Научная статья на тему 'Наставничество и самоактуализация взрослых'

Наставничество и самоактуализация взрослых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
715
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MENTORSHIP / SELF-ACTUALIZATION / ADULT PSYCHOLOGY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрижицкая Ольга Юрьевна

Статья посвящена явлению Наставничества как возможного ресурса развития взрослого человека. В статье рассматривается понятие наставничества и некоторые подходы к его пониманию в отечественной и зарубежной психологии. Целью представленного исследования являлось сравнить характеристики самоактуализации в группах с разной значимостью понятия наставничества. Полученные результаты подчеркивают неоднозначность наставничества как психологического феномена в исследованной выборке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стрижицкая Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наставничество и самоактуализация взрослых»

Наставничество и самоактуализация взрослых Стрижицкая О. Ю.

Стрижицкая Ольга Юрьевна /Strizhitskaya Olga Yuryevna - кандидат психологических наук,

старший преподаватель, кафедра психологии развития и дифференциальной психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена явлению Наставничества как возможного ресурса развития взрослого человека. В статье рассматривается понятие наставничества и некоторые подходы к его пониманию в отечественной и зарубежной психологии. Целью представленного исследования являлось сравнить характеристики самоактуализации в группах с разной значимостью понятия наставничества. Полученные результаты подчеркивают неоднозначность наставничества как психологического феномена в исследованной выборке.

Abstract: present paper approaches the phenomenon of mentorship as a possible resource of adult's development. It looks at some aspects of mentorship investigations in Russia and abroad. Study aims to compare characteristics of self-actualization in groups with different importance of the phenomenon «mentorship». Results underline contradictory nature of this phenomenon in the sample.

Ключевые слова: наставничество, самоактуализация, психология взрослых, профессиональное развитие, межпоколенные отношения.

Keywords: mentorship, self-actualization, adult psychology, professional development, intergenerational relationships.

УДК 159.922

Развитие взрослого человека является многогранным, многоаспектным процессом, такое понимание периода взрослости является сходным как в российской, так и в зарубежной психологии. При этом роль профессионального развития в психическом и психологическом функционировании взрослого подчеркивалась в работах Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Рыбалко, Л. А. Головей, М. Д. Петраш и многих других [цит. по 1]. В психологии изучение профессионального развития находится на стыке многих научных областей: психологии развития, психологии менеджмента, социальной психологии, инженерной психологии и др.

Среди достаточно широкого спектра изучаемых проблем относительно неизученной остается проблема наставничества. Наставничество, как правило, ассоциируется с начальным этапом профессионального развития, в частности связывается с кризисом молодого специалиста [2]. Так, Крам [3] описывает наставничество как «межличностный обмен между опытным старшим коллегой (ментором) и менее опытным молодым коллегой (протеже), в процессе которого ментор способствует развитию у протеже профессиональных функций, необходимых для продвижения карьеры, а также психосоциальных функций, необходимых для личностного роста». При этом наставничество рассматривается как важный компонент развития как протеже, так и ментора, хотя большее внимание при этом уделяется «приобретениям» протеже [4]. При этом в зарубежной литературе, как правило, описываются взаимоотношения в успешных диадах ментор-протеже, вероятно, предполагая, что в неуспешных процессы протекают схожим образом [5, 6]. При этом малоизученным остается вопрос о процессе инициализации наставничества [4].

При этом остается недостаточно изученным вопрос о психологическом содержании наставничества в разные периоды взрослости, о различных позициях взаимодействия в процессе наставничества.

Наставничество можно рассматривать как одну из форм межпоколенных отношений, в частности, в модели Постниковой [7] наставничество выделяется наряду с межпоколенными отношениями в семье. Межпоколенная специфика таких отношений приводит к тому, что для понимания психологического содержания наставничества необходимо изучение этого явления в формате нескольких поколений. Рассматривая феномен наставничества, мы можем предположить, что оно включает в себя объектную и субъектную позицию: в периоды ранней и средней взрослости человек, как правило, является объектом наставничества. В периоды средней и поздней взрослости он является субъектом наставничества. Таким образом, мы видим, что в период средней взрослости человек занимает одновременно и объектную и субъектную позицию, что, безусловно, затрудняет эмпирическое исследование данного явления. Однако в отечественной психологии наставничество с позиций ментора, а также психологический особенности инициализации наставничества остаются малоизученными.

В нашей работе мы обратились к проблеме восприятия наставничества специалистами в целом, попробовали проанализировать, насколько важным является наставничество в жизни специалиста.

