Научная статья на тему 'Наследники Византии. Донские казаки и ромеи'

Наследники Византии. Донские казаки и ромеи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
443
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наследники Византии. Донские казаки и ромеи»

Бредихин A.B. f

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра политологических исследований ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», научный сотрудник Центра постсоветских исследований ФГБУН «Национальный институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук».

Наследники Византии. Донские казаки и Ромеи

Византийская империя дала цивилизационные основы многим народам Средиземного и Черного морей. Выступая духовной основой для Российской государственности, она повлияла на развитие народов нашей страны. И казаки, представляя собой «самую активную часть граждан нашей великой России»1 не стали исключением. Вопросу рассмотрения связей Дона и Византийской империи и будет посвящено наше исследование.

Дон исторически был местом формирования греческих колоний. Кремны (VII-III вв. до н.э.) затопленные в Таганрогском заливе, Танаис (III в. до н.э. - V в. н.э.) в устье р. Дон, древнегреческая фактория (IV-II вв. до н.э.) на территории современного г. Ростова-на-Дону оказали значительное влияние на населявшие Подонье племена скифов, что отразилось и на культурном коде последующих жителей Дона. Принцип казачьей демократии во многом продолжал традиции Древней Греции. Атаманы нижних уровней избирались всем населением станицы (хутора), что соответствовало выборам в древнегреческих городах-государствах, когда голосовали все граждане. Казачий круг также соответствует коллегиальным решениям в греческих полисах.

Герб войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. № 168 «Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации», как и герб Всевеликого войска Донского - «елень пронзенный стрелою» имеет греческие корни. Согласно мифу богиня целому-

1 Виктор Водолацкий: Казаки сегодня хотят помочь государству в наведении порядка// Казачий информационно-аналитический центр. URL: http:// kazak-center.ru/publ/novosti_kazak_inform/rossijskoe_kazachestvo/viktor_vodolack-ij_quot_kazaki_khotjat_pomoch_gosudarstvu_v_navedenii_porjadka_quot/153-l-0-902 (дата обращения: 15.12.2016).

дрия, охоты, повлительница зверей и лесов Артемида со своими нимфами купалась в низовьях Дона (Тана). Это заметил охотник Актеон. Увидев, что за ней наблюдает смертный, Артемида пришла в неистовый гнев и превратила его в оленя, на которого тут же накинулись его же собаки. Чтобы прекратить муки Акте-она Артемида выпустила в него стрелу. С тех пор символ оленя сохранился в виде казачьего символа, а сам миф стал характеризоваться в качестве неотвратимости кары для тех, кто допускал мысль о покушении на свободу и целомудрие природы2.

Отношения Византийской империи с донским казачеством имеют многовековую историю. Имперский аристократ Петрон Каматира был послан императором на Дон с целью строительства крепости Саркел (Белая Вежа) в 834 г. По Дону пролегал путь создателя русской письменности святого равноапостольного Кирилла в 860-862 гг., которым было крещено около 200 донцов3. В 948 г. император из Македонской династии Константин Багрянородный в 42-й главе своего сочинения «Об управлении Империей» писал о стране Касахии на земле, лежащей за р. Кубань. Он же говорит об упорной битве казаков с тюркскими племенами4.

Яркой характеристикой казаков выступает термин «воины Христовы» - защитники и поборники Православной веры. Вера, в свою очередь, становится объединяющим фактором жителей Дона и Византийской империи. Православие среди готов, населявших Дон в IV в., распространяется благодаря епископу Униле, рукоположенному Константинопольским патриархом Иоанном Златоустом и последующей миссионерской деятельности Готфской и Кафской митрополии, окормлявшей, в том числе, жителей Хазарского каганата. Впоследствии духовные скрепы Дона и Константинополя формировались благодаря Оногурской епархии, размещенной в Приазовье, а после монголо-татарского нашествия Сарайской епархии. Многие казаки принимая духовный сан отправлялись на Афон, где ими была основана ныне разрушенная крепость Черный Выр5.

Этнокультурные контакты Нижнего Дона и Константино-

2 Мифы народов мира. В 2 т. М.: «Советская Энциклопедия», 1991. Т. 1. С. 56-57.

3 Шевченко Ю.Ю. Осколки Готской митрополии: финал христианских пещерных комплексов в Подонье// Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма, 2011. № 3. С. 244-274.

4 Савельев Е.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2012.

5 Рябова Е.Л., Терновая И.О. Греческий след в судьбе казачества// Альманах «Казачество», 2016. № 20. С. 7-16.

поля носили весьма интенсивный характер. Вплоть до XIII в. кй? Приазовье и устье Дона выступали зоной особых интересов Византийской империи, а поселение Тана входило в ее состав6. Потому и мечту донских казаков об Азове можно вполне трактовать не только как образ притягательной и опасной границы миров7, но и желание обрести контакты на землях, некогда входивших в Византийскую Ойкумену.

После падения Византии объединяющим фактором для казаков и потомков ромеев - греков выступала идея освобождения Константинополя (Царьграда). Рядом исследователей рассматривалась возможность того, что после Азовского сидения появление казачьих полков под его стенами было более чем реалистичным. При этом и правительство Порты понимало, что соединение казачьих и греческих сил привело бы к массовому восстанию. Казачьи набеги с конца XVI в до 1650-х гг. выступают периодом казачье-османской морской войны в период которой казачьи отряды не только грабили Анатолию и Румелию, но и «Наперёд сего казаки хаживали блиско Царяграда своим промыслом»8. В тоже время появляется план греческого купца Николая Христофорова, направленный на освобождение Константинополя при помощи донских и запорожских казаков9.

