развитие школа авторов учебников нового поколения. Причем, деятельность по созданию учебников нового поколения не ограничилась только пределами нашей страны. Его богатый опыт перенимали и соседние страны, активно приглашая его к сотрудничеству. Особенно высоко оценивают нашего ученого педагоги-математики Казахстана. И. Бекбоев плодотворно сотрудничал с центром «Окуу китеби» (учебник) в Астане.

Сотрудничество кыргызских и казахстанских ученых по созданию учебников нового поколения дало свои результаты. Так, И. Бекбоев и А. Абдиев совместно с казахстанскими авторами издали 8 учебников (Математика-5-класс, Алгебра-7-класс, Геометрия-7-класс, Алгебра-8-класс, Геометрия-8-класс, Алгебра и начало анализа-11-класс и др.) и 7-методических пособий для школ РК, переведенные на казахский, русский, таджикский узбекский языки и успешно используемые по настоящее время. Как справедливо отмечает С. Байгазиев: «Вот так поднимается на новую ступень кыргызско-казахское сотрудничество по созданию учебников нового поколения. И если Казахстан нам оказывает экономическую поддержку, то наши ученые вносят свою интеллектуальную лепту в развитие педагогики и школ Казахстана». Труды И. Бекбоева для детей казахстанского народа значительно подняли международный авторитет кыргызской педагогики. Сегодня И. Бекбоев является Заслуженным работником образования Республики Казахстан [4, с. 19].

И. Бекбоев - ученый, самостоятельно разработавший содержательно-методические объемы учебников на научной основе. Широко известны педагогической общественности серия книг «Арифметические, алгебраические, геометрические задачи практического содержания» и такие труды, как «Связь с жизнью обучения математики», «Задачи практического содержания как средство раскрытия прикладного содержания математики восьмилетней школы», «Пути решения задач элементарной математики», «Систематизация решения задач по курсу алгебры в школе», «Общий курс высшей математики», «Использование принципов программного обучения на уроках математики», «Рациональные приемы обучения геометрии в старших классах», «Задачи по углублению математических знаний учащихся» и др.

Учебники, созданные И. Бекбоевым и под его руководством, по праву считаются учебниками нового поколения, так как они имеют свои отличительные особенности.

Во-первых, учебники начинаются с обращения к учащимся. В вводном слове авторы разъясняют им чему они учились до этого, чему научатся по этому учебнику, как составлена структура книги, как нужно пользоваться учебником. Другими словами, учащиеся узнают о том, что надо учитывать для усвоения материала, какими ценностями овладеют, какая структура предлагаемого учебника и как следует пользоваться им.

Приведем в качестве примера рекомендации автора по выполнению самостоятельной работы наряду с работой с учебником.

Ответь на следующие вопросы: Что я должен узнать по этой теме? На что необходимо обратить внимание? Узнай точное значение и смысл слов, предложений при помощи справочников, словарей, учителя, родителей. При чтении текстов думай о том, что ты можешь узнать из него. Выдели основные определения понятий,

правила, алгоритмы. Внимательно читай определения, формулировки теорем, пути решения задач и примеров, самостоятельно приведи примеры. Составь план, схемы, таблицы, чертежи, необходимые по тексту. Старайся запомнить прочитанное (расскажи своими словами материалы, план, схему таблицу, чертежи). Старайся ответить на заданные вопросы, выполнить предложенные задания. Только вслед за этим весь материал по курсу представляется по главам по следующей схеме.

После написания темы параграфа главы, сначала даются опорные понятия необходимые учащемуся для сознательного понимания и восприятия материала данной темы. Учебники, написанные посредством подобных методических инструментариев, способствуют самообразованию учащихся и развитию их компетенции. Богатый опыт И. Бекбоева по созданию учебников нового поколения оказал благотворное влияние на авторов учебников других предметов. И если сегодня в стране плодотворно работает целое поколение ученых-методистов, разрабатывающих современные учебные программы и учебники по разным предметам, то у истоков их становления стоит многолетний труд, большой талант и педагогическая дальновидность настоящего учителя и наставника Исака Бекбоева.

Список литературы / References

1. Абдиев А., Рысбаев С. И.Б. Бекбоев - учитель из учителей - для методистов, аспирантов и учителей. Б.: «Гулчынар», 2008. 160 б.

2. Абдиев А.А. Основатель научной школы методистов - математиков в Кыргызстане / Бекбоев И.Б. - мугалимдердин мугалими. Окумуштуу - методисттер, аспиранттар жана мугалимдер учун. Б.: «Гулчынар», 2008. 160 б.

3. Алимбеков А. В педагогике Кыргызстана «феномен Исака Бекбоева» / Заман Кыргызстан, 2010. 15 январь.

4. Байгазиев С. «Великий учитель национальной педагогики - Исак Бекбоев». Педагогический портрет. Бишкек, 2010. 87 б.

5. Бекбоев И.Б. Составление оригинальных учебников и их развитие // Эл агартуу, 1995. № 10. 30 - 34 бб.

6. Бекбоев И.Б. Учебник для юного Кыргызстанца / И.Б. Бекбоев // Материалы Международной конференции «Проблемы обновления школьного образования». Часть 2. Бишкек, 2000. С. 12-20.

7. Мамбетакунов Э.М. Задачи развития образовательной системы в школах / Э.М. Мамбетакунов // Материалы Международной конференции «Проблемы обновления школьного образования». Часть 1. Бишкек, 2000. С. 51-54.

8. Конференция обновления предметного образования в школах Кыргызской Республики. Бишкек, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.