Научная статья на тему 'Наставничество как социально-педагогический ресурс повышения качества подготовки будущих специалистов'

Наставничество как социально-педагогический ресурс повышения качества подготовки будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПЕКТ ПРОЦЕССА НАСТАВНИЧЕСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / TUTORSHIP / DIDACTIC AND METHODOLOGICAL ASPECT OF THE TUTORSHIP PROCESS / INDIVIDUAL CONSULTATION / TARGETED INDUSTRIAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухова Лариса Сергеевна, Сорокина-исполатова Татьяна Васильевна

В статье рассматривается феномен наставничества, его новый смысл и его новая миссия, которая заключается в подготовке специалистов новой формации, в передаче будущим специалистам ключевых практических компетенций квалифицированными наставниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutorship as a Socio-Pedagogical Resource of Enhancement of Future Specialists’ Training

The phenomenon of tutorship, its new meaning and a new mission (preparation of the new formation specialists, transfer of key practical competencies to future specialists by qualified mentors) is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Наставничество как социально-педагогический ресурс повышения качества подготовки будущих специалистов»

ПУТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.С. Пастухова

Т.В. Сорокина-Исполатова

Ключевые слова:

наставничество, дидактико-методи-ческий аспект процесса наставничества, индивидуальное консультирование, целевое производственное обучение.

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье рассматривается феномен наставничества, его новый смысл и его новая миссия, которая заключается в подготовке специалистов новой формации, в передаче будущим специалистам ключевых практических компетенций квалифицированными наставниками.

Вопросы развития профессионального образования вызывают в обществе широкие дискуссии, которые отличаются широким кругом участников: от ключевых экспертов в этой области до простых обывателей. Обсуждаются мировые практики, советский опыт, инновационные подходы, которые учреждения профессионального образования совместно с работодателями развивают на своей базе, а также обсуждается опыт отдельных субъектов Российской Федерации и др. Вместе с тем, несмотря на стремления учебных заведений отвечать запросам работодателей, в полном объеме остается нерешенной проблема определения всех факторов и ресурсов обеспечения качества практико-ориентированной подготовки будущих специалистов.

В данной статье наставничество учащейся и студенческой молодежи мы не рассматриваем как новое обособленное направление практико-ориентированной подготовки, а ис-

следуем новый смысл и содержание данного феномена, его новую миссию, заключающуюся в подготовке специалистов новой формации, передаче им ключевых практических компетенций высококвалифицированными специалистами-наставниками.

Многими исследователями наставничество рассматривается в качестве интегративного и системообразующего компонента непрерывного образования, а деятельность наставника представляется как сложный и содержательный процесс, в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятель-ностные составляющие (О.А. Абдуллина, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и др.). Однако научных работ, посвященных проблеме возрождения системы наставничества как ресурса повышения качества профессиональной подготовки студентов в контексте современных задач непрерывного профессионального образования , немного, и они, как правило, носят дискуссионный характер.

Исследования выявили, что наставничество имеет глубокие исторические корни и всегда связывалось с профессионализмом, опытом, интеллектуальным потенциалом и уровнем личностных качеств наставника. В российском историческом контексте можно говорить о присутствии института наставничества еще во времена Петра I. В Положении о Царскосельском лицее (1811 г.), были сформулированы требования не только к лицеистам, но и к учителям-наставникам, их подбору с учётом высоких нравственных качеств, необходимых для влияния на нравственный облик воспитанников. Дидактико-методический аспект процесса наставничества строился с учетом имитационного принципа обучения (ученик подражал и стремился повторить рабочий цикл наставника) и существовал веками и даже тысячелетиями. Обучать начинающих трудовую деятельность методами наставничества в России начали еще в прошлом веке, на производственных предприятиях с целью «передачи передовых методов труда» новичкам. Впервые в мировой практике (1860 г.) дидактически обоснованная система наставничества производственного обучения (в современном ее понимании) представлена группой инженеров-механиков под руководством Д.К. Советкина в Московском техническом училище, которая обеспечивала индивидуальный учет знаний, умений и навыков учащихся. Данная система обучения демонстрировалась на международных выставках (Вена - 1873, Филадельфия - 1876, Париж - 1900) и получила признание, отмечалось, что у русских обучение ручному труду превратилось в науку [1,2].