С момента указа российской императрицы Екатерины II 1774 г. переселение греческого населения Крыма в Приазовье было возведено в ранг государственной политики10. В 1807 г. создается Мариупольский греческий округ, населенный исключительно греками и граничащий с землями Области войска Донского. В 1920-е гг. в рамках политики коренизации в Приазовье создаются греческие национальные районы: Сар-танский, Мангушский и Великоянисольський.

Сегодня казачество, пройдя период Возрождения, проявляет активное внимание к вопросам сохранения исторического прошлого, традиций и культуры. Позитивно настроены донские казаки и к расширению контактов с Грецией. В числе при-

6 Карпов С.П. Когда и как возникла Тана? (О происхождении итальянской фактории на византийской окраине)// Византийский временник, 1997. Т. 57. № 82. С. 5-18.

7 Сень Д.В. Казаки-перелеты// Родина, 2010. № 3. С. 63-65.

8 Опарина Т. А. «Промыслить Царьград!»// Родина, 2006. № 11. С. 36-40.

9 Опарина Т.А. План захвата Стамбула греческого купца Николая Христофорова// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология, 2016. Т. 15. № 8. С. 86-95.

10 Бредихин A.B. Понтийские греки в семье народов Кавказа// Историческая память и диалог поколений в постсоветском обществе. Сборник статей № 3. - М.: Научное общество кавказоведов, ИП Лобанов В.И., Книжный мир, 2016. С. 218-224.

оритетов здесь стоит назвать как религиозное единство, участие казачества в жизни Святой горы Афон, так и сохранение памяти о погибших казаках на острове Лемнос, покинувших родные степи после Гражданской войны. Думается, что и память о Византии, также поможет укрепить связи между нашими народами и приблизить их к единению и симфонии.

Список литературы:

1. Бредихин A.B. Понтийские греки в семье народов Кавказа// Историческая память и диалог поколений в постсоветском обществе. Сборник статей № 3. - М.: Научное общество кавказоведов, ИП Лобанов В.И., Книжный мир, 2016. С. 218-224.

2. Карпов С.П. Когда и как возникла Тана? (О происхождении итальянской фактории на византийской окраине)// Византийский временник, 1997. Т. 57. № 82. С. 5-18.

3. Опарина Т.А. «Промыслить Царьград!»// Родина, 2006. № 11. С. 36-40.

4. Опарина Т.А. План захвата Стамбула греческого купца Николая Христофорова// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология, 2016. Т. 15. № 8. С. 86-95.

5. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Греческий след в судьбе казачества// Альманах «Казачество», 2016. № 20. С. 7-16.

6. Савельев Е.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2012.

7. Сень Д.В. Казаки-перелеты// Родина, 2010. № 3. С. 63-65.

8. Шевченко Ю.Ю. Осколки Готской митрополии: финал христианских пещерных комплексов в Подонье// Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма, 2011. № 3. С. 244-274.

9. Мифы народов мира. В 2 т. М.: «Советская Энциклопедия», 1991. Т. 1. С. 56-57.

10. Виктор Водолацкий: Казаки сегодня хотят помочь государству в наведении порядка// Казачий информационно-аналитический центр. URL: http://kazak-center.ru/publ/ novosti_kazak_inform/rossijskoe_kazachestvo/viktorjvodolackij_quot_kazaki_khotjat_po-moch_gosudarstvu_v_navedenii_porjadka_quot/153-l-0-902 (дата обращения: 15.12.2016).

Bibliography

1. Bredikhin A.V. Pontic Greeks in the family of peoples of the Caucasus // Historical Memory and intergenerational dialogue in the post-Soviet society. Collection of articles № 3. - M:. Caucasiologists Scientific Society, Book World, 2016 p. 218-224.

2. Karpov S.P. When and how did the Tana? (On the Origin of the Italian factories on the outskirts of the Byzantine) // Byzantine Annals, 1997. T. 57. № 82. p. 5-18.

3. Oparin T.A. "Constantinople fishing!" // Homeland, 2006. № 11. p. 36-40.

4. Oparin T.A. Istanbul plans to capture the Greek merchant Nicholas Hristoforova // Bulletin of the Novosibirsk State University. Series: history, philology, 2016. T. 15. № 8. p. 86-95.

5. Ryabova E.L. Ternovaya L.O. Greek mark on the fate of the Cossacks // Almanac «Cossacks», 2016. № 20. p. 7-16.

6. Saveliev E.P. The ancient history of the Cossacks. M:. Veche, 2012.

7. Sen D.V. Cossacks // Homeland flights, 2010. № 3. p. 63-65.

8. Shevchenko Y.Y. Shards Gotha archdiocese: the final Christian cave complexes in the Don region // Materials on archeology and history of ancient and medieval Crimea, 2011. № 3. p. 244-274.

9. Myths of the peoples of the world. In 2 v M:.. «Soviet Encyclopedia», 1991. v. 1. p. 56-57.

10. Victor Vodolatsky: Cossacks now want to help the state in restoring order Cossack // Information-Analytical Center. URL: http://kazak-center.ru/publ/novosti_kazak_inform/ rossijskoe_kazachestvo/viktor_vodolackij_quot_kazaki_khotjat_pomoch_gosudarstvu_v_ navedenii_porjadka_quot/153-1 -0-902 (15.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.