Эмпирическое исследование

В нашей работе мы решили обратиться к субъективному восприятию наставничества в период взрослости. Анализа возрастных различий, проведенный нами в рамках выполнения проекта МК-3345.2015.6 «Межпоколенные отношения как психологический ресурс позитивного функционирования взрослого человека», не выявил возрастных различий по показателю «Наставничество», поэтому мы решили обратиться к типологическому анализу Наставничества. Поскольку одним из важнейших параметров развития взрослого человека многие авторы по праву признают самоактуализацию, то в нашей работе мы решили соотнести наставничество именно с этой характеристикой. Таким образом, задачами нашего исследования было:

1. С помощью кластерного анализа выделить группы, различающиеся по степени значимости наставничества в их жизни.

2. Выявить различия в показателях самоактуализации в выделенных группах.

Выборка. 236 взрослых людей в возрасте от 25 до 77 лет (примерно равное

соотношение мужчин и женщин), проживающие в г. Санкт-Петербург и имеющие постоянную работу.

Методы.

1. Авторская анкета «Наставничество» М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкой, состоящая из 20 вопросов, каждый из которых оценивался по 4-х бальной шкале. Анкета состоит из одной общей шкалы «Наставничество» (а-Кронбаха 0,76). Вопросы направлены на оценку межпоколенного взаимодействия в профессиональной сфере. Использовались три модификации шкалы, соответствующие возрастной специфике. Диапазон возможных значений от 20 до 80.

2. Методика диагностики самоактуализации личности А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина [8]. Методика представляет собой опросник, состоящий из 100 пар утверждений. В каждой паре респонденту необходимо выбрать одно из утверждений. Методика образует одиннадцать шкал: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении.

Результаты

Кластерный анализ позволил выделить три группы, различающиеся по степени выраженности значимости наставничеста (табл. 1).

Таблица 1. Описательные статистики для параметра «Наставничество» в группах, выделенных с помощью кластерного анализа

Среднее Стд. Отклонение N

1 64,34 5,97 71

2 24,24 2,88 76

3 45,24 3,72 79

Всего 50,59 14,14 236

Следующим этапом анализа стало сравнение выраженности показателей самоактуализации в выделенных кластерных группах с помощью дисперсионного анализа (МЛЫОУЛ) табл. 2.

Таблица 2. Дисперсионный анализ показателей самоактуализации

Группа м б N

1. ориентация во времени 1 9,10 0,38

2 9,38 0,71 1,561 0,213

3 8,30 0,36

1 8,21 0,28

2. ценности 2 8,91 0,52 1,914 0,151

3 7,80 0,29

3. взгляд на природу человека 1 6,97 0,34

2 7,62 0,63 2,285 0,105

3 6,27 0,32

4. потребности в познании 1 7,73 0,30

2 8,29 0,55 0,665 0,516

3 7,57 0,28

1 7,69 0,28

5. креативность 2 9,19 0,52 3,228 0,042

3 8,09 0,27

1 6,15 0,32

6. автономность 2 8,19 0,58 6,691 0,002

3 7,43 0,30

1 6,86 0,31

7. спонтанность 2 7,67 0,58 1,046 0,353

3 6,73 0,30

1 7,49 0,34

8. самопонимание 2 8,76 0,62 2,811 0,063

3 7,11 0,32

1 6,48 0,33

9. аутосимпатия 2 8,71 0,61 5,482 0,005

3 7,29 0,31

1 7,44 0,28

10.контактность 2 9,00 0,51 3,833 0,024

3 7,57 0,26

11.гибкость в общении 1 7,50 0,30

2 7,57 0,54 0,128 0,882

3 7,32 0,28

Полученные результаты носят противоречивый характер. Так, выявлен ряд статистически значимых различий между показателями самоактуализации в зависимости от степени значимости наставничества в жизни человека. Различия были получены по таким показателям, как креативность, автономность, аутосимпатия и контактность. При этом самые высокие средние значения различающихся шкал наблюдаются в группе с самой низкой выраженностью значимости наставничества. Таким образом, мы можем предположить, что творческие, независимые, уверенные в себе и коммуникабельные люди не слишком склонны ценить наставничество в целом. Возможно, это обусловлено тем, что человек с подобным набором качеств обладает личностным ресурсом для того, чтобы быть профессионально успешным. Одновременно такой результат можно связать и с нестабильной экономической ситуацией в новейшей истории России, что может приводить к формированию установки, что человек должен надеяться в первую очередь на себя и не рассчитывать на чью-либо помощь, особенно в профессиональной среде.