Во второй половине прошлого столетия в СССР наставничество приобретает характер массового педагогического движения, основной задачей

Наставничество как социально-педагогический ресурс повышения ... I

которого являются «коммунистическое воспитание и подготовка молодежи к труду». При этом профессионально-ориентированное наставничество осуществлялось производственными мастерами, которые также занимались и воспитательной работой с каждым молодым рабочим в процессе совместного труда. В это же время появляются государственные и общественные структуры для подготовки мастеров-наставников без отрыва от производства [2].

При переходе экономической системы России к рыночным отношениям к наставнической деятельности частично был потерян интерес со стороны работодателей. Последнее десятилетие в современной российской практике отмечается динамичным возрождением института наставничества в качестве одной из антикризисных технологий в обеспечении финансовой стабильности и экономического развития предприятий, и определенной кадровой технологии для системы обновления органов государственной власти и местного самоуправления. Несмотря на то, что процесс наставничества в традиционном понимании является практически бесплатным ресурсом повышения качества производственного обучения специалистов всех уровней, большинство бизнес-структур, промышленных предприятий и компаний зачастую активно используют тренинги, наставничество (менторство ) в чистом виде и его элементы через коучунг -технологии, стажировку и переподготовку, которые являются ценными формами профессионального развития работника, но - как показали наши исследования - не имеют того социально-педагогического потенциала, которым обладает целевое наставничество [6,7].

Следует также отметить, что представляется интересным рассмотреть институт наставничества как механизм профессионального и личностного развития молодых государственных и муниципальных служащих и др. структур. Отметим, что органы государственной власти возглавляют список самых привлекательных мест работы для соискателей в возрасте до 26 лет. Об этом говорят данные опроса Фонда общественного мнения (ФОМ) в рамках проекта «Молодое поколение». Большинство из опрошенных (фокус-группа 1500 человек от 16 до 26 лет) службу в государственной структуре или в компании с государственным капиталом предпочитают работе в коммерческой фирме. Так, «работодателем своей мечты» назвали Администрацию Президента РФ 11% респондентов. 8% мечтают о службе в МВД, 5% - о работе в мэрии своего города [4].

В соответствии с законодательством молодой человек может приходить на государственную службу без опыта работы, то есть сразу после учебного

заведения. Вместе с тем, приходя на службу в конкретное ведомство, молодой специалист сталкивается с необходимостью освоения на практике предметных вопросов, связанных с деятельностью того или иного подразделения (сфера образования, культуры, вопросы землепользования, сельского хозяйства и др.). Практика показывает, что молодой сотрудник осваивается на рабочем месте, пройдя череду проб и ошибок. Даже в упрощенной форме наставничество как системная консультация молодого специалиста может способствовать его более успешной адаптации на рабочем месте и скорейшему включению в реальный трудовой процесс. Таким образом, необходимо говорить о системной работе, которая может включать индивидуальное консультирование, совместную работу, самообучение с последующим контролем со стороны наставника, практическую деятельность, итоговый отчет о результатах и др. [3]. Результатом процесса наставничества формально может быть итоговый отчет наставника и молодого специалиста, в котором на практике выявляется динамика адаптации молодого специалиста в коллективе, усвоение им своих должностных обязанностей и полномочий, а также его профессиональный и личностный рост. Кроме того, если речь идет о специалисте, входящем во внутренний кадровый резерв, успешное прохождение обучения, рекомендации наставника должны быть конкурентным преимуществом при принятии последующего решения о замещении вышестоящей вакантной должности.

Уместно вспомнить высказывание известного специалиста в области кадровой политики, доктора исторических наук В.А. Сулемова о том, что «молодежь владеет современными знаниями, она стремится себя «самоутвердить», проявляет больше творчества и инициативы, иногда рискуя, не видя отрицательных последствий некоторых своих действий и поступков. Работники среднего и старшего поколений более опытны, имеют деловые связи, умеют работать с людьми, хотя и обычно в определенной мере консервативны, нередко находятся «под давлением» старого опыта, не всегда могут овладеть методами работы в условиях рынка». К тому же, анализируя процесс омоложения кадров в органах государственной власти, ученый отмечает, что «возраст - один из показателей качества и работоспособности управленческих работников, но не главное» [5]. По нашему мнению, при принятии кадровых решений инновационную роль молодежи важно и нужно учитывать, но абсолютизировать ее, видимо, не стоит. Ведущим критерием должен быть и уровень профессиональной и психологической подготовленности, что предполагает диверсификацию института наставничества, который способен обеспечить оптимальные условия практико-ориентиро-

Наставничество как социально-педагогический ресурс повышения ... I

ванного обучения, воспитания, опережающего профессионального и социального развития молодых кадров в соответствии с современными требованиями работодателей.