Обсуждение

Проведенное исследование является попыткой рассмотреть психологическое содержание и значимость Наставничества, однако его следует скорее рассматривать как пилотажное исследование. Полученные результаты свидетельствуют в пользу того, что наставничество может рассматриваться и как ресурс и как негативный фактор в профессиональном развитии. Более того, люди, обладающие такими характеристиками, как автономность, аутосимпатия, входящими в симптомокомплекс параметров психологической зрелости [9], не демонстрируют высоких показателей по параметру наставничество. Также в отношении наставничества в той форме, в которой мы ее исследовали, не оправдалось представление Э. Эриксона [цит. по 10, 11] о развитии генеративности в период взрослости и наставничестве как одной из частных форм генеративности.

Выявленные недостатки и противоречия позволяют по-новому взглянуть на проблему изучения наставничества. Вероятно, помимо значимости наставничества как такового, следует обратить внимание на наличие опыта наставничества как в качестве протеже, так и качестве ментора, а также дальнейшего изучения требует психологический смысл Наставничества в целом.

Выводы

Исследование показало, что значимость Настаничества сказывается на отдельных показателях самоактуализации личности взрослого при контроле эффекта возраста. При этом респонденты с наиболее низкими показателями Наставничества демонстрируют наиболее высокий показатели самоактуализации. Можно предположить, что в высоко конкурентном обществе, с одно стороны, ментор, как более опытный специалист, воспринимается как угроза самостоятельности и независимости молодого специалиста. С другой же стороны, талантливый молодой специалист может видеться как угроза для старшего. Такое объяснении полученных нами результатов в некоторой степени согласуется с представлениями о межпоколенчестких конфликтах, присутствующих в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в профессиональной.

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации, проект МК-3345.2015.6 «Межпоколенные отношения как психологический ресурс позитивного функционирования взрослого человека».

Литература

1. Петраш М. Д. Становление человека как субъекта деятельности в разные периоды

взрослости. // Вестник СПбГУ, серия 12, 2008. — № 4. — С. 103-110.

2. Ситник З. Н. Наставничество - основной фактор профессиональной адаптации //

Профессиональное образование. Столица. 2009. № 1. С. 27а-28.

3. Kram K. E. Mentoring at work: Developmental relationships in organizational life. 1988. Glenview, IL: Scott Foresman.

4. Hu C., Thomas K. M., & Lance C. E. Intentions to Initiate Mentoring Relationships: Understanding the Impact of Race, Proactivity, Feelings of Deprivation, and Relationship Roles // Journal Of Social Psychology. 2008. № 148 (6). С. 727-744.

5. Turban D. B., & Dougherty T. W. Role of protege personality in receipt of mentoring and career success // Academy of Management Journal. 1994. № 37. 688-702.

6. Scandura T. A., & Williams E. A. (2001). An investigation of the moderating effects of gender on the relationships between mentorship initiation and protege perceptions of mentoring functions // Journal of Vocational Behavior. 2001. № 59. С. 342-363.

7. Постникова М. И. Концептуальная модель межпоколенных отношений в современном российском обществе // Мир науки, культуры, образования. 2010а. № 2. С. 78-82.

8. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C. 426-433.

9. Психологическая зрелость личности. 2014. Санкт-Петербург: Скифия-принт.

10. Полякова М. К. Временная перспектива как фактор становления генеративности. Гендерный аспект // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 92. С. 201-205.

11. de St. Aubin E. & Bach M. Explorations in generativity and culture. // Oxford Handbook of Human Development and Culture: An Interdisciplinary Perspective, 2015, pp. 653-665.

Определение уровня сформированности образа-Я и компонентов учебной деятельности младших школьников Васильева М. А.

Васильева Мария Александровна / Vasilyeva Maria Alexandrovna - студент, факультет психологии, Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: данная статья посвящена изучению особенностей учебной деятельности подростков с разным уровнем сформированности Я-образа (самоотношения). В младшем школьном возрасте компоненты учебной деятельности, такие как: учебно-познавательный интерес, целепологание, учебные действия, действия контроля и действия оценки имеют разный уровень сформированности. В подростковом возрасте на становление образа-Я влияют множества факторов, одним из которых является социальная среда, в том числе и школьная. Подростки, имеющие разный уровень сформированности образа-Я, имеют разный уровень сформированности компонентов учебной деятельности, определяющих успешность учащихся в учебе.

Abstract: this article examines the characteristics of educational activity of teenagers with a different level of development of self-image (the self). In primary school age component of training activities, such as training and educational interest, goal setting, educational action, action monitoring and evaluation activities have different levels of formation. As a teenager, on the development of image-I is influenced by many factors, one of which is the social environment, including the school. Teens who have a different level of formation of the image, I have a different level of formation of educational activity of the components that determine the success of the students in their studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.