Особую роль в обсуждаемой проблематике играет межпоколенческая связь. Данная проблема существует во всех странах и во всех временных эпохах. Для сегодняшней российской действительности она актуальна в силу ряда объективных причин. Фактор того, что за время реформ в России выросло поколение, представляющее советские практики только по фильмам и книгам (и это поколение уже переходит в трудоспособный возраст); и одновременно активно осуществляют свою трудовую функцию поколения, которые полностью сформировались в советский период или попали на период перестройки, данную проблему обостряет. Усиление непонимания между поколениями; отсутствие или неразвитость механизмов согласования интересов молодежи с интересами других групп общества, ставит задачу нахождения гармонии между консервативным началом старшего поколения и новаторством и эмоциональной экспрессии молодежи [6].

Педагогическую роль наставничество может играть и непосредственно в период получения профессии. Исследуя производственную подготовку студентов в период прохождения ими практики, мы выявили, что деятельность наставников в сравнении с деятельностью руководителей производственной практики (как со стороны вуза, так и от производства) имеет характерные отличия: 1) наставник, как правило, социально более активен, имеет больший производственный опыт и уровень профессиональной компетентности; 2) у наставника высокий уровень личностной мотивации к работе с молодыми кадрами и их обучению на собственном примере и др.; 3) наставник напрямую связан с кадровыми потребностями предприятия/ учреждения и профессиональными интересами студента; 4) у наставника есть возможность непрерывной обратной связи со студентом в процессе совместной трудовой деятельности, что создает условие своевременной компенсации нежелательных отклонений от планируемых результатов производственной практики и др. [7].

Рассматривая наставничество как социально-педагогический ресурс повышения качества подготовки будущих специалистов, мы выделяем его новый смысл - это личностно ориентированный социально-педагогический процесс, направленный на формирование профессиональных знаний, умений и практических навыков молодого специалиста, осуществляемый высококвалифицированным специалистом-наставником, обладающим многолетним опытом, профессиональными компетенциями и корпоративной

культурой, знающим отраслевые ценности и коллективные достижения предприятия. При этом мы формулируем новую миссию наставничества, где главная цель - целевое производственное обучение на рабочем месте, интенсификация производственной адаптации и мотивация к качественному выполнению трудовых функций молодым специалистом; главная задача - формирование профессиональных знаний, умений и практического опыта, а также социально значимых личностных качеств будущих специалистов; системные функции: социальные, экономические, производственные и общекультурные в контексте конструктивного участия наставника (как связующего звена смены поколений) в решении кадровой политики предприятия.

Таким образом, наставничество представляет собой социально-педагогический ресурс повышения качества подготовки будущих специалистов и сможет приносить практическую пользу, если не станет формальной процедурой и сможет с должной гибкостью учитывать субъективные потребности в развитии молодого специалиста, особенности системы конкретного ведомства или учреждения и возможности наставника.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. - М.,1971.Т.30.

2. Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. - М., 1961.

3. Зотов М.Д., Зотова И.В. Наставничество как форма профессионального развития государственных служащих // www.lomonosov-msu.ru/ archive/Lomonosov_2009/htm/32.pdf.htm.

4. Каллиома Л. Я бы в чиновники пошел...// http://www.rg.ru/2009/04/07/ molodezh-rabota.html.

5. Сулемов В.А. Роль резерва кадров в системе их обновления и обеспечения преемственности государственного управления // Кадровый резерв как фактор развития управленческого потенциала России: материалы научно-практической конференции, проведенной кафедрой государственной службы и кадровой политики (РАГС, 26 марта 2009 года)/ Под общ.ред. А.И. Турчинова.- М., 2009. С. 48.

6. Отрубянникова Д. Мировые практики использования системы наставничества // http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10149

7. Фомин Е.Н. Педагогический потенциал наставничества в контексте современных требований к подготовке молодого специалиста // Образование. Наука. Научные кадры. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», - 2012. - № 3. - С. 254-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.